0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крейсера класса «Оёда»

Крейсера класса «Оёда»

Легкие крейсера Японии

(Война на море — 25)

Японский легкий крейсер «Оёда» вместе с эсминцем «Акицуки» сопровождает авианосец «Дзуйкаку» и другие корабли вице-адмирала Озавы, утро 25 октябри 1944 г. В тот день произошло морское сражение у мыса Энгано, в ходе которого флагманский корабль Озавы авианосец «Дзуйкаку» сначала получил повреждении, а потом был потоплен американской авиацией с авианосцев «Эссекс» и «Лексингтон». Озава со своим штабом перешел с поврежденного авианосца «Дзуйкаку» на крейсер «Оёда». В том бою крейсер «Оёда» получил попадании двух неуправляемых ракет, выпущенных палубными истребителями F6F «Хеллют», ракеты причинили крейсеру небольшие повреждения.

«Война на море» № 25. 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 Иванов С. В… 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк. ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

Легкий крейсер «Тама» на якорной стоянке у острова Парамушир (южнее Начатки), 1942 г. «Тама», подобно крейсеру «Киса», был камуфлирован пятнами белого цвети по серому фону.

На момент вступления Японии во Вторую мировую войну, 7 декабря 1941 г., основу парка легких крейсеров, крейсеров класса «В», Императорскою флота составляли устаревшие корабли водоизмещением порядка 5500 т. Новейшими являлись легкие крейсера типа «Сендай», вошедшие в строй в середине 20-х г.г. Самым новыми официально считались легкие крейсера типа «Могами» и «Тоне» водоизмещением в 10 000 т. однако существовал секретный план превращения в случае войны этих кораблей в тяжелые крейсера путем замены артиллерии главного калибра со 155-мм орудий на пушки калибра 203 мм. что и было сделано. Накануне войны четыре легких крейсера типа «Могами» и два типа «Тоне» были перестроены в тяжелые.

Накануне войны в составе Императорского японского флота имелось два легких крейсера типа «Тенрю» водоизмещением 3500 т, 14 кораблей типа «Кума», «Нагара» и «Сендай» водоизмещением 5500 т и экспериментальный легкий крейсер «Юбари» водоизмещением 3560 т, а также три «учебных» легких крейсера типа «Катори». Всего — 20 легких крейсеров, в то время как в составе ВМС США действовало 26 кораблей данного класса. Во время войны Японии удалось ввести в строй всего четыре легких крейсера типа «Агано» и один новый крейсер — носитель гидросамолетов тина «Оёда». В США за голы войны было построено 34 легких крейсера типа «Атланта», «Кливленд» и «Ворчестер». Однозначно, военно-промышленный комплекс Японии не мог соперничать с экономикой Соединенных Штатов.

Базируясь на опыте Первой мировой воины, военная доктрина императорского японского флота предусматривала наличие в составе эскадр легких крейсеров с высокой скоростью хода, способных нести гидросамолеты, имеющих сильное торпедное вооружение и пригодных для использования в качестве флагманов флотилий эскадренных миноносцев. Большинство же американских легких крейсеров, исключая корабли типа «Атланта», вообще не имели торпедного вооружения и предназначались для совместных действий с тяжелыми крейсерами или в качестве эскортных кораблей авианосных групп и линкоров. Водоизмещение легких крейсеров ВМС США постоянно росло и поздних представителей данного класса превысило 10 000 т. в то время как японские легкие крейсера со временем становились все более малогабаритными и скоростными, так как действовали они совместно с эсминцами, а не с тяжелыми кораблями. Из 25 легких крейсеров, входивших в годы Второй мировой войны в состав Императорского японского флота, девять были потоплены американскими и британскими субмаринами. 11 — американской авиацией, два — американскими торпедными катерами или эсминцами, а три оставались в конце войны на плаву. Японские легкие крейсера оказались очень уязвимыми перед атаками подводных лодок и ударами авиации, наносимыми с малых высот.

«Могами» проектировался как большой легкий крейсер, во многом аналогичный американским кораблям типа «Бруклин», однако еще на стадии проекта была предусмотрена модернизация легкого крейсера в тяжелый путем замены 155-мм артиллерии орудиями калибра 203 мм.

До того как в 1910 г. были заложены три первых истинно японских легких крейсера, в составе Императорского флота ходили «защищенные», очень легко бронированные крейсера, построенные в Великобритании, России, США и Японии. Знаменитый французский кораблестроитель Эмиль Бертен в конце 80-х XIX века спроектировал защищенные крейсера типа «Итскушима» и реорганизовал судостроительные заводы страны Ямато.

Самыми удачными и наиболее защищенными японскими крейсерами стали корабли типа «Тоне», спроектированные под руководством кептена Кондо Мотоки из технического департамента военно-морского флота. «Тоне» стал первым крупным кораблем, построенным на военно-морской верфи в Сасебо. Заложенный в 1910 г. крейсер «Тоне» имел длину 115,8 м, водоизмещение 4900 т. Крейсер развивал скорость полного хода в 23 узла. Корабль приобрел большую популярность в Японии за счет широкой PR-кампании, развернутой в национальных средствах массовой информации.

Французское влияние прослеживалось в японском кораблестроении до конца 80-х годов XIX века. Крейсер «Мацушима» спроектировал видный французский судостроитель Эмиль Бертен, а построили корабль в Ла Сиене во Франции. Крейсер 2-го ранга отличался от двух своих систер-шипов наличием всего одной 12,6-дюймовой пушки, установленной в корче в целях улучшения мореходности. В 1908 г. на крейсере взорвался боекомплект, не повезло. Французская школа кораблестроения, однако, не оказала пи малейшего влияния на японские крейсера, принимавшие участие во Второй мировой войне.

Крейсера 2-го ранга типа «Ицукушима» ознаменовали собой закат французского влияния на японское кораблестроение. «Ицукушима» и «Хашидате» несли по одной 320-мм пушке, установленной в носу, в отличие от «Мацушимы», орудие которого стояло в корме.

«Тоне» стал первым крейсером японской конструкции и японской постройки, очень популярным в средствах массовой информации Японской империи. Клиперный нос крейсера «Тоне» стал визитной карточкой многих последующих японских легких крейсеров.

«Чикума» стал первым современным японским легким крейсером, но скорости полного хода в 26 узлов не хватало для совместных действий с эскадренными миноносцами.

Развитием «Тоне» стали легкие крейсера типа «Чикума», заложенные в период с 1910 по 1912 г.г. Длина крейсера «Чикума» и его систер-шипов «Хирадо» и «Яхаги» составляла 144,8 м, водоизмещение 5040 т, скорость полного хода — 26 узлов. В годы Первой мировой войны главным назначением легких крейсеров считалось лидирование флотилий эскадренных миноносцев. Тогда же появилась идея «прописать» на легком крейсере гидросамолет, предназначенный для ведения разведки. Крейсерам типа «Чикума» не хватало скорости для лидирования быстроходных эсминцев. Первым современным легким крейсером японского флота стали корабли типа «Тенрю», способные на полном ходу развивать скорость в 33 узла. Эти крейсера получились вполне адекватными для лидирования эсминцев. Ставший контр-адмиралом Кондо и лейтенант Яцуширо отвечали за проектирование крейсеров типа «Тенрю». Сама идея данного проекта была навеяна британскими легкими крейсерами типа «Арстьюза».

Читать еще:  Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг.

Крейсера класса «Оёда»

Крейсера класса «Оёда»

Японская военно-морская доктрина предписывала использовать легкие крейсера в качестве лидеров эскадренных миноносцев и флагманских кораблей соединений подплава. Истоки доктрины восходили к годам Первой мировой войны, а сама доктрина в значительной степени была «списана» с британской. На контрасте: в ВМС США эсминцами командовали с эсминцев, а подводными лодками — с подводных лодок. Как известно, некоторые японские 5500-тонные крейсера использовались в качестве флагманов эскадр подводных лодок. В 1938 г. было принято решение заменить эти устаревшие корабли крейсерами новой постройки, в то же время уже тогда в Японии наиболее передовые офицеры флота считали использование крейсеров в качестве флагманских кораблей подплава неправильным и устаревшим. Как бы то ни было, по проектирование преемников флагманов подплава началось. Изучалось две концепции. Первая — постройка 6600-тонного корабля без тяжелого артиллерийского вооружения, но с мощной и большой катапультой в корме. Вторая — 16 000-тонный авианосец, конструктивно близкий легкому авианосцу «Рюйдзю». В конечном же итоге в 1938 г. появился проект крейсера водоизмещением 10 000 т. близкий американским крейсерам типа «Бруклин», в чем-то схожий с крейсерами типа «Агано» с катапультой в корме и большим авиационным ангаром. Когда постройка «Оёдо» в 1943 г. была завершена, военная ситуация изменилась самым коренным образом. Как таковых субмарин в японском флоте почти не осталось, большая часть уцелевших подводных лодок использовалась для транспортных перевозок. К тому же не были готовы гидросамолеты Каваниши E156K. которые проектировались специально под новые крейсера. Именно поэтому «Оёда» со своим огромным ангаром стал флагманским кораблем Объединенного флота. Ангар перестроили под штабные помещения и узлы связи, катапульту уменьшили в размерах. Радикальным отличием «Оёдо» от всех других японских крейсеров являлось полное отсутствие торпедного вооружения.

Крейсер «Оёдо» заложили на военно-морской верфи в Курс 14 февраля 1941 г., спустили на воду 2 апреля 1942 г. Предусматривалось постройка второго корабля в серии — крейсера «Нийодо». который так и не был лаже заложен. Вошедший в строй крейсер «Оёдо» был приписан к военно-морской базе Йокосука.

Длина крейсера «Оёда» — 192.0 м. ширина по мидель-шпангоуту — 16.6 м. осадка — 6.1 м Проектное водоизмещение 9980 т. испытательное водоизмещение — 10 417 т полное — 11 433 т. На крейсере стояло шесть котлов Канпон и четыре трубо-зубчатых агрегата, четыре гребных винта. Мощность машин -110 430 л.с. скорость полного хода — 35 узлов. Расчетная дальность плавания 18-узловым ходом — 10 315 морских миль. Штатный экипаж — 776 человек, плюс штабные работники.

Машинное отделение крейсера прикрывал вертикальный бронепояс толщиной 60 см. Толщина бронепалубы — 30 мм. Погреба боекомплекта прикрыты броней толщиной 50 мм. Толщина брони надстройки — 40 мм. По сравнению с легкими крейсерами союзников, крейсер «Оёдо» был бронирован несколько лучше.

Легкий крейсер «Оёда» принимает людей с гибнущего авианосца «Дзуйкаку», 25 октябри 1944 г., битва у мыса Энгано. Тогда па крейсер с авианосца перешел со своим штабом адмирал Озава.

Крейсер «Оёда» разобрали на металл в первой половине 1948 г. на бывшей военно-морской верфи в Куре. Снимок датирован 17 январи 1948 г. К борту корабля видны повреждения от взрыва бомбы. Взрывами повреждена также носовая надстройка. Дымовая труба уже разобрана на металл.

Главный калибр крейсера «Оёда» составляли шесть 155-мм пушек тип 3 в двух трехорудийных башнях (обе — в носу). Орудия и башни были взяты с одного из крейсеров типа «Могами». когда его перевооружили двухорудийными башнями с 203-мм пушками, переведя из класса легких крейсеров в класс крейсеров тяжелых. Артиллерия среднего калибра — восемь 100-мм скорострельных пушек тип 98 в четырех спаренных установках, но две с каждого борта. Зенитное вооружение — до 52 стволов калибра 25 мм в строенных и одноорудийных вариантах. Торпедное вооружение отсутствовало, зато имелись направляющие для сброса глубинных бомб. Планировалась установка одной большой катапульты и базирование шести гидросамолетов, реально на крейсере базировалось всего два гидроплана типа 0.

К моменту достижения крейсером «Оёда» боеготовности японские войска уже оставили Гуадалканал и перешли к стратегической обороне на всем театре военных действий. Большой легкий крейсер в сложившейся ситуации можно было бы использовать для обеспечения ПВО авианосца за счет установленных на крейсере 100-мм скорострельных пушек. Этого не случилось. Семь месяцев готовый к бою корабль простоял в военно-морской базе Куре, пока не ушел на атолл Энивсток вместе со всем Объединенным флотом. Крейсер «Оёда» доставлял подкрепления гарнизону Кавиенга в период с 30 декабря 1943 г. по I января 1944 г. В этом походе японские корабли были атакованы американскими самолетами, пулеметы которых наделали отверстий в корпусе крейсера «Оёда». После похода крейсер отстаивался на Труке. пока не получил приказ уйти в Японию на модернизацию в штабной корабль. «Оёда» в составе главных сил вице-адмирала Озавы принимал участие в сражении у мыса Энгано. В том бою корабль принял на борт Озаву вместе со штабом и частью команды поврежденного авианосца «Дзуйкаку». Крейсер «Оёда» получил повреждения от ракет, выпущенных американским самолётом Грумман F6F «Хеллкэт», и близких разрывов бомб.

После сражения в заливе Лейте крейсер «Оёда» стал флагманским кораблем Объединенного флота. Легкий крейсер несколько недель находился в Брунее и в Сингапуре, а затем соединился с тяжелым крейсером «Ашигара» для обстрела участка высадки американцев Сан-Жозе на Филиппинах. В ходе выполнения боевой задачи крейсер «Оёда» получил два попадания 250-кг бомбами, отгруженными бомбардировщиками В-25 из 71-й бомбардировочной эскадрильи 5-й воздушной армии. В январе 1945 г. крейсер встал на ремонт в Сингапуре. 6 февраля 1945 г. крейсер «Оёда», линкоры «Исе» и «Хиуга» вместе с эсминцами покинули Сингапур, имея на бортах груз резины, авиационного топлива и других стратегических материалов, которых не хватало в Японии. Избежав атак американских подводных лодок, флотилия пришла в Куре 20 февраля 1945 г. 19 марта 1945 г. «Оёда» на якорной стоянке военно-морской базе Куре получил серьезные повреждения от прямою попадания авиационной бомбы. Поврежденный крейсер завели в сухой док базы Куре. После ремонта корабль ушел в залив Итаяма для отработки задач боевой и политической подготовки, но на переходе попал под удар американских самолетов, получив попадания пяти бомб. 28 июля 1945 г. в крейсер попало еще несколько бомб, после чего корабль осел на правый борт. Из списков японского флота крейсер «Оёда» исключили 20 ноября 1945 г… в 1947 г. крейсер разобрали на металлолом.

Легкий крейсер «Тима» принимал участие в кампании на Алеутских островах, в частности s оккупации в 1942 г. острова Кыска. В период этой кампании крейсер ходил, будучи камуфлированным пятнами белого цвети поверх штатно однотонной окраски средне-серого цвета. Аналогично были окрашены действовавшие в северных водах легкие крейсера «Кисо» и «Абукума». Крейсера несли гидросамолеты Накаяма Е8N2, которые однако вскоре были заменены более совершенными гидропланами тип 0.

Читать еще:  Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”

Разведывательный гидросамолет Накаяма E8S2 тип 95, прототип выполнил первый полет в 1934 г. С легких крейсеров машины данного типа использовались до 1942 г.

В период с 20 по 30 марта 1944 г. экспериментальный легкий крейсер «Юбари» являлся флагманским кораблем транспортного конвоя. 27 апреля 1944 г. крейсер «Юбари» был торпедирован в водах острова Сонсорол американской субмариной «Блюгилл». Легкий крейсер окрашен стандартно — выше ватерлинии в средне-серый цвет, ниже — в красно-коричневый.

Разведывательный гидросамолет Аичи Е13А1 тип 0 — стандартный гидроплан японских легких крейсеров с конца 1942 г. до момента окончания Второй мировой войны.

После получения значительных боевых повреждений легкий крейсер «Исузу» прошел модернизацию в корабль ПВО и в таком виде принимал участие в морском сражении у мыса Энгано, а позже был потоплен американской субмариной «Хэйк» на переходе вместе с транспортами в Бруней. На момент своей гибели крейсер был окрашен штатно: выше ватерлинии в средне-серый цвет, ниже — в красно-коричневый.

Разведывательный гидросамолет Мицубиси F1M2 тип 0, такие гидропланы базировались на ряде крейсеров Императорского японского флота с 1942 по 1945 г.г. Гидросамолет обладал сравнительно небольшой дальностью полета, зачастую использовали их в ночное время суток.

Учебный крейсер «Киши» в конце войны являлся флагманским кораблем 1-й эскортной флотилии. 12 января 1945 г., сопровождая очередной конвой, крейсер был потоплен американскими бомбардировщиками. На момент своей гибели крейсер был окрашен штатно: выше ватерлинии в средне-серый цвет, ниже — в красно-коричневый. Верхняя часть дымовой трубы и верхняя часть грот-мачты окрашены в глянцевый черный цвет. Учебный крейсер не имел бронирования, но был вооружен 140-мм артиллерией.

Военно-морской флаг Японии.

Легкий крейсер «Яхаги» и четыре эсминца во время битвы в заливе Лейте вышли в торпедную атаку на американские легкие крейсера. «Яхаги» и эсминцы являлись завесой суперлинкора «Ямато» в последнем боевом походе Императорского японского флота к берегам Окинавы. Все японские корабли 7 апреля 1945 г. потопила американская палубная авиация. На момент своей гибели легкий крейсер «Яхаги» был окрашен штатно: выше ватерлинии в средне-серый цвет, ниже — в красно-коричневый. На борту крейсера — два гидросамолета тип 0.

Боевой флаг Императорского флота и флаг вице-адмирала японского флота.

Изначально большой легкий крейсер «Оёдо» предназначался для совместных действий с эскадрами подводных лодок, но использовался в качестве флагманского корабля Императорского японского флота, почему в боях поначалу участия не принимал. Позднее крейсер видели в сражении при мысе Энгано, когда на его борт перешел с поврежденного авианосца «Дзуйкаку» адмирал Озава со своим штабом. Крейсер был окрашен штатно: выше ватерлинии в средне-серый цвет, ниже — в красно-коричневый. Верхняя часть дымовой трубы и верхняя часть грот-мачты окрашены в глянцевый черный цвет.

Императорская Хризантема, крепилась в носу кораблей Императорского японского флота.

Легкий крейсер «Нака» I апреля 1942 г. обеспечивая высадку японских войск на острове Рождества. Вскоре после мной успешной для японцев операции крейсер был торпедирован американской субмариной «Сивулф». 5 апреля 1943 г. крейсер «Ники» поставили на ремонт в сухой док.

В последнем походе Императорского японского флота легкий крейсер «Яхаги» вел восемь эскадренных миноносцев, составляя завесу суперлинкора «Ямато». Все японские корабли были потоплены американской палубной авиацией 7 апреля 1945 г. раньше, чем они успели подойти к кораблям американского флота на расстояние орудийного выстрела.

Легкие крейсера Японии

Базируясь на опыте Первой мировой войны, военная доктрина императорского японского флота предусматривала наличие в составе эскадр легких крейсеров с высокой скоростью хода, способных нести гидросамолеты, имеющих сильное торпедное вооружение и пригодных для использования в качестве флагманов флотилий эскадренных миноносцев.

Крейсера типа «Тенрю» 4

Крейсера типа «Кума» 5

Крейсера типа «Нагара» 8

Крейсер типа «Юбари» 9

Крейсера типа «Сендай» 10

Крейсера типа «Катори» 12

Крейсера класса «Агано» 13

Крейсера класса «Оёда» 15

С. В. Иванов
Легкие крейсера Японии
(Война на море — 25)

Японский легкий крейсер «Оёда» вместе с эсминцем «Акицуки» сопровождает авианосец «Дзуйкаку» и другие корабли вице-адмирала Озавы, утро 25 октябри 1944 г. В тот день произошло морское сражение у мыса Энгано, в ходе которого флагманский корабль Озавы авианосец «Дзуйкаку» сначала получил повреждении, а потом был потоплен американской авиацией с авианосцев «Эссекс» и «Лексингтон». Озава со своим штабом перешел с поврежденного авианосца «Дзуйкаку» на крейсер «Оёда». В том бою крейсер «Оёда» получил попадании двух неуправляемых ракет, выпущенных палубными истребителями F6F «Хеллют», ракеты причинили крейсеру небольшие повреждения.

«Война на море» № 25. 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 Иванов С. В… 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк. ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

Введение

Легкий крейсер «Тама» на якорной стоянке у острова Парамушир (южнее Начатки), 1942 г. «Тама», подобно крейсеру «Киса», был камуфлирован пятнами белого цвети по серому фону.

На момент вступления Японии во Вторую мировую войну, 7 декабря 1941 г., основу парка легких крейсеров, крейсеров класса «В», Императорскою флота составляли устаревшие корабли водоизмещением порядка 5500 т. Новейшими являлись легкие крейсера типа «Сендай», вошедшие в строй в середине 20-х г.г. Самым новыми официально считались легкие крейсера типа «Могами» и «Тоне» водоизмещением в 10 000 т. однако существовал секретный план превращения в случае войны этих кораблей в тяжелые крейсера путем замены артиллерии главного калибра со 155-мм орудий на пушки калибра 203 мм. что и было сделано. Накануне войны четыре легких крейсера типа «Могами» и два типа «Тоне» были перестроены в тяжелые.

Накануне войны в составе Императорского японского флота имелось два легких крейсера типа «Тенрю» водоизмещением 3500 т, 14 кораблей типа «Кума», «Нагара» и «Сендай» водоизмещением 5500 т и экспериментальный легкий крейсер «Юбари» водоизмещением 3560 т, а также три «учебных» легких крейсера типа «Катори». Всего — 20 легких крейсеров, в то время как в составе ВМС США действовало 26 кораблей данного класса. Во время войны Японии удалось ввести в строй всего четыре легких крейсера типа «Агано» и один новый крейсер — носитель гидросамолетов тина «Оёда». В США за голы войны было построено 34 легких крейсера типа «Атланта», «Кливленд» и «Ворчестер». Однозначно, военно-промышленный комплекс Японии не мог соперничать с экономикой Соединенных Штатов.

Базируясь на опыте Первой мировой воины, военная доктрина императорского японского флота предусматривала наличие в составе эскадр легких крейсеров с высокой скоростью хода, способных нести гидросамолеты, имеющих сильное торпедное вооружение и пригодных для использования в качестве флагманов флотилий эскадренных миноносцев. Большинство же американских легких крейсеров, исключая корабли типа «Атланта», вообще не имели торпедного вооружения и предназначались для совместных действий с тяжелыми крейсерами или в качестве эскортных кораблей авианосных групп и линкоров. Водоизмещение легких крейсеров ВМС США постоянно росло и поздних представителей данного класса превысило 10 000 т. в то время как японские легкие крейсера со временем становились все более малогабаритными и скоростными, так как действовали они совместно с эсминцами, а не с тяжелыми кораблями. Из 25 легких крейсеров, входивших в годы Второй мировой войны в состав Императорского японского флота, девять были потоплены американскими и британскими субмаринами. 11 — американской авиацией, два — американскими торпедными катерами или эсминцами, а три оставались в конце войны на плаву. Японские легкие крейсера оказались очень уязвимыми перед атаками подводных лодок и ударами авиации, наносимыми с малых высот.

Читать еще:  Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг.

«Могами» проектировался как большой легкий крейсер, во многом аналогичный американским кораблям типа «Бруклин», однако еще на стадии проекта была предусмотрена модернизация легкого крейсера в тяжелый путем замены 155-мм артиллерии орудиями калибра 203 мм.

До того как в 1910 г. были заложены три первых истинно японских легких крейсера, в составе Императорского флота ходили «защищенные», очень легко бронированные крейсера, построенные в Великобритании, России, США и Японии. Знаменитый французский кораблестроитель Эмиль Бертен в конце 80-х XIX века спроектировал защищенные крейсера типа «Итскушима» и реорганизовал судостроительные заводы страны Ямато.

Самыми удачными и наиболее защищенными японскими крейсерами стали корабли типа «Тоне», спроектированные под руководством кептена Кондо Мотоки из технического департамента военно-морского флота. «Тоне» стал первым крупным кораблем, построенным на военно-морской верфи в Сасебо. Заложенный в 1910 г. крейсер «Тоне» имел длину 115,8 м, водоизмещение 4900 т. Крейсер развивал скорость полного хода в 23 узла. Корабль приобрел большую популярность в Японии за счет широкой PR-кампании, развернутой в национальных средствах массовой информации.

Французское влияние прослеживалось в японском кораблестроении до конца 80-х годов XIX века. Крейсер «Мацушима» спроектировал видный французский судостроитель Эмиль Бертен, а построили корабль в Ла Сиене во Франции. Крейсер 2-го ранга отличался от двух своих систер-шипов наличием всего одной 12,6-дюймовой пушки, установленной в корче в целях улучшения мореходности. В 1908 г. на крейсере взорвался боекомплект, не повезло. Французская школа кораблестроения, однако, не оказала пи малейшего влияния на японские крейсера, принимавшие участие во Второй мировой войне.

Крейсера 2-го ранга типа «Ицукушима» ознаменовали собой закат французского влияния на японское кораблестроение. «Ицукушима» и «Хашидате» несли по одной 320-мм пушке, установленной в носу, в отличие от «Мацушимы», орудие которого стояло в корме.

«Тоне» стал первым крейсером японской конструкции и японской постройки, очень популярным в средствах массовой информации Японской империи. Клиперный нос крейсера «Тоне» стал визитной карточкой многих последующих японских легких крейсеров.

«Чикума» стал первым современным японским легким крейсером, но скорости полного хода в 26 узлов не хватало для совместных действий с эскадренными миноносцами.

Развитием «Тоне» стали легкие крейсера типа «Чикума», заложенные в период с 1910 по 1912 г.г. Длина крейсера «Чикума» и его систер-шипов «Хирадо» и «Яхаги» составляла 144,8 м, водоизмещение 5040 т, скорость полного хода — 26 узлов. В годы Первой мировой войны главным назначением легких крейсеров считалось лидирование флотилий эскадренных миноносцев. Тогда же появилась идея «прописать» на легком крейсере гидросамолет, предназначенный для ведения разведки. Крейсерам типа «Чикума» не хватало скорости для лидирования быстроходных эсминцев. Первым современным легким крейсером японского флота стали корабли типа «Тенрю», способные на полном ходу развивать скорость в 33 узла. Эти крейсера получились вполне адекватными для лидирования эсминцев. Ставший контр-адмиралом Кондо и лейтенант Яцуширо отвечали за проектирование крейсеров типа «Тенрю». Сама идея данного проекта была навеяна британскими легкими крейсерами типа «Арстьюза».

«Тацута» (класс «Тенрю»), 1941 г.

Легкие крейсера Японии

Базируясь на опыте Первой мировой войны, военная доктрина императорского японского флота предусматривала наличие в составе эскадр легких крейсеров с высокой скоростью хода, способных нести гидросамолеты, имеющих сильное торпедное вооружение и пригодных для использования в качестве флагманов флотилий эскадренных миноносцев.

Японский легкий крейсер «Оёда» вместе с эсминцем «Акицуки» сопровождает авианосец «Дзуйкаку» и другие корабли вице-адмирала Озавы, утро 25 октябри 1944 г. В тот день произошло морское сражение у мыса Энгано, в ходе которого флагманский корабль Озавы авианосец «Дзуйкаку» сначала получил повреждении, а потом был потоплен американской авиацией с авианосцев «Эссекс» и «Лексингтон». Озава со своим штабом перешел с поврежденного авианосца «Дзуйкаку» на крейсер «Оёда». В том бою крейсер «Оёда» получил попадании двух неуправляемых ракет, выпущенных палубными истребителями F6F «Хеллют», ракеты причинили крейсеру небольшие повреждения.

Легкие крейсера Японии скачать fb2, epub бесплатно

Количественный состав послевоенной Рейхсмарине по Версальским требованиям не должен был превышать 36 кораблей, включая шесть старых крейсеров. Самыми современными из оставленных немцам крейсеров являлись «Гамбург» и «Берлин», спущенные еще в 1903 г. Замена крейсеров новыми кораблями данного класса разрешалась только после достижения кораблями 20 летнего возраста, причем водоизмещение новых крейсеров ограничивалось 6000 т, а главный калибр артиллерии 152 мм. В соответствии с ограничениями, наложенными Версальским договором, был разработан проект легкого крейсера «Эмден». Его постройка началось в 1923 г., как только истек 20-летний срок эксплуатации старых кораблей.

История боевых действий германских подводных лодок во второй мировой войне – это драма со взлетами и падениями и опять с новыми взлетами. Германские подводные силы возродились из пепла, чтобы стать наиболее эффективным средством борьбы Третьего Рейха с Западом. За несколько коротких месяцев U-боты, казалось, одерживали верх в битве за Атлантику, медленно, но уверенно ставя Англию на колени, пока в мае 1943 года изменчивая фортуна не отвернулась, принеся горечь проигранной борьбы против материально превосходящего противника при крайнем недостатке своих ресурсов.

На момент начала Второй мировой войны японский Императорский флот являлся третьим крупнейшим военно-морским флотом мира, уступая только ВМС США и ВМС Великобритании. По состоянию на декабрь 1941 г. в составе японского флота числилось 18 тяжелых крейсеров. В целом же структура и боевой состав флота носили скорее наступательный, чем оборонительный характер. Японские тяжелые крейсера были большими кораблями с исключительно мощным артиллерийским и торпедным вооружением, высокой скоростью плавания и значительной осадкой. Крейсера отлично подходили для ведения боевых действий в темное время суток. Значительные размеры в сочетании с мощнейшими силовыми установками позволят модернизировать крейсера «малой кровью», усиливая их торпедное и зенитно-артиллерийское вооружение. Отличительными чертами внешнего облика крейсеров стали пагодообразные башни-надстройки, по которым японские крейсера легко отличить от крейсеров флота любой другой страны мира. В дополнение к надстройкам необычного вида конструкторы поставили на крейсера и еще крайне необычные изогнутые дымовые трубы. Эти ласкающий взгляд военно- морских эстетов корабли прошли все горнило войны на Тихом океане.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector