10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжёлый танк ИС-4 (объект 701) (СССР) » Военные люди

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

История создания ИС-4

Разработка танка ИС-4 началась в 1943 году, незадолго до принятия на вооружение ИС-85 (ИС-1). Руководителем проекта был назначен Л.С.Троянов, позже руководителем стал Балжи. Сначала танк имел обозначение «К» и должен был стать соперником «Пантере» и «Тигру». 10 декабря 1943 года утвердили чертежи и характеристики будущего танка. А уже в марте был представлен деревянный макет танка.

В апреле 1944 было дано добро на развитие проекта. В начале постройки опытного образца ему дали обозначение «Объект 701». Разрабатывалось сразу несколько вариантов проекта. Основное различие всех вариантов — орудие. А орудия были следующими: Д-25Т(122-мм), С-34-II(122-мм), C-34-I(100-мм). Однако вкупе со всеми испытаниями, прежде чем принять танк на вооружение, потребовалось перестроить его 5 раз. Разберем каждую перестройку в отдельности.

  • 701-1 — Это самый первый образец с пушкой Д-25Т. Танк был произведен в апреле 1944 года. До конца июня испытывался на полигоне. После 1230 км пробега его отправили на доработку.
  • 701-2 — Это образец с пушкой С-34-II. По сравнению с 701-1, кроме пушки ничем не отличался.
  • 701-3 — Это образец с пушкой C-34-I. Тут уже значительно меняются характеристики орудия и толщина лобового и бортового листа корпуса возросла до 160 мм (у 701-1 и 701-2 140 мм). Так как масса танка возросла, увеличили и длину танка для равномерного распределения веса. Но это не исправило плохую проходимость и малую подвижность.
  • 701-4 — Это 701-1 с доработанной ходовой частью. После 1160 км пробега недостатки ходовой части, а в частности трансмиссии, полностью устранить не удалось. Внешне ничем не отличается от 701-1.
  • 701-5 – Танк был выпущен в ноябре 1944 года. Этот образец создали в ходе результатов испытания 701-3 и 701-4 с некоторыми изменениями. Лобовая толщина башни увеличилась до 250 мм. Толщину кормы увеличили до 120 мм. От 701-4 ему досталось орудие — Д-25Т.
  • 701-6 — Это уже окончательный образец танка ИС-4. В отличие от 701-5, были подкорректированы некоторые детали ходовой части. Конец испытаний — 21 апреля 1945 года.

Следующим шагом было отправка письма В.А.Малышеву, наркому танковой промышленности. Тогда встал вопрос: «Чем ИС-4 лучше ИС-3?». Сначала выбор выпал в сторону ИС-3, ведь это была лучшая скорость и малая масса при таком же орудии. Но начальники Министерства машиностроения решили дать шанс машине, ведь ее броня была лучшей в мире на тот момент.

29 апреля 1946 года танк ИС-4 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство вместо ИС-3. В сентябре 1947 года была готова испытательная партия в количестве 25 машин. Этой испытательной партии должна была проверить качество деталей и ремонтоустойчивость. Позже, 8 октября, танк был запущен в массовое производство, но до конца года смогли сделать лишь 20 танков. В результате производства танка (до 1949 года) были выявлены такие недостатки, как дороговизна производства (почти миллион рублей того времени), что делало невозможным массовое производство в случае войны с США. Так же некоторые танки приходили в негодность после нескольких месяцев эксплуатации. Это и стало причиной отмены производства танка.

Вооружение

  • Масса орудия, кг – Неизвестно
  • Боекомплект, сн. — 30
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 800
  • Прицельная дальность, м, — 3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: −3°…+20°

Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 155/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. — 145/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 125/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 2

Дополнительное вооружение

Один ДШК, спаренный с орудием, второй ДШК установлен на башне в качестве турели.

Танк ИС-4: самый тяжелый серийный в СССР

По ряду причин в Советском Союзе тяжелые танки не пользовались особой популярностью. Несмотря на хорошие боевые качества танков серий «КВ» и «ИС», самой знаменитой отечественной бронемашиной является средний Т-34. Можно долго рассуждать о предпосылках такого расклада, но факт остается фактом. Более того, некоторые тяжелые танки советской конструкции не просто не смогли стать самыми известными представителями своего класса, но даже получить хоть какую-нибудь славу. Одним из этих забытых танков является ИС-4, о котором и пойдет речь.

Летом 1943 года главным конструктором СКБ-2 при Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) был назначен Н.Л. Духов. Имея достаточно информации о состоянии немецкого танкостроения и перспективах его развития, Духов сразу же начал продвигать идею создания нового тяжелого танка. По его мнению, Красная Армия нуждалась в такой машине, которая не уступала бы в защите и вооружении немецким «Тиграм». Кроме того, нужно было обеспечить защиту танка от всех имеющихся и перспективных противотанковых орудий. В общем, дело намечалось непростое, к тому же возникли некоторые проблемы с продвижением идеи. В итоге руководство ЧКЗ решило разрабатывать новый проект под литерой «К» в инициативном порядке.

Как это было в ходе Великой Отечественной войны, проектирование не заняло много времени. Уже в декабре того же 43-го года был готов эскизный проект. Общая компоновка танка проекта «К» была позаимствована у ИС-122. Остальные узлы и агрегаты были либо изменены, либо серьезно доработаны. Так, защиту усилили увеличением толщины броневых листов. Утолщение брони повлекло за собой увеличение массы. Эту проблему решили, увеличив количество опорных катков до семи на борт. Из этих же причин пришлось довести ширину гусениц до 730 мм. Наконец, потяжелевшая башня получила новую систему крепления к корпусу и поворота. Все с той же целью – обеспечить нормальное функционирование агрегатов большой массы.

Тем не менее, увеличение числа опорных катков и обновление опоры башни не могло само по себе обеспечить достаточных ходовых характеристик. Нужен был новый двигатель. Как раз в это время СКБ-75 закончило работы над дизелем В-12. V-образный двигатель с 12-ю цилиндрами был сделан на основе более раннего В-2 и благодаря новому нагнетателю, измененному режиму подачи топлива, а также ряду других нововведений имел мощность в 750 лошадиных сил. Примечательно, что радиаторы оснащались вентиляторами, которые их обдували и охлаждали. Такая система была позаимствована с немецких тяжелых танков.

После окончания работ над эскизным проектом танк «К» был переименован в «Объект 701». К этому же времени инженеры ЧКЗ совместно с МВТУ им. Баумана доделали новую систему трансмиссии для «Объекта 701», механизм поворота которой основывался на т.н. «группе механизмов Зайчика-Крейнеса». Эта система трансмиссии была создана еще в середине тридцатых, но тогда по ряду причин ее так и не удалось применить на чем-то помимо экспериментальных машин. В случае с новым тяжелым танком применение этой системы было более чем обосновано. При имеющихся возможностях удельную мощность танка нельзя было поднять выше 12-15 л.с./т. В таких условиях механизм поворота системы «ЗК» позволил ощутимо снизить необходимую для поворота мощность двигателя, что, в конечном счете, сказалось на большинстве ходовых характеристик.

Читать еще:  Опытная БМП«Объект 765» (выпуска 1962 г.) (СССР)

Когда проект трансмиссии был готов, инженеры СКБ-2 завершили конструкторские работы по всему «Объекту 701» в целом. Бронелисты корпуса имели толщину от 120 до 160 миллиметров и изготавливались из стали сорта 42СМ. Башня с максимальной толщиной 250 мм (лоб) отливалась из стали 66Л. Основные листы корпуса и башня обрабатывались на среднюю твердость. Более мелкие детали корпуса отливались и штамповались из стали сорта 8С и обрабатывались на высокую твердость. Интересен тот факт, что большинство крупногабаритных деталей корпуса соединялись не только сваркой, но и при помощи разгрузочных штифтов. В сочетании с новой формой косынок это позволило изменить тип нагрузки на сварные швы: на ИС-122 они работали на срез, на «Объекте 701» – на сжатие.

Готовый проект танка «Объект 701» был готов в самом начале весны 44-го. Тогда же, в марте, его представили в Главное автобронетанковое управление РККА. Комиссия ГАБТУ оценила проект и рекомендовала в скорейшее время построить два опытных экземпляра. В заключении Управления утверждалось, что «Объект 701» в самое ближайшее время может стать лучшим тяжелым танком в мире. В начале апреля 44-го ГКО издал постановление, в котором от Челябинского завода требовалось в течение апреля-месяца сделать два танка и один корпус. Последний был нужен для испытательного обстрела, а танки предназначались для ходовых и огневых испытаний. В качестве «главного калибра» для новых бронемашин ГКО предложил новое орудие, созданное в Центральном артиллерийском КБ наркомата вооружений.

На этом орудии стоит остановиться подробнее. В первых месяцах 44-го года ЦАКБ НКВ в кратчайшие сроки создало новое 100-мм орудие С-34, имевшее длину ствола в 56 калибров и баллистику орудия Б-34. Одновременно с этим конструкторы-артиллеристы создали пушку С-34-II калибра 122 мм, длиной ствола в 47 калибров и баллистикой орудия А-19. Именно 122-мм версия нового орудия предлагалась для установки на «Объект 701». Однако размеры казенной части пушки С-34-II не позволили вписать ее в имеющееся боевое отделение. Поэтому конструкторам ЦАКБ и СКБ-2 пришлось в срочном порядке провести доработку и пушки, и башни танка. Из-за этого первоначальный месячный срок, выделенный на строительство опытных экземпляров, на практике немного сдвинулся и к сборке танка №1 приступили только в мае.

Немного ранее, еще в апреле, был изготовлен танк №0. Такое странное обозначение первой опытной машины было вызвано тем, что первый танк проекта «Объект 701» не в полной мере отвечал исходным техническим требованиям. Поэтому «нулевой» танк решили использовать в качестве платформы для отработки новых идей, но не считать его опытной машиной проекта «701». До середины июня 1944 танк №0 «намотал» более 1200 километров и помог обнаружить ряд недостатков конструкции, которые были срочно исправлены. Благодаря испытаниям танка №0, удалось значительно улучшить следующие машину проекта «701». Танки №1 и №2 были собраны примерно в то время, когда «Номер ноль» завершал свои испытания. Во время производства первой и второй опытной машин поступило новое предложение: оснастить один опытный танк 122-мм пушкой, а другой – 100-миллиметровой. Так и сделали. №1 получил орудие С-34-II, а №2 вооружили С-34.

Первого июля 1944 года начались испытания танков №1 и №2 на полигоне под Челябинском. Поначалу они шли относительно успешно – сказалась обкатка танка №0. Однако танк №1 не успел поездить по полигону и двух недель, как его пришлось отправлять на ремонт. Во время очередного выезда на нем сломались бортовые редукторы. В сочетании с регулярными небольшими проблемами с прочими узлами трансмиссии это потребовало прекратить испытания танка №1. За 13 дней на полигоне он успел проехать порядка 1100 километров со средней скоростью в 21 км/ч. Танк №2, в свою очередь, обошелся без поломок и находился на испытаниях до их окончания 15 августа. Тем не менее, и у него были проблемы. С трансмиссией все было в порядке, но подкачала система охлаждения: радиаторы и вентиляторы не справлялись со своими обязанностями и большую часть времени дизель танка №2 работал при повышенных температурах. В таких условиях второй танк преодолел почти 500 километров со средней скоростью около 25 км/ч. На втором танке, кроме того, удалось замерить расход топлива. По современным меркам он был просто колоссальным – 97-102 литра на 100 километров пути.

Несмотря на выявленные недостатки обоих танков и поломку №1, комиссия ГАБТУ признала конструкцию удачной:
Опытный танк 701 по своим основным боевым качествам является наиболее современным тяжелым танком, превосходящим по броне все существующие отечественные танки, а танки противника, кроме того, по вооружению и маневренности.
Существует мнение, что именно хорошая броня, которую на большинстве дистанций не могло пробить ни одно немецкое орудие, стала поводом того, что комиссия закрыла глаза на массу недочетов в конструкции «Объекта 701». В то же время, «детские болезни» свойственны любым танкам и представителям любых других классов техники. По этой причине ГАБТУ выдало конструкторам СКБ-2 документ с требованиями по доработке нового танка. Требовалось улучшить обзор через оптику механика-водителя, облегчить доступ в моторно-трансмиссионное отделение и усилить передние опорные катки.

Сразу после окончания полигонных испытаний начались испытательные стрельбы. Интересно, что перед началом стрельб танки №0 и №1 поменяли башнями. Сделано это было по причине серьезной поломки «Первого номера». Таким образом, на Гороховецкий полигон поехал №0 со 122-мм орудием С-34-II. До 2 октября по программе испытаний было произведено 780 выстрелов. По результатам испытательных стрельб было выяснено, что орудие С-34-II имеет лучшие характеристики кучности и точности по сравнению с пушкой Д-25Т. Причиной выигрыша С-34-II стала новая более жесткая конструкция креплений пушки к противооткатным устройствам и к конструкции танка. Кроме того, С-34-II, в отличие от Д-25Т, не имела дульного тормоза. Во-первых, это меньше демаскировало танк при стрельбе, а во-вторых, идущая рядом с танком пехота меньше рисковала получить травму.

Танку №2 и бронекорпусу (его обозначили литерой «3») по окончании ходовых испытаний повезло гораздо меньше – их использовали в качестве мишеней на полигоне в Кубинке. Над корпусами второго и третьего экземпляров «издевались» при помощи целого набора разных пушек: от советских ЗиС-2 и Д-25 до трофейных немецких PaK 43 и KwK 42. В отчете об испытаниях на прочность значилось следующее:
Бронирование танка «объект 701» обеспечивает полную защиту от 75- и 88-мм бронебойных снарядов с начальной скоростью снаряда 1000 м/с со всех дистанций при курсовом обстреле до ±60° по корпусу и ±30° по башне.
В то же время, на больших углах обстрела прочность корпуса и башни была признана недостаточной. Также нарекание вызвал прилив башни, предназначенный для установки прицела – он ощутимо снижал защиту ее лобовой части.

И снова комиссия Наркомата танковой промышленности представила свои требования по доработке танка. После этого, по мнению комиссии, корпус и башня танка №2 могли быть рекомендованы к производству. 11 августа 44-го нарком танковой промышленности В.А. Малышев подписал приказ, в котором от конструкторов СКБ-2 требовалось исправить все недочеты и к октябрю представить на испытания два доработанных танка.

В ходе исправления выявленных недостатков челябинские конструкторы не только улучшили защиту и обновили ряд агрегатов, но и подготовили вариант проекта с новой трансмиссией. Осенние испытания двух новых опытных образцов прошли почти без проблем, по крайней мене, по сравнению с летними. Был выпущен еще один документ, в котором танк «Объект 701» рекомендовался к принятию на вооружение и серийному производству. Однако это касалось только конструкции, двигателя, трансмиссии и т.д. Насчет орудия такой уверенности осенью 44-го еще не было. С одной стороны, пушка С-34-II имела хорошую точность. С другой, Д-25Т была уже освоена в производстве. В самом конце 44-го были еще раз проведены сравнительные испытания обеих пушек, по результатам которых военное руководство страны приняло решение оснащать танк «701» пушками Д-25Т. Весь комплекс характеристик нового танка, в частности уровень защиты, позволил применить на нем орудие с немного меньшей точностью, но уже находящееся в производстве без особых потерь в боевых качествах.

Читать еще:  Основной танк M1A2 Abrams (США) » Военные люди

В апреле 1945 года новый танк наконец был принят на вооружение под названием ИС-4. По сравнению с танком «701» образца осени 44-го он имел ряд изменений, касавшихся в основном технологии производства. В дополнение к пушке танк ИС-4 получил спаренный и зенитный 12,7-мм пулеметы ДШК. Экипаж танка составлял четыре человека.

Очевидно, что ИС-4 физически не успевал поучаствовать в Великой Отечественной войне. После победы над Германией, а затем и над Японией производство новых тяжелых танков на некоторое время было заморожено в пользу ИС-3. К тому же большинство мостов Советского Союза просто не могли выдержать машину с боевой массой почти 60 тонн. Однако по завершении серийного производства танков ИС-3 снова вернулись к бывшему «Объекту 701». Уже в 1947 году производство ИС-4 возобновили, немного изменив состав оборудования. До окончания производства в 49-м было собрано 244 машины. При превосходных для середины сороковых показателях оружия и защиты в конце десятилетия ИС-4 уже не мог рассчитывать на большие перспективы. Не добавляла оптимизма и боевая масса, выросшая до 60 тонн. Поэтому в начале 50-х танки ИС-4 стали выводить из эксплуатации, а потом их и вовсе сняли с вооружения. Часть танков отправилась на хранение, часть – работать мишенями на полигонах. До нашего времени дожило всего несколько экземпляров самого тяжелого советского танка, производившегося серийно: в музеях Кубинки и Читы, в Забайкальске (памятник), а также на границе с Китаем, где сохранилось несколько башен ИС-4, установленных в качестве стационарных огневых точек.

ИС-4 – последний серийный тяжеловес Сталина

В 1943 году на вооружении вермахта появилась новая техника, обладающая мощным орудием вкупе с хорошей бронезащитой – тяжелый танк Pz Kpfw Tiger или просто Тигр. Перед Курской битвой бронетанковые соединения Красной Армии обладали тяжелыми танками КВ, которые, к сожалению, не могли на равных бороться с новыми немецкими машинами.

Для того чтобы вернуть былое преимущество РККА на поле боя, необходимо было создать новую машину, обладающую пушкой большого калибра и непробиваемой, для любого вида артиллерии, броней. Такой грозной машиной на полях Второй мировой войны должен был стать тяжелый танк ИС-4.

История создания

Работы по созданию проекта были начаты в 1943 году на ЧКЗ в г. Челябинске в СКБ-2, в то время, когда был принят на вооружение ИС-122. Руководил созданием проекта сначала Троянов Л.С., чуть позже на должность руководителя был назначен Балжи М.Ф., создатель ИС-3.

Проект под обозначением «К» изначально предназначался для борьбы с немецкими тяжелыми танками, как основной противник Panther,Tiger и их модификаций. Требуемые характеристики и чертеж агрегатов машины были приняты 10 декабря 1943 г., а через 4 месяца был создан макет из дерева.

При конструировании за основу был взята компоновка танка ИС, с модернизацией и изменениями узлов машины.

Бронезащита машины была существенно увеличена, что способствовало внесению изменений в ходовую часть из-за возросшей массы. Так количество опорных катков увеличилось до 7 штук с каждой стороны машины, а ширина гусениц выросла до 730 мм. Кроме того, мощности существующего двигателя, устанавливаемого на ИС-3, для такой тяжелой машины было явно недостаточно.

На помощь пришло конструкторское бюро при ЧТЗ – СКБ-12 (занимающееся разработкой дизельных двигателей) с новым 12-цилиндровым В-12, спроектированным на основе знаменитого двигателя В-2. Также к концу проектирования машины была разработана новая трансмиссия. Увеличение бронирования повлекло за собой и изменение крепления башни с новой системой управления поворотом.

В середине весны 1944 года проект был утвержден и получил название «Объект 701». Всего существовало шесть версий проекта, главным отличием которых являлась установленная артиллерийская система.

  1. Объект №701-1. На данный прототип, выпущенный в апреле 1944 года, производился монтаж 122 мм артиллерийской системы Д-25Т. После проведения полигонных испытаний, в июне 1944 года проект был направлен на устранение выявленных недостатков.
  2. Объект №701-2. Единственным отличием проекта от предыдущего являлась установленная 122 мм артиллерийская система С-34-II.
  3. Объект №701-3. На данный образец устанавливалось орудие С-34-I калибром 100 мм. Вместе с уменьшением калибра пушки увеличилась толщина лобовой брони на 20 мм (у первых двух версии толщина «лба» равнялась 140 мм, третья версия обладала 160 мм). Для того, чтобы уменьшить негативное влияние на проходимость из-за возросшей массу, увеличена длина машины. Но, проведенные мероприятия незначительно повлияли на улучшение ходовых качеств проекта.
  4. Объект №701-4. Данный объект – это модернизированный №701-1. Главным отличием явилась модернизация ходовой части машины. После проведения испытаний пробегом, на 1160 км выявились недостатки трансмиссии, и машина была также направлена на доработку.
  5. Объект №701-5. Проект был изготовлен в конце осени 1944 года, в основе машины лежали проекты 701-3 и 701-4. Главным отличием явилось увеличение броневой защиты «лба» башни до 250 мм, а бронезащита кормы танка была увеличена до 120 мм. На объект было поставлена 122 мм арт. система Д-25Т.
  6. Объект №701-6. Последняя версия проекта, испытания которой завершились 21 апреля 1945 года, отличалась от предыдущей модернизированной ходовой частью.

И если после проведения всех испытаний и устранения недостатков вопросов по машине не было, то в случае оснащения танковым орудием объекта 701 перед разработчиками стала дилемма. Выбор был непростой – это пушки, калибром 122 мм, С-34-II и Д-25Т. И если первая обладала большой точностью, то вторая производилась серийно. Последний фактор и стал убедительным в принятии решения об оснащении объекта 701 артиллерийской системой Д-25Т.

Новый танк получился громоздким и проигрывал ИС-3 из-за большей массы и низкой проходимости, но выигрывал за счет более сильной бронезащиты. Именно последний фактор способствовал запуску в серию объекта.

Через год, 29 апреля 1946 танк был принят на вооружение и получил название ИС-4, к сентябрю этого же года изготовлено 25 единиц. Данная партия предназначалась для проведения испытаний, через месяц, 8 октября ИС-4 был запущен в серию. Налаживание массового производства шло очень медленно и за три месяца удалось изготовить всего 20 единиц.

Версии танка и его конструкция

За период производства с 1946 по 1949 г.г. было изготовлено 244 единицы. Кроме серийной машины, выпускались ИС-4 еще в двух модификациях:

  • командирская версия (ИС-4К) оснащалась дополнительной радиостанцией;
  • танк с улучшенной ходовой частью получил название ИС-4М.

ИС-4 вооружался 122 мм артиллерийской системой Д-25Т с боекомплектом в 30 выстрелов и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК (спаренный и зенитный). На машинах применялся дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. и механическая трансмиссия планетарного типа.

Скорость машины по шоссе составила 43 км/ч, запас хода 170 км. Броня гомогенного типа, бронезащита корпуса – лоб 160 мм, корма 160 мм, борта 120 мм. Бронирование лба башни достигало 250 мм. Масса танка – 60 тонн. Экипаж машины состоял из 4 человек – механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Читать еще:  Основной боевой танк Leopard 2E (Испания)

Зарубежные аналоги ИС-4

ИС-4 начал выпускаться серийно уже после окончания Второй мировой войны и на тот момент аналогов танка, стоящих на вооружении в других вооруженных силах не существовало. Чисто гипотетически можно сравнить ИС-4 с производящейся в годы войны бронетехникой армий Германии и США. Обращает на себя внимание защита советского танка, которая заметно превосходит аналогичный параметр «Королевского тигра», но при этом вес ниже на 10 т.

Советский тяжёлый танк ИС-4 («Объект 701»)

Тяжёлый танк ИС-4 («Объект 701») спроектирован в КБ ЧКЗ (г. Челябинск) под руководством Н.Л. Духова (ведущий инженер Л.С. Троянов) в 1943-1945 годах. Первый опытный образец танка, получивший обозначение «Объект 701-1», был изготовлен на ЧКЗ (г. Челябинск) в апреле 1944 года. С мая 1944 по апрель 1945 года на ЧКЗ изготовили и испытали шесть опытных образцов танка «Объект 701». 29 апреля 1946 года, под обозначением ИС-4, танк был принят на вооружение Советской Армии. Вследствие несвоевременной и неполной отработки чертёжно-технической документации освоение танка в серийном производстве затянулось до конца 1946 года. За время серийного производства на ЧКЗ (г. Челябинск) в 1947-1952 годах было изготовлено 244 танка ИС-4 всех модификаций.

Описание конструкции танка ИС-4

Танк ИС-4 имел классическую схему общей компоновки с размещением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и установленной сверху башне — боевого отделения, в кормовой части корпуса — моторного и трансмиссионного отделений. Экипаж танка состоял из четырёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённой части пушки, механик-водитель – в отделении управления по оси симметрии танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающий – в башне справа от пушки.

Корпус танка собирался методом сварки из литых секций и катаных броневых листов толщиной 20, 30, 120 и 160 мм. Передняя часть корпуса состояла из верхнего и нижнего лобовых, и двух бортовых броневых листов, установленных под большими углами наклона. По оси машины располагалось место механика-водителя, над сиденьем которого имелся не-большой круглый люк со смотровым прибором, с открываемой в сторону крышкой.

Башня танка собиралась из нескольких литых частей, её передняя часть закрывалась съёмным броневым листом крепившимся на болтах. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части крыши башни располагались слева — люк командира танка с крышкой, справа — люк заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы, причем в крышке люка командира – перископический смотровой прибор ТПК-1. Вращение башни, с планетарным блоком механизма поворота, осуществлялось как с помощью электропривода, так и вручную, причем допускалась работа обеих приводов одновременно.

Основное вооружение танка состояло из одной 122-мм танковой пушки Д-25Т и двух 12,7-мм пулемётов ДШК, один из которых был спарен с пушкой, второй – размещён на подвижной зенитной турели, установленной на крыше башни за люками командира танка и заряжающего.

Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-45, при стрельбе из зенитного пулемёта – колиматорный прицел К-8Т. Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания для пушки и 1000 патронов для пулемётов (20 магазин-коробок и 4 брезентовых сумках в заводских упаковках).

В силовой установке использовался 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12, оснащённый приводным центробежным компрессором, мощностью 750 л.с.. Трансмиссия танка включала однопоточную планетарную коробку передач (6 передач вперёд, 3 — назад и 2 нейтральные), с коническим реверсом и механизмом поворота типа ЗК с мультипликаторами, и две бортовых передачи. Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный, с гидравлическим сервированием педали на передачах переднего хода.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного литого двускатного направляющего колеса переднего расположения с винтовым механизмом натяжения гусеницы, семи литых двускатных опорных катков, оснащённых торсионной подвеской, трёх литых двускатных поддерживающих роликов, одного двускатного ведущего колеса со сменными зубчатыми венцами цевочного зацепления заднего расположения, одной мелкозвенчатиой гусеницы из 86 траков шириной 720 миллиметров.

Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция 10 РК-26 (с 1948 года – 10 РТ-26, с 1949 года – 10 РТ-26Э), для внутренней связи – танковое переговорное устройство ТПУ-47.

Основные модификации танка ИС-4

«Объект 701» — опытные тяжёлые танки, спроектированные в КБ ЧКЗ в 1943-1945 годах. Разработка тяжёлого танка, получившего в начале обозначение «К», велось с июля 1943 по февраль 1944 года. Первый образец танка, получивший обозначение «Объект 701» №0, изготовленный в апреле 1944 года, с 10 по 24 апреля прошёл заводские испытания. В мае-июне 1944 года ЧКЗ изготовил два усовершенствованных танка, получивших обозначение «Объект 701» №1 и №2 (позже использовался для испытаний обстрелом). После полигонных испытаний оба танка были демонтированы. Комплект корпуса и башни для танка «Объект 701» №3 использовался для испытаний обстрелом, проходивших с 5 по 25 августа 1944 года.

В сентябре 1944 года, с учётом результатов полигонных испытаний образцов №1 и №2, ЧКЗ изготовил танк «Объект 701» №4. Который после испытаний был тоже демонтирован. В ноябре 1944 года ЧКЗ изготовил два усовершенствованных танка «Объект 701» №5 и №6. В декабре 1944 – январе 1945 года танки прошли полигонные испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.

От серийного танка ИС-4 опытные танки отличались:

— размещением места командира танка и наводчика орудия справа от пушки, заряжающего – слева от пушки («Объект 701» №0, №1, №2, №4, №5);
— введением на крыше башни командирской башенки и люка заряжающего;
— установкой 122-мм пушки С-34 («Объект 701» №0, №1, №4, №5), 100-мм пушки С-34-1 («Объект 701» №2);
— отсутствием зенитного пулемёта (за исключением танка «Объект 701» №6);
— использованием телескопического шарнирного прицела ТШ-17 (за исключением танка «Объект 701» №6).

ИС-4 – серийный тяжёлый танк, спроектированный в КБ ЧКЗ на основе конструкции опытного танка «Объект 701-6» в 1945-1946 годах. За время серийного производства на ЧКЗ в 1947-1949 годах было изготовлено 219 танков ИС-4. В 1950 году производство танка было остановлено из-за большого количества конструктивных недостатков. В 1951 году на ЧКЗ под руководством М.Ф. Балжи были проведены мероприятия по модернизации 217 танков ИС-4.

ИС-4К – опытный командирский танк, спроектированный в КБ ЧКЗ в 1947 году на основе конструкции танка ИС-4. В конце лета 1948 года на ЧКЗ изготовили опытный образец танка ИС-4К.

ИС-4М – серийный тяжёлый танк, спроектированный в КБ ЧКЗ под руководством М.Ф. Балжи на основе конструкции танка ИС-4 с целью устранения конструктивных недостатков в 1950-1951 годах. В 1951 году на ЧКЗ было изготовлено 25 танков ИС-4М. 217 танков ИС-4 были доведены до уровня ИС-4М в ходе работ по модернизации на ЧКЗ под руководством М.Ф. Балжи. После 1960 года танки ИС-4М стали выводится из эксплуатации. В 1997 году ИС-4 был снят с вооружения.

От танка ИС-4 он отличался:

— установкой дополнительного башенного вентилятора;
— улучшением условий работы силовой установки;
— использование в трансмиссии новых агрегатов;
— установкой радиостанции Р-113 и танкового переговорного устройства Р-120 (с 1958 года);
— введением пылеотражательных щитков на надгусеничных полках.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector