16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкие крейсера типа Kuma

Легкие крейсера типа “Kuma” – 5 единиц

“Kuma” 29.8.1918 / 14.7.1919 / 8.1920 – Погиб 11.1.1944
“Tama” 10.8.1918 / 10.2.1920 / 1.1921 – Погиб 25.10.1944
“Kiso” 10.1.1919 / 14.12.1920 / 5.1921 – Погиб 13.11.1944
“Kitakami” 1.9.1919 / 3.7.1920 / 4.1921 – Слом в 1946
“Oi” 24.11.1919 / 15.7.1920 / 10.1921 – Погиб 19.7.1944

Пять кораблей типа “Кума” построены по программе 1917-го финансового года в рамках программы “8 — 4”. Согласно этой программе предусматривалось пополнить флот шестью 3500-т кораблями типа “усовершенствованный “Тенрю” и тремя 7200-т “скаутами”, но, когда в Японии стали известны планы американцев о постройке 10 крейсеров типа “Омаха” (первоначально — 7100 т, 35 уз., 8 152-мм орудий), программу в конце 1917 г. скорректировали. Проект “скаутов” решили переработать (что отодвигало их постройку на более поздний срок), а вместо слишком слабых на фоне американских кораблей 3500-т “усовершенствованных “Тенрю”” создать проект универсального 5500-т крейсера, способного выполнять функции и разведчика, и “лидера”. Всего предусматривалась постройка восьми таких кораблей, получивших обозначение как крейсера “средней модели”, и еще одного экспериментального корабля “малой модели” (будущий “Юбари”).

В основу проекта нового 5500-т крейсера были положены чертежи “Тенрю”. Рост водоизмещения пошел на увеличение мощности ЭУ (с 51 000 л.с. до 90 000 л.с.), что позволило поднять скорость хода до 36 уз. Применение столь мощной ЭУ заставило перейти от трехвальной схемы к четырехвальной. Число ПК возросло до 12, как и на прототипе, два имели смешанное отопление.

Хотя число 140-мм орудий главного калибра возросло до семи, схема расположения оказалась далека от идеальной — в бортовом залпе могли участвовать только шесть орудий (из-за установки орудий №3 и №4 побортно на срезе полубака), причем углы обстрела орудий №2, 5 и 6 были сильно ограничены. Справедливости ради, следует заметить, что у соперника 5500-т японских крейсеров — “Омаха” — первоначально (до переработки проекта) в бортовом залпе могла участвовать лишь половина из восьми орудий.

Дополняли вооружение два 80-мм зенитных орудия и четыре сдвоенных 533-мм торпедных аппарата, размещенных побортно. Кроме того, корабли могли принимать на борт мины.

Из восьми намеченных к постройке по программе “8 — 4” крейсеров по первоначальному проекту построили пять (тип “Кума”), еще три относились к усовершенствованному типу “Нагара”.

Читать еще:  Гвардейский крейсер «Красный Кавказ».

В 1932 — 1934 гг. на “Кума” и “Тама” смонтировали треногую фок-мачту, а между орудиями №5 и №6 установили катапульту для запуска гидросамолета.

В 1935 — 1938 гг. на всех пяти кораблях этого типа ПК со смешанным отоплением перевели на нефть. Тогда же для повышения остойчивости проведены работы по уменьшению “верхнего” веса, кроме того, в корпусе уложено 103 — 200 т твердого балласта (еще 202 — 289 т жидкого балласта принималось в пространство двойного дна). Полное водоизмещение приблизилось к 8000 т, а скорость снизилась до 32 уз.

В 1934 — 1940 гг. на “Кума”, “Тама” и “Кисо” 80-мм орудия демонтировали, а на их место установили 2×2 25-мм автомата.

В 1941 г. “Китаками” и “Ои” прошли одну из самых необычных модернизаций (первый — в Сасебо, второй — в Майдзуру), в ходе которой были превращены в “торпедные крейсера”. Проект переоборудования, разработанный осенью 1938 г., предусматривал замену существующего вооружения на 4 спаренных универсальных 127-мм установки (по две в носу и корме), 4×2 25-мм зенитных автомата и 11 (по пять на борт и один в диаметральной плоскости) счетверенных 610-мм торпедных аппарата для стрельбы знаменитыми “длинными копьями” — кислородными торпедами типа 93.

Первоначальным планом предполагалось превратить в “торпедные крейсера” три корабля — “Китаками”, “Ои” и “Кисо”. Нехватка 127-мм установок и 610-мм торпедных аппаратов послужили причиной отказа от переоборудования “Кисо”, а на двух остальных кораблях объем работ был сокращен — была оставлена носовая группа 140-мм орудий главного калибра, а число устанавливаемых торпедных аппаратов сократилось с 11 до 10 (за счет отказа от ТА в диаметральной плоскости).

Для побортного размещения массивных торпедных аппаратов на протяжении примерно 60 м (от среза полубака до кормовой переборки МО) палубу расширили за счет спонсонов до 17,5 м. Вооружение дополняли 2×2 25-мм зенитных автомата.

Летом 1942 г. было решено перестроить оба “торпедных крейсера” в быстроходные транспорты. В августе — сентябре они прошли переоборудование, в ходе которого число торпедных аппаратов сократили до шести (6 х 4), а освободившееся пространство использовали для размещения двух десантных плашкоутов типа “Дайхатцу”. Одновременно было увеличено число 25-мм автоматов (стало 2х3 и 2х2), а в корме смонтированы бомбосбрасыватели (запас —18 глубинных бомб).

Читать еще:  Наземные крейсеры серии Р

На “Китаками” и “Ои” 140-мм орудия заменили на 2 х 2 127-мм/40 зенитные установки, а число 25-мм автоматов увеличили до 18 (на “Китаками”) и 28 (на “Ои” впоследствии — до 36). Кроме того, на “Китаками” число торпедных аппаратов сократили до двух (2 х 4), а освободившееся пространство использовали для размещения шести десантных плашкоутов типа “Дайхатцу”. Одновременно было увеличено число 25-мм автоматов.

В августе 1944 — январе 1945 г. в ходе ремонта повреждений, полученных в результате попадания торпеды, “Китаками” переоборудовали в корабль-носитель человеко-торпед “Каитен”. Восемь таких торпед размещались на спонсонах и спускались на воду по кормовому слипу (примерно на 1 м увеличившему наибольшую длину корпуса). На борт их поднимали 20-тонной стрелой, снятой с авиатранспорта “Шитозе” после его переоборудования в легкий авианосец. Оставшиеся 610-мм торпедные аппараты сняли, как и 140-мм орудия главного калибра. Вместо последних установили 2×2 127-мм/ 40 универсальных орудия. Число 25-мм автоматов возросло до 67 стволов (12 х 3 и 21 х 1). В ходе модернизации с крейсера из поврежденного МО демонтировали два из четырех ТЗА, вращавших внутренние валы, после чего мощность упала до 35 000 л.с., а скорость — до 23,8 уз. Стандартное водоизмещение снизилось до 5640 т.

На “Кисо” в конце 1942 — начале 1943 г. число 25-мм автоматов увеличено до 8 (4 х 2). В ноябре 1943 — марте 1944 г. с корабля сняты катапульта и два кормовых 140-мм орудия главного калибра №5 и №7, вместо последнего смонтирована 1×2 127-мм/40 зенитная установка, число 25-мм автоматов доведено до 19(3×3, 2х2 и 6х1), кроме того, добавлен 1х2 13,2-мм пулемет. В июне 1944 г. число стволов легкой зенитной артиллерии достигло 48 единиц (4×3, 4х2 и 18х1 25-мм автоматов и 1х2 и 8х1 13,2-мм пулеметов).

На “Китаками” в конце 1943 г. снята катапульта и 140-мм орудие главного калибра №5, установлены 2×3 25-мм автомата (стало 2 х 3 и 2 х 2).

На “Тама” в конце 1943 г. катапульту и 140-мм орудия главного калибра №5 и №7 сняли, вместо последнего поставили 1×2 127-мм/40 зенитную установку, а число стволов легкой зенитной артиллерии возросло до 24 единиц (4×3, 2х2 и 6х1 25-мм автоматов и 2 х 1 13,2-мм пулемета). В июне 1944 г. их число довели до 48 (5 х 3,4 х 2 и 18 х 1 25-мм автоматов и 7 х 1 13,2-мм пулеметов).

Читать еще:  Тяжелые атомные ракетные крейсера типа Киров мод. пр. 11442 – 3 (3)

“Kuma” 1918/1944
Потоплен 11 января 1944 г. у Пенанга английской подводной лодкой.

“Tama” 1918/1944
В ходе сражения в заливе Лейте 25 октября 1944, поврежден американской палубной авиацией, в тот же день потоплен сев.-вост. м. Энганьо американской подводной лодкой “Джаллао”.

“Kiso” 1919/1944
13 ноября 1944 потоплен американской палубной авиацией к западу от Манилы.

“Kitakami” 1919/1946
27 января 1944 тяжело поврежден английской подводной лодкой “Темплар”, временно отремонтирован к концу июля 1944 г. 24 июля 1945 тяжело поврежден в Куре во время налета американской палубной авиации. 28 июля 1945 получил новые повреждения во время повторного налета. Не ремонтировался.

“Oi” 1919/1944
19 июля 1944 потоплен к югу от Гонконга американской подводной лодкой “Флэшер”.

Длина: 158,5 м
Ширина: 14,2 м
Осадка: 5,4 м
Водоизмещение полное: 7542 тонн
Запас хода: 4000 мили
Экипаж: 450
Скорость: 36 уз
Вооружение:
Орудия: 7х1 140-мм/50
Торпедные аппараты: 4х2 533 мм
Зенитные установки: 2х2 25-мм автомата
Самолеты: 1

Оценка проекта

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. Назван в честь реки в центральной части о. Хонсю, префектура Чибо. См.: Апальков Ю.В. С. 107.
  4. Назван в честь реки на о. Хонсю, префектура Мияги. См.: Апальков Ю. В. С. 93.
  5. Назван в честь реки на севере о. Сикоку, префектура Мия. См.: Апальков Ю. В. С. 99.
  6. Назван в честь реки в центральной части о. Хонсю, префектуры Точиги и Ибараки. См.: Апальков Ю. В. С. 104.
  7. Назван в честь реки на юго-западе о. Хонсю, префектура Киото. См.: Апальков Ю.В. С. 102.
  8. Назван в честь реки на о. Хонсю, префектура Мияги. См.: Апальков Ю.В. С. 97.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector