42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 – 1 ед.

Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 – 1 ед.

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ПРОЕКТА 1240

SMALL MISSILE SHIP ON UNDERWATER WINGS PROJECT 1240

23.04.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МРК ПРОЕКТА 1240 В МУЗЕЕ 1ЦНИИ МО. 1998

В Музее 1ЦНИИ МО РФ было представлено много моделей не осуществленных проектов боевых кораблей различных классов, в том числе здесь много уникальных проектов отечественного военного кораблестроения. Среди них, выставлены модели вариантов корабля на подводных крыльях типа проект 1240.
Известно, что еще ходе строительства и испытаний МРК проекта 1240 в ЦМКБ «Алмаз» проводились конструкторские проработки по улучшению качества серийного проекта. Рассматривались современные виды вооружения и техники находящиеся в стадии разработки, проектирования и строительства ,применительно к проекту 1240. Прорабатывались варианты замены ударного оружия 4 ПКР «Малахит» на 16 ПКР «Уран», 4 ПКР «Москит», 8 ПКР «Оникс», ЗРК «Оса-м» на «Оса-МА», ЗРК «Кортик», ЗРК «Кинжал» с трёхкоординатной РЛС «Позитив-М», Радиотехнического РКС «Дубрава-1240» на РЛК «Монолит».
ВТС «БАСТИОН», 23.04.2017

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ПРОЕКТА 1240

Проектирование корабля на глубокопогруженных автоматически управляемых крыльях началось в ЦКБ-5 (с 1966 г. ЦМКБ «Алмаз») в 1964 г. Первые два года конструкторские работы велись на базе уже созданного корпуса малых ракетных кораблей семейства «Овод». В качестве основного вооружения планировалось размещение 4–6 противокорабельных крылатых ракет «Термит». Затем конструкторам предложили усилить вооружение корабля за счет более мощных и дальнобойных ракет «Малахит», а в итоге родился принципиально новый проект «Ураган».
Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ века проводились испытания малопогруженных крыльевых устройств на однокрылых катерах пр.123бис, М123бис, 123К, 184, 183ТК и 206М, и двухкрылых пр.125 и 125А. Тогда положительных результатов по мореходности достичь не удалось.
Решение проблемы ученые и конструкторы видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим управлением подъемной силой. Это направление получило свое теоретическое обоснование и практическую реализацию уже в 1950 — 1960-е годы.

С целью проверки правильности принятых конструкторских решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (пр.1240) и малый противолодочный (пр.1141).
Проектированию малого ракетного корабля предшествовала постройка модели в масштабе 1:3,3, опытная эксплуатация которой показала хорошие результаты. Для отработки формы корпуса и системы подводных крыльев была создана своеобразная масштабная модель будущего корабля – опытный пассажирский катер на подводных крыльях «Тайфун». Он был построен по проекту главного конструктора В. М. Бурлакова на верфи ленинградского ПО «Алмаз» в 1969 г. и имел водоизмещение 65 т. Более года на нем проводились натурные испытания крыльевого и движительного комплексов; их результаты были использованы для окончательного проекта «Ураган». Главным конструктором проекта также являлся В. М. Бурлаков, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 1-го ранга А. И. Косоруков. «Ураган» предполагалось использовать в качестве опытного образца, а после завершения всесторонних испытаний — принять решение о строительстве серии.
Отработка принципов построения системы стабилизации, угловых колонок по передаче мощности к гребным винтам производились также на пассажирском судне «Тайфун», рассматривавшемся первоначально в качестве полунатурной модели МРК «Ураган».

Проект 1240 «Ураган» МРК разработан конструкторским бюро ЦМКБ “Алмаз” (главный конструктор В.М. Бурлаков). МРК проекта 1240 имел стандартное водоизмещение 342 т, а полное 432 т.
В качестве главных двигателей были применены два газотурбинных агрегата, работавших через редукторные передачи на четыре гребных винта «тандем» в опускаемых крыльевых кормовых колонках. Мощность каждой турбины — 18000 л. с. Для движения в водоизмещающем положении использовались так называемые дизели УМХ (установки малого хода) суммарной мощностью 2000 л. с. Оба дизеля работали на два водометных движителя. Скорость хода в водоизмещающем режиме достигала 10 уз, а на подводных крыльях — 60 уз. Дальность плавания при скорости хода 45 уз составляла 640 миль, автономность по запасам — 5 сут.

Главным вооружением МРК являлись две спаренные бортовые ненаводящиеся пусковые установки КТ-120-1240 крылатых ракет П-120 «Малахит». Зенитное вооружение – расположенный в носовой части ракетный комплекс самообороны «Оса-М» с боекомплектом в 20 зенитных ракет. На надстройке, в ее кормовой части, размещался шестиствольный 30-мм автомат АК-630 с боекомплектом 2000 снарядов. Специально для МРК-5 был создан целый ряд систем, устройств и механизмов. В их числе можно назвать комплекс радиолокационных антенн, систему автоматического управления подводными крыльями и др.
Крыльевое устройство с автоматическим регулированием подъемной силы, обеспечивающим стабилизацию по высоте над водной поверхностью, крену и дифференту, в сочетании с мощной газотурбинной установкой позволило кораблю развивать скорость более 50 узлов и использовать оружие при волнении моря до 5 баллов включительно. Максимальная же скорость составляла 57-60 узлов, а дальность плавания на крейсерской скорости (45…50 узлов) — до 700 миль.
В этом судне поражала новизна многих технических решений. На момент постройки это был самый крупный в мире корабль на подводных крыльях. Корпус корабля был выполнен из панелей алюминиево-магниевого сплава АМГ-62Т-1, а подводные крылья — из титанового сплава 48ОТ3В.
Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. каждая. Через редукторы, расположенные в угловых колонках, она вращала гребные винты, расположенные на гондолах по схеме «тяни-толкай». На малом ходу носовое крыло, обе колонки с винтами поднимались из воды. Движение на этом режиме осуществлялось за счет водометов, приводимых в действие двумя дизелями. Автономность по запасам провизии составляла 5 суток, мореходность корабля при ходе на крыльях — 5 баллов, а в водоизмещающем положении — 6-7 баллов.

Основные требования ТТЗ были воплощены в проекте 1240 успешно . Корабль получился удачным настоящий мореход с большой скоростью ходил по штормовому морю,а так же применял все виды оружия . Что существенно расширяло боевые возможности малых кораблей, позволяло им решать свойственные задачи в любых условиях обстановки. Фактически делала малый, «москитный» флот всепогодным . Особенно важен этот фактор при организации ПВО. Из истории войн и военных конфликтов известно что наибольшую угрозу малым кораблям и катерам составляла авиация противника наносящая существенный урон численному составу, во время ВОВ единственным средством защиты для малых кораблей и катеров от ударов авиации была большая скорость и маневр уклонения. Высокая скорость МРК пр.1240 позволяет выполнить маневр уклонения от применяемому по нему оружию, когда корабль имеет возможность в секунды изменить такие важние параметры в наведении и прицеливании примененного по нему оружия как скорость и угловое перемещение, это дает ему возможность избежать боевого поражения.
Стабилизированная платформа в условиях штормового моря при максимальных кренах до 1.7 градусов и дифферентах до 3.5 позволяет эффективно использовать зенитно-ракетное, артиллерийское оружие, средства РЭБ в целях самообороны, а так же средства радиотехнической разведки для обнаружения, наведения, целеуказания и управления совместными боевыми действиями.

Высокая скорость хода МРК пр.1240 позволяет стремительно проводить тактическое развертывание ТГ, КУГ в огневые позиции, расширяет возможность организации ракетных ударов с разных направлений , немаловажный фактор при форсировании минных заграждений и рубежей ПЛО в период развертывания сил флота.
Подьёмные крыльевые устройства существенно облегчают систему базирования на морских регионах страны, позволяют базировать корабли, соеденения кораблей проекта 1240 в мелководных бухтах и реках, а так же проведение ремонта агрегатов и исполнительных механизмов крыльевых устройств без постановки в док.
Высокая степень автоматизации позволяла существенно сократить количество экипажа и
И избежать многочисленной аварийности в эксплуатации вооружения и технических средств корабля связанных с ошибками обслуживания экипажа.
Опытный МРК на автоматически управляемых подводных крыльях. Кодовое наименование проекта – «Ураган». Корпус корабля был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, крылья – из титана. Движительная установка состояла из двух толкающих и двух тянущих гребных винтов, расположенных на подъемных колонках кормовых крыльев. МРК обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако оказался капризным в эксплуатации, а его крыльевая система – недостаточно надежной.
МРК-5.

Заложен на Ленинградском Приморском ССЗ, спущен на воду в 1973 г., вышел на испытания в 1976 г. В 1976 г. МРК-5 провел в штормовых условиях Балтики 15 сут. В течение года корабль прошел 1310 морских миль за 370 ходовых часов, в том числе 36 ч шел в крыльевом режиме. На испытаниях корабль развил скорость 50-55 уз. при волнении до 5 баллов.
В 1977 г. в период сдаточных испытаний МРК-5 прошел 720 миль и находился в море 36 сут, проведя на крыльях 63 ч. Перед новым 1978 г. акт приемки МРК-5 от промышленности был подписан, но и весь 1978 г. корабль провел на Балтике в опытной эксплуатации.
После завершения программы испытаний переведен по внутренним водным путям на Черное море. 24.11.1979 прибыл в Севастополь и был включен в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА.

Читать еще:  На морских ракетоносцах

Корабль легко выходил на крылья, выполненные из титана. По бортам перед надстройкой были расположены два носовых крыльевых устройства, состоящих из двух отдельных глубокопогруженных крыльев с элементами, пересекающими свободную поверхность воды. Кормовое крыльевое устройство состояло из полногруженного плоского крыла, боковые стойки которого одновременно использовались для размещения угловой редукторной передачи. На палубе корабля размещались гидроцилиндры подъема крыльевых устройств. Мореходность МРК-5 превышала 5 баллов с сохранением скорости хода 50 уз, при этом амплитуда бортовой и килевой качки не превышала 2°.
За период эксплуатации МРК-5 провел две ракетные стрельбы главным комплексом и три стрельбы зенитными ракетами «Оса-М». В 1986 г. он провел в море 38 сут и прошел за это время 528 морских миль. Всего за этот год корабль имел 210 ходовых часов, из них 20 ч — в движении на подводных крыльях.
Этим кораблем командовали: капитан-лейтенент В.Е. Кузьмичев, капитан 3 ранга Э.В. Ванюхин и капитан-лейтенант Н.А. Гончаров.
Конструкция корабля в целом оказалась достаточно живучей, но для столь сложного корабля требовался экипаж моряков-профессионалов. Матросам срочной службы оказалось не под силу освоить несение вахты на корабле, насыщенном сверхсовременной аппаратурой и автоматикой, а в результате — частые поломки и аварии. По ряду причин сохранить МРК-5 для флота не удалось.
В 1990 г. он был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В 1992 г. затонул после пожара в Стрелецкой бухте. Позже поднят и разделан на металл в Севастополе.

В ходе строительства и испытаний МРК проекта 1240 в ЦМКБ «Алмаз» проводились конструкторские проработки по улучшению качества серийного проекта. Рассматривались современные виды вооружения и техники находящиеся в стадии разработки, проектирования и строительства ,применительно к проекту 1240. Прорабатывались варианты замены ударного оружия 4 ПКР «Малахит» на 16 ПКР «Уран», 4 ПКР «Москит», 8 ПКР «ОНИКС», ЗРК «Оса-м» на «Оса-МА», ЗРК «Кортик», ЗРК «Кинжал» с трёхкоординатной РЛС «Позитив-М», Радиотехнического РКС «Дубрава-1240» на РЛК «Монолит».

Водоизмещение, тонн
• порожнем 299
• стандартное 342
• полное 426 — 432
Основные размерения, м
• длина без рулевых колонок (по КВЛ) 49,8 (43)
• длина с рулевыми колонками 56,5 — 56,6
• ширина наибольшая (по КВЛ) 10,17- 10,2 (9)
• ширина по крыльям 21,1 — 21,14
• осадка на ходу с ПК / с подн. ПК / с опущ. ПК 2,2…2,35 / 2,8 / 8,0 — 8,2
Главная энергетическая установка: ДГТУ
• 2 газовых турбины М-10,
суммарная мощность, л.с. (кВт) 36 000 (26 500)
• 2 дизеля малого хода М-401 (ДРА-211),
суммарная мощность, л.с. (кВт) 2 200 (1 620)
• газотурбогенераторы ГТГ-100, мощность, кВт 3×100
• дизель-генераторы ДГ-100, мощность, кВт 2×100
4 гребных винта в двух колонках; 2 водомёта малого хода
Скорость хода, уз:
• наибольшая 57…60
• длительная на ПК 45…50
• экономическая на ПК 36
• длительная малого хода 8,5
Дальность плавания, миль (при скорости, уз):
700 — 702 (45 — 60)
1250 (36)
1500 (8,5)
Автономность, сут. 5
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 34 — 40 (7)

Ударное ракетное:
• ПУ ПКРК П-120 «Малахит» 2×2
4 ПКР П-120 «Малахит»
Зенитное ракетное:
• 1×2 ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М»
20 ЗУР 9М33М
Артиллерийское:
• 1×6 30-мм ЗАК АК-630М

Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 – 1 ед.

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 598 154
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 561 858

Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

АУ – артиллерийская установка;

ББК – Беломорско-Балтийский канал; БСБР – бомбосбрасыватель;

ВМС – Военно- морские силы;

ВМФ – Военно-морской флот;

ГАС – гидроакустическая станция;

ГТУ – газотурбинная установка;

ДиСКР – дивизион сторожевых кораблей;

ДКБФ – Дважды Краснознаменный Балтийский флот;

зав.№ – заводской номер;

ЗУР – зенитная управляемая ракета;

ЗРК – зенитный ракетный комплекс;

КамФлРС – Камчатская флотилия разнородных сил;

КБФ – Краснознаменный Балтийский флот;

КПУГ – корабельная противолодочная ударная группа;

КСФ – Краснознаменный Северный флот;

КГОФ – Краснознаменный Тихоокеанский флот;

КУГ – Корабельная ударная группа;

КЧФ – Краснознаменный Черноморский флот;

КШУ – Командно-штабные учения;

КГБ – Комитет государственной безопасности;

ЛенВМБ – Ленинградская военно-морская база;

МПК – малый противолодочный корабль;

МГГЧ – морские пограничные части;

МРК – малый ракетный корабль;

МЧПВ – морские части пограничных войск;

ОБСКР – отдельная бригада сторожевых кораблей;

ОРВИ – отдел реализации военного имущества;

ОС – опытовое судно;

ПКР – противокорабельная ракета;

ГШТА – противолодочный торпедный аппарат,

ПО – пограничный округ;

ПСКР – пограничный сторожевой корабль;

ПУ – пусковая установка;

РБУ – реактивная бомбометная установка;

РГБ – реактивная глубинная бомба;

РКА – ракетный катер;

РКВП – ракетный корабль на воздушной подушке;

РЛС – радиолокационная станция;

РФ – Российская Федерация;

СахФлРС – Сахалинская флотилия разнородных сил;

СРЗ – судоремонтный завод;

ССЗ – судостроительный завод;

СС ММФ – спасательное судно Министерства морского флота;

СФ – Северный флот;

ТА – торпедный аппарат;

ТКА – торпедный катер;

ТОФ – Тихоокеанский флот;

ТТЭ – такти- ко-технические элементы;

УПАСР – управление подводных аварийно-спасательных работ;

ФПС – Федеральная пограничная служба;

ХОЗУ – хозяйственное управление;

ЧФ – Черноморский флот;

ЭУ – энергетическая установка.

Выражаем искреннюю признательность начальнику Научно-исследовательской исторической группы ВМФ капитану 1 ранга М.С.Монакову, капитану 1 ранга А.А.Комарову, а также А.М.Коногову за помощь, оказанную нашей редакции в работе по завершению рукописи справочника и ее подготовке к печати.

При подготовке схем использованы материалы следующих книг: В.П.Кузин, В.И.Никольский -Военно-морской флот СССР 1945 – 1991- (Спб, Историческое морское общество, 1996); -История отечественного судостроения», т.5 (Спб, Судостроение, 1996), а также журналов «Судостроение», «Военный парад- и альманаха «Тайфун».

В выпуске использованы фотографии из коллекций С.Бережного, С.Балакина и В.Костриченко.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые противолодочные корабли проекта 204 – 63 ед.

Первые специально спроектированные МПК Советского ВМФ. Обладали оригинальной движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Три МПК проекта 204 были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три – Румынии, из которых два были построены в 1966- 1967 гг. по проекту 204Э (РБУ-6000 замены на РБУ-2500) специально на экспорт [1].

МПК-45 (проект 204), 1964 г.

МПК-15 (зав. № 801). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.11.1958 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 30.3.1960, вступил в строй 29.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. Явился головным кораблем данного проекта. 5.6.1979 выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный МПК, а 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1984 расформирован.

МПК-16 (зав. № 802). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.1.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 27.7.1960, вступил в строй 31.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 21.5.1981 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1981 расформирован.

МПК-72 (зав. № 803). 12.8.1959 заложен на стапеле ССЗ N° 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.12.1960, вступил в строй 30.9.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-75 (зав. № 804). 18.10.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1961, вступил в строй 26.10.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. В период с 23.1.1984 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ и 4.10.1988 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях.

Читать еще:  Сверхзвуковой высотный ракетоносец «Т-4» («Сотка»)

МПК-88 (зав. № 805). 22.3.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.8.1961, вступил в строй

19.11.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1971 расконсервирован и вновь введен в строй. 25.6.1985 исключен из состава ВМФ, 4.7.1985 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях и 1.10.1985 расформирован.

МПК-148 (зав. № 806). 22.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 18.1.1962 и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 28.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 26.5.1983 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей за границу [2].

МПК-169 (зав. № 501). 15.4.1960 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.10.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. С 27.6.1974 входил в состав КамФлРС КТОФ. 28.5.1980 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1980 расформирован и вскоре в б. Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-79 (зав. № 102). 13.2.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.8.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А.М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 7.6.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 3.9.1974 по 6.1.1975 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 31.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

По всей вероятности, румынские корабли в состав ВМФ СССР не входили, хотя не исключено, что два из них – это бывшие МПК-106 и МПК-125, сведений о службе которых в архиве не обнаружено. Таким образом, общее число построенных по проекту 204 и 204Э кораблей составляет либо 64, либо 66. – Прим. ред.

Куда конкретно, в документах не указано. Вероятно, в Болгарию или Румынию для замены однотипных кораблей или для разборки на запчасти. – Прим. ред.

Мощный «Ураган»: ракетный корабль на подводных крыльях стал «цепным псом» Черноморского флота

Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1240 «Ураган», способный «парить» по воде на подводных крыльях, стал настоящей революцией в области судостроения.

Корабль, передвигающийся по волнам со скоростью спортивного автомобиля и вооруженный ракетами для «усмирения» потенциального противника, — вовсе не фантазия. Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1240 «Ураган», способный «парить» по воде на подводных крыльях, стал настоящей революцией в области судостроения.

Эта уникальная разработка, созданная советскими конструкторами Невского морского завода МСП, была спущена на воду 1973 году. После успешных испытаний в 1976-м «Ураган» был включен включенный в состав Черноморского флота.

Применение подводных крыльев в конструкции корабля «приподнимало» его над водой, снижая сопротивление, и, в конечном счете, позволяло морякам получить главное, от чего во многом зависит успех в бою — скорость. Две газотурбинные установки мощностью 18 тыс. лошадиных сил каждая разгоняли «Ураган» до скорости в 60 узлов. А размещенное на борту вооружение в виде четырех противокорабельных ракет П-120 «Малахит» и артиллерийской установки АК-630 и вовсе превращало его в «цепного пса» отечественного флота — по оценкам военных экспертов, появление МРК проекта 1240 было ясным сигналом потенциальным противникам о том, что в территориальные воды СССР лучше не вторгаться.

Фото: kchf.ru — пресс-служба Черноморского флота РФ (из музея СФ «Алмаз»)

Как рассказал в интервью «Звезде» капитан 3 ранга ВМФ СССР в отставке, военный историк Сергей Зенцов, разработчики применили в «Урагане» целый ряд конструктивных решений.

Его подводные крылья были изготовлены из титана и оснащены специальной автоматической системой, которая сама управляла всеми элементами и могла осуществлять стабилизацию по крену, дифференту и высоте. В то время это была уникальная технология, отметил эксперт.

Между тем, обслуживание таких систем было довольно трудоемким процессом, требовавшим особых навыков и знаний, заметил Зенцов.

Он также обратил внимание на то, что высокие скоростные характеристики давались ценой большого расхода топлива. Кроме того, максимальная дальность движения корабля составляла всего 700 миль. Этого считалось достаточным для встречи неприятеля и ответа ему. Тем не менее, сложность использования и проблемы с техобслуживанием постепенно привели к потере интереса к этому уникальному проекту. В итоге судьба «Урагана» сложилась довольно печально — в 1990-м он был исключен из состава ВМФ, а через два года и вовсе затонул после пожара в Стрелецкой бухте.

Тем не менее, сама идея использования судов на подводных крыльях по-прежнему жива и в последние годы получила новое развитие. Правда, преимущественно в гражданской сфере. Так, 28 сентября в Нижегородской области было спущено на воду речное пассажирское судно на подводных крыльях последнего поколения. Уже известно, что серия будет называться «Валдай-45Р». Первое судно носит имя «Ростислав Алексеев» — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных «Ракет» и «Метеоров». Возродить производство кораблей на подводных крыльях выразил желание недавно и феодосийский завод «Море», до 1991 года выпускавший ежегодно по 8-10 «Комет».

Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 – 1 ед.

МАЛЫ Й РАКЕТНЫ Й КОРАБЛ Ь НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ МРК-5
Проект 1240 « Ураган» • Sarancha class
(построено 1)

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. в СССР многие влиятельные специалисты чрезмерно увлеклись кораблями с динамическими принципами поддержания (КДПП) считая, что с помощью КДПП удастся создать корабли с принципиально новыми боевыми свойствами. Гипноз большой скорости был так силён, что была забыта формула родившаяся во время Второй Mировой войны: «от самолета не убежишь». Они считали, что для решения ударных, противолодочных и десантных задач высокая скорость развиваемая КДПП даст значительный эффект и в то время мало кто сомневался в этом.

Применительно к МРК и РКА работы велись по трём основным направлениям: корабли на подводных крыльях (КПК); корабли на воздушной подушке (КВП); корабли-экранопланы (КЭП). Работы по всем этим направлениям начались практически одновременно с конца 50-х годов.

Быстрее всего была получены результаты по КПК, так как эти корабли в некоторых странах уже производились. Применяемые на них подводные крылья можно разделить на три основных типа:

пересекающие поверхность воды, обладающие свойством самостабилизации за счет изменения подъемной силы при изменении их погруженной площади;

малопогруженные, обладающие самостабилизацией за счет изменения подъемной силы от влияния свободной поверхности воды;

глубокопогруженные с принудительной стабилизацией за счет применения автоматических систем управления их подъемной силой (АУПК).

Первые два типа крыльевых устройств довольно широко применялись в отечественном и мировом военном кораблестроении в 1960-х – 1970-х гг., однако такие КПК не обладали достаточной мореходностью и, в связи с этим, дальнейшего распространения не получили. Основное применение суда на подводных крыльях с малопогруженными и пересекающими поверхность воды крыльями нашли в гражданском флоте для пассажирских перевозок на реках, озерах и прибрежных морских коммуникациях: это советские пассажирские суда типов «Ракета» и «Комета», катера швейцарской фирмы «Supramar», катера военного назначения, построенные в Германии еще в период Второй Мировой войны (VS-6, VS-7, TS-6, VS-8), советские пограничные катера пр.125-А и др.

Наибольший интерес у военных специалистов благодаря своей возможности сохранять высокую скорость хода при значительном волнении моря вызвали корабли на АУПК. В 1960-х – 1970-х гг. за рубежом, в основном в США, уже начали проводиться широкие исследования по отработке движения на глубокопогруженных ПК с применением автоматических систем управления.

В июле 1963 г. по инициативе ЦКБ-5 (ныне – ЦМКБ «Алмаз») с участием специалистов 1-го ЦНИИ МО, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦАГИ, МАИ и НИИ «Электроприбор» было проведено совещание, посвящённое координации работ по проблемам АУПК. На этом совещании определили порядок и степень участия различных организаций в исследованиях, связанных с созданием боевого корабля с АУПК. После совещания, результатом которого было соответствующее Решение ВМФ и МСП, в феврале 1964 г. ЦМКБ «Алмаз» было поручено проектирование опытного корабля на АУПК под шифром «Ураган». Главным конструктором проекта назначили В.М.Бурлакова, главным наблюдающим от ВМФ – А.А.Осташко (по другим данным капитана 1 ранга А.И.Косорукова). Первоначально проект разрабатывался как вариант МРК «Овод» (пр.1234) и имел номер 1234-АУПК. Однако в ноябре 1966 г. в связи со значительным отличием по основным ТТЭ от пр.1234 ему присвоили новый номер – 1240.

Читать еще:  Авиационная баллистическая ракета Х-2000

Проект оказался очень сложным и большое количество проблем пришлось решать впервые. В том же 1964 г. было принято решение МСП о разработке опытного морского пассажирского судна на АУПК «Тайфун» (пр.1233). Поскольку проектантом судна «Тайфун» также был назначен ЦМКБ «Алмаз», а срок его разработки опережал проектирование «Урагана», первоначально предполагалось отработку вопросов гидродинамики подводных крыльев, формы корпуса, принципа передачи мощности от двигателей к движителям, отработку системы автоматического управления ПК провести на «Тайфуне», считая его полунатурной моделью КПК «Ураган». В полной мере этого сделать не удалось, однако часть отработанных в пр.1233 вопросов, таких как система управления АУПК, угловые редукторные передачи мощности от двигателей к гребным винтам, система гидравлики и некоторые другие, оказались полезными для проектирования КПК «Ураган».

Так как проект 1240 являлся боевым кораблём, на нем по техническому заданию, разработанному 1-м ЦНИИ МО, необходимо было разместить современное (по тому времени) ракетное (противокорабельное и зенитное) и артиллерийское оружие, а также радиоэлектронное вооружение. Вооружение включало две спаренные ПУ ПКР «Малахит» с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-М» и 30-мм шестиствольный автомат АК-630М с РЛС управления «Вымпел». Всё это, наряду с требованиями к дальности плавания, скорости хода и мореходности привело к тому, что полное проектное водоизмещение корабля превысило 400 тонн. Кораблей на АУПК такого водоизмещения в мировой практике кораблестроения ещё не было.

Расчёты показали, что для обеспечения выхода на режим движения на подводных крыльях потребуется значительная мощность двигателей, что было неприемлемо для обычных угловых редукторных передач, подобным КПК «Тайфун». Поэтому для такого относительно небольшого корабля впервые были разработаны и применены газотурбинные двигатели М-10 (на базе авиационных НК-12) мощностью по 18.000 л.с., а для обеспечения передачи мощности – оригинальные угловые редукторные передачи с раздвоением мощности на тянущий и толкающий гребные винты, расположенные на одной гондоле.

В целях максимально возможного облегчения корабля ЦМКБ пришлось применить целый ряд нетрадиционных решений и новых разработок. Так, в качестве основного материала корпуса был использован новый по тому времени высокопрочный алюминиево-магниевый сплав АМг-62Т1, не требующий термообработки после сварки, из которого специально для этого корабля изготавливались по авиационной технологии прессованные панели. Крыльевые устройства изготавливались из титанового сплава 48ОТ3В (титановые крылья на зарубежных КПК не применялись). Судовые системы и трубопроводы забортной воды изготавливались из титановых сплавов, а трубопроводы пресной воды и вентиляционные трубы – из АМг. Для снижения массы кабелей и электрооборудования на корабле впервые применили бортовую сеть с трёхфазным током напряжением 380 В и частотой 400 Гц. Специально для корабля были разработаны облегчённые источники электроэнергии – газотурбогенераторы ГТГ-100.

Особо следует отметить большой комплекс работ по выбору, отработке и размещению на корабле крыльевых устройств и системы управления ПК. Была принята схема носового крыльевого устройства, имеющая кроме глубокопогруженных крыльев и элементы, пересекающие поверхность воды, что позволяло «подстраховать» систему автоматики и снизить вероятность аварийных ситуаций при внезапном отказе системы во время движения корабля на ПК. К тому же расчёты показали, что кораблю такого водоизмещения для стабилизации движения на волнении оказалось недостаточно усилий, развиваемых закрылками. Поэтому было принято оригинальное конструктивное решение – применить полностью поворотное подводное крыло, которое в несколько раз позволило увеличить используемые для стабилизации движения силы.

Для проверки этих новых конструктивных схем, а также для наиболее полного моделирования гидродинамики будущего корабля была построена самоходная модель ЛК-14, испытания которой подтвердили правильность выбранных решений.

Но проблемы, с которыми пришлось столкнуться проектанту при разработке крыльевых устройств, касались не только вопросов гидродинамики. Осадка корабля вместе с ПК составляла более 8 м, поэтому с целью улучшения базирования, обеспечения возможности подхода к причалам в более мелководных районах, а также для возможности осмотра и ремонта крыльевых устройств без постановки корабля в док необходимо было решить проблему их подъёма – как кормового, так и носовых ПК, масса которых составляла соответственно 17 т и 29,3 т. При этом необходимо было у кормового крыльевого устройства осуществить разъём идущих на винты линий валов, не нарушив трассировку систем гидравлики, масла, забортной воды, идущих от корпуса к крыльям. Так как при поднятых крыльевых устройствах кораблю необходимо было маневрировать, причём со значительно увеличивающейся при поднятых крыльях парусностью, была предусмотрена вспомогательная энергоустановка, состоящая из двух агрегатов ДРА-211 мощностью по 1.100 л.с. и двух водомётных движителей. Под этой установкой корабль мог двигаться как с поднятыми, так и с опущенными крыльевыми устройствами со скоростью до 8 узлов и осуществлять маневрирование в стеснённых условиях.

Учитывая то, что приводами многочисленных систем и устройств на корабле пр.1240 были приняты гидроцилиндры, на нём использовали чрезвычайно развитую систему гидравлики, причём для обеспечения необходимого быстродействия гидроцилиндров ПК и закрылков давление в системах гидравлики впервые на кораблях было доведено до 200 атмосфер. Также впервые для корабля такого водоизмещения, в связи с его высокой энергонасыщенностью и необходимостью принятия оперативных решений при высоких скоростях движения, была разработана автоматизированная система управления главной и вспомогательной ЭУ с централизованным контролем и документированием основных технических параметров (система «Двина»).

Сложность и насыщенность корабля новейшими образцами оружия и технических средств, а также стремление (в целях снижения массы) к минимизации количества личного состава повлияли и на принцип формирования экипажа. Потребовалась более высокая, по сравнению с обычными кораблями подобного водоизмещения, квалификация личного состава, в связи с чем на нём пришлось увеличить процент офицеров и сверхсрочнослужащих. Кроме того, в целях качественного проведения послепоходовых осмотров, ремонтов и регламентных работ, кораблю придавалась так называемая команда берегового технического обслуживания, находящаяся на специально построенном для «Урагана» плавучем доке.

Программа строительства. Строительство, проведение испытаний и сдача опытного МРК пр.1240 «Ураган» намечалось на Невском Морском заводе МСП, который к 1970 г. вошёл в состав ленинградского Приморского завода. Для осуществления постройки корабля на этом заводе была закончена реконструкция в части, касающейся строительства нового эллинга, а также произведён ряд работ по технологическому оборудованию, в том числе постройка спускового устройства.

Единственный корабль пр.1240, получивший тактическое обозначение МРК-5, был заложен, а затем спущен на воду в 1973 году. Достройка шла трудно и долго и только в 1976 г. он вышел на испытания, а вступил в строй 30 декабря 1977 г. На западе этот МРК получил обозначение Sarancha class .

Статус на 200 8 г. МРК «Ураган» был построен в 1976 г. и после вступления в строй в 1977 г. и завершения программы испытаний был переведён по внутренним водным путям на Чёрное море, где в течение нескольких лет проходил опытную эксплуатацию. Предполагалось использовать его как опытный и только по результатам испытаний принять решение о создании серийных КПК. МРК показал хорошую мореходность и высокую скорость хода – до 60 узлов.

Создание этого корабля явилось крупным отечественным достижением в области строительства кораблей с новым принципом движения. Однако большой объём сконцентрированных в одном корабле сложных проблем не мог не повлиять на его судьбу. Сложность технического обслуживания, недостаточная отработанность отдельных опытных образцов техники ограничивали его использование в боевом составе ВМФ. Крыльевая система с автоматизированным управлением оказалась громоздкой и недостаточно надёжной. В 1990 г. корабль был исключён из состава ВМФ и впоследствии разделан на металл.

Дальнейшего развития корабли этого класса в ВМФ СССР не получили.

Размещение вооружения на малом ракетном корабле на ПК проекта 1240

1 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-М» ; 2 – Станция наведения ракет 4Р33 комплекса « Оса-М »; 3 – спаренные пусковые установки ПКР П-120 «Малахит»; 4 – обтекатель антенн ы РЛС общего обнаружения и целеуказания ПКРК «Дубрава»; 5 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения ; 6 – обтекатель навигационной РЛС; 7 – антенна РЛС госопознавания «Нихром»; 8 – визирная колонка «ВК» для ручного управления ЗАК; 9 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 10 – 30-мм шестиствольный зенитный артиллерийский комплекс АК-630-М

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

• МРК-5 [з/н ?]. Заложен на Ленинградском Приморском ССЗ в 1973 г.; спущен на воду в 1973 г.; вышел на испытания в 1976 г.; вступил в строй 30.12.1977 г.; после завершения программы испытаний переведён по внутренним водным путям на Чёрное море; 24.11.1979 г. прибыл в Севастополь и был включён в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА КЧФ; в 1990 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации; в 1992 г. затонул после пожара в Стрелецкой бухте; позже был поднят и разделан на металл в Севастополе.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector