4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АПЛ, ВООРУЖЕННЫЕ КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

Краткий обзор создания и внедрения крылатых ракет на ПЛ отечественного флота

Краткий обзор создания и внедрения крылатых ракет на ПЛ отечественного флота

Во второй половине 1944 г. в распоряжение советских трофейных команд попало сравнительно большое число немецких самолетов-снарядов[23*] V-1 (ФАУ-1). Эта ракета, выполненная по нормальной самолетной схеме и оснащенная реактивным пульсирующим двигателем, имела дальность полета 250 км. Она предназначалась для нанесения ударов по наземным объектам большой площади. По направлению V-1 управлялась при помощи бортовой инерциальной системы, а по высоте (в диапазоне от 200 до 2500 м) – при помощи барометрического высотомера. Дальность полета определялась небольшим воздушным винтом («лагом»), после набора заданного количества оборотов которого ракета выходила в режим пикирования и поражала цель. Данные самолеты-снаряды нашли широкое применение и с большим успехом, особенно на начальном этапе, использовались для обстрела Лондона, а затем ряда портов на северном побережье Европы. Недостатками V-1 являлись сравнительно небольшая скорость (около 600 км/час) и дальность полета, а также невозможность наведения по курсу и по дальности. Хотя немцы и предпринимали попытки решить данные проблемы, коренным образом модернизировать эту ракету они так и не смогли (или не успели).

Практически одновременно с V-1 отечественные специалисты ознакомились с другим детищем немецкой инженерной мысли – противокорабельной реактивной планирующей бомбой (или воздушной торпедой) семейства Hs-293A. По существу, это была обычная авиационная бомба, с прикрепленными к ней плоскими крыльями, оснащенными элеронами и хвостовым оперением, выполненным в виде вертикального стабилизатора с высокорасположенным рулем высоты. К нижней части корпуса бомбы подвешивался жидкостной реактивный двигатель (ЖРД). В качестве носителей этого оружия выступали тяжелые бомбардировщики германских ВВС. Они сбрасывали бомбу примерно за 18-20 км от цели, а затем наводили ее при помощи радиокомандной системы. ЖРД со временем работы не более 10 сек обеспечивал вывод бомбы на заданную скорость планирования (порядка 720 км/час), что собственно и позволяло наводить ее на цель (без использования двигателя Hs-298A отставала от носителя, «проваливаясь» под него).

Успешность боевого использования немцами обеих систем вооружения инициировала в нашей стране начало работ над их аналогами. Причем на начальном этапе они велись в двух направлениях: создание подобий V-1 и Hs-293A. Первым из них в 1945 г. занялось московское ОКБ-51, возглавляемое В.Н. Челомеем, а вторым – коллектив конструкторов во главе с М.В. Орловым из состава КБ-2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Последнее направление неинтересно для темы данной монографии, так как привело к появлению комплекса КСЩ, которым вооружались исключительно надводные корабли (ЭМ пр. 56М и пр. 57бис).

Первый отечественный аналог V-1 получил литерное обозначение 10Х (в варианте пуска с самолета) или 10ХН (в варианте пуска с земли). Он практически полностью повторял немецкий самолет-снаряд и, как оказалось, был совершенно не востребован нашими вооруженными силами. Прежде всего, из-за малых дальности полета и точности поражения цели. Не маловажным являлось и то, что эта ракета обладала небольшой скоростью полета и, как следствие, была легко уязвима для средств ПВО противника. Интересно то, что в начале 50-х годов велась разработка лодочного варианта 10ХН, называвшегося «Ласточкой», а также его носителя (в ЦКБ-18) – ДЭПЛ пр. П-2. Для испытаний этого самолета-снаряда был разработан технический проект 628 переоборудования крейсерской лодки XIV серии.

Эксплуатация технических решений, заложенных в V-1, продолжалась до декабря 1952 г. Причем за это время проработали несколько вариантов самолетов-снарядов. Некоторые из них (14Х и 16Х) были оснащены не одним, а двумя более мощными, чем у немецкого прототипа, пульсирующими двигателями, а другие (14ХМ) имели радиокомандную систему наведения. Однако все попытки коренным образом модернизировать морально устаревшую V-1 не увенчались успехом. Зато ОКБ-51 приобрело столь необходимый опыт в деле проектирования реактивного оружия, а В.Н. Че- ломей сформулировал для себя идеологию крылатой ракеты нового поколения. Несмотря на то, что в декабре 1952 г. его отстранили от руководства ОКБ-51 (по личному распоряжению И.В. Сталина), работы над ней начались в 1955 г., когда сформировали специальную конструкторскую группу[24*] (СКГ, на этот раз уже по распоряжению Н.С. Хрущева). Таким образом, возглавивший её В.Н. Челомей смог реализовать свои замыслы.

Огромное значение на дальнейшее развитие ракетного дела в нашей стране оказало постановление Правительства от 25 августа 1956 г., не только утвердившее «…планы проектирования и строительства подводных лодок…» до 1963 г., но и инициировавшее внедрение на них принципиально нового вида оружия – крылатых ракет.

В соответствии с этим постановлением в августе 1957 г. СКГ выставила на испытания самолет-снаряд П-5, предназначавшийся для нанесения ударов по объектам, находящимся на побережье или в глубине территории противника. Он был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, и в отличие от ракет ОКБ-51, оснащался турбореактивным двигателем (ТРД), вписанным в обводы корпуса. Особенностью этого снаряда являлись складывающиеся крылья, что позволяло хранить его в контейнере сравнительно небольших размеров. Крылья автоматически раскрывались после схода с направляющих ПУ. Дальность полета П-5 находилась в сильной зависимости от погодных условий и колебалась от 400 км (при температуре воздуха -24°С) до 650 км (при температуре воздуха +40°С).

Создание этой сверхзвуковой (со средней скоростью полета 345 м/сек.) стратегической (оснащенной СБЧ) ракеты, бесспорно, являлось достижением отечественной науки и техники. Вместе с тем ее эффективность оказалась крайне низкой. Бортовая система управления, включавшая в себя автопилот с автоматом курса и гировертикалью, а также барометрический высотомер, не обеспечивала требуемой точности стрельбы и не позволяла осуществлять полет над местностью со сложным рельефом (с возвышенностями и горами). Положение усугублялось зависимостью дальности полета ракеты от температуры воздуха, скорости и направления ветра. Как следствие, уже в 1966 г. П-5 сняли с вооружения, отдав предпочтение БР, которые могли наносить удары по наземным целям более точно.

Зато КР могли стать эффективным средством для нанесения ударов по корабельным группировкам противника и в первую очередь по его авианосным соединениям. Еще в августе 1956 г. (т.е. за три года до принятия на вооружение П-5) в ОКБ-52 (бывшей СКГ) начались работы над таким самолетом-снарядом, получившим литерное обозначение П-6. По существу, он во многом повторял П-5, но при этом был оснащен радиолокационной головкой самонаведения и аппаратурой трансляции получаемой от нее информации на носитель.

Говоря об отечественных «лодочных» КР, нельзя не отметить комплексы П-10 и П-20. Работы над ними начались в августе 1955 г. Они велись соответственно в ОКБ Г.М. Бериева и в ОКБ-240 СВ. Ильюшина. Носителями обеих комплексов должны были стать ПЛ, в том числе и атомные. Ракеты этих комплексов могли наносить удары как по береговым (основной режим), так и по морским целям (резервный режим). В первом случае они оснащались СБЧ, а во втором – радиолокационной головкой самонаведения. П-10 имела твердотопливный (ТТД), а П-20 – прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). Дальность полета первой из ракет составляла порядка 600, а второй – 5000 км. Причем на маршевом участке траектории полета П-20 «шла» на высоте около 30 000 м со скоростью 3200 км/ч. Особенностью этой ракеты являлось использование астрокорректора, который обеспечивал вероятное круговое отклонение до 500 м. Такие характеристики предопределили гигантские размеры. Достаточно сказать, что длина этой ракеты составляла 21 м, что почти в два раза превышало длину П-10. Очевидно, что такой самолет-снаряд мог быть размещен только на АПЛ. В начале 60-х годов все работы над обоими комплексами прекратили ввиду бесперспективности использования КР для нанесения ударов по береговым объектам, а также из-за успешного завершения первых испытаний П-6, которой, как противокорабельному оружию, было отдано предпочтение.

Завершая краткий обзор создания и внедрения комплексов КР на отечественные АПЛ, следует сделать несколько замечаний. Во-первых, специализированные носители такого оружия строились во второй половине прошлого столетия только в Советском Союзе и США. В этих кораблях все оружие и технические средства, не входящие в состав ракетного комплекса, обеспечивали либо решение основной задачи (нанесение ударов по береговым объектам или по корабельным группировкам противника), либо самооборону. В настоящее время практически все АПЛ (за исключением разве что ПЛАРБ) способны нести противокорабельные (ПКР) или стратегические (СКР) крылатые ракеты с обычными или специальными боевыми частями. Однако они, за исключением четырех кораблей ВМС США типа Ohio[25*], не специализированные носители – крылатые ракеты, являющиеся равноценной частью торпедного и минного вооружения, делают их многоцелевыми лодками. С этой точки зрения единственной зарубежной АПЛ-носителем КР можно считать американскую Halibut (законченную постройкой в январе 1960 г.) – лодку стратегического назначения, вооруженную самолетами-снарядами «Regulus-I» (с перспективой замены на «Regulus-II»). Хотя в США и велись работы по созданию АПЛ с более совершенными (чем «Regulus-II») самолетами-снарядами, также предназначенными для нанесения ударов по береговым объектам, в начале 60-х годов они были свернуты, так как приоритет был отдан баллистическим ракетам.

Читать еще:  Согласованные заявления в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны

Во-вторых, в нашей стране развитие АПЛ с КР продолжалось больше 40 лет и его можно разделить на два этапа. Начало первому из них положило внедрение атомной энергетики на ПЛ. Для него были характерны надводный старт ракет, управление ими в полете и наведение на цель (в части касающейся ПКР) при помощи радиотехнических средств лодки. Несмотря на определенные преимущества, подобная схема боевого использования ракетного оружия оказалась малоэффективной, главным образом из-за уязвимости носителя от сил и средств ПЛО, а также ракет – от средств противоракетной обороны (ПРО) противника. Не менее существенным недостатком являлось и то, что целеказание ПКРК могло быть обеспечено лишь самолетами или космическими спутниками комплексов разведки. Носителями этих комплексов являлись АПЛ первого поколения. После модернизации последней из них (в декабре 1990 г.) завершился первый этап развития этцх специализированных кораблей.

Второй этап развития отечественных АПЛ с КР начался практически одновременно с первым – в конце 50-х годов. Он характеризовался внедрением на АПЛ ПКРК тактического назначения с подводным стартом ракет («Аметист» и «Малахит»), обладавших дальностью полета 60-120 км. Носителями этих комплексов являлись высокоскоростные АПЛ второго поколения, чьи радиотехнические средства обеспечивали целеуказание ракетному оружию.

В 70-х годах прошлого столетия ПКРК тактического назначения стали терять свое боевое значение. В качестве их альтернативы в начале 80-х годов был принят на вооружение ПКРК оперативного назначения с подводным стартом ракет («Гранит»), обладавших дальностью полета 500-600 км. Носителями этого комплекса являлись АПЛ третьего поколения, часть которых продолжает оставаться в составе отечественного флота и в наше время. Особенностью боевого применения данного комплекса является то, что как и в случае с АПЛ первого поколения, целеуказание ему обеспечивается самолетами или космическими спутниками комплексов разведки. На этом эволюция АПЛ, вооруженных КР, в нашей стране завершилась.

Очевидно, что вышеприведенное деление на два этапа весьма условно. Водораздел между ними проходит не по временным рамкам, а по схеме боевого использования. Если в первом случае КР стартовали из надводного положения носителя и наводились на цель при помощи операторов, а также головки самонаведения, то во втором – из подводного положения, с использованием для наведения на цель возможностей автономных бортовых систем управления и все той же головки самонаведения.

Более подробно об испытаниях комплексов КР и их внедрении на отечественные лодки будет рассказано в третьем томе данной монографии, посвященном истории развития и использования ДЭПЛ, а о самих комплексах – в приложении к данной монографии.

23* Реактивные снаряды, выполненные по различным самолетным схемам, на первом этапе своего развития так и классифицировались – самолеты-снаряды. В нашей стране после 30 октября 1959 г., в соответствии с приказом МО СССР, они стали называться крылатыми ракетами (КР).

24* В последствии эта группа была реорганизована в ОКБ-52, а затем в НПО «Машиностроение».

25* В период с апреля 1979 г. по сентябрь 1997 г. в США были построены 18 ПЛАРБ типа Ohio, вооруженных 24 баллистическими ракетами комплексов «Trident-I» и «Trident-ll». В соответствии с договором ОСВ-1 требовалось сократить их численность до 14 единиц. Под ограничение попали Ohio (SSBN-726), Michigan (SSBN-727), Florida (SSBN-728) и Georgia (SSBN-729). Эти корабли решили переоборудовать в носители крылатых ракет, а также диверсионных сил и средств. По специально разработанной программе на каждой из лодок 22 шахты баллистических ракет приспособили для хранения и запуска 154 крылатых ракет «Tomahawk» (по семь в шахте) или хранения и выпуска крупных (диаметром около 2,1 м) необитаемых подводных (НПА) и беспилотных летательных (БЛА) аппаратов. Две оставшиеся носовые шахты переоборудовали в шлюзовые камеры, а также помещения для хранения снаряжения и оружия бойцов сил специальных операций, которых на борту корабля может быть от 66 (на длительный срок) до 102 (на короткий срок) человек. Палубу ракетного банкета оснастили двумя посадочными местами для подводных аппаратов типа ASDS и сухих палубных ангаров типа DDS, предназначенных для выпуска и доставки бойцов спецназа и их снаряжения. Переоборудование первого из кораблей – Ohio – завершилось в январе 2006 г.

Атомоход 659 — секретная подлодка СССР, вооруженная крылатыми ракетами

Необходимость в создании подводных лодок с современным типом вооружения возникла в СССР еще в 50-х годах прошлого века. До этого момента в стране производились субмарины с дизель-электрическими двигателями, ракетные комплексы которых имели невысокую дальность полета (до 1 000 км) и малую точность попадания в цель (около 8 км). Такие подводные лодки могли поразить только крупные наземные цели.

Для береговой охраны нужны были маневренные высокоскоростные атомные подводные лодки с современным ракетным боекомплектом, способным поражать береговые объекты и корабли противника.

Новый проект

К разработке технического проекта приступили в сентябре 1956 года. Уже к октябрю 1957 года вся документация, включая рабочие чертежи, была готова. Руководителем секретного проекта 659 был назначен П. Пустынцев. Закладка головной подводной лодки этой модификации состоялась 20 декабря 1958 года на базе завода имени Ленинского комсомола в городе Комсомольск-на- Амуре.

Новая атомная подводная лодка проекта 659 (ПЛАРК) имела принципиально другие технические и боевые характеристики. Крылатые ракеты «П-5» класса «корабль-земля», установленные на их борту, были способны наносить точечные ядерные удары по отдаленным наземным целям (в основном – по крупным городам противника). Кроме того, другое оборудование позволяло уничтожать и морские цели.

Субмарина имела глубину погружения до 300 метров. 120 человек экипажа и объекты жизнеобеспечения позволяли совершать автономное плавание в течение 50 суток. Силовая установка, приводящая в движение этот механизм, состояла из двух ядерных реакторов ВВР ВМ-А по 70 МВт каждый. Энергия, производимая реакторами, приводила в движение два турбозубчатых аппарата ГТ3А-601 по 17 500 л.с. каждый и два турбогенератора ГПМ-2-1 по 1 400 кВт каждый. Два пятилопастных гребных винта обеспечивали движение лодки.

Вооружение, которым была оснащена субмарина этого проекта, было двух видов: для борьбы с противником на море и для уничтожения наземных целей. Торпедно-минное оборудование состояло из четырех носовых ТА калибра 533 мм и двух носовых и двух кормовых ТА калибра 406 мм. В наличии имелось 18 боевых торпед. Ракетное оборудование представлено шестью ракетами. Крылатые ракеты «П-5» имели большую убойную силу и принадлежали к классу «корабль-земля». По классификации НАТО, они соответствовали SS-N-3C «Shaddock-B».

Военный флот США был оснащен подобными лодками уже в январе 1960 года, только их ракетный боекомплект состоял из пяти крылатых ракет класса «П-5». На вооружение морского флота СССР подводные лодки поступили немного позднее.

Изначально на базе дальневосточного военного завода планировалось выпустить 32 субмарины проекта 659. Фактически было произведено пять атомоходов.

Все модификации

Первая подводная лодка К-45 модификации 659Т создавалась в период с декабря 1958 года по июнь 1961 года. На вооружении находилась до конца 1989 года. В этом году она была списана и утилизирована как отслужившая свой срок в 1999 году.

Вторая К-59 этой же модификации, произведенная в период с сентября 1958 года по декабрь 1961 года, служила на охране морских рубежей тоже до 1989 года. Впоследствии эта лодка получила другое название – К-259. Ее утилизировали годом ранее – в 1998 году.

Третья субмарина К-66 создана в период с марта 1960 года по декабрь 1961 года и долго не использовалась: из-за произошедшей на ее борту аварии была поставлена на консервацию и больше в море не выходила. Была списана в 1986 году. Рубка до сих пор сохранена как памятный знак на ДВЗ «Звезда». Остатки лодки утилизированы в 2005 году.

Четвертую К-122, произведенную в период с января 1961 года по июль 1962 года, постигла участь предыдущей: 21 августа 1983 года на подлодке случился масштабный пожар , после которого ее не восстанавливали. Списана в 1985 году и утилизирована спустя 10 лет – в 1995 году.

Последняя, К-151, строящаяся в период с апреля 1962 года по июль 1963 года, проходила достаточно долго: до конца 1989 года. В этом же году ее списали и утилизировали в 2008 году.

Читать еще:  МБР 15Ж60 РТ-23 УТТХ «Молодец» (СССР)

Шестую, К-30, планировалось поставить на реконструкцию в 1961 году, но она так и не была сделана.

После снятия с вооружения морского флота США крылатых ракет и замены их на баллистические советские атомные субмарины такого класса перестали выполнять роль сдерживающего фактора и были переориентированы на уничтожение надводного флота противника: их стали называть «убийцами авианосцев».

Я старался, чтобы информация в статье для вас была максимально полезной, поставьте лайк и подпишитесь на канал, здесь у нас много хорошего контента. Советую прочесть и эти статьи: “Москвич-408”. Любимый не только в СССР Крейсеры СССР — за счет чего страна удерживала контроль в океанах

Атомные подводные лодки для российского флота

Сегодня Россия обладает вторым в мире, по количеству, флотом атомных подводных лодок (АПЛ). Всего в боевом составе флота числится порядка 45-49 АПЛ (разночтения связаны с долгим нахождением на модернизации, в резерве и нерешенностью судьбы многих лодок). Далеко не все из них в строю, многие из них находятся в ремонте, переоборудовании и на различных испытаниях.

49 АПЛ это действительно огромное число, учитывая стоимость строительства такой лодки,а особенно её содержание. К примеру у США в боевом составе флота числится порядка 70 АПЛ, у Франции — 10, у Великобритании также 10 (какой забавный паритет поддерживают французы с англичанами).

Чтобы разобраться с тем насколько эффективен и какую мощь таит в себе атомный подводный флот России, познакомимся с его составом.

АПЛ подразделяются на 3 основных типа + еще один тип — спец. АПЛ.

Самыми смертоносными и важными с точки зрения ядерного сдерживания противника является тип АПЛ — атомные стратегические ракетоносцы.

АПЛ проекта 941 «Акула» — самые большие в мире АПЛ водоизмещением 48 000 тонн!(здесь и далее указывается подводное водоизмещение). Разработка проекта начата в 1972 г.

Основное вооружение Акулы 20 баллистических ракет Р-39. Это смертоносные ракеты несущие по 10 ядерных боеприпасов (один залп Акулы составляет 200 таких боеприпасов). Вы будете смеятся, но водоизмещение этого монстра советского ВПК, приближается к водоизмещению авианосца «Адмирал Кузнецов» (полное — 59 100 тонн).
В строю находится одна подлодка данного проекта — Дмитрий Донской, но используется для испытаний новой ракеты «Булава», т.е. боевой ценности не представляет. Еще две лодки проекта находятся в резерве по причине отсутствия боекомплекта.

[ К этому же типу относятся АПЛ проекта. ]
К этому же типу относятся АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин» водоизмещением — 18 200 тонн. Разработка проекта начата в 1975 г.

Основным вооружением АПЛ являются 16 баллистических ракет Р-29РМ или Р-29РМУ2. В строю находится 6-7 АПЛ.

К этому же типу относятся АПЛ проекта 667БДР «Кальмар» водоизмещением 13 050 тонн. Разработка проекта началась в 1972 г.

Основным вооружением АПЛ являются баллистические ракеты Р-29Р. В строю находится 3-4 АПЛ. Один из крейсеров переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок.

Самым современным представителем данного типа являются АПЛ проекта 955 «Борей» водоизмещением 24 000 тонн. Первая лодка проекта «Юрий Долгорукий» была спущена на воду в 2008 г.

Планируется вооружить лодки проекта баллистическими 16 — 20 ракетами «Булава». На испытаниях находится один корабль серии, один спущен на воду и 2 находится в постройке. Всего планируется серия из 10 кораблей проекта.

Следующим типом АПЛ являются многоцелевые лодки. Предназначены для уничтожения кораблей и подводных лодок противника.

АПЛ проекта 945 «Барракуда» водоизмещением 9 600 тонн. Разработка проекта начата в 1972 г.

Основным вооружением АПЛ являются торпеды и ракето-торпеды. В строю находится одна АПЛ данного проекта, одна лодка в резерве.

[ Нажмите, чтобы познакомиться с остальными представителями ]
К этому же типу относятся АПЛ проекта 945А «Кондор». Данные лодки являются развитием проекта «Барракуда», основное вооружение торпеды, ракето-торпеды и крылатые ракеты С-10 «Гранат». В строю находится 2 АПЛ проекта.

Следующим представителем являются АПЛ проекта 671 РТМ(К) «Щука» водоизмещением 7 250 тонн. Лодки данного типа вступили в строй в конце 70-х — начале 90-х годов. Основным вооружением являются торпеды, торпедо-торпеды и крылатые ракеты С-10 «Гранат». В строю находится 4 АПЛ проекта.

Следующим (вы еще не устали?) представителем являются АПЛ проекта 971 «Щука-Б» водоизмещением 12 770 тонн. Разработка проекта началась в 1976 г.

Основным вооружением являются торпеды, ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат». В строю находится 12 АПЛ проекта.

Надеждой на светлое будущее российских многоцелевых АПЛ является проект 885 «Ясень». АПЛ водоизмещением 13 800 тонн. Первая лодка проекта «Северодвинск» спущена на воду в 2010 г.

Основным вооружением АПЛ будут являться торпеды, 8*4 ракеты П-800 «Оникс», крылатые ракеты «Калибр» и крылатые ракеты Х-101. Одна АПЛ проекта находится на испытаниях, одна в постройке. Всего планируется серия из 10 АПЛ проекта.

Еще одним типом АПЛ являются подводные лодки атомные с ракетами крылатыми (ПЛАРК), представителями данного типа являются, несущие страх американским АУГ, лодки проекта 949А «Антей». Лодки проекта были построены в 80-х годах.

Основным вооружением АПЛ являются 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» предназначенные для уничтожения авианосных ударных групп противника. Всего в строю 8 АПЛ проекта.

Также в состав флота входит порядка 9 АПЛ предназначенных для выполнения различных специальных задач. Их облик, вооружение и предназначение засекречено. Часть из них переоборудована в носители сверхмалых подводных лодок, часть в глубоководные станции.

[ Атомные подводные лодки западных стран ]
Соединенные Штаты Америки содержат на вооружении 5 различных проектов АПЛ.

3 АПЛ типа «Сифульф» — многоцелевые лодки несущие ракеты Гарпун и Томагавк
42 АПЛ типа «Лос*Анджелес» — многоцелевые лодки несущие ракеты Гарпун и Томагавк
7 АПЛ типа «Вирджиния» — многоцелевые АПЛ вооруженные ракетами Томагавк
14 АПЛ типа «Огайо» — стратегические АПЛ вооруженные ракетыми Трайдент-2
4 АПЛ типа «Огайо» — многоцелевые АПЛ вооруженные ракетами Томагавк


на фото АПЛ типа «Огайо»

На службе Великобритании состоит два типа АПЛ:

6АПЛ типа «Трафальгар» многоцелевых лодок, вооруженных ракетами Гарпун и Томагавк.
4 АПЛ типа «Вэнгард» вооруженные баллистическими ракетами «Трайдент-2»


на фото АПЛ типа «Вэнгард»

На службе Франции состоят также АПЛ двух типов:

4 АПЛ типа «Триумфатор» вооруженных баллистическими ракетами М45
6 АПЛ типа «Рюби» многоцелевые лодки, вооруженные крылатыми ракетами «Exocet»

Сразу бросается в глаза что у стран с сопоставимым объемом ВВП Великобритании (2.172 трлн $) и Франции (2.216 трлн $) на вооружении состоит всего два типа АПЛ (объем ВВП России — 1,884 трлн $) и самих лодок в пять раз меньше (по 10 вместо 49). У России же настолько огромное количество разнотипных судов, что это усложняет их модернизацию и существенно повышает расходы на их содержание (все запчасти несерийные, экипажи невозможно пересадить на другой тип АПЛ без переобучения).

Очевидно что проекты АПЛ 941 «Акула», 667 БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин», 671РТМ(К) «Щука», 971 «Щука-Б», 945 «Барракуда» 945А «Кондор», уже морально и физически устарели, российский бюджет несет огромные затраты на их содержание и обслуживание, а их вклад в ударную мощь флота стремится к нулю.

В связи с этим АПЛ проекта Ясень необходимо запускать в серию, именно на их мощь и скрытность флот сможет опираться при проведении операций по военному блокированию враждебных стран с моря.

Ввод в состав флота АПЛ проекта «Борей», выглядит спорным и недальновидным решением. АПЛ проект «Борей» вооружены баллистическими ракетами Р-30«Булава», которые спроектированы на базе ракет «Тополь-М» (унификация компонентов на 80%).
Минусов подобного решения как минимум два:

1. Ракеты «Булава» по характеристике забрасываемого веса (1 150 кг.) существенно уступают советским ракетам Р-39 (2 550 кг.) и американским ракетам Trident II (2 800 кг.)

2. Вооружение Бореев, ничем не превосходит наземные комплексы Тополь-М (на фото), каждый из которых, однако вооружен одной ракетой. Очевидно, что обнаружить и уничтожить одну АПЛ, несущую 20 ракет, в районах патрулирования гораздо проще, чем обнаружить и уничтожить 20 комплексов «Тополь-М», рассредоточившихся по тайге.

Замечу, что порты базирования российских АПЛ хорошо известны и контролируются американскими АПЛ в режиме постоянного дежурства. Доступа же, для постоянного контроля русской тайги Штаты не имеют. Еще можно отметить, что опытные офицеры-ракетчики маскируют передвижные комплексы таким образом, что с воздуха или космоса их невозможно обнаружить (правда, в ходе учений в 42-ой Тагильской ракетной дивизии, при проведении фотосъемки с вертолета МИ-8, часть пусковых комплексов была обнаружена).

Таким образом, в случае если вероятный противник решит нанести массированный превентивный удар, большую часть мобильных пусковых установок ракет «Тополь-М» уничтожить не удастся. Противнику придется отказаться от идеи нанесения превентивного удара.

Читать еще:  Проект «ЭКР» («Экспериментальная крылатая ракета»)

А вот обнаружить и уничтожить одну АПЛ, вооруженную 20 баллистическими ракетами, задача выполнимая. Это доказывает гибель АПЛ «Курск» произошедшая 12 августа 2000 г.

Данное отверстие очень похоже на место попадания торпеды. По крайней мере в официальной версии расследования не даётся объяснения его происхождению.

Вполне вероятно что АПЛ «Курск» была торпедирована американской АПЛ «Мемфис»

Из этих соображений и фактов необходимо сделать вывод о неэффективности использования АПЛ проекта «Борей» в качестве составляющей ядерной триады России. Свою задачу по ядерному сдерживанию данные АПЛ не выполнят.

На данный момент наиболее близки к приему в состав флота две АПЛ этого типа (Юрий Долгорукий и Александр Невский). Еще две находятся на стапелях. Необходимо прекратить сборку неготовых лодок, готовые конструкции использовать для сборки АПЛ других проектов. Юрия Долгорукого и Александра Невского необходимо переоборудовать в многоцелевые АПЛ и вооружить крылатыми ракетами или же сдать в аренду Индии, и переоборудовать их под требования заказчика.

АПЛ-носители сверхмалых подводных лодок необходимо сохранить в составе флота, их использование значительно расширит возможности по проникновению в хорошо защищенные порты, с целью уничтожения военных и торговых судов противника.

Эксплуатация АПЛ — глубоководных станций выглядит сомнительно с точки зрения обороны Российской Федерации. Их цели и возможности не известны (я подозреваю что они используются для строительства секретного города на дне океана, как подводная база для сохранения российской государственности, в случае ядерного конфликта).

Благодаря этим решениям:

1. Вывод из состава флота АПЛ всех проектов кроме 949А «Антей»;
2. Постройка серии АПЛ проекта 885 «Ясень» десять и более кораблей;
3. Вывод из состава флота или переоборудование АПЛ проекта 955 «Борей»;
4. Сохранение и развитие АПЛ-носителей сверхмалых подводных лодок;
5. Вывод из состава флота АПЛ-глубоководных станций.

мощь и возможности российского флота значительно повысятся, при существенных сокращениях расходов.

С введением в строй флота из 10 и более АПЛ проекта Ясень, Россия сможет диктовать свои условия партнерам в случае возникновения кризисных ситуаций, т.к. сможет эффективно осуществлять военно-морскую блокаду государств и районов добычи жизненно важных ресурсов.

Чем опасны российские подводные лодки с крылатыми ракетами?

Эти подводные охотники могут поджидать жертву в любой точке Мирового океана, не всплывая месяцами. Атомные подлодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) остаются одним из главных козырей отечественного ВМФ уже более полувека. Ровно 60 лет назад, 28 марта 1958 года, со стапелей сошла первая советская ПЛАРК — К-45 проекта 659, оснащенная новейшим на тот момент ударным комплексом П-5. О том, как развивался этот вид вооружений и какие подводные носители крылатых ракет сегодня есть у России, — в материале РИА Новости.

Оружие сдерживания

Подводный ракетоносец К-45 был головным в серии из пяти субмарин этого проекта. Все они дежурили в Тихом океане и должны были атаковать Западное побережье США в случае начала третьей мировой войны. Каждая ПЛАРК несла по шесть крылатых ракет П-5 с ядерной боевой частью мощностью 220 килотонн. Боеприпасы развивали сверхзвуковую скорость и могли поражать цели на удалении до 500 километров. На рубеже 1950-1960-х П-5 оказались неуязвимы для систем американской ПВО — зона эффективного поражения самых передовых на тот момент зенитно-ракетных комплексов США начиналась с высот от полутора километров. Советские же крылатые ракеты не поднимались выше 900 метров.

Подводная лодка проекта 659Т

Тем не менее широкого распространения подлодки проекта 659 так и не получили. В качестве морской платформы ядерного сдерживания советское руководство решило использовать субмарины с баллистическими ракетами. Имеющимся ПЛАРК отвели функцию борьбы с авианосными группировками. Определенная логика в этом есть — гораздо безопаснее атаковать плавучий аэродром с эскортом с большого расстояния, чем приближаться к нему на дистанцию торпедного залпа. Однако принятые на вооружение в 1965-м противокорабельные крылатые ракеты П-6 в пусковые установки лодок 659-го проекта не помещались. В итоге под новый ударный комплекс построили 29 лодок проекта 675. Кроме того, у обоих семейств ракетоносцев первого поколения была одна ахиллесова пята. Для пуска ракет лодкам приходилось всплывать, что делало их уязвимыми.

Поиск идеала

Более распространены были ПЛАРК проекта 667АТ «Груша», переоборудованные из стратегических ракетоносцев 667А «Навага». У базовых лодок вырезали отсеки баллистических ракет и установили новые: в каждом размещались по восемь 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Такой «пластической операции» подвергли три «Наваги» с 1983-го по 1988 год. Модернизированные лодки могли бить дозвуковыми твердотопливными крылатыми ракетами С-10 «Гранат» с дальностью полета до 2000 километров прямо из торпедных аппаратов, расположенных под углом к корпусу. Но особой точностью это оружие не отличалось.

Подводная лодка проекта 667АТ «Груша»

Самая массовая серия ПЛАРК второго поколения — 11 подводных лодок проекта 670 «Скат» и шесть модернизированных субмарин проекта 670М «Чайка». Головной корабль К-43 передали Северному флоту в ноябре 1967-го. Основное вооружение атомохода — восемь крылатых ракет П-70 «Аметист», позаимствованных у единственного воплощенного в железе «Анчара». Впрочем, дальности стрельбы ракетного комплекса уже не хватало. В результате модернизированные «Скаты» получили куда более дальнобойные П-120 «Малахит» (150 километров). Эти подлодки почти два десятилетия верой и правдой служили ВМФ СССР и пошли на слом в середине 1990-х. Проект в целом признали удачным, но к тому времени на вооружении уже стояли гораздо более продвинутые ракетные атомоходы.

Умные ракеты

Первые ПЛАРК третьего поколения вступили в состав ВМФ СССР в начале 1980-х. Две подлодки проекта 949 К-525 и К-206 могли находиться в автономном плавании до 120 суток, были менее шумными по сравнению с предшественниками и в качестве основного вооружения несли крайне серьезный аргумент — по 24 сверхзвуковые крылатые ракеты комплекса П-700 «Гранит» с дальностью поражения надводных целей до 625 километров. Боевая часть — либо фугасно-проникающая массой до 750 килограмм, либо ядерная мощностью до 500 килотонн. Эти умные ракеты идут к цели по комбинированной траектории: после пуска поднимаются на 14-17 километров и находятся на этой высоте большую часть маршрута. Так «Граниты» тратят меньше топлива из-за низкого сопротивления воздуха и дальше «видят» головками самонаведения (ГСН). Обнаружив цель, ракеты отключают ГСН, снижаются до 25 метров и скрываются за радиогоризонтом от корабельных радаров. Каждый боеприпас может выполнять противозенитные маневры и ставить помехи, затрудняющие перехват.

Этот ударный комплекс унаследовали лодки модернизированного проекта 949А «Антей», которые сегодня остаются единственными ПЛАРК в составе ВМФ России. Три из них — «Воронеж», «Смоленск» и «Орел» — несут боевое дежурство на Северном флоте, две — «Томск» и «Тверь» — на Тихоокеанском. Еще три субмарины — «Иркутск», «Челябинск» и «Омск» — ремонтируют и модернизируют на дальневосточном заводе «Звезда». Ранее СМИ сообщали, что они вернутся в строй до 2021 года и в качестве основного вооружения получат более современные противокорабельные ракеты «Оникс» или «Калибр».

Асимметричный ответ

Именно «Антеи» совместно с бомбардировщиками Ту-22М3 считаются основными российскими средствами противодействия авианосным ударным группам (АУГ) ВМС США. Хотя к охотникам на авианосцы можно отнести и современные российские многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень». Головной корабль серии «Северодвинск» уже в строю. Вторая лодка, «Казань» модернизированного проекта «Ясень-М», спущена на воду прошлой весной и проходит морские испытания. Ее примут на вооружение в 2018-м. Кроме торпед и мин, новые лодки располагают восемью универсальными вертикальными пусковыми установками, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». Полный залп вряд ли отразит даже готовая к нападению АУГ. Причем для успешной атаки может хватить и одного точного попадания.

Дизельная подводная лодка класса «Варшавянка» возле пирса

«Достаточно ударить по авианосцу одной-единственной ракетой — и он даст крен, — пояснил РИА Новости президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — В результате все его авиакрыло, 80 с лишним самолетов, не взлетит. И АУГ лишится своей главной ударной силы. Насколько мне известно, «Казань» по малошумности как минимум не уступает западным конкурентам. А значит, имеет все шансы незамеченной выйти на рубеж атаки».

Схожими качествами обладают и другие подводные носители крылатых ракет — малошумные дизельные подлодки проекта 636.3 «Варшавянка». Шесть таких субмарин пополнили боевой состав Черноморского флота с 2014-го по 2016 год. Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов ракетами «Калибр» по позициям боевиков в Сирии. Конечно, боевые возможности «дизелюх» несколько ограниченны по сравнению с их старшими атомными собратьями. Однако шесть небольших и скрытных субмарин с современными ударными комплексами — смертельная угроза даже для защищенной надводной цели.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector