15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк Tiran (Израиль)

Основной боевой танк Tiran (Израиль)

За время «Шестидневной войны» 1967 года израильские войска захватили на Синае до 820 египетских танков и САУ, среди них несколько сотен Т-54 и Т-55 (по некоторым данным — 291 Т-54 и 82 Т-55). Ешё 15 Т-54 и 5 Т-55 были захвачены на Голанских высотах. Около 200 трофейных машин были полностью исправны, среди прочих имелось много танков с незначительными повреждениями. Испытывая постоянную потребность в пополнении танкового парка, израильтяне решили принять трофейные советские танки на вооружение. Уже в июле 1967 года в строй встали первые 130 танков; 81 Т-54 и 49 Т-55. На первом этапе производился ремонт, замена пулемётов и радиооборудования, а также вносился ряд других мелких изменений (запчасти частично производились на месте, частично закупались в Финляндии). В Армии обороны Израиля танки Т-54/55. а затем и Т-62, получили название Tiran. Причём название это заимствовано не у острова на выходе из залива Эйлат в Красном море, а «тиран» в смысле жестокий правитель.

Всего в 1968-1969 годах на вооружение Армии обороны Израиля было принято 146 танков — 139 в 1968-м и 7 в 1969 году, в ходе дальнейшей модернизации и приведении танков к стандартам Армии обороны оригинальная 100-мм пушка была заменена на 105-мм американскую М68. Танки Т-54/55 участвовали в «Войне на истощение» в 1969-1971 годах, включая операцию «Равив» 9 сентября 1969 года — рейд 6 Т-55 и 3 БТР-50 с парашютистами по африканскому побережью Суэцкого залива, а затем в «Войне Судного дня» в 1973 году. К началу этой войны они составляли 7.6% израильского танкового парка. Безвозвратные потери Т-54/55 составили 7 машин. Следует, однако, отметить, что укомплектованная этими танками бригада вступила в бой только 12 октября 1973 года.

В 1973 году Израиль захватил около 1500 арабских танков (в том числе около 200 Т-62), из них 550 — в технически исправном состоянии. Из этих танков 400 были введены в строй, в том числе 72 Т-62. В середине 1970-х годов Т-54/55 и Т-62 составляли до 20% танкового парка Армии обороны Израиля.

В Армии обороны Израиля танки Т-54/55. а затем и Т-62, получили название Tiran. Причём название это заимствовано не у острова на выходе из залива Эйлат в Красном море, а «тиран» в смысле жестокий правитель.

Существовало несколько модификаций этого танка :
Tiran-4 — Т-54 со штатной 100-мм пушкой. Установлены два — три 7.62-мм пулемета Browning M1919A4 (спаренный и на шкворневых установках у люков командира и заряжающего) и один 12,7-мм пулемет Browning М2НВ (жестко над стволом орудия, с дистанционным электроспуском), 60-мм миномет на правом борту башни (на части машин), объемные яшики для снаряжения на правом борту и корме башни и корме корпуса, новые радиостанция и система ППО.

Tiran-4Ш — «Tiran-4» со 105-мм пушкой М68. Здесь «Ш» (буква «шин» на иврите) — от слова «Шарир» (сильный) — так в АОИ называли 105-мм английскую пушку (как оригинальную L7, так и её американский вариант М68, а также вариант, выпускавшийся в Израиле по лицензии фирмой IMI). Боеукладка изменена под 105-мм выстрелы.

Tiran-5 — Т-55 со штатной 100-мм пушкой. В остальном подобен танку «Tiran-4»,

Tiran-5Ш — «Tiran-5» со 105-мм пушкой М68.

Tiran-6 — Т-62 со штатной 115-мм пушкой. Установлены три 7,62-мм пулемета Browning М1919А4 (спаренный и на шкворневых установках у люков командира и заряжающего) и один 12,7-мм пулемет Browning М2НВ (жестко над стволом орудия, с дистанционным электроспуском), 60-мм миномет на правом борту башни, объемные яшики для снаряжения на правом борту и корме башни и корме корпуса, новые радиостанция и система ППО.

Model «8» — экспортный вариант модернизации танков «Tiran-5Ш» и «Tiran-6». появившийся в 1984 году. На танке установлены: двигатель Detroit Diesel 8V-71T мощностью 609 л.с,; полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия; динамическая защита Blazer; стабилизатор вооружения фирмы HR Textron Incorporated; СУО Matador; теплоизоляционный кожух пушки; новая командирская башенка; пассивные ночные приборы командира, наводчика и механика-водителя. новые органы управления танком (штурвал); новые яшики для снаряжения и т.д.

В разработке: Tiran 6

В этой статье мы расскажем про израильский танк Tiran 6, который появится в «Проекте Армата».

По итогам Войны Судного дня 1973 года Израиль получил в качестве трофеев значительное количество бронетехники. В общей сложности было захвачено более 1000 единиц Т-54, Т-55 и Т-62. Большинство машин имело различные повреждения, но некоторые оказались абсолютно исправны. Часть из них была вскоре принята на вооружение Армии обороны Израиля.

Следует заметить, что советские танки и раньше захватывались израильской армией в качестве трофеев и также принимались на вооружение. В частности, во время Шестидневной войны 1967 года Израилю досталось несколько сотен Т-54 и Т-55 армии Египта, часть из которых также была абсолютно исправна.

Ввиду постоянной необходимости пополнять парк танков, машины были приняты на вооружение Армии обороны Израиля. На первом этапе они проходили ремонт, замену пулеметов и радиооборудования. В дальнейшем на некоторых танках менялась пушка.

Для этих машин были приняты следующие обозначения:

Танки, прошедшие замену пушки на М68, получали к своему названию индекс «Ш» (от слова «шарир» — «сильный»).

Трофейные Т-62 были приняты на вооружение Армии обороны Израиля под обозначением Tiran 6.

В начале 1970-х годов танк Т-62 со 115-мм пушкой был грозной машиной. Его приняли на вооружение с минимальными доработками:

  • на щеках и в задней части башни установили ящики для хранения ЗИПов;
  • на крыше башни смонтировали две установки для пулеметов;
  • над стволом орудия был установлен крупнокалиберный пулемет (для борьбы с живой силой и обучения экипажа стрельбе в мирное время);
  • передние фары заменили на аналогичные танку M48;
  • на лоб башни иногда подвешивались звенья гусеницы.

Двигатель у танка остался прежний — 12-цилиндровый дизельный В-55-В мощностью 580 л. с. СУО машины также не претерпела никаких изменений по сравнению с Т-62.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов танки получили навесную динамическую защиту Blazer и теплоизоляционный кожух на ствол пушки.

Читать еще:  Опытная СУ-152 «Объект 120» (СССР)

Танки Tiran состояли на вооружении Армии обороны Израиля до начала 1990-х годов, их использовали в основном для обучения экипажей. В дальнейшем часть машин была продана, а часть переделана в тяжелые БТР.

Ранее мы говорили, что на третьем уровне расположится другая машина — ОБТ Sho’t Kal Dalet. Но теперь Tiran 6, ранее планировавшийся премиумной машиной, заменит Sho’t Kal Dalet. Тот, в свою очередь, переместится на 2-й уровень.

В «Проекте Армата» Tiran 6 станет прогрессионным ОБТ 3-го уровня. На него можно будет установить динамическую защиту Blazer.

Надеемся, что танк вам понравится. До встречи на поле боя!

Танки семейства «Тиран». Трофеи на пользу АОИ

В ходе Арабо-израильских войн прошлого Армия обороны Израиля регулярно захватывала многочисленные трофеи. Захваченную технику восстанавливали, модернизировали или перестраивали и отправляли в собственные части. Одним из главных результатов такого бережливого отношения к бронемашинам стала серия танков «Тиран». Эта серия основывалась на средних танках Т-54, Т-55 и Т-62, ранее принадлежавших соседним государствам.

Трофеи войны

Проекты серии «Тиран» стали прямым следствием Шестидневной войны 1967 г. В ходе этого конфликта основу бронетанковой группировки арабских государств составляли средние танки Т-54 и Т-55, поставленные СССР. Война завершилась победой АОИ, которой к тому же удалось взять богатые трофеи – среди них имелись значительные количества танков разных типов.

Порядка 200 захваченных средних танков имели хорошее состояние и могли оставаться в эксплуатации. В связи с этим уже в 1967-68 гг. было принято решение о принятии техники на вооружение израильской армии. Для удобства танки переименовали. Машины Т-54 теперь именовались «Тиран-1», Т-55 обозначили как «Тиран-2».

Шестидневная война не была последним открытым столкновением стран. В последующих войнах АОИ неоднократно захватывала новые танки Т-54/55 и принимала их на вооружение. По разным данным, к середине семидесятых трофеями стало около 350-400 таких танков. Основная часть этой техники превратилась в «Тиранов».

По мере эксплуатации трофейных танков разрабатывались разные проекты модернизации, предусматривавших замену различного оборудования или установку новых устройств. Все подобные проекты сохраняли название «Тиран», а отличать их предлагалось по цифрам и дополнительным литерам. Позже вся серия проектов получила общее обозначение Ти-67 – две цифры указывали год приобретения первых «Тиранов».

Первые модернизации

Средние танки «Тиран-1» и «Тиран-2» представляли собой Т-54 и Т-55 без каких-либо доработок. Танки просто сменили хозяина и получили новые опознавательные знаки. Однако достаточно быстро АОИ начала переделку техники в соответствии со своими пожеланиями и нуждами. Результатом этого стало появление проектов «Тиран-4» и «Тиран-5». Проект с тройкой в названии отсутствовал.

Танк «Тиран-4» выполнялся на основе Т-54 с некоторыми изменениями, не затрагивавшими основные элементы конструкции. Так, на башне установили новый люк заряжающего, открывающийся назад. Перед ним разместили турель с пулеметом M1919A4. Часть танков также получила дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет M2 над орудием. На башне устанавливался 60-мм миномет для применения осветительных или дымовых мин.

Также на башне появились новые крепления антенны. На корме башни установили крепления под пару емкостей для воды. Позже там разместили полноразмерную корзину. Аналогичная емкость появилась на корме корпуса. Со временем «Тираны-4» получили новые надгусеничные полки с ящиками и креплениями для имущества.

Схожим образом переработали танки «Тиран-2», в результате чего появился «Тиран-5». Таким образом, танки четвертой и пятой модели имели максимальное сходство, а их различия, главным образом, определялись разницей проектов Т-54 и Т-55.

Модернизации «Тиран-4» и «Тиран-5» выполнили в конце шестидесятых годов. Они упростили эксплуатацию техники в специфических условиях Ближнего Востока, а также обеспечили ее унификацию с другими танками АОИ. При всем этом, тактико-технические характеристики не изменялись.

Новое вооружение

В начале семидесятых годов, незадолго до Войны Судного дня, танки «Тиран-4/5» прошли более серьезную модернизацию, направленную на повышение боевых качеств. 100-мм пушки Д-10Т перестали устраивать АОИ, из-за чего их заменили более мощным вооружением. Также предусматривалось обновление средств управления оружием.

В боевом отделении поместили новую установку с 105-мм нарезной пушкой «Шарир» – израильской версией орудия M68 от американского танка Patton. Вместе с орудием использовались новые прицельные устройства. Укладки боевого отделения переделали под 105-мм унитарные выстрелы. Также предлагались различные доработки, связанные с повышением технических и эксплуатационных характеристик.

По названию нового орудия проекты модернизации получили обозначения «Тиран-4Ш» и «Тиран-5Ш». К началу войны 1973 г. часть парка средних танков успела получить пушки «Шарир», но прочие машины сохранили прежнюю комплектацию. В дальнейшем модернизация продолжилась, и доля носителей 105-мм пушки выросла.

Во второй половине семидесятых предпринимались новые попытки модернизировать имеющиеся танки. Выполнялась замена смотровых приборов, в т.ч. с применением современной аппаратуры ночного видения. Изменялись емкости для хранения и перевозки имущества, внедрялись новые светотехнические устройства и т.д.

В разное время пересматривался состав вооружения и систем управления им. На башне танков могло помещаться до трех пулеметов нормального и крупного калибра. Некоторые машины сохраняли M2 над пушкой, тогда как на других его переносили на один из люков экипажа. Несколько раз осуществлялась модернизация прицелов, вычислителей и т.д. Часть танков получила инженерное оснащение – тралы или бульдозерные отвалы. К концу десятилетия танки «Тиран-4Ш/5Ш» получили динамическую защиту Blazer.

Новая база

В 1973 г. арабские государства впервые использовали в бою средние танки Т-62. По результатам Войны Судного дня часть такой техники в хорошем состоянии досталась Израилю. Как и во время прошлых конфликтов, АОИ не стала разбрасываться трофеями и использовала их в свою пользу. Танки Т-62 были приняты на вооружение под названием «Тиран-6».

Изначально «Тиран-6» представлял собой Т-62 с новыми опознавательными знаками. Затем техника прошла модернизацию с учетом наработок по проектам «Тиран-4/5». Танки оснащались новыми ящиками для хранения, иными средствами связи и наблюдения. Осуществлялась замена штатных пулеметов на системы, состоящие на вооружении АОИ. Также использовался 60-мм миномет.

Экспортный вариант

В восьмидесятых годах Израиль решил выйти на международный рынок. Танки Т-54/55 стоят на вооружении нескольких десятков стран, и многие из них могли бы заинтересоваться израильским проектом модернизации под названием Ти-67С.

Модернизированный танк оснащался двигателем Detroit Diesel 8V-71T мощностью 609 л.с. и гидромеханической трансмиссией. Корпус и башню усилили динамической защитой. Для стрельбы из 105-мм пушки использовалась новая система управления огнем на основе импортных компонентов. За счет новой оптики и смотровых приборов танк мог работать днем и ночью.

Читать еще:  Основной боевой танк Type 85-IIAP (Китай)

Насколько известно, ни одна зарубежная страна не пожелала модернизировать свои Т-54/55 по израильскому проекту. Как и множество других вариантов модернизации старых средних танков, Ти-67С не оправдал надежд.

Танки в эксплуатации

Средние танки семейства «Тиран» начали службу в конце шестидесятых годов, и это определило их дальнейшую судьбу. Они участвовали во всех основных конфликтах следующих десятилетий, начиная с Войны на истощение. При этом роль «Тиранов» постоянно сокращалась ввиду их малого количества.

АОИ получила всего несколько сотен танков на иностранной базе, и это ограничивало потенциал такой техники. Потери во время боев сокращали ее численность, а строительство или закупка новых образцов уменьшали ее долю в войсках. Тем не менее, «Тираны» всех модификаций активно использовались и вносили свой вклад в борьбу с противником.

Активная эксплуатация «Тиранов» продолжалась до начала восьмидесятых годов, когда доля новой техники выросла до желаемых значений. Перестроенные Т-54 и Т-55 стали отправлять на утилизацию или на перестройку по иным проектам. Одним из главных результатов этого стало появление тяжелого БТР «Ахзарит». Часть бронемашин без переделки продали третьим странам.

Однако подобные события не привели к полному отказу от устаревшей техники. «Тираны» разных версий оставались в частях и на хранении вплоть до начала текущего десятилетия. Тогда сообщалось о наличии 350-370 бронемашин поздних модификаций. К настоящему времени все или почти все они списаны ввиду полного морального и физического устаревания.

История средних танков «Тиран» демонстрирует логичный и бережливый подход к сохранению и использованию трофейной бронетехники. Машины, пригодные к дальнейшей эксплуатации, сохранялись и обновлялись в соответствии с требованиями новых хозяев. Все это позволяло усиливать бронетанковые части АОИ и обеспечивать преимущества перед противником – в т.ч. чтобы захватывать новые трофеи. Со временем Израиль смог организовать массовое производство собственной техники с высокими характеристиками, и только после этого трофейные «Тираны» начали выходить из эксплуатации.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

«Тиран» и другие советские трофейные танки

«Тиран» и другие советские трофейные танки

За время Шестидневной войны 1967 года израильские войска захватили на Синае до 820 египетских танков и САУ, среди них несколько сотен Т-54 и Т-55 (по некоторым данным – 291 Т-54 и 82 Т-55). Еще 15 Т-54 и 5 Т-55 были захвачены на Голанских высотах. Около 200 трофейных машин были полностью исправны, среди прочих имелось много танков с незначительными повреждениями. Испытывая постоянную потребность в пополнении танкового парка, израильтяне решили принять трофейные советские танки на вооружение. Уже в июле 1967 года в строй встали первые 130 танков: 81 Т-54 и 49 Т-55. На первом этапе производился ремонт, замена пулеметов и радиооборудования, а также вносился ряд других мелких изменений (запчасти частично производились на месте, частично закупались в Финляндии). Всего в 1968–1969 годах на вооружение Армии обороны Израиля было принято 146 танков – 139 в 1968-м и 7 в 1969 году. В ходе дальнейшей модернизации и приведения танков к стандартам Армии обороны оригинальная 100-мм пушка была заменена на 105-мм американскую М68.

Танки «Тиран-4Ш» на параде в Иерусалиме. 1973 год

Танки Т-54/55 участвовали в Войне на истощение в 1969–1970 годах, включая операцию «Равив» 9 сентября 1969 года – рейд 6 Т-55 и 3 БТР-50 с парашютистами по африканскому побережью Суэцкого залива, а затем в Войне Судного дня в 1973 году. К началу этой войны они составляли 7,6 % израильского танкового парка. Безвозвратные потери Т-54/55 составили 7 машин. Следует, однако, отметить, что укомплектованная этими танками бригада вступила в бой только 12 октября 1973 года.

В 1973 году Израиль захватил около 1500 арабских танков (в том числе около 200 Т-62), из них 550 – в технически исправном состоянии. Из этих танков 400 были введены в строй, в том числе 72 Т-62. В середине 1970-х годов Т-54/55 и Т-62 составляли до 20 % танкового парка ЦАХАЛа.

Танк «Тиран-5Ш» в экспозиции музея танковых войск АОИ в Латруне

В Армии обороны Израиля танки Т-54/55, а затем и Т-62 получили название Tiran. Причем название это заимствовано не у острова на выходе из залива Эйлат в Красном море, а «тиран» в смысле «жестокий правитель». Существовало несколько модификаций этого танка.

«Тиран-4» – Т-54 со штатной 100-мм пушкой. Установлены два-три 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (спаренный и на шкворневых установках у люков командира и заряжающего) и один 12,7-мм пулемет Browning М2НВ (жестко над стволом орудия, с дистанционным электроспуском), 60-мм миномет на правом борту башни (на части машин), объемные ящики для снаряжения на правом борту и корме башни и корме корпуса, новые радиостанция и система ППО.

Танк «Тиран-6» на полигоне в пустыне Негев

«Тиран-4Ш» – «Тиран-4» со 105-мм пушкой M68. Здесь «Ш» (буква «шин» на иврите) – от слова «шарир» (сильный) – так в АОИ называли 105-мм английскую пушку (как оригинальную L7, так и ее американский вариант М68, а также вариант, выпускавшийся в Израиле по лицензии фирмой IMI). Боеукладка изменена под 105-мм выстрелы.

«Тиран-5» – Т-55 со штатной 100-мм пушкой. В остальном подобен танку «Тиран-4».

«Тиран-5Ш» – «Тиран-5» со 105-мм пушкой М68.

«Тиран-6» – Т-62 со штатной 115-мм пушкой. Установлены три 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (спаренный и на шкворневых установках у люков командира и заряжающего) и один 12,7-мм пулемет Browning М2НВ (жестко над стволом орудия, с дистанционным электроспуском), 60-мм миномет на правом борту башни, объемные ящики для снаряжения на правом борту и корме башни и корме корпуса, новые радиостанция и система ППО.

Model “S” – экспортный вариант модернизации танков «Тиран-5Ш» и «Тиран-6», появившийся в 1984 году. На танке установлены: двигатель Detroit Diesel 8V-71T мощностью 609 л.с.; полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия; динамическая защита Blazer; стабилизатор вооружения фирмы HR Textron Incorporated; СУО Matador; теплоизоляционный кожух пушки; новая командирская башенка; пассивные ночные приборы командира, наводчика и механика-водителя, новые органы управления танком (штурвал); новые ящики для снаряжения и т. д.

На базе танков Т-55 в Израиле создан тяжелый БТР Achzarit. Его разработала в начале 1980-х годов фирма NIMDA. На вооружение эти БТР поступили в 1989 году. С танка была удалена башня, и установлено более легкое вооружение. Была усилена броня бортов и крыши корпуса. Моторно-трансмиссионное отделение полностью переработано, двигатель заменен на американский и размещен сзади – слева, чтобы оставить место для выхода десанта. Высадка осуществляется сзади по рампу с гидравлическим приводом, при этом десант проходит над трансмиссией. Три члена экипажа – механик-водитель, командир и наводчик находятся спереди. Вооружение – боевой модуль OWS фирмы Rafael. В машине размещается 7 десантников.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 288» (СССР)

Achzarit имеет высокий уровень защиты при общей массе 44 т. В лобовой части машина защищена от бронебойных боеприпасов калибра 125 мм. В задней части корпуса установлена разнесенная броня ТОGА из перфорированных стальных листов. Пространство внутри разнесенной брони используется для размещения имущества десанта и запасов питьевой воды. Дополнительно живучесть повышают системы коллективной защиты, ППО и постановки дымовой завесы. Кроме того, системой дымопуска оснащен двигатель.

На БТР Achzarit первоначально были установлены три боевых модуля OWS. Они имеют модульную конструкцию, позволяющую устанавливать на выбор пулеметы калибра 7,62 или 12,7 мм. В качестве альтернативы может быть установлен 40-мм гранатомет. Однако основным вариантом из соображений экономии является пулемет М240 калибра 7,62 фирмы FN Herstal. Масса OWS 160 кг. На серийных машинах установлен только один модуль.

Силовая установка машины заимствована с САУ М109. В ней применяется двигатель мощностью 650 л.с. фирмы Detroit Diesel c автоматической трансмиссией фирмы Allison. Фирма NIMDA разработала и более новую версию БТР Achzarit 2 с двигателем мощностью 850 л.с.

По официальным израильским данным, на конец 1997 года этот БТР использовался в двух пехотных бригадах – одной регулярной («Голани») и одной резервной. Планировалось оснастить им все пехотные части. В мотопехотном батальоне на БТР Achzarit имеется 37 таких машин, что из расчета 3 батальонов в бригаде дает общее количество в 222 единицы. С учетом учебных подразделений, в 1997 году количество этих машин в АОИ вряд ли превышало 250–300 единиц. По состоянию на середину 2002 года из регулярных пехотных бригад Achzarit по-прежнему имела только «Голани». Вместе с тем в ходе боевых действий на палестинских территориях в 2000–2002 годах эти БТР использовались и другими пехотными частями.

Непросто оценить и парк танков Tiran в АОИ. Судя по всему, в середине 1990-х годов эти машины были сняты с вооружения. Возможно, несколько десятков машин по-прежнему находятся на хранении в резервных формированиях. Судя по сообщениям израильской печати, в конце 2005 года в подразделениях Южного военного округа началась замена «тиранов» танками Magach. Старые «тираны» будут переоборудованы в тяжелые БТР.

С начала 1980-х годов танки Tiran 4 и Tiran 5 поставлялись ливанским христианским милициям, а также Армии Южного Ливана (АЮЛ). Например, около 18 Тiran 4 было поставлено АЮЛ в 1987 году. С конца 1980-х годов АЮЛ постоянно имела примерно 30 танков обеих модификаций. После развала АЮЛ в мае 2000 года часть танков вернулась в Израиль, часть была уничтожена (включая бомбардировки израильской авиации), несколько попали к «Хизбалле». Необходимо отметить, что в Ливан поставлялись только танки, вооруженные советскими 100-мм пушками.

Танк ИС-3, захваченный израильскими войсками, на параде в Тель-Авиве. 1967 год

В 1990 году 30 танков Tiran 5 были проданы Эфиопии, а в 1997–1998 годах 15 машин модели “S” в Уругвай.

Легкие плавающие танки ПТ-76 впервые были захвачены у Египта в 1967 году. К началу войны Египет имел на Синае 28 таких танков, и практически все они стали трофеями израильтян. Данные о том, сколько из них были в исправном состоянии, а сколько подлежали ремонту, отсутствуют. Достоверно известно, что АОИ использовала в войне 1973 года около десятка ПТ-76 (на май 1973 года на вооружении подразделения, эксплуатировавшего эти танки, имелось 7 ПТ-76). В ходе войны 1973 года было захвачено значительное количество танков ПТ-76. Достаточно сказать, что к началу боевых действий Египет имел 101 такой танк, а Сирия – 90. Кроме того, 20 танков ПТ-76 имел Ирак, и, возможно, все они или часть из них воевали в Сирии в составе иракского экспедиционного корпуса. По западным данным, в 1974–1981 годах АОИ имела 65 ПТ-76. Они были сняты с вооружения в начале 1980-х годов.

Говоря о трофейных советских танках в Армии обороны Израиля, необходимо упомянуть, что у Египта в 1956, 1967 и 1973 годах, у Сирии в 1967 и 1973 годах и у палестинцев в 1982 году было захвачено свыше 300 танков Т-34-85. Эти машины на вооружение не принимались. Тем не менее, кое-какое применение им нашлось. Отдельные танки передавались музеям (как израильским, так и иностранным), а также населенным пунктам в качестве памятников. С нескольких Т-34-85, захваченных в 1956 году, были сняты дизели для использования на танках «Шерман», но дальше экспериментов дело не пошло. Корпуса части Т-34-85 разрезались, а полученные таким образом бронеплиты применялись для дополнительного бронирования некоторых специальных машин на базе «Шермана». Большое количество танков использовалось на полигонах в качестве мишеней.

Трофейный советский танк ПТ-76 в экспозиции музея танковых войск АОИ в Латруне

Наиболее же интересно применение танков ИС-3 (их в Израиле называли «танк Сталин» или «танк Сталин-3»). До 40 таких машин были захвачены у Египта в 1967 году. С нескольких таких танков были сняты двигатель и трансмиссия, на освободившемся месте размещен дополнительный боезапас, а сами танки установлены на наклонных бетонных поверхностях, позволявших придавать стволам их пушек угол возвышения в 45° против штатных 19°. Два таких ИС-3 использовались в ходе Войны на истощение в 1969–1970 годах в опорном пункте (ОП) «Темпо» Линии Бар-Лева (самый северный ОП из расположенных вдоль Суэцкого канала, в 10 км к югу от Порт-Саида), еще два – в ОП «Будапешт» (на берегу Средиземного моря, в 12 км к востоку от Порт-Саида). После истощения запасов трофейных 122-мм боеприпасов использование танков ИС-3 прекратилось. Данных, все ли они были вывезены из ОП или оставлены в них без использования, а также имелись ли ИС-3 в других ОП, к сожалению, нет. Известно только, что во время войны 1973 года один такой танк имелся (но не использовался) в ОП «Будапешт».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector