6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационные ракеты и бомбы

Комплекс ракетно-бомбового вооружения «Гром»: модульная архитектура и точность

В настоящее время российская оборонная промышленность занимается созданием нового образца управляемого авиационного средства поражения. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» реализует проект т.н. управляемого комплекса ракетно-бомбового вооружения с шифром «Гром». Проект предлагает создание комплекта средств, из которых можно изготавливать авиационные бомбы или ракеты с разными техническими характеристиками и боевыми качествами. К настоящему времени проект «Гром» дошел до стадии испытаний, что приближает его к успешному завершению.

О существовании проекта управляемого комплекса ракетно-бомбового вооружения (УК РБВ) «Гром» стало известно всего несколько дней назад. В открытом доступе появилась презентация с описанием этого проекта, подготовленная корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В этом документе были приведены основные сведения об архитектуре перспективного оружия и его тактико-технических характеристиках. Кроме того, презентация раскрыла некоторые подробности уже проведенных работ и планы организации-разработчика на ближайшее будущее.

Проект «Гром» предусматривает модульное построение авиационного боеприпаса. Используя несколько основных модулей разного назначения, завод-изготовитель сможет выпускать изделия разных классов и назначения. В первую очередь, это дает возможность выпуска унифицированных ракет и бомб. Кроме того, готовое вооружение может иметь отличающееся боевое оснащение. На практике это обеспечит гибкость применения УК РБВ и позволит решать широкий круг боевых задач.

Во всех конфигурациях оружие проекта «Гром» должно иметь схожий внешний вид; габариты и масса отличаются незначительно. Предлагается выпуск бомбы / ракеты с цилиндрическим корпусом большого удлинения, оснащенным оживальным головным обтекателем. Сверху на корпусе располагается длинный гаргрот, снизу имеется утолщение с креплениями для раскладного крыла. В хвосте помещаются Х-обратные рули с приводами. Общая длина всех изделий семейства – 4192 мм, диаметр корпуса – 310 мм, не считая рулей.

Бомба или ракета «Гром» должна состоять из нескольких основных модулей, соединяемых друг с другом в нужной конфигурации. Передний отсек корпуса представляет собой основной модуль боевой части (МБЧо). Сейчас предлагаются два варианта такого модуля. Модуль из состава боевого снаряжения типа 9-Ж1-7759 выполнен в виде осколочно-фугасного заряда массой 315 кг. Основной модуль из снаряжения 9-Ж2-7759 имеет объемно-детонирующий заряд массой 250 кг. МБЧо обоих типов имеет длину 2350 мм при диаметре 310 мм. Осколочно-фугасный заряд может взрываться как при контакте с целью, так и с задержкой до 170 мс. Объемно-детонирующий заряд можно подрывать на высотах от 6 до 12 м над целью.

Второй компонент «Грома» – модуль планирования и управления (МПУ). Основной его составляющей является цилиндрический приборный отсек длиной 390 мм, в котором располагаются приборы навигации, управления и наведения. Сверху на этом отсеке закрепляется длинный гаргрот, соединяющий его с прочими устройствами. На узком продольном гаргроте имеются бугели для подвеса ракеты / бомбы на носитель, разъем для связи с аппаратурой последнего и некоторые антенны из состава систем управления.

Под модулем боевой части предлагается подвешивать плоский кожух с креплениями для плоскостей раскладного крыла. В транспортном положении пара плоскостей укладывается вдоль корпуса; после сброса они разводятся в стороны, образуя стреловидное крыло.

МПУ оснащается спутниковой системой навигации, способной использовать сигналы ГЛОНАСС и GPS. В полете модуль определяет свое местоположение и, производя необходимые расчеты, корректирует траекторию полета. Поскольку УК РБВ «Гром» использует спутниковую навигацию, возможно уничтожение только стационарных целей с заранее известными координатами.

Один из вариантов изделия «Гром» может получать доработанный вариант МПУ. В его случае стандартные приборы навигации и управления дополняются лазерным датчиком высоты. С его помощью оружие способно точнее определять свое положение в пространстве, что необходимо для правильного использования объемно-детонирующей боевой части.

За основной частью МПУ помещается цилиндрический корпус длиной 1130 мм. Он может вмещать дополнительный модуль боевой части (МБЧд) или модуль двигательной установки (МДУ). Дополнительная боевая часть может выпускаться в двух конфигурациях. В рамках снаряжения 9-Ж1-7759 используется осколочно-фугасный заряд массой 165 кг. Комплект 9-Ж2-7759 включает 120-кг объемно-детонирующий заряд. Таким образом, в состав комплекса «Гром» входят осколочно-фугасная боевая часть 9-Ж1-7759 максимальной массой 480 кг и объемно-детонирующая 9-Ж2-7759 массой 370 кг.

МДУ представляет собой твердотопливный ракетный двигатель с хвостовым соплом. Он должен включаться по команде приборов управления после преодоления части траектории. Имеющийся заряд топлива обеспечивает разгон ракеты до высоких скоростей, необходимых для существенного повышения дальности полета.

Управление полетом осуществляется при помощи хвостового модуля рулевых приводов (МРП). Цилиндрический отсек длиной 322 мм вмещает рулевые машинки, контролирующие положение четырех плоскостей. На внешней поверхности жестко закрепляются трапециевидные корневые части рулей, внутри которых в транспортном положении находятся раскладные консоли. После сброса с носителя рули раскрываются. В центре МРП имеется продольный канал, через который проходит сопло двигательной установки.

Согласно презентации от КТРВ, в рамках проекта «Гром» разработаны три авиационных боеприпаса с отличающимися конструкциями, характеристиками и возможностями. При этом, несмотря на все отличия, они строятся из унифицированных модулей того или иного назначения. В частности, во всех случаях применяется один и тот же МРП, а МПУ имеет минимальные различия. Кроме того, готовые изделия имеют одинаковый внешний вид и не отличаются друг от друга габаритами.

Первый вариант изделия представляет собой управляемую ракету под названием 9-А-7759. Такое оружие включает МБЧо типа 9-Ж1-7759, стандартный модуль планирования и управления, а также двигательную установку и МРП. Ракета длиной 4192 мм весит 594 кг и несет 315-кг заряд. Разгон после сброса осуществляется при помощи отдельного стартового двигателя. После него включается маршевый двигатель, обеспечивающий полет на дистанцию до 120 км при максимальном времени полета в 400 с. По своей боевой эффективности ракета 9-А-7759 в 1,8 раза превосходит свободнопадающую авиабомбу ОФАБ-250-270.

Второе оружие проекта «Гром» является управляемой авиабомбой и обозначено как 9-А1-7759. По своей архитектуре это изделие похоже на предыдущую ракету, но отличается отсутствием МДУ. Вместо него в хвосте устанавливается дополнительный модуль боевой части типа 9-Ж1-7759. Благодаря этому общая масса двух зарядов достигает 480 кг с понятным ростом боевой эффективности. Стартовая масса изделия – 598 кг. Максимальное время полета для 9-А1-7759 определено на уровне 260 с. За это время бомба может преодолеть до 65 км. С точки зрения боевой эффективности такое оружие в 1,5 раза превосходит серийную бомбу ОФАБ-500У.

Третий представитель нового семейства – бомба 9-А2-7759. Она похожа на изделие с литерами «А1», но имеет серьезные отличия. Ее предлагается комплектовать двумя боевыми частями типа 9-Ж2-7759 с объемно-детонирующим снаряжением. Общая масса двух зарядов – 370 кг; стартовая масса бомбы – 488 кг. Для получения наибольшего могущества в составе модуля управления для 9-А2-7759 используется лазерный датчик высоты, при помощи которого определяется оптимальная высота подрыва. По своим летным данным такое оружие соответствует изделию 9-А1-7759. Утверждается, что 9-А2-7759 в два раза эффективнее существующей корректируемой авиабомбы КАБ-500ОД.

На основе боевых ракет и бомб из состава УК РБВ «Гром» были созданы специализированные изделия для испытаний. Прежде всего, это оружие с телеметрической аппаратурой. Оно, в целом, соответствует боевым изделиям, но отличается отсутствием зарядов и наличием дополнительной аппаратуры. Кроме того, в отличие от будущей серийной продукции, телеметрические ракеты / бомбы имеют яркую красную окраску.

Ракетно-бомбовое вооружение комплекса «Гром» может использоваться различными самолетами-носителями из состава российской фронтовой авиации. К примеру, известно, что к испытаниям привлекались фронтовой бомбардировщик Су-34 и многоцелевой истребитель МиГ-35. Несмотря на сравнительно большую длину, новые изделия могут перевозиться как под крылом, так и под фюзеляжем.

По данным опубликованной презентации, самолет-носитель может сбрасывать изделия семейства «Гром» на приборных скоростях от 500 до 1200 км/ч. Максимальная высота пуска – более 10 км. При этом от высоты и траектории самолета перед сбросом зависит максимально возможная дальность полета бомбы или ракеты. В некоторых ситуациях, при сравнительно малых высотах пуска, оружие может начинать самостоятельный полет с выполнения «горки», что позволяет получить некоторый запас высоты и тем самым увеличить дальность полета.

Читать еще:  Создание Ракетных войск и роль в этом деле экономики и науки

Проект предусматривает несколько любопытных режимов работы оружия. Так, ракета типа 9-А-7759 после сброса должна включать стартовый двигатель и переходить в горизонтальный полет. После его отключения некоторая часть траектории преодолевается по инерции с одновременным снижением. Лишь после этого происходит запуск маршевой МДУ, которая и обеспечивает полет на максимально возможную дистанцию. Полет происходит с некоторым снижением, а непосредственно над целью ракета должна переходить в пикирование с большим углом.

Предусмотрена возможность ракетно-бомбового удара по цели в задней полусфере. В этом случае изделие «Гром» сразу после отделения от носителя выполняет вираж, переходит на «горку» и после этого начинает заход на цель. Для компенсации потерь энергии на развороте и получения приемлемой дальности бомба или ракета может выполнять пологое пикирование.

Согласно доступным данным, не позднее конца прошлого года проект УК РБВ «Гром» прошел стадию наземных испытаний, после чего стартовали летно-конструкторские испытания. В ходе наземных проверок были проверены все основные особенности новых модулей, в том числе их устойчивость к различным факторам. При этом на момент создания презентации не были завершены проверки и доводка объемно-детонирующей боевой части типа 9-Ж2-7759: не была подтверждена ее устойчивость к внешним воздействиям.

После выполнения необходимых наземных проверок стартовали летно-конструкторские испытания. На момент создания презентации было выполнено 30 полетов носителей нового оружия и 5 полетов обеспечения. Испытатели осуществили 8 пусков опытного оружия с телеметрической аппаратурой. Также состоялись 3 сброса в режиме «невзрыв», в двух из которых применялись бомбы с осколочно-фугасной и объемно-детонирующей боевыми частями.

Из восьми испытательных пусков оружия трех типов половина завершилась успехом. В остальных случаях имели место те или иные неполадки, в результате которых изделия разрушались в полете или допускали неприемлемый промах. В частности, одна из ракет 9-А-7759 из-за отказа навигации упала в 76 м от мишени. Впрочем, в успешных запусках отклонение от цели находилось в пределах от 2 до 10 м. Важно, что такие характеристики показали все три боеприпаса нового семейства. Запуски бомбы 9-А2-7759 привели к любопытным результатам. Такое оружие подтвердило расчетные характеристики, а кроме того, показало дальность полета, на 60% превышающую заданную.

В соответствии с опубликованными данными, в апреле 2018 года КТРВ должна была передать изделия из состава УК РБВ «Гром» на государственные испытания. Этот этап проверок планировалось завершить в сентябре. К этому времени следовало завершить не только проверки, но и доводку. В начале осени должен появиться акт о государственных испытаниях, а в ноябре рабочей конструкторской документации по «Грому» должны присвоить литеру «О1». После этого оружие можно будет ставить в серию.

Если планы на текущий год будут выполнены без смещения сроков, то уже в самом ближайшем будущем российские воздушно-космические силы смогут получить новое высокоточное оружие. Положительные черты вооружения семейства «Гром» очевидны. Предлагаемые ракета и две бомбы имеют высокую дальность полета, а также показывают весьма примечательную точность поражения стационарной цели. С учетом типа атакуемого объекта можно выбрать оптимальный вариант боевой части.

Определенные преимущества перед существующим оружием своего класса «Грому» дает модульная архитектура. Три авиационных средства поражения предлагается собирать из унифицированных модулей. Таким образом, серийное производство новой линейки вооружения заметным образом упрощается. Так же облегчается и эксплуатация оружия в войсках. Впрочем, организация-разработчик и будущий эксплуатант пока не уточняли, какую экономию можно будет получить за счет УК РБВ «Гром».

Последние новости указывают, что в нашей стране продолжается разработка новых высокоточных систем авиационного вооружения, и постоянно появляются новые образцы такого рода. В скором будущем на вооружение ВКС может поступить новейшее управляемое вооружение с улучшенными боевыми возможностями и преимуществами технического характера. Недавно разработанные системы семейства «Гром» уже успели показать себя с хорошей стороны во время испытаний, и после очередного этапа проверок имеют все шансы поступить на вооружение. Все говорит о том, что вскоре летчикам фронтовой авиации придется осваивать совершенно новое оружие.

Авиационные ракеты и бомбы

Войти

Управляемая бомба «Чайка» УБ-2Ф / 4А22 (СССР)

15 октября 1951 г. вышло правительственное Постановление № 3969—1815, предусматривавшее проведение опытно-конструкторских работ по двум типам управляемых авиабомб в фугасном снаряжении — УБ-2000Ф «Чайка» и УБ-5000Ф «Кондор» массой соответственно 2 и 5 т. Кроме того, этим Постановлением предусматривались проработки по бронебойной бомбе УБ-2000Б, которые в дальнейшем были прекращены после выхода 27 ноября 1953 г. Постановления № 2856—1213, уточняющего задачи и сроки разработки управляемых авиабомб. По-видимому, отказ от разработки бронебойной авиабомбы был связан с наметившимся оснащением кораблей потенциального противника принципиально новыми высокоэффективными средствами ПВО. В условиях противодействия корабельных зенитных ракетных комплексов затруднился выход самолёта на рубеж бомбометания на средних и больших высотах. Более эффективным противокорабельным оружием представлялись уже разработанные к тому времени первые советские авиационные противокорабельные ракеты КС («Комета»).

В качестве прототипа была взята немецкая бомба «Фриц-X». Основными носителями для УБ-2000Ф «Чайка» рассматривался Ил-28, для «Кондора» — Ту-16, а на первых порах — Ту-4. Технический облик управляемых бомб в основном определился в ходе предварителышх проработок еще до принятия первого Постановления. Конструктивно первая советская управляемая бомба унаследовала от «Фрица» только Х-образное исполнение крыльев и использование интерцепторов для управления полетом. Принятое расположение крыльев было вполне естественным для размещаемого на внешней подвеске летательного аппарата с примерно одинаковым уровнем потребного маневра как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что обусловило его применение на большинстве управляемых авиационных ракет. В отличие от «Фрица», советская бомба оснащалась треугольными крыльями с большой стреловидностью по передней кромке, что снижало потери дальности и скорости полета носителя с подвешенной управляемой бомбой, крылья были выполнены из дюралюминиевых плит и крепились на болтах к кронштейнам на корпусе боевой части — в отличие от неудобных в эксплуатации приваренных к корпусу крыльев немецкой бомбы. Установленные на задних кромках крыльев интерцепторы управления по крену работали в режиме «да—нет».

Также изготовленное из дюралевых плит хвостовое оперение УБ-2000Ф «Чайка» было выполнено по двухкилевой схеме и выгодно отличалось от немецкого аналога в части удобства размещеьшя под фюзеляжем самолёта. По два интерцептора по каналам курса и тангажа работали в колебательном режиме, поочередно отклоняясь в противоположные стороны с частотой 5 Гц — той же, что и в немецкой системе «Кель-Страсбург». На обеих законцовках стабилизатора размещались трассеры красного огня яркостью по 500 ООО свечей с продолжительностью работы не менее 83 с.

Корпус бомбы УБ-2000Ф «Чайка» состоял из боевой части и хвостового отсека с аппаратурой управления и стабилизации. Стальной корпус боевой части включал соединенные сваркой литую головную часть оживальной формы, основную цилиндрическую часть и коническое дно с закрываемым крышкой люком для заливки тротила. На цилиндрической части корпуса крепились два запальных стакана под взрыватели АВ-139, две бобышки подвески к носителю и по одному кронштейну для крепления каждого крыла. Хвостовой отсек состоял из сварного тонкостенного конуса и концевой части из двух литых полуцилиндров. В хвостовом отсеке размещались приемник одного из трех частотных диапазонов (К-4, К-6 или К-7) и усилитель-дешифратор К-21 аппаратуры командного радиоуправления КРУ-УБ, а также блок управления БУ-2.
В блок БУ-2 входали разработанный ОКБ-122 автопилот АП-59 с гиродатчиком крена ДК-8Ф, батарея 14СБ-40У, вторичные источники электропитания ПАГ-1Ф и УС-80Ф, коммутационный блок БР-2. Размещаемая на носителе аппаратура КРУ-УБ использовала передатчик непрерывного излучения с времяимпульсной модуляцией. Для управления конкретной «Чайкой» задействовалась только одна длина волны из 600 располагаемых, а еще на двух частотах передача велась только для дезинформации средств радиоэлектронной борьбы противника. На самолете устанавливались три передатчика — К-14, К-16 и К-17 для работы в двух метровых (I и II) и дециметровой (III) группах диапазонов волн. Сигнал на передатчики поступал через шифратор К-13 с командодатчика К-26, присоединенного к специальному оптическому прицелу ОПБ-2УП, разработанному ЦКБ-589 МАП.

В качестве основного метода наведения был принят простейший так называемый трехточечный способ, при котором штурман самолёта-носителя отклонением ручки (кнюпеля) на блоке командодатчика стремился удержать «Чайку» на линии «самолет—цель», огни трассеров должны были наблюдаться на фоне цели в окуляре прицела.

Читать еще:  Системы зенитного ракетного оружия

Характер движения УБ-2000Ф «Чайка» с ее развитыми аэродинамическими поверхностями мог существенно отличаться от близкой к параболе траектории падения обычной авиабомбы. При отсутствии команд наведения при полете с задействованным автопилотом она просто планировала бы по наклонной прямой, удерживаясь ниже линии «самолет—цель». Поэтому началу наведения по методу «трех точек» предшествовал участок программного выведения «Чайки» на линию «самолёт—цель». На этом участке штурман при помоши кнюпеля старался совместить наблюдаемые огни трассеров «Чайки» с подвижным индексом, перемещаемым по заранее выработанной временной программе в поле зрения прицела 0ПБ-2УП. Поскольку скорость «Чайки» была заведомо меньше, чем у самолёта, наведение по методу «трех точек» можно было осуществить только после пролета носителя над целью, когда управляемая бомба, выполнив программный разворот на пикирование, оказывалась в задней полусфере самолёта.

В результате траектория движения бомбы приобретала характер довольно изяшной фигуры почти самолетного пилотажа. При полете носителя на высоте 7 км она сбрасывалась на удалении 2,6 км от цели, пролетала вперед более 4 км, а затем возвращалась к цели, поражая ее к тому моменту, когда самолёт уже уходил на 5 км от объекта бомбометания. При этом наклонная дальность от самолёта до цели увеличивалась до 9 км — успешность бомбометания явно зависела от должной прозрачности атмосферы. Кроме чувствительности к метеоусловиям, эта схема боевого применения несла в себе и другой органический недостаток — для завершения наведения и поражения цели самолёт должен был как по ниточке пройти по прямой всю зону огня непосредственно прикрывающей цель зенитной артиллерии, в то время как взаимозависимость носителя и обычной бомбы прерывалась в момент раскрытия замков бомбодержателей.

Постановлением от 1 декабря 1955 г. №2000-1070 первая советская управляемая бомба УБ-2000Ф была принята на вооружение под шифром УБ-2Ф (4А-22). Самолеты Ту-16 могли нести по две УБ-2Ф на подкрыльевой подвеске, а Ил-28 — одну под фюзеляжем. В 1956 г. предусматривался выпуск установочной партии в 120 управляемых бомб и переоборудование 12 Ил-28 в носители этого управляемого вооружения. По оценкам специалистов полигона, для поражения цели размером 30×70 м требовалось применение двух-трех «Чаек», заменявших 168 неуправляемых ФАБ-1500.
Постановление от 1 декабря 1955 г, предусматривало также разработку усовершенствованного варианга УБ-2Ф — «Чайки-2», оснащенной тепловой головкой самонаведения. Основное конструктивное отличие «Чайки-2» от прототипа состояло в размещении впереди боевой части довольно громоздкой тепловой головки самонаведения 0-1-54. Чувствительность этой головки была довольно низкой, соответствующей применению только по таким мощным источникам теплового излучения, как металлургические заводы, коксохимические предприятия, тепловые электростанции и корабли. После сброса с самолёта бомба сперва осуществляла автономный полет с переходом к планированию в направлении цели, а затем после захвата цели ГСН — самонаведение. При установке головки самонаведения отказались от применения командной радиолинии, так что масса бомбы увеличивалась всего на 50 кг, а ее длина — на 220 мм. Были также выполнены проектные проработки по «Чайке-3» — варианту бомбы с пассивной радиолокационной головкой самонаведения ПРГ-10В, предназначенному для поражения радиолокаторов и станций постановки активных помех противника.

Технические характеристики УБ-2000Ф «Чайка» / УБ-2Ф

Габариты, мм:
длина — 4730
диаметр корпуса — 600
размах оперения — 2100
Масса, кг 2240
Масса боевой части, кг 1795
Скорость носителя, км/ч 400-1200
Диапазон высот применения, км 5-15

«Корректируемые боеприпасы доказали эффективность»: какие новейшие авиабомбы поступят на вооружение ВКС России

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые продемонстрировала публике новые корректируемые авиабомбы УПАБ-1500Б-Э (К029Б-Э) и УПАБ-500Б-Э (К08БЭ). Полноразмерные макеты этих боеприпасов представлены на Международном авиакосмическом салоне — 2019 в подмосковном Жуковском.

Оба боеприпаса являются высокоточным оружием благодаря установленной на них инерциально-спутниковой системе наведения. Авиабомбы прошли весь цикл испытаний и уже поставляются в Воздушно-космические силы РФ. В 2020 году Россия начнёт экспортировать УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б.

Корректируемые авиабомбы были разработаны специалистами АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» (Москва), которое входит в состав КТРВ. В этом году компания отмечает 50-летие со дня основания.

«Доказали высокую эффективность»

УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.

В оборудование образца УПАБ-1500Б, который пойдёт на экспорт, входят приёмник спутниковой навигации, источник электропитания (тепловые батареи), фугасная бетонобойная боевая часть, контактное взрывательное устройство с тремя видами замедления, а также система управления (инерциальный комплекс, рулевой газовый привод и воздушный баллон).

УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию 1500-килограммового «родственника». Бомба используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.

Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что в последние годы в России активно совершенствуются корректируемые (управляемые) авиационные бомбы, постепенно вытесняя свободнопадающие (неуправляемые) аналоги. Оба типа боеприпасов использовались в сирийской кампании.

«Опыт боевого применения позволил Минобороны и конструкторам определиться с дальнейшими направлениями развития авиационных средств поражения. Корректируемые планирующие боеприпасы доказали свою высокую эффективность. Свободнопадающие бомбы, наверное, не уйдут в прошлое, но вкладывать деньги в их модернизацию особого смысла нет», — сказал Корнев.

Эксперт пояснил, что сброс планирующего боеприпаса, как правило, производят вне зоны действия войсковой ПВО противника. При этом метание свободнопадающих бомб происходит либо над объектом поражения, либо путём кабрирования — специального манёвра, который позволяет лётчику сбрасывать боеприпасы на дальности до 15 км от цели.

По некоторым характеристикам корректируемая бомба превосходит не только свободнопадающего собрата, но и крылатую ракету класса «воздух — поверхность».

Планирующий боеприпас стоит намного дешевле и обладает более мощной боевой частью, чем ракета «воздух — поверхность». По словам Корнева, пуск одной крылатой ракеты может обойтись бюджету в сотни тысяч долларов из-за наличия реактивного двигателя и высокотехнологичной аппаратуры. При этом корректируемая авиабомба лишена сложных агрегатов и систем.

«Авиационная крылатая ракета необходима для поражения объектов, защищённых самыми современными средствами ПВО, включая комплексы дальнего радиуса действия. Во всех остальных случаях допустимо использовать авиабомбы. Это недорого, надёжно, эффективно и безопасно для экипажей ВКС. Неразумно, если цена боеприпаса превышает стоимость поражаемого объекта», — подчеркнул Корнев.

УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б — не единственные отечественные корректируемые боеприпасы нового поколения. В июне 2019 года на форуме «Армия-2019» концерн «Техмаш» представил широкой публике ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель». Боеприпас должен быть принят на вооружение до конца 2019 года. Масса бомбы составляет 540 кг, длина — 3,1 м, отклонение от цели — не более 3—5 м.

«В мире аналогов нет. Бомба без двигателя. Дальность при отходе от носителя — за 30 км. То есть самолёт не входит в зону поражения ПВО, сбрасывает изделие, и оно самостоятельно находит цель. Навигация осуществляется с помощью ГЛОНАСС», — рассказал ранее журналистам генеральный директор НПО «Базальт» (входит в концерн «Техмаш») Владимир Порхачёв.

Помимо навигационной системы «Дрель» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Бомба может применяться почти всеми боевыми самолётами воздушно-космических сил, включая дальние и стратегические бомбардировщики.

Необходимое разнообразие

Ещё одной новинкой КТРВ на МАКС-2019 стала корректируемая авиабомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э. Она предназначена для уничтожения легкоуязвимой военной техники, железнодорожных узлов, складов, живой силы. Боеприпасы применяются одиночно и залпом с самолётов фронтовой авиации.

Масса бомбы составляет 256 кг, длина — 3,2 м, диаметр — 0,25 м, вес осколочно-фугасной боевой части — 165 кг. Точность боеприпаса в два раза превосходит более тяжёлые корректируемые аналоги. Однако применение КАБ-250ЛГ требует снижения до высоты 1—10 км.

«КАБ-250ЛГ могут сбрасывать истребители, штурмовики и бомбардировщики, оснащённые системами лазерного подсвета цели. Однако экипажу придётся снижать высоту и скорость, многое зависит от погодных условий. При таком бомбометании повышается риск быть замеченным неприятелем», — отметил Корнев.

Читать еще:  Ракета со «спецбоеприпасом»

Как полагает эксперт, наиболее безопасный для лётчиков способ использования КАБ-250ЛГ — ориентироваться на целеуказание, которое обеспечивает разведывательная группа в тылу противника. По его словам, при таких условиях экипаж может «не глядя» производить бомбометание на безопасном расстоянии.

В мае 2018 года генеральный директор ГНПП «Регион» Игорь Крылов в интервью ТАСС заявил, что разработка КАБ-250ЛГ находится на завершающей стадии. По его словам, боеприпас должен пополнить арсенал самых современных самолётов оперативно-тактической авиации ВКС.

«Новая авиабомба уже прошла полный цикл испытаний на фронтовом бомбардировщике Су-34, в дальнейшем будет интегрирована в состав вооружения истребителя Су-35. Кроме того, предусматривается размещение КАБ-250 во внутрифюзеляжном отсеке новейшего истребителя пятого поколения Су-57», — рассказал Крылов.

На МАКС-2019 глава КТРВ Борис Обносов заявил журналистам, что для нужд ВКС разрабатываются малогабаритные корректируемые бомбы массой 100 и 50 кг. Как считает Корнев, данные боеприпасы необходимы для вооружения новейших беспилотников. Также они могут быть востребованы при проведении антитеррористических операций.

Полковник в отставке Михаил Ходарёнок в беседе с RT сообщил, что использование планирующих боеприпасов позволяет уберечь самолёты от возможного поражения зенитными ракетными комплексами (ЗРК) малой и средней дальности. Широкая номенклатура корректируемых бомб позволяет эффективно поражать цели в зависимости от конкретных обстоятельств на территории военных действий.

«Разнообразие боеприпасов и систем наведения является важным условием для выполнения боевой задачи. Глобальная система позиционирования (ГЛОНАСС) не всегда бывает подходящей, равно как и лазерная система наведения. У командира, принимающего решение о нанесении авиационного удара, должен быть выбор», — отметил Ходарёнок.

Как пояснил эксперт, первоочередными целями корректируемых боеприпасов являются командные пункты, узлы связи, склады боеприпасов, бронетехники, стартовые позиции ЗРК, огневые позиции артиллерии ракетных комплексов сухопутных войск тактического назначения, объекты инфраструктуры (мосты, железнодорожные и паромные переправы).

«Корректируемые бомбы будут поступать не только на вооружение ВКС. Отечественные боеприпасы пользуются спросом у традиционных эксплуатантов наших самолётов — стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Вполне возможно, что Индия и Китай попросят Россию развернуть серийное производство на своей территории», — предположил Ходарёнок.

Какие бывают бомбы

Какие бывают бомбы? Ну что за вопрос — фугасные, зажигательные… на этом познания 90% населения обычно и заканчиваются. На самом деле существуют несколько десятков разновидностей авиационных бомб, и в этой статье, я постараюсь охватить большую часть их разновидностей.

Агитационные бомбы

Попытки сбрасывать листовки с самолетов, а это возможно только с небольшой высоты, чтоб не разнесло ветром, обычно заканчивались плачевно для этих самолетов. Решение данной проблемы потребовало серьезного вмешательства в дело конструкторов-оружейников, которые и разработали особый тип авиационного снаряда, известного как агитационная бомба. Причем, гуманные советские конструкторы, в отличие от западных коллег, сделали бомбу максимально «безопасной» — её корпус был выполнен из дерева. Смеяться тут нечего, стоит помнить, что после разрыва «обычного» агитационного реактивного снаряда, на окопы падал и его 17-килограммовый корпус.

ФАБ-5000М-54 во всей красе. Только подумайте — 5000 кг тротила!

Аэронавигационные морские бомбы

Боеприпасы вспомогательного назначения, применявшиеся в годы ВОВ. Они служат для визуального фиксирования отправной точки на водной поверхности при измерении углов сноса и путевой скорости. Кроме того, их применяли для постановки «вспомогательной точки прицеливания» на местности и маркирования заданной точки на водной поверхности. При ударе о воду, бомба оставляет на ней яркое пятно 10 метров в диаметром, которое затем начинает испускать хорошо заметный столб дыма на протяжении примерно 15 минут.

Бронебойные бомбы

Бомбы весом от 250 до 1000 кг., предназначенные для поражения хорошо бронированных целей, таких как крупные надводные корабли. Имеют значительно утолщенную переднюю часть, снаряжены тротилом или «морской смесью» (гексоген, тринитротолуол и алюминиевая пудра в специальных пропорциях).

Гидростатические дымовые бомбы

Предназначены для постановки дымовой завесы на море. С учетом сложности применения, применялись редко, чаще заменяясь плавающими сигнальными дымовыми авиационными шашками. Кстати, сухопутные версии дымовых авиабомб, в СССР по-крайней мере, на вооружение так и не поступили.

ФАБ-50. Эхо войны, к счастью, уже беззвучное

Зажигательные бомбы

Печально известный, начиненный легковоспламеняющимся составом снаряд, поджигающий любую поверхность и приносящий ужасающие разрушения.

Кассетные бомбы

Это не какой-то отдельный вид авиабомбы, а скорее способ «упаковки». Представляет собой тонкостенную «капсулу», внутри которой находится множество более мелких снарядов различного назначения (противотанковых, противопехотных, зажигательных и т.п.) массой до 10 кг.

Осветительные авиабомбы

Боеприпасы вспомогательного назначения. Благодаря большой концентрации световой энергии в единице объема боевого заряда, компактности и простоте обращения, а также возможности транспортировки на большие расстояния осветительные авиабомбы получили широкое применение.
Такие боеприпасы использовали в ночных операциях разведывательной и бомбардировочной авиации в ходе визуальной разведки и освещения местности при прицельном бомбометании, в совместных действиях авиации с кораблями ВМФ и авиации с артиллерией.

Осколочные авиабомбы

Осколочные бомбы относятся к классу боеприпасов основного назначения и предназначены для поражения осколками живой силы противника на открытой местности при движении в походных колоннах, а также в боевых порядках на поле боя. Кроме того, эти боеприпасы применяют по артиллерии противника, расположенной на открытых позициях или в легких укрытиях, и по боевым машинам с легким броневым покрытием. Пожалуй, это семейство авиабомб наиболее разнообразное, включающее бомбы разного калибра, веса, способа применения.

РС-132 на подвеске. Неслучившаяся реактивная авиабомба.

Противолодочные авиабомбы

Противолодочные авиабомбы предназначены для нанесения поражения подводным лодкам с высоты 300-800 м. Её боевого заряда будет достаточно, чтобы разрушить сварные швы корпуса подлодки, если «уложить» боеприпас в 8-10 м от цели.

Противотанковые авиабомбы

Особый тип авиабомб, предназначенный для борьбы с танками противника, появившийся в годы Великой Отечественной войны. «Промежуточный» калибр — достаточно небольшие, чтоб взять на борт штурмовика достаточное количество, и достаточно мощные, чтоб при близком взрыве пробить сравнительно тонкую броню крыши башни или кормы танка. Штурмовики Ил-2 оснащали четырьмя крыльевыми контейнерами таких бомб (ПТАБ). В центральные умещалось по 72 таких боеприпаса, в крайние — по 68. По одной цели расходовали содержимое одного — двух контейнеров.

Ракетные авиабомбы

Рассеивающие авиабомбы

Для массового применения малогабаритных осколочных, фугасных, химических и зажигательных авиабомб калибрами от 1 до 25 кг разрабатывали не только стационарные кассеты и контейнеры для установки на самолетах и аэростатах, но и ротативно-рассеивающие кассеты, послужившие предтечей сбрасываемым авиационным боеприпасам кассетного типа. За счет установки хвостового оперения под углом 45˚ к продольной оси, боеприпас после сброса на траектории начинал вращаться с большой частотой. По достижении критического значения скорости вращения кольца из тросов с ослабленными сечениями, стягивающие тонкостенный корпус, под действием центробежных сил разрывались, и боевое снаряжение рассеивалось на большой площади. В отечественных ВВС использовали ротативно-рассеивающие авиабомбы трех калибров — РРАБ-1 калибром 1000 кг, РРАБ-2 калибром 500 кг и РРАБ-3 калибром 250 кг.

Фотобомбы

Ночная фотосъемка считалась более эффективной, поскольку позволяла фотографировать в условиях, когда противодействие истребительной авиации и ПВО противника затрудняла темнота. Такая аэрофотосъемка требовала мощных световых источников и специальных фотоматериалов, благодаря чему ночной снимок соответствовал бы нормальному дневному и не требовал специальных правил дешифровки. Однако при этом источник света должен быть кратковременным, с высокой интенсивностью и необходимым спектром излучения. Фотобомбы начинялись измельченным сплавом алюминия с магнием и бариевой селитрой. При падении они чрезвычайно ярко светились (среднее значение — 261 млн. свечей), средняя продолжительность вспышки составляла 0,177 с, что было вполне достаточно, чтобы в аппаратуре фоторазведчиков использовать фотопленку типа изохром отечественного производства с высот 1000-1300 м.

Осколочно-фугасная авиабомба ОФАБ-250-70.

Фугасные авиабомбы

Фугасные авиабомбы всегда составляли наиболее важную и многочисленную часть авиационных боеприпасов в классе авиабомб основного назначения. Основными калибрами были 50, 100, 250, 500 и 1000 кг с корпусами из многочисленных деталей, соединенных между собой сплошными или прерывистыми сварными швами. Обозначались такие снаряды как ФАБ — фугасная авиабомба.

Химические авиабомбы

Авиационные бомбы начиненные вместо взрывчатки боевыми отравляющими веществами.

Источник: Александр Фролов, компиляция по книге «Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector