10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ураган над Балтикой

Ураган над Балтикой

Когда речь заходит о военных флотах, в центре внимания всегда оказываются великие державы, аккумулирующие огромные ресурсы и передовые достижения науки. Вместе с тем немалый интерес вызывают и ВМС стран, которые ограничены в финансах и технологиях. Любопытной выглядит судьба ракетных кораблей Польши, в которой есть и впечатляющие успехи, и громкие разочарования. О малоизвестных страницах истории польского «малого флота» мы расскажем в этой статье.

Торпедные катера: рождение лёгких сил польского флота

Военно-морские силы (Marynarka Wojenna) возрождённого в 1918 году польского государства создавались в условиях крайне ограниченного бюджета и слабой индустриальной базы. К тому же военное руководство Второй Речи Посполитой не проявляло никакого интереса к развитию катерных сил, увлекаясь крупными «престижными» кораблями. Достаточно сказать, что торпедные катера появились в кораблестроительных программах только в 1936 году, и лишь в январе 1939 года Польша официально заказала у британской компании Samuel White & Co строительство двух торпедных катеров.

Осенью 1940 года один из заказанных катеров под номером S-1 получили Польские ВМС на Западе. Он не имел торпедного вооружения и нёс один 20-мм «эрликон», дополненный несколькими пулемётами. Впоследствии польские моряки получили ещё три артиллерийских катера и шесть торпедных катеров типа «White». Катерные силы польских ВМС без громких успехов действовали в Ла-Манше. Самым ярким эпизодом в их боевой судьбе стало столкновение артиллерийских катеров S-2 «Wilczur» и S-3 «Wyzel» с группой немецких «шнелльботов» 22 июня 1942 года, по итогам которого командир S-2 поручик Эугениуш Вцислицкий получил орден Virtuti Militari.

После окончания боевых действий в Европе все катера Польских ВМС на Западе остались в Великобритании. Восстановленное польское государство теперь ориентировалось на СССР, и в апреле 1946 года получило от нового союзника два торпедных катера типа Д-3. С номерами ST-81 и ST-82 эти корабли служили в составе ВМС Польской Народной Республики до 1958 года, после чего их сменило несоизмеримо более ценное пополнение. Польша закупила в СССР сразу 19 торпедных катеров проекта 183, которые составили Бригаду торпедных катеров и находились на вооружении до 1973 года.

Последнее поколение торпедных катеров ВМС Польши стало первыми и единственными такими кораблями польской конструкции и постройки. С 1968 года строились, а в 1972-1973 годах были введены в строй восемь единиц проекта 664. Несмотря на очевидное моральное устаревание торпед, они состояли на вооружении до 1986 года. Один из катеров проекта 664 («Odważny») сейчас является экспонатом Музея Белого Орла в городе Скаржиско-Каменна.

Малые ракетные корабли проекта 205 «Osa I»

В 1960 году на вооружение ВМС СССР начали поступать удачные и передовые для своего времени ракетные катера проекта 205, известные в странах НАТО как Osa class missile boat. При водоизмещении в 200 т они несли четыре контейнера с противокорабельными ракетами П-15 (дальность стрельбы – до 40 км), дополненных двумя спаренными 30-мм артиллерийскими установками АК-230 и различными РЛС. Катера оснащались тремя дизельными двигателями (3000 л.с. каждый) и развивали скорость до 38 узлов. Экипаж каждого катера состоял из 26 человек. Позднее был создан модернизированный проект 205У (Osa II), вооружённый усовершенствованной ракетой П-15У и обладавший более мощными двигателями.

Катера проекта 205 не могли не привлечь внимание союзников СССР, поскольку очень удачно сочетали мощное наступательное вооружение, доступную стоимость и небольшие размеры. Уже в сентябре 1961 года ПНР договорилась о передаче одной «Осы» (катер под названием «Hel» (№421) поступил на вооружение польских ВМС в январе 1964 года). Всего до 1975 года Польша получила 13 ракетных катеров проекта 205, названных в честь населённых пунктов: «Hel», «Gdansk», «Gdynia», «Kołobrzeg», «Szczecin», «Elbląg», «Puck», «Ustka», «Oksywie», «Darłowo», «Świnoujście», «Dziwnów», «Władysławowo». Все они строились на судостроительном заводе в Рыбинске.

Изначально ракетные катера входили в состав Бригады торпедных катеров, в 1971 году вошли в состав только что сформированной 3-й флотилии боевых кораблей, составив там 1-й и 2-й дивизионы ракетно-торпедных катеров (dywizjon kutrów rakietowo-torpedowych). Базировавшаяся в Гдыне 3-я флотилия изначально рассматривалась как ядро польских ВМС, собравшее самые ценные боевые единицы. Ракетные катера в силу их многочисленности и мощного вооружения выступали основой надводных сил и официально классифицировались как малые ракетные корабли (małe okręty rakietowe, MOR).

Читать еще:  Сверхзвуковой высотный ракетоносец «Т-4» («Сотка»)

Ветераны польского флота вспоминают, что MOR некоторое время воспринимались как секретное оружие. Их присутствие всячески маскировалось – так, выходы в море осуществлялись в тёмное время суток, чтобы избежать контактов с гражданскими судами:

«В начале эксплуатации старались как можно сильнее утаить сам факт наличия таких единиц. Первым местом дислокации стал Военный порт в Хеле, где катера окружала вооружённая охрана, и даже служившие на них моряки не могли особенно сильно интересоваться новым типом. Если кто-то был слишком любопытным, он тут же имел дело с военной службой внутренней безопасности».

Служба «Ос» в польском флоте была интенсивной, они регулярно проводили боевые стрельбы, за 1964-1986 годы выпустив не менее 109 ракет П-15 (по данным польских историков). MOR стали настоящей школой польских морских офицеров. При этом никакой заметной модернизации корабли не проходили – известно лишь, что в 80-е годы на них монтировали станки для четырёх ПЗРК «Стрела-2М», но система оказалась неэффективной, и от неё отказались.

Первый польский малый ракетный корабль «Hel» вывели из состава флота в декабре 1984 года, а в 1990 году завершили службу ещё четыре единицы. Невозможность обновления корабельного состава после исчезновения Варшавского договора существенно продлила срок службы «Ос». Несмотря на очевидное устаревание, MOR сохраняли боеспособность и выходили в море для стрельб, хотя это случалось всё реже, и они постепенно снимались с вооружения. Последний пуск ракет П-15 состоялся в 2005 году, а в марте следующего года спустил флаг последний остававшийся в строю малый ракетный корабль проекта 205 «Władysławowo» (№433). В 2012 году он стал экспонатом Музея польского оружия в Колобжеге, где и находится по сей день.

Малые ракетные корабли проекта 1241РЭ «Tarantul I»

В 70-е годы военно-морское командование СССР заинтересовалось крупными ракетными катерами с сильным артиллерийским вооружением (во многом под влиянием успешного использования Израилем подобных кораблей в 1973 году). В итоге с 1979 года в Советском Союзе строились большие ракетные катера проекта 1241 полным водоизмещением до 450 т. Они несли четыре контейнера с новыми противокорабельными ракетами П-15М (дальность стрельбы – до 80 км), башню с 76-мм автоматической пушкой АК-176, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630, станковую установку четырёх ПЗРК «Стрела-2М», развитое радиолокационное и радиоэлектронное вооружение. Газотурбинная силовая установка совокупной мощностью 34 000 л.с. обеспечивала скорость до 42 узлов. Численность экипажа каждого из катеров достигала 46 человек.

По совокупности характеристик большие ракетные катера проекта 1241 приближались к небольшим корветам, что отразилось в их обозначении в странах НАТО – Tarantul class corvettes. Они оказались очень удачными кораблями и строились крупными сериями, развиваясь и совершенствуясь в различных дополнительных проектах. Подобно своим предшественникам ракетные катера проекта 1241 изначально привлекали союзников СССР как относительно бюджетные, но мощные боевые единицы.

Польша оперативно заказала два новых ракетных катера, которые строились по экспортному проекту 1241РЭ на судоверфи Рыбинска и вооружались ракетами П-21 (экспортный аналог П-15М). Первенец вступил в строй в декабре 1983 года, чуть позже в Гдыню прибыл второй «Тарантул». Корабли получили необычные для польского флота названия в честь профессий – «Górnik» (№434) и «Hutnik» (№435). Вторая пара катеров проекта 1241РЭ, также построенная в Рыбинске, вступила в строй зимой 1988-1989 годов под названиями «Metalowiec» (№436) и «Rolnik» (№437). С именами новых катеров связан казус: считается, что «Rolnik» («Крестьянин») изначально хотели назвать «Stoczniowiec» («Судостроитель»), но отказались от этого – очевидно, из-за конфликта властей ПНР и профсоюза «Солидарность».

Ураган над Балтикой

Когда речь заходит о военных флотах, в центре внимания всегда оказываются великие державы, аккумулирующие огромные ресурсы и передовые достижения науки. Вместе с тем немалый интерес вызывают и ВМС стран, которые ограничены в финансах и технологиях. Любопытной выглядит судьба ракетных кораблей Польши, в которой есть и впечатляющие успехи, и громкие разочарования. О малоизвестных страницах истории польского «малого флота» мы расскажем в этой статье.

Торпедные катера: рождение лёгких сил польского флота

Военно-морские силы (Marynarka Wojenna) возрождённого в 1918 году польского государства создавались в условиях крайне ограниченного бюджета и слабой индустриальной базы. К тому же военное руководство Второй Речи Посполитой не проявляло никакого интереса к развитию катерных сил, увлекаясь крупными «престижными» кораблями. Достаточно сказать, что торпедные катера появились в кораблестроительных программах только в 1936 году, и лишь в январе 1939 года Польша официально заказала у британской компании Samuel White & Co строительство двух торпедных катеров.

Осенью 1940 года один из заказанных катеров под номером S-1 получили Польские ВМС на Западе. Он не имел торпедного вооружения и нёс один 20-мм «эрликон», дополненный несколькими пулемётами. Впоследствии польские моряки получили ещё три артиллерийских катера и шесть торпедных катеров типа «White». Катерные силы польских ВМС без громких успехов действовали в Ла-Манше. Самым ярким эпизодом в их боевой судьбе стало столкновение артиллерийских катеров S-2 «Wilczur» и S-3 «Wyzel» с группой немецких «шнелльботов» 22 июня 1942 года, по итогам которого командир S-2 поручик Эугениуш Вцислицкий получил орден Virtuti Militari.

Читать еще:  НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ

После окончания боевых действий в Европе все катера Польских ВМС на Западе остались в Великобритании. Восстановленное польское государство теперь ориентировалось на СССР, и в апреле 1946 года получило от нового союзника два торпедных катера типа Д-3. С номерами ST-81 и ST-82 эти корабли служили в составе ВМС Польской Народной Республики до 1958 года, после чего их сменило несоизмеримо более ценное пополнение. Польша закупила в СССР сразу 19 торпедных катеров проекта 183, которые составили Бригаду торпедных катеров и находились на вооружении до 1973 года.

Последнее поколение торпедных катеров ВМС Польши стало первыми и единственными такими кораблями польской конструкции и постройки. С 1968 года строились, а в 1972-1973 годах были введены в строй восемь единиц проекта 664. Несмотря на очевидное моральное устаревание торпед, они состояли на вооружении до 1986 года. Один из катеров проекта 664 («Odważny») сейчас является экспонатом Музея Белого Орла в городе Скаржиско-Каменна.

Малые ракетные корабли проекта 205 «Osa I»

В 1960 году на вооружение ВМС СССР начали поступать удачные и передовые для своего времени ракетные катера проекта 205, известные в странах НАТО как Osa class missile boat. При водоизмещении в 200 т они несли четыре контейнера с противокорабельными ракетами П-15 (дальность стрельбы – до 40 км), дополненных двумя спаренными 30-мм артиллерийскими установками АК-230 и различными РЛС. Катера оснащались тремя дизельными двигателями (3000 л.с. каждый) и развивали скорость до 38 узлов. Экипаж каждого катера состоял из 26 человек. Позднее был создан модернизированный проект 205У (Osa II), вооружённый усовершенствованной ракетой П-15У и обладавший более мощными двигателями.

Катера проекта 205 не могли не привлечь внимание союзников СССР, поскольку очень удачно сочетали мощное наступательное вооружение, доступную стоимость и небольшие размеры. Уже в сентябре 1961 года ПНР договорилась о передаче одной «Осы» (катер под названием «Hel» (№421) поступил на вооружение польских ВМС в январе 1964 года). Всего до 1975 года Польша получила 13 ракетных катеров проекта 205, названных в честь населённых пунктов: «Hel», «Gdansk», «Gdynia», «Kołobrzeg», «Szczecin», «Elbląg», «Puck», «Ustka», «Oksywie», «Darłowo», «Świnoujście», «Dziwnów», «Władysławowo». Все они строились на судостроительном заводе в Рыбинске.

Изначально ракетные катера входили в состав Бригады торпедных катеров, в 1971 году вошли в состав только что сформированной 3-й флотилии боевых кораблей, составив там 1-й и 2-й дивизионы ракетно-торпедных катеров (dywizjon kutrów rakietowo-torpedowych). Базировавшаяся в Гдыне 3-я флотилия изначально рассматривалась как ядро польских ВМС, собравшее самые ценные боевые единицы. Ракетные катера в силу их многочисленности и мощного вооружения выступали основой надводных сил и официально классифицировались как малые ракетные корабли (małe okręty rakietowe, MOR).

Ветераны польского флота вспоминают, что MOR некоторое время воспринимались как секретное оружие. Их присутствие всячески маскировалось – так, выходы в море осуществлялись в тёмное время суток, чтобы избежать контактов с гражданскими судами:

«В начале эксплуатации старались как можно сильнее утаить сам факт наличия таких единиц. Первым местом дислокации стал Военный порт в Хеле, где катера окружала вооружённая охрана, и даже служившие на них моряки не могли особенно сильно интересоваться новым типом. Если кто-то был слишком любопытным, он тут же имел дело с военной службой внутренней безопасности».

Служба «Ос» в польском флоте была интенсивной, они регулярно проводили боевые стрельбы, за 1964-1986 годы выпустив не менее 109 ракет П-15 (по данным польских историков). MOR стали настоящей школой польских морских офицеров. При этом никакой заметной модернизации корабли не проходили – известно лишь, что в 80-е годы на них монтировали станки для четырёх ПЗРК «Стрела-2М», но система оказалась неэффективной, и от неё отказались.

Первый польский малый ракетный корабль «Hel» вывели из состава флота в декабре 1984 года, а в 1990 году завершили службу ещё четыре единицы. Невозможность обновления корабельного состава после исчезновения Варшавского договора существенно продлила срок службы «Ос». Несмотря на очевидное устаревание, MOR сохраняли боеспособность и выходили в море для стрельб, хотя это случалось всё реже, и они постепенно снимались с вооружения. Последний пуск ракет П-15 состоялся в 2005 году, а в марте следующего года спустил флаг последний остававшийся в строю малый ракетный корабль проекта 205 «Władysławowo» (№433). В 2012 году он стал экспонатом Музея польского оружия в Колобжеге, где и находится по сей день.

Читать еще:  НА РАКЕТНОМ ПЕРЕЛОМЕ

Малые ракетные корабли проекта 1241РЭ «Tarantul I»

В 70-е годы военно-морское командование СССР заинтересовалось крупными ракетными катерами с сильным артиллерийским вооружением (во многом под влиянием успешного использования Израилем подобных кораблей в 1973 году). В итоге с 1979 года в Советском Союзе строились большие ракетные катера проекта 1241 полным водоизмещением до 450 т. Они несли четыре контейнера с новыми противокорабельными ракетами П-15М (дальность стрельбы – до 80 км), башню с 76-мм автоматической пушкой АК-176, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630, станковую установку четырёх ПЗРК «Стрела-2М», развитое радиолокационное и радиоэлектронное вооружение. Газотурбинная силовая установка совокупной мощностью 34 000 л.с. обеспечивала скорость до 42 узлов. Численность экипажа каждого из катеров достигала 46 человек.

По совокупности характеристик большие ракетные катера проекта 1241 приближались к небольшим корветам, что отразилось в их обозначении в странах НАТО – Tarantul class corvettes. Они оказались очень удачными кораблями и строились крупными сериями, развиваясь и совершенствуясь в различных дополнительных проектах. Подобно своим предшественникам ракетные катера проекта 1241 изначально привлекали союзников СССР как относительно бюджетные, но мощные боевые единицы.

Польша оперативно заказала два новых ракетных катера, которые строились по экспортному проекту 1241РЭ на судоверфи Рыбинска и вооружались ракетами П-21 (экспортный аналог П-15М). Первенец вступил в строй в декабре 1983 года, чуть позже в Гдыню прибыл второй «Тарантул». Корабли получили необычные для польского флота названия в честь профессий – «Górnik» (№434) и «Hutnik» (№435). Вторая пара катеров проекта 1241РЭ, также построенная в Рыбинске, вступила в строй зимой 1988-1989 годов под названиями «Metalowiec» (№436) и «Rolnik» (№437). С именами новых катеров связан казус: считается, что «Rolnik» («Крестьянин») изначально хотели назвать «Stoczniowiec» («Судостроитель»), но отказались от этого – очевидно, из-за конфликта властей ПНР и профсоюза «Солидарность».

История проектирования и строительства

Проект разработан ЦМКБ Алмаз (Санкт-Петербург) для ВМФ России на основе другого проекта 1990-х годов этого же КБ, 500-тонного ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 «Скорпион». Первый и единственный катер проекта 12300 был заложен 5 июня 2001 года на рыбинском заводе «Вымпел», однако достроен не был.

Также на «Каракурт» оказал существенное влияние производимый серийно малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, который был спроектирован для эксплуатации на Каспийском море и на реках, в силу чего отличался малой осадкой (2,6 м — против 4 м у кораблей проекта «Каракурт»). Практика показала, что МРК типа «Буян-М» в условиях открытого моря чувствуют себя неуютно, соответственно, «Каракурт» может считаться более мореходным дополнением кораблей проекта 21631.

Также корабли проекта 22800 могут рассматриваться как малобюджетная замена сторожевым кораблям типа «Буревестник» (проект 11356), сроки строительства которых затянулись вследствие прекращения поставок двигателей с Украины после 2014 года.

Внешний вид корабля был впервые представлен публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2015».

Серия МРК проекта 22800 будет продолжать строиться, двигатели для них планируют производить на петербургском заводе «Звезда», что позволит избежать задержки в обновлении корабельного состава ВМФ России.

Всего для ВМФ России запланировано к постройке 24 корабля этого типа, 18 из которых два («Мытищи» и «Советск») уже вступили в строй, а остальные находятся на разных стадиях постройки (от заключения контракта на строительство до ходовых испытаний). Первые семь законтрактованы для постройки на петербургском судостроительном заводе «Пелла», три из них («Козельск», «Охотск» и «Вихрь») были построены в Феодосии на судостроительном заводе «Море» и в настоящее время проходят окончательное дооснащение на заводе «Пелла» в Отрадном (Ленинградская область). Другие корабли данного типа строятся на Зеленодольском заводе им. Горького (где строились МРК проекта 21631), Керченском заводе «Залив», Амурском судостроительном заводе. Также подписан контракт на строительство с Восточной верфью во Владивостоке.

Итоги 2011 года в картинках: военное кораблестроение

Предлагаю Вашему вниманию очередной фотообзор, посвящённый новым боевым кораблям и катерам, пополнившим в прошлом году состав ВМФ и Береговой охраны ФСБ России, а также поставленным на экспорт. По многим катерам отсутствует точная информация, если кто-то дополнит — буду рад! Вспомогательные суда (буксиры, гидрографы и пр.) в обзоре не рассматривались.

  • © Фото из открытых источников

1. Корвет «Сообразительный» проекта 20380, построен ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург) заводской № 1002 спущен на воду 31 марта 2010 года, подъём флага — 14 октября 2011 года

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector