Катера проекта 183
Катера проекта 183 – 622 ед.
Проект 183:
ТК-383
ТК-1244 – ТК-1294
ТК-1298 – ТК-1316
ТК-1395
ТК-503
ТК-778
ТК-779
ТК-1115
ТК-1149
ТК-1362
ТК-1450
ТК-1401 – ТК-1433
ТК-1335
ТК-97
Проект 183Т:
ТК-? 12.04.1951 / 26.09.1951 / 20.11.1953
Проект 183ТК:
ТК-39 – ТК-51
Проект 183У:
ТК-38 7.09.1956 / 29.05.1957 / 31.12.1957
Проект 183Ц:
КЦ-3
КЦ-5 – КЦ-9
КЦ-23
КЦ-28
КЦ-29
КЦ-31
КЦ-37 – КЦ-39
КЦ-44
КЦ-45
КЦ-47 – КЦ-62
КЦ-65
КЦ-66
КЦ-70
КЦ-73 – КЦ-103
КЦ-108
КЦ-109
Водоизмещение:
нормальное: 61.5 тонн.
полное: 66.5 тонн.
Размеры:
длина: 25 метров.
ширина: 6.1 метр.
осадка: 1.2 метра.
Скорость:
максимальная: 43 узла.
экономическая: 14 узлов.
Дальность хода:
полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость).
экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом.
Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с.
Автономность: 5 суток.
Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй.
Вооружение: 2х2 – 25 мм зенитных установки “2М-3” (4000 снарядов). 2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм “ТТКА-53М”.
8 глубинных бомб “ББ-1”. 6 – 8 морских мин в перегруз “КБ-3” или “АМД-500”.
Экипаж: 2 офицера и 12 матросов.
Модификации катеров созданных на основе проекта 183:
пр. 183 – серийный торпедный катер.
пр. 183А – один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном).
пр. 183Т – опытный ТКА с дополнительным ГТД.
пр. 183ТК – серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров.
пр. 183У – опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл.
пр. 183ТУ – проект катера с 4-мя торпедными аппаратами.
пр. 183Т.2 – усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками.
пр. 183Ц – радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров.
пр. 183Ш – штабной вариант.
пр. 183Э – экспериментальный катер для испытания ракетного оружия.
пр. 183Р – первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ).
пр. 183Я.2 – проект катера с дизелями М.503.
пр. 199 – в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками, который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.
Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр.183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год. В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р). Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах: №5 в Ленинграде, №460 в Сосновке и №602 во Владивостоке. Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии. Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера. В 60-ые годы часть катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки. Всего передали 138 катеров: 31 – ГДР, 24 – Египту, 20 – Польше, 12 – Ираку, 12 – Китаю, 11 – Кубе, 10 – КНДР, 8 – Индонезии, 4 – Гвинеи, 4 – Сомали, 2 – Южному Йемену.
Литература
Катера проекта 183 – 622 ед.
Водоизмещение: нормальное: 61.5 тонн. полное: 66.5 тонн. Размеры: длина: 25 метров. ширина: 6.1 метр. осадка: 1.2 метра. Скорость: максимальная: 43 узла. экономическая: 14 узлов. Дальность хода: полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость). экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом. Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с. Автономность: 5 суток. Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй. Вооружение: 2х2 – 25 мм зенитных установки “2М-3” (4000 снарядов). 2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм “ТТКА-53М”. 8 глубинных бомб “ББ-1”. 6 – 8 морских мин в перегруз “КБ-3” или “АМД-500”. Экипаж: 2 офицера и 12 матросов.
Модификации катеров созданных на основе проекта 183: пр. 183 – серийный торпедный катер. пр. 183А – один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном). пр. 183Т – опытный ТКА с дополнительным ГТД. пр. 183ТК – серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров. пр. 183У – опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл. пр. 183ТУ – проект катера с 4-мя торпедными аппаратами. пр. 183Т.2 – усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками. пр. 183Ц – радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров. пр. 183Ш – штабной вариант. пр. 183Э – экспериментальный катер для испытания ракетного оружия. пр. 183Р – первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ). пр. 183Я.2 – проект катера с дизелями М.503. пр. 199 – в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками, который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.
Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр.183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год. В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р).Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах: №5 в Ленинграде, №460 в Сосновке и №602 во Владивостоке. Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии. Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера. В 60-ые годы часть катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки. Всего передали 138 катеров: 31 – ГДР, 24 – Египту, 20 – Польше, 12 – Ираку, 12 – Китаю, 11 – Кубе, 10 – КНДР, 8 – Индонезии, 4 – Гвинеи, 4 – Сомали, 2 – Южному Йемену.
Проект 183Р (Код НАТО — «Komar»)
Деревянный корпус, рубка стальная. Водоизмещение 66,5 (81) т; размеры 25,5 х 6,24 х 1,5 м. Дизели (12-цилиндровые М500Ф) 4 х 1200 л.с.; 4 вала; скорость до 38 узлов; дальность плавания 480 миль на 26 узлах, или 1000 миль на 12 узлах.Экипаж 17 человек; автономность по запасам провизии и питьевой воды 5 суток.
Вооружение: 2 ПКР П-15 (2 х I), 2-25-мм L/80 автомата 2М-ЗМ (1 х II).
РЭВ: РЛС «Рангоут», СУО «Клен».
За период с декабря 1959 по декабрь 1965 года на заводе № 5 в Ленинграде построили 26 ракетных катеров и еще 30 переделали из ранее построенных торпедных. На заводе № 602 во Владивостоке построили 22 катера и 24 переделали. Итого — 103 единицы, вместе с опытовым катером Р-14.
Из них передали другим странам 90 единиц: Китаю — 20; Кубе —18; Индонезии —12; КНДР —10; Сирии —9; Алжиру —6; Египту —8; Вьетнаму —4; Ираку —3.
Ракет П-15 за 25 лет поставили в 16 стран более 2,5 тысяч штук.
Катер пр. 183Р (тип «Komar»)
Пр. 183P/«October» для ВМФ Египта
207-212 (позже №№ 781, 783, 785, 787, 789, 791)
Деревянные корпуса построила египетская фирма «Alexandria Dock Yard» в 1969—75 годах по чертежам и технологии, полученным от советских «друзей». Арабы лелеяли план серийного строительства катеров пр. 183Р для флотов Египта, Сирии, Ливии, Йемена (по принципу: корпуса и сборка — свои, двигатели, вооружение, приборы — советские). Однако после поражения в арабо-израильской войне 1973 года Египет отказался от поставок советского оружия и техники. Поэтому оснащение и вооружение катеров осуществила в 1979—81 английская в Портчестере.
Дизель-моторы, ракеты и электроника — итальянские, артиллерия — английская.
71 (82) т; 25,3 х 6 х 1,4 м (по винтам 1,8). Дизели (CRM 18V-12D/55) 4 х 1350 л.с.; 4 вала; 39 узлов; 465 миль на 30 узлах, 1500 миль на 15 узлах. Экипаж 2/18 человек.
Вооружение: 2 ПКР «Otomat» Mk.1 (2 х I), 4— 30-мм L/75 автомата «Oerlikon» А32 (2 х II), 2 гранатомета «Matilda» для постановки радиопомех (боекомплект 36 гранат).
РЭВ: РЛС навигации и обнаружения целей «Alenia-Marconi» S10, управления огнем «Alenia-Marconi Sapphire» ST 802, РЭБ «Litton Triton» (с 1994).
Во внутренних помещениях очень тесно. Имеют недостаточную остойчивость (так, № 791 перевернулся вверх дном на испытаниях и затонул).