22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крылатые ракеты подводных лодок

Крылатые ракеты подводных лодок

Крылатые ракеты подводных лодок (КРПЛ) — крылатые ракеты, приспособленные для транспортировки и боевого применения с подводных лодок. Впервые проект использования крылатых ракет с подводных лодок был разработан в Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Во второй половине XX века для применения крылатых ракет специально разрабатывались субмарины, но начиная с 1980-х годов крылатые ракеты практически сравнялись по габаритам с торпедами, поэтому их использование стало возможным с торпедных субмарин, при условии установки соответствующей аппаратуры управления.

Флот расправляет крылья

История создания крылатых ракет для подводных лодок

2015 год отметился несколькими знаковыми событиями в области военной техники. Одно из них — первое в истории нашей страны боевое применение крылатых ракет. Это оружие было задействовано при нанесении ударов по экстремистам в Сирии.

Ракеты запускались и со стратегических бомбардировщиков, и с кораблей Каспийской флотилии, но один из самых обсуждаемых мировыми СМИ эпизодов произошел 8 декабря 2015 года, когда подводная лодка «Ростов-на-Дону» из акватории Средиземного моря залпом четырех крылатых ракет «Калибр» из подводного положения уничтожила два командных пункта боевиков.

[youtube height=»340″ width=»590″]https://www.youtube.com/watch?v=J4ggnY24rfk[/youtube]

Сюжет, связанный с появлением крылатых ракет для подводных лодок, изобилует не менее крутыми поворотами.

Возвращение «фантазера»

Разработку крылатых ракет для флота в СССР в середине 1950-х годов вели несколько крупных авиационных КБ. Однако до практической реализации дошли только два проекта. Первый из них — П-10 — разрабатывал Таганрогский опытный авиационный завод, мощная организация, возглавляемая Г.М. Бериевым. Второй — П-5 — вела небольшая, созданная в 1954 году специальная конструкторская группа под руководством В.Н. Челомея, в распоряжение которой годом позже передали Реутовский механический завод, ранее никогда не занимавшийся ни авиационной, ни ракетной техникой.

П-5 разрабатывалась как стратегическая ракета. При стартовой массе 4300 кг она доставляла боевую часть массой до 1000 кг на дальность до 650 км и развивала скорость, хоть и немного, но все же превышавшую скорость звука, – 1250 км/ч

Г.М. Бериев был признанным авторитетом в морской авиации, а над В.Н. Челомеем довлел ярлык «технического авантюриста» и «фантазера», который навесил на него Сталин, недовольный результатами испытаний 10Х, первой отечественной крылатой ракеты. КБ Челомея было передано Микояну, а сам конструктор был отлучен от практической работы.

Читать еще:  Новые истребители и ракеты

Однако одна из его фантазий настолько заинтриговала руководство советского ВМФ, что сразу после смерти вождя народов Челомея вернули к конструкторской работе. А в конце августа 1955 года ему позвонил М.В. Келдыш и сообщил, что принято решение о реализации его предложений.

Проект П-10 КБ Бериева по срокам опережал разработку Челомея, и, казалось, исход негласного соревнования между двумя творческими коллективами был предопределен. Но 22 октября 1957 года состоялся первый пуск П-5 с подводной лодки С-146 в акватории Белого моря, и сразу стало ясно: таганрогский проект просто не нужен.

От авианосца к ракетоносцу

Первые проекты использования крылатых ракет с борта подводных лодок и в СССР, и в США были основаны на концепции подводных авианосцев. Американцы для своей крылатой ракеты Regulus делали герметичный ангар на палубе подводной лодки. После всплытия лодки ракета выкатывалась из ангара, устанавливалась на пусковое устройство, раскрывала складные крылья и только после этого стартовала. На все это требовалось время, в течение которого всплывшая подводная лодка была практически беззащитной. Эту же схему использовали и в Таганроге при создании П-10. Челомей же пошел оригинальным путем.

Георгий Бериев — советский авиаконструктор

Есть несколько легенд о том, как эта идея впервые пришла «фантазеру» в голову. Согласно одной из них, конструктора озарило, когда он увидел вылетающую из дупла птицу. По другой версии, однажды, находясь в командировке в гостиничном номере, Челомей распахнул двумя руками створки окна и тут же понял, что именно так должны раскрываться крылья ракеты уже в полете, после запуска.

Как бы то ни было, впервые в мире эта идея была реализована именно в челомеевской П-5: ракета стартовала не со специального пускового устройства, а прямо из контейнера, а ее крылья раскрывались автоматически уже в полете.

При этом значительно сокращалось время пребывания лодки в надводном положении. П-5 могла стартовать уже через 4 минуты после всплытия, а на подготовку и старт шести ракет, размещенных на борту, требовалось 12,5 минут, в то время как на пуск одной ракеты по обычной технологии уходило около 10 минут.

Читать еще:  Советские авиационные ракеты класса — воздух-воздух: Ракета находит цель

Кроме того, устранение необходимости в отдельном пусковом устройстве позволяло взять на борт вдвое больше ракет.

Вопрос жизни и смерти

Идея блестящая, но не все верили, что ее удастся реализовать. Скептически к ней относился, к примеру, такой авторитет, как А.Н. Туполев. Ее реализация и в самом деле потребовала много времени, усилий и изобретательности. Впервые эта мысль пришла в голову Челомею в 1951 году, но лишь в 1955 году был создан работоспособный автомат раскрывания крыла (АРК-5). В одном из залов своего КБ Челомей устроил «полигон», где с помощью модели масштаба 1:15, оснащенной небольшим пороховым двигателем, отрабатывал запуск ракеты из контейнера.

Владимир Челомей — советский конструктор ракетно-космической техники

Надо отдать должное руководству ВМФ, и прежде всего главнокомандующему С.Г. Горшкову, создателю советского океанского флота, которому хватило смелости и технической прозорливости поверить в реализуемость проекта. Подобное оружие стране нужно было как воздух. В определенном смысле это был вопрос жизни и смерти.

В 1950–1960-е годы о ядерном паритете с США еще не было и речи. Называя вещи своими именами, американцы просто выбирали подходящий момент для нанесения удара по СССР, при этом наша страна практически не имела реальной возможности ответного удара по территории США.

Шахтные стратегические ракеты только создавались, межконтинентальные баллистические ракеты наземного старта, вроде Р-7, имевшие время подготовки к пуску, которое измерялось часами и даже сутками, с большой вероятностью могли быть уничтожены противником в первые же часы конфликта, а шансы стратегических бомбардировщиков донести свои бомбы до территории США также были весьма призрачными.

Единственную реальную угрозу возмездия создавали подводные лодки, способные скрытно подобраться к берегам Америки, всплыть и произвести пуски крылатых ракет. Почему нужны были именно крылатые ракеты? Потому что они давали значительный выигрыш в дальности: 500 км против 150 км у баллистических ракет тех же габаритов и массы.

Новый поворот сюжета

П-5 разрабатывалась как стратегическая ракета. При стартовой массе 4300 кг она доставляла боевую часть массой до 1000 кг на дальность до 650 км и развивала скорость, хоть и немного, но все же превышавшую скорость звука, — 1250 км/ч. Полет проходил на высоте около 400 м, что делало обнаружение П-5 затруднительным для средств ПВО того времени.

Читать еще:  Краткая история геофизических ракет

В качестве маршевого двигателя использовался турбореактивный КРД-26 тягой 2,25 тс. Из контейнера П-5 выстреливалась с помощью двух пороховых ускорителей, в течение 2 секунд развивавших тягу 36,6 тс. В целом же был найден исключительно удачный конструктивный облик, который неоднократно воспроизводился в других проектах.

Ракета, правда, имела невысокую точность: при стрельбе на максимальную дальность она с вероятностью 80% попадала в круг диаметром 3 км. Но этот недостаток перекрывался мощностью ядерной боеголовки РДС-4 — 200 кт, что равнялось 13 «хиросимам».

[quote align=»left»]

Ракеты «Калибр» разбомбили остатки авторитета НАТО

[/quote]В дальнейшем мощность боеголовки П-5 была доведена до 650 кт. На вооружении советского подводного флота к концу 1966 года стояло 364 крылатых ракеты. На базе П-5 были созданы сухопутный вариант С-5 на шасси ЗИЛ-135К и даже вертолетный комплекс на базе Ми-10.

Успеху П-5 в немалой степени способствовало и то, что в КБ Челомея работал сын главы советского государства — Сергей Хрущев, разрабатывавший систему управления П-5. Однако в октябре 1964 года Никиту Хрущева снимают с занимаемых постов, и Челомей вновь из фаворита властных структур превращается в изгоя.

В 1965 году П-5 поспешно снимают с вооружения. Разумеется, тому были и вполне объективные причины. В 1963 году была принята на вооружение баллистическая ракета для подводных лодок Р-21, которая могла стартовать из подводного положения, а стремительное развитие в 1960-х годах Ракетных войск стратегического назначения, получивших на вооружение сотни шахтных комплексов повышенной защищенности, сделали ответный удар неотвратимым при любом развитии событий.

Российский оборонный комплекс добился стратегического паритета с США. Крылатые ракеты в качестве стратегического оружия на тот момент потеряли свое значение.

Однако у Челомея в запасе оказалось достаточно идей, чтобы вновь привлечь внимание к разработкам своего КБ: крылатые ракеты отлично подходили на роль убийц авианосцев. Но это уже другая история.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: