6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжелый танк ИС-4

Тяжелый танк ИС-4

Разработка тяжелого танка ИС-4 началась в 1944 году. Инициаторами создания новой машины были руководители ЧКЗ: И. М. Зальцман (директор), С. Н. Махонин (главный инженер) и Н. Л. Духов (главный конструктор); ведущий конструктор проекта – Л. С. Троянов. Главной их задачей было создание перспективного тяжелого танка для завершающего этапа войны и на последующее время. Следует отметить, что работа эта, как и в случае с ИС-3, велась с известной долей конспирации. О ней до времени не были информированы ни нарком танковой промышленности В. А. Малышев, ни первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Н. С. Патоличев. Проектирование финансировалось из заводского бюджета. По-видимому, такая секретность была вызвана тем, что задуманная машина изначально не укладывалась в весовой лимит 46 т, утвержденный И. В. Сталиным, и руководство завода не хотело прежде времени “дразнить гусей”. Серийному образцу танка ИС-4 предшествовали изделия 701-2, 701-5 и 701-6.

Эти машины отличались друг от друга толщиной брони, маркой и калибром орудия, расположением мест членов экипажа. На изделии 701-2 устанавливалась пушка С-34 калибра 100-мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 800 м/с. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. Имелись телескопический прицел ТШ-17 и смотровые приборы МК-4. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160-мм. 12-цилиндровый дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л. с. позволял новой машине развивать скорость 43 км/ч. Экипаж состоял из 4 человек. На объекте 701-5 поставили 122-мм пушку Д-25Т и увеличили толщину брони башни. Масса танка возросла до 58,5 т. Вариант 701-6 получил армейское обозначение ИС-4 и в 1947 году был принят на вооружение Советской Армии. Корпус его сваривался из броневых листов большой толщины, а литая башня имела переменную толщину стенок с развитыми скуловыми и лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивались зарубежными противотанковыми пушками с дальности 1000 м, а кормовой лист корпуса имел такую же толщину, как и лоб башни танка ИС-2. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся небольшой круглый люк, закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой.

В крышке люка устанавливались два смотровых прибора, которые необходимо было снимать перед открыванием люка. Сиденье механика-водителя регулировалось по высоте и могло устанавливаться в боевое положение при закрытом люке и в походное – при открытом. Передняя часть башни танка закрывалась съемным броневым листом, крепившимся болтами. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части крыши башни слева располагался люк командира танка с крышкой, справа – люк заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы, причем в крышке люка командира – перископический смотровой прибор ТПК-1. Вращение башни осуществлялось механизмом поворота, имевшим два привода: ручной и электрический. Планетарный блок механизма поворота допускал раздельную и совместную работу этих приводов без каких-либо переключений. Пушка Д-25Т калибра 122-мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т. Для наведения пушки и спаренного пулемета применялся механизм поворота башни, секторный подъемный механизм и система командирского управления с электроприводом.

Стрельба из пушки велась прямой наводкой с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ-45, а с закрытых позиций – с помощью бокового уровня и угломерного круга на погоне башни. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания Особенностью боеукладки ИС-4 было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Каждая кассета состояла из цилиндра,амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен дополнительный стакан (между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных – колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет, для осколочно-фугасных гранат – 18. Держатели замков бронебойных снарядов окрашивались в красный цвет, осколочно-фугасных гранат – в желтый. Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из двух укладок по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках. На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный бескомпрессорный дизель В-12 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 800 см3 и максимальной мощностью 750 л. с. при 2100 об/мин. Он отличался от своих предшественников семейства В-2 главным образом наличием приводного центробежного невыключающегося нагнетателя.

Читать еще:  Бронеавтомобиль MARAUDER (ЮАР) » Военные люди

Топливная система включала в себя три основных встроенных топливных бака общей емкостью 410 л. Четыре дополнительных топливных бака по 90 л каждый устанавливались снаружи танка на корме. Вместо топливного насоса НК-10 (как у В-2) применялся 12-плунжерный насос НК-12. Силовая передача (точнее, механизм передач и поворотов) – планетарная, обеспечивавшая шесть передач вперед, три назад и два нейтральных положения. Она состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего собой двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и выполнявшего роль коробки передач, конического реверса и механизма поворота типа ЗК с мультипликаторами. Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный, с гидравлическим сервированием педали на передачах переднего хода. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная, торсионная. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. В каждой гусенице насчитывалось по 86 траков шириной 720-мм. Электрооборудование включало четыре аккумуляторные батареи общей емкостью 256 А-ч, соединенные параллельно-последовательно, генератор Г-73 мощностью 1500 Вт, электрический стартер СТ-700 мощностью 15 л.с. Система проводки – однопроводная с напряжением в сети 24 В. Для приборов аварийного освещения предусматривалась двухпроводная система проводки. На танке устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях. Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства ТПУ-4бисФ. Официально считается, что серийное производство танков ИС-4 началось в 1947 году. Однако ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена раньше – в 1946 и даже в 1945 году. В отличие от последних на танках выпуска 1947-1948 годов устанавливались модернизированные пулеметы ДШКМ образца 1938/46 годов, коллиматорный прицел К10-Т и радиостанции ЮРТ. Начиная с 1948 года танки комплектовались переговорным устройством ТПУ-47. Всего за время серийного производства до 1949 года было изготовлено около 250 тяжелых танков ИС-4.

Стоимость одной боевой машины составляла 994000 рублей. Эти танки направлялись в основном в войсковые части, дислоцированные на Дальнем Востоке – в Забайкалье, Приморье и т. д. Служба нового танка оказалась недолгой – ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. Причиной этого был целый ряд обстоятельств. Эта боевая машина, имевшая самое мощное в мире на момент ее создания бронирование, обладала существенными недостатками: массой, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время мостов и транспортных средств, низкой надежностью трансмиссии, невысокой проходимостью, обусловленной большим удельным давлением (0,9 кг/см2). Недостаточной была и маневренность танка, а по вооружению танк ИС-4 не имел преимуществ перед тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3.

Читать еще:  Бронеавтомобиль ВПК-3924 СПМ-3 «МЕДВЕДЬ» (Россия) » Военные люди

Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-4

Боевая масса, т – 60
Экипаж, чел. – 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед – 9790
ширина – 3260
высота – 2480
клиренс – 410
Броня, мм:
лоб, борт корпуса – 160
корма – 100
башня – 250-170
крыша – 45
днище – 30
Вооружение: 122-мм нарезная пушка Д-25Т; два 12,7-мм пулемета ДШК
Боекомплект: 30 выстрелов, 1000 патронов
Двигатель: В-12, дизельный, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 750 л. с. при 2100 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см – 0,92
Скорость по шоссе, км/ч – 43
Запас хода по шоссе, км – 170
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 0,90
ширина рва, м – 2,80
глубина брода, м – 1,50

Генезис

В соответствии с постановлением, изданным Народным комиссариатом танковой промышленности в апреле 1944 года, приказавшим ведущим советским конструкторским бюро разработать новый тяжелый танк, преемник для ИС-2, Челябинский тракторный завод начал работу над тяжелым танком ИС-3 . Главным конструктором этого танка был Ж.Я.Котин.

Независимо от этого, Л.С.Троянов, работающий на тех же заводах, начал работу над собственным проектом нового тяжелого танка. Проект держался в полной секретности от самого Котина, потому что официально Троянов не получил приказа о начале работ (в то время все проектные работы над новыми танками требовали официального одобрения властей). Работа финансировалась из внутреннего бюджета Челябинского завода.

Модель нового танка, обозначенного как Объект 701, начала собираться летом 1944 года, а сам прототип был изготовлен в конце предыдущего года и получил обозначение Объект 701-2.

С точки зрения конструкции, у машины был стандартный корпус с прямыми броневыми пластинами спереди, а не со «щучьим носом», характерным для конструкции Котина. В литой башне предполагалось установить 100-мм пушку С-34, для привода использовался модифицированный двигатель В-2, обозначенный как В-12, мощностью 750 л.с. Передняя и боковая броня имели толщину 160 мм.

Было построено два прототипа этой машины, различающиеся своим вооружением. В первом был установлен прототип 100-мм пушки, а во втором прототип 122-мм пушки С-34-1 (вместо стандартной пушки Д-25Т). Из-за большого веса машины — 55,9 тонн и проблем с вооружением после серии испытаний, проведенных в конце 1944 года, началась работа над следующим прототипом, обозначенным как Объект 701-5.

Машина получила новую башню с 122-мм пушкой С-34П, состоящую из элементов орудия С-34 и ствола А-19 (122 мм). Толщина брони башни также была увеличена, в результате чего масса танка достигла 58,5 тонн. Однако испытания танка, проведенные весной 1945 года, показали, что установленное вооружение не соответствует ожиданиям, а сама машина требует многочисленных доработок.

Поэтому, была начата работа над следующим прототипом, отмеченным как Объект 701-6 (для которого использовался корпус Объекта 701-5), в котором внутренняя часть была переоборудована и установлена новая, более тяжелая башня, защищенная лобовой броней толщиной 250 мм. Там была установлена стандартная 122-мм пушка Д-25Т. Изменения в конструкции привели к дальнейшему увеличению массы, на этот раз до 60 тонн.

Доработки на объекте 701-6 были выполнены удовлетворительно, в результате чего власти в 1947 году приказали построить пробную серию этих танков. Они были введены в эксплуатацию под обозначением ИС-4.

Читать еще:  Основной боевой танк «90» (Япония) » Военные люди

К 1949 году было произведено, в общей сложности, 233 машины (включая прототипы), после чего дальнейшие работы были остановлены из-за проблем в эксплуатации, и очень высоких производственных затрат, составляющих 994 тысячи рублей на одну машину, что было почти в три раза больше, чем затраты на ИС-3.

У ИС-4 были проблемы с трансмиссией, которая не была приспособлена для такой тяжелой машины. Второй проблемой была масса танка, что затрудняло его транспортировку и эксплуатацию, в основном из-за недостаточной несущей способности мостов в СССР. Тем не менее, построенные танки были направлены в несколько боевых подразделений, которые действовали, в основном, на Дальнем востоке Советского Союза.

В 1951 году было построено еще 25 танков ИС-4, обозначенных как ИС-4М, с несколько улучшенными компонентами. Некоторые старые танки позже были обновлены до такой же версии.

Однако вскоре выяснилось, что танки ИС-4 — неудачные машины. Их боевая ценность, несмотря на использование толстой брони, оказалась плохой, даже по сравнению с танками ИС-8/Т-10 , с более тонкой, но лучше расположенной бронёй. Танковая техника также не работала на них, так как все тяжелые советские танки того времени использовали 122-мм пушки.

В результате эти танки были постепенно выведены из линейных подразделений. Однако это не означало их конца, поскольку многие из них использовались для обустройства стационарных огневых точек сопротивления на границе с Китаем. В этой роли танки ИС-4 использовались в течение следующих нескольких лет.

Со временем, вместе с ликвидацией этих гарнизонов, танки были сняты и утилизированы. До наших дней официально сохранились только три машины и несколько полуразрушенных экземпляров, которые все еще находятся где-то на востоке России или в Казахстане.

Дальнейшая судьба танка

Все 244 экземпляра ИС-4 несли службу в частях на Дальнем Востоке и были сняты с вооружения в 60-х годах. Причиной отказа от дальнейшего выпуска танка явилась дороговизна и сложность производства, что исключало возможность массового выпуска в случае войны с вероятным противником. Чрезмерная масса танка снижала возможности перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом.

Кроме того, болезни ходовой части, которые появились еще в ходе изготовления первых образцов и проведения испытаний, так и не были до конца устранены. В боевых конфликтах во второй половине 40-х и до 60-х годов, танк участия не принимал, наверно, сказалась сложность его транспортировки на возможный театр боевых действийи дороговизна обслуживания. Оставшиеся к концу службы танки стали мишенями при проведении учебных стрельб, а демонтированные башни с орудиями, устанавливались как отдельные огневые точки на границе с Китаем.

Сегодня, несколько единиц ИС-4 сохранилось и их можно увидеть как в экспозиции музея, так и виде памятника:

  • музей бронетанковой техники в Кубинке;
  • парк Дома офицеров РА в г. Чита;
  • памятник в г. Забайкальск.

К моменту запуска ИС-4 в массовое производство война подошла к концу, соответственно и основное предназначение машины, как убийцы немецких тяжелых танков и самоходных установок оказалось не востребованным.

Высокая трудоемкость, дороговизна изготовления машины, большой вес и ненадежность некоторых агрегатов – все это способствовало тому, что машина была снята с производства через три года и в дальнейшем не принимала участия в каких-либо боевых действиях. На смену тяжелым танкам постепенно пришли основные, которые не уступали по мощности вооружения, но имели улучшенные динамические характеристики. А сниженный вес основных машин сделал их универсальными.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector