70 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торпедный катер проекта 123К (СССР)

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
    • 2.3 Модификации и экономика
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Главный калибр
    • 3.2 Дополнительное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Совершенствование и поиски новых решений для катеров проекта 123 не прекращались на всем протяжении их производства. Одной из проблем катеров пр. М123бис (пр. 123бис с дизелями М-50) была выявленная недостаточная прочность корпуса. При возросшей скорости облегченный силовой набор не мог в достаточной мере противостоять ударным нагрузкам на волне. Одним вариантом решения проблемы было усиление набора, что и было сделано на серийных катерах пр. М123бис и 123К, второе решение предложил Р.Е. Алексеев, будущий конструктор «Ракет», «Метеоров», военных кораблей на подводных крыльях и экранопланов. Работы его предложению на катерах пр. 123 велись с 1947 года, их результатом их стало появление малой серии экспериментальных торпедных катеров пр. 123К (А-11).

История создания

В первые десятилетия существования Советского Союза положение Красного Флота было тяжёлым. Из линейных кораблей, например, в эксплуатации сохранились только 4 линкора, да и то в 20-х годах 2 из них законсервировали. В 30-е годы ситуация начала улучшаться – модернизировались старые корабли, закладывались новые. Но для надёжной защиты морских границ этого не хватало.

Выход виделся в развитии «москитного флота». В те годы существовала теория, утверждавшая, что массовое применение торпедных катеров против капитальных кораблей противника может быть очень эффективно. Считалось, что так можно даже лишить противника господства на море.

Одним из первых массовых советских торпедных катеров стал глиссер Г-5, спроектированный авиаконструктором Туполевым. Этот катер, обладая выдающимися скоростными качествами, однако, имел плохую мореходность и небольшой радиус действия. Впрочем, перед самым началом войны начали строить более крупные и мореходные катера типа Д-3. Но они, повышая эффективность москитного флота вообще, недостатки Г-5, разумеется, не исправляли.

Работы по созданию нового глиссера, рассчитанного на применение в прибережной зоне, но превосходящего Г-5, велись в Ленинграде, на заводе №194 (на производственной базе верфей Адмиралтейства).

Проекту корабля присвоили номер 123 и имя собственное – «Комсомолец».

Катера прибрежного действия типа «Комсомолец»

Торпедный катер с дюралевым корпусом под обозначением «проект 123» разработали в 1939 году. Группа конструкторов во главе с П.И. Таптыгиным спроектировала его на заводе имени «Андре Марти» или завод № 194.

Конструкция «проекта 123»

По габаритам катер напоминал Г-5. В то же время он превосходил его во многих отношениях. В днище у нового судна, по всей длине корпуса, проходила полая балка. Она, в свою очередь, выполняла роль киля. Кроме этого, по бортам ниже ватерлинии, расположили боковые кили. Их назначением было уменьшение качки. И это дало свои результаты. Мореходность достигла 4-х баллов.

Читать еще:  Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)

В дополнение, катер получил пять водонепроницаемых отсеков, что должно увеличить его живучесть. Отличием от Г-5 стало и применение бугельных торпедных аппаратов вместо кормовых лотков. В целом его тактико-технические данные выглядели так:

  • Водоизмещение………………….15,27 (полное 17,2)
  • Размеры……………………………….18 * 3,4 * 1,2 метра
  • Силовая установка……………..2 * ГАМ-34Ф по 1000 л.с.
  • Максимальная скорость…….52 узла (96 км/ч)
  • Дальность плавания……………345 миль на 17 узлах
  • Экипаж………………………………….6 человек
  • Вооружение………………………….2*533-мм ТА, 1*12,7-мм пулемет ДШК, 4 глубинных бомбы М-1

Торпедный катер проекта 123 «Комсомолец»

Первый катер «проекта 123», получивший название «Комсомолец», спустили на воду 16 мая 1940 года. Для испытаний он был направлен в Севастополь, где и вступил в строй в октябре того же года. Во флоте он получил обозначение ТК-351. Он единственный из «123-их» прослужил на Черноморском флоте всю войну. И даже в составе звена потопил в 1943 году во время Новороссийской операции десантную баржу противника. В 1948 году ТК-351 был списан и сдан на слом.

Торпедный катер проекта 123 «Комсомолец»

Модификация «проекта 123» с литерой «бис»

Уже в ходе испытаний «проект 123» начали улучшать. За его модификацию, по разным источникам, взялась группа В. М. Бурлакова и коллектив из ЦКБ-32 под управлением Ф. Л. Ливенцева. Конструкторы в первую очередь усилили зенитное вооружение. Вместо одного пулемета ДШК они поставили две установки со спаренными пулеметами этого типа. Правда при этом пришлось уменьшить калибр торпед во избежания перегрузки. Теперь применяли 457-мм торпеды, но уже в трубных ТА вместо бугельных.

Для увеличения живучести экипажа рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней. Мореходность тоже увеличили до 5 баллов за счет усиления конструкции корпуса. Силовая установка тоже претерпела изменение. Вместо отечественных ГАМ-34 применили более мощные (1200 л.с.) американские моторы «Паккард».

Схема торпедного катера типа «Комсомолец» (проект 123 бис)

Итогом модификации стало возросшее на 5 тонн водоизмещение и потеря скорости полного хода на 4 узла. Но основным «минусом» стала сократившаяся на 100 миль дальность плавания. Несмотря на это, проект был утвержден в августе 1943. А уже в ноябре головной катер «проекта 123 бис» заложили на тюменском судостроительном заводе.

Строительство и боевое применение «проекта 123 бис»

До окончания Великой отечественной войны судостроители Тюмени поставили в строй 30 катеров типа «Комсомолец» проекта 123 бис. 26 из них начали свою службу на Дальнем Востоке. Оставшиеся четыре катера приняли участие в заключительных боях на Балтике.

Читать еще:  Фрегаты типа Iver Huitfeldt class (Дания)

Группа катеров типа «Комсомолец» проекта 123 бис»

Основной задачей балтийских катеров в тот момент являлись действия против немецких конвоев. Один из эпизодов случился 21 апреля 1945 года.

В Данцигской бухте тройка катеров атаковала конвой противника возле устья Вислы. Экипаж катера ТК-135 повредил две немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ). Вот только при отходе в моторный отсек катера попал вражеский снаряд. Лишённый хода 135-й оказался под плотным огнем противника. На том бы и закончилась его история, если бы не подоспевшая помощь. Взятый на буксир другим катером поврежденный вывели из-под огня.

«Проект 123» после войны.

На тюменском заводе № 639 сошли со стапелей ещё 90 катеров «проекта 123 бис». Кроме него, в 1946-53 годах, открыли производство и на заводе № 183 в Феодосии. Всего на нем, в указанный период, построили 205 катеров. Из них 50 экземпляров «проекта М123 бис» с дизельными двигателями М-50 суммарной мощностью 2000 л.с. и 155 «проекта 123-К».

Если по конструкции и вооружению катера «М123 бис» не отличались от предшественников, то замена силовой установки привела к увеличению скорости хода. Конечно, это не большая разница — всего 2-3 узла. Но следует заметить, что при уменьшении мощность увеличилось почти на тонну водоизмещение. Теперь максимальная скорость составляла 51 узел (95 км/ч). Преимуществом применением дизелей стала и увеличившаяся почти в два раза дальность плавания — 450 миль.

Торпедный катер тип «Комсомолец» проекта 123К

Дальнейшие модификации катера и приведения его к требованиям того времени привели к появлению «проекта 123К». В 1950 году модернизировали серийный катер «М123 бис» с заводским №432. Именно он и был принят для дальнейшего серийного производства. Его главной особенностью являлась поисковая РЛС. В то время катера без неё были уже просто бесполезны. Вот только зенитное вооружение было явно слабовато. Катер «проекта 123К» оборудовали 14,5-мм спаренной турельной установкой 2М-5.

Катер типа «Комсомолец» проекта 123К

В итоге, к середине 50-ых годов катера «проекта 123К» полностью заменили в ВМФ своих предшественников. Но и они прослужили не долго. Уже в конце 50-ых — начале 60-ых происходит усиленное их списание. Конечно встречались и долгожители. Так ТК-275 Черноморского флота сдали на слом лишь в декабре 1978 года. Участь других была разной. Часть катеров переоборудовали в катера-цели, другие передавали в качестве военной помощи. Так по 12 катеров отдали Албании, Болгарии, Кубе и Египту. По 6 получили Вьетнам и Кипр. Но больше всех получил конечно же Китай — 55 катеров.

Читать еще:  Десантный корабль «Зубр» проект 12322 (Россия) » Военные люди

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Торпедные катера проекта 123 бис, М-123 бис* и 123К (“КОМСОМОЛЕЦ”)

ТК-1 – ТК-6
ТК-8 – ТК-12
ТК-21 – ТК-30,
ТК-46
ТК-95
ТК-188 – ТК-191
ТК-271 – ТК-301
ТК-317 – ТК-320
ТК-327 – ТК-332
ТК-337 – ТК-350
ТК-352 – ТК-380
ТК-386 – ТК-420
ТК-460 – ТК-471
ТК-482 – ТК-512
ТК-551 – ТК-558
ТК-574
ТК-575
ТК-597
ТК-599
ТК-601 – ТК-607 “КОМСОМОЛЕЦ КАЗАХСТАНА”
TK-608 “ПИОНЕР КАЗАХСТАНА”
ТК-609
ТК-637 – ТК-660*
ТК-667 – ТК-670*
ТК-677 – ТК-700*
ТК-721 – ТК-740
ТК-751 – ТК-771*
ТК-809 – ТК-838*
ТК-940 – ТК-957
ТК-972
ТК-980 – ТК-995

Водоизмещение: 22,6/25 т
Размеры: 18,7 x 3,4 х 1 м
Вооружение: 2 x 1 – 450 мм ТА 4 – 12,7 мм или I x 2- 14,5 мм ДШК*, 6 МГБ-20 2 диз. М-50* (эшелонное расположение, один за другим), на ТК пр. 123 бис бензин, моторы Паккард, 2000 л.с., 42 уз. (до 45* уз.), 2 вин., 410 миль (30), мореходн. – 4 балла, 12 чел. РЛС Зарница*.

Гл. конструкторы – Ф.П. Ливенцев (КБ тюменского з-да N 639) и В.М. Бурлаков* (ЦКБ-19). До 1946 построен 31 ТК (головной ТК-351 вст- 25 октября 1940).

Корпус – дюралюминий, 4 переборки. Броня рубки 7 мм. С 1946 до 1955 в Тюмени построено 89, в Феодосии (з-д 831) с ноября 1949 – 255 ед. ТК-981 в 1947 с экспериментальными подводными крыльями (А-7) – более 60 уз. На 8 катерах (в т.ч. ТК-290, 289, 551, 555, 557) в 1956 носовое подводное крыло (гл. констр. Р.Е. Алексеев), скорость 47 уз. Транспортировка – по жел. дор.

Переданы Албании – 5, Болгарии – 8, в 1979 Бенину – 2, в 1961 Вьетнаму ТК-287, 294, 296..299, 317, 319, 320, 552, 553, 556. Заиру – 3, Йемену – 5, Китаю – 55, Корее – 40, Кубе – 18, Румынии – 10 в 1953 (в т.ч. TK-983, 986..989), Сирии – 12, Сомали – 6.

Установлены как памятники: ТК-725 на Сапун-горе, ТК-288 во Владивостоке, ТК-456 в Петропавловске-Камчатском. ТК-4, 5, 10 (ТОФ) с 1965 как сторожевые катера, вместо ТА – 2х2 – 14,5 мм 2М-7. (АК-4 и АК-5 списаны в 1978). ТК-691 в 1954 передан Таганрогскому авиазаводу, ТК-413..415, 505, 649 на Каспии. ТК-б, 9, 21, 22, 30, 293, 295 (ТОФ)- катера-мишени.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: