3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика ориентирования «на слух»

Методика ориентирования «на слух»

Современный мир стал настолько технологичен и информационно-насыщен, что иногда люди просто забывают о возможностях собственного организма, своего тела и органов чувств, полагаясь лишь на получение готовой агрегированной информации из искусственных источников (начиная от веб-страниц в Интернете и заканчивая табличкой на заборе). Казалось бы, что в таких условиях использование методик естественного выживания не имеет смысла, однако стоит выехать за город в лес, отправиться в горы и как там сможет помочь вся мощь всемирной сети или кто возьмётся украсить безмерные просторы лесов табличками и указателями?
Как ни удивительно, но некоторые из таких методик применимы во вполне обыденной современной городской жизни. Одним из таких случаев является ориентирование по звуку.

Наше ухо в комплексе с мощным анализатором — человеческим мозгом, — это чувствительный радар, способный поставлять информацию о происходящем вокруг в объёмах, лишь незначительно меньших, чем зрение.С помощью органов слуха человек способен определять направленность на источник звукового сигнала в обеих плоскостях (горизонтальной и вертикальной). Значительное влияние на воспринимаемый сигнал накладывают условия окружения, такие как погода или местная рельефность, наличие препятствий и так далее.

Непривычные условия могут дезориентировать человека. Так, например, в условиях плотного тумана звук распространяется с большей мощностью (частички воды в воздухе способствуют более лёгкому распространению звуковых волн) и далёкие отголоски могут показаться расположенными совсем рядом, тем более что проверить данные при помощи зрения мозг не может из-за плохой видимости. В заблуждение может вводить и отражение звуков (эхо) — в этом случае сложно определить направление на реальный источник звука. Особенно характерно это для скалистого и горного типов местности, где многократно отражённый звук может полностью дезориентировать человека.

Делая поправку на большую скорость распространения звуковых колебаний в жидких и твёрдых материалах, звук в целом можно условно относить к достаточно постоянным и стабильным величинам — он позволяет определить направление на источник сигнала и с некоторой погрешностью, зависящей скорее от практики, расстояние до него.
Случаются ситуации, когда ориентацию «на слух» невозможно заменить другими методиками. Примером может служить глухой лес в пасмурную погоду ночью, когда придерживаться направления движения может помочь источник постоянного звука — шум железной дороги, звуки водопада или реки и т.п.

Как и остальные органы чувств человека, слух требует тренировки, чтобы быть максимально эффективным в ориентировании. Но оно того стоит, результат превзойдёт самые смелые ожидания.

Методы и приемы развития пространственных ориентировок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы и приемы развития пространственных ориентировок.

Трудности: 1. Затруднена пространственно — временная ориентация: не показывает по инструкции объекты в окружающем пространстве, на поверхности стола . не понимают сложные речевые конструкции, употребление предлогов. 2. Не ориентируются на плоскости тетрадного листа: не могут выполнить команду отступить вправо, влево, вверх или вниз. не способны определить, что находится справа от.. или слева от …, правее или левее. 3. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки: смешение сходных по написанию букв (б-д, п-т …); перестановка букв в слоге; неправильное изображение элементов букв; зеркальное написание.

Формирование понятий. Вверху, внизу, сбоку, в углу, в середине, прямо. Верхний (нижний) левый (правый) угол. Середина квадрата (прямоугольника), круга. Друг за другом, между, напротив. Вдалеке, вдали, в глубине, вверху, внизу, позади, впереди. На одном расстояние, в одном ряду, один за другим, середина правой (левой, верхней, нижней) стороны. Употребление и понимание предлогов. На, над, под, за, перед…

Задачи развития: 1. Формирование у детей пространственных представлений, введение в их словарь соответствующих терминов: формирование понятий «правая сторона» и «левая сторона» применительно к своему телу; формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребёнка, введение в пассивный и активный словарь детей соответствующих понятий «близко», «далеко», «высоко», «низко». формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга и введение в пассивный и активный словарь детей соответствующих понятий: «правее чем …», «левее чем …», «выше чем …» и т. д.

2. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски. Формирование понятий «верх» и «низ» тетрадного листа, «правая» и «левая» сторона листа, «правый нижний угол», «правый верхний угол» и т.д. Формирование умения перемещать в указанном направлении (слева направо, справа на налево и т. д.), отсчитывать нужное количество клеток (линеек) в указанном направлении и проводить линии соответствующей длины и ориентации. Формирование у детей понятия диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали. Введение в пассивный и активный словарь детей понятий: «вправо вверх», «вправо вниз», «простой наискосок» (угол наклона 45 градусов).

3. Формирование у детей слухового сосредоточения и координации «ухо — рука». 4. Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз — рука». 5. Развитие способностей к ориентации в трёхмерном пространстве (работа в технике оригами). 6. Развитие мелкой моторики.

Читать еще:  Определение времени суток по цветам

Методика “Графический диктант”. Особенность методики: изображение фигур под диктовку. Назначение методики: совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука; формировать графические навыки; развивать способности слухового и зрительного анализа; развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Организация выполнения. Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры учащимися идет под диктовку в полной тишине. Когда педагог начинает диктовать диктант, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между «шагами» задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление “влево” и “вправо” (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма. Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока педагог не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.

. Инструкция Тренировочное задание. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Работа с трафаретами. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума). Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами. Загадка: На носу рога торчат, Неприветлив, мрачен взгляд,- Очень вспыльчив, очень строг Африканский … (носорог).

Графический диктант: от начальной точки 2 клетки вниз, 1 клетка вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вниз, 2 клетки вниз на уголок вправо, 7 вправо, 3 клетки вниз на уголок вправо, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 7 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 клетки вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево. 1 вправо, 2 влево, 1 клетки вверх на уголок вправо, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, соединить в начальной точке.

Практические рекомендации для визуалов, аудиалов и кинестетиков

Пройти тест вы можете, кликнув на ссылку.

Визуалы – это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Их стиль обучения – визуальный (т.е. зрительный).
Аудиалы – это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, т.е.лучше усваивает информацию на слух. Их стиль обучения – аудиальный (т.е. слуховой).
Кинестетики – это люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Их стиль обучения – кинестетический (т.е. тактильный, осязательный, двигательный).

В каждом человеке заложенные все 3 способности, но одна из них обычно более развита. Если человек знает и понимает свой собственный стиль обучения, он может эффективнее использовать подходящие для него способы и методы. А это улучшает скорость и качество усваивания материала.

Советы для визуалов:

  1. Если Вы больше визуал, чем аудиал, значит вам лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии).
  2. Прежде чем начать что-то учить, запишите свою практическую цель, это вам поможет сосредоточиться.
  3. Если вам нужно выучить фразы, напишите их на стикерах и разместите на видных местах по дому (на столе, зеркале, шкафу и т.д. ), или же создайте карточки, которые вы сможете носить с собой везде и пересматривать. Для более технически продвинутых людей существуют различные приложения в телефонах с таким же принципом flash cards .
  4. Если вы не можете понять или запомнить слово во время урока, попросите преподавателя написать для вас или еще лучше на пишите сами, обычно уже в этот момент человек сам замечает ошибку и сам исправляет себя.
  5. Многие визуалы любят учиться одни. Если это относится к вам, то для выполнения домашних заданий, обеспечьте себе уединение, чтобы вас никто не отвлекал.
  6. Обязательно заведите для себя тетрадку или отдельную папку на компьютере с разными файлами, сами записывайте туда пройденную на уроках информацию, подчеркивайте, выделяйте разными цветами (купите маркеры, стикеры разных цветов).
  7. Обычно визуалы любят учиться в полной тишине, это позволяет им лучше сконцентрироваться. Если вам нравится, то тихий му зыкальный фон также не помешает.
  8. Для лучшего запоминания материала – записывайте фразы и предложения (всегда учите слова в контексте), проводите материал через себя, иногда помогает запомнить материал, если от руки исписать целый листок одной фразой.
  9. Учитесь, используя фильмы с субтитрами, интернет (там где есть наглядная информация).
  10. Если словесные объяснения вам непонятны, попросите письменных инструкций (например, попросите преподавателя написать на доск е сказанное, или ресурс, где можно об этом прочитать).
  11. Внимательно следите за тем, что пишется на доске, старайтесь также записывать, делать пометки (даже если учитель вас не просит это делать).
  12. Во время объяснения материала, смотрите на учителя: это поможет вам сосредоточиться.
  13. Старайтесь в мыслях представить образ изучаемого материала (например, представьте образ слова, ситуацию или описываемый факт, которые необходимо запомнить).
  14. Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, обязательно используйте зеркало. Встаньте напротив него и, войдя в роль, погрузившись в реальную ситуацию, проговорите весь диалог, интерпретируя на заданную тему. Запишите себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере.
  15. Ведите блог или журнал на иностранном языке в одной из социальных сетей. Больше переписывайтесь с иностранными друзьями.
Читать еще:  Ночлег в лесу. Как не замёрзнуть?

Советы для аудиалов:

  1. Если вы аудиал, то вам лучше использовать свои сильные стороны: слушать и говорить (обсуждения, лекции, аудио прослушивание, ролевые игры).
  2. Изучая материалы (схемы, картинки, графики, карты и т.д.) произносите для себя вслух важные вещи, выводы. Если вы читаете книгу или текст на иностранном языке, лучше всего читать ее вслух.
  3. Обязательно расскажите другому человеку то, что бы вы хотели запомнить. Есть такой способ teach to learn (научи др угого чтобы запомнить), это точно для вас.
  4. Материал, который необходимо выучить, запишите на карточках и время от времени перечитывать их вслух.
  5. Вам лучше учиться с кем-то, чтобы вы могли поговорить и обсудить изучаемый материал (у вас будет возможность услышать информацию и лучше ее воспринять).
  6. Прежде чем начать что-то учить, назовите вслух цель – то, что вам необходимо выучить: это поможет вам сосредоточить свое внимание.
  7. Используйте онлайн словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяйте его несколько раз.
  8. Существуют такие приложения к браузерам, которые позволяют выделить текст на любом сайте и нажать на кнопку и диктор вам его произведет вслух.
  9. Есть такие сайты, где люди ведут видео дневники, вы тоже можете записывать себя на видео и выкладывать на таких сайтах.

Советы для кинестетиков:

  1. Если вы кинестетик, вам лучше больше двигаться. Заучивая какой-то материал, расхаживайте по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить.
  2. Попробуйте использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).
  3. Для вас важно обустроить рабочее место, например на свой письменный стол постелите бумагу любимого цвета, купите разные красивые канцелярские товары, тетрадки, папки, доску для разной информации или используйте другие элементы декора. Это поможет вам сосре доточиться, настроиться на работу.
  4. Если трудно сидеть спокойно во время урока или выполнения домашних заданий, можете подвигать ногами или ступнями , сделать упражнения для пальцев и кистей рук.
  5. Если нужно что-то запомнить (слова, даты, имена, номер телефона и т.п.), закройте глаза и в воздухе (или на какой-то п оверхности) запишите эту информацию. Мысленно старайтесь увидеть и услышать то, что вы записываете. Если хотите вспомнить нужную информацию, закройте глаза и мысленно постарайтесь увидеть или услышать то, что вы учили.
  6. Дома, при заучивании какого-то материала, не сидите все время за столом: удобно устройтесь в кресле, сядьте на пол и т.п.
  7. Обучаясь, делайте перерывы и сделайте что-нибудь активное: 25-30 мин. работы, 1-5 мин. перерыв.
  8. Читая, держите книгу в руках, а не на столе.
  9. Когда читаете, используйте в качестве указки палец или ручку и следуйте за ней.
  10. Заучивая какой-то материал, постарайтесь записать своими словами важные мысли (главные идеи).
  11. Записывайте себе на телефон или mp 3 плейер разные диалоги, аудиокниги и слушайте во время прогулок, пробежек, занятий спортом.

Обратите внимание, что в различных учебных ситуациях, Вы можете иметь разные предпочтения и стили. В каждом стиле есть свои преимущества и недостатки.
Важный момент, если вы комфортно чувствуете себя в своем основном стиле обучения, то старайтесь также развивать стороны, которые меньше развиты, чтобы быть гармоничным и сбалансированным человеком и иметь возможность выбора в разных ситуациях.
Например, если вы визуал, то, скорее всего, вам сложно понимать иностранный язык на слух, но в реальной жизни, у людей по лбу не бежит бегущая строка с титрами, соответственно, вам надо быть готовыми к реальным жизненным ситуациям и больше развивать аудиальные способности. Из-за сложившихся условий в современном мире преобладают визуалы. Много тысяч лет назад люди обладали лучшей памятью, тогда не было письменности и вся информация передавалась из уст в уста. Письменность появилась, когда память людей стала ухудшаться. В современном мире люди больше читают, смотрят телевизор, работают за компьютером и зачастую уже в детстве плохо воспринимают информацию на слух.
Главный вывод: важно осознавать свои особенности в обучении, чтобы эффективно использовать сильные стороны и развивать слабые.

Методика «Бусы» Венгер А.Л.

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, выявить уровень развития целеполагания, планирования, прогнозирования, самоконтроля, Направлена на выявление уровня развития волевой регуляции ребенка, умение удерживать вербальную информацию в уме (т.е. условие задачи) при дальнейшем воспроизведении этого задания.

Читать еще:  Автономка: Как выжить в первом соло

Оцениваемые УУД: Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (выявление уровня развития умения составлять план и последовательность действий, выявление количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух).

Метод оценивания: групповая форма работы.

Описание задания:

Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:


Для работы у каждого ребенка должно быть не менее 6 фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей:

I часть (основная) — выполнение задания (рисование бус),

II часть — проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать».

Модифицированный вариант инструкции:«Сейчас я расскажу вам сказку. Жила–была принцесса. У нее были волшебные бусы. Стоило принцессе надеть их, как она становилась невидимой. Но однажды эти бусы порвались.

Принцесса долго плакала, но вдруг появилась добрая волшебница и сказала: «Не плачь, принцесса! Если ты нарисуешь свои бусы такими, какими они были, они опять станут целыми!» Ребята, давайте поможем принцессе нарисовать ее волшебные бусы!

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень (высокий) — задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины; высокий уровень развития целеполагания, планирования и самоконтроля.

2-й уровень (средний) — при выполнении задания учтены 3-4 условия; средний уровень развития целеполагания, планирования и самоконтроля.

3-й уровень (низкий) — при выполнении задания учтено 2 условия; низкий уровень развития целеполагания, планирования и самоконтроля.

4-й уровень (критический) — при выполнении задания учтено не более одного условия.

Источник:

Опросник для учителей «Диагностика регулятивных
учебных действий учащихся начальной школы»

Составители: Злобина Наталья Владимировна, Курбатова Татьяна Николаевна, Кожинова Надежда Владимировна, Верхорубова Ирина Сергеевна.

Цель: Выявление уровня сформированности целеполагания, развития контроля, оценки.

Оцениваемые УУД: выявление уровня сформированности целеполагания, выявление уровня развития контроля и самоконтроля, выявление уровня развития оценки.

Возраст: младший школьный возраст.

Метод оценивания: анкета для учителя.

Описание задания:

Учителю необходимо оценить данные критерии у каждого учащегося, выразив их в баллах.

Интерпретация результатов:

0–5 баллов – низкий уровень развития регулятивных УУД (целеполагания, контроля, оценки)

6–11 баллов – средний уровень развития регулятивных УУД (целеполагания, контроля, оценки)

12 и больше – высокий уровень развития регулятивных УУД (целеполагания, контроля, оценки)

«Диагностика регулятивных учебных действий учащихся начальной школы»

класс ______ учитель _____________________________________ дата___________

Источник:

Гештальт-тест Бендер Л.

Цель: оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Оцениваемые УУД: Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (выявление уровня развития умения составлять план и последовательность действий, выявление количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух).

Метод оценивания: групповая форма работы.

Возраст: 3- 12 лет.

Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.

Организация выполнения задания:

Чистый лист должен лежать перед ребенком горизонтально. Образец для срисовывания также в горизонтальной ориентации располагается над чистым листом. Срисовывать ребенок должен ручкой. Важно, чтобы он правильно воспроизводил и общий вид, и расположение рисунков. По окончании работы предложите ему проверить, все ли получилось похоже. Если ребенок захочет, он может перерисовать или исправить свое изображение. Пометьте тот рисунок, который ребенок выберет как наиболее похожий. Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравнения работы ребенка с графическим образцом, предложенным ему для срисовывания. Ребенок должен правильно воспроизвести 5 рисунков образца и их расположение относительно друг друга.

Инструкция: «На чистый лист бумаги постарайся срисовать эти картинки так, чтобы получилось очень похоже»

Интерпретация результатов:

Уровень развития «Зрительно-моторной координации» определяется с помощью качественного анализа.

Высокий уровень.Все рисунки выполнены абсолютно идентично образцу: соблюдены общие размеры и размеры деталей, наклон, положение рисунков на листе относительно друг друга, а также положение деталей внутри каждого рисунка, линии четкие. Такой вариант выполнения задания встречается исключительно редко.

Хороший уровень.Все рисунки выполнены почти идентично образцу (в рисунках допускаются только незначительные отклонения от образца). Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг друга.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector