1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная ЗСУ ЗИС-152Д с ЗТПУ-4 (СССР)

Содержание

Советские ЗСУ 30-40-х годов.

Ранее на нашем канале вышла статья об ЗСУ-57-2, именуемой еще «адской молотилкой» и ее долгой боевой судьбе. И там написано, что в Красной Армии НЕ БЫЛО всю войну мобильных средств войсковой ПВО советского производства, пригодных для сопровождения танковых и механизированных колонн . Еще раз повторю — НЕ БЫЛО.

Зато сейчас есть целый пласт «околотехнической культуры», который представляет из себя вариацию на тему альтернативной истории, адепты его публикуют в интернете «чертежи» техники, которая «могла бы быть», записывают опытные образцы в серийные и конечно же все это обыгрывают в компьютерных играх, малость выпадая из реальности. А другие граждане, привычно читая по диагонали, потом пишут свои откровения в комментариях, а то и собственных статьях.

Не имея возможности спорить с каждым «альтернативщиком», автор написал этот обзор. И попытался разобраться в причинах сложившейся с ПВО частей Красной армии ситуацией. Всегда готов исправить неточности по вашим мотивированным замечаниям. Сказочников прошу не беспокоить.

ЗСУ 29К на базе грузовика ЯГ- 10 выпускалась в 30-х годах малой серией. Запланированный объем выпуска — 75 машин. Реально выпущено гораздо меньше. Причина в самом грузовике ЯГ. Моторы на эту машину ставили импортные Hercules, поставка их была прекращена, так что в 1940 году выпустили всего 4 грузовика ЯГ 10. При этом базовое шасси было крайне необходимо в войсках для перевозки орудий и прочих грузов (грузоподъемность до 8 тонн на шоссейных дорогах), практически весь выпуск этих машин шел только для нужд армии и был этот выпуск крайне невелик — 158 грузовиков и 165 шасси под переоборудование (прожекторные установки, ЗСУ, автоцистерны, фургоны, радиостанции, пожарные и т.п.) .

Сам проект разработан в 1934-36 гг взамен отвергнутого варианта установки 76- мм зенитного орудия на шасси танка Т28. Тогда же выпущена партия из 20 установок на заводе им. Калинина. Первый показ машины состоялся на параде в Москве 1 мая 1934 года. Есть сведения, что была еще одна партия — 8 машин.

Грузовик ЯГ 10 имел сравнительно неплохую проходимость по грунтовым дорогам с грузом до 5 тонн, а ЗСУ на его базе имела некое подобие защиты — броневые экраны, прикрывающие сиденья расчета и боекомплект на марше — при стрельбе из орудия экраны откидывались, образуя рабочее место расчета.

Информации о боевом применении установок на базе ЯГ автору обнаружить не удалось, кроме того факта, что они были летом-осенью 1941 года в ограниченном количестве и предположительно нашли свой конец в вяземском котле.

Очевидно, что данная установка, равно как и другие подобные на базе грузовых автомобилей, для сопровождения танковых частей на марше и при развертывании никак не подходили.

До войны велась также разработка ЗСУ на шасси легкого танка Т-26 (СУ-6). Вполне логичное решение на первый взгляд. Однако даже усиление подвески и увеличение размеров корпуса Т-26 не позволили создать надежную машину с 76-мм зениткой. Установка СУ-6 оказалась непригодной для выполнения возлагаемых на нее задач.

Пустить в серию в конце 30-х годов рабочий вариант ЗСУ на базе Т-26 с автоматической пушкой более мелкого калибра не вышло прежде всего из-за проблем с выпуском самих зенитных автоматов.

Кстати создать на базе «самого массового танка» предвоенного периода нормальную САУ не получилось даже у немцев — известных любителей переделывать трофеи в самоходные орудия. Соответствующий вариант с 75-мм французской пушкой продержался на фронте не более трех месяцев. А наши конструкторы смогли. Имелся выпущенный малой серией вариант САУ СУ-5-2, а также другие подобные (так называемый «малый триплекс»). Им даже пришлось повоевать с японцами у озера Хасан, поучаствовать в «освободительном походе» на Западную Украину и возможно отдельные экземпляры успели принять участие в ВОВ летом 41-го.

Следующим шагом в плане улучшения проходимости были попытки создания самоходных установок с использованием базы отечественного полугусеничного автомобиля. Такой образец был, но особой популярностью он не пользовался (ЗИС- 22 и другие варианты) . На базе ЗИС- 42М был создан опытный образец ЗСУ с 37-мм пушкой образца 1939 г. все на том же заводе им Сталина.

Ее испытания дали неоднозначный результат, так что дело опытным образцом и ограничилось . Установка имела бронированную кабину и щит у орудия, при этом была перетяжелена минимум на полторы тонны. Солидные габариты ЗСУ явно не соответствовали требованиям для средств ПВО переднего края.

Изучение результатов испытаний, отчетов и постановлений того времени наводит на странные мысли. Сплошная цепь несостыковок и трагических неувязок, в результате фронт так и остался без необходимых ему ЗСУ.

А может оно и к лучшему. Эпопея с СУ-12, которую все же в серию запустили ( после она переименована в СУ-76) военной тайной не является. Установка СУ-11 имела те же проблемы того же шасси, просто они не успели проявиться — в план выпуска ее взяли и не включили.

7 июня 1943 года вышло постановление ГКО №3530 «О самоходных установках СУ-76», которое наглядно иллюстрирует сложившуюся ситуацию.

«Самоходные установки СУ-76, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и начальником ГАУ КА (т. Яковлевым) и принятые на производство Постановлением ГКО от 2.12.1942 г., имели в эксплуатации массовые поломки коробок перемены передач и другие дефекты.

Указанные недостатки имели место в результате безответственного отношения Наркома Танковой промышленности т. Зальцман, начальника ГАУ т. Яковлева, директора завода №38 НКТП т. Яковлева и конструктора т. Гинзбурга к разработке конструкции самоходной установки и ее испытаниям.

Мероприятия по устранению поломок коробки перемены передач и других дефектов в установке, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и Начальником ГАУ КА. (т. Яковлевым) и выполненные заводом №38 НКТП по Постановлению ГОКО №3184с от 14.4.43 г., не устранили имевшиеся дефекты и надежной эксплуатации этой самоходной артиллерийской установки не обеспечили. «

Читать еще:  ЗРК «ПЕЧОРА-2М» (Россия) » Военные люди

Кстати сам Гинзбург объяснял поломки СУ-12 и СУ-11 в ходе испытаний отвратительным качеством сборки. И это тоже была правда. На заводах работали подростки да женщины, падая от усталости. Квалифицированных рабочих не хватало катастрофически. Эта проблема определила судьбу и других опытных машин того времени, да и не только опытных. Любители считать советские потери на Курской дуге и в других сражениях 1943 года забывают, что эвакуация промышленности на восток, мобилизация в армию многих рабочих и специалистов, нарушение производственных связей заметно сказались на качестве впуска продукции военного времени. Небоевые потери из-за качества сборки, замены материалов на более дешевые, упрощения конструкции для всей боевой техники выпуска 1942-43 года были существенными — и в авиации и в танковых войсках.

Наиболее близок к успеху был проект «зенитного танка» Т-90 на базе легкого танка Т-70М, вооруженного спаркой крупнокалиберных пулемётов ДШК. Еще было два конкурирующих проекта тоже на базе легких танков, но предпочтение по результатам сравнительных испытаний отдали именно Т-90. Вообще идея использования устаревших легких машин в качестве базы для САУ и ЗСУ была использована и союзниками и немцами вполне продуктивно. Танковое шасси обладает наилучшей проходимостью и компоновка «зенитный танк» в тактическом смысле универсальней и надежней различных вариантов на БТР и частично бронированных грузовиках (тягачах).

Т-90 был не идеальной, но вполне рабочей боевой машиной — претензии комиссии к прицельным приспособлениям можно было отнести ко всем пулеметным установкам того времени, а вот «проскакивание» башни мимо цели при повороте было чисто «танковой» проблемой .
Проведенные зимой 1942 года испытания показали способность Т-90 сопровождать танковые колонны с расстопоренными пулеметами и немедленно переходить к ведению заградительного огня. Однако с прицельным огнем по воздушным целям было сложнее — в цель (воздушный змей полтора на полтора метра) попали 3 пули из 30.

От выпуска малой серии для войсковых испытаний в конце концов отказались. В числе причин называют и технические недоработки и прекращение выпуска легких танков и начало поставок американских ЗСУ М16 на базе полугусеничных БТР.

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

Состояние создана в 1955 г.

Разработчик КБ ЧТЗ

Производство . опытная партия

Боевая масса, т 13,6

Клиренс, мм . 370

Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5

Тип двигателя дизель В-6

Максимальная мощность, л.с 240

Удельная мощность, л.с./т 17,6

Максимальная скорость, км/ч 44

Скорость на плаву, км/ч 10,2

Запас хода, км 250

– лоб корпуса . 13

– число х калибр, мм и тип

пулеметов . 4 х 14,5 мм КПВТ

(боекомплект, шт.) (2560)

Прицел . ОП-1-14, ВП-4

Дополнительные сведения: Создана на базе бронетранспортера БТР-50П параллельно с ЗТПУ-2, только на машину установили четыре пулемета». В результате был усилен постамент и увеличен боекомплект, а также повысилась эффективность огня. Выпущено несколько опытных образцов ЗТПУ-4.

Зенитная самоходная установка ЗТПУ-4

Похожие главы из других книг:

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-57-2

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-57-2 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1955 по 1960 гг. Состояла на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и ряда развивающихся государств. Использовалась во многих региональных

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-37 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении Советской Армии. Использовалась в боях Великой Отечественной войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 12,2Численность экипажа, чел 6Габаритные размеры

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Разработана в 1955 году. Выпущена опытная партия. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-40А (ЗТПУ-2) Состояние принят на вооружение в 1951г.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель . ГАЗПроизводство серия с 1951г.База . БТР-40Колесная формула 4×4Боевая масса, т . 5,6Длина, мм . 5000Ширина, мм 1900Высота, мм 2330Клиренс, мм 276Тип двигателя карбюратор

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152А (ЗТПУ-2) Состояние на вооружении с 1951г.Разработчик КБ ЗИСИзготовитель ЗИСПроизводство серия 1950г.База ЗИС-151Колесная формула 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя карбюратор ЗИС-123Максимальная

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 (БТР-152) Состояние изготовлена в 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель . ЗИЛПроизводство опытный образецБаза ЗИС-151Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,6Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . 2710Клиренс, мм 286Тип двигателя . карбюратор ЗИС-123Максимальная

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА БТР-152Е ( ЗТПУ-2) Состояние серия с 1955 г.Разработчик КБ ЗИЛИзготовитель ЗИЛПроизводство . серияБаза ЗИЛ-157Колесная формула . 6×6Боевая масса, т 8,95Длина, мм 6830Ширина, мм 2320Высота, мм . . 2710Клиренс, мм . 295Тип двигателя карбюратор ЗИС-123ВМаксимальная мощность,

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗТПУ-4 Состояние создана в 1955 г.Разработчик КБ ЧТЗИзготовотель . ЧТЗПроизводство . опытная партияБаза БТР-50ПБоевая масса, т 13,6Длина, мм . 7070Ширина, мм 3140Высота, мм 2200Клиренс, мм . 370Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; 0,5Тип двигателя дизель

ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА «ЛАНДСВЕРК-АНТИ» LVKV40

ШВЕДСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНООКА «ЛАНДСВЕРК-АНТИ» LVKV40 Разработана в 1940 году фирмой «Аандсверк». Выпускалась серийно с 1940 г. Состояла на вооружении армии Швеции. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 8Численность экипажа, чел

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 «ТОР»

САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ 600 «ТОР» Разработана в 1940 году фирмой «Рейнметалл». Выпускалась в 1941 году (всего выпущено 7 машин). Состояла на вооружении армии фашистской Германии. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 60Экипаж,

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 на БТР-152 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1950 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 8,6Численность экипажа и десанта, чел 10Габаритные размеры (длина х ширина х

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-2 НА БТР-40 Разработана в 1950 году. Выпускалась серийно с 1951 г. Состояла на вооружении Советской Армии. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 5,6Численность экипажа, чел 4Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152)

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА ЗПТУ-4 (НА БТР-152) Разработана в 1955 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 8,6Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

Читать еще:  Зенитный ракетно-пушечный комплекс 96К6 «ПАНЦИРЬ-С1» (Россия)

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М17 Разработана в 1942 году. Выпускалась серийно с 1943 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 9Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1

АМЕРИКАНСКАЯ ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М10А1 Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1944 г. Состояла на вооружении армии США. Использовалась в боях второй мировой войны и войны в Корее.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 18,5Численность экипажа, чел

Рассказы об оружии. ЗСУ-57-2

Когда закончилась Великая Отечественная война, немного схлынула эйфория, начались трудовые будни. Начался анализ войны. Получение военного опыта и его осмысление.

Так вот, именно осмысление опыта, полученного в ходе войны, показало полнейшую несостоятельность имевшейся в РККА войсковой ПВО. У нас вообще с ПВО все было очень плохо, и люди неглупые и повоевавшие пришли к выводу, что надо что-то делать в этой ситуации.

Особенно просили защиту от авиации танкисты. Танк – весьма лакомая цель что в те годы, что сегодня, кстати. И приоритет у него как раз с танк и получается. Весьма большой. А на танковую бригаду второй половины 40-х годов полагалась всего лишь зенитно-пулеметная рота.

Это 48 человек личного состава и 9 пулеметов ДШК. На 65 танков и 146 грузовиков, замечу. Согласно штатам №№ 010/500 — 010/506 (ноябрь 1943 г.). Зенитных орудий отдельной танковой бригаде не полагалось совсем. Некрасивый расклад, конечно.

Но даже в дивизионной структуре средств ПВО было ничтожно мало. Да и укомплектовывались они в основном буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Практика показала, что более лакомого кусочка для немецкой авиации в Великую Отечественную, чем часть на марше не было и быть не могло.

В то же время у противника на вооружении находилось достаточно большое количество самоходных средств ПВО, основное отличие от буксируемых заключалось в том, что они готовы были открывать огонь без какой-либо дополнительной подготовки.

Если внимательно изучить вопрос, то в РККА были мобильные средства ПВО. На грузовиках.

С одной стороны, дешево и сердито, с другой – полное отсутствие какой-либо защиты от действий авиации противника. Не самый лучший расклад, учитывая наличие у немцев пусть и легко, но бронированных мобильных средств ПВО.

Сложившуюся ситуацию нужно было выправлять путем принятия на вооружение зенитной самоходной установки, способной вести огонь с хода, не отставая от танков на марше. И установка должна была бы иметь достаточный калибр для эффективного поражения бомбардировщиков противника и бронированных штурмовиков.

Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К. Условно серийной, поскольку её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году, что в масштабах РККА было даже не каплей в море.

Более серьезной заявкой стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Г. Грабина. Пушка удалась, но в первоначальном варианте обладала все тем же недостатком – низкой мобильностью. Поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки.

Для новой ЗСУ было создано шасси на основе среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году.

Производили ЗСУ на заводе №174 в Омске с 1955 по 1960 год, всего было выпущено 857 единиц.

Экипаж ЗСУ состоял из шести человек:
— механика-водителя. Размещался в лобовой части корпуса слева;
— наводчика;
— наводчика-установщика прицела;
— заряжающих правого и левого орудий (2 чел.);
— командира установки.

Кроме механика-водителя, все члены экипажа размещались в открытой башне.

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. Башня вращающаяся, сварная, располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом.

Рабочие места членов экипажа располагались так: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ.


Место установщика прицела


Вид сверху с места наводчика


Вид с места заряжающего


Механизм ручной наводки. Не для слабаков!

На кормовом листе башни крепился гильзосборник.

Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.

Вертикальная (−5…+85°) и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя.

Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду.

В случае отказа электропривода сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Это было весьма проблематичное действие, поскольку в этом случае командир и наводчик должны обладать физической подготовкой значительно выше среднего.

Питание орудий обойменное, из коробчатых магазинов на 4 выстрела. Практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы была не более 40-50 выстрелов, после чего стволы требовалось охладить.

Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под полом башни.

В общем и целом боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была не слишком высокой. В первую очередь это было обусловлено отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только остановившись, стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена вообще.

Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была значительно ниже, чем у батареи аналогичных по конструкции пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее — радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза».

Однако сильной стороной применения ЗСУ-57-2 являлась постоянная готовность к открытию огня, отсутствие зависимости от буксира, наличие бронезащиты экипажа.

ЗСУ-57-2 использовались во вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.

Читать еще:  ЗСУ «Тип 87» (Япония) » Военные люди

В апреле 2014 года появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.

Однако при оценке эффективности ЗСУ-57-2 стоит сказать не только о минусах. Да, низкая скорострельность и отсутствие автоматизированных радиолокационных устройств наведения и слежения – бесспорно, слабая сторона. Однако при сопровождении танков ЗСУ-57 могла взять на себя не только роль системы ПВО.

Стоит учитывать еще тот факт, что ЗСУ не являлась единственным средством ПВО танкового полка, например, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники. Эффективность не очень высокая, но, тем не менее, определенный отпор авиации противника мог быть оказан.

С другой стороны, в конфликтах, где принимала участие ЗСУ-57, в армиях, применявших установку, прекрасно были осведомлены о невысокой эффективности ЗСУ как средства ПВО.

Зато установка неплохо себя показала в роли САУ сопровождения танков, или, говоря современным языком, БМПТ. И в этом плане ЗСУ-57-2 была, пожалуй, более эффективна, чем средство ПВО. По крайней мере, на полях сражений было весьма мало бронированных целей, способных выдержать попадание бронебойного снаряда БР-281У, который с расстояния 1000 м, вылетая из стволов со скоростью 1000 м/с, уверенно пробивал до 100 мм брони.

ЗСУ-57-2 все-таки оставила определенный след в нашей военной истории в качестве испытательной платформы. За которой последовали как «Шилка», «Тунгуска» и «Панцирь», так и реализуемые в настоящее время проекты БМПТ и БМОП.

Запоздалая беспомощность: опытные полноприводные военные грузовики ЗИС

Процесс разработки более тяжелых полноприводных армейских грузовиков высокой проходимости на шасси ЗИС, в отличие от Горьковского автозавода, принял иной оборот, хотя к началу Великой Отечественной войны несколько готовых образцов колесных вездеходов уже никак не могли улучшить транспортное обеспечение Красной армии.

В Москве главной преградой на пути к оперативному внедрению перспективной автотехники стал «могучий научный колосс» НАТИ (Научный автотракторный институт), где ученые мужи долго и нудно улаживали споры между сторонниками устаревших полугусеничных машин и принципиально новых полноприводных, работы по которым подчас проводились нелегально.

Опытные полноприводные автомобили НАТИ

Первый этап создания армейских машин с приводом на все колеса базировался на опыте предыдущих работ НАТИ и содружестве с Московским автозаводом, где на базе обычных грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6 были разработаны, построены и испытаны три пробных 73-сильных вездехода К-1 и К-2. Они снабжались практически всеми родными агрегатами, включая двигатели и шины, и от серийных машин отличались лишь установкой двухступенчатой раздаточной коробки и передними ведущими и управляемыми мостами с импортными шарнирами равных угловых скоростей.

Несмотря на мощное противодействие, в 1937-м появился первый и единственный образец К-1 (6×6), созданный под руководством главного конструктора А. Н. Островцева на шасси ЗИС-6 и ставший первым отечественным трехосным полноприводным армейским грузовиком. Для передних ведущих и управляемых колес был разработан мост с разъемным картером и главной передачей от полуторки. Снаряженная масса машины составляла 4,5 тонны, скорость по шоссе — 58 км/ч. После испытаний военные, привыкшие к более простой технике, отказались от этой машины, и ее дальнейшие разработки пришлось заморозить.

Второй вариант К-2 (4×4), построенный в 1939 году в двух экземплярах, считался первым советским «тяжелым» двухосным полноприводным военным грузовиком. Опытные образцы К-2 и К-2bis отличались разными главными передачами задних мостов от ЗИС-5 и ЗИС-6 — соответственно шестеренчатой с измененными передаточными отношениями и червячной.

Передние ведущие мосты базовой машины К-2 получили разъёмные картеры от ЗИС-5, главные передачи от ГАЗ-ММ и американские шарниры Rzeppa. Более сложный вариант К-2bis имел суженую переднюю колею, увеличенную высоту и крепления ступиц передних колес на трех болтах вместо шести на модели К-2. Снаряженная масса обеих машин была на 480 кг выше, чем у серийного ЗИС-5, но укладывалась в лимит 3,6 тонны.

После испытаний эти грузовики передали Московскому автозаводу, где их доработали и переименовали в ЗИС-32. Тем временем конструкторы НАТИ уже занимались созданием полноприводной бронемашины.

В сентябре 1939-го на Выксунском заводе ДРО был собран первый советский легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-НАТИ (4×4) с задними двускатными колесами, созданный в инициативном порядке под руководством инженера Н. И. Коротоношко. В документации НАТИ он имел индекс БА-8, затем получил броское имя ЛБ-НАТИ («Лаврентий Берия»). Его основанием являлось укороченное шасси ГАЗ-ММ с мотором Dodge в 72 силы и новой «раздаткой». Задний мост заимствовали у ГАЗ-ААА, карданы — у ЗИС-101, передний ведущий мост с шарнирами Rzeppa — у легковой машины ГАЗ-61. Сварной корпус снабжался башней со спаренными пулеметами.

По результатам испытаний ЛБ-НАТИ обеспечивал высокую проходимость, но оказался слишком тяжелым (4,6 тонны), а на большой скорости пулестойкие шины быстро разрушались. Его рекомендовали к доработке с использованием более совершенного шасси ГАЗ-62, на котором через пару лет родился новый полноприводный броневик ЛБ-62.

ЗИС-32 — уникальный довоенный грузовой вездеход

Армейский 2,5-тонный автомобиль ЗИС-32 (4×4) считался единственным советским довоенным полноприводным грузовиком серийного изготовления. Он разрабатывался под руководством ведущего конструктора автомобилей высокой проходимости и начальника спецотдела Б. М. Фиттермана. Основой машины являлся опытный вариант НАТИ К-2, который при постановке на производство предстояло модернизировать и унифицировать. К кардинальным решениям относилась смутная надежда на закупку в США станков, технологии производства и освоение собственного производства шарниров Rzeppa.

В сентябре 1940-го был представлен доработанный по сравнению с К-2 автомобиль ЗИС-32. В его переднем приводе был использован неразрезной задний мост с шестеренчатой главной передачей от трехтонки и шарнирами Rzeppa. Конструкция получилась массивной и довольно тяжелой, что привело к повышению массы машины и снижению тяговых качеств.

На ЗИС-32 устанавливали обычный 73-сильный мотор ЗИС-5 (по заказу военных — ЗИС-16 мощностью 85–88 л.с.), новую «раздатку», разные кузова и колеса с оригинальными средствами противоскольжения, дополнительные светомаскировочные фары, буксирные крюки и стойку для винтовок в кабине. По сравнению с ЗИС-5 снаряженная масса возросла до 3,7 тонн (на 600 кг), максимальная скорость составила 65 км/ч.

После модернизации опытного образца НАТИ К-2bis с узкой колеёй и более совершенными и дорогими шарнирами Spicer («Спайсер») с игольчатыми подшипниками появился экспериментальный грузовик ЗИС-32С, который в производство не пошел. При этом «обычные» машины с шарнирами Rzeppa («Рцеппа») переименовали в ЗИС-32Р.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector