323 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передвижение по местности, преодоление препятствий и болот, профилактические меры от потертостей ног

2.5. Преодоление болот

2.5. Преодоление болот

Путь перехода через болото надо выбирать очень тщательно. Переход через болота допустим в исключительных случаях, когда возможности обхода исчерпаны. Передвигаясь по болоту (если его нельзя обойти), разведчики должны держаться группой, поблизости друг от друга, чтобы в случае необходимости можно было оказать помощь товарищу. Кроме прямой угрозы утопления человека, передвигающегося по заболоченной местности, подстерегает ряд других опасностей. Вязкий грунт, высокий уровень воды, обилие кочек затрудняют движение, что, в свою очередь, приводит к быстрому утомлению. Одновременно человек испытывает чувство постоянного страха, психического дискомфорта. Одежда и обувь неизбежно намокают, теряют свои теплозащитные свойства.

Прежде чем переправляться через болото, нужно установить, нет ли тропы, которой пользуются местные жители, какова глубина болота, насколько тверд верхний покров. Через болото надо переходить осторожно и не спешить, чтобы не попасть в трясину. Вначале нужно осторожно ступить у самого края болота. Если оно выдерживает, то надо ударить несколько раз ногами по поверхности и, убедившись, что поверхность не проваливается, осторожно двигаться вперед, прощупывая путь впереди себя палкой. Рекомендуется выбирать путь с кочками, корневищами кустарника, расположенными близко один от другого. В особо опасных местах нужно набрасывать хворост, жерди, доски или плетневые щиты. При этом целесообразно перекладывать жерди и доски или плетневые щиты после прохождения по ним. Для облегчения передвижения по болоту можно пользоваться палками, такими, как при движении на лыжах. Палки изготовляются так: связать два кольца из гибких прутьев, перевязать их крест-накрест веревкой (лыком, проволокой). Изготовленное кольцо прочно привязать к палке с зарубкой или рогулькой на конце. Кроме палок, разведчик может пользоваться болотоступами, которые изготовляются в виде пучка ветвей либо в виде плетенки и подвязываются к ногам веревками, лыком и т. п. так, чтобы они легко снимались.

Если путь перехода выбран, намечен и проверен, то проходить его нужно быстрыми небольшими шагами по моховой полосе или скачками по грядам с кустарником. Если обстановка требует скрытного и бесшумного передвижения по болоту, то двигаться осторожно шагом, низко пригнувшись, ощупывая и разгребая руками траву, мох и т. п., или переползать лежа на животе (на боку). Разведчик должен помнить, что по болоту можно пройти и пронести с собой груз (противотанковое ружье, станковый пулемет, ящики с взрывчаткой и т. п.) в тех случаях, когда болото покрыто сплошным мхом, густой травой вперемежку с осокой или поросло кустарником (ивы, ольхи), а также при условии, если участки болота покрыты еловым и ольховым лесом. Трудно пройти по болоту, если оно покрыто пушицей (травой, головки которой после цветения образуют пух) и если на нем среди мха часто встречаются лужи застойной воды. Наличие камыша вместе с осокой и редкого молодого березняка также указывает на слабую сопротивляемость поверхностного покрова. Очень трудно пройти по болоту, если оно покрыто тонким слоем покрова, под которым находится вода, или редкими кустами камыша. При переходах через болота нужно избегать мест, покрытых яркой сочной зеленью. Это «окна», в которые можно провалиться.

Передвижение по болоту, ощупывая и разгребая руками траву, мох, кусты.

Если болото покрывают сплошные заросли тростника, поверхность вязкая, торфянистая или илистая, оно для неподготовленного человека практически непроходимо. Наиболее опасны топяные болота. Они имеют слабосвязанный торфяной покров, который покоится на вязком илистом осадке из остатков перегнивших органических веществ (так называемые зыбуны) или плавает на воде. Такие болота пройти невозможно, если не знать подводных троп и гатей. Особо опасны участки, где на поверхности плавает травянистый покров (ряска), и болота, покрытые редкой порослью камыша. Чтобы проверить проходимость сплошного торфяного болота, надо захватить в горсть торф и сжать пальцы. Если при сжатии не чувствуется уменьшения объемов торфяной массы или если уменьшение объемов и выделение воды незначительны, а масса не продавливается сквозь пальцы – болото проходимо. Если торфяная масса сильно увлажнена, рыхла, текуча, продавливается сквозь пальцы – болото непроходимо.

Передвижение бесшумно в воде, момент протаскивания ноги.

Передвижение по тонкому травяному покрову болота.

Передвижение по болоту с помощью снегоступов и подручных средств.

Характерными особенностями болотистой местности являются ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой совершенно непроходимых участков и целых районов. Это, с одной стороны, затрудняет их преодоление, а с другой – делает эти районы наиболее безопасными при действиях разведчиков в тылу противника, так как обеспечивает их скрытность. Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Многие из них труднопроходимы летом, зимой же они замерзают и становятся легкопроходимыми. Легкопроходимые в сухое время года болота делаются порой совершенно непроходимыми весной и осенью в период распутицы. В снежную зиму, когда в болотистых кустарниковых низинах глубина снежного покрова достигает порой 60–90 см, поверхность болота под снегом не промерзает. Замерзшие болота доступны для танков при глубине промерзания более 30–40 см; боевых машин – 20–25 см, автомобилей – 25–30 см. Болота с травяным покровом промерзают раньше с образованием прочной ледяной корки. Мшистые со слоем очеса (отмерзшего и разложившегося мха) болота промерзают медленно, и лед на них слабый. Кочковатые болота промерзают также медленно и неравномерно из-за снега, скапливающегося между кочками. Летом поверхность некоторых болот очень обманчива. Часто топкий или водяной поверхностный слой очень неглубок, под ним находится твердый грунт, и наоборот, кажущаяся прочной поверхность легко прорывается даже под тяжестью человека. Небольшие участки, покрытые яркой зеленью, иногда кажутся твердыми, на самом деле они вязки и топки – здесь можно внезапно провалиться. Наиболее опасны и труднопроходимы даже для пеших разведчиков топяные болота (зыбуны), отличить которые можно по их белесоватой (бледной) мшистой поверхности.

Читать еще:  Пищевые отравления. Медицинская помощь

Заболоченные участки, как правило, обходят. При необходимости их преодолевают по разведанным направлениям. Боевые машины при этом следуют по разным колеям. Движение техники след в след недопустимо. При движении не следует делать резких рывков и поворотов, чтобы не прорвать более плотный поверхностный слой торфа. Если гусеницы провалились, нельзя буксовать ими. Нужно, укладывая под гусеницы подручный материал, вывести машину назад и поискать другой путь или усилить слабый участок жердями, кольями, ветками и другими подручными материалами. В необходимых случаях применяется буксировка или самовытаскивание. Для пеших разведчиков небольшие заболоченные участки особой опасности при их преодолении не представляют. Их легко пройти, наступая на кочки или корневища кустарников, которые дают прочную опору для ног. Когда нет кочек и кустарников, отдельные, сомнительные участки болота следует проходить осторожно, имея в руках шест и предварительно ощупывая им дно. Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному «мосту» перебраться через такие участки. Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления.

Конструкция приспособлений для передвижения по болоту.

Провалившись в болото, нельзя поддаваться панике и делать резких движений. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, подтянуться и принять горизонтальное положение, попытаться руками достать камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, нужно держаться поближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу. При выборе и прокладке маршрута движения через болото по компасу измеряются азимуты направлений для каждого участка пути (от ориентира до ориентира). Разведывательные данные о маршруте прохода и прилегающей к нему местности наносятся на карту или схему, где указываются: точный маршрут, ориентиры для движения и азимуты на них; опасные для движения участки; наличие дорог, троп, обходных путей; характер растительности, а также участки (места), требующие усиления при подготовке прохода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Презентация по ОБЖ на тему:»Правила переправы через реки и болота.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работу выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ Солошенко С.М. Адмиралтейский район. г.Санкт-Петербург – 2012г.

Правила переправы через реки. Правила преодоления болот.

Способы преодоления рек можно разделить на две группы: переправы по воде (вплавь или вброд); переправы с помощью технических средств (перила или плавсредства).

Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило преодолевают по готовым мостам и кладям. Если они не имеют перил и неустойчивы, то первым проходит опытный турист. Он опробует переправу и организует страховку другим с помощью шеста или руки. Для лучшего сохранения равновесия каждому следует иметь шест.

Читать еще:  Выживание: Дистилляция морской воды

Для переправы вброд выбираются участки реки где река широко разливается, течет несколькими руслами или снижена скорость течения воды.

Если из воды торчат крупные камни, нужно идти ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена. Не рекомендуется снимать обувь, так как можно пораниться о дно или катящимися камнями. Продукты и намокаемые вещи перекладывают в верхнюю часть рюкзака.

Переправа вброд может проходить в одиночку с шестом, палкой или ледорубом. Шест держится двумя руками, упирается в дно против течения. Ноги от дна не отрывать, двигаться приставными шагами.

Если глубина рек выше колена, то в одиночку переправляться уже опасно. Организуют групповые переправы.

Переправа «стенкой» Движение «стенки» идет параллельно течению реки.: Первым к потоку ставят сильного участника, он принимает основную нагрузку. За ним становятся в шеренгу все остальные положив руки на плечи друг друга или держась за лямки рюкзака соседа (не больше 6 человек). Передвигаются мелкими приставными шагами. Первый выходит тот, который шел ниже по течению.

Переправа в плавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо плавать. Удобным местом для нее служат глубокие участки с пологим падением русла. Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению. Не следует стремится пересечь преграду по кратчайшей прямой.

Болота. Труднопроходимые участки с болотами, озерами, ручьями встречаются и в густом лесу. Такая местность носит название лесисто-болотистой. Озера, реки и ручьи в такой местности обычно имеют забо­лоченные берега и топкое дно, что делает эти участки труднопроходи­мыми.

Болото можно пройти, если его покрывают густые травы, впере­межку с осокой; на болоте видна поросль сосны; болото покрыто сплошной порослью мха. Болото трудно пройти, если в нем среди мха попадаются лужицы застойной воды; на болоте растет пушица — трава, на которой после цветения остаются головки пуха; болото поросло густым кустарником, ивой, ольхой, березой, елью. Болото пройти почти невозможно, если оно покрыто камышом; по болоту плавает травяной покров.

При движении по болоту первый участник прощупывает путь практически на каждом шагу шестом. Как правило, этого первопроход­ца привязывают еще и веревкой длиной до 30 м. Кустарник, кочки, корневища — ориентиры для более или менее безопасного выбора пути. Намеченный путь в 10-15 м проходят быстрыми мелкими шагами по моховой полосе или прыжками по кустарнику, с кочки на кочку. Со­блюдается интервал между участниками 5-7 м. Если турист с шестом провалился, он кладет шест поперек и опираясь на него пытается вы­браться самостоятельно или с помощью веревки.

Для передвижения по болоту можно изготовить болотоходы. Делают их в виде рамы из двух веток толщиной 2-2,5см и длиной 150см.

Если удается найти тропу, то двигаться по ней. Если тропы нет, то передвигаться с кочки на кочку. Следует помнить, что обходы болот занимают меньше времени и усилий, чем передвижение по ним.

Туристы преодолевает заболоченные участок пути. Туристы настилают через заболоченный участок гать из жердей.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ водные преграды 1. Перед организацией переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы. 2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы. 3. Выбрать место и время переправы. 4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа.

5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных людей, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке. 6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой. 7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия переправляющихся. 8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного человека, демонстрирующего правильные приемы. 9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению. 10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.

11. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы. 12. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.

Читать еще:  Что нужно знать про гигиену в походе

Тест: Чтобы правильно преодолевать реку, следует: а) выбрать удобное место; б) использовать надувные матрацы и камеры; в) переходить реку вброд; г) преодолевать реку вплавь; д)при переходе реки вброд использовать шест или альпеншток. 2. По каким признакам можно определить возможность перепра­вы вброд? Укажите правильные ответы: а) дороги, тропинки, колеи, оканчивающиеся у одного берега и продолжающегося на другом; б) перепады воды, указывающие на переход от мелких мест к глубине; в) отсутствие на берегах растительности; г) темный цвет воды в реке; д) мелкая рябь на поверхности воды, характерная для речных отмелей; е) плавный поворот русла реки; ж) широкие прямые участки русла рек с очень пологими берегами.

3.Почему при переходе через реку не рекомендуется выбирать местом перехода участок выше камней (по течению)? Укажите правильный ответ: а) там наибольшая глубина; б) там очень высокая скорость воды; в) там вода выглядит спокойнее, но напор воды наибольший; г) там часто встречаются водовороты. 4.При преодолении болот, необходимо: а) идти друг за другом, держась за руки; б) вооружиться шестом; в) настелить гать из жердей; г) идти осторожно, но широким шагом; д) идти, наступая на кочки или корневища кустов.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 838 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования

  • Сейчас обучается 123 человека из 35 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 718 человек из 73 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Способы преодоления рек можно разделить на две группы:

  • переправы по воде (вплавь или вброд);
  • переправы с помощью технических средств (перила или плавсредства).

Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило преодолевают по готовым мостам и кладям.

Если они не имеют перил и неустойчивы, то первым проходит опытный турист.

Он опробует переправу и организует страховку другим с помощью шеста или руки.

Для лучшего сохранения равновесия каждому следует иметь шест.

Если из воды торчат крупные камни, нужно идти ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена.

Не рекомендуется снимать обувь, так как можно пораниться о дно или катящимися камнями.

Продукты и намокаемые вещи перекладывают в верхнюю часть рюкзака.

Переправа вброд может проходить в одиночку с шестом, палкой или ледорубом.

Шест держится двумя руками, упирается в дно против течения.

Ноги от дна не отрывать, двигаться приставными шагами.

Переправа в плавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо плавать.

Удобным местом для нее служат глубокие участки с пологим падением русла.

Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению.

Не следует стремится пересечь преграду по кратчайшей прямой.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ водные преграды

1. Перед организацией переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы.

2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы.

3. Выбрать место и время переправы.

4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа.

5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных людей, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке.

6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.

7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия переправляющихся.

8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного человека, демонстрирующего правильные приемы.

9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.

10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.

11. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы.

12. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: