1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Малые ракетные корабли пр. 1234 и пр. 12341 -136 (34) (1*)

Малые ракетные корабли проектов 1234, 1234.1, 1234.7 и 1234Э (МРК Овод)

Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

Характеристики даны для проекта 1234.1

История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.

Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Пе­трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капи­тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.

Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. Завод «Звезда» удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.

Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».

МРК «Буря» с кормы

И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.

«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.

Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.

Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.

МРК «Пассат» с кормы

Модификации и производство малых ракетных кораблей проекта 1234

  • По проекту 1234 «Овод» было построено 17 кораблей (Ленинград) + 3 (Владивосток). 3 последних «ленинградских» МРК были переоборудованы в проект 1234Э.
  • По проекту 1234Э («Овод-Э») — экспортный вариант, отличавшийся установкой 2-х 2-х контейнерных установок противокорабельных ракет (ПКР) П-15 «Термит», вместо 2х 3х ПКР «Малахит». Всего было построено 7 МРК для Алжира и Ливии (3 переоборудованных в 1234Э «Овода» были поставлены Индии, они упомянуты выше).
  • В 1974 году был разработан проект 1234.1 (улучшенный) с усиленным артиллерийским вооружением в виде 76-мм установки АК-176 и 30-мм зенитного автомата АК-630, и более современным радиоэлектронным вооружением, улучшенными условиями обитаемости экипажа, пожаростойкости корпуса. Было построено 15 кораблей для ВМФ СССР и 1 недостроенный, разобран на стапеле.
  • В 1982 году был разработан проект 1234.7 (экспериментальный). Создавался для испытаний более совершенных ПКР «Оникс», которые и составляли его главное вооружение. Построен 1 корабль.
  • В 1999 году был разработан проект 1234ЭМ (модернизация). Проект модернизации ранее проданных кораблей 1234Э. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э», также был изменен комплекс бортовой аппаратуры. Модернизирован 1 корабль для Алжира.

Всего было построено 47 кораблей всех проектов.

МРК проекта 1234.1 «Пассат» и «Зыбь», 2008 год

Описание конструкции кораблей проекта 1234

Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышен­ной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 во­донепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.

Надстройка — островная, трехъярусная.

Служебные и жи­лые помещения размещены в надстройке, на главной па­лубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой око­нечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно ис­пользовать под операционную.

На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменно­го типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размеще­ны антенны радиотехнических устройств и связи, сиг­нальные фалы и ходовые огни, антенны ра­диолокационных станций.

Читать еще:  Схема полета геофизической ракеты с животными на борту

Экспортный МРК — проект 1234Э

Главная энергетическая уста­новка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).

МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивны­ми противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высо­тах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависи­мости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м.
Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляю­щими трубами.

МРК «Рассвет» на параде в Североморске, 2005 г.

Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обес­печивает активное и пассивное обнаружение целей, при­ем информации от авиационных систем воздушного на­блюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» со­прягается с устройством «Дунай», обеспечивающим под­готовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаруже­ния надводных целей составляет не менее 40 км, а заго­ризонтная дальность обнаружения — более 100 км.

Особенности проекта 1234.7

Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представ­лен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой на­клонную ферменную конструкцию для размещения шес­ти транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».

Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носо­вой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ра­кетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зе­нитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.

Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 сна­рядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапа­сом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки ус­тановлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вым­пел» (МР-123/176).

Стандартное радиоэлектронное вооружение представле­но комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облуче­нии «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.

МРК проекта 1234.7 «Накат» — хорошо видны установки новых ракет «Оникс»

Особенности проекта 1234ЭМ

В середине 90-х г. 20 века в ЦМКБ «Алмаз» разработан (глав­ный конструктор Ю.В. Арсеньев) проект модернизации кораблей проекта 1234Э, по заказу Алжира. Главным ударным комплексом корабля стали 4 пусковых установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, на крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э». На мачте разместили трехкоординатную РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ-1» (отсутствие характерного «колпака» «Оводов»), установили РЛС управления ору­жием «Ласка», оптико-электронную систему управле­ния артустановками «Ракурс» и радионавигацион­ную систему «Горизонт-25». В Санкт-Петербурге по этому проекту модернизировали 1 корабль для ВМФ Алжира.

Модернизированный алжирский МРК проекта 1234ЭМ. Облик корабля заметно изменился.

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет и книги В.В. Костриченко, В.Е.Кузьмичёв «Пистолет у виска империализма», Москва, 2006.

Модернизация МРК проекта 1234.1: новое оружие для старой платформы

В середине семидесятых годов военно-морской флот СССР получил первые малые ракетные корабли пр. 1234.1 «Овод-1». К настоящему времени часть таких МРК была списана ввиду морального и физического устаревания, но 12 боевых единиц остаются в составе флота. Они могут продолжать службу, но для этого требуется проведение ремонта и модернизации. Первый из «Оводов» уже прошел необходимую переделку и сейчас проходит испытания.

В составе флота

С 1967 по 1992 годы силами нескольких предприятий было построено 47 МРК пр. 1234 и его производных. Подавляющее большинство «Оводов» строилось для нашего флота. По последней версии проекта 1234.1 построили 19 МРК. Первый из них заложили в 1975 г. и сдали в 1978-м, а последний строился с 1986 г. и поступил на службу только в 1992-м. Корабли распределялись между всеми основными флотами ВМФ.

С середины девяностых по середину двухтысячных российский флот списал 7 МРК «Овод-1». Остальные 12 кораблей до сих пор остаются в составе флота. Большая их часть принадлежит Тихоокеанскому и Балтийскому флотам – по четыре единицы. По два таких МРК служит в составе Черноморского и Северного флотов. Некоторые «Оводы» в последние годы были переведены в резерв.

При всех своих плюсах, МРК пр. 1234.1 имеют ряд недостатков, обусловленных постепенным моральным устареванием. Первые проекты модернизации «Оводов» были предложены еще в девяностых годах, но тогда отсутствовала возможность их реализации. Всерьез о модернизации кораблей заговорили лишь несколько лет назад. В 2017 г. стартовали работы по обновлению первого МРК, и к настоящему времени он успел выйти на испытания.

Технические подробности

К МРК пр. 1234.1 предъявляется целый ряд претензий разного рода. Военных перестала устраивать энергетическая установка корабля, его вооружение и приборное оснащение. При модернизации следует сохранить только корпус и надстройку, а также часть общекорабельных систем. Новый проект модернизации был разработан с учетом таких пожеланий. Кроме того, в нем использовались наработки по пр. 1234ЭМ, ранее созданном по заказу ВМС Алжира.

В ходе модернизации «Оводы» получают улучшенную двигательную установку. В ее основе лежат более мощные и экономичные двигатели, тип которых, однако, пока не уточнялся. Архитектура установки не изменяется, и мощность по-прежнему выдается на три гребных винта фиксированного шага.

Основным оружием МРК «Овод-1» являются противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» в шести пусковых установках. Такое вооружение не соответствует актуальным требованиям, и в ходе новой модернизации осуществляется его замена. В ходе перестройки корабля два блока пусковых установок заменяются четырьмя аналогичными устройствами для ракет Х-35 комплекса «Уран». Каждая из новых установок несет четыре контейнера с ракетами. ПКР Х-35 имеют существенные преимущества перед более старыми П-120 и повышают боевой потенциал корабля-носителя.

Кормовую артиллерийскую установку АК-176 с 76-мм орудием предлагается заменять более новой АК-176МА. Это изделие оснащено современными цифровыми средствами управления и приводами наведения. Улучшенная аппаратура управления в сочетании с характеристиками пушки дает значительный прирост боевых качеств.

Зенитное вооружение МРК пр. 1234.1 включает ракетный комплекс «Оса-М/МА» и один 30-мм шестиствольный автомат АК-630М. Ранее сообщалось, что эти изделия не пойдут под замену. В то же время, планировалось выполнить их модернизацию. Вероятно, речь шла о применении новых систем управления и интеграции вооружения в новые контуры.

Читать еще:  Противоракетная оборона

По результатам продолжающейся модернизации «Оводы» получат ряд новых радиоэлектронных и оптико-электронных систем, которые обеспечат более эффективное решение боевых задач. В прошлом сообщалось о внедрении системы управления артиллерийским огнем МР-123-02/3-4.2 «Багира». Она должна отвечать за применение ствольной артиллерии всех калибров. Корабль с «Багирой» осуществляет поиск и сопровождение целей при помощи РЛС и оптико-электронной системы «Сфера-02».

МРК пр. 1234.1 оснащены радиолокационным комплексом «Титанит», обеспечивающим поиск целей в режиме радиолокации и радиотехнической разведки. Недавно стало известно, что в ходе текущей модернизации выполняется интеграция новых приборов РТР. Тип и характеристики новой аппаратуры не уточняются, но известно, что она прошла испытания и готова к использованию на кораблях.

Таким образом, новые приборы РТР позволяют «Оводам» сохранить возможности обнаружения различных целей без использования своих радиолокационных средств и без риска обнаружения. Можно предполагать, что новые неназванные образцы аппаратуры имеют преимущества перед штатными компонентами «Титанита» и расширяют возможности корабельной РТР.

Ожидаемый результат

Доступные данные позволяют представить, какими возможностями будут обладать малые ракетные корабли пр. 1234.1 после нынешней модернизации. При этом очевидно, что обновление таких МРК имеет положительные особенности как тактико-технического, так и экономического и эксплуатационного характера.

Прежде всего, следует учитывать экономическую сторону проекта. Модернизация позволяет сэкономить деньги и время на строительстве корабля как платформы для вооружений. Таким образом, обновление 12 МРК будет быстрее и дешевле полноценного строительства схожих кораблей с нуля. Кроме того, корабли «Овод-1» хорошо освоены личным составом и под них имеется необходимая инфраструктура. Значительная переподготовка моряков или перестройка береговых объектов не нужны, что экономит время и деньги.

Применение готового корпуса должно обеспечить сохранение мореходности. Новая двигательная установка способна дать прирост ходовых характеристик и улучшить экономичность, увеличив максимальную дальность хода. Вероятно, это скажется и на боевых возможностях.

Модернизированный МРК «Овод-1» сохранит возможности по обнаружению надводных или воздушных целей при помощи РЛС, ОЛС или РТР. При этом наличие современной аппаратуры повысит эффективность решения таких задач. По всей видимости, увеличится дальность обнаружения целей в разных режимах. Также новая электроника повысит точность стрельбы с применением всех вооружений.

Главные преимущества проекта модернизации связаны с отказом от устаревших ракет П-120 и применением ракетного комплекса «Уран». Меньшие размеры ракет Х-35 позволили в разы увеличить боекомплект – до 16 единиц. Максимальная дальность стрельбы старыми ракетами достигала 150 км. Современные Х-35 в разных модификациях доставляют боевую часть на 250-260 км. Скорость полета двух изделий сопоставима. Х-35 выгодно отличается более новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Впрочем, новая ракета уступает старой по массе БЧ – 145 кг против 800 кг.

Старт модернизации и переоснащения кораблей показывает, что комплекс «Уран» посчитали достойной заменой для устаревшего «Малахита». Плюсы более нового комплекса перевесили немногочисленные преимущества ракет П-120.

Ход модернизации

В 2017 г. камчатский Северо-Восточный ремонтный центр приступил к работам по ремонту и модернизации МРК пр. 1234.1 «Смерч». Этот корабль стал первым представителем своего проекта, которому предстояло получить обновленный набор бортовых систем и вооружений. Необходимые работы заняли менее двух лет.


«Смерч» в море

7 июня 2019 г. «Смерч» вышел на заводские ходовые испытания. Тогда сообщалось, что все подобные мероприятия завершатся в течение нескольких месяцев. До конца года корабль вернется в состав сил постоянной готовности Тихоокеанского флота. Примерно через месяц, 8 июля, модернизированный МРК впервые осуществил артиллерийскую стрельбу с применением нового оружия. Установки АК-176МА и АК-630М успешно поразили назначенные цели. Вскоре «Смерч» выполнил межбазовый переход и прибыл во Владивосток для участия в праздничных мероприятиях по поводу Дня ВМФ.

Текущие планы остаются в силе. Модернизированный «Смерч» должен вернуться на службу до конца этого года. Вскоре ожидается начало работ по следующим «Оводам» из состава четырех флотов. В конце 2017 г. сообщалось, что в ближайшие годы ВМФ сможет получить три модернизированных МРК пр. 1234.1, два из состава Тихоокеанского флота и один корабль Черноморского.

Модернизация и испытания «Смерча» в сумме должны занять чуть более двух лет. Работы по следующим кораблям могут потребовать меньше времени, а кроме того, возможен одновременный ремонт нескольких «Оводов». Таким образом, в средней перспективе все 12 остающихся в строю МРК пр. 1234.1 смогут пройти переоснащение и перевооружение, а затем вернуться в строй.

По результатам программы модернизации ВМФ в сокращенные сроки получит малые корабли с современными противокорабельными ракетами и эффективной артиллерией. МРК «Овод-1» продолжат службу уже в новой конфигурации и благодаря этому снова смогут вносить заметный вклад в боеспособность флота.

Малые ракетные корабли пр. 1234 и пр. 12341 -136 (34) (1*)

Тактико-технические данные пр.1234Э

Тактико-технические данные пр.12341

Тактико-технические данные пр.12347


Малый ракетный корабль пр.1234 — Общий вид


Малый ракетный корабль пр.12341 — Общий вид

Система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф» с 1995 (Накат)
На Разливе в 2014 СУ МР-123 «Вымпел» заменена на СУ МР-123-02/3 «Багира»
На Пассате установлена НРЛС МР-231
На Смерче в 2017-2019 2х3 ПУ КТ-84 ПКРК «Малахит» заменены на 4х4 ПУ (16 ПКР 3М24 «Уран»), 1х1 76 мм АК-176 заменена на 1х1 76 мм АК-176МА. 20 сут
Нереализованные модификации: Пр.1234АУПК – с подводными крыльями

Распределение по флотам

БФ: МРК-9, 15, 21-25, Волна (с 24.04.1974 СФ), , Гейзер, Град, Гроза (с 4.09.1973 ЧФ), Гром (с 4.09.1973 ЧФ), Зыбь (зав.№80), Ливень (зав.№83), Метеор, Молния, Пассат, Прибой (зав.№66), Прилив (зав.№67), Прилив (зав.№75), Радуга, Ураган (зав.№65), Шквал, Шторм
ЧФ: МРК-3, 7 (с 1.08.1986 ТОФ), Вихрь (с 31.08.1977 ТОФ), Зарница, Зыбь (зав.№70), Мираж
СФ: Айсберг, Бурун (с 21.04.1978 БФ), Ветер, Заря, Метель, Накат, Прибой (зав.№74), Рассвет, Туча, Ураган (зав.№73)
ТОФ: Ливень (зав.№1005), Мороз, Муссон, Разлив, Смерч, Тайфун, Циклон

МРК-3: 540, 354, 961, 964(1977), 604(1978), 601, 603, 602(1982), 609(1984), 605(1986), 608(1990), 624(1.05.1990)
МРК-7: 356, 963(1971), 967(1972), 962(1977), 966(1978), 611, 602(1979), 623, 617(1982), 606(1984), 612(1984), 618(1986), 403(05.1987), 430(05.1990)
МРК-22: 904(1981)
МРК-25: 451?(1983)
Айсберг: 523, 511, 535(1988)
Бурун: 570, 591, 559(1986), 566(1990)
Ветер: 572(1978), 527, 523, 524(1995)
Вихрь: 972(1972), 966(1973), 978(1975), 351(1976), 955, 425(1985), 438(05.1990), 432(1994)
Волна: 950(1973), 943(1.05.1973), 941(1974), 927(1977), 528, 509?(1986), 505(1989)
Гейзер: 555(1990)
Град: 952(1972), 941(1973), 506, 567, 552(1987), 582(1990)
Гроза: 363, 977(1973), 970, 358(1977), 611, 604(1980), 613(1982), 614(1984), 604(1986), 619(1.05.1990)
Гром: 976(1974), 361(1976), 818(1979), 608, 604(1982), 605(1984), 607(1986), 622(1.05.1990)
Зарница: 363(1976), 973, 972, 607, 618, 606(1990), 621(1.05.1990)
Заря: 925(1977), 536(1982), 511(1985)
Зыбь (зав.№70): 608(1982), 609(1984), 605(1986), 620(1.05.1990)
Зыбь (зав.№80): 457, 560(1990)
Ливень (зав.№83): 475(1991), 551(1991)
Ливень (зав.№1005): 422(05.1987), 415(05.1990), 418(2000)
Метель: 923(1977), 534(1979), 542, 518?(1986), 515?(1986)
Метеор: 580(1988), 590(1990)
Мираж: 616(1986), 603(1986), 617(1.05.1990)
Молния: 945(1973), 565, 558(1989), 595(1990)
Мороз: 434, 450, 402(05.1990), 409(2000)
Муссон: 427(1982), 414(1984)
Накат: 455(1987), 502(1987), 526(1988), 520(2013)
Пассат: 465(1990), 570(1990)
Прибой (зав.№74): 540(1988)
Прилив (зав.№75): 475(1985), 538, 580, 599(1987), 562(1990)
Радуга: 942, 567, 598, 597(1986), 564(1990)
Рассвет: 534, 520(1996)
Разлив: 450(2000)
Смерч: 415, 418, 450(1987), 405(1990), 423(2000)
Тайфун: 994, 425, 427, 401(1983), 415(1984), 400(1988)
Туча: 527(1987), 524(1988), 505(1997)
Ураган (зав.№73): 540, 547(1988), 533(1997)
Циклон: 444(1979), 438, 430(1984), 425(1984), 435(1985), 412(05.1987), 444(05.1990)
Шквал: 947(1974), 915(1976), 957, 565(1978), 551(1984), 567
Шторм: 902(1976), 953, 587(1978), 567, 577(1990)

Читать еще:  Докладная записка И.В. Сталину от 17 апреля 1946 г. об организации научно-исследовательских и опытных работ в области ракетного вооружения в СССР

1987 – Муссон (16.04, затонул в Японском море в результате попадания ракеты-мишени)
1991 – МРК-3 (11.02), 1992 — МРК-7 (29.10), Гроза (19.03)
1993 – Волна (30.06), Град (30.06)
1994 – Вихрь (5.07), Заря (5.07), Радуга (5.07), Шквал (5.07)
1995 – Ветер (4.08), Гром (24.05), Тайфун (4.08), Циклон (17.01)
1998 – Метель (16.03), Шторм (16.03)
2001 – Молния (3.05), Прибой (зав.№74) (3.05)
2002 – Бурун (10.04), Прилив (зав.№75) (10.04), Ураган (зав.№73) (10.04)
2005 – Зарница (22.06), Метеор (22.06), Туча (22.06)
2012 – Накат (5.02)

Алжир: 3 единицы
Рейс Хамидоу 801 (до 4.07.1980 МРК-21), Салах Рейс 802 (до 9.02.1981 МРК-23), Рейс Али 803 (до 8.05.1982 МРК-22). Модернизированы по пр.1234ЭМ шифр «Овод-ЭМ» в Кронштадтском морском заводе 802 в 05.1997-06.2000, в Санкт-Петербурге «Северная верфь» на 801 в 10.2007-11.02.2011, 803 в 2011-12: 4х4 ПУ ПКР 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит», добавлена 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов) (нет на 801, 803) – СУ «Ласка-Э» и опто-электронная СУ СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс», РЛК 3Ц-25Э «Гарпун-Э» (нет на 801, 803), РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо РЛС «Рангоут», РНС «Горизонт-25»

Индия: 3 единицы
Виджай Дург К71 (до 04.1977 Ураган (зав.№65)) списан 3.09.2002, Синдху Дург К72 (до 09.1977 Прибой (зав.№66)) списан 24.09.2004, потоплен как мишень 15.04.2005, Хос Дург К73 (до 04.1978 Прилив (зав.№67)) списан 5.06.1999, потоплен как мишень в 06.2000

Ливия: 4 единицы
Айн Мара 416, с 1991 Тарик ибн Зияд (до 10.1981 МРК-9) сгорел и затонул в Бенгази 3.11.2014 после обстрела артобстрела исламистами, Айн Эль Газала 417 (до 7.02.1983 МРК-24), Айн Зара 418 (до 02.1984 МРК-25) потоплен английскими самолетами 19.05.2011 в Мисрате, Айн Закут 419 (до 09.1985 МРК-15) потоплен американскими самолетами 24.03.1986 в районе порта Бенгази

ВМФ серьёзно усилят модернизированные «Оводы».

Приветствую на канале!

После долгих лет простоя, ВМФ наконец-то начал получать новые корабли. Это и подводные стратегические крейсера, и надводные корабли дальней морской зоны, и многие другие. Однако несмотря на высокий темп обновления, остаются вполне боеспособные единицы еще советской постройки и большинство из них проходят модернизацию под новейшие системы вооружения. Ярким примером может быть модернизация «Оводов» проекта 12341 о которой мы и расскажем.

История этих кораблей началась еще в далёкие 60-е. Создавались они с целью ведения боевых действий в закрытых морях или ближней океанской зоне. Стоит отметить, что именно с проекта 1234 в отечественном ВМФ появился такой класс кораблей, как МРК, так как при проектировании не удалось уложиться в отведённые под ракетные катера 500 тонн водоизмещения. В итоге корабль получился на 640 тонн и стал МРК. Кстати, для такого водоизмещения у «Овода» очень и очень приличный набор вооружения – это 6 ПКР «Малахит», артустановка АК-176, АК-630 и даже ЗРК «Оса-МА» с боекомплектом на 20 ЗУР! В своё время они были самыми мощными в своём классе и представляли серьёзную угрозу 6-му флоту США. Справедливости ради стоит отметить, что есть у них и недостатки: это не самая лучшая мореходность, а во время серьёзной качки крайне затруднено применения артиллерийских комплексов.

Сейчас на флоте осталось 12 «Оводов» и все они нуждаются в модернизации, которой буквально недавно дали «зеленый свет». На данный момент существует два варианта усиления корабля: первый – за счёт «Уранов» и второй – за счёт «Ониксов». Учитывая специфику корабля и его водоизмещение, куда логичнее будет первый вариант, тем более, что он имеет несколько весомых плюсов. В случае установки «Урана» корабли получат по 16 ракет Х-35У каждый вместо 6 «Малахитов». Х-35У тоже дозвуковая ракета, но её дальность почти в 2 раза выше, чем у предшественника и по некоторым источникам доходит до 300 км. Эта ПКР славится своей уникальной ГСН, способной действовать даже при самом интенсивном противодействии системами РЭБ. Плюс ко всему, как недавно выяснилось, Х-35У вполне способна наносить удары и по наземным целям, что серьёзно расширяет функционал «Оводов», которые теперь будут способны поддержать высадку десанта на безопасном для себя удалении.

Помимо ударного комплекса поработают и над зенитным ракетным. Заменять его не будут, а подвергнут глубокой модернизации. К сожалению, точных данных об этих работах пока не приводится. Помимо ЗРК модернизируют и систему управления огнём артиллерии до уровня «Багира». За счёт этого решается, в большей степени, проблема применения артустановок во время качки. Ну и завершает список модернизации новая двигательная установка. Как можно видеть, работы над «Оводами» ведутся довольно серьёзные и корабли на выходе будут отвечать всем современным требованиям. Конечно, против авианосцев их никто не погонит, но вот на закрытых морях, по типу Балтийского, у наших МРК просто не будет конкурентов. Ведь даже «Арли Бёркам» будет проблематично отражать удар нескольких десятков малозаметных помехозащищенных ПКР.

На данный момент работы ведутся над несколькими кораблями, но точное их число не называют. Однако точно известно, что модернизацию пройдут все МРК, находящиеся на службе, и есть некоторые сведения о введении обратно в строй законсервированных. Кстати, «Оводы» служат на Северном, Черноморском, Тихоокеанском и Балтийском флотах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector