0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ориентирование в пространстве

Ориентирование в пространстве

В понятие пространственной ориентации входит оценка рас­стояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обо­значения пространственных категорий (местоположения, уда­ленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «пространственная ори­ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

• определение местонахождения объектов относительно ори­ентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

Особенности развития пространственных представлений.

При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:

• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

• сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по разви­тию у дошкольников пространственных представлений включает:

1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

5) определение собственного положения в пространстве;

6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

7) определение расположения предметов на плоскости.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.

«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориен­тироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Задание студентам:

Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространст­венные отношения между предметами и передающие направле­ния движения.

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по ма­тематике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизи­руют детские представления.

Ориентирование в пространстве

Цель: научить приемам ориентирования в пространстве по местным признакам и компасу.

Оборудование: компас, мерная лента или 15-метровая рулетка, часы наручные механические, дальномер школьный, планшет.

Методические рекомендации

Ориентирование в пространстве — это определениена местности своего местоположения или точки стояния относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, а также направлений и расстояний движения.

Ориентирование в пространстве включает:

1) соотнесение реальной местности с планом и картой;

2) определение на местности сторон горизонта и своего положения по отношению к объектам местности: населенному пункту, реке, железной дороге и т. д.;

3) определение расстояния на местности и их графическое выражение на бумаге.

4) выбор необходимого направления движения.

Ход работы

Задание 1. Определение направления сторон горизонта по компасу.

Самым точным способом общего ориентирования на местности является ориентирование по компасу. Для того чтобы определить направление сторон горизонта по компасу необходимо сделать следующее:

1) удалить на расстояние 1—2 м от компаса все металлические предметы;

2) установить компас в горизонтальной плоскости на ладони или планшете;

3) вращая компас в горизонтальной плоскости, добиться совмещения северного конца магнитной стрелки компаса с буквой С. В этом положении компас сориентирован и теперь по нему можно определять стороны горизонта.

Задание 2. Ориентирование по солнцу с помощью часов.

С помощью наручных механических часов вы можетеопределить направление линии север — юг в данный момент времени. Для этого необходимо сделать следующее:

1) положить часы в горизонтальной плоскости и направить часовую стрелку на солнце;

Читать еще:  Выживание: Строим теплицу своими руками

2) мысленно построить угол между маленькой часовой стрелкой
и цифрой 11 на циферблате часов. Биссектриса этого угла и будет местным меридианом.

Список рекомендуемой литературы:3, 11, 19, 21.

Глазомерная съемка местности

Цель: научить приемам составления схематического плана участка местности.

Оборудование: компас, планшет с закрепленным листом бумаги,
несколько листов бумаги формата А4, линейка, карандаш, ластик.

Методические рекомендации

План местности, который снят учениками начальных классов, отражает понимание ими географической карты. Съемка имеет прикладное значение, потому что она позволяет с большей подробностью изобразить небольшой участок местности, например, составить план экологической тропы, летнего загородного лагеря или схему туристического похода. Существуют два вида глазомерной съемки:

Полярный способ— съемщик стоит на одном месте и наносит на планшет условными знаками объекты местности, которые расположены вокруг или с какой-либо стороны от него, определяя на них азимут и расстояние шагами.

Маршрутная съемка— осуществляется в движении, на планшет наносится маршрут движения и объекты, которые расположены слева
и справа от него.

Задание 1. Проведение съемки местности полярным способом.

На выбранном участке местности сориентируйте планшет, проведитевдоль левого края листа планшета линию и обозначьте направление север — юг. Определите инанесите на планшет точку своего стояния. Если местность видна со всех сторон, то точка стояния находится в центре планшета; если виден только южный участок, то точка стояния — в верхней (северной) части листа и т. д.

Выбирайте масштаб не слишком мелким или не слишком крупный. Стоя на местности в определенной точке, визируйте на отдаленные объекты, сохраняя планшет ориентированным.Проведите на листе бумаги тонкие линии, направленные на объекты местности. Определите азимут объектов и расстояние шагами. Отметьте их в масштабе, объекты нанесите условными знаками. Пример оформление планшета показано на рис. 2.

Рис. 2 Оформление планшета

Список рекомендуемой литературы:3,11, 12, 19, 21.

1.6 Изучение оврага.

Обзорная экскурсия по оврагу, глазомерная съемка, составление поперечного профиля оврага.

Для крупных оврагов профили закладывают на отдельном участке, для небольших оврагов — в устье, средней части и верховье.

На рисунке 3 изображен план оврага и его профиль №1 [19].Профильные линии пересекают овраг поперек.Они перпендикулярны

магистральной линии, установлены по компасу. Их нумерацию можно вести произвольно.

На основании визуальных наблюдений и результатов практической работы на профиле делают выводы о развитии оврага. Интенсивно растущие овраги по внешнему виду клиновидные, с узким дном и крутыми склонами. Овраги затухающие имеют пологие склоны менее 20°, для них характерен активный процесс зарастания.

Для изучения гидрологических объектов следует выбирать те, которые занимают относительно локальное положение в пространстве: малая река, небольшое озеро, родник или участок болота. Во время полевой практики студенты знакомятся с одним из водоемов и делают его описание. Они устанавливают зависимость вод суши от рельефа, характера горных пород и климата, определяют состояние вод водоемов, разрабатывают
мероприятия по их очистке. В ходе практики формируются навыки проведения гидрометрических работ, обработки полученных материалов, составления гидрологических характеристик родника, реки или озера.

Ход работы

1. Местоположение родника (овраг, долина реки и т. д.). Положение на карте.

2. Определение типа родника — нисходящий, восходящий.

3. Описание характера местности — рельеф, тип растительности.

4. Определение температуры воды.

5. Нахождение дебита родника.

6. Расчистка родниковой чаши.

Определение физико-химических свойств родника. Температуру воды определяют обыкновенным термометром. Термометр должен находиться в воде 5—10 мин. Цвет и прозрачность воды определяют следующим образом: воду наливают в стакан тонкого стекла, ставят на лист белой бумаги и смотрят на содержимое сверху вниз. Вода может быть бесцветной, зеленоватой, желтоватой, бурой, голубоватой. Просматривая воду на свет, устанавливают, прозрачная она или мутная. Химический состав воды распознают на глаз и по запаху. Белый налет на камнях и листьях травянистых растений около источника указывает на содержание в воде карбонатных пород (известняка, мела). При наличии железистых соединений вода имеет ржавый оттенок, соединений марганца — черный. Газ в источнике выдает себя выделением пузырьков из воды. Органические вещества определяют по гнилостному (болотному) запаху. Если вода содержит сероводород, то она имеет запах тухлых яиц. Обычно вода источников лишена запаха. Для оценки жесткости воды используется мыльный раствор. В бутылку с водой добавляют немного мыльного раствора, бутылку взбалтывают — в жесткой воде мыльная пена почти не образуется, в мягкой ее будет много.

Определение дебита родника. Наиболее простой способ измерения расхода воды — объемный. Для этого определяют время, в течение которого наполнится сосуд: кружка, банка соответствующего объема. Частное от деления объема сосуда на время наполнения сосуда (в секундах) даст величину дебита родника за 1 с. Умножив частное на соответствующее число секунд в часе, сутках, вычисляют количество выходящей воды
в течение одного часа, одних суток.

Читать еще:  Движение суровой зимой

Ботаника и зоология

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 965 ;

Ориентирование в пространстве по плану и с помощью компаса

Ориентирование в пространстве для дошкольников при помощи компаса.

Мы предлагаем поиграть с ребенком 5-6 лет в игру, используя простейший план и компас. Играя, ребенок усвоит такие понятия, как точка отсчета, заданное направление, удаленность от точки от счета.

Ориентирование в пространстве по плану

С 4,5-5 лет можно предложить ребенку поиграть в игру -«найти клад» или потерянную игрушку. Один вариант игры состоит в том, что на бумаге чертится план комнаты, на план наносится то, что находится в комнате в виде условных обозначений — кубиков, квадратиков. Затем на плане ставится крестик на том месте, где, к примеру, находится клад или потерянная игрушка. Если ребенок умеет читать, то можно сделать надписи на плане. Ребенку выдается план с предложением найти потерянный предмет по карте. Объясняем ребенку, что сначала на плане надо найти обозначенный какой-нибудь предмет, в реальности подойти к этому предмету и, используя его как точку отсчета, определить, в каком направлении от этой точки (в реальности предмета) находится наш клад, условно обозначенный на плане, к примеру, крестиком.

Другой вариант игры, более сложный, состоит в следующем: делаются планы нескольких помещений в квартире. На руки ребенку выдается один план, по которому ребенок находит место, отмеченное на плане. А в этом месте для малыша приготовлен следующий план другого помещения. Ребенок ищет место, обозначенное на этом плане и находит третий план, к примеру. Если это окончательное место, где находится потерянный предмет, то вместе с предметом можно положить записку с надписью «молодец» для детей, умеющих читать либо положить сюрприз (конфетку или что-то другое, что порадует ребенка). Итак можно придумать несколько этапов в игре, вытекающих один из другого. Если ребенок умеет читать, то для него можно вместо одного из планов написать краткую инструкцию — где искать, сопроводив рисунком.

Таким образом, ребенок играя, учится находить по плану предметы в реальном мире.

Ориентирование в пространстве для дошкольников при помощи компаса

Когда ребенку исполнится пять лет можно предложить ему поиграть с компасом. Для этого необходимо объяснить ребенку, что стрелка компаса всегда показывает на север.

Сориентировав компас на север, можно показать направление на юг, запад и восток. Дети хорошо запоминают направления, если запоминать их по расположению окон, комнат или мебели в квартире. Можно объяснить, когда дует ветер холодный, то скорее всего это северный ветер, поэтому он такой холодный, рассказать кто из животных и птиц живет на севере. А с юга, напротив, дует теплый ветер. Можно закрепить знания и поиграть дома в игру «найти клад» . Необходимо спрятать монетку или игрушку и дать ребенку задание найти клад. Для этого на плоскости (на полу) обозначаем определенную точку — точку отсчета. Объясняем ребенку, что от этой точки, где будет находиться компас необходимо сделать 10 шагов на юг, к примеру, или 15 шагов на запад.

Если ребенку понравится такая игра, то можно усложнить задание и измерять расстояние до клада, к примеру, линейками или сантиметровой лентой (например, от точки отсчета отложить на восток 5 длин линейки или 2 длины сантиметровой ленты).

Играя в эту игру, ребенок получит первоначальные знания в области математики, а именно, о системе координат. Ребенок научится находить точку на плоскости по заданным координатам. Ребенок не зная того, что мы используем в игре азимутальную систему координат, усвоит такие понятия, как точка отсчета, заданное направление, удаленность от точки отсчета.

Ориентирование в пространстве

Цель: научить приемам ориентирования в пространстве по местным признакам и компасу.
Оборудование: компас, мерная лента или 15-метровая рулетка, часы наручные механические, дальномер школьный, планшет.

Методические рекомендации
Ориентирование в пространстве — это определение на местности своего местоположения или точки стояния относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, а также направлений и расстояний движения.

Ориентирование в пространстве включает:
1) соотнесение реальной местности с планом и картой;
2) определение на местности сторон горизонта и своего положения по отношению к объектам местности: населенному пункту, реке, железной дороге и т. д.;
3) определение расстояния на местности и их графическое выражение на бумаге.
4) выбор необходимого направления движения.

Ход работы
Задание 1. Определение направления сторон горизонта по компасу.
Самым точным способом общего ориентирования на местности является ориентирование по компасу. Для того чтобы определить направление сторон горизонта по компасу необходимо сделать следующее:
1. Удалить на расстояние 1—2 м от компаса все металлические предметы;

Читать еще:  Обезвоживание в походе. Как его предотвратить

2.Установить компас в горизонтальной плоскости на ладони или планшете;

3.Вращая компас в горизонтальной плоскости, добиться совмещения северного конца магнитной стрелки компаса с буквой С. В этом положении компас сориентирован и теперь по нему можно определять стороны горизонта.

Задание 2. Ориентирование по солнцу с помощью часов.
С помощью наручных механических часов вы можете определить направление линии север — юг в данный момент времени. Для этого необходимо сделать следующее:

1. положить часы в горизонтальной плоскости и направить часовую стрелку на солнце;

2. мысленно построить угол между маленькой часовой стрелкой
и цифрой 11 на циферблате часов. Биссектриса этого угла и будет местным меридианом.

Список рекомендуемой литературы: 3, 11, 19, 21.

Движение по азимуту

Цель: научить приемам ориентирования в пространстве и определения направления движения по азимуту.
Оборудование: компас, мерная лента или 10—15-метровая рулетка, часы наручные механические, дальномер школьный, планшет.

Методические рекомендации
Пользуясь компасом, можно определить стороны горизонта, направление движения по азимуту. Азимут — это угол между направлением на север и направлением на заданный предмет, который отсчитывается по часовой стрелке.
Например, зная, что азимут из точки А в точку Б составляет 45º (А = 45º), вы, сориентировав компас, определяете азимут и идете в нужном направлении.
При движении он или задается, или его определяется. Для определения азимута движения из одного пункта (точки стояния) в другой необходима карта.

Для ориентирования на местности важно уметь определять не только направление, но и расстояние. Измеряют расстояние с помощью различных методов: счета шагов и времени движения, визуальных, инструментальных. Визуальная (на глаз) оценка расстояний — это наблюдение объектов местности и их видимость в зависимости от удаленности от наблюдателя (см. табл. 1). Такой метод позволяет определять расстояние приблизительно, для этого необходима постоянная тренировка.

Глазомерное определение расстояний

Ход работы

Задание 1. Определение азимута 90º, 145º, 225º с помощью компаса.
Пройдите в этих направлениях небольшое расстояние. Чтобы
не сбиться с выбранного направления движения, запишите заметные объекты местности, это будут ориентиры направления, по которому вы должны двигаться.

Задание 2. Определение расстояния до выбранных объектов местности.
Для точного определения расстояний в профессиональной деятельности применяют рулетки, мерные ленты, теодолиты, радиопеленгаторы
и другие инструменты. В обычной жизни применяют неинструментальные методы.
1. Выберите объект на открытой местности и визуально определите расстояние до него, пользуясь таблицей 1.
2. Чтобы более точно определить расстояние на глаз можно использовать прием, который основан на простом математическом расчете. Возьмем линейку в руку, направим ее на отдаленный предмет, высота которого вам известна, допустим 10 м. Перемещая линейку в пальцах рук, добьемся такого положения, когда отрезок линейки, предположим 10 см, полностью закроет этот предмет. Определите расстояние от глаза до линейки. Оно равно примерно 70 см. Теперь вам известны три величины, но
не известно расстояние до предмета. Составим формулу, в которой длина линейки относится к высоте предмета Х так же, как длина вытянутой руки к расстоянию до предмета. Решим пропорцию:
10 м : Х = 10 см : 70 см,
10 м : Х = 0,1 м : 0,7 м,
Х = 70 м.

Этим методом удобно пользоваться, определяя расстояние до недоступных предметов, расположенных, например, на другом берегу реки.

Задание 3. Измерение расстояния шагами.
Необходимо знать длину своего шага. Отложите на ровном участке местности отрезок длиной 50 м. Пройдите это расстояние несколько раз
и определите среднее арифметическое количество шагов.
Например, 71 + 74 + 72 = 217 шагов. Общее количество шагов разделите на 3 (217 : 3 = 72). Среднее количество шагов составляет 72. Разделите 50 м на 72 шага и вы получите среднюю длину вашего шага — примерно 55 см.

Измерить расстояние до любого доступного предмета можно в шагах. Например, если вы сделали 690 шагов, т. е. 55 см × 690 = 37 м.
Запишите в дневнике и сравните результаты по определению расстояний разными способами. Определите степень точности каждого метода.

Список рекомендуемой литературы: 2, 3, 11, 12, 19.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector