1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крейсера типа «Сендай»

Лёгкие крейсера типа «Сендай»

«Сэндай», также «Сендай» — тип лёгких крейсеров японского императорского флота. В военно-исторической литературе распространено название «Сендай». Название происходит от реки Сэндайгава. Всего построено 3 единицы: «Сендай» (Nagara), «Нака» (Natori), «Дзинцу» (Isuzu). Строительство четвёртого корабля серии «Како» (Kako) было прекращено ещё на стапеле. [2] . Являлись усовершенствованной версией крейсеров типа «Нагара».

Содержание

История создания

Конструкция

Служба

«Сендай» [3] — заложен 16 февраля 1922 г., спущен 30 октября 1923 г., вошёл в строй 24 апреля 1924 г.

«Нака» [4] — заложен 10 января 1922 г., спущен 24 марта 1923 г., вошёл в строй 30 ноября 1925г.

«Дзинцу» [5] — заложен 4 августа 1922 г., спущен 8 декабря 1923 г., вошёл в строй 31 июля 1925 г.

Оценка проекта

Примечания

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. Назван в честь реки на северо-западе о. Хонсю, префектура Кагосима. См.: Апальков Ю. В. С. 110.
  4. Назван в честь реки в центральной части о. Хонсю, префектуры Точиги и Ибараки. См.: Апальков Ю. В. С. 114.
  5. Назван в честь реки в центральной части о. Хонсю, префектура Тояама. См.: Апальков Ю. В. С. 117.

Ссылки

Литература

  • Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918- 1945 гг.: Справочник — СпБ, Галея Принт, 1998.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др.Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Лёгкие крейсера типа «Сендай»» в других словарях:

Лёгкие крейсера типа «Сэндай» — 川内型軽巡洋艦 … Википедия

Тяжёлые крейсера типа «Миоко» — Тяжёлые крейсера типа «Мёко» 妙高型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Хагуро» типа «Мёко» Основная информация Тип … Википедия

Тяжёлые крейсера типа «Тоне» — Тяжёлые крейсера типа «Тонэ» 利根型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Тонэ» Основная информация Тип Тяжёлый крейсер Государство флага … Википедия

Миоко (тип крейсера) — Тяжёлые крейсера типа «Мёко» 妙高型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Хагуро» типа «Мёко» Основная информация Тип … Википедия

Линейные корабли типа «Ямато» — Линейные корабли типа «Ямато» 大和 (戦艦) «Ямато» на испытаниях. 1941 г. Основная информация Тип Линей … Википедия

Могами (тип крейсера) — Тяжёлые крейсера типа «Могами» 妙高型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Могами» на ходовых испытаниях Основная информация Тип … Википедия

Фурутака (тип крейсера) — Тяжёлые крейсера типа «Фурутака» 古鷹型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Фурутака» до перевооружения, с шестью башнями Основная информация Т … Википедия

Подводные лодки типа «Сен Току» — I 400 伊四〇〇型潜水艦 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа «Сентоку» — I 400 伊四〇〇型潜水艦 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа C2 — Тип I 46 伊四六型潜水艦 I 47 в порту Куре после войны История корабля Государство флага … Википедия

Крейсера типа «Сендай»

Легкие крейсера Японии

(Война на море — 25)

Японский легкий крейсер «Оёда» вместе с эсминцем «Акицуки» сопровождает авианосец «Дзуйкаку» и другие корабли вице-адмирала Озавы, утро 25 октябри 1944 г. В тот день произошло морское сражение у мыса Энгано, в ходе которого флагманский корабль Озавы авианосец «Дзуйкаку» сначала получил повреждении, а потом был потоплен американской авиацией с авианосцев «Эссекс» и «Лексингтон». Озава со своим штабом перешел с поврежденного авианосца «Дзуйкаку» на крейсер «Оёда». В том бою крейсер «Оёда» получил попадании двух неуправляемых ракет, выпущенных палубными истребителями F6F «Хеллют», ракеты причинили крейсеру небольшие повреждения.

«Война на море» № 25. 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 Иванов С. В… 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк. ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

Легкий крейсер «Тама» на якорной стоянке у острова Парамушир (южнее Начатки), 1942 г. «Тама», подобно крейсеру «Киса», был камуфлирован пятнами белого цвети по серому фону.

На момент вступления Японии во Вторую мировую войну, 7 декабря 1941 г., основу парка легких крейсеров, крейсеров класса «В», Императорскою флота составляли устаревшие корабли водоизмещением порядка 5500 т. Новейшими являлись легкие крейсера типа «Сендай», вошедшие в строй в середине 20-х г.г. Самым новыми официально считались легкие крейсера типа «Могами» и «Тоне» водоизмещением в 10 000 т. однако существовал секретный план превращения в случае войны этих кораблей в тяжелые крейсера путем замены артиллерии главного калибра со 155-мм орудий на пушки калибра 203 мм. что и было сделано. Накануне войны четыре легких крейсера типа «Могами» и два типа «Тоне» были перестроены в тяжелые.

Накануне войны в составе Императорского японского флота имелось два легких крейсера типа «Тенрю» водоизмещением 3500 т, 14 кораблей типа «Кума», «Нагара» и «Сендай» водоизмещением 5500 т и экспериментальный легкий крейсер «Юбари» водоизмещением 3560 т, а также три «учебных» легких крейсера типа «Катори». Всего — 20 легких крейсеров, в то время как в составе ВМС США действовало 26 кораблей данного класса. Во время войны Японии удалось ввести в строй всего четыре легких крейсера типа «Агано» и один новый крейсер — носитель гидросамолетов тина «Оёда». В США за голы войны было построено 34 легких крейсера типа «Атланта», «Кливленд» и «Ворчестер». Однозначно, военно-промышленный комплекс Японии не мог соперничать с экономикой Соединенных Штатов.

Базируясь на опыте Первой мировой воины, военная доктрина императорского японского флота предусматривала наличие в составе эскадр легких крейсеров с высокой скоростью хода, способных нести гидросамолеты, имеющих сильное торпедное вооружение и пригодных для использования в качестве флагманов флотилий эскадренных миноносцев. Большинство же американских легких крейсеров, исключая корабли типа «Атланта», вообще не имели торпедного вооружения и предназначались для совместных действий с тяжелыми крейсерами или в качестве эскортных кораблей авианосных групп и линкоров. Водоизмещение легких крейсеров ВМС США постоянно росло и поздних представителей данного класса превысило 10 000 т. в то время как японские легкие крейсера со временем становились все более малогабаритными и скоростными, так как действовали они совместно с эсминцами, а не с тяжелыми кораблями. Из 25 легких крейсеров, входивших в годы Второй мировой войны в состав Императорского японского флота, девять были потоплены американскими и британскими субмаринами. 11 — американской авиацией, два — американскими торпедными катерами или эсминцами, а три оставались в конце войны на плаву. Японские легкие крейсера оказались очень уязвимыми перед атаками подводных лодок и ударами авиации, наносимыми с малых высот.

Читать еще:  Тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев» (проект 1143) - 3 единицы

«Могами» проектировался как большой легкий крейсер, во многом аналогичный американским кораблям типа «Бруклин», однако еще на стадии проекта была предусмотрена модернизация легкого крейсера в тяжелый путем замены 155-мм артиллерии орудиями калибра 203 мм.

До того как в 1910 г. были заложены три первых истинно японских легких крейсера, в составе Императорского флота ходили «защищенные», очень легко бронированные крейсера, построенные в Великобритании, России, США и Японии. Знаменитый французский кораблестроитель Эмиль Бертен в конце 80-х XIX века спроектировал защищенные крейсера типа «Итскушима» и реорганизовал судостроительные заводы страны Ямато.

Самыми удачными и наиболее защищенными японскими крейсерами стали корабли типа «Тоне», спроектированные под руководством кептена Кондо Мотоки из технического департамента военно-морского флота. «Тоне» стал первым крупным кораблем, построенным на военно-морской верфи в Сасебо. Заложенный в 1910 г. крейсер «Тоне» имел длину 115,8 м, водоизмещение 4900 т. Крейсер развивал скорость полного хода в 23 узла. Корабль приобрел большую популярность в Японии за счет широкой PR-кампании, развернутой в национальных средствах массовой информации.

Французское влияние прослеживалось в японском кораблестроении до конца 80-х годов XIX века. Крейсер «Мацушима» спроектировал видный французский судостроитель Эмиль Бертен, а построили корабль в Ла Сиене во Франции. Крейсер 2-го ранга отличался от двух своих систер-шипов наличием всего одной 12,6-дюймовой пушки, установленной в корче в целях улучшения мореходности. В 1908 г. на крейсере взорвался боекомплект, не повезло. Французская школа кораблестроения, однако, не оказала пи малейшего влияния на японские крейсера, принимавшие участие во Второй мировой войне.

Крейсера 2-го ранга типа «Ицукушима» ознаменовали собой закат французского влияния на японское кораблестроение. «Ицукушима» и «Хашидате» несли по одной 320-мм пушке, установленной в носу, в отличие от «Мацушимы», орудие которого стояло в корме.

«Тоне» стал первым крейсером японской конструкции и японской постройки, очень популярным в средствах массовой информации Японской империи. Клиперный нос крейсера «Тоне» стал визитной карточкой многих последующих японских легких крейсеров.

«Чикума» стал первым современным японским легким крейсером, но скорости полного хода в 26 узлов не хватало для совместных действий с эскадренными миноносцами.

Развитием «Тоне» стали легкие крейсера типа «Чикума», заложенные в период с 1910 по 1912 г.г. Длина крейсера «Чикума» и его систер-шипов «Хирадо» и «Яхаги» составляла 144,8 м, водоизмещение 5040 т, скорость полного хода — 26 узлов. В годы Первой мировой войны главным назначением легких крейсеров считалось лидирование флотилий эскадренных миноносцев. Тогда же появилась идея «прописать» на легком крейсере гидросамолет, предназначенный для ведения разведки. Крейсерам типа «Чикума» не хватало скорости для лидирования быстроходных эсминцев. Первым современным легким крейсером японского флота стали корабли типа «Тенрю», способные на полном ходу развивать скорость в 33 узла. Эти крейсера получились вполне адекватными для лидирования эсминцев. Ставший контр-адмиралом Кондо и лейтенант Яцуширо отвечали за проектирование крейсеров типа «Тенрю». Сама идея данного проекта была навеяна британскими легкими крейсерами типа «Арстьюза».

Лёгкие крейсера типа «Сендай»

«Сэндай», также «Сендай» — тип лёгких крейсеров японского императорского флота. В военно-исторической литературе распространено название «Сендай». Название происходит от реки Сэндайгава. Всего построено 3 единицы: «Сендай» (Nagara), «Нака» (Natori), «Дзинцу» (Isuzu). Строительство четвёртого корабля серии «Како» (Kako) было прекращено ещё на стапеле. [2] . Являлись усовершенствованной версией крейсеров типа «Нагара»

Содержание

История создания

Конструкция

Служба

«Сендай» [3] — заложен 16 февраля 1922 г., спущен 30 октября 1923 г., вошёл в строй 24 апреля 1924 г

«Нака» [4] — заложен 10 января 1922 г., спущен 24 марта 1923 г., вошёл в строй 30 ноября 1925г

«Дзинцу» [5] — заложен 4 августа 1922 г., спущен 8 декабря 1923 г., вошёл в строй 31 июля 1925 г

Оценка проекта

Примечания

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. Назван в честь реки на северо-западе о. Хонсю, префектура Кагосима. См. Апальков Ю. В. С. 110.
  4. Назван в честь реки в центральной части о. Хонсю, префектуры Точиги и Ибараки. См. Апальков Ю. В. С. 114.
  5. Назван в честь реки в центральной части о. Хонсю, префектура Тояама. См. Апальков Ю. В. С. 117.

Ссылки

Литература

  • Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918- 1945 гг.: Справочник — СпБ, Галея Принт, 1998.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др.Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

См. также в других словарях:

Лёгкие крейсера типа «Сэндай» — 川内型軽巡洋艦 … Википедия

Тяжёлые крейсера типа «Миоко» — Тяжёлые крейсера типа «Мёко» 妙高型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Хагуро» типа «Мёко» Основная информация Тип … Википедия

Тяжёлые крейсера типа «Тоне» — Тяжёлые крейсера типа «Тонэ» 利根型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Тонэ» Основная информация Тип Тяжёлый крейсер Государство флага … Википедия

Линейные корабли типа «Ямато» — Линейные корабли типа «Ямато» 大和 (戦艦) «Ямато» на испытаниях. 1941 г. Основная информация Тип Линей … Википедия

Миоко (тип крейсера) — Тяжёлые крейсера типа «Мёко» 妙高型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Хагуро» типа «Мёко» Основная информация Тип … Википедия

Могами (тип крейсера) — Тяжёлые крейсера типа «Могами» 妙高型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Могами» на ходовых испытаниях Основная информация Тип … Википедия

Фурутака (тип крейсера) — Тяжёлые крейсера типа «Фурутака» 古鷹型重巡洋艦 Тяжёлый крейсер «Фурутака» до перевооружения, с шестью башнями Основная информация Т … Википедия

Подводные лодки типа «Сен Току» — I 400 伊四〇〇型潜水艦 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа «Сентоку» — I 400 伊四〇〇型潜水艦 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа C2 — Тип I 46 伊四六型潜水艦 I 47 в порту Куре после войны История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа I-76 — I 176 伊一七六型潜水艦 История корабля Государство флага … Википедия

Читать еще:  Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”

Подводные лодки типа J1 — I 1 伊一型潜水艦 I 1 История корабля Государство флага … Википедия

Подводные лодки типа J3 — I 7 伊七型潜水艦 I 8 в заливе Кагосима, 12 сентября 1939 года История корабля Государство флага … Википедия

Эскадренные миноносцы типа «Акицуки» — Тип «Акицуки» 秋月型駆逐艦 «Фуюцуки» в 1944 году Основная информация Тип эсминец … Википедия

Подводные лодки типа AM — тип I 13 伊一三型潜水艦 История корабля Государство флага Япония … Википедия

Из архива Navygaming: Крейсера типа «Катори» в программе строительства крейсеров для Императорского флота Японии

В морских сражениях Второй Мировой войны на Тихом океане в полной мере проявились не только боевые возможности и особенности конструкции японских линкоров и авианосцев, эсминцев и подводных лодок, но и крейсеров японского Императорского флота. Это были крейсера – наследники КР адмирала Х.Того, Х.Камимуры, С.Уриу, С.Дева, и можно отметить, что им выпала, может и не такая уж и большая слава как их предшественникам, но с поставленными задачами они справлялись по мере сил. И если побед на их счету не так уж и много, то это свидетельство не их слабости или несостоятельности, скорее всего подтверждение того, что время крейсерских операций подходило к концу. Сразу оговоримся, что данная статья не имеет целью подробно представить все крейсерские судостроительные программы Японии первой половины ХХ века. Для этого в дальнейшем еще будут другие статьи, а здесь сделаем акцент на легких крейсерах.

После победы в русско-японской войне Япония взяла курс на строительство сбалансированного линейного флота, ЛК и броненосные крейсера которого должны были сопровождаться в походах КР 2-ранга и эсминцами. При этом к КР предъявлялись в первую очередь требования по наличию равноценного вооружения и защиты, высокой скорости хода и максимально большому радиусу действия. Практически во всех программах развития флота перед Первой мировой войной имелись планы строительства легких КР – скаутов, но ни одна из этих программ не была реализована в полном объеме.

Первыми КР «нового» японского Императорского флота стали два крейсера типа «Тенрю» («Тенрю» и «Тацута), вошедшие в строй в 1919 году. Крейсера, при проектировании которых был учтен английский опыт постройки КР типа «Аретьюза» и «С», планировалось использовать как быстроходные лидеры флотилий новых эсминцев. Новые КР оказались достаточно заурядными кораблями водоизмещением около 4000 тонн, скоростью хода в 31 узел, вооруженными четырьмя 140-мм/50 орудий на одноорудийных лафетах (в диаметральной плоскости) и 2х3-533-мм торпедными аппаратами (ТА).

Необходимо отметить, что это были первые корабли японского Императорского флота, получившие трехтрубные ТА. Примечательно, что до вступления Японии в войну, эти КР составляли 18-ю эскадру легких крейсеров вместе с легким КР «Касима» (тип «Катори»). Но к тому времени, как КР были введены в состав флота, европейские страны уже строили более мощные, крупные и эффективные корабли данного класса, а к началу Второй мировой войны были настолько устаревшими, что даже не модернизировались.

Следующими крейсерами, вошедшими в строй японского флота, стали легкие КР типа «Кума», которые в количестве пяти единиц («Кума», «Тамма», «Китаками», «Ои», «Кисо») составили так называемую первую группу «5500-тонных» крейсеров.

КР этого типа обозначались как «крейсера среднего класса программы 1917 г.». Более крупные и лучше вооруженные, чем КР типа «Тенрю», эти корабли предназначались как для дальней разведки, так и для лидирования флотилий ЭМ. Крейсера получили такую же артиллерию ГК, состоявшую из 140-мм 50-калиберных орудий, однако число стволов было увеличено до семи. Так же было изменено и их размещение, которое, однако, продолжало оставаться несколько архаичным, обеспечивая при этом бортовой залп из шести орудий и носовой трехорудийный залп. В отличие от предшественников КР типа «Кума» имели четыре двухтрубных 533-мм ТА, усиленное бронирование, более высокую скорость (33 узла).

Все КР данного типа приняли активное участие в боях на Тихом океане, прошли несколько модернизаций, в ходе одной из которых на них были установлены ТА калибра 610-мм. А крейсера «Ои» и «Китаками» знамениты тем, что их перестроили в «торпедные крейсера»: за счет демонтажа трех кормовых орудий было установлено десять четырехтрубных 610-мм ТА! Таких экспериментов не проводил ни один другой флот мира.

Вторую группу «5500-тонных» крейсеров составили шесть КР типа «Нагара» («Нагара», «Исудзу», «Юра», «Натори», «Кину», «Абукума»), и не смотря на другой проект, они не сильно отличались от своих предшественников. КР получили чуть более широкий корпус (на 0,5 м), имели более высокий мостик, сразу оснащались 610-мм ТА (4х2), а также имели дополнительное оборудование, позволявшее выполнять роль флагманов соединений КР, ЭМ или ПЛ! В тоже время общая компоновка, основное вооружение, мощность ГЭУ, скорость хода, бронирование на момент выступления в строй не отличались от КР типа «Кума».

Примечательно, что практически всем КР данной серии довелось активно действовать именно как флагманам соединений. Например: крейсер «Нагара» одно время был флагманским кораблем 10-й флотилии ЭМ из группы прикрытия Первого ударного авиационного соединения вице-адмирала Нагумо, а затем вошел в 3-й флот адмирала Нагумо; легкий КР «Исудзу» был флагманом 2-й флотилии ЭМ в составе 2-го флота вице-адмирала Кондо, а после переоборудования в КР ПВО- «попробовал» себя в роли флагмана для охотников за подводными лодками.

Легкий КР «Натори» до своей гибели в 1944 году успел побывать в роли флагмана 5-й флотилии ЭМ, а КР «Абукума» — флагманом 1-й флотилии ЭМ, также входившим в Первое ударное соединение. Более того, именно крейсер «Абукума» был единственным легким КР, входившим в состав сил адмирала Нагумо во время рейдов японского соединения в начале войны.

Однако японцы шли не только по пути постепенного развития нового класса КР на основе предыдущего, они активно пробовали и иные подходы, экспериментальным путем находя новые решения. Именно в результате новых подходов и конструктивных решений был создан крейсер «Юбари», выделяющийся из первых серий КР и определивший в дальнейшем внешний вид японских легких крейсеров.

«Юбари» был во многом экспериментальным кораблем, построенным в соответствии с амбициозными требованиями к огневой мощи корабля; в его проекте конструкторам удалось совместить тяжелое вооружение, высокую скорость и минимальное водоизмещение.

В сравнении со «стандартными 5500-тонниками» «Юбари», имея всего 58% от их водоизмещения, обладал проектной скоростью в 35 узлов, таким же бортовым орудийным (6-140-мм орудий) и торпедным (4-610-мм) залпами. Характерно, что корпусные конструкции занимали 31,3% веса «Юбари» по сравнению с 38,3% у крейсера – «5500-тонника», но за счет включения броневых элементов в конструкцию корабля прочность корпуса не ухудшилась. Более того, защита «Юбари» считалась более совершенной чем у предшественников как по абсолютным, так и по относительным показателям.

Читать еще:  Легкие крейсера Японии

Крейсер «Юбари» отличался и более совершенным размещением артиллерии ГК. Его шесть 140-мм орудий располагались в двух двухорудийных башенноподобных и двух одиночных палубных установках, при этом спаренные установки размещались над одиночными! Башенноподобные установки такого типа были также установлены на двух плавабазах ПЛ, МЗ «Окиносима» и послужили прототипом для башенных установок ЭМ «Фубуки». Стоит также отметить, что именно на «Юбари» имел ряд характерных отличительных черт, в дальнейшем повторенных на последующих проектах японских КР: изогнутая линия форштевня с сильно подрезанным основанием, объединенная со вторым дымоходом носовая труба, отсутствие наружной обшивки за броневым поясом и включение брони в общую конструкцию корпуса.

Однако появление даже такого «перспективного» КР как «Юбари» не сразу отразилось на проектах вступавших в строй японских крейсеров. Не смотря на то, КР был построен достаточно быстро, практически за год, в 1922 году была заложена еще одна серия японских легких КР, которые продолжили «общую традицию» «5500-тонников».

Новую группу – «крейсера среднего типа по программе 1920 года» составили три построенных (из шести планируемых) КР типа «Сендай» («Сендай», «Нака», «Дзинцу»), предназначенные для ведения разведки в интересах соединений тяжелых артиллерийских кораблей, лидирования флотилий ЭМ и ПЛ, минных постановок.

Эти корабли мало чем отличались от проектов КР типа «Нагара». Крейсера имели все те же семь 140-мм орудий, расположенных также как на предшественниках. Схема броневой защиты также повторяла предшественников. Главные изменения коснулись только расположения котлов – в результате КР имели повышенную боевую живучесть силовой установки и четырехтрубный силуэт. Корпус новых КР имел дополнительные подкрепления для действий в арктических водах, несколько иным было расположение 610-мм ТА, массивная носовая надстройка была полностью закрытой. Кроме того два КР «Нака» и «Дзинцу» для повышения мореходности получили форштевень иной формы, чем у предшественников.

По оценкам экспертов, это были наиболее удачные корабли данного типа, но к моменту вступления в строй уже морально устарели, а к началу Второй Мировой войны существенно уступали однотипным противникам. Тем не менее, также как и их предшественники, КР типа «Сендай» активно использовались в качестве флагманских кораблей флотилий ЭМ и приняли активное участие практически во всех крупных сражениях на Тихом океане.

Заложенные в начале 40-х годов прошлого века КР типа «Агано» составили группу наиболее современных КР японского флота. Конструкторы при проектировании КР этого типа («Агано», «Носиро», «Яхаги», «Сакава») в известной мере смогли аккумулировать весь опыт постройки крейсеров, создав достаточно быстроходные и эффективные корабли. Корабли имели гладкопалубный корпус с бульбообразным носом, несколько меньшую броневую защиту, чем предшественники, и одну трубу (как у КР «Юбари»).

При полном водоизмещении в 8500 т КР типа «Агано» имели мощное вооружение из 6-152-мм/50 орудий в трех двухорудийных башнях, 2х2-76 мм/60 зениток и 32-25-мм автоматов! Как мы видим, японцы уже в полной мере оценили важность зенитного вооружения кораблей (в дальнейшем количество зенитных автоматов увеличилось почти в два раза). Наличие же восьми 610-мм ТА также вполне оправдано, если учесть, что корабли строились как лидеры флотилий ЭМ. На КР этого типа, так же как на эсминцах ТА разместили в ДП, оснастили их системой быстрой перезарядки, и оборудовали установки для сбрасывания глубинных бомб.

Можем предположить, что из КР данного типа наиболее известный для читателей – крейсер «Яхаги» (выступивший в строй в декабре 1943 года). Именно этот КР стал соратником линкора «Ямато» в его последнем походе, и разделил с ним его участь, погибнув под ударами американской палубной авиации.

Последним легким КР, который удалось построить японцам в годы Второй Мировой войны стал крейсер «Ойода». Задуманный как продолжение проекта «Агано» новый КР должен был стать флагманом разведывательных флотилий ПЛ. Корпус корабля был такой же гладкопалубный и с бульбообразным носом как у «Агано».

В соответствии со своим предназначением крейсер «Ойода» имел орудия ГК (6-152-мм/50 орудий) только в носовой части, а вся часть от миделя до кормы была отведена для размещения и эксплуатации гидросамолетов (по проекту – Е15К1). Это был единственный КР японского флота, который не имел торпедного вооружения, что обеспечило необходимую экономию веса для установки мощной катапульты и шести гидросамолетов.

Полное водоизмещение составляло почти 11500 т, достаточно любопытный факт для легкого КР, если вспомнить, что отметка в 10 000 т являлась предельной для тяжелых «вашингтонских» крейсеров! Но к тому времени уже не только Япония отбросила все ограничения и при строительстве кораблей ориентировались на иные требования. Большое водоизмещение обусловило установку более мощной ГЭУ (110 000 л.с.) для достижения проектной скорости хода 35 узлов. Однако при этом обеспечивалась очень большая дальность действия 10500 миль (для сравнения КР «Сендай» — 7800 миль, КР «Агано» — 6300 миль).

В ходе последующих модернизаций и из-за сложностей в обеспечении штатными гидросамолетами катапульта была демонтирована, ангар переделан в помещения для штаба флота, а корабль использовался для решения различных задач: доставка войск, охранение ЛК, и даже как флагманский корабль командующего Соединенным флотом. Интересно, что учебный крейсер «Катори» после его спуска на воду планировался Морским генеральным штабом к использованию в качестве флагмана Шестого флота до вступления в строй именно КР «Ойода».

В результате за рассмотренный период кроме трех учебных крейсеров типа «Катори» для японского Императорского флота было построено еще 22 легких крейсера, в том числе 5 КР в ходе Второй Мировой – четыре типа «Агано» и один типа «Ойода».

На этом фоне, постройку трех учебных кораблей типа «Катори» можно считать вполне обоснованной, так как необходимо было постоянно готовить большое количество специалистов для формирования экипажей и восполнения потерь. Японский флот готовился к яростной борьбе, но не рассчитал свои силы, возможности и ресурсы. Из всей построенной «эскадры легких крейсеров» только три единицы пережили войну – крейсер «Китаками» (типа «Кума»), «Сакава» (типа «Агано») и известный нам «Касима» (типа «Катори»), еще раз подтвердив окончание эры артиллерийских сражений на море.

Для подготовки статьи были использованы следующие материалы: Eric Lacroix, Linton Wells II “Japanese cruisers of the Pacific war” Chatham Publishing, London, 1999 г. Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918-8.1945 гг: справочник / Ю.В.Апальков .- СПб.: Галея Принт, 1997.- 156 с., илл. Михайлов А.А. Легкие крейсера Японии (1917-1945).- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.-120 с. Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др.- М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 352 с.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector