3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк Leopard 2HEL (Греция)

Советские ПТУР превратили немецкий танк Leopard 2 из убийцы в жертву

Leopard 2 часто сравнивают с M1 Abrams. Танки действительно обладают рядом схожих характеристик: оба весят более 60 тонн, оборудованы движками по 1500 л.с. и, если говорить об отдельных модификациях, даже одинаковыми 120-мм пушками производства немецкого концерна Rheinmetall. Обе машины оборудованы современной оптикой.

Есть между этими танками и различия. Так, газотурбинный движок Abrams легче запускается, в то время как установленная на Leopard 2 дизельная силовая установка позволяет преодолевать большее расстояние без дозаправки. Кроме того, американские танкисты используют боеприпасы с обедненным ураном, применение которых в Германии неприемлемо. Вместо этого немцы усилили бронирование в модификации Leopard 2A5, а Leopard 2A6 оборудовали новым орудием с увеличенной длиной ствола, повысив тем самым бронепробиваемость и дальность поражения.

В начале 2000-х годов Берлин продал Анкаре 354 танка Leopard 2A4. Новые машины представляли собой серьезную силу по сравнению с менее защищенными американскими M60 Patton, составляющими основу танковых войск Турции.

Долгое время турецкие танки были размещены на севере страны, однако осенью 2016 года их перебросили на границу с Сирией для участия в операции «Щит Евфрата». До прибытия «Леопардов» около дюжины турецких «Паттонов» были уничтожены боевиками запрещенной в РФ террористической организации «ИГ» и бойцами курдского ополчения.

Модель 2A4 стала последней модификацией танка Leopard 2 времен холодной войны. Она предназначалась для сражений с советскими танками и не была рассчитана на противодействие вооруженным ПТУР и СВУ боевикам. В отличие от последующих модификаций, 2A4 обеспечивает довольно слабую защиту от современных противотанковых ракет, особенно если они попадают в машину сзади или сбоку, что опасно в случае войны против боевиков, так как нападение возможно с любого направления.

В декабре 2016 появились первые доказательства того, что не менее десяти турецких Leopard 2A4 были уничтожены в боях за Эль-Баб. Согласно появившемуся в Сети документу, пять танков были уничтожены противотанковыми ракетами, два — минами или СВУ, один артиллерийским огнем или попаданием ракеты. Еще две машины были потеряны по неопределенным на тот момент причинам.

Большинство «Леопардов» были уничтожены ракетами «Метис» и «Конкурс». Этому способствовала специфика применения танков турками. Вместо того чтобы использовать их вместе с пехотой, «Леопарды» развернули в тылу в качестве дальнобойных орудий. В результате танки, оставшись без прикрытия на открытых огневых позициях, оказались крайне уязвимы. Подобная тактика также привела к многочисленным потерям саудовских танков в Йемене.

Между тем более современные Leopard 2А6М с усиленной защитой от мин хорошо зарекомендовали себя в ходе войны с талибами в Афганистане. Командиры хвалили их за мобильность и высокую точность стрельбы. Некоторые машины были повреждены взрывами мин, однако все они были восстановлены.

Недавно Германия представила Leopard 2А7V, гораздо лучше подготовленный к ведению боевых действий против боевиков. Анкара давит на Берлин, желая обновить защиту своих «Леопардов», тем более что поступление на вооружение собственных танков Altay задерживается. Турки хотят получить не только усиленную броню, но и системы активной защиты. Однако из-за охлаждения отношений между Анкарой и Берлином сделка, судя по всему, откладывается до лучших времен.

Немецкий основной боевой танк “Leopard 2”

Основной боевой танк Leopard 2 разработан компанией Krauss Maffie в 1969-1979 годах. Первый опытный танк Leopard 2К (РТ-1) был собран в 1972 году. С 1987 года организовано серийное производство 380 танков в Швейцарии по лицензии. За время серийного производства с 1979 года по настоящее время компаниями Krauss Maffie и MaK Maschinentnbau GmbH выпущено более 3200 танков Leopard 2 всех модификаций.

Описание конструкции танка Leopard 2

Основной боевой танк Leopard 2 имеет классическую компоновку с размещением отделения управления в носовой части корпуса, боевого отделения – в средней части корпуса, мотороно-трансимиссионого отделения – в кормовой части корпуса. Забронированный объём танка составляет 19,4 м³. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя – место которого находится в носовой части корпуса; командира танка, наводчика орудия и заряжающего – места которых находятся в башне.

Корпус танка сварной. Верхний лобовой лист Общий вид танка “Leopard” 2K со 105-мм пушкой имеет большой угол наклона. Борта корпуса расположены вертикально. В конструкции бронекорпуса используется комбинированная броня и бортовые экраны из армированной резины.

Место механика-водителя оборудовано у правого борта в носовой части танка. Для его посадки и высадки, в крыше башни, оборудован люк. В крышку люка вмонтированы два прибора наблюдения, третий – слева от люка механика-водителя в крышу корпуса. Под сиденьем механика-водителя расположен аварийный люк. Для управления танком механик-водитель пользуется штурвалом, двумя педалями (правая – подачи топлива, левая – тормоза) и блоком переключателей передач. Слева впереди от механика-водителя установлена панель управления и приборов. Объём отделения управления составляет 2,3 м³.

Слева от отделения управления в носовой части корпуса танка размещается стилажная укладка 120-мм выстрелов. В носовой части корпуса внутри по бортам размещены топливные баки.

Башня танка сварной конструкции размещена в центре корпуса. В конструкции башни используется комбинированная броня. Внутренние поверхности боевого отделения танка покрыты тканевыми матами (подбоем) из высокопрочного арамидного волокна. В башне расположен комплекс вооружения со 120-мм гладкоствольной пушкой. На правой стороне башни установлен основной прицел. На крыше башни оборудованы люки командира танка, справа, и заряжающего, слева. По периметру люка командира танка установлены шесть смотровых приборов. На погоне люка командира танка установлен кронштейн для крепления турели для зенитного пулемёта. Перед люком командира танка установлена оптическая головка панорамного прицела PERI-R-17. Перед люком заряжающего установлен подвижный смотровой прибор. На погоне люка заряжающего установлена турель для зенитного пулемёта. В крыше башни, над местом наводчика орудия, установлен неподвижный смотровой прибор.

Рабочее место командира танка расположено справа от пушки за местом наводчика орудия. Справа перед сиденьем командира танка подвешен к крыше башни прицел PERI-R-17. Перед сиденьем командира танка расположены элементы управления прицелами, средствами дымопуска и встроенным контролем некоторых систем. За сиденьем командира танка, в кормовой нише башни, размещены центральный блок управления системой управления огнём и две радиостанции УКВ-диапазона.

Рабочее место наводчика орудия размещено справа от пушки в передней части башни. Управление наведением вооружения наводчик орудия осуществляет с помощью своего пульта управления. За пультом управления расположены маховики ручных приводов наведения вооружения. Над пультом управления установлен основной прицел EMES-15. Слева от основного установлен вспомогательный телескопический прицел FERO-Z-18 (на танке Leopard 2 между окулярами основного и вспомогательного прицелов размещён монитор ночного прицела PZB-200). Справа от прицела EMES-15 расположена панель управления наводчика орудия. Справа от панели управления наводчика находится панель управления системой управления огнём.

Рабочее место заряжающего находится слева от пушки. Справа на рабочем месте заряжающего рас-положен казённик пушки, с установленным на нём спаренным пулемётом и коробкой с патронами к нему. На левом борту башни имеется крепление для пистолета-пулемёта, люк для загрузки боеприпасов и кнопка механизма открывания бронированной створки укладки выстрелов в левой части кормовой ниши башни. Под этой кнопкой крепится откидное сиденье заряжающего. Объём боевого отделения составляет 10,1 м³.

Читать еще:  Лёгкий танк Т-126СП (СССР)

В качестве основного вооружения на танке используется 120-мм главдкоствольная пушка Rh120 L/44 компании Rhtinmetall. Пушка установлена в центре башни и имеет ручной подъёмный механизм и гидравлический привод подъёма, обеспечивающие углы склонения и подъёма от -9° до +20°. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух, выполненный из пластика, и эжектор. Затвор пушки клиновой, вертикальный. Заряжание ручное.

Дополнительное вооружение танка включает один спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MG3A1 и один 7,62-мм зенитный пулемёт MG3.

В боекомплект к пушке входят 42 120-мм выстрела (15 хранятся в башенной боеукладке, 27 – в стилажной боеукладке в корпусе танка) DM-12 MZ (с кумулятивным многоцелевым снарядом) DM13 KE (с бронебойным подкалиберным снарядом). Боекомплект к пулемётам составляет 4750 патронов.

Танк оснащён автоматизированной системой управления огнём. Её основу составляет прицельный комплекс EMES 15 со стабилизированным в двух плоскостях головным зеркалом разработки американской компании Hughes (производится в Германии по лицензии). В прицеле объеденены дневной оптический и лазерный дальномерный каналы. Для стрельбы ночью используется прицел PZB 200 на основе низкоуровневой телевизионной камеры.

В качестве вспомогательного прицела наводчика орудия используется монокулярный оптический прицел FERO-Z18. Для командира танка установлен панорамный прицел PERI-R17 с головным зеркалом стабилизированным в двух плоскостях. Прицел имеет только оптический дневной канал.

Танк оснащён двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором танкового вооружения (привод пушки – гидромеханический, привод башни – электромеханический) и баллистический вычислитель (расположен в отсеке электроники в кормовой нише башни). На танке установлен силовой блок, в котором соединены V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизель с турбонаддувом МВ873 Ка-501. мощностью 1500 л.с. и автоматическая трансмиссия HSWL354 компании Renk. Силовой блок быстросъёмный.

Ходовая часть танка имеет, на один борт, семь опорных катков, направляющее колесо переднего расположения, ведущее колесо заднего расположения и три поддерживающих ролика. Подвеска индивидуальная торсионная с фрикционными амортизаторами двухстороннего действия (на первых, вторых, третьих, шестых и седьмых узлах подвески). Гусеницы цевочного зацепления Diehl 570F.

Танк оснащён автоматической противопожарной системой четырёхкратного действия, системой коллективной защиты от ОМП, 16 дымовыми гранатомётами.

Для внешней связи танк комплектуется двумя радиостанциями УКВ-диапазона SEM 25/30. Для преодоления водных преград по дну применяется оборудование для подводного вождения.

Модификации танка «Leopard 2»

«Leopard 2FK» — проект танка «Leopard 2» (Flugkorper — ракетный), оснащённого американской 152-мм пушкой-пусковой установкой ХМ 150Е5 с КУРВ «Shillelagh». По причине потери гибкости применения и резкого сокращения возимого боекомплекта проект закрыт в 1970 году. Опытный танк не изготавливался.

«Leopard 2К» (Kanone — пушечный) — серия из 16 опытных танков (17 башен), на которых в 1972-1974 годах отрабатывались различные варианты вооружения (первые 10 башен оснащались 105-мм гладкоствольными пушками, остальные — 120-миллиметровыми), подвески, трансмиссии, системы управления огнём. На танке устанавливалась вспомогательная силовая установка ОМ 363 с генератором G30E20-51G.

«Leopard 2AV» (Austere Version — строгий вариант) — 2 опытных танка (3 башни), изготовленных в 1975 году для сравнительных испытаний с танком ХМ-1 в США (состоялись в 1976 году) и отработки технологии серийного производства. Башня №19 сначала оснащалась 105-мм нарезной пушкой L7A3, затем в неё установили 120-мм гладкоствольную пушку Rh120. Вместо вспомогательной ситовой установки на танк установили 8 аккумуляторов. По конструкции в основном соответствовал серийному танку «Leopard 2»

«Leopard 2AGT» — в 1977 году, по настоянию США. на шасси танка «Leopard 2AV» испытали газотурбинный двигатель AVCO-Lycoming AGT-1500 и трансмиссию Allisson Х1100-3В от американского танка ХМ-1.

«Leopard 2» («Leopard 2A0») — первая серийная модификация танка, выпускавшаяся с 1979 по 1982 год. Из-за неготовности тепловизионного прицела на танке использовался ночной прицельный комплекс PZB 200.

«Leopard 2А1» — 750 танков, выпущенных с марта 1982 по ноябрь 1984 года, оснащённых прицелом EMES 15 с тепловизионным каналом фирмы Zeiss.

«Leopard 2А2» — доведённые в 1983-1985 годах до уровня танка «Leopard 2А1» машины первой серии.

«Leopard 2A3» — 300 танков, выпущенных с декабря 1984 по декабрь 1985 года. Танки оснащались цифровыми радиостанциями SEM 80/90. Из-за опасности нарушения герметичности танка, заварили люк для погрузки боекомплекта на левом борту башни.

«Leopard 2А4» — 695 танков, построенных в 1985-1992 годах. Основные отличия:

— замена разнесённого бронирования комбинированным:
— исключение из конструкции башни люка для загрузки боекомплекта;
— установка цифрового баллистического вычислителя;
— в СУО включены интерфейс для подключения системы подготовки и контроля AGDUS и встроенную систему выверки прицелов;
— установка нового ППО фирмы Deugra.

“Leopard 2A5” – 350 танков прошедших модернизацию в 1995-1998 годах. Основные отличия:

— установка броневых модулей на лобовую деталь башни;
— изменена установка прицела EMES 15, его оптическая головка перемещена на крышу башни;
— вспомогательный прицел FERO-Z18 перемещён наверх пушки, его объектив расположен теперь на крыше башни над маской пушки;
— перед люком командира танка установлен большой перископический прибор наблюдения, а оптическая головка панорамного прицела командира перемещён за люк командира танка;
— люк механика-водителя получил новую крышку:
— рабочее место механика-водителя оборудовано видеокамерой заднего вида, её монитор установлен слева от сиденья механика-водителя:
— использованы электромеханические приводы наведения вооружения E-WNA, на высвободившемся месте в кормовой нише башни устроили крепления для хранения зенитного пулемёта:
— створки бронировки объектива прицела EMES 15 получили элетромеханический привод:
— исключен ручной привод наведения вооружения, запасной привод сделали тоже электромеханическим:
— установлен новый панорамный прицел командира PERI-R17A2 с интеграцией в него тепловизионного канала. Окулярная часть прицела перенесена на левую сторону рабочего места командира танка:
— танк оснащён навигационной системой GPS.
— на передние узлы подвески установили усиленные торсионы.

«Leopard 2 Mixed Lot» (танки смешанной партии) — 350 танков, модернизированных путём установки башен от «Leopard 2А4» на корпуса первых выпусков танка, и доведённых до уровня модификации «Leopard 2А5».

«Leopard 2А6» — создавался на основе конструкции танка «Leopard 2А5» с установкой новой 12-мм пушки Rh 120 L/55. В начале 2000-х годов все танки «Leopard 2А6» прошли модернизацию путём наварки на днище, в районе расположение механика-водителя, дополнительного бронелиста и замены сиденья механика-водителя на подвесную систему, получившую название «динамически безопасное сиденье». Танкие танка получили обозначение «Leopard 2А6М». В начале 2000-х годов, на основе конструкции модификации «Leopard 2А6» разработали танк для предложения на экспорт. Основные отличия:

— новая конструкция лобовой бронедетали корпуса и защита крыши башни от боеприпаса типа «ударное ядро»:
— установка кондиционера, размещённого в корзине на корме башни:
— установлена новая система позиционирования с дисплеями у командира танка и механика-водителя:
— справа на корме установлена вспомогательная силовая установка.

«Leopard 2PSO» (Peace Support Operation — миротворческие операции) — в 2005 году на базе «Leopard 2А5» разработали танк для участия в миротворческих операциях в городской застройке. Отличительные особенности:

— установка новых бронемодулей на корпус и башню:
— установка бульдозерного отвала:
— по заказу в МТО может монтироваться силовой агрегат «Euro-Power-Pack» и вспомогательная силовая установка:
— наличие пакета датчиков ситуационной осведомлённости экипажа:
— установлена система кондиционирования:
— цифровые системы управления боем подразделения:
— на башне за люком заряжающего установлен боевой модуль, вооружённый американским 12.7-мм пулемётом M2QCB и оснащён телевизионный прицел, с тепловизионным каналом. Модулем дистанционно управляет заряжающий со своего рабочего места.

«Leopard 2А4 Evolution» — разработан в 2005 году немецкой компанией Ingenieurburo Deisenpoith на базе серийного танка «Leopards 2А4″. Концепция Evolution обеспечивает повышение уровня защиты танка при минимальных затратах. Отличительные особенности:

— повышена пассивная защита корпуса и башни:
— установлена комбинированная система активной защиты AMAP-ADS.
»

Читать еще:  Основной боевой танк Al Khalid (Пакистан)

Leopard 2 Revolution» — разработан компанией Rheinmetall Defence в 2010 году. Основные отличия:

— оборудован системой ROSY (Rapid Obscuring Sysnev — система быстрой постановки дымовых завес):
— по заказу может быть установлена современная СУО и электромашинными приводами наведения оружия:
— командир танка оснащён новым стабилизированным оптико-электронным прицельным комплексом SEOSS;
— установлена система ситуативной осведомлённости экипажа:
— на крыше башни установлен боевой модуль, оснащённый 12,7-мм пулемётом и 40-мм автоматическим гранатомётом, управляемый командиром танка со своего рабочего места:
— установлена система кондиционирования и вспомогательная силовая установка.

«Leopard 2A7» («Leopard 2A7+) — создан на базе танка «Leopard 2А6» в 2009 году. Отличительные особенности:

— использование дополнительных броневых модулей из стали:
— механик-водитель оснащён двумя видеокамерами (одна расположена на лобовом бронелисте корпуса, вторая — на корме танка), оснащёнными тепловизионными каналами:
— на правом борту в кормовой части корпуса размещена вспомогательная силовая установка;
— за люком заряжающего установлен боевой модуль FLW 200, с различными наборами вооружения, оснащённый многоканальным прицельным комплексом. Управление модуля может осуществляться как с места командира танка, так и с места заряжающего:
— в боекомплект танка введён 120-мм программируемый осколочно-фугасный снаряд:
— установлена новая высокопроизводительная система кондиционирования воздуха;
— заменены на новые бортовые редукторы, траки гусениц, усиленные торсионы.

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Леопард 2 – это немецкий основной боевой танк, пришедший на смену устаревшему Леопарду 1. Его базовый вариант был создан в конце 1970-х, но с тех пор танк множество раз модифицировался и улучшался, и последний его вариант является, по словам многих экспертов, лучшим танком в мире. Разные его модификации активно продаются в другие страны, хотя танк и стоит чрезвычайно дорого.

История

В 1970 году немецкие инженеры решили заняться созданием чисто немецкого ОБТ, поскольку совместный с американцами проект МВТ-70 потерпел неудачу, а Леопард 1 уже устарел. Параллельно разрабатывалось две машины – Леопард-2К с традиционным вооружением и Леопард-2FK с противотанковыми ракетами. Дополнительно тестировали разные подвески, орудия, узлы ходовой части и системы управления огнем.

В 1971 проект утвердили, и в 1973 изготовили первые Leopard-2K. Одновременно с этим ФРГ и США заключили соглашение о стандартизации, унифицировавшее вооружение и многие другие системы. Именно поэтому почти сразу была разработана новая машина, с многослойным бронированием. В 1976 году она опережала американский ХМ1 по ремонтопригодности и запасу хода, но на сравнительных испытаниях стреляла намного менее точно.

В 1977 году было заказано серийное производство второго Леопарда, и в октябре 1979 первая машина была выпущена. Почти сразу она попала в датскую армию – М1 Абрамс для нее оказался слишком дорог. В 1983 танк стала покупать Швейцария, а потом и другие государства.

Леопард 2А0

В 1987 году производство танка Леопард 2 было завершено, но уже в 1988 была заказана его модификация, Леопард-2А4. Сейчас танк по-прежнему активно модернизируется и модифицируется, и его последняя модель, Леопард-2А7+ считается одним из лучших ОБТ во всем мире.

Общая информация:

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса – от 50,5 до 63 тонн в последних модификациях;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Производитель — Krauss-Maffei;
  • Годы производства и эксплуатации – с 1979 года;
  • Выпущено – более 3 тысяч штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 7700 мм;
  • Длина с пушкой вперед – 9670 мм;
  • Ширина – 3700 мм;
  • Высота – 2790 мм;
  • Клиренс – 490 мм.

Бронирование

  • Тип брони – комбинированная противоснарядная, на 2А5 и более поздних моделях навесная.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 120-мм Rheinmetall Rh-120;
  • Тип пушки – гладкоствольная;
  • Длина ствола – 55 калибров;
  • Боекомплект – 42;
  • Углы ВН: -8…+18 градусов;
  • Прицелы – лазерный прицел EMES-15 с тепловизорным каналом, перископический PERI-R17, вспомогательный FERO-Z18;
  • Пулеметы – два 2 × 7,62-мм MG3.

Подвижность

  • Тип двигателя — MB 873 Ka-501;
  • Мощность двигателя – 1500 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – от 68 до 72 километров в час;
  • Запас хода по шоссе – от 550 до 500 километров в час;
  • Удельная мощность – 24,2 лошадиные силы на тонну;
  • Подвеска – индивидуальная торсионная;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1,1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 3 метра;
  • Преодолеваемый брод – 4 метра с ОПВТ, без подготовки 1 метр.

Двигатель Леопарда 2

Модификации

У Leopard-2 было множество модификаций:

  • А0, А1, А2 и А3 – у этих моделей постепенно улучшался тепловизор, боеукладка, приборы наблюдения и электроника;
  • 2А4 – самая популярная версия танка, с цифровой системой управления огнем, системой пожаротушения, новыми снарядами и башей. Все старые модификации, в том числе в других странах, улучшили до этого уровня;
  • 2А5 – модификация 1993 года с модульной клиновидной броней и более совершенными приборами GPS и наблюдения, противоосколочным подбоем и доработанной тормозной системой. За счет клиновидной брони приобрел свой характерный узнаваемый вид;
  • 2А6 – машина с новой пушкой большей длины, электрическим приводом башни и усиленной броней, а также обзаведшийся бронеплитой, защищающей танк снизу от мин;
  • Леопард-2А7+ — модификация 2010 года, самый современный вариант с усиленной защитой, улучшенной системой управления огнем, «цифровой башней», командирским тормозом, вспомогательной силовой установкой и модулем дополнительного вооружения. Многие базовые системы были заменены на цифровые и связаны вместе.

Машины на базе Леопард 2

  • Panzerschnellbrucke Leguan и Panzerschnellbrucke 2 – мостоукладчики;
  • Pionerpanzer 3 Kodiak — инженерная машина;
  • Bergepanzer 3 Buffel — БРЭМ;
  • Bergepanzer 3A1 – обновленная БРЭМ, подходила для применения в Афганистане;
  • Wisent 2 — БРЭМ модульной конструкции;
  • Panzerhaubitze 2000 — САУ;
  • Leopard 2L – мостоукладчик для Финляндии;
  • Leopard 2R – инженерная машина для Финляндии.

БРЭМ Wisent 2

Боевое применение

Леопард 2 немного успел повоевать в Афганистане в ноябре 2007 года. Некоторые машины подорвались на взрывных устройствах, но экипажи в основном остались живы – тогда-то на танк и поставили дополнительную защиту днища.

А вот война в Сирии, в которой приняли участие Леопарды 2А4, действительно проверила немецкую машину. В целом там танки проявили себя хорошо, хотя многочисленные фото подорванных танков заставили многих экспертов усомниться в непобедимости Леопарда 2. Впрочем, на то время А4 уже устарел, а более современные модели в сражениях так и не участвовали.

Разрушенный Леопард 2

Оценка танка

Последняя модификация Leopard-2А7+ многими экспертами считается самым лучшим основным танком в мире. Он имеет реально мощную броню и оружие, способное пробить почти любого противника, а отличные приборы наблюдения позволяют обнаруживать врагов на очень больших расстояниях. Но у танка есть один недостаток – очень высокая стоимость, как производства, так и ремонта.

Танк в культуре

Сегодня Леопард 2 и его модификации, вплоть до 2А7+, можно встретить в игре Armored Warfare: Проект Армата.

Фото и видео

Основной боевой танк Leopard I (Германия)

Характеристики основного боевого танка Leopard I

История создания немецкого танка «Леопард I»

В 1956 году Германия (западная, ФРГ) и Франция начали разработку единого танка — весящего не больше 30 тонн и вооруженного 90-мм орудием. Требования по бронированию были также очень скромны (гарантированная защита от 20-мм снарядов) и в целом, за исключением использования многотопливного двигателя и системы защиты от оружия массового поражения, новый танк был скорее устаревшим ещё до рождения, чем представлял собой новое слово в развитии техники.

Уже в 1957 году взгляды немцев и французов на этот проект разошлись и «совместной» работы не получилось — решено было, что каждая из сторон спроектирует собственную модель. Дело шло медленно и в 1963 году ФРГ вообще отказалась от сотрудничества и свой образец «допиливала» уже самостоятельно. В том же 1963 году под названием Leopard I танк был принят на вооружение. Надо сказать, что от начальной концепции в нем мало что осталось и машина получилась вполне современной, хотя и откровенно слабой по бронированию (особенно в сравнении с советскими танками).

Читать еще:  Тяжелая гусеничная БМП Т-15 (Россия)

В части «Леопард I» стал поступать в 1966 году, а его производство продолжалось до 1979 года. За этой время в танковые части Бундесвера поступило 2437 танков этой модели, а считая экспортные варианты — 4024 штуки. Плюс к этому, танк производился по лицензии в Италии — с 1974 года (т.е. с того момента как он перестал поступать на вооружение Бундесвера) по 1983 г., за это время изготовлено 720 «Леопардов».

«Леопард I» отличался неплохой подвижностью и низким силуэтом, ситуация с бронированием была несколько исправлена в конце 70-х после модернизации, однако в боевых действиях никогда и нигде он участия не принимал. «Леопард» можно рассматривать как «экспериментальный» немецкий танк, первый представитель второго поколения боевых машин этой страны в послевоенное время — на его основе отрабатывались идеи конструкторов и ставились эксперименты по созданию различных вспомогательных машин.

Чертеж основного танка Leopard I A4 (Германия)

Конструкция танка «Леопард I»

Танк Leopard I имеет классическую компоновку с размещением двигателя в кормовой части, боевого отделения посредине и водителя — спереди. Башня литая, корпус сварной. Вместо командирской башенки установлен панорамный прицел, смотровые приборы также имеются по периметру командирского люка. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса справа. Слева от него размещается большая часть боекомплекта — 42 выстрела. Оставшиеся 3 члена экипажа находятся в башне танка — командир и наводчик справа от пушки, заряжающий — слева.

Главный калибр танка — 105-мм нарезная английская пушка L7A3 (как на английском «Центурион» и американском М60), отлично подходящая под требования НАТО о стандартизации вооружения. Пушка имеет симметричные противооткатные устройства и электрогидравлический привод наведения. Ствол не цельный, а представляет собой быстроразъемное соединение собственно ствола с казенной частью орудия. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, ещё один такой же пулемет установлен на крыше башни (крепления для него есть на обоих люках), в задней части башни, по бортам, смонтированы по 4 дымовых гранатомета.

Для ведения огня используется оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А и панорамный перископический монокулярный прицел командира TRP 2А с ночным подсветочным каналом. Система управления огнем включает в себя электронный баллистический вычислитель.

Танк оснащен вентфильтром, системой кондиционирования, навигационной аппаратурой, автоматической системой пожаротушения и обогревателем для экипажа.

Немецкий танк Leopard I последней модификации A5

Модификации танка «Леопард I»

Leopard I, базовая модель. Выпускался с 1965 по 1970 г.г. Изготовлено 1845 единиц.

Leopard IА1 — модернизированный Leopard I. Установлен двухплоскостной стабилизатор Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резинометаллические бортовые экраны, гусеницы со съемными резиновыми подушками, ОПВТ, система автоматического глушения двигателя. Боевая масса 41,5 т. С 1967 года модернизацию проходили все ранее выпущенные машины.

Leopard IА2. В производстве с 1973 г., имеет усиленое бронирование башни, бесподсветочные приборы ночного видения механика-водителя и командира, новый воздухоочиститель двигателя. Изготовлено 232 единицы.

Leopard IАЗ. Производился с 1973 по 1974 гг., дальнейшее развитие модификаций A1 и A2. Башня — сварная, с разнесенным бронированием, маска пушки сварная, клиновидная. Боевая масса 43,4 т. Модель «Леопард I» по защищенности соответствует американскому M60A1 — но только спереди.

Leopard IА4. В производстве с 1973 г., отличался объединенной системой управления огнем. Изготовлено 250 единиц.

Leopard IА1А1 — Leopard 1А1 с дополнительной броневой защитой башни (экранами 20-30-мм). Боевая масса 42,4 т. Модели с IА1А2 по IА3А3 представляли те же самые «Леопарды» с новыми радиостанциями SEM 80/90.

Leopard 1A5 — Leopard 1A1A1 и Leopard 1A1A2, оснащенные системой управления огнем EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, а также усовершенствованный стабилизатор пушки. С 1986 по 1992 год до этого уровня доведено 1225 танков.

Учебный танк Leopard I. Машина для обучения водителей танков с вращающейся кабиной (2 курсанта и инструктор) и макетом пушки. Третий курсант занимает «реальное» место механика-водителя, однако место инструктора имеет дублированное управление.

Leopard I ВЕ — (1967 г.) «леопарды» для Бельгии, отличались маркой пулеметов (калибр прежний) и меньшим ящиками для амуниции, установленным теплоизоляционным кожухом пушки и стабилизатором. Кроме того танки получили другую СУО (SABCA), из лазерного прицел-дальномера, электронного баллистического вычислителя, обычного оптического прицела и семи датчиков нестандартных условий стрельбы. До 1996 года 132 танка модернизировали до уровня Leopard 1А5, не прошедшие модернизацию машины были проданы в другие страны, в частности Бразилия в период с 1996 по 2000 получила 278 «Леопард I BE».

«Леопард» I учебный

Leopard I А1 NO (1970-71 г.г.) — «леопарды» для Норвегии, в конце 1980-х годов большая их часть модернизирована до уровня Leopard I А5. 9 машин в 1996 году переделаны в мостоукладчики, 22 танка — в саперный танк Leopard I Ingeniorpanservagn. Ещё 4 — в береговую БРЭМ, способную работать в прибрежной полосе на глубине до 2,95 м.

Leopard I NL (1969-72 г.г.) — «леопарды» для Нидерландов (поставлено 468 машин). Отличались радиостанциями, ящиками амуниции, новыми стабилизаторами вооружения, усовершенствованными прицелами и заменой пулеметов на FN MAG того же калибра. Позже голландские «леопарды» получили бортовые экраны и новые СУО, получив обозначение Leopard 1-Verbetered. В 1995 году все машины выведены из состава вооруженных сил и распроданы — 202 танка Leopard 1-V было поставлено Греции (1992-98 г.г.), 200 танков поставлено Чили (2000-2001 г.г.). Чилийские машины дополнительно оснащены тепловизорами PZB 200.

Leopard I IT (1970-1985 г.г.) — «леопарды» для Италии (поставлено 200 машин и 720 — произведено в самой Италии по лицензии). Кроме того Италия получили 69 БРЭМ и 12 саперных танков на базе «Леопарда» и самостоятельно произвела 68 БРЭМ, 28 саперных танков и 64 мостоукладчика. В 1995-96 г.г. 120 танков были модернизированы и доведены до уровня A5, прочие выведены из состава ВС.

Leopard I DK (1974-1978 г.г.) — «леопарды» для Дании (поставлено 120+110 танков). В 1989 г. все танки модернизированы до уровня А5 и получили обозначение Leopard 1A5DK.

Leopard AS1 (1976-1978 г.г.) — «леопарды» для Австралии (90 танков, 8 БРЭМ, 5 мостоукладчиков), все машины переоборудованы системами обеспечивающими эксплуатацию в жарком климате. С 2002 года осуществлялась программа частично модернизации, в частности оснащения тепловизорами.

Leopard Cl — «леопарды» (1A3) для Канады (114 танков), отличающихся от немецких системой управления, радиостанциями и пулеметами. Позднее башни были заменены на усовершенствованные, как у танков 1A5. В канадской армии такие машины получили обозначение Leopard С2.

Австралийские «Леопарды» AS1

Leopard I GR — (1983-84 г.г.) «леопарды» (1A3) для Канады (106 танков и 4 БРЭМ). Также с 1992 по 1998 год Греция получила 202 голландских танка Leopard 1-V по программе военной помощи, а с 1993 по 2003 год — 163 танка списанных немецких 1А1 и 176 1А5. Модернизация планировалась, но дошло ли до дела — не известно.

Leopard Т1 — (1982-83 г.г.) «леопарды» (1A3) для Турции (77 танков по программе военной помощи + 250 1A4 списанных немецких, в 1990-91 г.г. + 80 1А1А1 до 1995 г.). Все полученные танки переоснащены СУО EMES- 12АЗ и переименованы в Leopard Т1, уже после 2004 года 162 танка Leopard Т1 были оснащены новой СУО ASELSAN, собственной разработки.

Также на базе танка «Леопард I» были разработаны БРЭМ, мостоукладчик и ряд других специализированных машин.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector