6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжелая САУ СУ-152. 7 февраля 1943 г. Окончание испытаний » Военные люди

«Зверобой» против «Тигра»: тяжелая самоходка СУ-152

Создание СУ-152 началось после того, как враг был отброшен от Москвы. Советское командование понимало, что войска столкнутся с серьезными укреплениями, поэтому нужно было мощное средство, которое было бы способно бороться с ними, не снижая темпов наступления.

Задача на создание такого орудия была поставлена 4 января 1943 года. Главным конструктором был назначен Жосеф Котин, который смог так организовать работу, что опытный образец был создан на Челябинском Кировском заводе всего за 20 дней.

За основу был взят танк КВ-1С, на него была установлена пушка-гаубица МЛ-20 калибра 152 мм, которая многими военными экспертами считается одним из лучших орудий за всю Вторую мировую войну.

Интересные факты

Важно подчеркнуть, что пушка-гаубица МЛ-20 способна стрелять как прямой наводкой, так и по навесной траектории, ведя огонь над препятствиями и наступающими войсками. Создать такое орудие — отнюдь не простая задача, но советским конструкторам удалось это сделать.

Орудие СУ-152 способно пробить на расстоянии полутора километров броню до 120 миллиметров. То есть и «Тигр», и «Пантера» гарантированно поражались советской самоходкой. Но даже если по каким-то причинам экипаж танка выживал, снаряд огромной массы выводил из строя элементы конструкции и машина не могла продолжать выполнять боевое задание.

Бетонобойный снаряд массой до 50 килограммов пробивал бетонные стены толщиной до одного метра, что делало СУ-152 прекрасным средством для борьбы с дзотами противника.

Существовали у СУ-152 и серьезные недостатки. Основные из них были связаны с несовершенной трансмиссией, которую установка получила по наследству от КВ-1С. После того как выпуск КВ-1 был прекращен в декабре 1943 года, остановили и выпуск СУ-152. Всего было построено 670 таких установок.

На смену СУ-152 пришла усовершенствованная самоходка ИСУ-152, созданная на базе танка ИС-2. Была улучшена вентиляция боевого отделения, планетарные механизмы поворота, которые позволили упростить управление.

Боевое применение

Боевое крещение самоходки получили на Курской дуге. Здесь их использовали против тяжелых танков, за что СУ-152 получила прозвище «Зверобой».

Особенно хорошо самоходки зарекомендовали себя в уличных боях, где их гаубичный огонь выбивал из траншей окопавшегося врага.
Хорошее бронирование позволяло установкам подходить на дальность прямого выстрела и подавлять огневые точки в зданиях. Снаряды СУ-152 прошивали кирпичную кладку зданий как нож бумагу.

Характеристики

Боевая масса — 45,5 т; экипаж — пять человек; оружие — гаубица-пушка калибра 152 мм; мощность дизеля — 600 л. с.; максимальная скорость — 43 км/ч.

Сталинский «Зверобой»: какую роль сыграла в Великой Отечественной войне легендарная советская самоходка

В первые два года Великой Отечественной войны Красная армия испытывала острую нехватку тяжёлых орудий, способных поражать бронетехнику нацистской Германии. Наиболее востребованными в войсках были крупнокалиберные пушки и тяжёлые танки. Однако те орудия, которые СССР использовал в 1941—1942 годах, имели массу недостатков.

В январе 1943 года советская промышленность начала серийное производство самоходной артиллерийской установки СУ-152 на базе тяжёлого танка КВ-1с. На гусеничную платформу инженеры установили гаубицу-пушку образца 1937 года (МЛ-20) калибра 152 мм.

Гибрид оказался весьма удачным. СУ-152 дебютировала на Курской дуге (июль — август 1943 года) в боях с тяжёлыми немецкими танками Т-5 «Пантера», T-6 «Тигр» и самоходными установками «Фердинанд». В дальнейшем СУ-152 приняла участие в наступательных операциях Красной армии в западных регионах СССР.

Однако запуск в серийное производство СУ-152 стал вынужденной мерой в условиях войны, отмечают эксперты. У самоходки были проблемы с надёжностью ходовой части и трансмиссией. Большинство таких орудий было уничтожено или выведено из строя к середине 1944 года.

В честь вождя

Существенные недостатки СУ-152, выявленные ещё на этапе испытаний, побудили конструкторов начать модернизацию самоходки. Работы по созданию обновлённой версии стартовали 25 мая 1943 года в КБ опытного завода №100 (сейчас — ОАО «ВНИИТрансмаш», Челябинск). Ими руководили талантливые советские конструкторы Жозеф Яковлевич Котин и Григорий Николаевич Москвин.

Модернизированная самоходка получила наименование ИСУ-152. Однако вскоре красноармейцы прозвали её «Зверобой»: благодаря мощному орудию МЛ-20, доставшемуся от предшественника, а также улучшенным ходовым качествам установка с лёгкостью пробивала даже самые защищённые немецкие машины.

Котин и Москвин создали ИСУ-152 на платформе перспективного тяжёлого танка ИС-1 («Иосиф Сталин»), разработку которого челябинское предприятие осуществляло с февраля 1943 года.

Танк, названный в честь советского вождя, был призван заменить в войсках КВ («Клим Ворошилов»), который продемонстрировал слабые ходовые качества. Танки семейства ИС оказались более лёгкими (41 тонна против 43—47), мощными, защищёнными и надёжными.

Прототипы ИС-1 прошли успешные испытания в июле — августе 1943 года, и в сентябре новый танк был принят на вооружение Красной армии. Это позволило уже в ноябре наладить серийное производство ИСУ-152.

Обновлённая самоходка получила возможность преодолевать препятствия высотой до 1,9 м (против 1,2 м у СУ-152) и ров глубиной до 1,5 м (против 0,9 м у СУ-152). Правда, инженерам пришлось пожертвовать скоростью движения по шоссе (35 км/ч против 43 км/ч) и по пересечённой местности (15 км/ч против 30 км/ч).

Читать еще:  Служебная записка 2-го спецотдела НКВД СССР в УОО НКВД СССР с выдержками из писем военнослужащих о плохом питании и медобслуживании 25 января 1943 года » Военные люди

Помимо ходовой платформы, «Зверобой» отличался от предшественника более низкой посадкой, при этом рубка стала выше и объёмнее. С октября 1944 года самоходки выпускались с 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулемётом ДШК и радиостанцией 10РК.

«Действительно каких-то больших отличий между двумя самоходками не было. В то же время ИСУ-152 обладала лучшей защищённостью и проходимостью. Увеличенная рубка сделала управление «Зверобоем» более удобным, хотя её величина превратила самоходку в достаточно заметную мишень на поле боя. Однако потребность в ИСУ-152 была слишком велика», — пояснил в беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

В общей сложности в 1943—1947 годах советская промышленность выпустила 3242 ИСУ-152, а в период с ноября 1943 года по май 1945-го — 1885 единиц. Помимо Красной армии, «Зверобой» стоял на вооружении ВС Польши, Чехословакии, Египта. Трофейными ИСУ-152 пользовались солдаты вермахта и Финляндии.

«Пробивали лобовую броню»

Примечательно, что в «специализацию» ИСУ-152 изначально не входило истребление танков. Согласно общепринятой классификации, «Зверобой» — это прежде всего штурмовое орудие. На поле боя танк был намного быстрее и манёвреннее самоходки. Однако Красная армия испытывала огромную нехватку в подобных крупнокалиберных орудиях.

Существенной проблемой ИСУ-152, помимо слабой подвижности, была низкая скорострельность — всего 1—3 выстрела в минуту, в то время как немецкий «Тигр» мог производить до 5—8 выстрелов в минуту. Боекомплект «Зверобоя» был невелик и составлял 20 выстрелов. Погрузка снарядов занимала около 40 минут.

Чтобы компенсировать недостатки ИСУ-152, Красная армия прибегала к тщательной маскировке боевых машин. Кроме того, «Зверобои» никогда не действовали в одиночку. Советское командование стремилось достичь численного преимущества самоходок над немецкими танками. Пока одна ИСУ-152 перезаряжалась, другая вела огонь.

Солидная броня «Зверобоя» позволяла ему сближаться с тяжёлыми танками вермахта или выходить на обстреливаемые позиции, куда солдаты не могли доставить буксируемое орудие.

С дистанции около километра ИСУ-152 могла поражать абсолютно любые цели. Основу боекомплекта «Зверобоя» в сражениях с танками гитлеровцев составляли осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540 массой 43 кг и бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 массой 48 кг.

Из гаубицы эти невероятно тяжёлые снаряды вылетали с впечатляющей для их массы скоростью — около 600 м/с. Это позволяло пробить лобовую броню и оторвать башни немецких «Тигров» и «Пантер». Менее защищённая техника гитлеровцев и вовсе безвозвратно выходила из строя, даже если снаряды разрывались в нескольких метрах.

«МЛ-20 — не самое идеальное орудие для поражения тяжёлой бронетехники. Огромного труда стоили погрузка и заряжание БР-540 или ОФ-540. Но любое непрямое попадание этих увесистых снарядов гарантированно калечило немецкий танк», — рассказал Суворов.

ИСУ-152 оказалась незаменимым помощником Красной армии и с точки зрения своего прямого назначения — штурмовых операций. Самоходка не оставляла шансов огневым точкам противника в плотной городской застройке. Как отмечают историки, «Зверобой» отличился при взятии Кёнигсберга, Берлина, в боях с японской армией.

В вермахте и войсках союзных СССР стран (Великобритании и США) не было аналогов ИСУ-152. Как правило, зарубежные крупнокалиберные артиллерийские системы представляли собой легкобронированные лафеты. Исключением был немецкий штурмовой танк Brummbär с орудием калибра 150 мм. Однако у него были низкая начальная скорость снаряда и ненадёжная ходовая часть.

«Недостатки «Зверобоя» можно объяснить отсутствием ресурсов для создания более эффективной самоходки. Но стоит отметить, что технологический прорыв в разработке артсистем произошёл намного позже. С учётом тяжёлых экономических условий ИСУ-152 была превосходным оружием по соотношению простоты производства, ремонта и достоинств на поле боя», — резюмировал Суворов.

«Зверобои». Советские тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

Красной армии была крайне необходима мобильная тяжелая артиллерия для непосредственной поддержки танков и пехоты и для стрельбы с закрытых позиций. Тяжелые самоходные артиллерийские установки применялись в составе отдельных тяжелых самоходных артиллерийских полков и относились к Резерву Верховного Главнокомандования (РВГК) для качественного усиления танковых и стрелковых частей и соединений РККА. Они должны были действовать преимущественно в роли артиллерии усиления, нанося удары с закрытых огневых позиций, и переходить в боевые порядки войск только для разрушения оборонительных сооружений противника, отражения танковых атак и уничтожения его резервов. Но оказалось, что эффективность применения тяжелых самоходок по вражеским бронецелям была очень высокой, и появившееся еще до Курской битвы прозвище самоходки «Зверобой» укоренилось в Красной армии. Тяжелые САУ прекрасно уничтожали фашистские «Тигры», «Пантеры» и «Элефанты», что имело важное значение для поднятия морального духа войск.

Самоходная артиллерийская установка СУ-152

СУ-152 — первая серийная тяжелая самоходная артиллерийская установка САУ времен великой Отечественной войны, построенная на базе советского тяжелого танка КВ-1с и вооруженная 152-мм гаубицей — пушкой МЛ-20С.

Первоначально такой машины, как СУ-152, в системе вооружения Красной Армии не предполагалось. По опыту войны с Финляндией требовалась совсем другая САУ. Она должна была иметь вооружение в виде 152 мм пушки особой мощности БР-2 на базе удлиненного шасси КВ. По разным причинам дальше изготовления корпуса дело не продвинулось. В конце 1941 года в Челябинске был спроектирован штурмовой танк КВ-7. Он имел неподвижную рубку, в которой поставили строенную установку двух 45 мм пушек и 76 мм пушки Ф-34. Испытания показали, что идея КВ-7 была неудачной, но рубка подходила для установки 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20. Впервые идею создания такой версии КВ-7 предложили в конце января 1942 года, а в середине апреля она превратилась в официальное задание под названием «истребитель ДОТ-ов». В виду перехода выпуска с КВ-1 на КВ-1с, возникла идея разработать похожую машину на платформе КВ-1с силами конструкторов Челябинского Кировского Завода и был разработан проект, получивший обозначение КВ-14. Эта машина получилась более легкой и меньше всего требовала переделок базового шасси, 24 января 1943 года опытный образец был готов. Он успешно прошел огневые испытания, пробег не выявил серьезных проблем, и САУ КВ-14 была принята на вооружение 14 февраля 1943 года. С апреля 1943 года обозначение САУ поменяли на СУ-152. Самоходная артиллерийская установка СУ-152 имела классическую для всех серийных советских САУ периода Великой Отечественной войны, кроме СУ-76. Полностью бронированный корпус разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались спереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия установлены в корме машины. Экипаж состоял из 5 человек — механик-водитель, наводчик, заряжающий, замковый и командир машины. Броневой корпус и рубка САУ сваривались из броневых плит толщиной 75, 60, 30 и 20 мм. Броневые плиты рубки устанавливались под углами для повышения стойкости к попаданию снарядов. Для технического обслуживания надмоторные броневые плиты, а также крыша рубки были выполнены съемными.

Читать еще:  Покушение на Сталина

Основным вооружением самоходки СУ-152 была 152 мм нарезная гаубица — пушка МЛ-20С. Гаубица-пушка МЛ-20С имела ствол длиной 29 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3800 метров, максимально возможная около 13 км. Поворотные механизмы орудия ручные, с маховиками слева от ствола, обслуживались наводчиком САУ. Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельно — гильзового заряжания, скорострельность орудия 1 — 2 выстрела в минуту. САУ СУ-152 оснащалась 12-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения 600 л. с. и механической трансмиссией, в состав которой входили многодисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперед и 2 назад), два многодисковых бортовых фрикциона, и два бортовых планетарных редуктора. Ходовая часть САУ СУ-152 соответствовала базовому тяжелому танку КВ-1с. Подвеска машины индивидуальная торсионная имела 6 опорных катков диаметра 600 мм по каждому борту. Напротив опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса сзади, ленивцы с механизмом натяжения гусеницы спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя поддерживающими катками по каждому борту. Установка СУ-152 имела большое количество приборов наблюдения за полем боя. На крыше боевого отделения устанавливалось три призменных смотровых прибора, два прибора ставились на верхних люках. Рабочее место командира машины оснащалось перископом. Для ведения огня СУ-152 оснащалась двумя прицелами — телескопическим для стрельбы прямой наводкой и панорамой для стрельбы с закрытых огневых позиций. Боевой вес СУ-152 45,5 тонн. Длина САУ 6,75 метра, длина с пушкой 8,95 метра, ширина 3,25 метра, высота 2,45 метра, клиренс 440 мм. Скорость СУ-152 по шоссе 43 км/час, скорость по пересеченной местности 30 км/час, запас хода по шоссе 330 км, запас хода по пересеченной местности 165 км. Преодолеваемый подъем 36 градусов, преодолеваемая стенка 1,2 метра, преодолеваемый ров 2,5 метра, преодолеваемый брод 0,9 метра. Боекомплект СУ-152 включал бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды, осколочно — фугасные пушечные и стальные гаубичные гранаты, осколочные гаубичные гранаты. Первоначально СУ-152 разрабатывалась как средство борьбы с вражескими укреплениями, и бронебойных снарядов для МЛ-20 к началу боевого применения не было в принципе. Тем не менее, славу и известность СУ-152 получила как истребитель танков. Оказалось, что отсутствие бронебойных снарядов не мешало уничтожать новейшие немецкие танки и САУ. Именно на Курской Дуге СУ-152 получила прозвище «Зверобой». Низкая скорострельность и малая подвижность компенсировались поистине чудовищной огневой мощью орудия МЛ-20. Уже в августе 1943 года в боекомплекте СУ-152 появились бронебойные снаряды. Как докладывали экипажи СУ-152 с фронтов, на дистанции 1,5 км. и бронебойные, и осколочно-фугасные снаряды сносили немецким «Тиграм» башни и поражали «Фердинандов». Самым главным недостатком был малый боекомплект — всего 20 выстрелов. Большие снаряды являлись причиной долгого времени загрузки боекомплекта, около 40 минут. А главным достоинством была большая мощность пушки. Начальная скорость бронебойного снаряда весом 48,78 кг составляла 600 м/с, на дальности 1000 метров он пробивал броню толщиной 123 мм. А попадание осколочно-фугасного снаряда рядом с целью часто выводило из строя даже без пробития брони. Взрывная волна и осколки могли повредить любому танку и САУ орудие, ходовую часть, прицелы. Стрельба осколочно-фугасными снарядами СУ-152 по бронированной технике была вполне обычным явлением, поскольку в боекомплекте 13 выстрелов из 20 были осколочно-фугасными и только 7 были бронебойными. Но 152 мм осколочно — фугасного снаряда было достаточно для повреждения и вывода из строя. Всего было выпущено 670 САУ СУ-152.

САУ использовала шасси тяжелого танка КВ-1с со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. У самоходки были проблемы с надежностью ходовой части и трансмиссией. Существенные недостатки установки СУ-152 побудили конструкторов начать модернизацию самоходки, а отличные боевые качества СУ-152 послужили основанием для создания аналогичной установки на базе тяжелого танка ИС-1.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152

Новая самоходка получила наименование ИСУ-152 и была создана на платформе перспективного тяжелого танка ИС-1, разработку которого челябинское предприятие начало с февраля 1943 года.

Из-за меньшей ширины танка ИС по сравнению с танком КВ пришлось уменьшить наклон бортовых листов, а наклон кормового листа ликвидировать совсем. Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых. Маску пушки увеличили с 60 мм до 100 мм. Огромным достоинством ИСУ-152 по сравнению с CУ-152 стала установка принудительной вытяжной вентиляции. При открывании затвора после выстрела густой пороховой дым медленно растекался по полу боевого отделения и члены экипажа во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов после израсходования половины боекомплекта. ИСУ-152 получила возможность преодолевать препятствия высотой до 1,9 метра вместо 1,2 метра у СУ-152 и ров глубиной до 1,5 метра против 0,9 метра у СУ-152. Скорость движения стала меньше — по шоссе 35 км/час и по пересеченной местности 15 км/час. Кроме ходовой платформы, ИСУ-152 отличался от предшественника более низкой посадкой, при этом рубка стала выше и объемнее. С октября 1944 года самоходки выпускались с 12,7 мм зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК.

Читать еще:  Герой Овчаренко в июле 1941 года » Военные люди

Более существенных отличий между самоходками СУ-152 и ИСУ-152 не было. В то же время ИСУ-152 обладала лучшей защищенностью и проходимостью. Увеличенная рубка сделала управление более удобным.

Потребность в ИСУ-152 была велика. В назначение установок ИСУ-152 изначально не входило уничтожение танков, ИСУ-152 прежде всего штурмовое орудие. Существенной проблемой ИСУ-152 была низкая скорострельность — всего 1-2 выстрела в минуту, в то время как немецкий тяжелый танк «Тигр» мог производить до 8 выстрелов в минуту. Боекомплект ИСУ-152 был невелик и составлял 20 выстрелов. Чтобы компенсировать недостатки ИСУ-152, прибегали к тщательной маскировке боевых машин. Кроме того, «Зверобои» никогда не действовали в одиночку без прикрытия. С дистанции 1000 метров ИСУ-152 могла поражать абсолютно любые цели. Основу боекомплекта в сражениях с танками гитлеровцев составляли осколочно-фугасная пушечная граната весом 43 кг и бронебойно-трассирующий снаряд весом 48 кг, которые могли пробить лобовую броню и оторвать башни немецких танков «Тигр» и «Пантера». Менее защищенная техника просто безвозвратно выходила из строя, если осколочно — фугасные снаряды разрывались в нескольких метрах. ИСУ-152 оказалась незаменимой и по прямому назначению при штурмовых операциях, и отличилась в плотной городской застройке при взятии Кенигсберга, Берлина и других городов. Практически во время Второй Мировой войны самоходной установке ИСУ-152 во всем мире не было равных и не было серьезного и равного противника этого же класса. В общей сложности советская промышленность выпустила 3242 установок ИСУ-152. Для сравнения вспомним, что тяжелых немецких штурмовых орудий «Фердинанд» «Элефант» было выпущено всего 91 штука, а САУ истребителей танков «Ягдтигр» с пушкой калибра 128 мм. было выпущено всего 79 штук. Помимо СССР, ИСУ-152 «Зверобой» до 1974 года стоял на вооружении армий Польши, Чехословакии, Египта и других стран.

«Зверобой» против «Тигра»: тяжелая самоходка СУ-152

Создание СУ-152 началось после того, как враг был отброшен от Москвы. Советское командование понимало, что войска столкнутся с серьезными укреплениями, поэтому нужно было мощное средство, которое было бы способно бороться с ними, не снижая темпов наступления.

Задача на создание такого орудия была поставлена 4 января 1943 года. Главным конструктором был назначен Жосеф Котин, который смог так организовать работу, что опытный образец был создан на Челябинском Кировском заводе всего за 20 дней.

За основу был взят танк КВ-1С, на него была установлена пушка-гаубица МЛ-20 калибра 152 мм, которая многими военными экспертами считается одним из лучших орудий за всю Вторую мировую войну.

Интересные факты

Важно подчеркнуть, что пушка-гаубица МЛ-20 способна стрелять как прямой наводкой, так и по навесной траектории, ведя огонь над препятствиями и наступающими войсками. Создать такое орудие — отнюдь не простая задача, но советским конструкторам удалось это сделать.

Орудие СУ-152 способно пробить на расстоянии полутора километров броню до 120 миллиметров. То есть и «Тигр», и «Пантера» гарантированно поражались советской самоходкой. Но даже если по каким-то причинам экипаж танка выживал, снаряд огромной массы выводил из строя элементы конструкции и машина не могла продолжать выполнять боевое задание.

Бетонобойный снаряд массой до 50 килограммов пробивал бетонные стены толщиной до одного метра, что делало СУ-152 прекрасным средством для борьбы с дзотами противника.

Существовали у СУ-152 и серьезные недостатки. Основные из них были связаны с несовершенной трансмиссией, которую установка получила по наследству от КВ-1С. После того как выпуск КВ-1 был прекращен в декабре 1943 года, остановили и выпуск СУ-152. Всего было построено 670 таких установок.

На смену СУ-152 пришла усовершенствованная самоходка ИСУ-152, созданная на базе танка ИС-2. Была улучшена вентиляция боевого отделения, планетарные механизмы поворота, которые позволили упростить управление.

Боевое применение

Боевое крещение самоходки получили на Курской дуге. Здесь их использовали против тяжелых танков, за что СУ-152 получила прозвище «Зверобой».

Особенно хорошо самоходки зарекомендовали себя в уличных боях, где их гаубичный огонь выбивал из траншей окопавшегося врага.
Хорошее бронирование позволяло установкам подходить на дальность прямого выстрела и подавлять огневые точки в зданиях. Снаряды СУ-152 прошивали кирпичную кладку зданий как нож бумагу.

Характеристики

Боевая масса — 45,5 т; экипаж — пять человек; оружие — гаубица-пушка калибра 152 мм; мощность дизеля — 600 л. с.; максимальная скорость — 43 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector