Как ориентироваться по компасу и азимуту, определение азимута
Для чего нужно умение найти азимут и как с помощью компаса определяется азимут? Разберемся для начала, что же такое азимут. Азимут — это угол между нужным вам объектом и севером. Поэтому умение находить путь через азимут, это очень важно. С помощью этого метода, вы можете определить стороны света без компаса и остальных ориентиров!
Чтобы двигаться по азимуту , нужно соблюдать некие правила. Для начала нужно изучить на карте дорогу, которая будет соединять старт и финиш вашего пути. Также следует сделать разметку на ваш путь, который можно определить по определенным предметам. Используя карту, отметьте самые яркие фрагменты местности. Это может быть речка, родник, горка, ягодная полоса в лесу, все что угодно, что сразу бросается в глаза.
Стоит отметить и азимуты на карте, для пущей уверенности. Сделать примерную разметку времени пути на дороге, это служит тоже неким ориентиром и подтверждение правильных действий в дороге. Все эти данные стоит перенести в отдельную тетрадь, блокнот, можно в нескольких экземпляров , чтобы быть начеку.
Азимут. Движение по азимуту.
Азимут — горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от северного направления меридиана до направления на ориентир или до направления движения. Измеряется азимут в градусах от 0º до 360º.
Движение по азимуту предусматривает умение выдержать направление движения с помощью компаса и выход в намеченную точку.
Азимут определяется по карте или на местности после выбора направления движения или ориентира. Если маршрут состоит из нескольких отрезков различного направления, то азимут определяется для каждого отрезка.
Азимут может быть истинным или магнитным , в зависимости от того от истинного или магнитного меридиана он отсчитывается.
Направления истинного и магнитного меридиана не совпадают, поскольку магнитный и географический полюсы находятся в разных точках. Это значит, что истинный и магнитный меридиан имеют разное направление — каждый на свой полюс. Угол между этими меридианами называется магнитным склонением.
Рис.2 Магнитное склонение и азимут
На компасе магнитное склонение выглядит как отклонение магнитной стрелки на определенный угол от истинного меридиана влево (западное магнитное склонение — принято считать отрицательным) или вправо (восточное магнитное склонение — принято считать положительным).
Если мы, поворачивая компас, совместим стрелку с северным направлением и измерим азимут — он будет магнитным.
Для определения истинного азимута необходимо от полученного значения отнять значение магнитного склонения, если оно западное , или прибавить, если оно восточное. Магнитное склонение указывается на карте. Если на карте нет — определяется по справочнику.
Азимут. Личный опыт.
На практике , при движении по азимуту, обращаясь к компасу, проще установить его (компас) так, чтобы стрелка указывала магнитное склонение. Тогда угол между северным направлением и направлением движения будет указывать истинный азимут (см Рис.2). При этом отпадает необходимость при прокладке маршрута (для движения по азимуту) по карте высчитывать и указывать поправку на магнитный азимут, так как она будет учитываться при каждом обращении к компасу.
Как определить направление по азимуту
Для начала рассмотрим, какие существуют виды азимутов. В зависимости от вида различаются способы его нахождения.
Ниже мы даем полный список определений:
- Магнитный азимут – находится при помощи компаса. Наиболее простой способ, поскольку это легкое и простое устройство обычно носят практически все путешественники. Ориентируясь на северный конец стрелки можно также найти азимуты сторон горизонта. Варианты, как рассчитать показатель по компасу мы приведем далее.
- Истинный азимут определяется по плану ландшафта при помощи транспортира, ориентируясь на географический полюс. Для работы с ландшафтным планом следует помнить, что север всегда находится сверху. Для поиска географического азимута с помощью транспортира, его угол с отметкой 0° от места, где вы находитесь должен совпадать с направлением на север. Установив транспортир, отложите на карте направление на нужный объект. Если вы используете обычный транспортир на 180°, и его не хватает на определение азимута по карте, переверните его, продолжив вторую сторону окружности. Не забудьте прибавить к его показаниям 180°. Помните также, что расчет азимута совершается по часовой стрелке.
Помимо приведенных выше разновидностей существуют еще несколько неосновных видов, которые также могут помочь вам в процессе ориентирования. Например, существует такое понятие как обратный азимут. Его применяют для того, чтобы найти обратное направление от объекта, до которого был пройден путь (рисунок 2).
Как найти азимут объекта, если сумма значений получилась больше 360°? Все просто: отнимите 360° от полученной суммы, и выйдет правильное значение обратного показателя. Например, прямой угол до точки ориентирования равняется 230°, соответственно, обратный – 50° (230° + 180° – 360° = 50°).
Рисунок 2. Умение определять азимут — необходимый навык ориентирования
Теперь вы знаете, какие существуют виды азимутов. Осталось только разобраться в основных отличиях и способах их нахождения. Для начала рассмотрим, чем отличается истинный азимут от магнитного. Обратите внимание, что существуют два полюса: истинный (географический) и магнитный, которые отличатся между собой на некоторую величину (магнитное склонение). Поэтому на значение, найденное с помощью ландшафтного плана, не стоит полагаться, ориентируясь на местности. Такой способ подходит для длительных маршрутов, например морских или авиарейсов.
Движение по азимуту. Основные методы движения по азимуту
Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов.
Основной — возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.
Второй фактор — сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий. Поэтому старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные размеры или легко различимы на расстоянии.
Третий — передвижение по лесу напрямик демаскирует двигающихся соответствующими звуками( звук сломанной сухой ветки слышен в безветренную погоду на расстоянии 300 метров).
Метод засечек
Это своего рода один из способов передвижения по азимуту. Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный объект(засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего, двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока не достигнете конечной точки. При этом методе ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 — 50 метров.
Движение в мешок
Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:
Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.
Движение с упреждением
Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к цели. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.
Движение по цепочке привязок
Подобный метод уже описывался для случая привязки к местности. При составлении маршрута и движении он используется в тех случаях, когда целесообразно прокладывать маршрут по уже существующим тропам и дорогам. Заключается он в следующем. Для начала выбирается маршрут на карте. Если он достаточно длинный, то его разбивают на отрезки таким образом, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир. Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого, в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка (при определенном навыке, на запоминание 1 км пути в «не очень затоптанном» лесу, требуется порядка 15 — 20 секунд).
Метод «большого пальца»
Позволяет не терять время при сверке с картой. Заключается в особом способе удержания карты. Большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент. Раз в 15 — 20 секунд, необходимо, не прекращая движения, корректировать положение ногтя большого пальца соответственно пройденным ориентирам.
На этом остановим обзор методов ориентирования и чтения карты, поскольку тонкостей существует множество, но углубленное изучение этих тонкостей может запутать начинающих навигаторов.
Планирование маршрута
Итак, мы знаем, где находимся, знаем точку куда нужно попасть. К сожалению, вариант, когда от точки до точки ведет прямая дорога, бывает очень редко. Поэтому обычно маршрут разбивается на несколько отрезков. В пределах каждого из отрезков выбирается свой оптимальный путь. На одном из отрезков оптимальнее двигаться по азимуту, на другом использовать тропы. Необходимый маршрут выбирается в соответствии с целями.Цели могут быть различными:
- Выбор кратчайшего пути
- Выбор быстрейшего пути
- Выбор легчайшего пути
- Выбор незаметного пути и т.д.
Особой методики планирования маршрута нет, но необходимо учитывать следующие моменты:
Скорость движения по утоптанным сухим тропам превышает скорость движения по лесу без подлеска (белый цвет) в 1.5 раза, по лесу со средним подлеском (светло — зеленый цвет) в 2 — 2,5 раза , по лесу с плотным подлеском (зеленый — темно зеленый) в 3 — 5 раз.
По энергозатратам соотношение соответственно 2 ; 4 и 6 раз.
Для примера приведу среднее время пробегания 1 км леса подготовленным бойцом без нагрузки:
- Без подлеска 5.00 — 6.15 мин
- Средний подлесок 6.15 — 8.20 мин
- Плотный подлесок 8.20-25 мин
- Труднопроходимый подлесок требует более 25 минут на километр.
Передвижение через лес сильно демаскирует звуками.
Преодоление оврагов глубиной более 10 метров отнимает значительное количество времени и сил.
При планировании маршрута желательно «набирать» возможно меньший перепад высот — это позволит сэкономить силы. Т.е. при сильно пересеченной местности необходимо по возможности двигаться по траверсу.
Преодоление труднопроходимых болот и речек вброд допустимо только в крайних случаях, поскольку мокрое обмундирование вызывает значительные энергетические затраты организма и повышает вероятность появления таких травм как потертости, мозоли и пр.
Рассмотрим варианты движения от 15 кп до финиша на показанной ниже карте:
Перегон от 15 до 16 кп достаточно длинный , поэтому выгоднее воспользоваться одной из двух просек в направлении 16 кп. Соответственно у нас два варианта пути. Один отмечен пурпурным пунктиром, другой — красным. Оба варианта можно разбить на 3 отрезка :
Движение до просеки, движение по просеке, выход на контрольный пункт.
Разберем «красный» вариант
Исходная точка — кп15 (поваленное дерево). Берем грубый азимут (с упреждением к северу) на тропу, выводящую на нужную нам просеку. Смело бежим не сверяясь с картой до пересечения с ЛЭП. Через 50 метров тропа пересекает искомую просеку. Определяем, что двигаться по просеке необходимо порядка 800 метров.
Ориентир перед сходом — пересечение канавы с водой под острым углом, можно легко пропустить — это минус данного варианта (запасной вариант — уход по первой тропе налево). Двигаемся по поляне на юг, выходим на тропу. По тропе пересекаем болото, и на первой развилке уходим вправо. Далее налево и первое примыкание направо. Двигаемся прямо до первого поворота налево. На перекрестке направо через 50 метров ещё раз направо. Через 80 метров справа в одной из ям находим искомый контрольный пункт.
Рассмотрим «пурпурный» вариант
Исходная точка та же. Выйти на ЛЭП можем либо тем же путем, что и в красном варианте, либо взяв азимут на изгиб ЛЭПа. В этой точке выходим на просеку и двигаемся по ней до упора. Просека упирается в перекресток. На этом перекрестке с помощью компаса определяем нужную тропу (надо быть внимательным!). На следующем перекрестке уходим вправо; проходим небольшую поляну и на развилке берем левее и двигаемся до уже знакомого (по красному варианту) перекрестка. Далее действуем аналогично красному варианту.
Движение от 16 кп до финиша (синий пунктир). На 17 кп выйти можно только с помощью азимута. Наиболее предпочтительный вариант взять азимут от ближайшей к контрольному пункту развилки троп. От 17 кп используя «движение в мешок» выходим на перекресток и двигаемся по тропе в сторону 18 пункта через перекресток. Через 100 метров после перекрестка берем азимут на ближайшую к тропе яму, а от неё, в свою очередь, берем азимут на кп. Далее видим на пути к 19 кп хороший ориентир, в виде пересыхающего пруда. С помощью азимута выходим на него, обходим с левой стороны по краю оврага и выходим на последний кп.
Определение расстояния при передвижении
Определение расстояния является чрезвычайно важным при движении по местности, слабо насыщенной ориентирами, ночью или при движении по старой карте. К примеру, вы определили оптимальный маршрут движения по карте и знаете, что вам нужно примыкание тропы справа. Однако карта достаточно старая и на местности появилось много новых троп примыкающих справа. В этом случае необходимо с помощью карты определить расстояние до примыкания от точки вашего нахождения. Осталось за малым — научиться определять пройденное расстояние. Если под рукой нет лазерного дальномера, то обычно пользуются подсчетом пройденных пар шагов. Пар шаги — подсчет шагов пройденных только левой или только правой ногой (то есть один отсчет на два шага). Предварительно необходимо замерить сколько ваших пар шагов умещается, к примеру, в 100 метрах при разных темпах передвижения (обычно при движении шагом по асфальту на 100 метров приходится 60 — 70 пар шагов).
Итак, по карте определяем, расстояние до поворота 250 метров. Вычисляем 2,5* 65 = приблизительно 160 пар шагов. Поэтому через 150 пар шагов следует внимательно всматриваться вправо. Если вы насчитали уже 200 пар шагов, а подходящей тропы нет — вы её пропустили. Необходимо отметить, что, как правило, реальное расстояние бывает чуть больше (на 10 — 15%) чем рассчитанное, обычно это происходит из-за криволинейности вашей траектории. По такой же причине необходимо вводить поправочный коэффициент 1,3 — 1,5 при движении по азимуту.