17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 1240 «Ураган»; ракетоносное судно с гигантскими подводными крыльями

Проект 1240 «Ураган» — ракетоносное судно с гигантскими подводными крыльями

Небольшое ракетоносное судно проект 1240 «Ураган», передвигающийся с помощью подводных крыльев, был создан в период «Холодной войны». Проектировать это чудо инженерной мысли приступили в 1964 году. Этот корабль по всем параметрам опережал технологии тогдашнего времени, достигая скорости в удивляющих тогда 60 узлов. Перспективная разработка стала настоящим предметом гордости ВМФ Советского Союза. К сожалению, построено боевое судно было в единственном экземпляре.

  1. Работы по проектированию «Урагана»
  2. Технические особенности МРК-5 «Ураган»
  3. Боевой потенциал «Урагана»
  4. Судьба проекта 1240 «Ураган»

Текст книги «Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России»

Жанры:

Технические науки

История

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)

Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 – 1 ед.

МРК-5 перед спуском на воду (слева) и у причала в Троицкой бухте Севастополя, 1990 г. (внизу)

Опытный МРК на автоматически управляемых подводных крыльях. Кодовое наименование проекта – «Ураган». Корпус корабля был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, крылья – из титана. Движительная установка состояла из двух толкающих и двух тянущих гребных винтов, расположенных на подъемных колонках кормовых крыльев. МРК обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако оказался капризным в эксплуатации, а его крыльевая система – недостаточно надежной.

МРК-5. Заложен на Ленинградском Приморском ССЗ, спущен на воду в 1973 г., вышел на испытания в 1976 г., вступил в строй 30.12.1977. После завершения программы испытаний переведен по внутренним водным путям на Черное море. 24.11.1979 прибыл в Севастополь и был включен в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА. В 1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В 1992 г. затонул после пожара в Стрелецкой бухте. Позже поднят и разделан на металл в Севастополе.

Читать еще:  Ракеты с фугасным зарядом

Водоизмещение полное 426 т, стандартное 342 т; длина наибольшая (без рулевых колонок) 49,8 м. ширина 10,2м (по крыльям 21,1 м), осадка с поднятыми крыльями 2,8 м (на ходу 2,2 м). Мощность ГТУ 2×18 000 л.с., дизельной установки 2×1000 л.с., скорость полного хода 57 уз., дальность плавания 50-уз. ходом 700 миль. Вооружение: 4 ПКР П-120 «Малахит», 1 ПУ ЗРК «Оса-М», 1×6 30-мм АУ АК-630М. Экипаж 45 человек.

МРК-5 (проект 1240), 1977 г.

Ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239– 2 ед.

«Бора» в камуфляжной окраске, 1998 г.

Уникальные боевые корабли – двухкорпусные скеговые КВП (катамараны с аэростатической воздушной разгрузкой), не имеющие аналогов в мире. Кодовое наименование проекта – «Сивуч». Поначалу проектировались как МРК, но впоследствии отнесены ко 2 рангу, в связи с чем специально под них был создан новый класс РКВП. Обладают мощным вооружением и двумя раздельными двигательно-движительными установками с шестью гребными винтами, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. В то же время за выдающиеся ТТЭ пришлось заплатить резко возросшей стоимостью кораблей, что препятствует их серийному строительству.

«Бора» (проект 1239), 1992 г.

Пуск ПКР «Москит» с МРК «Бора», Вверху: МРК-27, будущая «Бора», 1990 г.

«БОРА»» (до 18.3.1992-МРК-27) (зав. № 208). Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске, спущен на воду в 1987 г., принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989. В 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море. В начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи. 12.5.1997 официально введен в строй. В настоящее время находится в составе 41-й Отдельной бригады РКА ЧФ.

«САМУМ» (до 18.3.1992– МРК-17) (зав. № 502). Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г., спущен на воду 12.10.1992, принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г. Переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь, в марте 1993 г. – в Севастополь. Затем опять отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море. С декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.2.2000. В настоящее время входит в состав 36-й бригады РКА БФ.

Читать еще:  Новые истребители и ракеты

Водоизмещение полное 1050 т, стандартное 850 т; длина наибольшая 63,9 м, ширина 17,2 м, осадка в водоиз– мещающем положении 3,3 м. Мощность ГТУ2х20 000 л.с., дизельной установки 2×10 000 л.с. и 2×3300 л.с., скорость полного хода 50 уз., дальность плавания 12-уз. ходом 2500 миль. Вооружение: 2×4 ПУ ПКР «Москит», 1 ПУ ЗРК «Оса-М», 1×1 76-мм АУ АК-176, 2×6 30-мм АУ АК-630М. Экипаж 68 человек.

Сергей Сергеевич Бережной (1940 – 2000)

Профессиональный историк, капитан 2 ранга в отставке С.С.Бережной родился в семье потомственных моряков в 1940 году. В 1961 году он окончил Тихоокеанское Военно-морское училище имени С.О.Макарова и затем служил на торпедных катерах Северного флота. После окончания адъюнктуры при Высшеем Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе с 1972 года бессменно работал в Научно-исследовательской исторической группе ВМФ.

Сергей Сергеевич оставил яркий след в отечественной военно-морской историографии. В частности, до последних дней он трудился над созданием серии справочников по корабельному составу ВМФ СССР и Российской Федерации. В нашей стране и за рубежом получили известность такие его книги, как «Корабли и вспомогательные суда. Советского ВМФ 1917-1927 гг.» (М., Воениздат, 1981), «Корабли и суда ВМФ СССР 1928 – 1945» (М., Воениздат, 1988), «Трофеи и репарации ВМФ СССР» (Якутск, 1994), «Флот СССР. Корабли и суда лендлиза» (Спб, «Велень», 1994).

Сергей Сергеевич являлся автором нескольких выпусков «Морской коллекции», неоднократно выступал в качестве консультанта, оказывал помощь при подготовке материалов к печати и просто был другом нашей редакции.

Вверху: малый ракетный корабль МРК-5 (проект 1240) в Севастополе, 1990 г. Обратите внимание на «самолетный» размах крыльев в поднятом положении.Фото С.Балакина

Ракетные корабли на воздушной подушке (проект 1239). Справа: «Самум» у пирса в Балтийске, 1999 г.

Читать еще:  Победы в космосе и вклад ракетчиков

Фото И. Селезнева

Внизу: «Бора» на параде, посвященном 850-летию Москвы, 1997 г. Фото В.Костриченко

Малый противолодочный корабль МПК-118 (бывший «Комсомолец Молдавии»), 1998 г.

Пограничный сторожевой корабль ПСКР-813,1992 г.

Малый ракетный корабль «Гроза», 1980 г.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора», 1996 г.

Вверху: малый противолодочный корабль МПК-67 (проект 1331М), 1997 г. Фото И.Бородулина

Малые противолодочные корабли МП К-144 (проект 12412) в Кронштадте, 2000 г. (справа) и МПК-220 (проект 11451) в Севастополе, 1995г. (внизу). Фото С.Балакина

Содержание

Проектирование корабля на глубокопогруженных автоматически управляемых подводных крыльях начато в ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») в 1964 году (главный конструктор В. М. Бурлаков). В процессе работы в качестве полунатурной модели было построено пассажирское судно «Тайфун». [прим. 1] [1]

МРК-5 заложен в 1972 году [2] , спущен на воду на ленинградском Приморском заводе в 1973 году, вышел на испытания в 1976 году. Введён в строй 30 декабря 1977 года, на Балтике. После завершения испытаний по внутренним водным путям переведён на Чёрное море. 24 ноября 1979 года прибыл в Севастополь и был включён в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров на Чёрном море.

Подводные крылья изготавливались из титанового сплава. Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. Максимальная скорость «Урагана» составляет 60 узлов.

Исключён из состава ВМФ в 1990 году и передан в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В 1992 году затонул после пожара в Стрелецкой бухте, позднее был поднят и разделан на металл в Севастополе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector