11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк M84 (Югославия)

Основной боевой танк M84 (Югославия)

Основной боевой танк M84 — это югославский вариант модернизации советского танка Т-72, лицензия на производство которого была приобретена у СССР. Первый опытный образец изготовлен в 1982 году. Серийное производство осуществлялось с 1983 года на заводе им. Джуро Джаковича (г.Славонски-Брод). По разным данным изготовлено от 500 до 700 единиц. До распада Югославии были созданы две модификации этого танка. M84 — корпус, бащня, ходовая часть, двигатель, трансмиссия и вооружение принципиальным изменениям не подверглись и в целом соответствуют Т-72.

Установлена СУО SUV M84 югославского производства, новые прицел с встроенным лазерным дальномером, комбинированные электронно-оптические приборы наблюдения командира танка и механика-водителя DNKS-2 и PPV-2, система ядерной, химической и биологической зашиты DRHT и радиостанция.

M84A — двигатель В-46 форсирован до 1000 л.с, за счет установки двух турбокомпрессоров. СУО FCS-H4 или FCS Omega-84 с новым прицелом наводчика SCS-84. В СУО Omega-84 дополнительно введен детектор обнаружения лазерного излучения и новый баллистический вычислитель DBR-S4. Боевая масса 44 т.

Проведенная югославскими специалистами модернизация танка Т-72 значительно улучшила его тактико-технические характеристики, что подтвердилось в ходе испытаний танка M84 в СССР в 1987-1988 годах. Помимо линейных танков в Югославии выпускались командирские машины и БРЭМ.

В середине 1989 года Кувейт заказал 170 танков M84AB, 15 БРЭМ и 15 командирских машин, однако поставки были прерваны в связи с агрессией Ирака. Около 80 танков были переправлены в Саудовскую Аравию, где ими вооружили несколько частей кувейтской армии. В феврале 1991 года эти танки принимали участие в операции «Буря в пустыне».

Танки M84 широко использовались частями ЮНА в ходе гражданской войны в Югославии в 1991-1993 годах в основном на словенском, хорватском и боснийском театрах военных действий. После распада СФРЮ производство танков M84 прекратилось, так как сборочное производство оказалось на территории Хорватии, а большинство производителей комплектующих (до 75%) на территории Сербии.

В 2003 году в Хорватии было модернизировано 20 танков до уровня M84A4. На них установили дневной/ночной прицел SCS-84, баллистический вычислитель DBR-84 и новые датчики. Кроме того, танки оснашены немецким дизелем мошностью 1100 л.с. и современными британскими средствами связи.

Одновременно хорваты пытаются осуществить более кардинальный вариант модернизации. Речь идет о танке M84D Degman, натурный образец которого был продемонстрирован на международной выставке IDEF-2003 в Анкаре. В целом, машина оснашена усовершенствованными узлами и агрегатами M84A и современной электроникой иностранного производства. Главная особенность танка Degman — улучшенная бронезашита корпуса и башни и динамическая зашита оригинальной разработки. К настоящему времени до этого уровня модернизированы три танка M84 хорватской армии.

В свою очередь в Сербии в 2004 году продемонстрировали свой вариант модернизации M84AS. Этот танк получил новую СУО, комбинированную бронезашиту, ВДЗ «Контакт-5», КУВ «Рефлекс». На нем установлен ночной прицел «Агава-2» и система ОЭП «Штора». В результате модернизации с помощью российских комплектующих танк приблизился к уровню Т-90С.

По состоянию на 1 января 2010 года танки M84 состоят на вооружении в Сербии (199 единиц). Кувейте (78 в войсках, около 75 на хранении на 2009 г.). Боснии и Герцеговине (71). Хорватии (72) и Словении (40).

Характеристики танка M84
Боевая масса, т 48
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Ширина корпуса, мм 3590
Высота, мм 2190
Клиренс, мм 470
Тип брони противоснарядная комбинированная
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм 2A46
Тип пушки гладкоствольная
Боекомплект пушки 42
Прицелы прицел-дальномер с прибором ночного видения
Пулемёты 1 ? 12,7-мм НСВТ, 1 ? 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный многотопливный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 780
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700
Удельная мощность, л. с./т 19,0
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,8

Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

В семидесятых годах Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) приобрела у Советского Союза лицензию на производство основных танков Т-72. Видя темпы развития современной бронетехники, югославские военные в конце того же десятилетия инициировали начало работ по созданию новой модификации танка. В силу некоторых причин политического и юридического характера Югославия имела право самостоятельно проводить модернизацию строящейся по лицензии техники советской разработки. Другим странам Восточной Европы для этого приходилось обращаться к СССР.

M-84

В 1982 году завершились основные работы по созданию проекта, и югославская оборонная промышленность совместными усилиями построила прототип танка, получившего название M-84. В создании проекта модернизации советского Т-72 участвовали несколько предприятий, а головным разработчиком был белградский Военно-технический институт. Главной целью проекта M-84 было значительное повышение характеристик боевой машины путем обновления отдельных систем и агрегатов. В связи с этим конструкция танка Т-72, взятого за основу, претерпела минимальные изменения, но значительно изменилось внутреннее оснащение.

Как и советский Т-72, M-84 имел сварной корпус, состоявший из листов и штампованных деталей. По имеющимся данным, толщина бронелистов и конструкция комбинированных преград не менялась. Лобовая проекция бронекорпуса и башни прикрывалась блоками системы динамической защиты «Контакт». В некоторых источниках упоминается, что югославская промышленность была вынуждена использовать броневую сталь сортов, освоенных ею в производстве. Однако в целом конструкция бронированного корпуса и башни танка M-84 аналогична конструкции агрегатов базового танка Т-72. Все отличия были минимальными и обуславливались необходимостью установки нового оборудования и т.п.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть танка M-84 ничем не отличались от использовавшихся на советском танке. Из-за этого ходовые и экономические характеристики боевой машины югославской разработки остались на старом уровне. Точно так же без каких-либо изменений у танка Т-72 было заимствовано все оружие: 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46, пулеметы ПКТ и НСВ.

Читать еще:  Бронеавтомобиль «Дозор-Б» (Украина) » Военные люди

Основной целью проекта модернизации было повышение боевых возможностей бронемашины. Специально для танка M-84 югославские специалисты разработали систему управления огнем (СУО) SUV M-84. С ней были сопряжены электронно-оптические наблюдательные приборы DNKS-2 и PPV-2, а также прицел с лазерным дальномером. Вся электронная аппаратура была создана Югославией на основе советских разработок и собственного опыта. Кроме того, танк M-84 получил новую радиостанцию и систему противоатомной защиты DRHT.

Серийное производство основного танка M-84, являющегося незначительной модернизацией советского Т-72, началось в 1983 году. Как и в случае со строительством бронетехники по лицензии, в производстве танков M-84 были задействованы несколько предприятий, разбросанных по всей территории Югославии. Окончательная сборка осуществлялась на заводе им. Джуро Джаковича в городе Славонски-Брод. В дальнейшем подобное распределение работ по предприятиям пагубно сказалось на возможностях оборонной промышленности.

M-84A

Вскоре после начала серийного производства танка M-84 югославские специалисты принялись за его совершенствование. В ходе модернизации под названием M-84A планировалось обновить не только радиоэлектронное оборудование, но и ряд других систем. Новая модификация должна была превзойти Т-72 по большинству характеристик.

В незначительно доработанный бронированный корпус танка M-84 установили обновленный дизельный двигатель. Советский двигатель В-46 получил два турбокомпрессора, благодаря которым его мощность увеличилась до 1000 л.с. В ходе модернизации силовой установки и корпуса боевая масса танка возросла до 44 тонн. Несмотря на это, удельная мощность бронемашины M-84A оказалась немного выше, чем у оригинального M-84 или советского Т-72. Максимальная скорость танка после модернизации выросла до 68-70 км/ч.

Вооружение танка M-84A, как и в случае с M-84, было полностью заимствовано с Т-72. Для увеличения боевых характеристик модернизированный M-84A получил систему управления огнем FCS-H4 (FCS Omega-84) с прицелом наводчика SCS-84. В составе новой СУО имелись баллистический вычислитель и система обнаружения лазерного облучения. Все новое электронное оборудование было разработано югославскими предприятиями и представляло собой дальнейшее развитие аппаратуры, примененной на танке M-84.

По имеющимся данным, в конце восьмидесятых годов несколько югославских танков M-84 и M-84A были доставлены в Советский Союз, где их изучили и проверили. Советские танкостроители признали хорошие результаты работы югославских специалистов. Кроме того, отмечалось, что ряд примененных систем не уступает или даже превосходит аппаратуру, использовавшуюся на советских танках Т-72 того времени.

Серийное производство танков M-84 и M-84A продолжалось до начала девяностых годов. За это время было построено не менее 700 машин обеих модификаций. В конце восьмидесятых появилась первая экспортная версия югославского танка. Специально для поставок Кувейту была создана модификация танка под названием M-84AB, отличавшаяся от M-84A рядом компонентов прицельного комплекса. До начала войны с Ираком Кувейт успел получить лишь четыре танка. Уже во время боевых действий Югославия через Саудовскую Аравию смогла переправить заказчику еще около 80 боевых машин. Согласно некоторым источникам, в ходе боев кувейтские военные не потеряли ни одного танка: только две машины получили повреждения, но были восстановлены и возвращены в строй. Контракт с Кувейтом первоначально подразумевал поставку 170 бронемашин в варианте M-84AB и 15 командирских танков M-84ABK.

После распада СФРЮ

В 1991 году свою независимость от Югославии провозгласила Хорватия. В независимом государстве осталось головное предприятие СФРЮ по производству танков – завод им. Джуро Джаковича. Это привело к резкому падению темпов производства югославской бронетехники. Кроме того, начавшаяся война поставила крест на большинстве планов. Тем не менее, и в таких условиях предприятия небольших балканских государств смогли провести несколько модернизаций танка M-84 и создать новые его модификации.

В середине девяностых годов Кувейт выразил желание получить бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе M-84AB. По причине потери производственных мощностей Югославия попыталась создать БРЭМ M-84AI совместно с польскими коллегами, однако, насколько известно, проект остановился на стадии испытаний прототипа. Единственная построенная машина не была передана Кувейту. Несколько лет они использовалась вооруженными силами Югославии, а затем Сербии.

В 2004 году сербская оборонная промышленность представила последний на данный момент свой проект модернизации танка M-84. Новый танк M-84AS (он же M-84B1 или M-2001) получил дизельный двигатель мощностью 1200 л.с. и ряд новых электронных приборов. Утверждалось, что новые прицельные приспособления, обновленная СУО и ряд других систем значительно увеличивают боевые возможности бронемашины. К сожалению сербских танкостроителей, за время, прошедшее с первой демонстрации танка M-84AS, никто не подписал контракт на его поставку. Предполагалось, что некоторое количество таких машин сможет купить Кувейт, но военные этой страны не проявили никакого интереса к новой сербской разработке.

Крупнейший танкостроительный завод бывшей СФРЮ после распада страны остался в независимой Хорватии. Именно эта страна развернула наиболее активные работы по созданию новых боевых машин на базе танка M-84. Первым вариантом модернизации был танк M-84A4 Sniper, появившийся в середине девяностых годов. Этот танк представлял собой дальнейшее развитие M-84A с новыми прицелами и баллистическим вычислителем. Фактически M-84A4 представлял собой M-84A с электронным оборудованием M-84AB. Согласно некоторым данным, часть танков «Снайпер» получила двигатели мощностью 1100 л.с. немецкого производства. С 1996 по 2003 годы хорватская промышленность построила 40 танков модели M-84A4.

Еще в восьмидесятых годах завод им. Джуро Джаковича начал разработку нового проекта M-91 Vihor. Планировалось, используя имеющиеся наработки, создать основной танк с характеристиками на уровне современных зарубежных образцов. Проект M-91 дошел до стадии испытаний прототипа, однако начавшаяся война помешала завершить доводку и начать строительство серийных машин. В дальнейшем хорватские специалисты привлекли к проекту израильскую компанию Elbit. В результате такого международного сотрудничества проект M-91 был преобразован в M-95 Degman. Эта боевая машина частично унифицирована с имеющимися на вооружении танками M-84 всех моделей, но при этом оснащается новым электронным оборудованием. Танк M-95 получил 1200-сильный дизельный двигатель и дополнительные модули бронирования, значительно повышающие уровень защиты. Комплекс средств связи и управления огнем создавался израильскими специалистами. По имеющимся данным, все используемые элементы оборудования полностью соответствуют стандартам НАТО, что, как ожидалось, могло дать танку большие экспортные перспективы. Вооружение танка M-95 соответствует предыдущим машинам линейки M-84, однако вместо зенитного пулемета НСВ был установлен дистанционно управляемый боевой модуль Samson. Кроме того, утверждалось, что по желанию заказчика 125-мм орудие 2А46 может быть заменено на пушку калибра 120 мм, соответствующую стандартам НАТО. До настоящего времени было построено лишь два прототипа танка M-95. По некоторым данным, оба прототипа M-95 являются доработанными опытными образцами танка M-91. Хорватские вооруженные силы намерены приобрести не менее 30 таких танков. Третьи страны пока не проявляли интерес к M-95 Degman.

Читать еще:  Химическая разведывательная машина БРДМ-рх (СССР)

Одновременно с проектом M-95 хорватские танкостроители работали над танком M-84D. Предполагалось, что обе боевые машины будут максимально унифицированы. При этом M-84D является прямым развитием старых проектов семейства M-84. Танк M-84D предполагается оснащать большим количеством модулей системы динамической защиты, двигателем мощностью до 1200 л.с., новым прицельным оборудованием и СУО. Главной целью проекта M-84D было не просто создание танка с характеристиками, превышающими возможности существующих машин, но разработка комплекса средств, позволяющего быстро и дешево обновить парк имеющейся техники. Благодаря этому в настоящее время выполняется контракт на обновление 70 с лишним танков M-84 всех модификаций. К 2015 году в танковых войсках Хорватии должны остаться лишь машины модели M-84D. Вероятно, они будут служить вместе с заказанными M-95. Несколько лет назад Хорватия вела переговоры с Кувейтом. Предполагалось, что все оставшиеся в кувейтских вооруженных силах M-84AB будут обновлены до самой новой версии. Стороны не смогли договориться, из-за чего в 2007 году все консультации по поводу возможного контракта прекратились.

Боевое применение

Несмотря на сравнительно небольшое количество, танки семейства M-84 успели принять участие в нескольких вооруженных конфликтах. Первыми в бой вступили кувейтские M-84AB. Произошло это во время войны в Персидском заливе. Примечательно, что из-за внешнего сходства с иракскими Т-72 танки M-84AB использовались ограниченно и сражались только с бронемашинами советского производства предыдущих моделей (Т-55 и Т-62). В ходе боев два кувейтских танка получили серьезные повреждения, но были восстановлены и вернулись в строй.

В июне 1991 года началась Десятидневная война. Югославские войска попытались восстановить контроль над пытавшейся отделиться Словенией. Поскольку Территориальная оборона Словении не располагала тяжелой бронетехникой, югославские танки M-84 использовались для сопровождения колонн и разрушения баррикад. В ходе боев словенские вооруженные формирования смогли уничтожить около двух десятков югославских танков.

Летом и осенью того же года югославские танковые войска вновь понесли большие потери. Во время битвы за Вуковар пехота не смогла оказать полноценную поддержку танкам, из-за чего хорватским военным удалось уничтожить и повредить большое количество вражеской бронетехники. Всего в ходе хорватско-югославских столкновений военные Хорватии смогли захватить и восстановить около полусотни танков M-84.

Некоторое количество танков M-84 нескольких модификаций участвовало в войне в Боснии. Точные данные о числе воевавших, поврежденных, потерянных и захваченных танков отсутствуют.

Итоги

За несколько десятилетий оборонная промышленность Социалистической Федеративной Республики Югославии смогла создать ряд модификаций советского танка Т-72. В течение почти десяти лет, до распада страны, шло активное строительство танков, после чего темпы производства значительно упали и не могут восстановиться до сих пор. В общей сложности было произведено не более тысячи танков всех моделей семейства M-84, часть которых использовалась в нескольких вооруженных конфликтах.

Характерной чертой всей бронетехники семейства, созданной в Югославии, Хорватии и Сербии, является способ обновления машин. В подавляющем большинстве случаев балканские специалисты разрабатывали новые электронные приборы, обновляли силовую установку, но при этом не вносили серьезные коррективы в конструкцию корпуса и башни. Это демонстрирует сравнительно небольшие возможности югославской, а теперь хорватской и сербской промышленности. Кроме того, такую особенность танков M-84 можно считать доказательством большого модернизационного потенциала советского танка Т-72.

В настоящее время в войсках Кувейта и стран, ранее входивших в состав СФРЮ, остается несколько сотен танков семейства M-84. О перспективах этой техники говорить трудно. По мере устаревания она, вероятно, будет вновь проходить модернизацию или же заменяться новой. При этом необходимо помнить, что наиболее новые и совершенные машины семейства (M-84D в хорватских войсках) представляют собой M-84 и M-84A, прошедшие ремонт и модернизацию. Таким образом, в течение ближайших лет у танков семейства M-84 станет заканчиваться ресурс, в том числе и продленный. В таком случае понадобится искать замену. Возможно, ею станет новая модель, представляющая собой очередную балканскую модернизацию Т-72.

Одетые в броню

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Одетые в броню » Отличия танков » Отличия танков М-84

Отличия танков М-84

Сообщений 1 страница 12 из 12

Поделиться117-02-2018 00:40:00

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

M-84 — основной боевой танк Югославии 1980-х годов.

Является модернизированным вариантом советского танка Т-72М. За время серийного выпуска в 1983—1991 годах выпущено около 700 единиц. M-84 широко использовался во многих войнах в период 1990-х годов.

Поделиться217-02-2018 00:41:20

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

М-84 — базовая модификация. Принята на вооружение югославской армией в 1984 году. Оснащалась двигателем В-46-6 мощностью 780 л. с.

Поделиться317-02-2018 00:42:20

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

Поделиться417-02-2018 00:44:36

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

М-84А — модернизированный М-84 с двигателем В-46-6ТК мощностью 1000 л. с. Выпускался с 1988 по 1991 год.

Поделиться517-02-2018 00:46:58

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

М-84АВ — модернизация М-84А с установкой новой СУО SUV-M-84, состоит на вооружении армии Кувейта.

Читать еще:  Опытный легкий танк PL-01 (Польша)

Поделиться617-02-2018 00:50:52

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

M-84A4 «Snajper» — хорватский вариант модернизации танков М-84А и М-84АВ.

Поделиться717-02-2018 01:01:10

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

M-84D — хорватский вариант модернизации танка M-84A4.

Поделиться817-02-2018 01:06:28

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

М-95 «Дегман» — хорватский вариант модернизации танка М84, прототипом послужил югославский проект «Вихор».

Поделиться917-02-2018 01:09:11

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

М-84АS (М-2001) — сербский вариант модернизации танка М84, также известный под названием M2001.

Поделиться1017-02-2018 01:10:42

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

М-84АВ1 (М-2001) — сербский вариант модернизации танка М84, также известный под названием M2001.

Поделиться1117-02-2018 01:35:30

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 1770
  • Уважение: +36
  • Возраст: 5 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    8 дней 12 часов
  • Последний визит:
    Вчера 23:54:26

М-95 слева и M-84D справа.

Поделиться1221-02-2018 00:40:24

  • Автор: Maklaš
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 25-11-2017
  • Сообщений: 2
  • Уважение: 0
  • Провел на форуме:
    2 часа 51 минуту
  • Последний визит:
    21-02-2018 00:51:11

Всякой экзотики от меня.
М-84АК, серийный номер 21458, ныне в составе ВС Сербии. Впервые показали в 1994 году на выставке в городе Ниш.
Имеет дополнительную радиостанцию, и соотвественно, антенну для нее (место ее крепление отмечено на втором фото).
Так же существует командирский вариант М-84 — М-84К, однако его фото мне найти не удалось, исходя из имеющийся информации его конструкция аналогична Т-72К, за исключением свойственных М-84 элементов КУО и приборов наблюдения.

Танк М-84 второй серии, являющийся переходным от машин нулевой-первой серии, к полноценным машинам второй — он уже не имеет ИК-прожекторов, но все еще оснащен метеодатчиком A20XMBL. Подобные машины не составляли большинство во второй серии, и являлись следствием наличия у югославов остатков старых метеодатчиков

М-84М — танк М-84 с НКДЗ KAO M-99 сербской разработки, создан

в 1998 году.

Историк не должен знать все, он должен знать, где это «все» найти

Основной боевой танк M84 (Югославия)

Как и большинство танков, которые производились на территории стран-участниц Варшавского договора, основной югославский боевой танк M84 – это модернизированный вариант советского Т-72, лицензии на производство которого СССР передавал своим союзникам практически бесплатно.

Первый опытный образец М84 был изготовлен в 1982 году, а уже с 1983 года началось серийное производство этих боевых машин на заводе им. Джуро Джаковича в городе Славонски-Брод (сегодня принадлежит Хорватии). По данным из различных источников было выпущено от 500 до 700 единиц. До распада Федеративной Югославии были созданы еще две модификации этой боевой машины.

Танк M84 является практически точной копией советского Т-72, так как башня, корпус, силовой агрегат (позже двигатель В-46 был форсирован и за счет установки турбокомпрессоров мощность доведена до 1000 л.с.), ходовая часть, трансмиссия и основное вооружение не изменялись. Отличали эти две боевые машины дополнительное оборудование, которое югославы устанавливали в своем образце. Была установлена СУО SUV M84 производства Югославии, новые прицел, оборудованный лазерным дальномером, комбинированные оптико-электронные приборы наблюдения командира экипажа и механика-водителя DNKS-2 и PPV-2, встроена новая система связи, а также система биологической, ядерной и химической защиты DRHT. Боевая масса 44 тонны.

Проведенное югославскими специалистами усовершенствование танка Т-72 значительно улучшило его тактико-технические характеристики, это было подтверждено во время испытаний танка М84 на территории СССР в 1987-1988 годах. Югославия помимо линейных танков выпускала также БРЭМ и командирские машины.

В 1989 года Кувейт заключил с югославской стороной контракт на поставку 170 танков M84AB, 15 командирских машин и столько же БРЭМ, однако поставки военной техники были сорваны в связи с нападением Ирака. Из общего количества заказанной Кувейтом техники, примерно 80 танков были отправлены в Саудовскую Аравию, где в это время формировались подразделения новой кувейтской армии. В 1991 году эти танки принимали активное участие в антииракской операции «Буря в пустыне».

После распада СФРЮ и появления новых независимых государств производство танков M84 было прекращено, так как главное сборочное производство находилось на территории суверенной Хорватии, а большинство предприятий-производителей комплектующих остались на территории суверенной Сербии.

В 2003 году в Хорватии была проведена модернизация 20 танков до нового уровня M84A4. На этих боевых машинах установили современный дневной/ночной прицел типа SCS-84, баллистический вычислитель класса DBR-84 и новые датчики, современные средства связи производства Великобритании. Были внесены изменения и в силовой установке, на танках установили немецкие дизельные двигатели мощностью 1100 л.с.

В отличие от хорватов, которые для модернизации танка использовали наработки западных производителей боевой техники, Сербия для модернизации имеющихся на вооружении М84 в значительной части ориентировалась на наработки российских специалистов. На сербском варианте модернизированного М84 установлена комбинированная защита, КУВ «Рефлекс», ВДЗ «Контакт-5». Также был установлен современный прицел ночного видения «Агава-2» и система ОЭП «Штора».

Тактико-технические характеристики танка M84:
Полная боевая масса — 48 тонн.
Экипаж – 3 человека.
Длина с пушкой — 9530 мм.
Ширина корпуса — 3590 мм.
Высота — 2190 мм.
Тип брони – комбинированная противоснарядная.
Вооружение – гладкоствольная пушка 2А46 калибра 125-мм, пулемет, спаренный калибра 12,7-мм и дополнительный калибра 7,62-мм.
Скорость по шоссе — 60 км/ч.
Запас хода — 700 км.
Преодолеваемый подъём — 300
Преодолеваемая стенка — 0,85 м.
Преодолеваемый ров — 2,8 м.

Танки M84 состоят на вооружении армий Сербии (199 шт.), Кувейта (78 шт.), Хорватии (72 шт.), Боснии и Герцеговины (71 шт.) и Словении (40 шт.).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector