Танк Т-90МС «Тагил» – уральский «Прорыв»
Танк Т-90МС «Тагил» – уральский «Прорыв»
Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских ( в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.
Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.
На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.
Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.
Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.
В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца Второй мировой были основными в танковом парке Японии.
Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».
После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»( легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).
Мировой рынок
По версии западного печатного издания под названием The National Interest, новая боевая машина вошла в пятёрку лучших танков мира.
Примерно 27% общемирового рынка завоёвано оружием российского производства. Это почётное второе место (первое всё ж принадлежит США). В течение последних лет доход от экспорта отечественных образцов вооружения держится в пределах 15 миллиардов долларов. К сожалению, весьма затруднительно вычислить, какая доля из указанной суммы принадлежит уральскому заводу, но стоит отметить, что стоимость экспортной модели Т-90МС составляет примерно 4 миллиона долларов США. Для сравнения, самый передовой французский танк AMX-56 Leclerc считается весьма дорогостоящим (около 12 миллионов долларов США).
Даже украинские новости о бронетанковом заводе в городе Львове в средствах массовой информации сопровождают иллюстрациями российского танка Т-90АМ.
Хороший «ценник»
Успех Т-90 на мировой «танковой арене» можно объяснить рядом причин. Одно из главных преимуществ — наиболее оптимальное соотношение цены и качества. По данным открытых источников, экспортная стоимость Т-90С составляет около $2,5 млн, модернизированного Т-90МС доходит до $4,3 млн. «Ценник» на современные зарубежные аналоги начинается от $6 млн. Так, американский Abrams — не менее $8 млн, немецкий Leopard — больше 10.
При этом, по мнению военного эксперта Сергея Суворова, за последние 20 лет из танков, кроме российского Т-90, ничего практически не продавалось. «Ну, разве что немцы продали Катару порядка 60 танков Leopard», — говорит он.
Главный покупатель российских танков — Индия. Первый контракт на поставку танков Т-90 был подписан в 2001 году. Согласно документу, корпорация УВЗ должна был поставить индийскому Минобороны 124 готовые машины, а также машинокомплекты для сборки еще 186 танков. В 2004 году Россия и Индия подписали дополнительный контракт на лицензионное производство тысячи танков Т-90, а спустя три года заключили соглашение на поставку еще 124 готовых машин, а также машинокомплектов для сборки 223 танков
Также среди покупателей Т-90:
- Азербайджан с 2013 года получил 94 Т-90С, контракт был подписан в 2011 году.
- Алжир в 2006–2012 годах получил по двум контрактам 308 танков Т-90СА. В 2014 году «Рособоронэкспорт» заключил третий контракт — на поставку еще около 200 машин. В рамках данного соглашения в 2015–2016 годах из России были доставлены около 100 боевых машин.
- Туркмения в 2009 году получила 10 Т-90С. Летом 2011 года был подписан контракт на поставку еще 30 единиц, о ходе его выполнения в СМИ не сообщалось.
- Уганде в 2011 году было поставлено 44 Т-90С (контракт 2010 года).
Среди возможных потенциальных покупателей Т-90 эксперты также называли Вьетнам, Индонезию, Казахстан, Кувейт и Таиланд. По данным издания Forbes, в ближайшие годы будет реализовано минимум еще 1000 новых танков этого типа, а с учетом идущих переговоров с Кувейтом (146 танков Т-90МС) и Индией (464 танка Т-90МС) есть перспективы увеличения портфеля заказов более чем до 1600 машин этого типа.
Рассчитывает на собственное производство подобной бронетехники Иран. «Производство танков в стране налажено, и в настоящее время мы не нуждаемся в приобретении их за рубежом», — заявил командующий сухопутными войсками ИРИ бригадный генерал Ахмад Реза Пурдастан, отвечая на вопрос о перспективах закупок российских танков. «Генеральный штаб вооруженных сил ИРИ объявил, что танку T-90 будет отдано предпочтение при возможных закупках. Но, исходя из возможностей страны, в настоящее время приобретение танков Т-90 исключено, и мы хотим производить бронетехнику у себя в стране», — пояснил Пурдастан решение иранского генштаба.