0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

19 декабря 1939 г. был принят на вооружение танк Т-34

День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды

Происхождение вида

Т-34 законно считается советским, но предыстория у него вполне американская — этот танк стал развитием конструкций американского инженера Уолтера Кристи. Танк Кристи имел своеобразную схему подвески и движителя, которые позволяли ему развивать феноменальные для тех времен скорости (до 100 км/ч на колёсах). Последнее обстоятельство так понравилось советским военным, что они даже приняли машину в обход системы авто-бронетанкового вооружения РККА (отсюда и индекс «БТ» — «системные» танки назывались «Т»).

На основе конструкции Кристи был разработан советский лёгкий танк БТ-2, производство которого началось в 1932 году на Харьковском паровозостроительном заводе (потом — завод №183, сейчас — завод транспортного машиностроения им. Малышева). Развитием конструкции Кристи стали танки БТ-5 и БТ-7. Танковый марафон Михаила Кошкина

Велись работы по совершенствованию этого семейства танков. В частности, на танки БТ-7М ставились дизельные двигатели (вообще на БТ были авиационные моторы — мощные, но работавшие на дорогих сортах бензина, которые мало производились в СССР). Кроме того, совершенствовалась ходовая часть и броневая защита танков.

В 1938 году заводу было дано задание на разработку новых гусеничной и колёсно-гусеничной модели, которые были изготовлены в мае 1939 года. Кстати, строительство гусеничного танка было инициативой заказчика, а не конструкторской бригады, как считалось благодаря распространённой легенде. Модели назывались А-20 и А-32 («А» — индекс опытной техники ХПЗ независимо от назначения). Концептуально это была попытка построить средний танк в габаритах лёгкого.

А-20 был колёсно-гусеничным. Смысл этого движителя состоял в том, что гусеничные ленты 1910-20 годов имели очень низкий ресурс. Лёгкие танки доставлялись к месту боёв на грузовиках (кстати, сейчас делается точно так же). Чтобы исключить грузовик из схемы делались попытки дать танку возможность ездить на катках, как на колёсах. Для этого формировалась передача на одну или несколько пар опорных катков.

Однако в 1939 году ресурс гусениц был уже достаточен для дальних марш-бросков. За счёт упразднения тяжёлой передачи колёсного хода на Т-32 была установлена более мощная пушка (76, а не 45 мм.) и появилась возможность для усиления брони (до 45 мм вместо 25 мм на А-20).

В результате выбор был сделан в пользу А-32, получившего в системе вооружений индекс Т-34.

Кстати, «родовые черты» танка Кристи видны в Т-34 очень хорошо. Это подвеска в виде вертикальных пружин, установленных внутри корпуса, и катки большого диаметра.

Достоинства танка

Во-первых, мощное орудие.

С самого начала на Т-34 ставились 76 мм пушки с разной длиной ствола. В феврале 1941 года на танк начала ставиться пушка Ф-34 с длиной ствола 41 калибр и характерной формой бронировки противооткатных устройств (короб под стволом). С этим вооружением танк выпускался до 1944 года.

Во-вторых, толстая броня.

Броня в 45-мм под рациональным углом наклона (т.е. 90 мм «приведенной» брони) намного лучше, чем, например, 15-20 на советских легких и 30 — на средних (Т-28) танках.

Правда, для немцев такое бронирование сюрпризом не являлось — они уже сталкивались, например, с французскими B-1bis, оснащенными 60-мм лобовой броней. Да и сами немцы довольно быстро занялись усилением бронирования своих танков. Уже на Pz-IV Ausf. F, которые начали выпускать весной 1941 года, броня была доведена до 50 мм, а в более поздних версиях — до 80.

Немцы довольно быстро решили проблему с толстой броней советских танков, развернув массовый выпуск 50 и 75-мм противотанковых пушек, снарядов с самонормализующейся головкой и кумулятивов. Сражение за Киев. «Роковое решение», определившее исход войны

В-третьих, дизельный двигатель.

К достоинствам дизеля относятся низкий расход топлива (соответственно — больший запас хода), большой крутящий момент на низких оборотах (что особенно важно для танков и тягачей), больший ресурс, ровная тяга. Главное в советских условиях — возможность работы на низкокачественном топливе (газойле), которое производилось технически отсталыми советскими НПЗ. Считается также, что дизельное топливо менее пожароопасно, однако это не совсем так — дизель трудно зажечь в процессе эксплуатации, но при попадании снаряда газойль горит, а его пары взрываются. В случае повреждения танка с бензиновым двигателем вероятность пожара, по статистике, была выше примерно на 5%.

Главный недостаток дизеля — относительная дороговизна. Даже в случае с современными автомобильными моторами дизель на 15-30% дороже. А в случае с В-2 мы имеем дело с авиационным двигателем, на который шел дорогой и дефицитный алюминий. Дизель более требователен к смазке и фильтрации воздуха, нуждается в более квалифицированном обслуживании.

В-четвёртых, широкие гусеницы, обеспечивавшие высокую проходимость.

Начало войны

К 22 июня было выпущено несколько более 1100 танков Т-34, однако подготовленных экипажей и ремонтников для них практически не было. Подавляющее большинство машин находилось на хранении (чтобы не тратить ресурс) или в учебных частях.

Это не говоря о том, что в приграничных механизированных корпусах, например, практически не было 76 мм бронебойных снарядов.

Первые новости о Т-34 относятся к октябрю 1941 года, когда Гейнц Гудериан вдруг заявил о решающем превосходстве Т-34. Но в конкретной ситуации под Мценском дело было не в характеристиках танков, а в том, что Михаил Катуков грамотно использовал тактику засад, в то время как немецкие командиры за время блицкрига обленились и не организовали боевого охранения.

Недостатки

В 1940 году в результате испытаний серийных танков Т-34 на Научно-исследовательском бронетанковом полигоне были сделаны следующие выводы: «Танк Т-34 не удовлетворяет современным требованиям к данному классу танков по следующим причинам: огневая мощь не могла быть использована полностью вследствие непригодности приборов наблюдения, дефектов установки вооружения и оптики, тесноты боевого отделения и неудобства пользования боеукладкой (следствие стремления подогнать танк к габаритам лёгкого. — Авт.); при достаточном запасе мощности дизеля максимальные скорости, динамическая характеристика танка подобраны неудачно, что снижает скоростные показатели и проходимость машины; тактическое использование танка в отрыве от ремонтных баз невозможно вследствие ненадёжности основных узлов — главного фрикциона и ходовой части».

Читать еще:  Дневник Тани Савичевой » Военные люди

В плане обзорности Т-34 первых серий, с башней-«пилоткой», были настоящей катастрофой. Из-за тесноты башни пользоваться большей частью приборов наблюдения (в том числе командирской панорамой) было просто невозможно. Особенно когда экипаж «утрамбовывался» в танк в зимней одежде. Командир, как правило, вел наблюдение через орудийный прицел, который просто не был для этого предназначен.

Экипаж в составе 4-х человек предполагал, что командир, помимо своих функций, выполнял еще и функции наводчика орудия. Естественно, в это время у него не было возможности наблюдать за полем боя. На практике это оборачивалось плохой связью внутри танкового подразделения, индивидуальными действиями танков. Только на Т-34-85 экипаж был увеличен до пяти человек, что позволило высвободить командира от дополнительных обязанностей.

Справедливости ради надо сказать, что советские танки в этом отношении были лучше, чем, например, французские — с одноместной башней. Но на немецких средних танках экипаж с самого начала войны составлял пять человек, и имелась командирская башенка. Говорить о превосходстве немецких оптических приборов я даже не буду.

Т-34 было очень тяжело управлять. Переключение несинхронизированной КПП требовало от мехвода лошадиной силы и большой точности — нередко включалось сразу две скорости и коробку заклинивало. В реальности чаще всего использовалась одна, максимум две скорости. Все эти проблемы были решены только в 1943-44 годах, но автор даже от людей, которые водили Т-34-85 после войны, слышал жалобы на тугое переключение передач и проблемы с главным фрикционом.

Танк даже пытались снять с производства, а заводу дважды давалось задание на разработку новой машины (Т-34М в 1940 и Т-43 в 1941). К счастью, до этого не дошло.

Танк оказался очень удачным, прежде всего в технологическом смысле. Этих танков было выпущено свыше 35 тысяч (не учитывая техники на его базе и Т-35-85, который был во многом уже другой машиной).

19 декабря 1939 года был запущен в производство танк Т-34

Советское правительство утвердило постановление о серийном производстве и принятии на вооружение Красной Армии среднего танка Т-34, разработанного группой специалистов конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна под руководством главного конструктора Михаила Ильича Кошкина (1898–1940).

Еще со школьной скамьи всем известно, что Вторую мировую войну СССР выиграл благодаря массовому героизму советских людей, плеяде талантливых полководцев и тому, что наше оружие на порядок превосходило оружие фашистской Германии. Так как Вторая мировая война была войной моторов, то это обстоятельство породило немало мифов, в число которых вошел и миф и о лучшем танке всех времен и народов – легендарной «тридцатьчетверке», «танке Победы». Так ли это на самом деле?

Именно в боевых условиях проявляются сильные и слабые стороны любого оружия. Всё это в полной мере относится и к самому массовому советскому танку военной поры – Т-34. В СССР об этом танке слагали песни и снимали фильмы, благодаря чему в сознании советских граждан укоренился непререкаемый факт, что ничего лучше «тридцатьчетверки» ни у немцев, ни у наших союзников не было. При этом за кадром остается один, вполне резонный вопрос – а о чем, собственно, идет речь? Какой именно танк имеется в виду, когда говорят о Т-34? Ведь одно дело Т-34 выпуска 1940 года, вооруженный пушкой Л-11. А Т-34 выпуска конца 1942 года с пушкой Ф-34 – это танк, прошедший уже не одну модернизацию, имеющий массу отличий от своего предшественника. Ну а Т-34-85, выпущенный в марте 1945 года, является, по сути, совершенно новой конструкцией и сравнивать его с Т-34 1940 года просто не имеет смысла. Так какой же из этих танков, носящих одно и то же имя – Т-34, является лучшим?

В декабре 1939 года танк Т-34 (А-34) был принят на вооружение РККА. Почему-то принято считать, что ничего равного «тридцатьчетверке» во всем мире на тот момент не существовало. Хотя, например, немецкий средний танк Pz.IV, принятый на вооружение в 1937 году и выпускавшийся вплоть до апреля 1945 года, всю войну позиционировался как прямой «конкурент» Т-34, в чем-то уступая советскому танку, но в чем-то и превосходя.

«Тридцатьчетверка» отличалась массой передовых для своего времени решений: мощный дизельный двигатель, пушка 76,2 мм, рациональные углы наклона брони, широкие гусеницы. Вместе с тем имелись и весьма существенные недостатки, главным образом связанные с надежностью машины. С началом Великой отечественной войны, в связи с эвакуацией многих предприятий и жесточайшей экономии материалов, Т-34 собирались по упрощенной технологии, что не могло не сказаться на их качестве. Так, отправленный для ознакомления в США «эталонный образец» (т.е. изготовленный в строгом соответствии со всеми технологическими нормативами) «тридцатьчетверки» особого энтузиазма у союзников не вызвал. Во время испытаний пробегом танк прошел всего 340 километров, после чего его двигатель вышел из строя. Да так, что американцы не смогли его отремонтировать.

К слову, на фронте вплоть до начала 1943 года, из строя в силу технической неисправности выбывало чуть ли не в два раза больше танков, нежели вследствие боевых потерь.

Прочие «козыри» Т-34 также оставили американцев равнодушными. Относительно мощная пушка Ф-34, несмотря на свою простоту и безотказность, вызвала нарекания из-за невысокой начальной скорости снаряда в 640 м/с, в то время как, уже упоминавшийся выше немецкий Pz.IV, был к тому времени вооружен 75 мм пушкой KwK 40 с начальной скоростью снаряда 770 м/с. Не понравилось американцам и качество брони. В бою, даже не будучи пробитой снарядом, броня своими осколками часто поражала экипаж.

Sherman стал вторым по массовости танком Второй мировой войны. С февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено около 50 тысяч танков Sherman. Фото: Army Signal Corps Collection / U.S. National Archives

Читать еще:  Летчик-герой СССР Давид Элизбарович Тавадзе

Американские эксперты признали идеи, заложенные в Т-34, в целом интересными и передовыми, но особого впечатления танк на них не произвел. За исключением удачной формы корпуса танка, критике подверглось практически всё: подвеска, трансмиссия, гусеничные цепи, средства связи, механизм поворота башни и самое главное, страшная теснота, в которой приходилось работать экипажу. Главный же козырь Т-34 – массовость, американцы таковым не считали, так как к тому времени без снижения качества выпускали «Шерман» тысячами.

Не соответствует действительности и история разработки немцами «Пантеры» как «адекватного» ответа советскому танку. Дескать, столкнувшись с советским Т-34, немцы, пораженные его высочайшими боевыми качествами, вынуждены были чуть ли не в авральном порядке разработать «Пантеру». Скопировать «тридцатьчетверку» в силу гениальности заложенных в этот танк идей они почему-то не смогли. Подобная версия не выдерживает критики хотя бы потому, что танк Pz.V «Пантера» выступал в той же весовой категории, что и наш ИС-2, то есть был тяжелым танком, а не средним как Т-34. Более того, еще до появления «Пантеры» с «тридцатьчетверками» успешно боролись как всё те же Pz.IV, так и ещё более легкий Pz.III.

Разумеется, когда к немцам попали первые трофейные Т-34, они тщательно изучили наш танк. Вывод их хоть и отличался от заключения американцев, но был также в целом отрицательным: неудовлетворительные условия работы экипажа, плохой обзор, капризный дизель В-2-34, ограниченный 100-120 часами моторесурс, невысокое качество связи. Хотя немцы и использовали в своих танковых частях «тридцатьчетверки», но копировать её они не собирались.

На корпус или башню трофейных Т-34 немцы наносили опознавательные знаки или свастики большого размера, чтобы предотвратить обстрел со стороны своей артиллерии.

К явному мифотворчеству следует отнести и рассказы о том, что в первые дни войны «неуязвимые» «тридцатьчетверки» уничтожали немецкие противотанковые батареи 37-мм «колотушек» чуть ли не десятками. Давили их гусеницами, расстреливали из пушек, а бедные, насмерть перепуганные немцы ничего не могли поделать с советским «чудо-танком», так как снаряды злосчастных «колотушек» просто не пробивали его броню. Это было бы смешно, если б не было так грустно. Пресловутые 37 мм «колотушки» PaK-35/36 выводили из строя не только Т-34, но и тяжелые КВ, особенно когда немцы поражали наши танки в борт. И история знает немало подобных официально зарегистрированных случаев.

В общем, на начальном этапе войны «тридцатьчетверка» была далеко не лучшим в мире танком. Хронические проблемы с качеством двигателя, трансмиссии, ходовой части нередко сводили на нет прочие преимущества этого танка. К примеру, немецкий Pz.IV отличался куда большей надежностью, а про условия работы экипажа и говорить не приходится – у немцев она была в разы лучше.

Это признавали и советские специалисты. Главный конструктор Т-34 Александр Морозов в конце 1942 года сказал, что возможности «тридцатьчетверки» уже практически исчерпаны и исправить существующее положение дел можно только с разработкой нового танка. Кампания 1943 года лишь подтвердила правоту его слов. «Тридцатьчетверка» в нынешнем виде уже не могла на равных сражаться не только с «пантерами» и «тиграми», но и с новыми модификациями Pz.IV получившими усиленное бронирование и новую длинноствольную пушку.

В конце 1943 года, пройдя глубочайшую модернизацию, Т-34 обзавелся новой, более просторной башней, куда была установлена 85 мм пушка, а толщина брони была доведена до 90 мм. Форма корпуса и основные агрегаты, к тому времени избавившиеся от различных «детских» болезней, остались практически без изменений. Танк получил обозначение Т-34-85, и именно ему довелось участвовать в заключительном этапе Второй мировой войны. И хотя Т-34-85 всё равно не мог на равных бороться с «тиграми», «элефантами» и «пантерами», его возросшая огневая мощь позволяла ему не раз выходить победителем из схваток с тяжелыми танками противника. Известны случаи, когда Т-34-85 уничтожал даже 69-тонные «Королевские тигры».

Немецкий средний боевой танк Pz.Va «Пантера».

Модернизированная «тридцатьчетверка» вполне может претендовать на звание лучшего среднего танка заключительного этапа войны. «Старый знакомый» Pz. IV теперь явно ему уступал практически по всем показателям. Американский «Шерман» М4А3 так же не мог бороться с Т-34-85 на равных (война в Корее вскоре подтвердит это). Единственный танк, который мог сравниться с «тридцатьчетверкой», — это английская «Комета». Но этот танк не принял участие в боях заключительной фазы войны, что не позволяет делать однозначные выводы о его плюсах и минусах.

Кроме того, Т-34-85 отличался хорошо отработанной в производстве конструкцией, надежностью узлов и агрегатов и ремонтопригодностью, при этом сохранив главное своё качество – массовость. «Тридцатьчетверка» выпускалась десятками тысяч, чего нельзя сказать о других танках, за исключением «Шермана». Но «зажигалка Ронсон», как презрительно именовали его немцы, еще в момент своего рождения представлял из себя сборище различных технических компромиссов и весьма сомнительных инженерных решений, хотя и отличался достаточной надежностью и неплохой ремонтопригодностью.
Так что с тем утверждением, что лучшим средним танком конца Второй мировой войны был именно советский Т-34-85, согласиться можно. На этом этапе ни у немцев, ни у союзников ничего подобного не было.

И еще один миф о «тридцатьчетверке». Почему-то принято считать, что производство этих танков прекратилось сразу после войны. Дескать, легендарная машина внесла свою лепту в Победу и могла смело отправляться на покой, тем более что на смену ей уже был разработан более совершенный Т-54. Это, конечно же, не так. В СССР Т-34-85 выпускался до 1947 года, а затем еще несколько лет в Польше и Чехословакии. На службе в Советской армии эти машины оставались вплоть до начала 1970-х годов. В других же странах мира «тридцатьчетверки» встречаются и до сих пор. Например, известно об участии этих танков в войне в Югославии в середине 1990-х годов.

Всего же Т-34 всех модификаций за все годы его производства было выпущено около 70 000 штук, что дает историкам полное право назвать Т-34 самым массовым танком за всю историю танкостроения.

Две легенды: Т-34 и КВ-1 приняли на вооружение 80 лет назад

КВ-1 долгое время считался непробиваемым. Его броню не брали противотанковые снаряды. Встретившись в первые же дни войны с КВ, фашисты окрестили его «Призраком». Бывали случаи, когда танки КВ в одиночку задерживали продвижение гитлеровцев.

Читать еще:  Герой войны: Захватил плацдарм на Днепре

Танк КВ — «Клим Ворошилов» — был одним из первых советских тяжелых танков. Он имел лобовую броню не менее 75 мм, и за счет нее стал неуязвимым не только для 47-мм пушки, но и для 76-мм на дальности 800-1000 метров. Снаряд 50-мм танковой пушки мог пробить лобовую броню танка КВ, расположенную под рациональными углами наклона, лишь с дистанции 40 метров, борта можно было поражать с 300 метров. С 1939 по 1942 годы у всех вероятных противников СССР не было на вооружении столь бронированных танков.

Наряду с самой крепкой на тот момент времени защитой, машина имела и мощное вооружение — пушки калибра 76 мм пушку и три пулемета ДТ.

Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Духов. В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. 29 ноября 1939 года, за день до начала советско-финской войны, эту машину передали в 20-ю танковую бригаду для военных испытаний. Уже 17 декабря 1939 года танк прошел свое боевое крещение, приняв участие в прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.

19 декабря 1939 года КВ был принят на вооружение Красной Армии. Планы производства новых машин были грандиозными, но тут началась война. Фактически их серийное производство было начато в феврале 1940 года на ЛКЗ. В первые месяцы войны в частях Красной Армии находилось 386 танков КВ. С 1940 по 1942 годы было выпущено около 3,5 тысячи танков КВ. Лишь во второй половине 1942 года, когда у немцев появились новые мощные орудия, броня танков КВ перестала быть решающей в споре со средним танком Т-34.

В отличие от КВ, легендарную тридцатьчетверку успели начать выпускать серийно. Уже в 1940 году с конвейера выходили сотни машин, и Т-34 считается самым массовым орудием борьбы с фашистами вплоть до 1944 года, когда на поля сражений вышел Т-34-85. Всего за годы войны было выпущено более 35 тысяч танков Т-34, не считая техники, созданной на его базе.

Средний танк Т-34 — детище конструкторов Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Они нашли оптимальный баланс между боевыми, ходовыми, технологическими и тактическими характеристиками машины. Благодаря широким гусеницам и мощному, в 500 лошадиных сил, дизельному двигателю авиационного типа танк отличался высокой подвижностью и маневренностью, его скорость достигала 50 км/ч в условиях шоссе. Несмотря на меньшую, чем у КВ, толщину брони в 45 мм, удачно выбранные углы наклона бронелистов приводили к тому, что снаряды отлетали от него рикошетом.

Многие эксперты признавали Т-34, также принятый на вооружение 19 декабря 1939 года, одним из лучших танков Второй мировой войны.

19 декабря 1939 года принят на вооружение танк Т-34

Этот день в истории: (видео)

19 декабря 1939 года был принят на вооружение танк Т-34 — один из самых знаменитых и узнаваемых советских брендов, один из лучших танков Второй мировой войны.

К началу конфликта СССР уже имел свыше тысячи Т-34, и в первый год боев этот танк безоговорочно доминировал на поле боя. Немцы в основном имели легкие танки — 34-ка легко пробивала их броню, при этом часто оставаясь неуязвимой.

Оценив преимущества Т-34, советское руководство сделало ставку именно на него. С 1942 года под этот танк выделили почти все производственные мощности. Однако немцы тоже не теряли времени даром, и к 1943 году у них появились «Пантеры» и «Тигры», которым Т-34 ничего не мог противопоставить — особенно «Тиграм» и их массивной броне.

Советская сторона в ответ модернизировала свой танк — Т-34-85 получил усиленную броню и более мощное орудие при сохранении прежних ходовых и маневренных характеристик. И все же даже модернизированная 34-ка уступала немецким танкам в конце войны. Тогда в чем секрет Т-34? Почему он считается лучшим советским танком того времени и самым успешным танком на Восточном фронте?

Разгадка проста. Немецкие и советские стратегии были диаметрально противоположны. Немцы раз за разом стремились создать вундерваффе — чудо-оружие, которое на голову превзойдет конкурентов. При этом не считались с затратами. «Тигр» — машина для убийства, с толстой броней и с огромной пушкой. К тому же немцы шли по пути совершенствования техники: на танки ставились приборы ночного видения, немало внимания уделялось обеспечению комфортной работы экипажа. Все это выливалось в огромные затраты на производство. Один «Тигр» стоил почти миллион (800 тысяч) рейхсмарок — огромные деньги. Кроме того, внедрение новинок замедляло производство.

«Тигр» и Т-34

В свою очередь, Советский Союз применял прямо противоположную стратегию — максимальное упрощение всего, что есть. СССР мог легко отказаться от нового улучшенного танка или самолета, даже если он заметно превосходил технику соперников, только из-за вероятного снижения темпов производства уже освоенных моделей (такая судьба постигла, например, истребитель И-185, который по отзывам испытателей был лучше любого советского самолета того времени, но не пошел в производство).

СССР не изобретал велосипед, а шел по пути упрощения и удешевления производства. Это дало свои результаты. Например, один только Нижнетагильский завод в 1942 году произвел почти столько же Т-34, сколько немцы произвели «Пантер» за всю войну. А огромная стоимость производства «Тигров» не позволила развернуть их по-настоящему массовое производство. За все время войны немцы произвели всего 1354 машины, тогда как СССР построил 35,5 тысячи Т-34.

К концу войны у немцев появилось немало танков, с которыми Т-34 практически не мог конкурировать, однако он все равно считается лучшим танком Второй мировой. По совокупности бронезащиты, огневой мощи, маневренности и ходовых качеств это одна из самых сбалансированных машин. А крайняя дешевизна производства и простота ремонта в полевых условиях сделали его почти идеальным танком для той войны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector