Пропавшая в облаках
Пропавшая в облаках. История Лидии Литвяк — легендарной «Белой Лилии»
Лидия Владимировна Литвяк появилась на свет 18 августа — во Всесоюзный день авиации. Увлеченная самолетами с детства, девушка невероятно гордилась этим фактом. Ей пророчили актерское будущее, но она выбрала небо.
«Белая Лилия Сталинграда». Загадка исчезновения лётчицы Лиды Литвяк
В год празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать о людях, не щадивших себя в борьбе с фашизмом. Сегодня речь пойдёт о короткой и героической жизни Лидии Литвяк, которую в годы войны прозвали королевой истребителей. Судьба лётчицы с позывным «Белая Лилия» долгое время была окутана тайной и загадками.
Сравнивали с актрисой Серовой
Лидия Литвяк родилась 18 августа 1921 года в день Всесоюзной авиации. Родители Лидии были железнодорожниками, но девочка даже и не думала пойти по их стопам. С детства её прельщала авиация. В те годы в стране шла большая пропаганда авиаспорта и освоения неба. В 14 лет Лида записалась в авиаклуб и уже через год совершила свой первый полёт. В конце тридцатых она окончила Херсонскую авиационную школу лётчиков-инструкторов, после чего работала в Калининском аэроклубе. Она смогла подготовить свыше 40 пилотов. Мужчины, проходившие у неё лётные курсы, всегда умилялись при виде инструктора Литвяк – нежная, хрупкая миловидная блондинка с лучезарной улыбкой буквально сводила с ума мужчин. В неё поголовно влюблялись, но отвечать взаимностью она никому не спешила.
Когда началась Великая Отечественная, Лида стала сразу проситься на фронт, но её не брали. В первые месяцы войны женских лётных военных частей в стране ещё не было. Они появились только осенью 1941 года благодаря усилиям легендарной лётчицы Марины Расковой. 10 октября Лидия Литвяк, приписав себе 100 часов налёта, попала в 586-й истребительный авиаполк. Привыкнуть к армейской жизни молодой девчонке было непросто. В полку был строгий устав, и от девушек требовалось во всем соблюдать строгую дисциплину. Но Лидия, которая просила называть её Лилей, не сразу смогла со всем смириться и была уверена, что женщина и на войне имеет право оставаться женщиной. Она ходила особой походкой, вызывая у окружающих тихий восторг, любила изящно одеваться, старалась всегда выглядеть опрятно и женственно. Её постоянно сравнивали с популярной тогда актрисой Валентиной Серовой.
В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя, – вспоминала техник 586-го истребительного авиационного полка, старший сержант Паспортникова. – Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью. «
За такую фривольность Лиде пришлось ответить по всей строгости. Несколько дней она провела на гауптвахте, а от модного воротника пришлось отказаться.
Весной и летом 1942 года Литвяк патрулировала небо над Саратовской областью, но уже в самом начале осени её и ещё семерых лётчиц перевели в состав мужской истребительной авиадивизии – в Сталинград. Именно там, в самом пекле боёв, под позывным «Белая Лилия» стала совершать свои подвиги Лида.
Умела видеть воздух
В одном из первых сталинградских вылетов в группе с подругой Катей Будановой Литвяк на своём «Яке» сбила немецкий бомбардировщик «Юнкерс». С этого момента она стала регулярно прилетать с победой. В боях под Сталинградом Лидия Литвяк совершила 89 боевых вылетов и сбила 7 вражеских самолётов. В дивизии её звали «Белой Лилией Сталинграда». 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду – орден Красной Звезды.
Это была прирождённая лётчица, – вспоминал командир 273-го истребительного авиационного полка Борис Ерёмин. – Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух.
Мужчины ей восхищались. Старались по возможности оберегать. Узнав, что Лида с простреленной ногой смогла посадить самолёт на аэродром, её зауважали и как стойкого бойца.
В тот день она участвовала в районе Ростова-на-Дону в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе битвы она сбила один немецкий самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая другим пилотам выполнить поставленную задачу.
Советская лётчица, участница Великой Отечественной войны, герой Советского Союза Лидия Владимировна Литвяк. Ее постоянно сравнивали с популярной тогда актрисой Валентиной Серовой. Фото: Olga Shirnina / Mediadrumworld.C /Zuma/TASS
В другой раз Лида, будучи подбитой, вынужденно приземлилась на вражеской территории. Выскочив из кабины, она увидела, что в её сторону уже бегут немцы. Лида выхватила пистолет и начала отстреливаться. В тот момент она была уверена, что погибнет. Спасла её лишь случайность. С неба погоню за советским лётчиком наблюдал один из пилотов нашего штурмовика «Ил-2». Он принял рискованное решение сесть в поле и попробовать спасти товарища. Лида не растерялась и сразу же запрыгнула в кабину. Судьба вновь была к ней благосклонна.
Ещё в одном бою Литвяк уничтожила вражеский аэростат – корректировщик артиллерийского огня, который долгое время не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. За эту победу она получила орден Красного Знамени. О ней стали писать газеты, попала она однажды и на обложку журнала «Огонёк».
Удачно складывалась и личная жизнь Лиды. Она расписалась с командиром эскадрильи Алексеем Соломатиным. Это была любовь с первого взгляда и до последнего вздоха. Часто Лида летала с мужем ведомой, прикрывала его, когда тот атаковал немецкие самолёты.
Череда тяжёлых потерь
В конце мая 1943 года Алексей погиб. Для Лиды это известие стало настоящим ударом. Спустя несколько месяцев прямо у неё на глазах была сбита её лучшая боевая подруга Катя Буданова. Череда тяжёлых потерь, надломила «Белую Лилию». Она стала воевать с ещё большей отдачей. В каждый бой она шла как в последний.
В конце лета 1943 года шли бои на Миус-фронте, куда были стянуты лучшие силы противника, в том числе и военная авиация. 1 августа Литвяк совершила три боевых вылета. Из последнего она не вернулась. Ей был всего 21 год.
Есть свидетельства очевидцев, что Лидия признавалась: «Больше всего боюсь пропасть без вести», – рассказал в интервью «Российской газете» 8 мая 2019 года руководитель поискового объединения «Миус-фронт» Андрей Кудряков. – К сожалению, именно так и произошло. Никто точно не мог сказать, куда упал самолёт Лидии. Так получилось, что истребитель упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез. Потом появились сведения, что Лидии удалось выпрыгнуть с парашютом и её видели у немцев. Имя легендарной лётчицы, о подвигах которой писали газеты, решили предать забвению.
Сослуживцы Литвяк были возмущены тем, как незаслуженно пытаются втоптать в грязь её имя. Они знали, что Лида никогда бы не пошла на сотрудничество с немцами и не стала бы крутить с ними романы, что следовало из домыслов недоброжелателей. Друзья попробовали восстановить справедливость сразу же после освобождения Донбасса и отправились к предполагаемому месту падения истребителя. Но выяснилось, что местные жители разобрали его на металлолом.
Узнать всю правду о судьбе легендарной лётчицы удалось лишь в 60-е годы.
Школьники из только зародившегося поискового движения смогли разыскать свидетелей падения истребителя 1 августа 1943 года. Те подтвердили, что пилот погиб, им оказалась светловолосая девушка. Лиду опознали по фотографии. Её похоронили в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в братской могиле. Позже там установили обелиск с фотографией Лидии Литвяк.
В 1988 году в личном деле Лиды появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания». А спустя два года ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На личном счету Лидии Литвяк 12 сбитых вражеских самолётов и четыре уничтоженных в составе группы.
Война в небе
С началом Великой Отечественной войны Лидия всячески пыталась попасть на фронт: обивала пороги военкоматов, писала письма. Ей все время отказывали. Не мог поверить военный комиссар, что невысокая, хрупкая и белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия.
Со своей боевой подругой — Катей Будановой
В одной из газет она прочла короткую заметку о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие 100 часов налета и смогла уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию.
Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учеба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.
В 586 «женском» ИАП, куда она попала, произошел с ней и первый «залет». Как вспоминала старший сержант И. Паспортникова, которая была техником самолета Лидии Литвяк:
«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью. »
Её даже подвергли наказанию на гауптвахте. Все удивлялись, как эта маленькая девушка будет воевать. Но с первым же боевым вылетом в августе 1942 года, она в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88. В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. Именно в этот момент на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».
Следующим стал «мессер», а за ним и ещё один «бомбовоз». Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Катей Будановой.
В день Красной Армии 23 февраля 1943 года Лидия получает первую награду – орден Красной Звезды. А к маю стала кавалером ордена Красного знамени.
Наша героиня была дважды ранена. Один раз с прострелянной ногой сумела посадить машину на аэродром. А через два месяца снова была в полку. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. Оттуда её вывезли боевые товарищи-штурмовики на своём Ил-2. Мастерство и везение этой хрупкой девушки были известны всему фронту.
«Хорошая была пара…»
По итогам Сталинградской битвы в феврале 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую награду — орден Красной Звезды. Как записано в наградных документах: «В воздушных боях дерется смело и энергично, имеет хорошую взаимную выручку в бою…»
На исходе зимы, после успешного контрнаступления под Сталинградом, начались упорные бои на подступах к Донбассу. Немцы всеми силами пытались остановить продвижение наших войск. В конце марта 1943 года, сосредоточив крупные силы авиации, они попытались уничтожить наши переправы через Дон. И 22 марта в небе почти над Ростовом-на-Дону младший лейтенант Лидия Литвяк сбила очередной вражеский бомбардировщик, а затем, прикрывая самолеты товарищей, вступила в неравный бой с шестеркой вражеских истребителей.
Началась воздушная схватка на больших скоростях и предельных виражах с поистине нечеловеческими перегрузками. Именно в те минуты, прикрывая товарищей, Лидия доказала всем, что является настоящим асом — одной из немногих на этой планете женщин, кто может вести воздушный бой наравне, а то и лучше мужчин.
Оперативная сводка гвардейской авиадивизии подведет итог бою 22 марта 1943 года: «Летчица ранена в ногу, благополучно произвела посадку на свой аэродром…» В реальности благополучно было не все — посадив искалеченный истребитель, Лидия потеряла сознание.
Вскоре она фактически сбежит из госпиталя, откажется от месячного отпуска в Москве и вернется в свою авиачасть. Вернется к любимому человеку. Накануне неравного боя 22 марта Лидия-Лилия летала уже в паре с капитаном Алексеем Соломатиным.
Юный капитан был всего на полгода старше младшего лейтенанта Литвяк, родился под Калугой, накануне войны окончил знаменитую Качинскую авиашколу в одном курсе с сыном Сталина. К моменту встречи с Лидией имел на своем счету 266 боевых вылетов, в 108 воздушных боях лично сбил дюжину и в группе еще 15 самолетов противника. Воздушная пара истребителей — ведущий и ведомая — вскоре стали и парой на земле. Брак они не оформляли, в буднях ежедневного смертельного риска было не до того, но все знали, что Алексей и Лидия муж и жена.
Алексей погиб почти на глазах Лидии. Произошло это 21 мая 1943 года и не в бою, а во время тренировочного полета. Техника в ходе войны эксплуатировалась на пределе, и смерти по причинам ее отказа либо из-за ошибок пилотов были нередки. Капитан погиб на своем аэродроме, пытаясь отработать полет и стрельбу по мишеням на сверхмалой высоте.
Их однополчанин, Герой Советского Союза Борис Еремин позднее вспоминал: