2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)

Патрульные катера проекта 03160 Раптор

В составе любого флота, который беспокоится об охране своих ближних морских рубежей, всегда должны находиться патрульные катера. Корабли этого класса являются наименьшими судами, однако на их плечах лежит едва ли не самый большой перечень задач и функций. Патрульные катера в современном российском флоте – это корабли-трудяги, которые днем и ночью несут тяжелую военную службу и выполняют огромный объем другой работы. Самым ярким представителем судов этого класса являются патрульные катер «Раптор» проекта 03160.

Эти суда в составе береговой охраны Федеральной Пограничной службы можно встретить в прибрежных акваториях на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке. Корабли этого класса входят в состав всех флотов и речных военных флотилий, обеспечивают охрану и безопасность на внутренних водных коммуникациях. Для нашей страны, у которой самые протяженные морские границы и обилие других водных акваторий, значение таких кораблей трудно переоценить.

Новые патрульные катера «Раптор» в составе ВМФ России

Проектированием патрульного катера нового поколения для нужд военно-морского флота занималось конструкторское бюро Ленинградского судостроительного завода «Пелла». Это предприятие специализируется на проектировании и строительстве буксировочных и специализированных судов всех типов. Задание на проектирование и разработку нового катера для российского флота завод получил непосредственно от Высшего военно-морского командования. Выбор разработчика проекта был неслучаен. Именно ленинградские кораблестроители имели необходимый опыт в постройке судов специального назначения и катеров для морской и речной зоны. К тому же мощности завода и уникальные технологии, используемые при постройке судов, позволяли быстро и качественно выполнять условия контрактов.

Поэтому, когда появилось техническое задание на создание патрульного катера нового поколения, у конструкторов Ленинградского ССЗ «Пелла» уже были практически готовые наработки. Изобретать велосипед не пришлось. За основу для нового отечественного патрульного судна был взят проект шведского катера СВ90, который успешно бороздил моря и реки уже более 25 лет.

Отечественный проект 03160 был разработан в течение короткого времени. Новое судно получило шифр «Раптор». Быстроходный вооруженный корабль должен был себя вести как стремительный и грозный доисторический хищник. Прошло всего около года, и первый катер уже начал вырисовываться в металле. Закладка первого катера на заводском стапеле состоялась в 2012 году. В следующем году судно было спущено на воду с бортовым номером П-274.

Новый катер внешне очень похож на другое патрульное судно, выпускаемое на Рыбинском судостроительном заводе, катер проекта 02510. И в том и в другом проекте за основу взят конструктив шведского патрульного корабля.

Корабль получился настолько удачным, что следом за головным кораблем были заложены еще три корабля. В 2014 году стало известно, что ленинградские судостроители заключили контракт на постройку 4-х судов в течение 2014 года и на строительство столько же однотипных судов уже в 2020 году.

На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2020 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.

После сдачи первых четырех катеров на мощностях ленинградского завода «Пелла» были последовательно заложены и построены еще четыре однотипных катера. Благодаря своему огромному технологическому ресурсу, патрульный катер «Раптор» проекта 03160 является самым скоростным и самым мощным среди аналогичных судов в иностранных флотах.

Назначение патрульного катера «Раптор»

Для боевых судов подобного класса на современном этапе ставится определенный круг задач, которые стоят перед флотом в прибрежной морской зоне. Патрульные катера, обладающие высокими скоростными характеристиками и маневренностью, специально рассчитаны для действия в акваториях внутренних морей на удалении до 100 миль от пунктов базирования. Благодаря своему техническому оснащению и хорошей мореходности катера проекта 03160 способны действовать и днем и в ночное время суток.

Основное назначение судов этого класса следующее:

  • патрулирование и несение дежурства в обозначенных районах прибрежной морской зоны;
  • разведка акватории и перехват малых судов-нарушителей;
  • доставка и высадка десантной партии на береговой объект или на судно, находящееся в море;
  • проведение спасательных операций на море в близлежащих районах;
  • оборона и охрана береговой линии от атак малоразмерных судов противника и ударов авиации.

Вместе с другими силами военно-морского флота, патрульные катера «Раптор» могут быть задействованы при проведении диверсионной деятельности подразделений морской пехоты и оказывать содействие Федеральной Пограничной службе по охране морских рубежей. Ключевым фактором, определяющим сферу использования судов подобного класса, является их высокая маневренность, мореходность и скорость. Новые корабли способны выдерживать волнение до 5 баллов и передвигаться на высокой скорости в штормовых условиях, когда высота волн не превышает 4,5 метра.

По окраске корпуса, который имеет ярко выраженный камуфлированный оттенок с рублеными цветными пятнами, новые суда предназначаются для оснащения специальных подразделений военно-морского флота.

Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160

Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.

Для справки: Начиная с 2004 по 2012 года, Федеральная служба охраны закупила 11 катеров проекта IC16MII, изготовленных на шведских верфях. Хорошие мореходные качества и бесперебойная эксплуатация шведских судов в различных сферах обусловили желание военно-морского командования получить аналогичное судно для нужд собственного ВМФ.

Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.

В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.

На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.

Дальность плавания патрульного катера проекта 03160 составляет 300 миль на экономичном ходе.

Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.

Читать еще:  Подводные лодки типа Scorpene (Франция)

В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.

Применение оружия контролирует автоматика. На катерах «Раптор» имеется система управления огнем, которая обеспечивает не только поиск цели, но и осуществляет в автоматическом режиме определение оптимальных параметров для боевого применения орудия.

Боевая работа катеров проекта 03160 в нынешних условиях

Тщательно изучив технические возможности отечественных патрульных катеров проекта 03160, и получив от военных моряков самые лестные отзывы, Высшее военно-морское командование приняло решение продолжить пополнение флотов судами этого типа.

К имеющимся в составе флота на 2020 год 7 патрульным катерам типа «Раптор» Ленинградский судостроительный завод «Пелла» должен построить еще 10 судов. Два судна с заводскими номерами 709 и 710 уже поступили в распоряжение военных моряков в конце 2020 года. Поставка и ввод остальных катеров запланирована в течение 2020 и 2020 года.

Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344.

На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-276, П-838 и П-845.

В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.

Заключение

Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.

Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.

Патрульный катер «Раптор» — быстр, вооружен и очень опасен

Проект 03160, шифр «Раптор», — это быстроходный патрульный катер прибрежной зоны.

«Мангуст» — хорошо, но нужно лучше

Довольно странно было бы наклепать весь флот из одних авианосцев (хотя, порой, и очень хочется) или атомных подводных лодок. Попробуйте, например, на авианосце или атомарине патрулировать портовую акваторию. Или осуществлять задержание в лабиринте шхер малоразмерной скоростной цели, вроде широко распространенной жестко-надувной лодки «Zodiac». Результат подобного перформанса, думаем, был бы вполне предсказуемым.

В 80-е советский флот для патрулирования акватории, обороны пунктов базирования ВМФ, осуществления поисково-спасательных работ, а также обнаружения, перехвата и задержания малых надводных целей активно использовал сторожевые катера проекта 1400, шифр «Гриф». Спроектированные в 1967 году ЦКБ «Алмаз» для использования морскими частями погранвойск КГБ СССР 36-тонные «Грифы» вполне отвечали своему предназначению. Построенные в количестве более 300, некоторые из этих катеров до сих пор несут службу. Однако, к началу 90-х «Грифы», порядком изношенные и способные развивать лишь 29 узлов, явно устарели.

Долгое время отечественному ВМФ в силу недостаточного финансирования приходилось обходиться тем, что есть. Ситуация стала меняться лишь в начале XXI века. Для начала Санкт-Петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработало патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».

Всем он был хорош, особенно скоростью. 28-тонный «Мангуст» без проблем разгонялся до 53 узлов! Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Получив «Мангуст», ВМФ захотел уже не просто патрульный катер, а такой патрульный катер, который способен высаживать на необорудованное побережье диверсионно-разведывательную группу. Что подразумевало наличие у катера хоть какого-то бронирования, небольшой осадки и носовой аппарели для высадки десанта.

В общем, флоту захотелось получить катер для спецназа. Чтобы он и свою базу мог охранять, и скоростную мелочь в прилегающей акватории гонять, и в твиндек или на палубу большого десантного корабля влезать, и на вражеский берег незаметно выбираться, а если прижмет — огрызаясь из крупнокалиберного пулемета, быстро убегать.

Шведский след

«Мангуст», больше напоминавший Формулу-1 в мире катеров, под столь специфическую «хотелку» явно не подходил. Какое-то время российские кораблестроительные КБ потратили на неуверенные творческие метания… Но потом решили не изобретать велосипед, а взять уже готовую иностранную конструкцию, чтобы на ее базе и создать катер для ВМФ России.

В практике отечественного военного кораблестроения это не было чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что очень подходящий по своим ТТХ катер еще в 1991 году разработала шведская компания Dockstavarvet, и с тех пор постоянно пиарила свой Stridsbåt 90, он же — Combat Boat 90 (CB90) на всех доступных международных военно-морских выставочных площадках.

Тот факт, что катера этого проекта к концу 2010 года состояли на вооружении уже не только шведского флота, но и американского, британского, греческого, мексиканского, малайзийского и норвежского, окончательно убедил российских моряков, что CB90 — это то, что надо.

В итоге, взяв концепцию шведского катера за основу, КБ ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России к 2013 году разработало конструкцию российского патрульного катера проекта 03160. Новый патрульный катер получил соответствующий его назначению «хищный» шифр «Раптор».

Впрочем, часто вместо безликой классификации «патрульный» применительно к «Раптору» используется другой, более подходящий эпитет — «десантно-штурмовой».

Зубастый малыш

Корпус «Раптора» с целью облегчения конструкции выполнен из алюминиевого сплава, за счет чего его вес составляет всего 8 тонн. При этом прочностные характеристики корпуса весьма высоки: «Раптор» способен действовать в открытом море при волнении до 5 баллов.

В носовой части корпуса имеется откидывающаяся аппарель для высадки/приема десанта. Позади первого отсека, часто именуемого экипажем «форпик», находится возвышенный над палубой ходовой пост. В нем располагаются рабочие места командира катера и рулевого-сигнальщика, отвечающего также за вооружение катера.

Основное вооружение катера располагается за ходовым постом и представляет собой разработанный ОАО «НПО «Карат» дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Последний включает в себя гиростабилизируемый оптико-электронный модуль и крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет КПВТ.

«Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, автоматически просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учетом поправки на внешние факторы. Среди типовых функций системы управления огнем модуля имеется и т.н. «предупредительный огонь». Это когда выбравший данную функцию оператор захватывает цель, а электроника сама рассчитывает угол поворота пулемета, при котором очередь не заденет цель, но аккуратно ляжет поперек ее курса.

Дальность обнаружения боевым модулем целей составляет 3 км, прицельная дальность стрельбы — 2 км. При этом дальность полета 14,5-мм пули с высокой убойной силой составляет 8 км. На дистанции в 500 метров боеприпасы КПВТ способны насквозь прошить 32-мм броню. При попадании в типовую обшивку самолета пули 12,5-мм пулемета создают пробоины диаметром до 400 мм.

В случае необходимости, вместо КПВТ боевой модуль может быть укомплектован автоматическим гранатометом.

Живучий и бронированный

«Раптор» способен принять на борт взвод морской пехоты, спецназа или боевых пловцов со всем положенным ему по штату вооружением. Позади ходового поста и под боевым модулем «Управа-Корд» находится большой десантный отсек. В нем побортно расположены 20 амортизирующих кресел со страховочными ремнями. Кресла имеют механизм индивидуальной настройки под массу своего «пользователя».
За десантным отсеком находится кормовой отсек катера, представляющий собой машинное отделение с двумя мощными турбодизелями, механизмом сцепления и водометами. Последние придают «Раптору» феноменальную маневренность, позволяя разворачиваться буквально на «пятке». Во время выхода в море за работой двигательной установки катера следит третий член экипажа — моторист.

Читать еще:  Подводные лодки типа Vanguard class (Великобритания)

Отсеки катера разделяются водонепроницаемыми переборками. В случае поступления забортной воды в один отсек это дает возможность избежать затопления остальных. Над машинным отделением катера имеется платформа, огражденная бронированным фальшбортом. Здесь, в случае необходимости, на вертлюжных установках побортно может устанавливаться пара 7,62-мм пулеметов «Печенег».

Кстати, о броне. Композитные панели, способные выдержать попадание 7,62-мм пуль, прикрывают не только пулеметную платформу катера, но и ходовой пост с десантным отсеком. Стекло в иллюминаторах катера также пулестойкое — толщиной в 39 мм.

Плюсы и минусы

«Раптор» оборудован самыми современными средствами связи, обнаружения и навигации. Турбодизели позволяют катеру развивать скорость до 48 узлов. В то же время на малом ходу их работа за пределами машинного отделения практически не слышна, что дает «Раптору» возможность подкрадываться к цели почти бесшумно.

Для подъема катера на палубу корабля-носителя или на берег предусмотрены специальные рымы.

Личный состав катеров типа «Раптор» до начала службы в обязательном порядке проходит комплексную и многоуровневую подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге, а также непосредственно на предприятии-строителе.

Однако, при всех многочисленных плюсах «Раптора», есть у катера и минусы. Формирование алюминиевых корпусных конструкций оказалась делом достаточно трудоемким, что вынуждает выполнять его исключительно вручную. Также среди узлов и агрегатов катера присутствует заметное количество иностранных комплектующих. В условиях санкционной политики Запада это весьма актуализирует для производителя вопрос импортозамещения.

От Москвы-реки до Тартуса

Головной «Раптор» был спущен на воду 15 августа 2013 года. На данный момент ОАО «ЛСЗ «Пелла» сдало Флоту уже 11 патрульных катеров проекта 03160, которые несут службу на Балтийском и Черных морях.

Любопытный нюанс. Черноморские «Рапторы» успели поучаствовать не только в охране мероприятий Олимпиады-2014 в Сочи, но и в патрулировании акватории сирийского порта Тартус, где находится 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России.

Еще один «Раптор» — П-344 — можно увидеть у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки. По всей видимости, данный «Раптор» используется как персональный разъездной катер Министра обороны России.

Стоит отметить, что победное шествие концепции шведского Stridsbåt 90 по постсоветскому пространству на «Рапторах» не закончилось. С явной оглядкой на шведский катер, концерн «Калашников» разработал прямого конкурента проекту 03160 — десантный катер проекта 02510 типа «БК-16». Украинцы тоже не пожелали оставаться в стороне от модных флотских веяний и объявили о начале проектирования на базе проекта CB 90 собственного десантно-штурмового катера под шифром «Кентавр».

Поскольку задача легкой транспортировки «Кентавра» на палубах и в твиндеках других кораблей перед украинскими разработчиками не ставилась, они сразу увеличили размеры своего катера настолько, чтобы он мог принять на борт не 20, а 32 десантника. И 5 членов экипажа. И 2 пулеметно-гранатометных модуля. И 2 блока с авиационными НУРСами. И морские мины. И, до кучи, решетчатые экраны для защиты от РПГ.

Водоизмещение «Кентавра» сразу «прыгнуло» до 54,5 тонн. В общем, украинское видение концепции небольшого скоростного малозаметного катера для патрулирования и спецопераций, с точки зрения военно-морских аналитиков, стало выглядеть довольно комично. Чего не скажешь о «Рапторах».

Быстроходный и многозадачный: в ВМФ России поступили новые патрульные катера «Раптор»

В Санкт-Петербурге на воду были спущены два патрульных катера проекта 03160 «Раптор», предназначенные для Балтийского флота. Об этом сообщили в Минобороны РФ.

«15-й и 16-й по счёту серийные катера «Раптор», построенные на заводе «Пелла» и спущенные сегодня на воду, войдут в состав ВМФ России в июне 2020 года», — приводит ведомство слова главкома ВМФ Николая Евменова.

В Минобороны отметили, что сейчас идёт подготовка экипажей, которые будут нести службу на новых катерах. После успешного прохождения испытаний новые «Рапторы» войдут в состав Балтфлота.

Военный эксперт Алексей Леонков напомнил, что катера проекта 03160 поступают в распоряжение военных согласно принятым государственным программам вооружения (ГПВ).

«Этот процесс идёт согласно принятым программам закупок ГПВ-2020 и будущей программе ГПВ-2027», — отметил он.

В марте 2019 года глава Минобороны России Сергей Шойгу сообщил, что в соответствии с этой программой военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 кораблей и судов новых проектов.

Передний край обороны

Проектированием быстроходного патрульного катера нового поколения для нужд Военно-морского флота занималось конструкторское бюро Ленинградского судостроительного завода «Пелла». Первый «Раптор» был спущен на воду в 2013 году.

Катера проекта 03160 являются судами прибрежной зоны и могут функционировать в любое время суток.

В их задачи входит доставка морских пехотинцев (не менее 20 человек с оружием и снаряжением), несение патрульной службы, а также перехват и задержание различных целей. Экипаж катера состоит из двух человек.

Кроме того, такие катера незаменимы при проведении поисковых и спасательных операций.

В беседе с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин отметил, что подобные катера являются одним из передовых средств морской обороны, так как выполняют задачи по охране прибрежных зон и инфраструктуры.

«Это хорошие суда, которые помогут нашим морякам выполнять возложенные на них задачи. Такой катер нужен для патрулирования рек, прибрежной зоны, обеспечения безопасности кораблей военно-морского флота и борьбы с высадкой десанта», — добавил аналитик.

Технические характеристики

Длина катера составляет 16,9 м, ширина — 4,1 м, а водоизмещение — 23 т. Мощность силовой установки достигает 2 тыс. лошадиных сил, что позволяет «Раптору» развивать скорость до 50 узлов. Дальность плавания — 300 миль.

Катер вооружён универсальным боевым модулем «Управа-КОРД» с орудием калибра 14,5 мм и дистанционным управлением. Оптико-электронная система оснащена гиростабилизатором и позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 3 км при прицельной дальности стрельбы в 2 тыс. м.

В качестве дополнительного вооружения катера проекта «Раптор» оснащены двумя пулемётами «Печенег» калибра 7,62 мм.

Помещение перевозимого спецперсонала и рулевая рубка оборудованы бронёй, соответствующей классам защиты «5» и «5А». Это означает, что обшивка может выдержать попадание пули калибра 7,62 мм со стальным сердечником или бронебойно-зажигательной пули, выпущенных с расстояния 5—10 м из СВД или АКМ. Иллюминаторы судна изготовлены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

В случае затопления одного из отсеков он блокируется водогазонепроницаемой дверью, что даёт экипажу возможность предотвратить затопление катера.

Одной из главных особенностей судов проекта 03160 является высокая манёвренность. «Раптор» может двигаться на любых курсовых углах при сильном волнении на море — вплоть до пятибалльных штормов. При высоте волн до 4,5 м катер способен поддерживать скорость в 20 узлов, а при высоте волн в 2,5 м — до 28 узлов.

Особенности конструкции обеспечивают ему отличные мореходные качества и высокую скорость движения, которые сочетаются с повышенной безопасностью и эффективностью.

Алексей Леонков отметил, что подобная военная техника также подойдёт для диверсионных операций на территории противника.

«Эти катера могут действовать как самостоятельные единицы в районе расположения важных населённых пунктов, прибрежных городов, военных баз либо в составе универсальных десантных кораблей, осуществлять высадку десанта, диверсионных групп на плацдармы или территории вероятного противника», — пояснил военный эксперт.

Расширенные возможности

Одним из зарубежных аналогов «Раптора» можно назвать шведский патрульный катер CB90 компании Dockstavarvet. С 1991 года было построено более 250 таких аппаратов — они эксплуатируются ВМС и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Мексики, Бразилии и ряда других государств.

При этом российские суда проекта 03160 «Раптор» больше по габаритам, оснащены более мощными двигателями, а также отличаются лучшими ходовыми характеристиками и более мощным вооружением.

Внешне обе машины похожи, однако, по мнению Леонкова, визуальное сходство не должно вводить в заблуждение: «Рапторы» являются российской разработкой.

«По внешнему виду катера немного похожи, но «Раптор» проектировали российские конструкторы, которые ориентировались на полученное от Минобороны РФ техническое задание», — отметил эксперт.

Читать еще:  Фрегаты класса «Oslo» (Норвегия)

Отличительными преимуществами российского катера являются высокая скорость и особенность конструкции, позволяющая проводить быструю высадку десанта морской пехоты, добавил Алексей Леонков.

«Главное преимущество этого катера — скорость. Сама конструкция его сделана так, что во время доставки бойцов в место назначения выгрузка осуществляется не через корму, как было раньше, а через нос корабля, что позволяет бойцам делать высадку уже на мелководье», — отметил эксперт.

Как отметил Леонков, такие катера могут оказаться полезными не только в ВМФ.

«У катера «Раптор» достаточно много назначений благодаря его конструкции, скорости. Он будет поступать не только в морскую пехоту, но и в другие силовые структуры. Что же касается ВМФ, то обладание этими катерами позволяет нашим военным расширить свои тактические возможности», — заключил Алексей Леонков.

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор»

15 августа 2013 года на воду был спущен первый быстроходный патрульный катер, построенный по проекту 03160 «Раптор». Данный катер был спроектирован специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России. В настоящее время военным морякам переданы 4 катера данного типа, еще 4 катера находятся в стадии постройки и должны быть сданы флоту до конца 2015 года. Катер «Раптор» был представлен на акватории Международного военно-морского салона, который проходил с 1 по 5 июля в Санкт-Петербурге. Катера проекта «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми и маневренными вооруженными катерами в нашей стране.

Быстроходные патрульные катера проекта 03160 «Раптор» — это серия катеров прибрежной зоны, которые могут выполнять задачи в светлое и темное время суток. Данные быстроходные катера на флоте планируется использовать для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. В зависимости от необходимости один такой катер может перевезти 20 человек с вооружением и снаряжением, а также нести боевую службу в заданном районе, перехватывать и задерживать плавсредства нарушителей и т.д. Одной из особенностей катеров данного проекта является тот факт, что они в состоянии двигаться на любых курсовых углах при волнении на море до 5 баллов включительно: на скорости 20 узлов при высоте волн 4,5 метра и на скорости 28 узлов при высоте волн 2,5 метра. Таким образом, конструкция катера обеспечивает ему отличную мореходность, высокую скорость движения, безопасность и эффективность при разных условиях эксплуатации.

Катера проекта «Раптор» в состоянии работать в прибрежной морской зоне, в проливах и устьях рек. Установленное на катере оборудование позволяет выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от своей базы. Корпус катеров данного проекта выполнен из алюминия.

Назначение катеров проекта 03160 «Раптор»:

— Доставка групп десанта до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при посадке и высадке группы.

— Несение дежурства в указанных районах.

— Обеспечение обороны пунктов базирования судов флота на незащищенных рейдах от атак малоразмерных надводных, наземных и воздушных целей.

— Обеспечение действий подразделений спецназначения из состава морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при выполнении задач по охране государственной границы РФ.

Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гидростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). Дальность обнаружения целей составляет 3 000 метров, прицельная дальность стрельбы — 2 000 метров. Дополнительным вооружением являются два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62-мм, которые устанавливаются на вертлюжных установках.

Катера проекта «Раптор» отличаются наличием бронезащиты. Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера были оборудованы броневой защитой, которая соответствует по пулестойкости российским классам защиты «5» и «5А». Иллюминаторы катера выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

Головной быстроходный патрульный катер «П-274» проекта 03160 «Раптор» с заводским номером «701» был спущен на воду 15 августа 2013 года. 27 августа того же года были проведены его заводские испытания. С 31 декабря 2014 года в составе Новороссийской военно-морской базы проходили испытания уже 3 катера данного проекта. 5 марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского флота России в Новороссийске государственная приемочная комиссия провела приемку данных патрульных катеров. 12 июня 2015 года в День России на данных катерах были подняты Андреевские флаги, все три катера были зачислены в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ. Речь идет о быстроходных патрульных катерах «П-274» заводской номер «701» и первом и втором серийном катерах данного проекта с заводскими номерами «П-275» и «П-276» и заводскими номерами «702» и «703» соответственно. Третий серийный катер данного проекта «П-281» с заводским номером «704» был спущен на воду в 2014 году. 25 марта 2015 года он был принят государственной комиссией, после чего был доставлен в место базирования — в порт Кронштадт. Быстроходный патрульный катер будет использоваться для проведения различных операций в составе Балтийского флота России.

Внешне новый российский катер, строящийся на заводе «Пелла» в Санкт-Петербурге, очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H, которые также известны под обозначением CombatBoat 90 или CB90. Эти катера разработки и производства шведской компании Dockstavarvet широко используются с 1991 года. Всего построено более 250 катеров данного типа. Катер оказался достаточно удачным и был принят на вооружение ряда государств. Данные катера активно эксплуатируются военно-морскими силами и различными силовыми структурами Швеции, Норвегии, США, Греции, Мексики, Бразилии и ряда других государств. Скорее всего, российский «Раптор» стал лицензионной версией шведского многоцелевого катера, которая пополнила ряд многочисленных вариантов и модификаций оригинального Strb 90H. При этом, судя по всему, российская адаптация катера слегка больше по габаритным размерам, получила более мощные двигатели (за счет этого увеличилась скорость хода) и более мощное вооружение. На российских катерах основным оружием является 14,5-мм пулеметный модуль, тогда как на западе в основном используются пулеметы калибра 12,7-мм.

Во всех государствах, в которых катера проекта Strb 90H и их разновидности стоят на вооружении, они используются для патрулирования акваторий, высадки морских десантов, проведения поисково-спасательных работ и осуществления спецопераций. Для всех катеров данного типа характерно наличие носовой аппарели десанта, которая используется для высадки десанта на берег и по ширине способна пропускать по одному десантнику одновременно. Сразу за аппарелью расположена рубка, в которой оборудованы места для работы двух членов экипажа. За рубкой находится десантное отделение, в котором на удобных сидениях может разместиться 20 человек. Помимо высадки через носовую аппарель десантники могут высаживаться через задние и верхние люки десантного отсека.

Корабли проекта 03160 «Раптор» не являются первыми подобными катерами, поступившими на вооружение нашей страны. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны (ФСО) закупила у шведской компании Dockstavarvet 11 катеров проекта IC16MII (строительные номера 534, 548-550, 558, 569-574), которые использовались на различных российских акваториях. Эти катера представляли собой несколько уменьшенные по размерам «коммерческо-правоохранительные» варианты популярных шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ90) и в отличие от своих военных прародителей не имели штатного бронирования и вооружения. Катера со строительными номерами 569 и 570 поступили в ФСО в 2011 году, первоначально они базировались в Москве, но осенью 2013 года оба катера переправили в Новороссийск, где они были переданы в состав ВМФ России. Известно, что эти катера применялись для обеспечения безопасности во время проведения в Сочи Зимних Олимпийских игр. После катера перебросили в Севастополь, где они участвовали в обеспечении визита туда президента России Владимира Путина 9 мая 2014 года.

Тактико-технические характеристики:
Главные размеры: длина наибольшая — 16,9 м, ширина наибольшая — 4,1 м, осадка максимальная — 0,9 м.
Водоизмещение — 23 тонны.
Скорость хода — 48 узлов.
Суммарная мощность силовой установки — 1690 кВт.
Дальность плавания — 300 миль на экономичном ходу.
Экипаж — 2 человека.
Спецперсонал — 20 человек.
Вооружение: боевой модуль «Управа-КОРД» калибра 14,5 мм, 2х7,62 мм пулемета «Печенег» на вертлюжных установках.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector