9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Герой войны: Евгений Степанов. Первый в мире ночной таран

Первый ночной таран в Испании

Подвиг, о котором речь пойдет ниже, не был известен широкой публике, поскольку участие советских военнослужащих в испанской войне не афишировалось. Долгое время считалось, что первый ночной таран на счету лётчика ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА. 7 августа 1941 г. он таранил в подмосковном небе фашистский бомбардировщик Не-111. Ничуть не умаляя его первенства в этом деле в рамках ВОВ, отдадим должное и нашему великому летчику-асу ЕВГЕНИЮ СТЕПАНОВУ, который стал первым в мировой практике ночных воздушных таранов. Он родился 22 мая 1911 г. в Москве, в семье рабочего-мраморщика. Русский. В 1928 г. окончил 7 кл., а в 1930 г. — школу ФЗУ им. Дзержинского при Московско-Курской железной дороге, учился в железнодорожном училище. Работал кузнецом. В 1931 г. поступил в Московскую школу лётчиков Осовиахима, которую окончил в следующем году. В 1932 г. стал служить в Красной Армии и, был направлен во 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 г. Служил в Ленинградском ВО. Сначала был младшим лётчиком в авиабригаде особого назначения (воздушно-десантной бригаде). Летал на бомбардировщиках, но после написания многих рапортов, его перевели в истребительную авиацию. В звании лейтенанта Степанов командовал звеном в 12-й авиаэскадрилье 111-й истребительной авиабригады того же округа. В Испании с 20 августа 1937 г. по 27 июля 1938 г., был пилотом, в августе 1938 г. командиром эскадрильи «Чатос», а затем командиром группы истребителей И-15. Имел псевдоним «Эухенио» и «Слепнев». Всего в Испании произвёл около 80 боевых вылетов (продолжительностью 100 часов). Участвовал в 16 воздушных боях, сбил 10 самолётов (6 лично и 4 в составе группы). По другим данным сбил 12 самолётов (8 — лично, в том числе — 1 тараном и 4 — в группе).

В ночью 28 октября 1937 г. около 3 час. ночи в 40 км севернее Барселоны таранил итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти-81 лейтенанта Эцио Маккани — награждён посмертно высшей военной наградой Италии — Золотой медалью за военную доблесть. Отмечены посмертно наградами и оостальные члены экипажа — Берточини, Пулчини, Амичи, Содини и Соло. Это был первый ночной таран в небе Испании. Пилот разбил стабилизатор итальянского бомбардировщика стойкой шасси. «. В ночь на 28 октября мы с Ильей Финном несли боевое дежурство. Около трёх часов, посты наблюдения передали, что в 40 км севернее Барселоны, вдоль побережья, слышен сильный звук моторов. Поднимаемся в воздух. Через некоторое время на высоте около 2 тыс. м на фоне луны я заметил звено бомбардировщиков, летевших на растянутых дистанциях. Иду на сближение с ведущим самолетом. Меня обнаружили стрелки итальянского бомбёра «Савойя-Маркетти-81» и открыли огонь. Полоснув с дистанции 15-20 м из своих пулемётов, я увидел, как вспыхнуло его левое крыло. Выпустил ещё одну очередь. Вспыхнуло правое крыло, а самолёт продолжает лететь — смертоносный груз может быть сброшен на город. На перезарядку пулемётов времени нет. Увеличив скорость с правым отворотом, наношу удар по хвостовому оперению бомбардировщика, не думая, чем это может кончиться для меня. От удара левым колесом бомбардировщик рухнул на землю. Во время столкновения меня подбросило, и я стукнулся головой о приборную доску. Мотор немного трясло, но он продолжал довольно устойчиво работать. Когда я вывел свой истребитель в горизонтальный полёт, в 50-100 м выше себя заметил ещё одного бомбовоза, стремящегося уйти левее Барселоны в сторону моря. Его очертания хорошо вырисовывались на фоне луны. Преследуя, выпустил по нему несколько длинных пулемётных очередей с трассирующими пулями.

Бомбардировщик ответил тем же. Мы продолжали сближаться. Я выпустил по нему продолжительную очередь. Сверкнула яркая ослепительная вспышка, затем всё погрузилось во мрак. Утром республиканские сторожевые катера обнаружили на воде масляные пятна. Моряки доставили в мэрию Барселоны плавающие обломки листов гофрированного металла. Позже их привезли к месту падения первого самолёта, куда уже прибыли Е.С. Птухин, Ф.А. Агальцов, В. И. Андриашенко, А.К. Серов. Меня поздравили. На моём самолёте «06» после не совсем «классической» посадки требовалось заменить винт и левое колесо шасси, повреждённые при таране. Много позже, уже на родине, я узнал, что сбитый мною над Барселоной итальянский бомбардировщик «савойя» был ПЕРВЫМ В МИРЕ САМОЛЁТОМ, ПРОТАРАНЕННЫМ В НОЧНОМ БОЮ. ». (Из книги — «Мы — интернационалисты»)

17 января 1938 г. в бою у Теруэля Степанов Е.Н. сбил итальянский истребитель Фиат-32, но и сам был подбит. Во время спуска на парашюте его пытался расстрелять другой Фиат-32, но лётчик-республиканец Ромуло Негрин спас русского товарища, тараном уничтожив фашистский самолет. Приземлившись с парашютом на вражеской территории, Степанов попал в плен. Был приговорен к расстрелу, но республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого летчика обер-фельдфебеля Отто Поленца, сбитого капитаном А.И. Гусевым. После обмена, который состоялся 15 (по другим данным — 9) июля 1938 г., Степанов был отправлен в Советский Союз, получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиаполка Ленинградского ВО.

Участвовал в боях на р. Халхин-Гол с 29 мая по 16 сентября 1939 г., командовал эскадрильей 22-го истребительного авиаполка. Летал на истребителе И-15 бис. Всего над Халхин-Голом произвёл более 100 боевых вылетов, участвовал в 5 (по другим данным в 40) воздушных боях, лично сбил 4 японских самолёта. После боёв над Халхин-Голом был назначен заместителем командира эскадрильи в 7-м ИАП. Участвовал в походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 г., был советником частей ВВС. Затем вернулся в 19-й ИАП, на прежнюю должность инспектора по технике пилотирования. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. С 1940 г. по 1944 г. был инспектором по технике пилотирования и начальником отдела военных учебных заведений ВВС Московского ВО. После окончания ВОВ продолжал служить в авиации до апреля 1948 г., затем в звании полковника уволился в запас.

Читать еще:  Сталинград. Митинг Победителей

29 августа 1939 г. за мужество и героизм Степанову Е.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды № 152). Награждён орденом Ленина — 29. 08. 1939 г., двумя орденами Красного Знамени — 10. 11. 1937 г., орденом Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени — 06. 04. 1985 г., двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями, а также монгольскими орденами Боевого Красного Знамени 1-й степени — 18. 08. 1939 г. и «За боевые заслуги» (1939 г.).

Работал инспектором, инструктором и начальником отдела в Центральном комитете ДОСААФ, затем работал заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова. В 1965-1977 гг. работал начальником летно-испытательной станции Московского вертолетного завода. Проживал в Москве. Умер 4 сентября 1996 г., и был похоронен на Троекуровском кладбище.

Герой войны: Евгений Степанов. Первый в мире ночной таран

7 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин совершил первый в ВОВ воздушный ночной таран фашистского самолета

Евгений Степанов

Воздушный таран как боевой приём был впервые изобретен и применен русским: 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква наш знаменитый лётчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран , протаранив австрийский Альбатрос. Первый в мире ночной таран также совершил русский летчик Евгений Степанов, который в ночь на 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 с боровым номером 06 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти S.M.81, пилотируемый лейтенантом Эцио Маккани.
Около 3.00 в 40 километрах севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями Степанову удалось поджечь сначала левое, а затем и правое крыло.

Однако враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Евгений Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом.

На этом самолёте совершил первый ночной таран Евгений Степанов

Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Итальянец камнем рухнул на землю. Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.

Виктор Талалихин

Четыре года спустя в ходе Великой Отечественной войны в битве за Москву ночной таран повторил младший лейтенант Виктор Талалихин.

В ночь на 7 августа 1941 года расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель таранил немецкий бомбардировщик. Талалихину повезло: его И-16 (о нём – ТуТ ), отрубивший винтом хвостовое оперение He-111 , стал падать, но лётчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Талалихина подобрали местные жители, оказали первую помощь и помогли добраться до своей части.

О подвиге летчика стало известно буквально в тот же день 7 августа, а на следующий день Виктору было присвоено звание Героя Советского Союза.

Виктору Талалихину было 22 года. 23 года ему исполнилось 18 сентября, а 27 октября он погиб – во время боя пуля попала ему в голову. У Виктора Талалихина была короткая но яркая жизнь. Он родился в 1918 году в селе Тепловка под городом Вольском, потом семья переехала в Вольск, где он закончил семилетку, потом в Москву, где он работал на московском мясокомбинате (его называют Микояновский) и учился в ФЗУ (ныне это колледж № 28). Как и многие он мечтал летать, играл в драмкружке. Виктор отличался весьма небольшим ростом (155 см), который чуть было не помешал ему поступить в районный авиаклуб. И дома и на работе, а потом и в полку его по-доброму звали Малыш.

Талалихин у сбитого им He-111

В 1937 году Виктор был призван в армию и по путевке ВЛКСМ принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта. В 1938 году был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк. После была финская война. Свой первый самолет Талалихин сбил во время своего первого вылета. После были и другие победы. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с врагом, Виктор Талалихин был награжден орденом Красной Звезды. Во время войны полк, в котором служил Виктор, был переброшен для защиты Москвы. После ночного тарана, Виктор некоторое время залечивал раны, принимал участие в митингах, встречах с молодежью, рабочими.

2 сентября младший лейтенант Талалихин вместе с другими фронтовиками получал награду в Кремле. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин вручил ему Грамоту о присвоении звания, орден Ленина и медаль Золотая Звезда. А 27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Подольска Московской области. Возле деревни Каменки Виктор повел группу на штурмовку позиций противника. В это время из-за облаков на наши самолеты обрушилось 6 вражеских истребителей Me-109 . Завязался воздушный бой. Талалихин первым атаковал и сбил один «мессершмитт», но тут же был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Самолет Талалихина вздрогнул и штопором пошел вниз.

Читать еще:  Александр Константинович Панкратов первый воин-герой

На 43-м километре Варшавского шоссе недалеко от Подольска, у пос. Кузнечики, где располагается аэродром, с которого в последний раз взлетел герой, 18 августа 1969 года был открыт памятник: на гранитном постаменте во весь рост поднялась бронзовая фигура прославленного летчика. Подвиг Талалихина вошел не только в историю великой битвы за Москву, но и в историю мировой авиации. Прах В.В.Талалихина покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле, рядом с могилами легендарных героев битвы под Москвой Л.М. Доватора и И.В. Панфилова, установлен памятник.


3 июня → Красные ворота
4 июня → Крокодил
5 июня → Ми-6
6 июня → Памятник Пушкину
7 июня → Захват господства в воздухе
8 июня → Присоединение Польши к России
8 июня → Эпоха нищелюбия
9 июня → Красная Стрела
9 июня → Гранатомёт Дьяконова
10 июня → Выборгская операция
11 июня → Знаменитый ваучер
12 июня → От кого не зависит Россия?
13 июня → Мисс йога
14 июня → Лысенко или Вавилов?
14 июня → Захват Будённовска бандой Басаева
15 июня → Присоединение Польши к России
15 июня → . Ах эта свадьба, свадьба, свадьба.
16 июня → Загадка ВДНХ
17 июня → Ка-50 — Чёрная акула

Евгений Степанов, советский лётчик-истребитель: биография

Евгений Степанов (годы жизни: 1911-1996) – знаменитый советский летчик-истребитель, сумевший первым осуществить в воздухе ночной таран. Произошло это событие в октябре 1937 г. в неспокойном испанском небе. Широким массам о данном подвиге было мало что известно по причине неразглашения участия в испанской войне советских военных.

Длительное время считалось, что первый ночной таран состоялся в августе 1941 года: советский пилот Виктор Талалихин под Москвой вывел из строя бомбардировщик противника Не-111.

Ночной таран Евгения Степанова

28 октября 1937 года, неся над Барселоной на своем И-15 боевое дежурство, на высоте 2000 метров Степанов Евгений Николаевич обнаружил вражеский бомбардировщик. При попытке сблизиться был встречен вражеским огнем. Степанову удалось поджечь крылья самолета противника пулеметными очередями, однако это не остановило врага. Так как времени на перезарядку орудия не оставалось, Степанов решил идти на таран. С целью сохранения двигателя самолета и пропеллера удар, пришедшийся на хвостовую часть машины, был нанесен колесами. Скользящий и не очень сильный, тем не менее он достиг своей цели: неуправляемый бомбардировщик вместе с экипажем рухнул в море. Евгений Степанов, убедившись в возможности дальнейшего нахождения в воздухе, продолжил патрулирование и вскоре наткнулся на еще одну вражескую машину, которую путем обстрела вынудил развернуться в сторону открытого моря, где добил окончательно. После успешно проведенной операции советский пилот возвратился на аэродром Сабаделл, где аккуратно посадил поврежденный И-15. В общей сложности Евгением Степановым, носившим позывной Эухенио, в воздухе было проведено 16 боев и сбито 10 вражеских самолетов.

Штурм аэродрома Гарапенильос

До совершения знаменитого ночного тарана значимой по замыслу и методам осуществления стала штурмовка аэродрома в городке Гарапенильос (поблизости Сарагосы), состоявшаяся 15 октября 1937 года. По данным захваченного в плен итальянского летчика, стало известно о сосредоточении на аэродроме вышеупомянутого местечка около восьми десятков итальянских бомбардировщиков и истребителей. Информация подтверждалась агентурными сведениями. Предыдущие попытки разбомбить многочисленную эскадрилью были безуспешны, ведь аэродром находился под хорошим прикрытием.

Было принято решение внезапно напасть на противника силами истребителей республиканских ВВС. Главная задача по разгрому аэродрома была возложена на 2 эскадрильи «Чатос» (из участвовавших шести), командиром которых являлся Анатолий Серов, а заместителем — летчик Степанов. В результате успешно проведенной операции было уничтожено 11 самолетов врага, повреждено более 20-ти. Также сильно пострадали вражеские хранилища боеприпасов и горючего.

Бой в испанском зимнем небе

17 января 1938 года состоялся последний бой Степанова в небе Испании. Командир направил эскадрилью в сторону горного массива Универсалес с целью перехвата «юнкерсов» и сопровождавших их многочисленных «фиатов». Бой состоялся над городом Охос-Негрос, причем численность неприятеля, направлявшегося бомбардировать республиканские войска, практически втрое превосходила количество советских летчиков.

Евгению Николаевичу удалось удачно атаковать и сбить «Фиат». Затем Степанов стал преследовать второй истребитель, зашел ему в хвост и пытался обстрелять, но закончились патроны. Советский летчик принял решение идти на таран. И в эту минуту его машину накрыл беспощадный огонь зенитной артиллерии противника. Осколки повредили двигатель, перебили тросы управления. Аппарат перестал подчиняться штурману и круто пошел по направлению к земле. Степанов успел выпрыгнуть наружу и раскрыть парашют.

В плену

В процессе приземления бесстрашный летчик сильно повредился о скалы и лишился сознания. Был пленен марокканцами, содержался в одиночной камере, подвергался побоям, допросам, издевательствам и пыткам. Летчика морили голодом, трижды выводили расстреливать.

Благодаря содействию Международного Красного Креста спустя полгода Евгений Степанов был обменян на немецкого летчика. Вернувшись на родину, получил звание капитана и назначение в Ленинградский военный округ инструктором по технике пилотирования.

Биографическая справка: Степанов Евгений Николаевич

Москва – город, в котором 22 мая 1911 года появился на свет бесстрашный летчик. За плечами остались 7 классов образования и железнодорожная школа ФЗУ. Затем была работа в кузнечной мастерской, занятия в фабричном радиоклубе, учеба в столичной школе летчиков и часы летной практики. В 1932 году поступил на обучение в Борисоглебскую школу летчиков, по окончании которой был определен нести службу на бомбардировщике, а впоследствии на истребителе. Будучи старшим пилотом, нес службу в составе 12-й авиационной эскадрильи.

Читать еще:  Что значит русский солдат » Военные люди

Заслуги бесстрашного летчика

После участия в 1939 году в событиях в районе реки Халхин-Гол в качестве командира эскадрильи принимал участие в сражениях с японцами, летал на И-16 и И-153. Выполнял задачу по передаче боевого опыта пилотам, еще не сталкивавшихся в небе с противником: знакомил их с окружающей местностью, осуществлял тренировочные полеты. Всего в Монголии капитаном Степановым было осуществлено более сотни боевых вылетов, проведено 5 воздушных сражений, сбито 4 вражеских самолета.

Далее жизненный путь опытного пилота продолжился участием в Советско-финской войне. В Великую Отечественную войну советский летчик инструктировал технику пилотирования при Московском военном округе. С наступлением мирного времени уволился в запас, но тесно поддерживал связь с авиацией, работая зам. начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.

Он жизнь посвятил авиации

Как и многие летчики Советского Союза, большую часть жизни Степанов посвятил авиации, работая над укреплением ее престижа и усилением могущества. Он возглавлял делегации на международных соревнованиях, проходивших в разных городах мира.

В Международной авиационной федерации работал на посту вице-президента, в 70-е годы на Московском заводе по производству вертолетов руководил летно-испытательной станцией, являлся научным сотрудником Центрального дома космонавтики и авиации.

Не стало Степанова Евгения Николаевича 4 сентября 1996 года. Прах знаменитого летчика, покорявшего небеса во благо мирной жизни жителей своей страны, покоится на Троекуровском кладбище.

7 августа 1941 был совершён первый воздушный таран самолета

Воздушный таран как боевой приём был впервые изобретен и применен русскими. 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква наш знаменитые лётчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран, протаранив австрийский «Альбатрос». Первый в мире ночной таран был осуществлен также русским летчиком Евгением Степановым, который 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти» S.M.81.

Четыре года спустя в ходе Великой Отечественной войны в битве за Москву подвиг Степанова повторил младший лейтенант Виктор Талалихин.

В ночь на 7 августа 1941 года расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его И-16 (о нём — ТуТ), отрубивший винтом хвостовое оперение Hе-111, стал падать, но лётчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Талалихина подобрали местные жители, оказали первую помощь и помогли добраться до своей части.

О подвиге летчика стало известно буквально в тот же день 7 августа, а на следующий день Виктору было присвоено звание Героя Советского Союза.

Виктору Талалихину было 22 года. 23 года ему исполнилось 18 сентября, а 27 октября он погиб — во время боя пуля попала ему в голову. У Виктора Талалихина была короткая но яркая жизнь. Он родился в 1918 году в селе Тепловка под городом Вольском, потом семья переехала в Вольск, где он закончил семилетку, потом в Москву, где он работал на московском мясокомбинате (его называют Микояновский) и учился в ФЗУ (ныне это колледж № 28). Как и многие он мечтал летать, играл в драмкружке. Виктор отличался весьма небольшим ростом (155 см), который чуть было не помешал ему поступить в районный авиаклуб. И дома и на работе, а потом и в полку его по-доброму звали Малыш.

Талалихин у сбитого им He-111

В 1937 году Виктор был призван в армию и по путевке ВЛКСМ принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта. В 1938 году был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк. После была финская война. Свой первый самолет Талалихин сбил во время своего первого вылета. После были и другие победы. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с врагом, Виктор Талалихин был награжден орденом Красной Звезды. Во время войны полк, в котором служил Виктор, был переброшен для защиты Москвы. После ночного тарана, Виктор некоторое время залечивал раны, принимал участие в митингах, встречах с молодежью, рабочими.

2 сентября младший лейтенант Талалихин вместе с другими фронтовиками получал награду в Кремле. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин вручил ему Грамоту о присвоении звания, орден Ленина и медаль Золотая Звезда. А 27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Подольска Московской области. Возле деревни Каменки Виктор повел группу на штурмовку позиций противника. В это время из-за облаков на наши самолеты обрушилось 6 вражеских истребителей Me-109. Завязался воздушный бой. Талалихин первым атаковал и сбил один «мессершмитт», но тут же был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Самолет Талалихина вздрогнул и штопором пошел вниз.

На 43-м километре Варшавского шоссе недалеко от Подольска, у пос. Кузнечики, где располагается аэродром, с которого в последний раз взлетел герой, 18 августа 1969 года был открыт памятник: на гранитном постаменте во весь рост поднялась бронзовая фигура прославленного летчика. Подвиг Талалихина вошел не только в историю великой битвы за Москву, но и в историю мировой авиации. Прах В.В.Талалихина покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле, рядом с могилами легендарных героев битвы под Москвой Л.М. Доватора и И.В. Панфилова, установлен памятник.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector