2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тринадцатый советский ас

Тринадцатый советский ас. Дважды Герой Алелюхин отдал авиации полвека

Огромный вклад в победу советского народа над гитлеровской Германией внесли летчики-асы, каждый из которых уничтожил по несколько десятков самолетов агрессора. Алексей Алелюхин – один из этих замечательных людей, настоящих героев своей страны.

Славные победы летчика Алелюхина

С 26 сентября по 5 ноября 1943 года Красная Армия проводила Мелитопольскую операцию. Войска Южного фронта, завершив Донбасскую операцию, двинулись на город Мелитополь, продолжая теснить противника. Войсками Южного фронта командовал генерал армии Федор Иванович Толбухин, под началом которого в бой шли до 555 тысяч солдат и офицеров. В небе над Украиной бились с противником и выполняли различные боевые задачи в рамках Мелитопольской операции свыше 1100 самолетов.

Во время Мелитопольской операции девятке, которой командовал молодой офицер Алексей Алелюхин, удалось одержать победу над 50 бомбардировщиками противника, которые следовали под прикрытием истребителей. Советские пилоты смогли нарушить боевой порядок противника. Это была не первая и, к счастью, далеко не последняя победа Алексея Алелюхина.

1 октября 1943 года Алелюхин, действуя в группе, сбил три вражеских самолета Хе-111. До этого Алелюхин успешно сражался в небе над Сталинградом, Ростовом, Донбассом. Один из самых отважных и умелых советских летчиков, Алелюхин осенью 1943 года летал на истребителе Р-39 «Аэрокобра», освоив в совершенстве этот американский самолет. В небе над Сталинградом он сбил Ме-109 лично и Ю-88 в составе группы. 30 июля 1942 года Алелюхин получил ранения в ногу и спину, но это не помешало ему вскоре вновь встать в строй и продолжать бить врага.

Полк асов

9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором служил Алелюхин, был одной из наиболее результативных советских авиационных частей. Именно в этом полку служил и знаменитый ас Амет-Хан Султан, прославленные летчики Владимир Лавриненков и Павел Головачев. 558 самолетов за годы войны – такой результат поставил 9-й гвардейский истребительный авиационный полк на седьмое место по количеству сбитых машин врага в советской авиации.

Истребительный авиационный полк был сформирован еще до войны, 13 сентября 1939 года на станции Мокрая в Запорожье, на базе 6-й истребительной авиационной эскадрильи 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 3-й авиационной армии особого назначения. После того, как полк был окончательно укомплектован летным составом и службами, его перебросили в Одессу и включили в 21-ю авиационную дивизию. К моменту нападения Германии на Советский Союз, в состав полка входили 70 самолетов И-16 и 5 МиГ-3. В ноябре 1942 года полк получил самолеты Як-1, а в августе 1943 года — P-39 «Аэрокобра». С лета 1944 г. до конца войны летчики полка летали на самолетах Ла-7.

23 июля 1942 года полк был включен в состав 8-й воздушной армии, а затем, по инициативе командующего армией генерал-майора авиации Тимофея Тимофеевича Хрюкина, был преобразован в «полк асов». В часть перевели самых результативных летчиков-истребителей страны – Михаила Баранова, Владимира Лавриненкова, Амет-Хана Султана. Служили в полку и женщины – летчицы Лидия Литвяк и Екатерина Буданова.

Одним из четырех летчиков, получивших две Золотые Звезды Героя Советского Союза, служивших в полку, был Алексей Алелюхин. Он начал службу в 69-м истребительном авиационном полку еще до войны – в 1939 году. Самый обычный парень из рабочей семьи, Алексей Васильевич Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора в Кесовогорском районе Тверской области. После окончания начальной школы он трудился рабочим на Московской фабрике канцелярских товаров, одновременно учась в планерной школе.

В январе 1938 года Мытищинский районный военный комиссариат призвал Алексея в ряды Красной Армии. Как смышленого и физически развитого парня, еще и учившегося в планерной школе, его направили на учебу в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Это было одно из старейших советских военных учебных заведений, готовивших летчиков для ВВС Красной Армии. Среди его знаменитых выпускников был, к примеру, сам Валерий Чкалов.

Алелюхин окончил летную школу в 1939 году и был распределен для дальнейшего прохождения службы летчиком в 69-й истребительный авиационный полк. В июне-июле 1940 года он принял участие в походе в Бессарабию, а с июня 1941 года и до самого конца войны сражался с гитлеровской Германией – сначала в небе над оккупированными территориями Советского Союза, а затем и в небе над странами Восточной Европы, над самой Германией.

Читать еще:  Как несколько красноармейцев перехитрили и разгромили крупное соединение врага

Сорок сбитых самолетов летчика Алелюхина

В полку Алелюхин, летчик талантливый и отважный, быстро сделал карьеру. Он стал командиром звена, затем – командиром авиационной эскадрильи и заместителем командира истребительного авиационного полка. 5 декабря 1941 года Алелюхин получил первую боевую награду – орден Красного Знамени за 83 боевых вылета. 10 февраля 1942 года он был награжден орденом Ленина за 133 боевых вылета и сбитый самолет противника, а 14 июля – орденом Александра Невского за 37 боевых вылетов, 9 воздушных боев и 3 лично сбитых самолета. 1 августа 1943 Алелюхин вновь получил орден Красного Знамени.

Удача улыбалась летчику – истребителю. К августу 1943 года он совершил 256 боевых вылетов, лично сбил 11 самолетов противника и еще 6 самолетов сбил в группе. За столь результативную службу гвардии капитан Алексей Алелюхин 24 августа 1943 года был награжден высшей государственной наградой – Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Спустя два с лишним месяца, 1 ноября 1943 года, Алексей Алелюхин получил вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза. К этому времени он успел провести 410 боевых вылетов, поучаствовать в 114 воздушных боях и сбить 26 самолетов противника.

Война продолжалась и гвардии капитан Алелюхин, командовавший эскадрильей в 9-м гвардейском истребительном авиационном полку, продолжал атаковать самолеты противника. Он освобождал Донбасс, Молдавию, воевал в небе над Германией. 20 апреля 1945 года Алексей Алелюхин был награжден орденом Красного Знамени за уничтожение 7 самолетов противника, 15 автомобилей, до 100 солдат противника, 1 паровоза и 2 самолетов на наземной стоянке, а также за 134 боевых вылета и 31 воздушный бой.

Всего за годы войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет, участвовал в 258 воздушных боях, лично сбил 40 самолетов противника, еще 17 самолетов были сбиты в составе группы. Он оказался на тринадцатом месте по результативности среди самых успешных советских военных летчиков Великой Отечественной войны, обойдя своих знаменитых сослуживцев Павла Головачева и Амет-Хана Султана.

На момент окончания войны герою-летчику было всего 25 лет, а за плечами – вся Великая Отечественная и более чем шестилетняя служба в истребительной авиации. После победы над Германией Алелюхин продолжил службу заместителем командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка в составе Группы советских войск в Германии.

От Берлина до Пхеньяна

Как молодой и перспективный офицер, дважды Герой Советского Союза, Алелюхин был направлен на учебу в Военную академию имени М.В. Фрунзе, которую окончил в 1948 году и был назначен заместителем командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии в Московском районе ПВО. Дивизия размещалась в городе Калинин (Тверь) и выполняла задачи по обеспечению противовоздушной обороны Московской области.

Конец 1940-х – начало 1950-х гг. были очень непростым временем с точки зрения международной обстановки. Враги Советского Союза пытались не допустить расширения влияния Москвы в Восточной Азии, где шла гражданская война в Китае, разворачивалось вооруженное противостояние в Корее.

На помощь китайским и корейским коммунистам Москва направляла советских военных специалистов самого разного профиля, в том числе и летчиков. Им предстояло не только обучать корейских и китайских товарищей, но и защищать небо дружественных стран Восточной Азии, порой вступая в поединки и с американскими летчиками.

Алексей Алелюхин как опытнейший летчик-истребитель, к тому же еще и молодой, всего лишь 30 лет от роду, был направлен в составе дивизии в длительную командировку в Китай. В Поднебесной он находился с июля 1950 года, а в октябре 1950 года был переведен как заместитель командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии в Корею. В ноябре 1950 – феврале 1951 гг. Алексей Алелюхин был командиром 281-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, решавшей поставленные задачи в корейском небе.

В декабре 1950 года дивизию, которой командовал Алелюхин, отвели обратно в Китай. Здесь летчики дивизии занимались подготовкой пилотов для военно-воздушных сил Китая и Северной Кореи, несли дежурство по защите китайского неба. 28-й авиадивизией Алелюхин командовал до марта 1952 года, в том числе и после того, как дивизия была выведена из Китая и переброшена в Азербайджанскую ССР.

Послевоенная служба

С марта по ноябрь 1952 года Алексей Алелюхин возглавлял отдел Управления летной службы и воздушного права Главного штаба ВВС, затем учился в Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1954 году. После окончания академии офицер, несмотря на молодость, с 1954 по 1961 годы находился на преподавательской работе – сначала он служил заместителем начальника кафедры тактики истребительной авиации и ПВО, а затем – заместителем начальника кафедры методики боевой подготовки в Военно-воздушной академии.

Читать еще:  Герои войны: Два забытых подвига » Военные люди

В 1961 году 41-летний Алексей Алелюхин вернулся «в войска» — он был назначен начальником штаба 95-й истребительной авиационной дивизии Белорусского военного округа, а с августа 1963 по май 1970 года был начальником разведки ВВС Московского военного округа. С мая 1970 по октябрь 1974 гг. Алелюхин был заместителем начальника штаба 26-й воздушной армии, а с октября 1974 по июль 1980 года занимал должность заместителя начальника штаба авиации Московского военного округа по показам авиационной техники.

В 1980 году Алексей Васильевич справил свое шестидесятилетие. Он еще продолжал служить. В июле 1980 года его назначили заместителем начальника штаба ВВС Московского военного округа и лишь в августе 1985 года 65-летний генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин вышел в отставку.

Прославленный военный летчик, Алексей Алелюхин практически всю сознательную жизнь, с 18 до 65 лет, посвятил службе в военной авиации. После выхода в отставку он прожил еще пять лет и 29 октября 1990 года скончался на 71-м году жизни. Боевого генерала и дважды Героя Советского Союза похоронили на Новодевичьем кладбище. В поселке Кесова Гора Тверской области, где родился Алелюхин, и в Борисоглебске, где он учился в летной школе, установлены бюсты героя. Его именем названы улица и школа в родном поселке.

Один против немецких асов. К 100-летию дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина из Кесовой Горы

Алексей Алелюхин принадлежал к когорте удивительных наших летчиков, которых вражеские асы ни разу не сбивали, зато сами были сбиты. За всю войну он совершил 601 вылет, провел 258 боев в воздухе, лично сбил 40 немецких самолетов, в групповых боях сбил еще 17 машин.

Про него можно сказать две удивительные вещи. Первая – он воевал с 22 июня 1941 года и закончил войну 9 мая 1945 года. Вторая – две высшие награды и звание дважды Героя Советского Союза он получил с разницей во времени чуть больше двух месяцев: первую золотую звезду – 24 августа, вторую – 1 ноября 1943 года. Вот таким был наш ястребок, наш земляк из Кесовой Горы.

Один против пяти

Разумеется, для каждого летчика-истребителя свои бои запоминаются надолго. Вот и Алексей Алелюхин в 1958 году на встрече с молодежью вспоминал: «…В один из осенних дней я возвращался на свой аэродром… как вдруг увидел под собой два мессершмита. Под прикрытием облаков они незаметно подкрались ко мне и вот-вот должны были начать атаку. Я нырнул резко в сторону и стал набирать высоту. Немцы разгадали мой маневр и тоже полезли вверх. 6500 метров! Хищные, имеющие прекрасную скорость и маневренность «мессеры», словно пришитые, идут рядом. Обливаясь от волнения холодным потом, я штопором бросаю машину вниз. Немцы делают то же. Тогда я резко тяну ручку на себя, внезапно «переламываю» свой самолет и свечой лезу в облака. Совсем рядом пронеслись вниз фашистские самолеты, не успев даже дать очередь. Теперь наверху оказался я, но в облаках ко мне вдруг пристроился третий мессершмит. И опять моя машина вертикально падает вниз. Я забыл о времени, во рту пересохло, уши заложил звенящий гул мотора, гнуло и ломило спину, голову вжимало в плечи. Я ушел от преследования и этого фашиста, но на помощь немцу пришли еще два самолета. Пять против одного. Вверху, по бокам, в хвосте – всюду враги…

Вывожу самолет вперед, пикирую, делаю вертикальную бочку, убрав на доли секунды газ. Машина резко теряет скорость, и немцы в 30 метрах проскакивают мимо меня, выходят вперед. И как только в бешено прыгающем прицеле появилась ненавистная свастика, я нажимаю на гашетку верхних пулеметов. Ведомый фашистов рыскнул вправо, потом вдруг нырнул круто вниз, за ним потянулся столб черного дыма. Я спикировал, спрятался за дымовой завесой и приготовился к новой атаке. Но фашисты уже трусливо уходили на запад. Развернув машину, я ринулся в погоню. Закусив до крови губу, я выжимал из мотора все, однако отставал все больше и больше. А когда немцы скрылись в плотной облачности, я бросил взгляд на бензоуказатель и обомлел: стрелка стояла около нуля».

Садился Алексей на своем аэродроме с заглохшим мотором удачно. Бой происходил в небе под Ростовом, где его эскадрилья сбила 22 фрица, из них 6 сбил Алелюхин, в этот раз стало 7 сбитых.

Читать еще:  Герой войны: Головин Алексей гранатами уничтожил вражеский дзот

Читатель может спросить, почему наш летчик возвращался на аэродром один? Ведь принято летать парами. Причина проста – Алексея командование отпускало «на охоту» одного, будучи уверенное в его воинском мастерстве, о котором свидетельствует и такой эпизод.

В 1942 году Алексей Алелюхин воевал на Сталинградском фронте, летая на самолете ЛаГГ-3. Однажды он встретился в небе один на один с каким-то немцем, завязался маневренный бой на горизонтали, крутилась «карусель» минут 40 – невиданное дело в то время. Противник оказался достойным нашему ястребку, никто не был сбит, разлетелись – физических сил уже не было. Приземлившись, Алексей не мог сам вылезти из кабины.

А кто был противник? Уже после войны узнали, что это был ас номер два в люфтваффе Герхард Баркхорн, имевший на счету 301 сбитый самолет в боях против Англии и СССР (наши специалисты сомневаются в истинности таких побед, система учета у них была двусмысленной). Так вот, он вспоминал, что он был мокрый, как после душа, и совершал в воздухе все, что умел, но ничего с русским не мог сделать. Мнение такого врага тоже стоило не мало.

Асами не рождаются. Ими становятся

Родился Алексей Васильевич 30 марта 1920 года в селе (ныне поселок) Кесова Гора в бедной семье: отец железнодорожник, мать крестьянка. Когда ему исполнилось 18 лет, его призвали в армию, и он в 1939 году поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени Чкалова. Окончив ее в 1940 году, Алексей направляется служить в 69-й истребительный авиаполк Одесского округа. Освоил и летал на И-16, «ишачках», получал хорошие отзывы.

Кстати, его полк потом переформируют в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, прошедший, точнее «пролетевший», путь от Одессы до Берлина. Алелюхин начал службу в полку простым пилотом в звании младшего лейтенанта, а закончил гвардии майором на посту командира этого же полка.

Боеготовность в полку объявили 22 июня, а тревогу на третий день войны: к аэродрому приближались немецкие бомбардировщики Хе-111. В групповом бою Алелюхин в своем звене сбил один Хе-111, а вскоре он лично на своем И-16 сбил немецкий ПЗЛ-24. К осени 1941 года полк стал летать на новых ЛаГГ-3, а в декабре лейтенант Алелюхин был удостоен первой награды – ордена Боевого Красного Знамени.

Чтобы рассказать обо всем боевом летном пути нашего земляка, нужно написать толстую книгу. Перечислим только, где он вел бои лично, в группе и с полком. Начал в небе под Одессой, затем Харьков, Сталинград, Ростов, Таганрог, Крым, Никополь, Каунас, Варшава, Кенигсберг и Берлин, в небе над которым 27 марта 1945 года Алексей Алелюхин провел свой последний групповой бой, сбив два истребителя Фокке-Вульф-190.

После войны

Такие военные, как Алелюхин, составляли золотой фонд наших вооруженных сил, а потому он был направлен учиться в Военную академию имени М.В. Фрунзе, по окончании которой в 1948 году назначен заместителем командира 151-й гвардейской истребительной авиадивизии в Московском районе ПВО с размещением в городе Калинине. Дивизия обеспечивала ПВО Московской и прилежащих областей.

В июле 1950 года направлен в командировку в Китай, в октябре переведен в Корею, в которой до февраля 1951 года командовал 281-й истребительной авиадивизией, «решавшей задачи в корейском небе». В 1952 году дивизия выведена из Китая и направлена в Азербайджан. По ноябрь 1952 года возглавлял отдел Управления летной службы и воздушного права Главного штаба ВВС, после чего стал учиться в Военной академии Генштаба и, окончив ее, до 1961 года преподавал в Военно-воздушной академии.

В 1961 году вернулся на службу в войсковые структуры – в штабы авиации Московского военного округа, и в августе 1985 года генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин вышел по возрасту в отставку.

Умер наш ас-истребитель 29 октября 1990 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище. На родине в Кесовой Горе в 1957 году при его жизни установили бюст земляку, то же сделали в Борисоглебске, где он учился на летчика, есть школа и улица его имени в родном поселке.

Наша тверская земля дала Отечеству несколько сотен Героев и дважды Героев Советского Союза, в том числе летчиков, своими ратными подвигами приближавших День Победы. Их перечень можно увидеть в книге И.А. Долгова «Золотые звезды калининцев» за 1983 год. Например, дважды Герои летчики Василий Иванович Андрианов (1920–1999), Алексей Семенович Смирнов (1917–1987), как и многие другие, родом из нашей глубинки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector