Средний танк M47 Patton II (США) » Военные люди
Средний танк M47 Patton II (США) » Военные люди
С 1948 года на вооружении армии США находился средний танк М46 «Паттон», который принимал участие в корейской войне. В ходе боевых действий выявились слабые места этой машины: в новых условиях его 90-мм пушка оказалась недостаточно мощной, оставляла желать лучшего система управления огнем, требовала усиления броневая защита. Для устранения этих недостатков танк М46 решили модернизировать: оснастить новой башней с более мощной 90-мм пушкой, увеличить углы наклона лобовых листов корпуса и установить инфракрасные приборы наблюдения. Война в Корее обусловила ускорение работ по модернизации. В июле 1950 года был издан приказ приступить к его производству, а через 10 месяцев в мае 1951 года — были выпущены его первые образцы. Танк получил обозначение М47 «Паттон II» и после некоторой доработки в начале 1952 года был принят на вооружение армии США, а с 1953 года поставлялся также другим странам-участницам Североатлантического блока.
На М47 была установлена литая башня новой, улучшенной конструкции с модернизированной пушкой того же калибра, что и на М46, и с начальной скоростью снаряда более 900 м/сек С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет, в лобовом листе устанавливался еще один, а на башне — 12,7-мм зенитный пулемет М2. В башне танка смонтировали более совершенную электрогидравлическую систему управления огнем, а в механизм вертикальной наводки ввели гидравлическую передачу, которая использовалась при наведении пушки на цель с помощью силового и ручного приводов.
Благодаря наличию двух систем управления огнем наводчик и командир экипажа могли самостоятельно вести прицельный огонь. В распоряжении наводчика имелся стереоскопический, горизонтальнобазный прицел-дальномер, а для командира танка установили перископический прицел. Прицел-дальномер, установленный внутри башни, крепился к ее крыше. Концевые призмы его были выведены в специальные отверстия в бортах башни и закрывались броневыми колпаками. Прицел-дальномер позволял определить расстояние до цели, скорость ее движения, смещение по направлению, учитывал тип применяемых боеприпасов и автоматически передавал эти данные на пушку. Автоматический компенсатор, установленный в башне, восстанавливал первоначальное положение орудия после каждого выстрела. После отката не требовалась ручная наводка. На М47 были несколько увеличены углы наклона лобовой брони корпуса, установлены инфракрасные приборы для вождения ночью и обогреватель для экипажа. При той же боевой массе танк М47 обладал такой же маневренностью что и М46. Для «Паттон-II» были разработаны специальные плавсредства для переправы через водные преграды. Движение по воде осуществлялось с помощью двух гребных винтов, установленных в нишах кормового понтона и имевших привод от ведущих колес.
Максимальная скорость движения танка на плаву достигала 10 км/час. Повороты на воде обеспечивались торможением или остановкой одной из гусениц. При выходе на сушу экипаж сбрасывал понтоны, подрывая специальные заряды, помещенные в креплениях понтонов. На плаву М47 мог вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета. Кроме армии США, танки М47 состояли на вооружении армий Западной Германии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Японии и Турции.
Тактико-технические характеристики среднего танка М47 «Паттон II».
Боевая масса, т | 44 |
Экипаж, чел | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 8508 |
ширина | 3510 |
высота | 2960 |
клиренс | 470 |
Броня, мм | |
борт корпуса, башни | 76 |
корма | 51 |
лоб корпуса, башни | 102 |
Вооружение: | |
90-мм пушка М36, два 7,62-мм пулемета «браунинг», 12,7-мм зенитный пулемет М2 | |
Боекомплект: | |
70 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм и 4550 патронов калибра 7,62-мм | |
Двигатель | «Континентал», 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 810л. с. при 2800 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв | 0,935 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Запас хода по шоссе, км | 120 |
Преодолеваемые препятствия: | |
высота стенки, м | 1,17 |
ширина рва, м | 2,44 |
глубина брода, м | 1,22 |
- R.P. Hunnicutt. Patton. A history of the American Main Battle Tank;
- Воениздат, Н. Р. Андреев, Н. И. Гришин. «Пехотный батальон армии США»;
- М. Барятинский. «Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000»;
- Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
- Jim Mesko «Pershing/Patton in action»;
- Dariusz Użycki, Tomasz Begier. Patton Cz. I między Shermanem i Abramsem. M-47;
- Steven J. Zaloga «The M47 and M48 Patton Tanks».
Средний танк M47
Средний танк М47 был создан в рамках принятой в 1948 году первой американской программы послевоенного танкостроения.
Программа предусматривала создание легкого танка Т41, среднего Т42 и тяжелого Т43. На основе первого был создан М41 «Уокер Бульдог», правда, оказался он довольно бесполезным, так как время классических легких танков уже прошло. Третий — Т43 — с некоторыми проблемами все же был запущен в серию и после модернизации стал последним американским тяжелым танком М103. Что же касается среднего танка Т42, то его, как и легкий Т41, предполагалось создать на базе опытного легкого танка Т37. К началу декабря 1948 года военные разработали тактико-технические требования к новой машине. В качестве базового требования фигурировали вооружение и броневая защита на уровне М46. Но масса при этом определялась в 36 т.
СОЗДАНИЕ
Первый прототип Т42 поступил на Абердинский полигон в июне 1950 года, а еще пять — в течение последующего полугода. Корейская война шла уже шесть месяцев и поступавшие танки сразу включались в испытания. Впрочем, уже в конце июля было рекомендовано принять новый танк на вооружение. Но командование сухопутных войск категорически отказалось это делать без выполнения полной программы испытаний. Однако чрезвычайная ситуация в Корее не терпела промедления. В то же время продолжать массовое производство устаревающего М46 тоже представлялось нецелесообразным. Тут-то и возникла идея установить новую «продвинутую» башню Т42 с вооружением и СУО на хорошо отработанное шасси танка М46.
Уже 1 ноября 1950 года синтезированному танку присвоили название 90 mm gun tank М47, несмотря на то что машина еще не была стандартизирована, то есть принята на вооружение. Производство М47 началось в июне 1951 года на «Детройт Арсенал», несколько позже к нему присоединилась «Америкен Локомотив Компани». Серийный выпуск М47 продолжался до ноября 1953 года. Всего было выпущено 8576 танков. «Детройт Арсенал» изготовил 5481 машину, а «Америкен Локомотив Компани» — 3095.
КОНСТРУКЦИЯ
Средний танк М47 «Паттон 47» — модернизированный танк М46. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и его помощника.
Корпус танка несколько изменен по сравнению с корпусом танка М46 и состоит из сваренных литых деталей и катаных броневых листов. Башня танка литая с удлиненной частью на корму и значительно отличается от башни танка М46.
Основным вооружением танка стала 90-мм танковая пушка М36. Ствол пушки — моноблок с навинтным казенником, дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления из канала ствола пороховых газов. Механизмы наведения пушки имеют электрогидравлический и ручной приводы. Пульты управления электроприводами расположены у наводчика и командира танка, благодаря чему они могут самостоятельно вести прицельный огонь. В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом, осколочно-фугасной гранатой, подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном, невращающимся кумулятивным снарядом и с дымовым трассирующим снарядом. В качестве вспомогательного вооружения на танке применяются спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет M1919А4,12,7-мм зенитный пулемет М2НВ, смонтированный на штыревой установке перед люком командира, и 7,62-мм курсовой пулемет М1919А4, установленный в шаровой установке в лобовой части корпуса танка.
Наведение пушки и спаренного с ней пулемета при стрельбе только прямой наводкой осуществляется с помощью основного прибора — стереоскопического горизонтально-базного прицела-дальномера M12 с датчиком углов прицеливания М22. С помощью прицела-дальномера, которым пользуется наводчик, определяется расстояние до цели, скорость движения цели, смещение ее по направлению и вводятся поправки на тип применяемых боеприпасов.
Силовая установка — 12-цилиндровый бензиновый двигатель A/M790-5B «Континенталь» воздушного охлаждения c V-образным расположением цилиндров. Силовая передача — гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-Драйв» СО-850-4. Ходовая часть танка имеет шесть опорных и три поддерживающих катка с каждой стороны. Подвеска независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, установленными на передних и задних катках. Ведущие колеса заднего расположения. Между ведущим колесом и задним опорным катком установлен натяжной ролик. Гусеницы — резинометаллические, со сварными траками.