11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА

«Вобрал в себя новейшие достижения»: какими возможностями обладает ракетный корабль ВМФ «Каракурт»

Петербургское предприятие ОАО «Пелла» завершило строительство первого малого ракетного корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Одинцово» с зенитным комплексом «Панцирь-М», сообщает группа информационного обеспечения Военно-морского флота. В скором времени судно выйдет на заводские ходовые испытания. Экипаж корабля уже прошёл подготовку в Объединённом учебном центре ВМФ.

«Это первый корабль проекта 22800, оснащённый зенитным ракетно-артиллерийским комплексом (ЗРАК) «Панцирь-М». О подготовке корабля к испытаниям доложено Главнокомандующему ВМФ России адмиралу Николаю Евменову на плановом рабочем совещании по вопросам надводного кораблестроения, которое состоялось в Адмиралтействе», — говорится на сайте Минобороны РФ.

«Панцирь-М» — морская версия одноимённого зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК). Данное средство ПВО способно поражать все типы воздушных целей на дальности до 20 км и на высоте до 15 км. Разработчиком оружия является Конструкторское бюро приборостроения.

Вооружение «Панцирь-М» включает восемь зенитных установок и две 30-миллиметровые шестиствольные автоматические пушки ГШ-6-30. Комплекс предназначен для самообороны кораблей различного водоизмещения от массированных налётов высокоточного оружия (противокорабельных ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов), атак самолётов и вертолётов.

«Сухопутный «Панцирь» прекрасно проявил себя в Сирии и снискал славу одного из лучших средств ПВО в мире. Морская версия получила все достоинства базового наземного образца. Воздушные цели на дальнем расстоянии «Панцирь» уничтожает с помощью ракетного вооружения, а на ближней дистанции работают артиллерийские установки», — пояснил RT основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

Поражение «критически важных» объектов

В планах Главкомата ВМФ строительство 18 МРК проекта 22800 к 2026 году. В войсках «Каракурт» приходит на замену ракетным катерам проекта 12411 «Молния» и малым ракетным кораблям проекта 12341 «Овод».

На сегодняшний день в строю ВМФ уже два корабля проекта 22800 — «Мытищи» и «Советск». На заводских стапелях находятся ещё восемь: «Вихрь», «Циклон», «Аскольд», «Амур», «Туча», «Тайфун», «Ржев» и «Удомля». Ещё по четырём МРК подписаны контракты. Четыре «Каракурта» спущены на воду и в 2020 году будут переданы Военно-морскому флоту — это МРК «Козельск», «Охотск», «Буря» и уже упоминавшийся «Одинцово».

Строительство кораблей ведётся на «Пелле», Зеленодольском заводе имени А.М. Горького (Татарстан), керченском судостроительном предприятии «Залив» (Крым). Также заказы на реализацию проекта 22800 получили Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) и «Восточная верфь» (Владивосток).

Разработчиком «Каракурта» является ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург). Водоизмещение корабля составляет 860—900 тонн, длина — 67 м, ширина — 11 м, максимальная скорость — 30—35 узлов (55,5—64,8 км/ч), автономность — 12 суток, дальность плавания — 2500—2800 миль (4023—4506 км), экипаж — 39 человек.

На сайте разработчика говорится, что корабль проекта 22800 «вобрал в себя все новейшие достижения в области высокоточного оружия, средств самообороны, ПВО и военного кораблестроения». «Каракурт» способен выполнять разнообразные боевые задачи в ближней морской зоне.

Прежде всего функционал МРК сводится к поражению «критически важных» объектов в береговой зоне и уничтожению надводных сил противника, отмечают разработчики. Ударные миссии корабль проекта 22800 может выполнять в одиночку и в составе отрядов и группировок боевых судов ВМФ.

Высокую огневую мощь «Каракурта» обеспечивает ракетный комплекс «Калибр-НК», прошедший успешное боевое крещение в Сирии. Система позволяет поражать цели на дальности 2,6 тыс. км. Масса боевой части крылатой ракеты 3М-14 «Калибр» достигает 500 килограммов.

В январе 2019 года «Известия» со ссылкой на Главное командование ВМФ сообщила о том, что в будущем арсенал кораблей проекта 22800 пополнится «миниатюрной» модификацией гиперзвуковой ракеты 3М22 «Циркон». Перспективный боеприпас способен разгоняться до 9 Махов (более 9 тыс. км/ч) и уничтожать объекты на дальности 1 тыс. км.

Применение «Цирконов» наряду с «Калибрами» обеспечивается универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК), который устанавливается на новые и модернизированные корабли ВМФ. Также данная пусковая установка может вести огонь зенитными ракетами, если на судне установлен комплекс ПВО 3К96-2 «Полимент-Редут».

Как отмечают в Минобороны РФ, «Каракурт» оснащён современными средствами управления, связи, навигации, радиоэлектронной борьбы, радиотехническим и противодиверсионным вооружением. Мониторинг окружающей обстановки экипаж корабля проекта 28000 осуществляет благодаря многофункциональному комплексу «Минерал-М», включающему активную и пассивную радиолокационные станции загоризонтной дальности.

Кроме того, «Каракурт» оснащён 76-миллиметровой универсальной артиллерийской установкой К-176МА и тактическим разведывательным беспилотником «Орлан-10», который способен находиться в воздухе до 14 часов и передавать данные на высоте до 5 тыс. м.

Москва ожидает, что «Каракурты» с ЗРК «Панцирь-М» будут пользоваться популярностью на зарубежном рынке. В конце марта макет корабля был представлен на международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2019, которая прошла на острове Лангкави в Малайзии.

В июле пресс-служба Зеленодольского судостроительного завода имени А.М. Горького сообщила, что проектом 22800 заинтересовались покупатели из Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, Таиланда и Вьетнама.

Грозный «Каракурт»

Опрошенные RT эксперты считают, что «Каракурты» заметно превосходят своих предшественников по мореходности и качеству бортового вооружения. Также, по их мнению, эти суда выглядят «солиднее» современных ракетно-артиллерийских кораблей ближней морской зоны проекта 21631 «Буян-М», которые приняли участие в сирийской операции.

В разговоре с RT эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов отметил, что МРК проекта 22800 смогут эффективно выполнять боевые миссии, в том числе у берегов Сирии. Комплекс ударного вооружения позволяет «Каракурту» поражать фрегаты и эсминцы. По мнению эксперта, данные корабли будут незаменимы для охраны территориальных вод РФ.

«Безусловно, «Каракурт» — один из лучших кораблей в своём классе. Единственным ощутимым недостатком этого МРК я бы назвал отсутствие противолодочного вооружения. Однако сейчас в составе ВМФ всего лишь два таких корабля. По результатам эксплуатации, как я думаю, будет сделан вывод о необходимости дооснащения кораблей проекта 22800 малогабаритным противолодочным комплексом. Существенных технических препятствий для этого нет», — сказал Прохватилов.

В свою очередь, Дмитрий Корнев обратил внимание на невысокую стоимость производства «Каракурта». Он назвал корабль проекта 22800 недорогой ударной платформой, способной выполнять функции сдерживания западных Военно-морских сил.

По словам собеседника RT, при весьма скромных габаритах и небольшом водоизмещении «Каракурта» его достоинство в том, что он является носителем «Калибров», а через некоторое время в его арсенал войдут облегчённые гиперзвуковые «Цирконы», неуязвимые для средств ПВО.

«Также не стоит забывать, что «Каракурт» — это корабль класса «река — море». В этом заключается его дополнительное преимущество, так как он способен перемещаться по внутренним артериям России и наносить удары оттуда. Строительство таких МРК позволяет наращивать ударную мощь ВМФ при относительно небольших бюджетных расходах», — подчеркнул Корнев.

Корабли современной России. МРК «Буян-М» и «Каракурт».

Здравствуйте, уважаемые читатели. В рамках традиционного морского обзора поговорим о современном кораблестроении в нашей стране. Сегодня вашему вниманию представлю два проекта малых ракетных кораблей (3 ранга). Их главная особенность – универсальные пусковые установки, в которых размещаются, в том числе, знаменитые ракеты «Калибр». Но обо все по порядку. Перед рассказом непосредственно о проектах МРК, напоминаю, что обзор носит ознакомительный характер и предназначен, прежде всего, для широкого круга читателей.

Читать еще:  Компоновка танка Т-28 выпуска 1939 года:

Малый ракетный корабль проекта 21631, шифр «Буян-М»

Прежде чем приступить к описанию проекта этих МРК, немного информации, имеющей отношение к причинам их постройки.

8 декабря 1987 года Президент США Рональд Рейган и Ген.Сек. ЦК КПСС Советского Союза М.С. Горбачев заключили договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности наземного базирования. С этого времени, осуществлять наземные запуски ракет с радиусом действия свыше 500 км стало нельзя. В принципе, этот договор был более выгоден американцам. Наличие мощной группировки морских носителей таких ракет, позволяло США иметь возможность наносить удары, например, с акватории Северного моря по Санкт-Петербургу. Советский флот, заточенный, прежде всего, на уничтожение флота американского, не имел возможности запуска крылатых ракет средней дальности. Советские надводные корабли были носителями массивного противокорабельного ракетного оружия.

С начала восьмидесятых годов в стране велась разработка семейства крылатых ракет с возможностью запуска с морских носителей. Итогом становится появление знаменитой ракеты «Калибр».

Возникла насущная потребность создания как можно большего количества носителей таких ракет. По сути, МРК «Буян-М», несмотря на заявленные задачи по охране и защите экономической зоны, патрулированию и т.п., дешёвая (по цене строительства) боевая платформа для запуска крылатых ракет. Этот МРК имеет широкую осадку, что позволяет ходить по внутренним водным бассейнам, рекам и пр.

«Буян-М» представляет собой небольшой корабль (или большой катер) водоизмещением 900 тонн. В движение его приводят четыре дизельных двигателей китайского производства. По началу, планировалось сотрудничество с немецкими фирмами в этом вопросе. Но, санкции. Основным вооружением МРК являются ракеты семейства «Калибр», запускаемые с универсальной пусковой установки вертикального взлета. «Буян –М» несет на своем борту 8 ракет.

Также корабль вооружен 100 мм арт. установкой А-100 и несколькими крупнокалиберными пулеметами.

Головной корабль проекта «Град Свияжск» был заложен в 2010 году и был передан флоту в 2014 году. В настоящий момент построено семь МРК данного проекта, ведется строительство еще пяти. Средний срок от закладки до передачи флоту 3-4 года.

Малые ракетные корабли проекта 22800, шифр «Каракурт».

Историю появления данного проекта МРК нельзя назвать плановой. События 2014 года — Майдан в Киеве, присоединение Крыма и события на Донбассе, закономерно привели к прекращению военно-технического сотрудничества РФ и Украины. Это привело к проблемам в отечественной кораблестроительной программе. В частности, к свертыванию постройки фрегатов проекта 11356, к которым поставлялись украинские турбины и редукторы.

Разработка российских аналогов не обещала быть быстрой. Так и появился проект МРК «Каракурт». Этакий «оморяченный» Буян-М, который имел бы возможность хода по морю, а не только по внутренним бассейнам и прибрежным водам.

Почему возник проект новых МРК, вместо увеличения серии корветов проекта 20385, которые имеют возможность установки ракет – «калибр» и в тоже время, несут хоть какое-то противолодочное и противовоздушное вооружение, большой вопрос.

Но, так или иначе, это проект стал быстро претворятся в жизнь. И первые два Каракурта заложены уже в 2015 году.

Водоизмещение МРК около 800 тонн. В движение приводятся дизельными двигателями отечественного производства. На вооружении 8 ракет семейства «Калибр» и «Оникс», автоматическая арт. установка АК-176МА . Начиная с третьего корабля, на Каракурты будут устанавливаться ЗРК «Панцирь – М», морская версия знаменитого ЗРК «Панцирь».

Головной корабль «Мытищи» был построен и сдан флоту за три года. С прошлого года пополнил состав Балтийского флота. На разных стадиях строительства находятся 13 МРК «Каракурт». Кроме этого, в текущем году заключен контракт на строительство еще шести Каракуртов корабелами Комсомольска-на-Амуре и Владивостока для Тихоокеанского флота.

К сожалению, этот проект не обошли стороной проблемы. Дизельные двигатели м507 должны были изготовляться на питерском предприятии «Звезда». Владелец завода выиграл тендер, но как оказалось, ни оборудования, ни специалистов для этого на предприятии нет. Владелец предприятия поменялся, государство вложило новые деньги в дооборудование завода. Планируется также строительство дизелей на Кингиссепском машиностроительном заводе. Вопрос – а куда же смотрели государевы люди, когда давали деньги, в публичной плоскости не обсуждается. По заявлениям ответственных лиц, стабилизация с поставками двигателей ожидается в 2021-22 гг. Как к этому относится? Ну раз заказали еще шесть кораблей на Дальнем Востоке, наверное уверенность в этом есть.

Малые ракетные корабли проектов 1234, 1234.1, 1234.7 и 1234Э (МРК Овод)

Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

Характеристики даны для проекта 1234.1

История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.

Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Пе­трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капи­тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.

Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. Завод «Звезда» удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.

Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».

МРК «Буря» с кормы

И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.

«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.

Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.

Читать еще:  Пистолет Heckler & Koch P7M13 (Германия)

Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.

МРК «Пассат» с кормы

Модификации и производство малых ракетных кораблей проекта 1234

  • По проекту 1234 «Овод» было построено 17 кораблей (Ленинград) + 3 (Владивосток). 3 последних «ленинградских» МРК были переоборудованы в проект 1234Э.
  • По проекту 1234Э («Овод-Э») — экспортный вариант, отличавшийся установкой 2-х 2-х контейнерных установок противокорабельных ракет (ПКР) П-15 «Термит», вместо 2х 3х ПКР «Малахит». Всего было построено 7 МРК для Алжира и Ливии (3 переоборудованных в 1234Э «Овода» были поставлены Индии, они упомянуты выше).
  • В 1974 году был разработан проект 1234.1 (улучшенный) с усиленным артиллерийским вооружением в виде 76-мм установки АК-176 и 30-мм зенитного автомата АК-630, и более современным радиоэлектронным вооружением, улучшенными условиями обитаемости экипажа, пожаростойкости корпуса. Было построено 15 кораблей для ВМФ СССР и 1 недостроенный, разобран на стапеле.
  • В 1982 году был разработан проект 1234.7 (экспериментальный). Создавался для испытаний более совершенных ПКР «Оникс», которые и составляли его главное вооружение. Построен 1 корабль.
  • В 1999 году был разработан проект 1234ЭМ (модернизация). Проект модернизации ранее проданных кораблей 1234Э. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э», также был изменен комплекс бортовой аппаратуры. Модернизирован 1 корабль для Алжира.

Всего было построено 47 кораблей всех проектов.

МРК проекта 1234.1 «Пассат» и «Зыбь», 2008 год

Описание конструкции кораблей проекта 1234

Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышен­ной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 во­донепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.

Надстройка — островная, трехъярусная.

Служебные и жи­лые помещения размещены в надстройке, на главной па­лубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой око­нечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно ис­пользовать под операционную.

На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменно­го типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размеще­ны антенны радиотехнических устройств и связи, сиг­нальные фалы и ходовые огни, антенны ра­диолокационных станций.

Экспортный МРК — проект 1234Э

Главная энергетическая уста­новка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).

МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивны­ми противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высо­тах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависи­мости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м.
Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляю­щими трубами.

МРК «Рассвет» на параде в Североморске, 2005 г.

Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обес­печивает активное и пассивное обнаружение целей, при­ем информации от авиационных систем воздушного на­блюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» со­прягается с устройством «Дунай», обеспечивающим под­готовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаруже­ния надводных целей составляет не менее 40 км, а заго­ризонтная дальность обнаружения — более 100 км.

Особенности проекта 1234.7

Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представ­лен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой на­клонную ферменную конструкцию для размещения шес­ти транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».

Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носо­вой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ра­кетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зе­нитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.

Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 сна­рядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапа­сом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки ус­тановлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вым­пел» (МР-123/176).

Стандартное радиоэлектронное вооружение представле­но комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облуче­нии «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.

МРК проекта 1234.7 «Накат» — хорошо видны установки новых ракет «Оникс»

Особенности проекта 1234ЭМ

В середине 90-х г. 20 века в ЦМКБ «Алмаз» разработан (глав­ный конструктор Ю.В. Арсеньев) проект модернизации кораблей проекта 1234Э, по заказу Алжира. Главным ударным комплексом корабля стали 4 пусковых установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, на крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э». На мачте разместили трехкоординатную РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ-1» (отсутствие характерного «колпака» «Оводов»), установили РЛС управления ору­жием «Ласка», оптико-электронную систему управле­ния артустановками «Ракурс» и радионавигацион­ную систему «Горизонт-25». В Санкт-Петербурге по этому проекту модернизировали 1 корабль для ВМФ Алжира.

Модернизированный алжирский МРК проекта 1234ЭМ. Облик корабля заметно изменился.

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет и книги В.В. Костриченко, В.Е.Кузьмичёв «Пистолет у виска империализма», Москва, 2006.

Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч». Россия

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.

Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции – корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.

Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

Читать еще:  Современный ракетный арсенал

Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.

На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства. Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта – «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.

Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

1 – 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 – 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 – четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 – обтекатель навигационной РЛС; 5 – обтекатель антенны РЛС целеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 – носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 – обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 – антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 – станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

• «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

• «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные размерения , м

• длина наибольшая (по КВЛ) — 63,9

• ширина наибольшая (по КВЛ) — 17,2

• осадка на ходу на воздушной подушке — >1

• осадка на ходу в водоизмещающем режиме — 3,3

Главная энергетическая установка : ДГТУ

• 2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 36.000 (26.500)

• 2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

• 2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

• газотурбогенераторы, мощность, кВт н/д

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

Скорость хода, уз:

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2500 (12)

Автономность, сут. 10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 68 (9)

• ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» — 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») — 8

• ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» — 1 Х 2

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») — 20

• 76,2-мм АУ АК-176 — 1 Х 1

• 30-мм ЗАК АК-630М — 2 Х 6

РЛС общего обнаружения 1 х «Позитив» (Cross Dome)

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

средства РЭБ • «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

комплексы выстреливаемых помех 2 Х 16 ПУ ПК-16

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

2 Х (Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

средства связи • «Буран-7» комплекс

РЛС госопознавания • «Нихром» (Square Head; Salt Pot)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector