M48 “Patton III”, Средний танк
Полные характеристики
Боевая масса, кг: | 44800 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: | 45 |
Запас хода по шоссе, км: | 110 |
Вооружение: | 90-мм пушка M41, 1 х 12,7-мм пулемет M2HB, 1 х 7,62-мм пулемет M1919A4 |
Экипаж, чел.: | 4 |
Здесь будут характеристики версии танка М48А3, т.к. он более всего распространен и скорее всего именно он будет введен в игру.
- Масса, т – 47
- Экипаж, ч. – 4
- Длина корпуса, мм – 6967
- Длина с пушкой вперёд, мм – 8811
- Ширина корпуса, мм – 3632
- Высота, мм – 3241
- Лоб корпуса (верх), мм/град. – 110 / 60°
- Лоб корпуса (низ), мм/град. – 102 / 53°
- Борт корпуса, мм/град. – 51…76(спереди толще) / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град. – 35 / 30°
- Корма корпуса (низ), мм/град. – 25 / 60°
- Днище, мм – 13…67. Ближе к нижней лобовой детали становился толще.
- Крыша корпуса, мм – 57
- Лоб башни, мм/град. – 110/ 0°
- Маска орудия, мм/град. – 114 / 30°
- Борт башни, мм/град. – 76 / 0°
- Корма башни, мм/град. – 51 / 0°
- Крыша башни, мм – 25
Двигатель и характеристики подвижности:
- Дизельный, л.с. – 750
- Максимальная скорость, км/ч – 48
- Запас хода по шоссе, км – 500
- Удельная мощность, л.с./т – 16
- Преодолеваемый подъём, град. – 30°
Историческая справка
Основная статья
:
История M46 Patton
Танк М47 с 90 mm M36
Medium Tank M46
— средний танк США второй половины 1940-х годов. Имел также название «Генерал Паттон» (англ. General Patton) в честь Джорджа Паттона, обычно сокращающееся до «Паттон». Первый танк, созданный в США после окончания Второй мировой войны, M46 был разработан в 1948-1949 годах и представлял собой модернизированный танк M26 времён войны. M46 отличался от своего предшественника прежде всего новой силовой установкой и считается первым в линии «Паттонов» — средних и основных боевых танков США, производившихся до начала 1980-х годов.
История создания
В 1946 году М 26 «Першинг», хорошо проявивший себя в боях второй мировой войны, был подвергнут модернизации, которая заключалась в установке нового, более мощного двигателя, применении гидромеханической силовой передачи, установке пушки того же калибра, но с несколько улучшенными баллистическими данными, новой системы управления и новых приводов управления огнем. Изменена была также конструкция ходовой части. В результате танк потяжелел, но его скорость осталась прежней. В 1948 году модернизированная машина была принята на вооружение под обозначением М46 «Паттон» и до 1952 года считалась основным танком армии США.
По внешнему виду М46 почти ничем не отличался от своего предшественника, если не считать того, что на танке «Паттон» были установлены другие выпускные патрубки и несколько изменена конструкция ходовой части и пушки. Корпус и башня по конструкции и толщине брони остались такими же, как и на танке М26. Объясняется это тем, что при создании М46 американцы использовали большой запас корпусов танков «Першинг», выпуск которых по окончании войны был прекращен.
Трудные метаморфозы «Паттона»
В первой половине 1970-х годов у армии США появился танк М48A5, который представлял собой обновлённые до стандарта M60 более ранние модели — в основном, М48A3. Модернизация заключалась в установке 105-мм орудия, новой системы управление огнём, нового двигателя, увеличении запаса хода и др. Массовое переоборудование танков ранних моделей началось в 1975 году, а всего до стандарта M48A5 модернизировали около 2100 танков. Однако попытки довести М48 до стандарта M60 предпринимались и ранее — о них и пойдёт речь.
M48A2 с орудием Т254/X15E8
Данный танк не планировалось запускать в серийное производство, он использовался только для испытаний, в данном случае — новой 105-мм пушки Т254 (M68). Позже в опытном порядке для сравнительных испытаний на танк установили британскую 105-мм пушку X15E8, которая была почти идентична M68. Это происходило в 1958–1959 гг., как раз во время тестирования X15 и T256 в рамках испытаний пушки для нового XM60 на Абердинском полигоне. Стволы орудий были взаимозаменяемы.
В «соревнованиях» участвовали также 90-мм и 120-мм орудия, для которых специально разработали другие башни, но в итоге для M60 выбрали Т256 — это орудие было достаточно мощным при сравнительно небольшом весе.
M48A1E1
10 июня 1959 года командование Главного артиллерийского управления обратилось к Автомобильно-танковому артиллерийскому центру (OTAC) с просьбой разработать проект модернизации М48A1 до уровня M60. 21 апреля 1960 года новый танк получил обозначение М48A1Е1.
На танк установили двигатель AVDS-1790-2 и трансмиссию CD-850-6, алюминиевые топливные баки, крышку и решётку МТО от M60. Машину перевооружили 105-мм пушкой M68. Боекомплект орудия составил 57 выстрелов. Соответственно, была установлена система управления огнём (СУО) от M60.
Некоторые изменения претерпела и подвеска: большинство её узлов и деталей остались от М48A1, но пришлось усилить из-за возросшей массы. Также вместо пяти поддерживающих катков установили три. Масса заправленного танка с загруженным боекомплектом достигла примерно 48 тонн.
Всего было переоборудовано шесть машин. №1 отправили на Абердинский полигон в марте 1960 года, №2 прибыл в Форт-Нокс 6 апреля. №3 использовали для оценки уровня сложности ремонта и обслуживания, №4 отправили на изучение в Детройтский арсенал, №5 и №6 использовались на протяжении 1960–1961 гг. для климатических испытаний в округе Юма (штат Аризона), на Абердинском полигоне и в Арктике.
Согласно отчёту об испытаниях, танк был идентичен M60 во всём, кроме бронирования, и превосходил все предыдущие серийные варианты М48 по мобильности, дальности хода и вооружению. Также отмечалось, что командирская башенка М1 нуждается в замене, так как в ней было слишком тесно для установки нового оборудования и приборов.
В ноябре 1960 года в OTAC решили сэкономить на модернизации, убрав из программы 105-мм пушку. Это было также вызвано тем, что на складах всё ещё находилось огромное количество неиспользованных 90-мм выстрелов, а выпуск нужного количества 105-мм выстрелов ограничивался бюджетом. Два прототипа M48A1E1, вновь перевооружённые 90-мм орудиями, получили обозначение М48A1Е2. После внесения в 1963 году ещё пары незначительных изменений танкам присвоили индекс M48A3 (Type A). Правда, все последующие конвертированные из M48А1 танки М48A3 шли с пятью опорными катками на борт.
7 декабря 1965 года была принята новая программа модернизации — фактически это была реанимированная программа М48A1Е1. Заключалась она, конечно же, в установке орудия M68 на М48A3. Пока решались бюрократические вопросы, и пробивалось финансирование, большинство предназначенных для модернизации танков уже находились в пути во Вьетнам, или в скором времени должны были туда отправиться.
Из-за того, что война перешла в очень активную фазу, деньги, отпущенные на модернизацию, также ушли на финансирование боевых действий. Только 14 апреля 1967 года был подписан договор с компанией «Боуэн-Макларен-Йорк» из Пенсильвании на сумму 16 772 847 долларов, но к тому времени пушку M68 опять исключили из пакета модернизации. В итоге начали модернизацию М48A1 до стандарта М48A3 — такие танки получили индекс М48A3 (Type B).
M48A1E3
В середине 1965 года программа M60A1Е1/E2 (M60 с новой башней и пусковой установкой ПТУР «Шилейла») стремительно набирала обороты, и американцы решили, что освободится много башен со 105-мм орудиями. Компания «Крайслер» тут же получила контракт на разработку нового проекта установки башни от M60 на М48. В декабре 1965 года проекту присвоили индекс XM735. Было решено использовать как старые шасси М48A1, попутно дорабатывая их до уровня М48A3, так и собственно шасси М48A3.
Высота колец погона башни была увеличена, чтобы задняя часть башни не зацепила крышку МТО. Соответственно, были установлены новые стеллажи для 105-мм выстрелов. В 1966 году построили два таких танка, которым тут же присвоили новое обозначение М48A1Е3. Опытные образцы проходили испытания в Форт-Ноксе с осени 1966 до осени 1967 гг.
Поначалу таким образом хотели переделать 243 танка, которые должны были получить обозначение М48A4. Но количество M60, которые должны были переделать в носители ПТУР «Шилейла», резко сократили, и в конце 1967 года программа М48A4 была отменена.
М48A2С c орудием M68
В начале 1966 года Израиль решил модернизировать свои М48A1/A2C до уровня M48A3, да ещё и с установкой 105-мм орудия семейства L7/M68. Компания «Крайслер» сразу принялась за работу и вскоре представила модернизированный M48A2C.
Основные изменения заключались в установке орудия M68, стеллажей для 105-мм выстрелов. Возможно, была установлена СУО от M60. Из боевого отделения убрали ненужный в жарком климате обогреватель.
В целом Израилю данный пакет изменений понравился, и в конце того же года началась обширная программа модернизации. В Израиле данные танки получили обозначение «Магах-3».
Неизвестно, были ли на данной машине установлены новые двигатель и трансмиссия, но израильские «Магахи» получили двигатель и трансмиссию от M60, а именно знакомые ещё по M48A1E1 двигатель AVDS-1790-2 и трансмиссию CDS-850-6.
М48A5
В начале 1970-х, после анализа основных боевых танков потенциальных противников, американцы поняли, что 90-мм орудие безнадёжно устарело. По этой причине было принято окончательное решение всё-таки перевооружить оставшиеся М48A1, М48A2 и М48А3 105-мм орудиями.
Проект получил обозначение XM736, которое затем сменили на М48A3Е1. После стандартизации в мае 1975 года танк получил название M48A5. Окончательный вариант являл собой M48A1/A2/A3, вооружённый орудием M68. В танке для максимальной унификации использовали максимальное количество компонентов M60A1. Кроме того, была установлена поздняя версия командирской башенки М1 и внесены другие незначительные изменения.
Первые пять предсерийных танков поставили военным в июне-июле 1975 года. Далее был подписан контракт с армейским депо Эннистон, и первые 500 танков были модернизированы до стандарта М48A5 с октября 1975 по сентябрь 1976 гг.
Итоги
Краткий список с основными характеристиками всех перечисленных выше проектов в хронологической последовательности:
- M48A2 с орудиями T256(M68) и X15E8(L7), 1958–1959 гг.
- M48A1E1 с орудием M68, СУО, двигателем и трансмиссией от M60, 1960 г.
- М48A3 (Type B) с орудием M68, СУО, двигателем и трансмиссией от M60, 1965 г.
- M48A1E3 с башней, двигателем и трансмиссией от M60, 1965–1967 гг.
- М48A2С с орудием M68 или L7, СУО (?), двигателем и трансмиссией от M60, 1966–1967 гг.
- М48A5 с орудием M68, СУО, двигателем и трансмиссией от M60, 1975 г.
В итоге от опытной установки орудия M68 в башню М48 до поступления подобных танков в войска прошло около 15 лет. Фактически, М48A5 под названием М48A1Е1 был готов к производству уже осенью 1960 года, но бюрократия и постоянные сокращения военного бюджета душили, по сути, один и тот же проект на протяжении 15 лет. В итоге конструкторы и военные вернулись к почти изначальному проекту, продемонстрировав принцип «новое — это хорошо забытое старое».
Удивительно, что даже при постоянной угрозе войны с СССР чиновники не хотели раскошелиться и в лице модернизированного М48 быстро получить в больших количествах более дешёвый и массовый вариант новейшего на тот момент M60.
Весьма примечательно, что Израиль на целых семь лет раньше воспользовался данными наработками — первые израильские «Магах-3», по сути, были теми же М48A1Е1. При этом в Израиле эти танки продолжили модернизировать в конце 1970-х.