13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная крылатая ракета Х-45

Авиационная крылатая ракета Х-45

После прихода к власти Л.И. Брежнева разработка новых типов самолетов возобновилась. НИИ авиационных систем по заданию ВВС сформулировал требования к авиационно-ракетному комплексу нового поколения, в соответствии с которыми ОКБ ╚Опыт╩ А.Н. Туполева, ╚Скорость╩ А.С. Яковлева и ╚Кулон╩ П.О. Сухого представили проекты ракетоносцев ╚135╩, ╚33╩ и ╚100╩ и ракет ╚воздух-поверхность╩ к ним. Для полномасштабной разработки в ходе конкурса был выбран проект самолета ОКБ Сухого, вооруженный двумя ракетами Х-45, имеющими гиперзвуковую скорость полета. На первом этапе и самолет, и ракета проектировались в ОКБ ╚Кулон╩, но вскоре была передана в МКБ ╚Радуга╩, где работу по этой теме возглавили А.Я. Березняк, Г.К. Самохвалов и В.А. Ларионов.

Первоначально Х-45 комплектовалась инерциальной или радиокомандной системами наведения, которые обеспечивали поражение крупной цели (город, эскадра кораблей) на дальности 1500 км. Затем перешли к комбинированной системе состоявшей из ГИСУ ╚Вихрь╩ на базе цифровой ЭВМ и АРГСН ╚Гарпун╩ включавшейся на дальности 150 км от расчетной точки, при меньшей дальности позволявшей поражать точечные цели (мост, движущийся корабль и т.п.). Масса снаряда составляла 4500 кг.

Документация на УР Х-45 в 1969 г. была передана в производство. Опытная серия Х-45 строилась на Дубненском машиностроительном заводе. Испытания изделия были начаты, но завершить их не удалось.

В конструкции Х-45 были широко применены титановые сплавы ВТ-20 (крыло, оперение, головная и хвостовая части фюзеляжа), ОТ4-1, ОТ-4, ВТ-5, ВТ5-1 (силовые элементы) нержавеющие стали ВНС-3 (силовой набор), ЭИ-654 (баки), 12Х2ВНФА, 30ХГСА (стыковые узлы), магниевое литье МЛ-10.

Отдельную главу в истории этого изделия составляет проектирование и изготовление эррозионностойкого радиопрозрачного обтекателя ГСН, рассчитанного на длительный полет на внешней подвеске под крылом со скоростью, соответствующей числу М=3,2. Обтекатель состоял из двух слоев — внутреннего силового из стеклотекстолита СК-9ФАК на основе кварцевой ткани и кремнийорганического связующего К-9ФА, и внешнего эррозионностойкого из стеклотекстолита СК-4К на основе цельнотканого кварцевого чехла (разработанного во ВНИИ СПВ) и кремнийорганического связующего К-4. Обтекатель изготавливался методом пропитки под давлением с противодавлением.

Первый опытный образец самолета-носителя для Х-45, названного Т-4, был построен, но его испытания завершить не удалось в из-за изменения требований ВВС. Согласно новым ТТТ самолет должен был быть многорежимным и иметь расширенную номенклатуру средств поражения. В связи с этим организовали новый конкурс, на который Сухой представил проект Т-4МС (╚200╩), способный нести, помимо Х-45, ракеты малой дальности Х-2000 и бомбы. У Т-4МС были лучшие шансы на победу, но заказ отдали Туполеву.

Разработка Х-45 продолжилась. Она получила новую систему наведения (в двух вариантах — автономную инерциальную и с активной РГСН). ГИСУ ╚Вихрь╩ оказалась приспособленной к интеграции с различными типами ГСН. Модернизированная Х-45 вошла в качестве основного компонента в состав вооружения бомбардировщиков М-20 и М-18, спроектированных во вновь созданном в 1967 г. ОКБ В.М. Мясищева (ЭМЗ). Но и этим работам не было суждено завершиться. Материалы по самолету М-20 были переданы на ММЗ ╚Опыт╩, где легли в основу собственного проекта тяжелого многорежимного ракетоносца ╚70╩, вооружение которого в первой редакции составили 2 ракеты Х-45. Но в ходе дальнейшего проектирования вооружение самолета ╚70╩ было изменено и составило 12 малогабаритный дозвуковых СКР большой дальности Х-55 или 24 сверхзвуковые ракеты малой дальности Х-15.

Х-45 Молния

Автор: DIMMI
Создана: 14.02.2013 18:40:39
Изменена: 17.01.2018 00:24:39
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-земля / Х-45 Молния /

Ракета Х-45 «Молния»

Противокорабельная ракета большой дальности воздушного базирования. Проектирование ракеты Х-45 с использованием наработок по ракете Х-33, которая создавалась ОКБ П.О.Сухого для вооружения самолета-носителя Т-4 начато в 1968 г. (ист. — Экспозиция) ОКБ-155 (МКБ «Радуга»), где работу по теме Х-45 возглавили А.Я.Березняк, Г.К.Самохвалов и В.А.Ларионов (главный конструктор). В январе 1970 г. заказчику представлен эскизный проект ракеты.

Ракета предназначалась для поражения авианосцев в составе авианосной ударной группы или соединения отдельных кораблей, а так же для поражения наземных радиоконтрастных целей.

Читать еще:  СУХОПУТНЫЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

В 1964 г. производстве ракет Х-33 планировалось разверуть на заводе №51 им. Лавочкина, но в 1965 г. решением ВПК было предписано подготовить серийное производство ракеты предприятиям МАП СССР под руководством завода №51. По проекту ракеты Х-45 МКБ «Радуга» еще до завершения проектирования — в 1969 г. — начата передача документации на Дубненский машиностроительный завод. Опытная серия ракет находилась в производстве. Согласно некоторым источникам, испытания ракеты были начаты, но не были завершены. Разработка проекта прекращена в 1975 г. (ист. — Экспозиция).

По умолчанию данные ракеты Х-45.


Макет ракеты Х-45 в открытой части экспозиции музея МКБ «Радуга», фото с детской экскурсии в музей 14.05.2014 г. (источник).


Макет первого варианта ракеты Х-45 — ракеты Х-33 — под крылом макета самолета Т-4 ОКБ П.О.Сухого, 1966 г. (http://forums.airbase.ru, обработано).

Пусковая установка — предполагалось применение ракеты как с расположением во внутренних отсеках самолета-носителя так и на внешней подвеске. Вероятно, планировалось использование катапультной пусковой установки.

Конструкция ракеты — аэродинамическая схема ракеты — нормальная с Х-образным расположением крыльев и оперения. В конструкции широко использовались титановые сплавы ВТ-20 (крыло, оперение, головная и хвостовая части фюзеляжа), ОТ4-1, ОТ-4, ВТ-5, ВТ5-1 (силовые элементы), а так же нержавеющие стали ВНС-3 (силовой набор), ЭИ-654 (баки), отдельные силовые элементы выполнялись из высокопрочных сталей 12Х2ВНФА, 30ХГСА (стыковые узлы), магниевое литье МЛ-10. Создано несколько оригинальных конструкторско-технологических решений:
— рулевая рама с ободом из сплава ВТ5Л и крестовиной из сплава МЛ-10 (А. З. Чучалов, Ю. Ф. Четвериков, М. А. Борисова, А. А. Быков);
— съемные панели теплозащиты баков из сплавов ОТ-4 и базальтовым волокном типа Б (А. А. Осоченко);
— тоннельные трубы для прокладки коммуникаций в баках (В. М. Куликовский, М. З. Эйдлин, О. В. Мельников);
— быстросъемное крепление переднего обтекателя с грузовым отсеком с помощью стяжного хомута (О. В. Мельников, Г. Ф. Четвериков);
— шестиугольное оперение со сложным силовым набором (Новиков, Соловей, Дмитриев).


Изображение ракеты Х-45, вариант (рисунок Приходченко, «Мир оружия»).


Ракета Х-45, облик (http://militaryrussia.ru, версия от 17.02.2013 г.).


Модель ракеты Х-45 в «Музее археологии и краеведения г.Дубны» (фото 21.10.2017 г., flateric, обработано).

Серьезным технологическим достижением было создание радиопрозрачного эррозионностойкого обтекателя РЛ ГСН рассчитанного на длительный полет со скоростью 3.2 М. Поиски, исследования, эксперименты проводились совместно специалистами МКБ, завода, ВИАМ, ВНИИСПВ (Г. А. Дмитренко, С. А. Куманькова, В. В. Скворцов, Л. Е. Курилова, И. В. Пугачева, Г. А. Осыкин, Е. С. Панов, В. С. Зименков, В. В. Павлов, В. Н. Поташова, В. Н. Булгаков, Р. В. Райков, Н. В. Кожухова). Обтекатель состоял из двух слоев — внутреннего силового из стеклотекстолита СК-9ФАК на основе кварцевой ткани и кремнийорганического связующего К-9ФА, и внешнего эррозионностойкого из стеклотекстолита СК-4К на основе цельнотканого кварцевого чехла (разработанного во ВНИИ СПВ) и кремнийорганического связующего К-4. Обтекатель изготавливался методом пропитки под давлением с противодавлением.

Система управления и наведение: по первоначальному проекту планировалось использовать инерциальную систему управления с радиокомандной коррекцией траектории полета. Предполагалось, что такое решение обеспечит поражение специальной БЧ крупной площадной цели или эскадры кораблей.

Позже было предложено использование комбинированной системы управления состоявшей из гироинерциальной системы управления (ГИСУ) «Вихрь» с использованием цифровой ЭВМ и активной радиолокационной головки самонаведения «Гарпун» включавшейся на дальности 150 км от цели. Подобная система по расчетам позволяла поражать точечные цели — мосты, движущиеся корабли и т.п.
Дальность захвата цели ГСН — 90 км

В окончательном модернизированном варианте предполагался выпуск двух вариантов ракеты — с ГИСУ «Вихрь» и с ГИСУ «Вихрь» с АРЛС ГСН «Прогресс».

Разработка ГИСУ «Вихрь» велась филиалом МИЭиА под руководством Е.П.Попова (разработчики — Грачев, Глухов, Калачев).

Двигатель:
Ракета Х-33 — РДТТ с баллиститным топливом.

Ракета Х-45 — многорежимный ЖРД С5.57 разработки КБ Химического Машиностроения им.А.М.Исаева, разработка — 1971-1972 г.г. (источник)
Топливо самовоспламеняющееся
Количество камер сгорания — 1
Тип подачи топлива — турбонасосный агрегат
Горючее — ТГ-02 (ранее существовали данные, что горючее — НДМГ — несимметричный диметилгидразин)
Окислитель — азотная кислота АК-27М

Читать еще:  Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 – 1 ед.

ТТХ ракеты:
Длина — 9.9 — 10.8 м
Диаметр корпуса — 800 мм
Размах крыла — 2 м
Масса стартовая — 4500 кг / 5000 кг (по разным данным)
Масса БЧ — 500 кг

Новые российские авиационные крылатые ракеты Х-50 и ГЗУР

Как сообщает Петр Бутовский в статье «Russian bombers to be armed with new Kh-50 theatre-level cruise missile» в журнале «Jane’s Missiles & Rockets»,российские источники в начале декабря 2017 года раскрыли обозначение Х-50 для новой российской авиационной оперативно-тактической (субстратегической) крылатой ракеты. Источники сообщили, что развертывание производства ракет Х-50 планируется в рамках новой российской Государственной программы вооружения на 2018-2027 годы (ГПВ-2027).

  • © ic.pics.livejournal.com

Схема новой российской авиационной крылатой ракеты Х-50, выполненная на основе патента АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) © Петр Бутовский (via Jane’s)

Разработанная АО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» им. А. Я. Березняка» в Дубне в рамках программы Х-СД («средней дальности»), ракета Х-50, предположительно, является дозвуковой крылатой ракетой, использующей систему наведения стратегической крылатой ракеты Х-101, но с меньшим по размерам малозаметным планером, подобным американской ракете AGM-158 JASSM. НИОКР по Х-СД были начаты в начале 1990-х годов, но впоследствии были приостановлены на несколько лет.Ракета Х-50, спроектированная для размещения в оружейных отсеках бомбардировщиков Ту-22М3 и стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, имеет длину 6 м в длину — примерно 1,5 м меньше, чем ракета Х-101 — и имеет массу около 1600 кг. Ожидается, что ракета, оснащенная турбовентиляторным двигателем разработки АО «Омское моторостроительное конструкторское бюро» (OMKБ) «Изделие 37-04» (или ТРДД-50Б), достигает дальности более 1500 км, имея крейсерскую скорость полета 700 км/ч и максимальную скорость 950 км/ч.Фюзеляж ракеты имеет сплюснутое поперечное сечение и граненые стороны; эти формы сочетают в себе требования к уменьшению радиолокационной заметности и наиболее эффективного использования объемов оружейного отсека тяжелого бомбардировщика при размещении на шестипозиционной револьверной вращающейся пусковой установке. Система наведения включает комбинацию инерциальной навигационной системы с коррекцией по GPS / ГЛОНАСС на маршевом участке и электронно-оптическую цифровую корелляционную систему «Отблеск» (аналог DSMAC) для конечного участка. Помимо малозаметности планера, для проникновения в районы, прикрытые противовоздушной обороной противника, ракета Х-50 использует маловысотный профиль полета и оснащена системой самообороны, в том числе небольшой станцией активных электронных помех и буксируемыми ловушками. Боевая часть ракеты может быть двух типов: проникающей БС-715П для поражения защищенных целей, или кассетной БС-715К для поражения аэродромов и других площадных целей.Ракета Х-50 планируется в качестве вооружения модернизированных российских дальних бомбардировщиков. На бомбардировщике Ту-22М3М будут размещаться шесть ракет Х-50 на внутренней револьверной пусковой установке и две ракеты на внешней подвеске, в то время как стратегический бомбардировщик Ту-95МСМ способен нести до 14 ракет, включая шесть на внутренней подвеске. Самолеты Ту-160M/М2 будут способны нести до 12 ракет на двух внутренних револьверных пусковых установках .Некоторые характеристики ракеты Х-50 можно оценить на основе конструкции экспортного варианта тактической ракеты Х-59МК2, представлявшейся на авиасалоне МАКС-2015 в Москве, которая должна иметь одинаковую систему наведения и тот же двигатель «Изделие 37-04». Электронно-оптическая система наведения типа DSMAC ракеты Х-59MK2, обозначенная в экспортном исполнении как ОЭ-М, обеспечивает декларируемую точность наведения 3-5 м. Х-59MK2 является разрабатываемым аналогом ракеты MBDA Storm Shadow и предназначена для поражения небольших защищенных целей с известными координатами. Статус ракеты Х-59МК2 неясен. Возможно, что это предварительное предложение, рекламируемое с целью поиска потенциального иностранного инвестора, и русской версии этой ракеты, возможно, не существует. При весе 770 кг, тактическая ракета Х-59МК2 меньше, чем Х-50, имея длину 4,2 м и квадратное сечение фюзеляжа 40×40 см, приспособленное для размещения во внутреннем отсеке вооружения истребителя, — например, Су-57.Еще одна российская разработка, предназначенная для действий в условиях сильной противовоздушной обороны противника, представляет собой новую оперативно-тактическую гиперзвуковую ракету, разработанную совместно головным предприятием АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в Королеве и ГосМКБ «Радуга» в Дубне в рамках программы «Гиперзвуковая управляемая ракета» (ГЗУР). Военное обозначение этой ракеты до настоящего времени остается нераскрытым.По сообщениям, ГЗУР — это ракета со скоростью М=6 и с дальностью полета в 1500 км при полете по высотному профилю. Длина ракеты составляет 6 м, а вес около 1500 кг. Как можно понять, ракета имеет главным образом противокорабельное назначение. Ракета будет оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем «Изделие 70», разработанным ПАО «ТМКБ «Союз» в Тураево, и оснащается комбинированной активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения, известной как «Грань-75», которая разрабатывается АО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» в Каменске-Уральском; широкополосный пассивный канал («Грань-75ПК») для этой головки самонаведения создается АО «Центральное конструкторское бюро автоматики» (ЦКБА) в Омске. Под «Гранью-75» понимается модификация головки самонаведения «Грань-К», используемой в тактической противокорабельной ракете Х-35У.Согласно источникам в российской промышленности, к 2020 году предполагается, что ракета ГЗУР будет серийно выпускаться темпом «до 50 изделий в год», что позволяет предположить, что в настоящее время она проходит испытания.Комментарий Jane’sНаиболее полная информация о нынешней российской программе сверхзвукового авиационного вооружения была представлена бывшим главнокомандующим ВВС России генерал-полковником Александром Зелиным в лекции, произнесенной на конференции представителей авиационной промышленности в Москве в апреле 2013 года. По словам генерала-полковника Зелина, в России сейчас реализуется двухэтапная программа развития гиперзвуковых ракет. На первом этапе предусматривается разработка к 2020 году «компактной оперативно-тактической авиационной ракеты с дальностью полета 1500 км и скоростью 6 Махов»; это вышеупомянутая ГЗУР. Она должна быть дополнена в следующем десятилетии оружием со скоростью М=12, предполагающим глобальную дальность.

Читать еще:  Ракеты с фугасным зарядом

Пять самых смертоносных крылатых ракет России: видео

1) Семейство управляемых ракет «Калибр»

Крылатые ракеты получили широкую известность после того, как с их помощью были нанесены удары по позициям террористов в Сирии. Работы по этому проекту велись в 1980-х годах на базе двух изделий: стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2500 км и комплекса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза»). Впервые ракеты «Калибр» были представлены на авиасалоне МАКС-1993. В НАТО получили кодификацию Sizzler («Испепелитель»). Радиус действия по морским целям – до 350 км, по береговым – до 2600 км.

2) Стратегическая крылатая ракета «воздух – земля» Х-101

Стратегическая крылатая ракета X-101 «воздух – земля» (Х-102 в исполнении с ядерной боеголовкой) с использованием технологий снижения радиолокационной заметности также получила первое боевое применение в Сирии, где с их помощью наносились удары по позициям террористов. Основные носители – бомбардировщики Ту-22 и Ту-160. Разработка изделия велась конструкторским бюро «Радуга» (1995–2013). Точные характеристики не разглашаются. По некоторым данным, дальность пуска достигает 9000 км, а круговое вероятное отклонение – 5 м на дальности 5500 км.

3) Противокорабельная ракета П-270 «Москит»

П-270 «Москит (по кодификации НАТО SS-N-22 Sunburn, буквально «Солнечный ожог») – противокорабельная ракета, разработанная в 1970-х годах в СССР. Способна уничтожать корабли водоизмещением до 20 тыс. т, в частности, из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. Дальность стрельбы – от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км – при высотном профиле полета. При подходе к цели «Москит» идет на высоте 7 м, двигаясь «над гребнем волн», а с целью прорыва ПВО ракета способна выполнять противозенитный маневр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10 g.

4) Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55

Ракета Х-55 – крылатая ракета для стратегических бомбардировщиков. После пуска идет на дозвуковой скорости с огибанием ландшафта местности, что делает ее перехват крайне сложным. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, при этом последний может нести до таких 12 ракет. Масса боевой части каждой из них – 200 кт, что более чем в 20 раз превышает мощность взрыва бомбы Little Boy, сброшенной США на Хиромиму в 1945 году.

5) П-700 «Гранит» – крылатая противокорабельная ракета дальнего действия

П-700 «Гранит» создавалась в первую очередь для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе с авиационными. При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трех элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Радиус действия – 550 км по комбинированной траектории. Эти ракеты стоят на вооружении в том числе и тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector