1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Герой войны: Ас Арсений Ворожейкин

Герой войны: Ас Арсений Ворожейкин

Родился (15) 28 октября 1912 года в деревне Прокофьево (ныне Городецкий район Нижегородской области). Окончил школу в городе Городец. В 1931-1933 гг. служил в рядах Красной Армии (красноармеец 17-й стрелковой дивизии в Нижнем Новгороде). После увольнения в запас поступил на учёбу в Высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу в Горьком, но окончил только 1-й курс. В 1934 году вновь зачислен в РККА и направлен в Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. С ноября 1937 года — младший лётчик 53-го БАП (город Иваново). В январе 1939 года окончил 6-месячные курсы лётчиков-комиссаров. Служил комиссаром эскадрильи в 53-м БАП, а с мая 1939 года — в 22-м ИАП.

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 году. Воевал в составе 56-го ИАП, 22-го ИАП и ОРАЭ. Летал на И-16. Совершил около 160 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника лично и 12 в составе группы.

С февраля 1940 года — комиссар 38-го ИАП (ВВС Прибалтийского военного округа). С марта 1940 года — заместитель командира по политчасти, а с марта 1941 года — командир эскадрильи 84-го ИАП. С июля 1941 года — командир эскадрильи 342-го ИАП (ВВС Закавказского военного округа). В августе 1942 года окончил ускоренный курс Военно-Воздушной академии.

С августа 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира, а с 20 июля 1943 года — командира эскадрилью 728-го ИАП. Летал на И-16, Як-7 и Як-9. Воевал на Калининском, Воронежском (переименованном 20 октября 1943 года в 1-й Украинский) фронтах.

К 20 сентября 1943 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) капитан А. В. Ворожейкин совершил 78 боевых вылетов, в 32 воздушных боях сбил 19 самолётов противника лично и 1 в составе пары. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2043).

К январю 1944 года совершил ещё 28 боевых вылетов, провёл 14 воздушных боёв и сбил лично 11 самолётов противника. За эти подвиги представлен к званию дважды Героя Советского Союза.

В июле 1944 года назначен на должность командира 32-го ИАП (той же 256-й ИАД), где летал на Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года майор А. В. Ворожейкин награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 28).

С августа 1944 года — старший инструктор-лётчик Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС РККА, летал на Як-9 и Як-3. К маю 1945 года подполковник А. В. Ворожейкин совершил более 300 боевых вылетов, провёл более 90 воздушных боёв, сбил 45 самолётов противника лично и 1 в составе пары.

После войны продолжил службу в ВВС. С октября 1945 года командовал 9-м Гвардейским ИАП (129-я ИАД). С декабря 1947 года по ноябрь 1950 года — старший инспектор Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС Советской Армии. В марте 1953 года окончил авиационный факультет Высшей военной академию им. К. Е. Ворошилова (будущая Военная академия Генерального штаба) и назначен командиром 108-й ИАД (76-я Воздушная армия, Ленинградский военный округ).

В августе 1953 года дивизия переведена в состав ВВС Военно-Морского Флота СССР и переброшена на Чёрное море. С марта 1955 года — помощник командующего ВВС 4-го ВМФ (Балтика). С марта 1956 года — первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота. С января 1957 года генерал-майор авиации А. В. Ворожейкин — в запасе по болезни, а затем в отставке. Жил в Москве, занимался литературной деятельностью. Умер 23 мая 2001 года, похоронен на Троекуровском кладбище. Бронзовый бюст дважды Героя установлен в городе Городец. Его именем названы улицы в Городце и Нижнем Новгороде.

Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (29.08.1939, 11.08.1943, 16.05.1947, 20.04.1953), Суворова 3-й степени (21.08.1944), Александра Невского (31.12.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (1947, 1955); медалями, иностранной наградой (США, 1945).

Советско-Японский конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

Арсений Васильевич Ворожейкин

Фото Все

Арсений Ворожейкин — биография

Арсений Васильевич Ворожейкин – советский летчик, участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, в военные годы командовал эскадрильей 728-го истребительного полка, дважды удостаивался звания Героя Советского Союза, автор книг.

Арсений Васильевич Ворожейкин уверенно закрепился в истории как Герой Советского Союза. Будучи прославленным летчиком, он не сдавался даже в самые трудные периоды войны, с меткостью снайпера расправлялся с воздушным противником, организовывал групповые воздушные бои, а также воспитал целую плеяду учеников, за которых герою СССР не стыдно.

Читать еще:  Пистолет Sarsilmaz K2 (Турция)

Ранние годы

Будущим летчик рос в семье бедных крестьян. В детстве ему пришлось пережить гибель отца в первой мировой войне голод, однако это не сломило Арсения. Окончив семилетку, он отправился работать на лесозавод, а затем матросом. После срочной службы в кавалерии он отучился в Горьковском сельскохозяйственном учебном заведении.

Еще с детства Арсений Васильевич мечтал стать пилотом и в итоге, мечта привела его в летную Харьковскую военную школу, из которой он вышел выпускником в 1937 году. Уже в период обучения талант воздушного снайпера дал о себе знать – он посылал в мишень в десять раз большее количество снарядов, чем нужно было для получения отличного результата.

Участие в Советско-финской войне

В июне 39-го года участвовал в боях близ реки Халхин-Гол. В тридцати воздушных сражениях с японскими летчиками ему удалось сбить 6 самолетов. За это летчику вручили орден Красного Знамени. В результате одной из битв Ворожейкин серьезно повредил позвоночник. Врачи поставили беспощадный диагноз: компрессионный перелом трех позвонков поясницы. Однако это нисколько не надломило дух летчика. Несмотря на диагноз, летчик решил вернуться в свою часть.

Реализовать свой талант в полной мере Ворожейкину удалось в период противостояния с нацистами. Однако до этого асу также пришлось поучаствовать в войне с Финляндией. Как только она завершилось, ему было выдано направление в Военно-воздушную академию, обучение в которой он завершил в 1942 году.

Период Великой Отечественной войны

На войну с нацистской Германией прибыл уже настоящим мастером своего дела, чему явным доказательством служит сотня боевых вылетов и наличие соответствующего образования. В сентябре 42-го года Арсения Васильевича отправился на Калининский фронт, где пополнил ряды 728-го истребительного авиационного полка. Там, под городом Торопец им было совершено несколько десятков вылетов на И-16.

Первую победу на Курской дугой летчик одержал, пилотируя Як-7Б. Тогда ему удалось сбить новую немецкую разработку — истребитель Ме-109 Г-2 . В следующем бою близ Прохоровки летчику удалось сбить уже два вражеских бомбардировщика модели Ю-87 – в случае первого он прошелся градом пуль по «брюху», в то время как второй самолет был сражен внезапным ударом сверху, в чем Ворожейкину помогли облака.

В одном из боев, помогая спастись своему подбитому ведомому Дмитрию Анину, командир эскадрильи решает отвлечь сразу четыре немецких истребителя. В одиночку! Этот случай Ворожейкин описал в книге «Над Курской дугой». В результате этой рискованной схватки асу удалось сбить пару Мессершмиттов, подбить еще одного, а четвертого напугать — он решил не рисковать и полетел назад.

Через несколько суток четверкой советских пилотов, атаковавших многочисленную группу вражеских самолетов, было сбито 4 бомбардировщика, половина из которых на счету Арсения Васильевича. В октябрьском сражении 1943 года ему удалось одной атакой сбить сразу двух Ю-87: летчик атаковал вражеский самолет снизу, который впоследствии столкнулся с соседским бомбардировщиком.

За всю фронтовую жизнь Ворожейкину удалось одерживать победу над своими противниками благодаря сочетанию трезвого расчета с невероятной дерзостью. Не смотря на это, ас ни разу не высказывался пренебрежительно о своих противниках.

С приходом 44-го года полк был перевооружен на Як-9. Именно за героем статьи числится первый сбитый яком «Фокке-Вульф-190». На протяжении войны случались различные ситуации — приходилось неоднократно выручать товарищей, спасаться из горевшего самолета, падать с заглохнувшим движком, приземляться с серьезно понесенным уроном. Как пример, весной 1944 года, сбитый немецкий разведчик Хш-123 подбил пилотируемый Арсением Васильевичем истребитель. Лишь благодаря чуду ему удалось совершить удачную посадку на болотной просеке, которая в тот момента была занята немцами. Товарищи бросились выручать командира эскадрильи. Приземлившийся По-2, прикрываемый парой «яков», смог вернуть Ворожейкина на базу.

Совершив боевой вылет на ЯК-9Т в сторону Тернополя на новой машине Як-9Т, летчиком была замечена вражеская воздушная единица модели Ю-52, шедшая навстречу советским войскам. Бомбардировщик вел себя подозрительно мирно, а пулеметные турели и вовсе были направлены вверх. Ворожейкин и ведомый подлетели на настолько близкое расстояние к транспортнику, что им удалось даже рассмотреть летчиков и пассажиров в иллюминаторах. Неожиданно в ход пошел десяток вражеских трасс: пассажиры и стрелки просто на просто усыпили бдительность командира и ведомого, чтобы открыть внезапный огонь. Мгновенно отреагировав, командир увернулся от огня, развернулся и продолжительными очередями буквально стёр в порошок вражеское воздушное судно. Несколько позднее им были сбиты еще пара ‘’Юнкеров’’, при этом, в течение одного вылета!

Первая Золотая Звезда Героя Советского Союза была вручена Арсению Васильевичу 4 февраля 44-го года, когда на его счету было уже 46 вражеских самолетов, а 19 августа того же года ему присвоили еще одну звезду в таком же звании.

В середине лета всё того же 1944 года летчика назначают командиром 32-го полка истребительной авиации. Спустя некоторый промежуток времени переведен был назначен старшим инспектором-летчиком в Главном управлении фронтовой авиации.

Читать еще:  Первый в истории РККА танкист, удостоенный звания Героя Советского Союза » Военные люди

В апреле 45-го года, находясь над столицей нацисткой Германии, действуя вместе с майором Трещевым, Ворожейкин подбил новенький гитлеровский истребитель-бомбардировщик «Арадо».

Друзья и товарищи прозвали Арсения Васильевича генералом неба. Ведь именно он вёл за собой в бой летчиков, учил их тактике ведения воздушных боёв, внезапно атаковать и побеждать. За всю карьеру летчика Ворожейкин участвовал в 400 боевых вылетов, единолично сбил 54 вражеских истребителей и 14 в составе группы. Три раза был ранен.

Послевоенный период

После победы над Германией Ворожейкин был на должностях командира авиаполка, дивизии, заместителя командующего ПВО. В 52-м году завершил обучение в Военной академии. Освоил первые успешные реактивные самолеты СССР. Летал Арсений Васильевич до 1957 года, а отставку вышел, будучи генерал-майором.

В дальнейшем Арсений Васильевич занимался написанием книг и числился в Союзе писателей. За его авторством числится двенадцать книг, выпущенных как в нашей стране, так и за границей.

А.В. Ворожейкин был удостоен ордена Ленина, четырёх орденов Красного Знамени, а также награжден множеством советских и иностранных орденов и медалей.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Засада на коршуна: как советский летчик Арсений Ворожейкин заслужил звание аса

Дважды Герой Советского Союза, генерал авиации Арсений Ворожейкин запомнил один из уроков детства на всю жизнь и всегда им руководствовался. Еще мальчиком Арсений спас из гнезда двух коршунов украденных ими цыплят, ничего не видя перед собой и отчаянно отбиваясь от атак хищных птиц. Мать будущего аса спросила у него, не перетаскают ли коршуны теперь со зла всех птенцов, и Арсений ответил фразой, впоследствии ставшей его жизненным кредо.

«Когда разбойника хорошенько проучишь, так он и нос боится показать», — заявил Ворожейкин.

Арсения никто никогда не учил воевать. Уникальный воздушный боец ценой огромных усилий и ошибок, каждая из которых могла стоить жизни, завоевал право называться одним из лучших советских летчиков-асов.

Крещение огнем Ворожейкина произошло 22 июня 1939 года в районе реки Халхин-Гол: его эскадрилья столкнулась с большой группой японских самолетов, десятки машин закрутились в огненной карусели, групповой бой рассыпался на множество поединков. Арсений, быстро потерявший общую картину, бросался вдогонку за врагом, уворачивался от атак, прицеливался и безудержно стрелял — вел себя как храбрый, но неопытный пилот.

Через месяц Ворожейкин принял участие в бою вновь с превосходящими силами противника — на 15 советских самолетов пришлось 20 японских истребителей. Самолет Арсения, в один момент оказавшись против десяти, был сбит. Во время вынужденной посадки самолет перевернулся, зажав летчика в кабине. Японские истребители продолжали добивать уже упавшую машину, и она загорелась. Казалось бы, шансов у Ворожейкина нет, но раненый в голову и руку летчик подкопал землю и вырвался из огненной ловушки.

«Храбрым человек не рождается. Храбрости люди учатся друг у друга. В бою каждый раз приходится быть храбрым заново», — говорит биограф Арсения Ворожейкина Максим Еранцев.

Впоследствии оказалось, что у раненого пилота серьезная травма позвоночника. Вопреки мнению врачей, он прямо в больнице дал понять, что не стоит списывать его со счетов, одним махом согнувшись и достав руками до пола. Следующие сутки Ворожейкин пролежал в палате, кусая губы от невыносимой боли, но добился своего и получил справку «годен к летной работе с ограничениями».

Бои на Халхин-Голе были невероятно ожесточенными. Впервые в истории в них массово использовались автомобили, танки и бронемашины. Особым накалом отличались и боевые действия в воздухе. Как вспоминает историк авиации Андрей Симонов, даже видавшие виды воины поражались происходящему.

«В свое время Константин Симонов, который был участником боев на реке Халхин-Гол, брал интервью у Жукова и обронил такую фразу, что никогда не видел столько самолетов, одновременно ведущих воздушный бой. На что Жуков сказал: “Вы думаете, я видел?”. Воздушные бои были очень напряженными», — рассказал Симонов.

После победы на Халхин-Голе Ворожейкин был награжден орденом Красного Знамени. Едва успел вернуться домой, как его снова направили на войну, теперь советско-финскую. Позже, в марте 1940 года, его назначили командиром эскадрильи авиаполка под Ереваном, а летом 1943 года его полк переоснастили новыми истребителями ЯК-7Б и направили на Курскую дугу.

Утром 12 июля 1943 года Ворожейкин во главе шестерки истребителей разогнал группу из двенадцати «юнкерсов». Через несколько часов летчики перехватили группу еще из сорока самолетов противника — Ворожейкин сбил еще два самолета, а в третьем вечернем вылете — разведывательный самолет врага «Хейнкель-126». Асом, то есть летчиком, сбившим больше пяти самолетов врага, Арсений стал уже на второй день боев, добавив к счету еще один Messerschmitt.

«То, что у Ворожейкина несколько воздушных побед в одном бою, это говорит именно о летном мастерстве, об умении. Это тактика определенная, он действительно разрабатывал новые тактически приемы», — вспоминает Андрей Симонов.

Читать еще:  О роли БПЛА в составе диверсионных и контр-диверсионных подразделений

3 августа 1943 года асу пришлось встретиться с противником особого рода – с крупными немецкими бомбардировщиками. Чтобы прорваться сквозь огненный смерч тяжеловооруженных самолетов и нанести короткий, но смертельный удар, необходимы были железные нервы. У Ворожейкина были как раз такие. Прикрывая с воздуха танковые колонны, ему удалось сбить в одном бою три пикирующих бомбардировщика Ju-87 и сразу же сразиться с четырьмя вражескими истребителями. Один из черноносых Messerschmitt спикировал на Ворожейкина, который, выйдя на дистанцию огня, хладнокровно отключил двигатели. Простой маневр позволил резко сбросить скорость, так, что вражеский истребитель не успел прицелиться и отвернул для повторного захода. В этот момент Арсений выполнил крутой разворот и сразу открыл огонь — вражеский истребитель взорвался в воздухе.

На следующий день восьмерка ЯК-ов под командованием Ворожейкина обнаружила большую группу неизвестных самолетов, которыми на поверку оказались немецкие двухмоторные дальние бомбардировщики, каждый из которых нес по три тонны бомб. Арсений понимал, что советских истребителей слишком мало, а горючее и боеприпасы на исходе, и передал по рации готовность к лобовой атаке, которую всегда считал глупостью. Его товарищи все понимали, не издали ни слова упрека или сомнения, только теснее сомкнули строй. Сам Ворожейкин сжался в комок и зажмурился, но не ощутил удара. Открыв глаза, он увидел, что вражеский строй рассыпался, не выдержав такой атаки. Бомбардировщики сбрасывали бомбы на своей территории и разворачивались. Сев на аэродроме, Ворожейкин увидел на висках своего ведомого Емельяна Чернышева седину — тому был только 21 год.

За два месяца воздушных боев на Курской дуге и последовавшей битве за Днепр Арсений Ворожейкин лично сбил 22 самолета врага, 55 уничтожили летчики его эскадрильи, в ноябре 1943 года советские войска освободили Киев и устремились дальше. Счет побед Арсения продолжал стремительно расти и вскоре составил уже 30 самолетов противника. По фронтовым меркам — это норма к представлению на вторую Золотую Звезду Героя, но у Ворожейкина не было и первой. Возможно, причиной тому была его склонность рубить с плеча, невзирая на то, подчиненный перед ним или начальник. Но 4 февраля 1944 года Указом Верховного совета СССР асу было присвоено звание Героя Советского Союза. Вторую звезду Героя он получил в августе 1944 года.

1 мая 1945 года в полдень с аэродрома Альтено взлетели самолеты 115-го гвардейского Оршанского полка. Они несли два шестиметровых знамени с надписью «Победа», а сопровождал их почетный эскорт — шестерка Героев Советского Союза под командованием Арсения Ворожейкина.

До Берлина они долетели быстро. Уже над городом пилотам пришлось снизиться, несмотря на угрозу обстрела. Ворожейкин взглянул вниз — Берлин был похож на кратер извергающегося вулкана, по центру города били десятки тысяч пушек и минометов. В воронке чистого неба над столицей Третьего рейха вспыхнули красные советские знамена. Так дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин поставил точку в своей боевой биографии.

Краткий курс истории. Воздушный снайпер

28 октября 1912 года родился один из самых результативных летчиков-истребителей советской авиации, дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин.

Кормилец поневоле

Арсений Васильевич родился в селе Прокофьеве (ныне в Нижегородской области). Рано лишившись отца, мальчик из бедной семьи был вынужден взять в руки охотничье ружье. Это сказалось на выдающемся мастерстве воздушного снайпера. С детства мечтавший о летной профессии, оказавшись в Харьковской военной авиационной школе летчиков, Арсений отправлял в мишень снарядов в 10 раз больше, чем было нужно для отметки «отлично».

А.В. Ворожейкин

12 первых пробоин

Боевой путь будущего дважды Героя начался в небе Халхин-Гола летом 1939 года. Тогда же он заработал славу воздушного снайпера. После первого боя в самолете комиссара Ворожейкина насчитали 12 пробоин – счастливая цифра. В той же войне с японцами он получил тяжелую травму позвоночника, но досрочно выписался из госпиталя, «случайно» потерял справку о списании с летной работы и вернулся в строй. А еще вплоть до конца 1943 года летчик-ас предпочитал летать с открытым фонарем кабины пилота – для лучшего обзора.

А.В. Ворожейкин перед боевым вылетом

За мужество и героизм

Впервые Ворожейкин был представлен к званию Героя Советского Союза еще в 1939 году за бои с японцами, но получил орден Красного Знамени. Первого «Героя» Ворожейкину дали в феврале 1944 года – за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками. Второго – в августе того же года, когда летчик-ас занимал должность заместителя командира 32-го истребительного авиаполка в звании майора. За всю карьеру Ворожейкин провел более 300 боевых вылетов, 90 воздушных боев и имел в послужном списке 51 личную и 14 групповых побед (по другим данным – 52 и 13 соответственно). В мирное время Арсений Васильевич продолжал служить в армии на командующих постах, а в отставке (с 1957 года) занимался литературной деятельностью. Генерал-майор авиации умер 23 мая 2001 года, похоронен в Москве. В Нижнем Новгороде ему установлен памятник.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector