3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский АС Сергей Макаров

Сергей Макаров (хоккеист) — биография, информация, личная жизнь

Сергей Михайлович Макаров

Сергей Михайлович Макаров. Родился 19 июня 1958 года в Челябинске. Советский и российский хоккеист, правый крайний нападающий. Двукратный олимпийский чемпион (1984, 1988). Восьмикратный чемпион мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). Обладатель Кубка Канады (1981). Заслуженный мастер спорта СССР (1979).

Сергей Макаров родился 19 июня 1958 года в Челябинске.

Отец — Михаил Андреевич Макаров, родом из Белоруссии. Оказался в Челябинске во второй половине 1940-х — во время войны попал в оккупацию и работал на немецком пивоваренном заводе, а после освобождения белорусских земель его командировали на Урал.

Мать — Евдокия Ивановна Макарова. Её родители были мелкими торговцами в Санкт-Петербурге, после революции были вынуждены уехать на Урал.

Имеет двух старших братьев — Юрия и Николая, именно они первыми увлеклись хоккеем, за ними потянулся и Сергей.

Он встал на коньки в пять лет. Рядом с домом Макаровых располагался стадион, и в свободное время братья занимались там привычным для всех советских мальчишек спортом — летом играли в футбол, а зимой — в хоккей. Брат потихонечку тренировал Сергея: в пять лет тот уже твёрдо стоял на коньках, а поскольку в детские команды тогда принимали с семи, ему приходилось биться на льду со старшими ребятами.

Далее стал ходить в хоккейную секцию. Первым тренером был Виктор Иванович Стариков. По словам хоккеиста, тренер был для него как родной отец, который занимался с ним и с другими учениками с утра и до вечера. Помимо тренерской работы был воспитателем и направлял детей по жизни. В детской команде Макаров играл на позиции защитника, в нападающего переквалифицировался позднее.

Когда его старшего брата Николая Макарова пригласили играть в главную команду города — «Трактор» — Сергей пошел туда вместе с ним. В то время челябинский клуб был на подъёме (пятое место в чемпионате СССР 1971/72 годов и выход в финал Кубка страны в 1973 году). В нём тренеры рассмотрели перспективного форварда.

Хорошо учился в школе. После окончания школы в 1976 году он поступил в Челябинский институт физкультуры, где учился до 1981 года. Затем два сезона играл за «Трактор», в 47 встречах забросив 18 шайб.

В 1978 году, после призыва в армию, Виктор Тихонов пригласил его в ЦСКА. Кроме того, он взял братьев Макаровых в сборную СССР, где Сергей вышел на лед вместе с Вячеславом Фетисовым, Алексеем Касатоновым и Владимиром Крутовым. Игорь Ларионов присоединился к ним через два года. И появилась лучшая хоккейная пятерка мира.

О своей легендарной пятерке Сергей Макаров говорил: «Мы не признавали никаких схем и старались постоянно придумывать что-то новенькое. Отметил бы взаимозаменяемость в нашей пятерке: Игорь Ларионов и Владимир Крутов в ходе атак часто оказывались у синей линии, а Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов — на пятачке у ворот соперника. Иначе говоря, у нас было пять то ли защитников, то ли нападающих. А если кто-то забивал гол, мы шутили: ты обыграл девятерых хоккеистов — пятерых противников и нашу четверку. Хоккей для нас был не столько спортом, сколько искусством».

Сергей Макаров в молодости

В апреле 1978 года в Хельсинки состоялся товарищеский поединок между финнами и командой Советского Союза. Именно в нём Сергей Макаров дебютировал в составе сборной СССР. Ему удалось в первом же матче продемонстрировать уверенный хоккей и даже поразить ворота соперника, а Финляндия была разгромлена 9:0. На чемпионате мира 1978 года в Праге Макаров забросил три шайбы — в ворота сборных ФРГ, ГДР и Финляндии и впервые стал чемпионом мира.

На чемпионате мира 1979 года Макаров стал лучшим снайпером турнира. Он отыграл в полный сезон сборной, выступив в товарищеских матчах, а также на турнирах на приз газет «Руде право» и «Известий». В феврале 1979 года был включен в состав сборной на Кубок вызова в США.

В 1981 году Макаров в составе сборной СССР отправился на Кубок Канады. Именно на этом турнире была создана одна из сильнейших пятерок в истории мирового хоккея — пятёрке Ларионова, в которую вместе с ним входили Владимир Крутов, Игорь Ларионов, а также защитники Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов. Во многом благодаря этой пятёрке сборная СССР с 1978 по 1983 год выиграла пять чемпионатов мира подряд. Сергей Макаров был лучшим бомбардиром мирового первенства в 1979, 1983, 1985 и 1986 годах.

Одно время был капитаном ЦСКА и сборной СССР.

На Олимпиаде 1980 года в Лейк-Плэсиде сборная СССР завоевала серебряные медали, уступив сборной США. На Олимпиаде в Сараево в 1984 году и в Калгари в 1988 году советская сборная одержала победы.

В составе ЦСКА Макаров стал 13-кратным победителем первенств СССР и 12-кратным обладателем Кубка европейских чемпионов. Трижды он признавался лучшим хоккеистом страны по итогам года (1980, 1985, 1989). За армейский клуб Макаров забросил 303 шайбы в 472 матчах.

В чемпионатах СССР набрал 710 очков в 519 играх — 322 заброшенные шайбы и 388 результативных передач. По обоим показателям Макаров был рекордсменом на тот момент.

В конце 1980-х Макаров решил попробовать свои силы в НХЛ. В 1989 году Макаров дебютировал в составе «Калгари Флэймз», который на тот момент был действующим обладателем Кубка Стэнли. В дебютном сезоне Макаров забросил 24 шайбы и сделал 62 результативные передачи, получив по итогам сезона приз, вручаемый лучшему новичку сезона в лиге — «Колдер Трофи». Он стал первым из россиян, получившим этот приз.

После завоевания приза 31-летним Макаровым, НХЛ снизила возрастной ценз для обладателей трофея до 26 лет. Всего в составе «Калгари» Макаров провёл четыре сезона.

В 1993 году Макаров стал игроком «Сан-Хосе Шаркс». В первом сезоне Макаров забросил 30 шайб и сделал 38 передач. Всего за «Сан-Хосе» он провёл два сезона.

В 1996 году Макаров сыграл четыре матча за «Даллас».

В 1997 году, во время выступлений за швейцарский «Фрибур-Готтерон», играл в одной тройке с Быковым и Хомутовым.

Сергей Макаров — рекордсмен среди советских и российских хоккеистов по общему количеству заброшенных шайб в официальных матчах за команды и сборные СССР, России и НХЛ (714), опережая на 9 шайб Бориса Михайлова.

В 2001 году Макаров был введён в Зал славы Международной федерации хоккея на льду (IIHF). Он также является одним из шести членов символической сборной столетия IIHF.

Читать еще:  Легендарный подвиг 9 роты

В октябре 2008 года в ЦСКА был выведен из обращения 24-й номер, под которым играл Макаров.

27 июня 2016 года было объявлено о включении Сергея Макарова в Зал хоккейной славы в Торонто. Церемония включения прошла 14 ноября 2016 года.

Сергей Макаров помогает развитию детского спорта в родном Челябинске, где вместе со старшим братом в 2005 году организовал хоккейную школу для одаренных мальчиков.

Возглавляет Агентство физкультурно-спортивных мероприятий при Госкомспорте России, в котором занимается организацией соревнований российских спортсменов за рубежом.

Занимает должность генерального директора Ночной Хоккейной Лиги, являясь куратором конференции «Урал».

Сергей Макаров

Рост Сергея Макарова: 172 сантиметра.

Личная жизнь Сергея Макарова:

Первая жена — Вера. Женился на ней в возрасте 18 лет. У пары родился сын Артем. Сейчас первая жена хоккеиста живет в Швейцарии, сын Артем перебрался в Америку, но Макаров до сих пор поддерживает с ними добрые отношения.

Сергей Макаров и первая жена Вера

Позже у Макарова начался роман с женщиной по имени Елена, с первой женой он развелся. Елена родила ему сына Михаила.

Вторая жена — Мэри. Познакомились, когда он играл в НХЛ, она работала билетершей на стадионе в Калгари.

У пары родились сын Никки и дочь Катя (русское имя дочери дали по настоянию отца).

Второй брак также распался.

Сергей Макаров с женой Мэри и детьми

После возвращения в Россию Макаров вновь сошелся с Еленой, которая в конце 1980-х родила ему сына Михаила. Они оформили брак.

В 2015 году Сергей Макаров перенес операцию — у него в вене ноги был обнаружен флотирующий тромб, который в любой момент мог привести к закупорке кровеносных сосудов.

Спортивные достижения Сергея Макарова:

Серебро Лэйк-Плэсид 1980
Золото Сараево 1984
Золото Калгари 1988

Золото Чехословакия 1978
Золото СССР 1979
Золото Швеция 1981
Золото Финляндия 1982
Золото ФРГ 1983
Бронза Чехословакия 1985
Золото СССР 1986
Серебро Австрия 1987
Золото Швеция 1989
Золото Швейцария 1990
Бронза Финляндия 1991

Золото Чехословакия 1978
Золото СССР 1979
Золото Швеция 1981
Золото Финляндия 1982
Золото ФРГ 1983
Золото Чехословакия 1985
Золото СССР 1986
Золото Австрия 1987
Золото Швеция 1989
Серебро Швейцария 1990
Золото Финляндия 1991

Награды и звания Сергея Макарова:

Чемпион СССР, 1979-1989;
Обладатель Кубка СССР, 1979 и 1988;
Обладатель Кубка Вызова 1979;
Обладатель Кубка Канады 1981;
Колдер Мемориал Трофи (лучший новичок сезона НХЛ), 1990;
В 2001 году введён в Зал славы ИИХФ;
Обладатель «Золотой клюшки» ИИХФ (лучший хоккеист Европы) (1980, 1986, 1989);
Вошёл в символическую сборную столетия ИИХФ;
Номер 24, под которым играл Сергей Макаров, изъят из обращения в ЦСКА (29.10.2008);
Орден Почёта (2011);
два Ордена Трудового Красного Знамени (1984, 1988);
Орден Дружбы народов (1981);
Медаль «За трудовую доблесть» (1978)

Советский АС Сергей Макаров

Макаров Сергей Васильевич — командир звена 180-го истребительного авиационного полка 46-й смешанной авиационной дивизии Калининского фронта, лейтенант.

Родился 8 мая 1919 года в деревне Нестерово ныне Вяземского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. В 1931 году семья переехала в город Гатчину Ленинградской области. Окончив здесь 8 классов средней школы, поступил на Ленинградский завод подъемных сооружений электросварщиком. Вечерами без отрыва от производства учился в аэроклубе.

В 1938 году призван в Красную Армию и направлен в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил на кануне Великой Отечественной войны.

На фронте с июля 1941 года. Сражался с гитлеровскими захватчиками на самолете МиГ-3 в составе 108-го истребительного авиационного полка в небе Смоленщины, над Подмосковьем, на Калининском фронте. С первых вылетов показал себя умелым и грамотным бойцом. Уже в сентябре был награжден орденом Красного Замени.

От боя к бою росло воинское мастерство молодого летчика-истребителя. Только с 3 по 14 октября Сергей Макаров лично уничтожил в районах станций Нелидово, Канютино, Чертолино и других 4 вражеских самолета и 8 — в группе с боевыми друзьями.

В ноябре 1941 года он был уже одним из лучших асов полка. 30 ноября 1941 года, сопровождая бомбардировщик Полбина, в районе города Солнечногорска был сбит, сел на вынужденную посадку на оккупированной территории. Тут же рядом сел однополчанин младший лейтенант Долгушин и вывез Макарова на своем самолете.

К 26 января 1942 года лейтенант Макаров совершил 260 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, в которых сбил лично 10 вражеских самолетов и 13 — в группе с товарищами. Многократно участвуя в штурмовках скоплений вражеских войск, летчик подбил и сжег 27 автомашин, подавил 2 зенитно-пулеметные точки и нанес противнику большой урон в живой силе

10 февраля 1942 года четверка лейтенанта Макарова, патрулируя над нашими позициями, завязала бой с восемнадцатью Ме-110. Несмотря на большое численное превосходство противника, наши летчики действовали смело, напористо. Сбив двух «мессершмиттов», Макаров пошел в атаку на третьего. Точная очередь — и тот задымил. Посчитав, что стрелок на «мессершмитте» выведен из строя, Макаров сблизился с вражеским истребителем до двадцати — тридцати метров, намереваясь добить его. Но пулеметная очередь хлестнула по кабине, и Макаров был убит, самолет упал в районе села Воскресенское.

Похоронен в братской могиле в деревне Бахмутово Ржевского района Калининской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Макарову Сергею Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени.

В деревне Бахмутово установлен памятник. В городе Гатчина Ленинградской области на здании школы, в которой учился С.В. Макаров, установлена мемориальная доска.

Макаров Сергей Васильевич

Родился 8 Мая 1919 года в деревне Нестерово, ныне Вяземского района Смоленской области, в семье крестьянина. В 1931 году семья переехала в город Гатчину Ленинградской области. Окончив здесь 8 классов средней школы № 4, поступил на Ленинградский завод подъёмных сооружений электросварщиком. Вечерами без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1938 году призван в ряды Красной Армии и направлен в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил на кануне Великой Отечественной войны.

С Июля 1941 года Младший лейтенант С. В. Макаров в действующей армии. По Июль 1941 года сражался в составе 122-го истребительного авиационного полка, летал на И-16. С Июля по Август 1941 года — в отдельной авиационной эскадрилье, затем — в 180-м истребительном авиационном полку.

Летая на МиГ-3, он сражался в небе Смоленщины, над Подмосковьем, на Калининском фронте. С первых вылетов показал себя умелым и грамотным воздушным бойцом. Уже в Сентябре 1941 года был награждён орденом Красного Замени.

Читать еще:  Танковые асы Второй Мировой Войны. Подвиг Колобанова

От боя к бою росло воинское мастерство молодого лётчика — истребителя. Только с 3 по 14 Октября 1941 года Сергей Макаров уничтожил в районах станций Нелидово — Канютино — Чертолино 4 вражеских самолёта лично и 8 — в группе с боевыми друзьями. К Ноябрю 1941 года он был уже одним из лучших асов полка.

Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик — истребитель, ветеран 3-х войн Александр Фёдорович Семёнов:

«К вечеру 10 Октября 1941 года положение под Ржевом стало критическим. Немцы вышли к Волге. От нас их отделяло всешл 3 — 4 километра. Ночью мы перетащили все исправные самолёты на северо — восточную окраину лётного поля и, как могли, замаскировали. Людей разместили по отрытым здесь же щелям. Всех предупредили о необходимости соблюдать строжайшую светомаскировку. Движение машин и людей по аэродрому днём было запрещено.

С рассветом начали боевые вылеты. Взлетать приходилось под огнём противника. С противоположного берега Волги наши самолёты подвергались обстрелу даже из пулемётов и винтовок. Но рвавшегося к столице врага надо было бить в любых условиях.

Поначалу вылетели четвёркой: Долгушин, Макаров, Боровой и я. Миновав Волгу, взяли курс вдоль шоссе Ржев — Великие Луки. Через несколько минут обнаружили длинную колонну немецких войск. Впереди на белом коне гарцевал командир. Мы взяли несколько в сторону от шоссе, а затем, построившись гуськом, обрушились на колонну с тыла. Огонь открыли из всех пулемётов с небольшой высоты. Было хорошо видно, как валятся фашисты. Но почему-то не разбегаются. Очевидно, внезапность нашей атаки на какое-то мгновение парализовала их.

Делаем второй заход. Теперь уже противник заметался. Однако прятаться некуда: по обе стороны шоссе — поле. И мы почти не отрываем пальцев от гашеток.

Израсходовав боеприпасы, разворачиваемся на обратный курс. А где же Макаров ? Пришлось вернуться. Вскоре я увидел самолёт Макарова, выходивший из пикирования. Не без злости подумал: из-за недисциплинированности одного можем все попасть в беду. Ведь патроны мы расстреляли до последнего. Что делать, если навалятся «Мессеры» ?

По возвращении на место я, не скрывая своего недовольства, спросил Макарова:

— Виноват, товарищ командир, — последовал ответ. — За тем, что на белом коне, погнался. Уж очень захотелось уничтожить эту сволочь.

Конечно, Макаров получил нагоняй за самовольство. Но в душе я ему сочувствовал. И даже восхищался его постуцком. Этот круглолицый, сероглазый, всегда весёлый крепыш нравился мне с самого начала нашей совместной службы. Парень с обаятельной улыбкой, большой самостоятельностью в суждениях и не с меньшей сноровистостью в делах. На первых порах он безупречно выполнял обязанности ведомого. Потом ему стали доверять водить на задания группу. К концу боевого дня, после 5 — 6 вылетов, у него как-то неестественно вытягивалось лицо. А наутро, после крепкого сна, оно снова приобретало округлый вид и на нём по-прежнему сияла улыбка. «

30 Ноября 1941 года группа истребителей 180-го ИАП вылетела на сопровождение пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в район Клина. В это время немцы предприняли своё второе «Генеральное» наступления на Москву. Борьба на земле и в воздухе шла не на жизнь, а на смерть. Налёт «Мессеров» был успешно отбит. Противник потерял 3 самолёта. Но пострадала и машина Сергея Макарова. Лётчик, помня о том, что вражеские истребители стараются добивать повреждённые самолёты и варварски расстреливать экипажи при спуске с парашютами, не спешил оставить кабину. Он начал снижение в сторону полевого аэродрома, куда ещё не успела передислоцироваться немецкая авиация.

Его напарник, Сергей Долгушин, понял намерение товарища. Но к аэродрому уже мчались 2 автомашины с вражескими солдатами. «А что, если вслед за Сергеем сесть и попытаться забрать его ?» — подумал Долгушин. Он решительно повёл истребитель на посадку. Макаров бросился к приземлившемуся самолёту и нырнул за бронеспинку. Немцы ударили из автоматов с окраины аэродрома, но было уже поздно: машина взлетела. Вскоре оба лётчика благополучно вернулись на свой аэродром.

К 26 Января 1942 года командир звена 180-го истребительного авиационного полка ( 46-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт ) Лейтенант С. В. Макаров совершил 260 успешных боевых вылетов. Проведя 35 воздушных боёв, сбил лично 10 самолётов противника и 13 — в группе с товарищами. Многократно участвовал в штурмовках скоплений вражеских войск, подбил и сжёг 27 автомашин, подавил 2 зенитно — пулемётные точки и нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.

10 Февраля 1942 года Лейтенант С. В. Макаров погиб в воздушном бою с превосходящими силами противника.

Вспоминает Генерал — лейтенант авиации А. Ф. Семёнов:

«В конце Декабря 1941 года мне предложили должность командира истребительного полка. Я не хотел расставаться с моими боевыми товарищами, начал отнекиваться. Сослался на то, что заместителем командира части работаю недавно, основательного командирского опыта ещё не приобрел, а тут незнакомый полк, новые люди.

— Тогда вот что, — строго сказал начальник отдела кадров, — поедете на курсы командиров полков.

Против этого я пытался выставить ещё какие-то аргументы, но безуспешно. Так или иначе, а со 180-м истребительным полком, уже ставшим для меня родным, пришлось расстаться.

Перед отъездом заглянул проститься в бывшую свою эскадрилью. На месте застал Сергея Долгушина, Никиту Борового и Сергея Макарова. Посидели, вспомнили, какими неоперившимися птенцами начинали они свою службу здесь. Вместе порадовались их боевым успехам. К тому времени каждый из них пользовался уже репутацией опытного воздушного бойца.

По-разному сложилась дальнейшая судьба этих дорогих мне людей. Они продолжали храбро сражаться в составе 180-го полка, но не всем довелось дожить до победы. В начале Февраля 1942 года погиб Никита Боровой. Вскоре, в том же месяце — Сергей Макаров.

А с Долгушиным мы ещё встретились, и он рассказал мне тогда о последнем вылете Макарова.

10 Февраля 1942 года четвёрка МиГ-3, возглавляемая Сергеем Макаровым, патрулируя над нашими позициями, завязала бой с 18 многоцелевыми самолётами Ме-110. Несмотря на большое численное превосходство противника, наши лётчики действовали смело, напористо. Сбив двух «Мессершмиттов», Макаров пошёл в атаку на третьего. Точная очередь — и тот задымил. Посчитав, что стрелок на Ме-110 выведен из строя, Макаров сблизился с вражеским истребителем до 20 — 30 метров, намереваясь добить его. Но пулемётная очередь хлестнула по кабине, и Макаров был убит. Его самолёт упал в районе села Воскресенское».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко — фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Макарову Сергею Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина и Красного Знамени.

Читать еще:  От Советского Информбюро: 23 апреля 1945 года » Военные люди

Похоронен в братской могиле в деревне Бахмутово Ржевского района Калининской области. Там же Герою воздвигнут памятник. На здании школы, в которой учился Герой, установлена памятная доска.

Список всех известных побед Лейтенанта С. В. Макарова:
( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Издат. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )

Сергей Макарович Крамаренко — герой, сбивавший американские самолеты

10 апреля исполнилось 96 лет Сергею Макаровичу Крамаренко — советскому асу истребительной авиации, участнику Великой Отечественной и Корейской войн. Он является последним, ныне живущим Героем Советского Союза, получившим это звание за Корейскую войну.
Родился будущий летчик в селе Калиновка Роменского района Сумской области. Окончив 10 классов школы с золотой медалью, в 1940 году поступил в Московский институт железнодорожного транспорта, однако проучился там всего два месяца. Поняв, что ошибся с призванием: пришлось бросать институт, чтобы записаться в аэроклуб. После аэроклуба был зачислен в Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов.

С августа 1942 года Крамаренко участвовал в Великой Отечественной войне. За плечами Сергея Макаровича большой фронтовой путь от Сталинграда до Берлина. На его протяжении Герой Советского Союза не раз встречался со смертью лицом к лицу. Во время битвы на Курской Дуге из Москвы пришел приказ – откомандировать из дивизии в Москву, в формирующийся полк асов, лучшего летчика. Сначала выбор пал на командира эскадрильи. Но командир дивизии стал протестовать: «так у меня полк без ведущих останется». Было принято решение послать молодого, но опытного летчика. Командование выбрало Сергея Макаровича, тогда уже получившего звание младшего лейтенанта. Выдали документы и отправили в расположение 19-го Краснознаменного полка. Эта часть формировалась по личному приказу командующего ВВС Новикова для свободной охоты. Полк должен был бороться с немецкими асами за превосходство в воздухе.

Командовать новым полком доверили Льву Львовичу Шестакову. Это был один из самых известных командиров советских ВВС, сформировавший в годы войны два лучших истребительных полка. Обучал он пилотов, не как свободных охотников, а как подразделение, которое должно воевать в крупных сражениях. Летчики должны были воевать группами по эскадрильям. Минимум, звеньями, не парой. Главным упором был бой за высоту. Когда полк или группа летчиков встречается с немцами, то она должна сначала добиваться превосходства в высоте. Установка была четкая – сначала должны набирать высоту, а потом уже уничтожать немецкие самолеты. Это была тактика легендарного Александра Ивановича Покрышкина.
Во время боёв в районе города Проскуров на Украине 19 марта 1944 года будущий герой СССР был сбит немецким истребителем и попал в плен. Самолет Ла-7, которым управлял Сергей Крамаренко, сильно тряхнуло на одном из виражей. Летчик почувствовал острую боль в левой ноге, а через секунду пламя из моторного отсека перекинулось в кабину, обожгло лицо. Сергей Макарович каким-то чудом сумел открыть кабину и выпрыгнуть. Очнулся на земле, когда его уже обыскивали немцы. На машине его отвезли в немецкий штаб на допрос, предварительно кое-как перевязав раны на ногах.
«Сначала они меня приняли за танкиста, — я так обгорел, как обычно обгорали танкисты. И какая форма на мне была, понять было невозможно. Я сказал немцам, что я летчик. Тут же прозвучал приговор – расстрелять! Меня отвели к той же машине, но она, на мое счастье, не хотела заводиться. В то время, как водитель пытался ее починить, в штаб подъехало какое-то начальство. Ко мне подошел офицер в «серебряных» погонах, — видимо, генерал. Спросил: «Кто ты?» я опять сказал, что я – летчик. Он немного подумал, и велел везти меня в госпиталь», — вспоминает Сергей Макарович.

Через неделю его освободили вошедшие в Проскуров советские войска. После этого Крамаренко переболел сыпным тифом и воспалением лёгких, лишь в сентябре был вновь допущен к лётной работе. Последний воздушный бой летчика в Великой Отечественной войне состоялся 20 апреля 1945 года в небе над Берлином.
«Против нас в этом бою было 24 Фоке-Вульфа. Мы сбили пять штук, и они развернулись и ушли. Немецкие воздушные асы, надо сказать прямо, сражались с нами только до конца 1943 года. А потом пошли уже неопытные, молодые летчики, сразу из училищ, видимо. Они нам были не соперники», — вспоминает Крамаренко.
Плен аукнулся Сергею Макаровичу перед командировкой в Корею, когда у «органов» вдруг возник запоздалый вопрос, как все-таки он попал в руки врагов. И не быть бы ему через год Героем СССР, если бы не тогдашний командующий ВВС Московского военного округа генерал Василий Сталин, рубанувший с плеча: «Не морочьте мне голову – за шесть дней этот летчик немцем никак не мог стать».

Сергей Крамаренко, 1954 год

А Корея – особая статья в судьбе Крамаренко. Там его летное и боевое мастерство достигло совершенства. С апреля 1951 года в составе 176-го гвардейского истребительного полка дивизии Ивана Кожедуба он участвовал в боевых действиях против американских самолетов. Наши МиГи базировались на аэродроме Аньдун, а пилотировавшие их летчики официально числились китайскими добровольцами.
Первый воздушный бой между советскими и американскими самолетами произошел 1 ноября 1950 года. В небе Северной Кореи встретились четыре МиГ-15 и три американских «Мустанга». В результате боя были сбиты 2 «Мустанга», у наших ВВС потерь не было. Первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению, в результате чего воздушные бои заканчивались их поражением и бегством. Господство американской авиации в корейском небе закончилось. Потери американских ВВС в воздушных боях с МиГ-15 вынудили командование ВВС США срочно направить в начале 1951 года на Корейский полуостров свои новейшие истребители F-86 «Сейбр» («Сабля»).

«Мы учились воевать с «Сейбрами» по ходу дела. Задача была непростая, тем более, что нам категорически было запрещено летать над водой, а ведь дело происходило на Корейском полуострове – как не летать над водой? Но приказ – есть приказ, и иногда исполнение этого приказа сильно затрудняло, сковывало наши действия, но мы все равно победили», — вспоминает Сергей Крамаренко.

В одном из боев Сергей Макарович «простил» австралийского летчика. «Глостер Метеором», по словам ветерана, управлял явно молодой, неопытный пилот. И советский летчик решил его не сбивать. Сам же Крамаренко испытал на себе совсем другое отношение, когда его самолет был сбит противником, и советскому летчику пришлось катапультироваться. «Когда я спускался на парашюте, дважды американец, делая заходы на своем истребителе, пытался меня расстрелять из крупнокалиберных пулеметов, но мне повезло – ни одной царапины», — вспоминает летчик.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector