Тяжёлый крейсер «Киров» – ракетный «линкор» Советского Союза
Тяжёлый крейсер «Киров» – ракетный «линкор» Советского Союза
Если символом военно-морского могущества США после Второй Мировой войны стали тяжёлые авианосцы, то в Советском Союзе ситуация была сложнее. Ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные, на роль главной ударной силы флота не претендовали. Только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было ни в одном флоте мира.
Ими стали тяжёлые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан». Однако чаще всего их называют по имени головного – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили недолго и стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.
- Первый «Киров»
- Проект «Орлан»
- Конструкция
- Вооружение
- История службы
- Технические характеристики
- Видео
История создания крейсера
Крейсер «Киров» в первые годы эксплуатации
История разработки проекта 1144 «Орлан» связана с необходимостью усиления советского флота ударными кораблями. После Великой Отечественной войны основной акцент делался на противолодочных судах. С начала 1960-х стала очевидной востребованность крейсеров с противокорабельным вооружением.
Проектированием нового типа кораблей занималось Северное проектно-конструкторское бюро Ленинграда под руководством Б. И. Купенского . Активная разработка велась на рубеже 1960-70-х гг. В 1973 на Балтийском заводе заложен первый головной корабль проекта 1144, который и стал впоследствии тяжелым атомным крейсером (ТАРК, ТАКР, ТАРКР) «Киров».
Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977. После всех испытаний 30 декабря 1980 судно принято в состав флота. В рамках проекта 1144 было построено еще три крейсера, последний — в 1996 году, получив название «Петр Великий».