0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» (Россия)

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор»

15 августа 2013 года на воду был спущен первый быстроходный патрульный катер, построенный по проекту 03160 «Раптор». Данный катер был спроектирован специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России. В настоящее время военным морякам переданы 4 катера данного типа, еще 4 катера находятся в стадии постройки и должны быть сданы флоту до конца 2015 года. Катер «Раптор» был представлен на акватории Международного военно-морского салона, который проходил с 1 по 5 июля в Санкт-Петербурге. Катера проекта «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми и маневренными вооруженными катерами в нашей стране.

Быстроходные патрульные катера проекта 03160 «Раптор» — это серия катеров прибрежной зоны, которые могут выполнять задачи в светлое и темное время суток. Данные быстроходные катера на флоте планируется использовать для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. В зависимости от необходимости один такой катер может перевезти 20 человек с вооружением и снаряжением, а также нести боевую службу в заданном районе, перехватывать и задерживать плавсредства нарушителей и т.д. Одной из особенностей катеров данного проекта является тот факт, что они в состоянии двигаться на любых курсовых углах при волнении на море до 5 баллов включительно: на скорости 20 узлов при высоте волн 4,5 метра и на скорости 28 узлов при высоте волн 2,5 метра. Таким образом, конструкция катера обеспечивает ему отличную мореходность, высокую скорость движения, безопасность и эффективность при разных условиях эксплуатации.

Катера проекта «Раптор» в состоянии работать в прибрежной морской зоне, в проливах и устьях рек. Установленное на катере оборудование позволяет выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от своей базы. Корпус катеров данного проекта выполнен из алюминия.

Назначение катеров проекта 03160 «Раптор»:

— Доставка групп десанта до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при посадке и высадке группы.

— Несение дежурства в указанных районах.

— Обеспечение обороны пунктов базирования судов флота на незащищенных рейдах от атак малоразмерных надводных, наземных и воздушных целей.

— Обеспечение действий подразделений спецназначения из состава морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при выполнении задач по охране государственной границы РФ.

Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гидростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). Дальность обнаружения целей составляет 3 000 метров, прицельная дальность стрельбы — 2 000 метров. Дополнительным вооружением являются два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62-мм, которые устанавливаются на вертлюжных установках.

Катера проекта «Раптор» отличаются наличием бронезащиты. Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера были оборудованы броневой защитой, которая соответствует по пулестойкости российским классам защиты «5» и «5А». Иллюминаторы катера выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

Головной быстроходный патрульный катер «П-274» проекта 03160 «Раптор» с заводским номером «701» был спущен на воду 15 августа 2013 года. 27 августа того же года были проведены его заводские испытания. С 31 декабря 2014 года в составе Новороссийской военно-морской базы проходили испытания уже 3 катера данного проекта. 5 марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского флота России в Новороссийске государственная приемочная комиссия провела приемку данных патрульных катеров. 12 июня 2015 года в День России на данных катерах были подняты Андреевские флаги, все три катера были зачислены в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ. Речь идет о быстроходных патрульных катерах «П-274» заводской номер «701» и первом и втором серийном катерах данного проекта с заводскими номерами «П-275» и «П-276» и заводскими номерами «702» и «703» соответственно. Третий серийный катер данного проекта «П-281» с заводским номером «704» был спущен на воду в 2014 году. 25 марта 2015 года он был принят государственной комиссией, после чего был доставлен в место базирования — в порт Кронштадт. Быстроходный патрульный катер будет использоваться для проведения различных операций в составе Балтийского флота России.

Внешне новый российский катер, строящийся на заводе «Пелла» в Санкт-Петербурге, очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H, которые также известны под обозначением CombatBoat 90 или CB90. Эти катера разработки и производства шведской компании Dockstavarvet широко используются с 1991 года. Всего построено более 250 катеров данного типа. Катер оказался достаточно удачным и был принят на вооружение ряда государств. Данные катера активно эксплуатируются военно-морскими силами и различными силовыми структурами Швеции, Норвегии, США, Греции, Мексики, Бразилии и ряда других государств. Скорее всего, российский «Раптор» стал лицензионной версией шведского многоцелевого катера, которая пополнила ряд многочисленных вариантов и модификаций оригинального Strb 90H. При этом, судя по всему, российская адаптация катера слегка больше по габаритным размерам, получила более мощные двигатели (за счет этого увеличилась скорость хода) и более мощное вооружение. На российских катерах основным оружием является 14,5-мм пулеметный модуль, тогда как на западе в основном используются пулеметы калибра 12,7-мм.

Во всех государствах, в которых катера проекта Strb 90H и их разновидности стоят на вооружении, они используются для патрулирования акваторий, высадки морских десантов, проведения поисково-спасательных работ и осуществления спецопераций. Для всех катеров данного типа характерно наличие носовой аппарели десанта, которая используется для высадки десанта на берег и по ширине способна пропускать по одному десантнику одновременно. Сразу за аппарелью расположена рубка, в которой оборудованы места для работы двух членов экипажа. За рубкой находится десантное отделение, в котором на удобных сидениях может разместиться 20 человек. Помимо высадки через носовую аппарель десантники могут высаживаться через задние и верхние люки десантного отсека.

Корабли проекта 03160 «Раптор» не являются первыми подобными катерами, поступившими на вооружение нашей страны. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны (ФСО) закупила у шведской компании Dockstavarvet 11 катеров проекта IC16MII (строительные номера 534, 548-550, 558, 569-574), которые использовались на различных российских акваториях. Эти катера представляли собой несколько уменьшенные по размерам «коммерческо-правоохранительные» варианты популярных шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ90) и в отличие от своих военных прародителей не имели штатного бронирования и вооружения. Катера со строительными номерами 569 и 570 поступили в ФСО в 2011 году, первоначально они базировались в Москве, но осенью 2013 года оба катера переправили в Новороссийск, где они были переданы в состав ВМФ России. Известно, что эти катера применялись для обеспечения безопасности во время проведения в Сочи Зимних Олимпийских игр. После катера перебросили в Севастополь, где они участвовали в обеспечении визита туда президента России Владимира Путина 9 мая 2014 года.

Тактико-технические характеристики:
Главные размеры: длина наибольшая — 16,9 м, ширина наибольшая — 4,1 м, осадка максимальная — 0,9 м.
Водоизмещение — 23 тонны.
Скорость хода — 48 узлов.
Суммарная мощность силовой установки — 1690 кВт.
Дальность плавания — 300 миль на экономичном ходу.
Экипаж — 2 человека.
Спецперсонал — 20 человек.
Вооружение: боевой модуль «Управа-КОРД» калибра 14,5 мм, 2х7,62 мм пулемета «Печенег» на вертлюжных установках.

Читать еще:  Проекты беспилотных противолодочных комплексов ACTUV и LDUUV (США)

Быстроходный и многозадачный: в ВМФ России поступили новые патрульные катера «Раптор»

В Санкт-Петербурге на воду были спущены два патрульных катера проекта 03160 «Раптор», предназначенные для Балтийского флота. Об этом сообщили в Минобороны РФ.

«15-й и 16-й по счёту серийные катера «Раптор», построенные на заводе «Пелла» и спущенные сегодня на воду, войдут в состав ВМФ России в июне 2020 года», — приводит ведомство слова главкома ВМФ Николая Евменова.

В Минобороны отметили, что сейчас идёт подготовка экипажей, которые будут нести службу на новых катерах. После успешного прохождения испытаний новые «Рапторы» войдут в состав Балтфлота.

Военный эксперт Алексей Леонков напомнил, что катера проекта 03160 поступают в распоряжение военных согласно принятым государственным программам вооружения (ГПВ).

«Этот процесс идёт согласно принятым программам закупок ГПВ-2020 и будущей программе ГПВ-2027», — отметил он.

В марте 2019 года глава Минобороны России Сергей Шойгу сообщил, что в соответствии с этой программой военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 кораблей и судов новых проектов.

Передний край обороны

Проектированием быстроходного патрульного катера нового поколения для нужд Военно-морского флота занималось конструкторское бюро Ленинградского судостроительного завода «Пелла». Первый «Раптор» был спущен на воду в 2013 году.

Катера проекта 03160 являются судами прибрежной зоны и могут функционировать в любое время суток.

В их задачи входит доставка морских пехотинцев (не менее 20 человек с оружием и снаряжением), несение патрульной службы, а также перехват и задержание различных целей. Экипаж катера состоит из двух человек.

Кроме того, такие катера незаменимы при проведении поисковых и спасательных операций.

В беседе с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин отметил, что подобные катера являются одним из передовых средств морской обороны, так как выполняют задачи по охране прибрежных зон и инфраструктуры.

«Это хорошие суда, которые помогут нашим морякам выполнять возложенные на них задачи. Такой катер нужен для патрулирования рек, прибрежной зоны, обеспечения безопасности кораблей военно-морского флота и борьбы с высадкой десанта», — добавил аналитик.

Технические характеристики

Длина катера составляет 16,9 м, ширина — 4,1 м, а водоизмещение — 23 т. Мощность силовой установки достигает 2 тыс. лошадиных сил, что позволяет «Раптору» развивать скорость до 50 узлов. Дальность плавания — 300 миль.

Катер вооружён универсальным боевым модулем «Управа-КОРД» с орудием калибра 14,5 мм и дистанционным управлением. Оптико-электронная система оснащена гиростабилизатором и позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 3 км при прицельной дальности стрельбы в 2 тыс. м.

В качестве дополнительного вооружения катера проекта «Раптор» оснащены двумя пулемётами «Печенег» калибра 7,62 мм.

Помещение перевозимого спецперсонала и рулевая рубка оборудованы бронёй, соответствующей классам защиты «5» и «5А». Это означает, что обшивка может выдержать попадание пули калибра 7,62 мм со стальным сердечником или бронебойно-зажигательной пули, выпущенных с расстояния 5—10 м из СВД или АКМ. Иллюминаторы судна изготовлены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

В случае затопления одного из отсеков он блокируется водогазонепроницаемой дверью, что даёт экипажу возможность предотвратить затопление катера.

Одной из главных особенностей судов проекта 03160 является высокая манёвренность. «Раптор» может двигаться на любых курсовых углах при сильном волнении на море — вплоть до пятибалльных штормов. При высоте волн до 4,5 м катер способен поддерживать скорость в 20 узлов, а при высоте волн в 2,5 м — до 28 узлов.

Особенности конструкции обеспечивают ему отличные мореходные качества и высокую скорость движения, которые сочетаются с повышенной безопасностью и эффективностью.

Алексей Леонков отметил, что подобная военная техника также подойдёт для диверсионных операций на территории противника.

«Эти катера могут действовать как самостоятельные единицы в районе расположения важных населённых пунктов, прибрежных городов, военных баз либо в составе универсальных десантных кораблей, осуществлять высадку десанта, диверсионных групп на плацдармы или территории вероятного противника», — пояснил военный эксперт.

Расширенные возможности

Одним из зарубежных аналогов «Раптора» можно назвать шведский патрульный катер CB90 компании Dockstavarvet. С 1991 года было построено более 250 таких аппаратов — они эксплуатируются ВМС и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Мексики, Бразилии и ряда других государств.

При этом российские суда проекта 03160 «Раптор» больше по габаритам, оснащены более мощными двигателями, а также отличаются лучшими ходовыми характеристиками и более мощным вооружением.

Внешне обе машины похожи, однако, по мнению Леонкова, визуальное сходство не должно вводить в заблуждение: «Рапторы» являются российской разработкой.

«По внешнему виду катера немного похожи, но «Раптор» проектировали российские конструкторы, которые ориентировались на полученное от Минобороны РФ техническое задание», — отметил эксперт.

Отличительными преимуществами российского катера являются высокая скорость и особенность конструкции, позволяющая проводить быструю высадку десанта морской пехоты, добавил Алексей Леонков.

«Главное преимущество этого катера — скорость. Сама конструкция его сделана так, что во время доставки бойцов в место назначения выгрузка осуществляется не через корму, как было раньше, а через нос корабля, что позволяет бойцам делать высадку уже на мелководье», — отметил эксперт.

Как отметил Леонков, такие катера могут оказаться полезными не только в ВМФ.

«У катера «Раптор» достаточно много назначений благодаря его конструкции, скорости. Он будет поступать не только в морскую пехоту, но и в другие силовые структуры. Что же касается ВМФ, то обладание этими катерами позволяет нашим военным расширить свои тактические возможности», — заключил Алексей Леонков.

Невидимый «Раптор»: чем уникален самый скоростной катер ВМФ РФ

От перехвата нарушителей до поддержки спецназа

Патрульные или, как их еще называют, десантно-штурмовые катера типа «Раптор» предназначены для действий в 100-мильной прибрежной зоне действия. Еженедельник «Звезда» составил список задач, которые выполняют «Хищники»:

— несут дежурство (патрулирование) в назначенных районах;

— выполняют перехват и задержание маломерных надводных целей (нарушителей);

— перевозят досмотровые группы, подразделения морского десанта или спецназа численностью до 22 человек с личным оружием, оборудованием и боезапасом, обеспечивая при этом максимально возможную быстроту при высадке и посадке;

— обеспечивают действия подразделений спецназначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также оказывают содействие силам пограничной службы ФСБ России при решении задач охраны государственной границы;

— принимают участие в обороне пунктов базирования, кораблей, судов, различных морских платформ и сооружений от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей, а также подавляют наземные огневые точки в интересах групп спецназа или десанта;

— выполняют поисково-спасательные мероприятия в районах патрулирования.

«Хищник» с элементами «невидимки»

Корпус «Раптора» выполнен из алюминиевого сплава, причем в носовой его части устроена аппарель для высадки десанта. За аппарелью расположены проход в десантное отделение и рубка катера. В десантном отделении могут быть размещены десантная или досмотровая группа, контртеррористическое подразделение, водолазы и спасатели, медперсонал с оружием и снаряжением. Посадка десантной группы на катер обычно выполняется через задний люк десантного отсека. Таким же образом они могут и покидать десантное отделение. В передаче цикла «Военная приемка» командир одного из катеров типа «Раптор» Максим Панин, в частности, отметил, что водо- и газонепроницаемая дверь десантного отсека позволяет не пропускать воду в другие помещения.

Читать еще:  Противокорабельный комплекс "Москит" » Военные люди

Катер типа «Раптор» имеет полное водоизмещение 23 тонны, наибольшую длину 16,9 метра, наибольшую ширину 4,1 метра, его фиксированная высота составляет около 3,5 метра, а максимальная осадка не превышает 0,9 метра. Штатный экипаж катера — всего два человека. Силовая установка «Раптера» уникальна. Она включает два дизеля мощностью по 1100 лошадиных сил и два водомета, которые способны эффективно работать даже в случае неполного заполнения канала водой. Это позволяет катеру выполнять сложные маневры с большим креном. «Раптор» может развивать максимальную скорость хода до 48-50 узлов и совершать на экономичном ходу плавание на дальность до 300 миль.

По заявлению разработчиков, катер способен выполнять задачи при волнении до пяти баллов. На скорости 28 узлов — при высоте волны 2,5 метра, 20 узлов — при высоте волны 4,5 метра. На сегодняшний день «Рапторы» — самые скоростные боевые катера, которыми располагает российский Военно-Морской Флот. С ними не способен тягаться ни один более крупный корабль — ни наш, ни вражеский. «Хищник» может догнать любого противника.

Водоплавающий «танк»

Одна из изюминок «Раптора» — мощная система бронирования, разработанная специально для него. Помещение специального персонала (десанта) и рулевая рубка бронированы по классу защиты 5 и 5А, а иллюминаторы изготовлены из пулестойкого бронестекла толщиной 39 миллиметров.

Не менее внушителен и состав вооружения «Хищника». Прежде всего это уникальный по боевым возможностям отечественный универсальный боевой гиростабилизированный автоматизированный дистанционно управляемый модуль «Управа-КОРД» разработки санкт-петербургского НПО «Карат» и ковровского Завода им. В. А. Дегтярева. В составе модуля: 14,5-миллиметровый крупнокалиберный пулемет КПВТ или 12,7-миллиметровый пулемет «КОРД», а также два 7,62-миллиметровых пулемета 6П41 «Печенег», которые размещаются на вертлюжных установках побортно в кормовой части катера. С таким вооружением «Раптор» действительно способен управиться с любым нарушителем и даже подавить хорошо защищенную огневую точку. «Управа-КОРД» любую цель превратит в решето.

Боевой модуль «Управа-КОРД» устанавливается за рулевой рубкой катера и получает целеуказания по каналам собственного гиростабилизированного оптико-электронного модуля (ГОЭМ), в состав которого входят:

— телевизионный канал (широкопольный, цветной с изменяемым фокусным расстоянием);

— лазерный подсветчик цели.

Причем наружные окна ГОЭМ очищаются от грязи в автоматическом режиме, что обеспечивает уверенное обнаружение цели на дальности до 3000 метров и возможность ведения прицельного огня на дальности до 2000 метров. Система управления огнем боевого модуля «Управа-КОРД» обеспечивает поиск и обнаружение целей, в том числе на фоне помех, выработку данных целеуказания по ним, после чего по команде открывает огонь.

Вначале выполняется пристрелочная очередь, после чего система управления сама корректирует огонь до полного поражения цели. В то же время в системе управления огнем предусмотрен и предупредительный режим — для производства предупредительного огня по судну-нарушителю. После выбора необходимого режима система управления огнем самостоятельно вычисляет точку на безопасной дистанции от цели и дает предупредительную очередь. Кто не понял и проигнорировал предупредительный огонь, получает огонь на поражение. При необходимости «Раптор» может быть вооружен и модулем с автоматическим гранатометом, что превращает его в полноценную водоплавающую «мини-Катюшу».

Особо отметим, что экипажи быстроходных патрульных катеров типа «Раптор» в обязательном порядке проходят комплексную подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге и на заводе-изготовителе.

Не только поразить, но и спасти

Впрочем, «Раптор» может не только уничтожать силы и средства противника и высаживать десант, но и выполнять спасательные операции. Правда, это будет делать уже не патрульный или десантно-штурмовой катер, а его специализированный медицинский, оснащенный особой системой жизнеобеспечения вариант. Главная задача такого «Хищника» — скоростная перевозка двух пострадавших в сопровождении медперсонала, а также спасение людей в районе несения дежурства на расстоянии до 100 миль.

Но есть у «Раптера» и официальные функции. Предназначение подвида такого «Хищника» — транспортное обслуживание представителей военного командования. Именно «Раптор» день и ночь дежурит у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Проект 03160 – самый быстрый военный катер «Раптор»

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» впервые был спущен на воду в середине августа 2013 года. Этот быстроходный катер был сделан специально по заказу военно-морского флота России на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». В качестве «доноров» выступили шведские катера Combat Boat 90 (в его гражданской модификации), которые были куплены Россией в период с 2004 по 2012 годы в количестве 11 штук. Так как Швеция продала России только коммерческие версии патрульных катеров, лишённые брони и вооружения, было принято решение создать на их базе свою версию бронированного патрульного катера.

По состоянию на 2015 год ВМФ России получил 8 единиц быстроходных патрульных катеров «Раптор», а в период с 2016 по 2020 годы судостроительный завод «Пелла» обязался поставить флоту ещё более 10 катеров проекта 03160. Быстроходные катера «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми военными катерами в России.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

На Украине строительство катеров «Гриф» продолжалось и в 1990-х годах.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Быстрые патрульные катера «Мангуст», не смотря на их выдающиеся скоростные показатели, были катерами несколько иного класса.

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Читать еще:  Фрегат типа Type 23 «Norfolk» (Великобритания)

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • США;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Его боевые возможности неоднократно проверены в ходе множеств боевых операции по всему миру.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Так как создавать патрульный катер на основе «Грифа» или «Мангуста» было слишком затратно, было принято решение создать проект «Раптор» именно на основе шведских судов, которые были разработаны именно как патрульные скоростные катера.

Предназначение катеров «Раптор»

Быстроходные десантно-штурмовые катера «Раптор» предназначены для выполнения широкого спектра задач. Они могут эффективно работать как в светлое, так и в тёмное время суток. Конструкция патрульного катера обеспечивает ему отличную скорость и возможность передвижения по морю даже при волнении до 5 баллов включительно.

Катер способен перевозить до 20 десантников в полной амуниции. Данная особенность позволяет применять его для точечных десантных ударов. Вооружение патрульного катера способно обеспечить огневую поддержку высаживающемуся десанту, а также обеспечить ему прикрытие при отступлении. Кроме того, патрульный катер «Раптор» способен обеспечить охрану пунктов базирования судов или сопровождать торговые и научные суда в опасных районах.

Так как корпус скоростного патрульно-десантного катера изготовлен из алюминия, он не подвержен коррозии. Благодаря специальному оборудованию, катер может выполнять боевые задачи на расстоянии 100 миль от своей базы.

Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»

Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.

Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.

Носовая часть катера оборудована аппарелью для высадки или приёма десанта. Сразу за первым отсеком судна имеется специальная возвышенность – ходовой пост. Там находится капитан судна и рулевой-сигнальщик, который также отвечает за вооружение судна.

Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.

Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:

  • Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
  • Механизм сцепления;
  • Мощные водомёты.

Появление специальных водомётов позволило придать патрульным катерам серии «Раптор» потрясающую маневренность. Теперь судно способно развернуться буквально на одном месте. За работой двигателей и водомётов следит штатный моторист.

Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.

Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.

Основной боевой модуль «Раптора»

Основной боевой модуль десантно-патрульного катера «Раптор» расположен сразу за ходовым постом. Это новейшая разработка ОАО «НПО «Карат», которая называется дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Он состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм и оптико-электронного модуля.

Это вооружение способно самостоятельно обнаруживать цели даже на фоне помех. Система автоматически высчитывает как расстояние до цели, так и корректирует огонь с поправкой на траекторию движения и прочие факторы. Система имеет несколько функций, среди которых есть и «предупредительный огонь». При включении данной функции, система откорректировав скорость цели и её расстояние, произведёт предупредительную очередь, которая ляжет поперёк курса судна-нарушителя.

Боевой модуль способен обнаруживать цель на расстоянии до 3 км. При этом огонь может вестись на расстоянии до 2 км. Мощный пулемёт сохраняет убойную силу пули на расстоянии до 8 км. Если дистанция до цели составляет до 500 метров, пули калибра 14,5 мм способны пробить броню 32 мм.

Если боевого потенциала пулемёта КПВТ будет недостаточно для выполнения намеченной боевой задачи, на модуль может быть установлен автоматический гранатомёт.

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector