5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минные ножевые тралы

Минные тральщики Вермахта

Чего только Германия не успела выдумать за годы войны и ранее. Вот посмотрите на этот агрегат ! Как вы думаете, что это ? А вот я вам и расскажу …

С самого начала Второй Мировой войны перед немецкими военными стоял вопрос проделывания проходов в минных полях. Эти действия вменялись в обязанности саперам, но со временем появились и минные тралы. Кроме того, уже в ходе войны было создано несколько оригинальных и интересных самоходных машин подобного назначения.

История создания бронированных минных тралов в Германии в годы Второй Мировой войны даже в наше время весьма туманна и не изобилует какими-либо точными фактами. К настоящему моменту известны две такие машины, разработанные фирмами Alkett и Krupp. Если о трале фирмы Krupp вся информация «осела» где-то у бывших союзников, что о машине фирмы Alkett известно гораздо больше, благодаря сохранившемся документам о её испытаниях в СССР…

Первым был Alkett Minenraumer. В 1941 году фирма Alkett при содействии Krupp и Mercedes-Benz приступила к созданию самоходного минного тральщика. По задумке инженеров, эта машина должна была самостоятельно уничтожать противопехотные мины противника путем банального наезда на них. Для этого бронемашина была оснащена тремя колесами. Передние два были ведущими и имели диаметр порядка 2,5 метров, а заднее управляемое было в два раза меньше. Для того чтобы после каждого взрыва не нужно было менять все колесо, на ободе размещались трапециевидные опорные платформы, по десять на ведущих колесах и 11 на рулевом. Действовала система так. Установленные на шарнирах платформы буквально наступали на мину и приводили в действие ее нажимной взрыватель.

Противопехотная мина взрывалась, но не наносила ущерб самой машине, а лишь деформировала платформу. Корпус аппарата Alkett Minenraumer имел в своей основе бронекорпус танка PzKpfv I. От танкового корпуса оставили переднюю половину, а остальное сделали заново. Вместе с характерными обводами лба танка Minenraumer получил и башню с двумя пулеметами. В «приделанной» к половине танкового корпуса части тральщика разместили моторно-трансмиссионное отделение с двигателем Maybach HL120 мощностью в 300 л.с. Экипаж машины состоял из механика-водителя и командира-стрелка.

В 42-м году Alkett Minenraumer отправился на испытания. Документов с их результатами не сохранилось, но единственный построенный образец после войны был испытан в Кубинке. При выезде на мягкий грунт аппарат довольно быстро увяз и 300 «лошадей» мотора не смогли обеспечить даже расчетные 15 км/ч. Кроме того, вызвала сомнения сама идея «давить» мины колесами, ведь при подрыве экипаж подвергается нескольким неблагоприятным воздействиям. Советские инженеры признали проект бесперспективным. Судя по отсутствию Minenraumer на полях Второй Мировой, немецкие ответственные лица посчитали так же. Единственный опытный экземпляр отправили в дальний угол полигона, где он был обнаружен красноармейцами.

Официальное обозначение: Vs.Kfz.617

Альтернативное обозначение: Minenraumer Alkett, Alkett Räumer S
Год начала работ: 1941
Год постройки первого прототипа: 1942
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Одной из возможных причин появления таких машин можно рассматривать кампанию 1940-го года на Западном фронте. Засеянные минами пространства вдоль «Линии Мажино» внушали определенные опасения и в будущем, с большой долей вероятности, рассматривался вариант использования специализированных минных тралов, способных проделывать проходы непосредственно в боевых условиях. В то время наиболее распространенными были противотанковые пушки калибра 25-45 мм, поэтому защищенность трала вполне могла ограничиться 30-40 мм бронированием.

Неизвестно, выдавалось ли точное техническое задание, но фирма Alkett подошла к процессу проектирования минного трала более чем творчески. Основной замысел заключался в том, что обладавшая внушительной массой машина должна была давить мины колесами. Для этой цели была выбрана оригинальная схема шасси с двумя передними колесами диаметром 1900 мм, который монтировались на консольной части массивной трубы, проходившей через корпус. Каждое из колёс оснащалось десятью металлическими «башмаками» соединявшиеся между собой промежуточными звеньями. На внешней поверхности колес были выполнены зубья, за которые производилось зацепление «башмаков». Заднее колесо диаметром 1460 мм также оснащалось десятью «башмаками» аналогичной конструкции, но меньших размеров. Опорная поверхность «башмака» на ведущих колёсах составила 630х630 мм, а на направляющем колесе – 630х315 мм.

Весьма оригинально был выполнен корпус, по компоновке напоминавший танковый. В передней части корпуса располагалось отделение управления, совмещенное с боевым отсеком. Лобовые бронелисты устанавливались под углами наклона от 30 до 75 и имели толщину 35-40 мм. Толщина бортовой брони не превышала 20 мм. Место водителя располагалось слева, командира машины – справа. Помимо своих непосредственных задач командир также обслуживал два пулемета типа MG34, которые устанавливались в башне заимствованной у серийного танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. Чтобы обеспечить приемлемые сектора обстрела башня устанавливалась со смещением на правый борт на подбашенной коробке, закреплённой при помощи уголков на болтах. Толщина бронелистов коробки составляла 10-35 мм. Для наблюдения за метсностью экипаж мог воспользоваться телескопическим прицелом и шестью смотровыми щелями.

Трансмиссия бронированного трала размещалась в средней части корпуса и состояла из следующих элементов:

— главный фрикцион;
— гитара;
— коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад);
— главной и промежуточной передач;
— бортовой передачи;
— системы управления поворотом;
— ленточные тормоза.

В моторном отсеке, занимавшем кормовую часть корпуса и отделенным от трансмиссионного отделения перегородкой, поперечно располагался бензиновый двигатель Maybach HL-120. Маслобак устанавливался на двигатель с правой стороны картера. Водяные радиаторы размещались вместе с осевыми вентиляторами по бортам боевого отделения. Топливный бак находился в кормовой нише корпуса. Чтобы обеспечить защищенность нижней части корпуса днище было выполнено двойным. Толщина наружного бронирования (из двух бронелистов соединяемых встык под углом) составляла 40 мм, внутреннего – 20 мм. В образовавшемся пространстве с внутренней стороны днище усиливалось трем поперечными и девятью продольными ребрами жёсткости толщиной 20 мм. Высота рёбер была непостоянная, уменьшаясь о центра к бортам. Внутреннее днище было выполнено съёмным и крепилось на болтах.

Читать еще:  Магазин ножей Grand Way

В каких условиях проходила постройка этой машины пока остаётся не выясненным. Из сохранившихся сведений известно, что бронированный самоходный трал получил заводское обозначение Vs.Kfz.617, а в зарубежных источниках его называютMinenraumer Alkett или Alkett Räumer S. Единственный опытный образец предположительно был собран в 1942 году. О дальнейшей судьбе трала сейчас ходят самые разнообразные легенды:

— доставлен на Курскую Дугу летом 1943 года и затем закопан немцами по причине невозможности эвакуации;
— брошен при отступлении летом 1944 года в Белоруссии;
— брошен при отступлении летом (осенью) 1944 года в Польше;
— брошен в Германии и отправлен на свалку одной из воинских частей, откуда извлечен в 1950-е гг.

В общем, недостатка в версиях не наблюдается. А вот настоящая история Alkett Räumer S оказалась несколько прозаичнее. Весной 1945 года трал был обнаружен советскими войсками на территории Германии в практически нетронутом виде. Судя по всему, эта машина настолько не интересовала самих немцев, что они даже не удосужились вывести её из строя. Благодаря этому советские специалисты получили возможность не только детально ознакомиться с её конструкцией, но и провести полный цикл испытаний на полигоне в Кубинке.

Когда именно проводились тесты сказать затруднительно, но составленный «по горячим следам» отчет датирован 31-м июля 1947 года. На испытаниях выяснилось, что при полосе траления 3170 мм образуются три не сплошные полосы общей шириной 1900 мм. Таким образом, пропуски между рабочими колесами составляли по 635 мм, что составила 40% от полосы траления. Не слишком удачным оказалось размещение пулеметной башни, обладавшей большими «мертвыми зонами». Впрочем, самыми крупными недостатками оказались низкая подвижность трала не только на местности, но и на твердом грунте, а также слабое бронирование, не выдерживавшее попадание бронебойного снаряда калибра больше 20 мм.

Несмотря на столь разочаровывавшие данные было решено провести боевое траление. Правда, трал двигался не самостоятельно, а буксировался за танком. Взрыв противотанковой мины Alkett Räumer S действительно выдержал, однако механик и водитель получили сильную контузию. На этом испытания было решено закончить. Прототип трала был вначале отправлен на временное хранение и впоследствии его передали музею бронетанковой техники.

Примерно через год фирма Krupp, учтя все недостатки трехколесного противоминного средства, представила свой проект. На этот раз машина представляла собой нечто среднее между Alkett Minenraumer и тягачом LW-5. 130-тонный (проектная полная масса) четырехколесный монстр тоже должен был в прямом смысле давить мины. Принцип действия был позаимствован у ранее описанного тральщика, с той разницей, что Krupp Raumer-S (так назвали эту машину) имел неподвижные опорные платформы.

Официальное обозначение: Krupp Räumer S (Selbstrantrieb)

Альтернативное обозначение: Schweres Minenraumerfahrzeug
Год начала работ: 1943
Год постройки первого прототипа: 1944
Стадия завершения работ: построен один прототип, в боевых действиях не применялся.

Из двух минных катковых тралов, дошедших до стадии практической реализации, не меньшей интерес представлял образец, созданный инженерами фирмы Krupp. Никакой подробной информации об этой машине до сих пор не найдено.

Общий принцип применения Krupp Räumer S (Selbstrantrieb) был весьма прост – обладая высоким удельным давлением на грунт трал должен был в буквальном смысле этого слова давить мины, расчищая тем самым проходы для боевой техники и пехоты. Не исключено, что при создании этой машины использовались наработки, полученные в ходе проектировании Räumer S фирмы Alkett.

Трал имел сочлененную двухкорпусную конструкцию. Каждый из корпусов оснащался 12-цилиндровым двигателем Maybach HL90 мощностью 360 л.с. , размещенного в кормовой части, и индивидуальным постом управления, который был вынесен далеко вперед за колесную ось. Место водителя располагалось с левой стороны. Стальные колеса диаметром 2700 мм, в совокупности с высоко поднятым корпусом (клиренс составлял больше 1 метра), должны были обеспечить хорошую защищенность рабочих мест экипажа и основных агрегатов трала. Также предполагалось, что Krupp Raumer S будет обладать хорошей подвижностью на местности.

Поскольку обеспечить нормальный поворот колес при массе в 130 тонн не представлялось возможным, конструкторы компании «Крупп» применили сочлененную схему. Правда, в отличие от LW-5, не было предусмотрено узлов для «удлинения» машины. Зато при необходимости Raumer-S мог работать тяжелым тягачом, для чего имел соответствующее оборудование. Примечательно, что конструкторы сразу понимали низкие показатели маневренности будущей машины. Поэтому, скорее всего, для более удобного и быстрого возвращения с минного поля, оснастили Raumer-S двумя кабинами в передней и задней части. Таким образом, один механик-водитель проделывал проход в минном поле, а второй возвращал машину обратно, не теряя время на развороты.

По имеющейся информации, Krupp Raumer-S успел поездить по полигону. Однако его преследовали ровно те же проблемы, что и тральщик от Alkett. Большая масса и низкая удельная мощность делали из оригинальной идеи нечто сложное и неповоротливое. К тому же вызывала вопросы боевая живучесть – вряд ли противник станет спокойно смотреть на то, как непонятная машина ездит по минному полю перед его позициями. Так что Raumer-S не спасла бы даже вторая кабина – свои два-три снаряда он «поймал» бы задолго до окончания разминирования прохода. Одновременно с этим были сомнения и в сохранении здоровья экипажа после подрыва мин. В итоге по результатам испытаний еще один проект минного тральщика был закрыт. Иногда встречается информация о том, что Krupp Raumer-S успел поучаствовать в боевых действиях на Западном фронте, но документальных подтверждений тому нет. Единственный изготовленный 130-тонный гигант стал трофеем союзников.

Поняв бесполезность казавшейся когда-то перспективной идеи, на фирме Krupp вернулись к проекту другого тральщика, более простой и привычной по нынешним меркам конструкции. Еще в 1941 году было предложено взять серийный танк и сделать для него трал. Тогда проект посчитали ненужным и заморозили, но после неудач Raumer-S к нему пришлось вернуться. Собственно трал был чрезвычайно прост – несколько металлических катков и рама. Все это нужно было крепить к танку и проход проделывался без особого риска для бронемашины. В то же время, еще помнились особенности боевой работы экипажа Raumer-S, который то и дело рисковал получить травмы. Поэтому было решено взять в качестве основы танк PzKpfw III и сделать из него более приспособленную к разминированию машину. С этой целью ходовая часть исходного танка была значительно переработана, что позволило увеличить клиренс почти в три раза. Помимо преимуществ в деле сохранения здоровья экипажа такое решение придало готовому тральщику Minenraumpanzer III характерный внешний вид.

Читать еще:  Нож, приставленный к горлу сбоку

В 1943 году Minenraumpanzer III привезли на полигон и начали испытывать. Трал работал превосходно. Уничтожались почти все типы существовавших в то время мин с взрывателями нажимного действия. А вот к «носителю» трала возникли вопросы. Так, высокий центр тяжести заставлял сомневаться в устойчивости бронемашины на поворотах, а диски трала имели свойство разрушаться после нескольких уничтоженных мин. Осколки дисков при неблагоприятном стечении обстоятельств могли пробить лобовую броню Minenraumpanzer III и привести к печальным последствиям. Так или иначе, по совокупности результатов полигонных испытаний новый тральщик также не был запущен в серию.

[ источники ] источники
http://topwar.ru
http://www.aviarmor.net/
http://waralbum.ru/

Напомню вам еще необычные образцы немецкой техники: как вам вот этот Штурмтигр (Sturmtiger) или например Самолет — наоборот. Кстати, второй тральщик мне напомнил вот этот автомобиль — Самый длинный автомобиль в мире

Минные ножевые тралы

Минные ножевые тралы

Минные ножевые тралы бывают двух типов – напоминающие плуг снегоочистителя и переворачивающие верхний слой почвы, подобно плуту, применяемому в сельском хозяйстве. Лучшими из последних были, по-видимому, британский «Буллсхорн» и MDI с сошниками, укрепленными на рамной конструкции перед каждой из гусениц. Для транспортировки приспособление могло складываться и закрепляться на корпусе. Тралы обоих типов выпускались как для «Шерманов», так и для «Черчиллей». Последние в боевых условиях не применялись, хотя трал «Буллсхорн» использовали части британской 79-й бронетанковой дивизии на нормандских пляжах и дюнах.

Разработанные также в Британии тралы серии «Фармер» были более сложными. Изготавливались три версии трала, на двух из которых для траления использовались зубцы, как у бороны, а не сошники. Трал «Фармер Фронт» обрабатывал землю по всей ширине танка, «Фармер Трэк» – только там, где проедут гусеницы. В третьей разновидности трала, которая называлась «Фармер Дэк», использовались сошники, перед которыми были установлены тяжелые катки, которые не позволяли им закапываться в землю. В экспериментальном порядке они разрабатывались для «Шермана» и «Черчилля», но были признаны ненадежными.

Тралы, работавшие по принципу снегоочистителя, были значительно проще, но имели большой недостаток – поднимая много почвы, они часто закапывали мины еще глубже, вместо того чтобы поднимать их на поверхность. Избавиться от этого удалось, начав использовать отвалы с длинными закругленными или клиновидными зубцами по нижнему краю. Это сработало, особенно на песке и на рыхлом грунте. Первый трал американской разработки Т4 был прямым и устанавливался под углом к танку. Трал оказался неудачным. Вместо него были разработаны модели Т5 и Т6 с V-образными отвалами. Верхние части отвалов были закруглены, чтобы поднятые мины не цеплялись за них (вечная проблема). Самые удачные черты этих тралов были использованы в моделях Т5Е2 и Т5ЕЗ. В июне 1944 года было решено закупить небольшое количество тралов. В период с марта по май того же года было изготовлено и поставлено 100 тралов. Они использовались на Тихоокеанском театре в боях против японцев. Усовершенствованные V-образные отвалы были разработаны и для танков, которые пришли на смену «Шерманам». Похожие устройства используются и теперь.

Цепи бойкового трала танка «Шерман-Краб» били по земле перед танком, взрывая зарытые мины, а зубчатые диски на концах вала служили для разрезания проволочных заграждений.

«Шерман DD» со сложенным экраном для преодоления водных преград. Экран закрывал носовой пулемет, что снижало боевую эффективность танка.

Вверху. Огнеметный танк «Шерман-Крокодил» с бронированным прицепом, в котором находится огнесмесь.

Внизу. Некоторые «Шерманы» были оборудованы бульдозерными отвалами, которые прикреплялись к центральным тележкам с каждого борта и приводились в движение гидравлически от поворотного механизма башни М4.

Первые огнеметы, установленные на «Шерманы», были вспомогательными. Позже были разработаны варианты «Шермана», где огнемет стал основным вооружением.

Минные ножевые тралы

Минные поля представляют собой серьезную опасность для танков и другой бронетехники, которая оказывается перед ними бессильной. В этом случае на помощь приходят минные тралы. Далее предлагаем познакомиться с наиболее успешными версиями минных тралов, использовавшихся преимущественно в годы Второй мировой войны.

Американский минный трал Т1Е3 «М1» «Тетя Джемайма»

Британский цепной минный трал Crab («Краб») на базе танка Sherman американского производства

Британская установка разминирования Conger («Морской угорь»). Представляла собой лёгкий бронетранспортёр Universal Carrier со снятыми двигателем и другим оборудованием. В освободившемся объёме размещались ракета и шланг с жидким ВВ диаметром 5 см и длиной 300 м. Подрыв шланга позволял очистить от мин полосу шириной около 6 метров

Британский цепной минный трал Scorpion («Скорпион») на базе пехотного танка Mk.II Matilda

Британский катковый минный трал AMRA (Anti-Mine-Roller-Attachement), установленный на пехотном танке Mk.II Matilda

Прототип немецкого тяжёлого минного трала Krupp Räumer S, захваченный союзниками. Масса машины 130 тонн. В боевых действиях трал не применялся

Прототип немецкого минного трала Alkett VsKfz 617 Minenräumer. Передняя часть корпуса и башня с пулемётами MG34 «заимствованы» от лёгкого танка Panzerkampfwagen I. Единственный построенный экземпляр захвачен советскими войсками в Германии

Немецкая радиоуправляемая машина разминирования Sd.Kfz. 300 Borgward BI Minenräumwagen, оборудованная противоминным катковым тралом (справа). Левее – командно-штабная машина SdKfz 265 Panzerbefehlswagen, из которой осуществлялось управление машиной разминирования

Читать еще:  Мастерская Династия Knife - ножи ручной работы

Канадский катковый минный трал CIRD (Canadian Indestructible Roller Device, «канадское неразрушимое катковое устройство»)

Американский минный трал Т1Е3 «М1» «Тетя Джемайма» Mine sweeper T1E3 (M1 )«Aunt Jemima» . Этот минный трал хорошо известен по всему миру хотя бы потому, что он широко использовался в боях в Италии и Нормандии в 1944 года. Минный трал Т1Е3 был создан и испытан в 1943 году в Америке. По конструкции этот трал переставлял из себя 2 катка, собранные из 5 металлических дисков, на которые передавалось вращение от переднего колеса танка М4 «Шерман». До конца Второй мировой войны было изготовлено всего 75 минных тралов Т1Е3. Позже появилась первая модификация трала, у которого катки не имели вырезов, а были сплошные. В некоторых случаях для передвижения минного трала Т1Е3 требовался дополнительный танк.

Советские катковые минные тралы ПТ-3, установленные на средних танках Т-34

Советский опытный прицепной катковый минный трал, установленный на артиллерийский тягач «Сталинец-2» (с установленными бронеэкранами)

Ещё одна фотография Т1Е3 «М1» «тетушки Джемайма»
Прозвище трал получил в честь популярного бренда мучной смеси для выпечки блинов, т.к. его катки напоминали гигантские блины

Американский катковый минный трал Т1Е1 Earthworm («земляной червь») на базе БРЭМ (бронированной ремонтно-эвакуационной машины) М32

Цепной (бойковый) минный трал Scorpion («Скорпион») британского производства на американском танке M4 в Северной Африке в 1943 году

Американский экспериментальный катковый самоходный минный трал Т10 на базе танка M4 во время испытаний на Абердинском полигоне в июне 1944 года

Импровизированный американский цепной (бойковый) минный трал Joker («Джокер») на базе танка M4 на Сайпане. В качестве образца при его создании использовались фотографии британских тралов «Краб», а сам трал был создан из частей грузовиков и других ненужных деталей

Колейный минный трал

В подмосковном Нахабино находится 15-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт им. Д. М. Карбышева Министерства обороны РФ, одной из задач которого является разработка и испытание танковых тралов.

Рядом с территорией института в 2007 году установили уникальный памятник — Танк Т-34-85 с колейным минным тралом.

Появление средств противодействия танкам произошло сразу после первого применения нового вида вооружения ещё во время Первой мировой войны.

Не удивительно, что история советских танковых минных тралов началась ещё в 1920-е годы, когда в Главном военно-инженерном управлении РКП (ГВИУ) были сформулированы требования к противоминной защите бронетехники.

В результате нескольких итераций разработок и испытаний были опробованы разные конструкции устройств для танков Т-26, БТ, Т-28, Т-35.

Но ни один из образцов не был принят на вооружение.

Однако, сразу после окончания Советско-Финской войны, разработка танкового трала была вновь запущена и уже к лету 1941 года появилась пара новых конструкций по схеме инженеров Д. Трофимова и П. Мугалёва.

Первый представлял собой дешёвую конструкцию со сменными катками из железобетона.

Второй был собран из двух пакетов штампованных дисков, которые по окружности оснащались башмаками из чугуна или стали.

Впрочем, из-за общей катастрофической ситуации первого полугодия войны, работы были опять остановлены.

Следующий цикл начался весной 1942 года, когда было решено испытать танковые тралы трёх конструкций.

Два аналогичных образцам 1941 года и ещё один рабочие органы которого собирались из пакетов катков танка Т-34.

Третий был отклонён по «тяжести» и «цене».

Трал с бетонными катками оказался слишком проходимым по снегу и не доставал до мин, в результате чего не выполнял свои прямые обязанности по их подрыву.

В результате, после некоторых доработок на вооружение приняли трал П.Мугалёва под обозначением ПТ-34 (противоминный трал для танка Т-34).

Осенью 1942 года ПТ-34 был доработан для использования на других типах советских средних и тяжёлых танков и в марте 1943 года был принят на вооружение под индексом ПТ-3.

Выпускали ПТ-3 на заводе «Комсомолец» (Тамбов) и Тульском машиностроительном заводе.

С массовым появлением в войсках танков с длинноствольными орудиями (ИС-2, Т-34-85, Т-44) появилась проблема, связанная с тем, что при подрыве мины треугольная рама трала подбрасывалась вверх и ударяла по стволу пушки, выводя её из строя. После доработки А-образная рама трала была полностью изменена в пользу однобалочной. Под индексом ПТ-М трал был принят на вооружение в 1944 году.

После войны ПТ-М был вновь существенно модернизирован и к моменту появления танков Т-54, Т-55 и Т-62 на вооружении Советской армии пришёл трал КМТ-5 (Колейный Минный Трал).

Стоит отметить, что Т-34-85 таким тралом штатно не оснащались.
В отличие от перечисленных послевоенных машин, каждая третья из которых ещё на заводе была подготовлена к быстрому монтажу тралов КМТ-5М путём приварки в соответствующих местах корпуса специальных бонок.

В рабочем положении между катками трала по земле катился специальный ролик на цепи для активации противоднищевых штыревых мин.
На более поздних версиях на подобные тралы (или самостоятельно) могли монтироваться «рожки» Электромагнитного трала (ЭМТ).

Таким образом, за один проход могли уничтожаться, как нажимные, штыревые так и электромагнитные мины.

А между катками трала КМТ-5 и гусеницами танка дополнительно мог устанавливаться ножевой трал КМТ-4М, который специальными лезвиями прорезал (вскапывал) грунт для активации мин не сработавших от веса катка, страхуя тем самым сам танк (здесь этого элемента нет).
Пара КМТ-5 + КМТ-4М имеет индекс КМТ-5М.

Для организации полноценного разминирования по всей ширине колеи по ней последовательно пропускали два танка-тральщика со смещением на половину корпуса влево или вправо.

Особенностью данного памятника является то, что рама КМТ-5 намертво приварена к каткам трала, хотя в реальности они должны быть соединены только цепями, чтобы при подрыве мины часть принятой катком энергии взрыва была рассеяна ещё до удара по основной конструкции трала и танка.

Кстати, я недавно рассказывал о принципиально ином способе прокладывания проходов в минных полях — установке разминирования УР-77 .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector