6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный бронетранспортёр «Объект 1015Б» (СССР)

Опытные бронетранспортёры «Объект 1015» и «Объект 1015Б»

В 1959 году на вооружение Советской армии был принят новейший бронетранспортер БТР-60, определивший основные пути развития подобной техники на несколько следующих десятилетий. Вместе с опытным образцом от Горьковского завода, в итоге рекомендованным к принятию на вооружение и серийному производству, испытания проходили несколько других экспериментальных машин. Среди них присутствовали бронетранспортеры «Объект 1015» и «Объект 1015Б», ставшие итогом совместных работ специалистов военного ведомства и автомобильной промышленности.

Работы по тематике перспективных бронетранспортеров стартовали в начале пятидесятых годов, и вскоре к ним присоединились сотрудники Военной академии бронетанковых войск. В 1954 году группа инженеров во главе с Г.В. Зимелевым приступила к проработке облика нового БТР. Эта машина должна была иметь ходовую часть с колесной формулой 8х8 и независимой подвеской, а также герметичный корпус, позволяющий плавать. Двигатель предлагалось поместить в кормовом отсеке и соединить с трансмиссией H-образной схемы.

Академия самостоятельно прорабатывала такую конструкцию до конца 1958 года. Затем Совет министров СССР своим постановлением приказал объединить усилия с другой организацией. Вторым участником проекта стало Специальное конструкторское бюро Кутаисского автомобильного завода. Во время совместной разработки бронетранспортера этим СКБ последовательно руководили М.А. Рыжик, Д.Л. Картвелишвили и С.М. Батиашвили. Все они внесли заметный вклад в общее дело.

После привлечения предприятия КАЗ проект, теперь уже рассматривавшийся с практической точки зрения, получил рабочее обозначение. Бронетранспортер назвали «Объектом 1015». В определенный момент развитие проекта привело к появлению улучшенной модификации, которую предлагалось отличать по индексу «1015Б». Поскольку эти машины не были приняты на вооружение, иные названия им не присваивались.

Новый проект предлагал использование несущего сварного броневого корпуса с противопульной защитой. Для определенного повышения основных характеристик предусматривалось значительное число изогнутых деталей при одновременном сокращении общей длины сварных швов. С учетом основных угроз корпус с самого начала оснащался плоской крышей. Днище получило изогнутую форму, что повышало характеристики машины на плаву. С точки зрения компоновки «Объект 1015» был похож на другие опытные БТР. Передняя часть корпуса вмещала отделение управления, за ним находилось десантное отделение, совмещенное с боевым. Двигатель и часть агрегатов трансмиссии находилась в корме.

Как и некоторые другие опытные бронетранспортеры, «Объект 1015» получил лобовую часть корпуса характерной формы, образованной несколькими крупными деталями. Нижняя лобовая деталь представляла собой наклонную панель с загнутыми боковыми частями. Сверху имелся агрегат из двух наклонных листов, один из которых имел проемы для смотровых люков. Борта корпуса отличались достаточно сложной формой. Их нижняя часть располагалась вертикально. Над ней находились развитые полки, образованные колесными арками и наклонными бортами. Между второй и третьей парами колес предусматривались достаточно крупные многоугольные кожухи. Т-образную корму собрали из нескольких ровных листов, установленных с наклоном назад.

В корме корпуса находился бензиновый двигатель ЗИЛ-Э129 мощностью 180 л.с. С двигателем соединялась пятиступенчатая механическая передача, за которой следовал центральный межбортовой дифференциал. С раздаточной коробки крутящий момент поступал на бортовые редукторы. Последние вместе с тормозными механизмами находились внутри бронекорпуса. Бортовые редукторы двух передних осей незначительно отличались от агрегатов двух задних, что было обусловлено наличием механизма поворота.

Примененная трансмиссия привела к получению весьма интересных результатов. Карданные валы и редукторы размещались непосредственно у бортов корпус, а их кожухи не отличались большими размерами. За счет этого внутри корпуса оставалось достаточно места для размещения большого числа десантников. Кроме того, такой запас свободного объема даже позволил в некоторой мере сократить общие габариты корпуса без потери основных качеств.

Два передних моста были выполнены управляемыми. Они получили рычажную подвеску особой конструкции. Нагрузки принимали на себя спиральная пружина и находящийся внутри нее гидропневматический амортизатор. На двух задних осях использовали комбинацию торсионной и пружинной подвески. Высокую проходимость должны были обеспечивать колеса большого диаметра. Все колеса были соединены с централизованной системой регулировки давления.

Для движения по воде «Объект 1015» получил водометный движитель, построенный на агрегатах плавающего танка ПТ-76. В кормовой части корпуса, по бокам от силовой установки, находились два канала-водовода. Заборные отверстия поместили на днище, сопла – на кормовом листе. Привод водометов был организован при помощи вторичного вала коробки передач. Благодаря этому управление водометом и колесным движителем осуществлялось самостоятельно и без взаимного влияния. Управление тягой водомета осуществлялось изменением оборотов рабочего колеса, а также путем перемещения заслонки на кормовом сопле. При закрытой заслонке поток воды перенаправлялся вниз в вперед через соответствующую щель в днище. За счет применения специальных эжекционных патрубков водометы также выполняли функцию насосов для откачки воды из корпуса. На воде также следовало использовать волноотражающий щиток на лобовом листе.

На случай застревания бронетранспортер оснастили собственной лебедкой с приводом от раздаточной коробки. Это устройство могло выбирать трос, создавая усилие до 4,5 тс. Для буксировки поврежденной техники имелось стандартное тягово-сцепное устройство.

В соответствии с требованиями армии, бронетранспортер должен был нести штатное пулеметное вооружение. Проектом предусматривалось использование пулеметной башенки, помещенной на крыше корпуса. Такой боевой модуль имел устройства для монтажа пулемета винтовочного калибра. Управление наводкой и стрельбой осуществлялось вручную. Обеспечивался круговой обстрел с возможностью атаки воздушных целей. Пулеметный огонь мог дополняться стрельбой из личного оружия. Борта обитаемого отсека получили большое количество амбразур с подвижными крышками. При необходимости можно было стрелять и через открытые люки.

Бортовая раздача мощности, основанная на компактных агрегатах, позволила увеличить доступные объемы внутри корпуса. В передней части машины, в отделении управления, находился экипаж из двух человек. Над их местами находились собственные люки. Следить за дорогой предлагалось при помощи двух крупных лобовых стекол, в боевой обстановке прикрываемых броневыми щитками. При закрытых щитках наблюдение осуществлялось через перископические приборы на люках.

Прямо на кожухах трансмиссии у бортов корпуса предлагалось устанавливать лавки для десанта. Оптимальное использование имеющихся объемов позволило разместить в десантном отделении 18 посадочных мест. Вместе с другими десантниками в основном отсеке корпуса находился стрелок, управлявший пулеметной установкой. Таким образом, бронетранспортер «Объект 1015» мог взять на борт сразу 21 человека. Впрочем, в исходной версии проекта десантное отделение не отличалось особым удобством, и 19 бойцам приходилось сидеть максимально плотно.

Для посадки и высадки из десантного отделения следовало использовать большой люк в крыше, оснащенный четырьмя подвижными крышками. Крышки верхнего люка могли откидываться в стороны и ложиться на борта, в определенной мере повышая уровень защиты корпуса. Доступ к машине облегчался набором подножек. Простейшие устройства из металлических прутов находились над промежутками между колесами.

Выгодно отличаясь от конкурентов расчетными возможностями, новый БТР имел схожие габариты. Длина машины составляла 6,8 м, ширина – 2,5 м. При клиренсе 450 мм машина имела общую высоту чуть более 1,8 м, которую удалось получить за счет оптимального использования внутренних объемов. Боевая масса задавалась на уровне 9,8 т. На шоссе машина должна была развивать скорость до 90 км/ч, на воде – более 10 км/ч.

Читать еще:  Палубный истребитель SUPERMARINE ATTACKER (Великобритания) » Военные люди

Разработка полноценного проекта, стартовавшая в 1958 году, не заняла много времени. Уже до конца года Кутаисский автозавод построил опытную машину нового типа. Она почти полностью соответствовали имеющемуся проекту, но пока не имела башенки с оружием. Техника прошла заводские испытания, в ходе которых показала свои плюсы и минусы. Было установлено, что оригинальная компоновка корпуса в сочетании с особой архитектурой трансмиссии позволяет получить желаемые результаты. В то же время, надежность отдельных узлов и агрегатов оказывалась недостаточной. Также было выявлено неудобство десантного отделения. Проект нуждался в самых серьезных доработках, затрагивающих конструкцию почти всех систем и агрегатов.

Сложность требуемых доработок привела к тому, что в процессе доводки исходный проект превратился в новый. С определенного времени перспективный БТР обозначался как «Объект 1015Б». Новая литера указывала на существенное изменение исходной конструкции. Кроме того, разница проектов самым заметным образом проявлялась в экстерьере машин.

По результатам первых испытаний, было решено сохранить основные особенности корпуса, но форму отдельных деталей и компоновку пришлось пересмотреть. В частности, изменились обводы лобовой части корпуса и бортов. Так, вместо изогнутых колесных арок теперь применялась длинная общая полка одной высоты. Также изменились углы наклона бортовых листов. Применение новых листов повысило технологичность производства, а также улучшило уровень защиты от некоторых угроз. Максимальная толщина брони по-прежнему достигала 10 мм.

Внутренние отсеки корпуса переработали, а их оснащение серьезным образом изменилось. Теперь в корме корпуса находился двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Через механическую коробку передач крутящий момент поступал на раздаточную коробку, при помощи которой обеспечивался привод H-образной трансмиссии с бортовой раздачей мощности, водометов и лебедки. При помощи бортовых карданных валов осуществлялся привод восьми бортовых редукторов, связанных с колесами.

Существующая подвеска не оправдала себя, и потому ее кардинально переработали. Рычаги остались на своих местах, но теперь они дополнялись гидропневматическими амортизаторами, использовавшими азот и масло АМГ-10. Такая доработка повысила плавность хода, а также позволила оснастить подвеску системой изменения клиренса.

Переработка трансмиссии привела к появлению возможностей для увеличения объемов десантного отделения. Вместимость машины осталась прежней, но условия для бойцов теперь были не столь стесненными. В передней и задней частях крыши расположили две пары люков с одинарными откидными крышками. Еще два люка меньших размеров находились в центре бортовых листов.

Для улучшения защиты десанта была предложена новая конструкция люков в крыше. Как и ранее, их крышки могли укладываться на борта корпуса, образуя некое подобие многослойной брони. Также появился механизм блокировки крышек в вертикальном положении. Закрепленные крышки могли защитить бойцов при спешивании через крышу. Кроме того, их можно было использовать как укрытия при стрельбе из личного оружия.

Погон башни был доработан, но остался в центре крыши. Согласно задумке авторов проекта, новая конструкция погона позволяла в будущем использовать новый боевой модуль с усиленным вооружением. Тем не менее, во время испытаний опытные «Объекты 1015Б» несли конические башни с пулеметами ТКБ-521Т. Иные системы не испытывались. Как могла бы выглядеть перспективная башня с более мощным оружием – неизвестно.

В том же 1960 году на испытания вышли два опытных «Объекта 1015Б». Поскольку новые бронетранспортеры самым серьезным образом отличались от базового «Объекта 1015», их пришлось строить с нуля. За несколько месяцев опытная техника новой модели прошла все необходимые проверки на суше и на воде, показав свои возможности. Расчетные характеристики машины, в целом, были подтверждены. Возникали некоторые трудности, но в общем опытная техника соответствовала ожиданиям.

Следует отметить, что уже к началу испытаний «Объектов 1015» базовой версии судьба проекта могла быть предопределена. Из-за сравнительно позднего старта опытно-конструкторских работ готовая опытная техника появилась лишь через несколько лет после конкурирующих машин аналогичного назначения. Более того, незадолго до начала заводских испытаний кутаисского БТР министерство обороны успело выбрать новую машину для армии. В соответствии с решениями 1958-59 годов, на вооружение Советской армии следовало принять бронетранспортер БТР-60, разработанный Горьковским автозаводом. Дальнейшая судьба альтернативных разработок оказывалась под вопросом, но при этом не внушала оптимизма.

Впрочем, специалисты Военной академии бронетанковых войск и СКБ КАЗ не остановили работу и продолжили развитие имеющихся идей. На основе существующего бронетранспортера «Объект 1015Б» была разработана машина аналогичного назначения с обозначением «1020». Затем появились несколько других разработок техники иного назначения. В частности, один из вариантов специального колесного шасси на базе «Объекта 1015Б» предназначался для монтажа аппаратуры зенитных ракетных комплексов.

Тем не менее, в силу тех или иных причин, все новые разработки Академии и СКБ Кутаисского автозавода не смогли продвинуться дальше полигонных испытаний. Ни один из этих образцов не получил рекомендации к принятию на вооружение и не строился серийно. Основная ценность этих проектов для отечественной оборонной промышленности заключалась в отработке различных идей и решений, пригодных для использования на перспективной бронетехнике. Некоторые из предложений впоследствии нашли применение на практике.

Работы по бронетранспортеру «Объект 1015Б» были завершены в 1960-61 годах, и вскоре построенные прототипы прекратили свое существование. Более не нужные машины разобрали. Возможно, отдельные их агрегаты использовались при строительстве прототипов новых моделей. Так или иначе, сейчас интереснейшие машины можно увидеть только на немногочисленных сохранившихся фотографиях.

В пятидесятых годах прошлого века советская оборонная промышленность разработала сразу несколько перспективных бронетранспортеров. По очевидным причинам, все эти машины не могли одновременно поступить на вооружение, и потому некоторые проекты были закрыты. Тем не менее, даже не самые удачные разработки внесли вклад в развитие отечественной военной техники, а также смогли стать основой для новых образцов.

Объект 1015

Connected to:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Объект 1015 — советский опытный бронетранспортёр. Разработан в специальном конструкторском бюро Кутаисского автомобильного завода (КАЗ) под началом Военной академии бронетанковых и механизированных войск. Серийно не производился.

История создания

В период с 1954 по 1957 годы на одной из кафедр НИО Военной академии бронетанковых и механизированных войск проводилась проработка колёсного бронетранспортёра с колёсной формулой 8 × 8 и кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Работы велись под руководством Зимилева Г.В. С 1958 года по постановлению СМ СССР к работе было подключено специальное конструкторское бюро Кутаисского автомобильного завода [3] .

В 1960 году два опытных образца прошли приёмо-сдаточные испытания и предварительные испытания, после которых были выявлены необходимые доработки для повышения работоспособности и надёжности бронетранспортёра [4] .

Параллельно с «Объектом 1015» на конкурсной основе велась разработка других вариантов нового перспективного бронетранспортёра. В конечном итоге выбор пал на БТР-60П производства Горьковского автомобильного завода [4] .

Конструкция

Броневой корпус и башня

Бронетранспортёр «Объект 1015» имел полностью закрытый сварной корпус с противопульным бронированием. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в корме, также в корме находились два водомётных движителя. Сиденья десанта располагались вдоль корпуса [3] [5] .

Читать еще:  Заметки охотоведа или азы выживания

Высокая бронестойкость корпуса была обеспечена применением гнутых листов и меньшей длиной сварных швов. Днище корпуса в носовой части имело ложкообразную форму для уменьшения сопротивления воды во время плава. На крыше корпуса располагалась небольшая башенка с вооружением [6] .

Двигатель и трансмиссия

В бронетранспортёре «Объект 1015» был установлен карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 132,5 кВт. Коробка передач имела пять ступеней. Трансмиссия механическая с Н-образной бортовой раздачей мощности [3] .

Ходовая часть

Ходовая часть представляла собой колёсное шасси с формулой 8 × 8, Подвеска была независимая на каждое колесо. В подвесках двух передних мостов были установлены спиральные пружины, внутри которых располагали амортизаторы. В задних мостах были установлены короткие торсионы комбинированные со специальными пружинами [5] .

Использование газогидравлических рессор с азотом и маслом АМГ-10 привело к высокой плавности хода и энергоёмкости рессор. Также благодаря этому решению имелась возможность регулировки клиренса [6] .

Водомёты в «Объект 1015» были заимствованы с плавающего танка ПТ-76. Конструкция привода была независима от вторичного вала коробки передач. Благодаря такому решению, имелась возможность включения любой передачи при работе водомётов. Конструкция водомётов обеспечивала тягу на швартовах 11,6..11,8 кН, при этом частота оборотов была на 400..500 об/мин меньше, чем на танке ПТ-76 [5] .

Вооружение

В качестве основного вооружения использовался 7,62-мм пулемёт ПКТ, в дальнейшем его планировалось заменить на более мощное вооружение [4] .

Модификации

  • Объект 1015 — базовый вариант
  • Объект 1015Б — модифицированный вариант, проходивший испытания
  • Объект 1020 — модифицированный вариант

Машины на базе

  • Объект 1040 — первоначальная боевая машина 9А33 ЗРК9К33 «Эллипсоид», позднее в качестве шасси использовалась машина БАЗ-5937, а имя ОКР было заменено на «Оса»

Примечания

  1. 123456789Двигатель ЗИЛ-375 — Каталог двигателей — АвтоИнф
  2. ↑Журнал «АВТОТРАК» :: АрхивАрхивировано 18 января 2012 года.
  3. 123Степанов А.П., Плавающая бронетехника России: Иллюстрированный справочник, стр. 77
  4. 123Степанов А.П., Плавающая бронетехника России: Иллюстрированный справочник, стр. 80
  5. 123Степанов А.П., Плавающая бронетехника России: Иллюстрированный справочник, стр. 78
  6. 12Степанов А.П., Плавающая бронетехника России: Иллюстрированный справочник, стр. 79

Литература

Степанов А. П. Плавающая бронетехника России: Иллюстрированный справочник // Бронетехника России. — Москва: ООО «Издательство Астрель», 2001. — 128 с. — ISBN 5-17-008789-6.

  • Солянкин А., Желтов И., Кудряшов К. Отечественные бронированные машины 1946-1965. — «Цейхгауз», 2010. — Т. 3. — С. 493. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9771-0106-6.

Опытный бронетранспортёр «Объект 1015Б» (СССР)

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 598 154
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 561 863

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18-20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450-500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15-20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Отечественые бронетранспортеры от БТР-64Е до БТР-60

Специальный выпуск 2007 № 01 (11)

Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80

На первой стр. обложки — модернизированный образец бронетранспортера БТР-60ПБ (фото А.Аксенова)

1. Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1945— 1995 (ч.2). — М., «Моделист-конструктор», 2000.

2. Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили Русской армии 1906—1917. — М., «Техника-молодежи», 2000.

3. Барятинский М. Бронеавтомобили Красной Армии 1918—1945.— М., «Моделист-конструктор», 2003.

4. Бронетанковое вооружение и техника. — М., «Военный парад», 2005.

5. Бронетранспортер БТР-60ПБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М., Воениздат, 1974.

6. Бронетранспортер БТР-70. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М., Воениздат, 1981.

7. Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Издание первое.

8. Костенко Ю.П. Танки (тактика, техника, экономика). — М., НТЦ «Информтехника», 1992.

9. Медведков В.И., Комаров Ю.Н., Лобзин А.Ф. Устройство и эксплуатация БТР-60П, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. — М., Издательство ДОСААФ СССР, 1978.

10. Мусалов А. Даманский и Жаланашколь. Советскокитайский вооруженный конфликт 1969 года. — М., «Экспринт», 2005.

11. Никольский М., Ильин В. Современная колесная бронетехника. — М., РОО «Техинформ», 1999.

12. Огонь, броня, маневр. Книга вторая. Люди, события, факты. — М„ РИЦ ГШ ВС РФ, 2001.

13. Прочко Е.И. Бронетранспортер БТР-152. — М., «Моделист-конструктор», 2001.

14. Степанов А.П. Плавающая бронетехника России. Иллюстрированный справочник. — М., «АСТ», «Астрель», 2001.

15. Шунков В.Н. Бронетехника. — Минск, «Попурри», 2000.

«Военные знания», «Военный парад», «За рулем», «МХобби», «Невский бастион», «Танкомастер», «Техника и вооружение», «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра».

Следующий специальный выпуск «Бронеколлекции» — справочник «Трофеи Вермахта»

Отечественые бронетранспортеры от БТР-64Е до БТР-60

Вверху: Бронетранспортеры БТР-70 в парадном строю. Ленинград, 7 ноября 1986 года

Принято считать, что первые отечественные колесные бронетранспортеры были созданы в годы Великой Отечественной войны. Однако это не совсем так. С уверенностью можно утверждать, что первый русский бронетранспортер появился во время Первой мировой войны.

9 ноября 1915 года на Юго-Западный фронт убыл 26-й автопулеметный взвод под командованием штабс-капитана Виктора Поплавко. В его составе имелась сверхштатная полубронированная машина под названием «Чародей». Она была построена по проекту командира взвода на шасси американского двухтонного полноприводного грузовика «Джеффери» и предназначалась для обслуживания броневых автомобилей взвода на линии огня: подвоза боеприпасов, горючего и эвакуации поврежденных машин. А так как непосредственное участие в боях «Чародея» не предполагалось, он имел броню, прикрывавшую мотор и кабину лишь спереди и с боков. В январе 1916 года, учитывая лучшую проходимость «Джеффери», по сравнению с основной матчастью взвода, Поплавко решил использовать «Чародея» в качестве инженерной машины разграждения. Для этого на нем установили лебедку, два якоря- кошки с тросами и легкий разборный мост, служивший для преодоления окопов и рвов. 27 января было проведено первое испытание. С помощью «кошек», заброшенных за заграждение, машина прорвала четыре ряда колючей проволоки и растащила рогатки, прикрепленные проволокой к деревьям.

В дальнейшем, работая над усовершенствованием «Чародея», Поплавко сконструировал специальное приспособление, позволявшее, используя ударную силу грузовика, рвать проволоку и выворачивать из земли колья. Нижний передний броневой лист корпуса установили с таким расчетом, чтобы разрушенное заграждение машина подминала под себя, не мешая своему дальнейшему движению. Испытанный в конце апреля 1916 года, «Джеффери» показал хорошие результаты, что побудило штабс-капитана Поплавко обратиться за помощью к командованию 7-й армии: «Прошу оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь. Для этого необходимо лишь дать наряд на сталь на Ижорском заводе, собрать «Джеффери» в армии и дать мне кузнецов. Через две недели по получении всего будут созданы отряды «слонов Ганнибала», применение которых будет на первое время поворотным ключом в кампании. На каждой машине будет помещаться шофер, пулеметчик и 10 нижних чинов, вооруженных кинжалами, маузерами и ручными гранатами. 30 таких машин подходят на рассвете к проволоке противника, где ровное место и твердый грунт, переходят через нее и под прикрытием своих пулеметов подходят к окопу. В то же время люди, бросив гранаты, прыгают в окоп и занимают его. Сзади движется густая цепь пехоты, по которой не будет ружейного и пулеметного огня. После этого люди с машин наводят переносные мосты, возимые каждым броневиком, автомобили переходят через окоп и рвут вторую линию».

Читать еще:  Боевая машина пехоты Norinco VN17 (Китай)

Получается, что в 1916 году офицер Русской армии Виктор Поплавко сформулировал основные принципы применения бронетранспортеров, которые не устарели и сегодня. Что же касается «слонов Ганнибала», то по проекту Поплавко в 1916 году на Ижорском заводе изготовили 30 таких машин. Серийные машины в соответствии с проектом имели полностью закрытый корпус из 7-мм брони. В его передней части находился двигатель, за ним — боевая рубка экипажа. Причем обслуживание двигателя было возможно изнутри машины. В задней части, на месте грузовой платформы, установили невысокий броневой короб для запасных частей, горючего и боеприпасов. В случае необходимости на нем могло перевозиться несколько пехотинцев. Вооружение броневика состояло из двух пулеметов Максима с четырьмя амбразурами для стрельбы. Для входа и выхода экипажа, состоявшего из командира, шофера и двух пулеметчиков, с правой стороны корпуса имелась дверь. В носовой части машины крепилось съемное ломающее приспособление. Колеса оснащались дополнительными уширенными бандажами для движения по грунту. Двигатель мощностью 32 л.с. позволял бронеавтомобилю развивать скорость до 35 км/ч. Это считалось достаточным, так как «Джеффери» предназначались прежде всего для прорыва проволочных заграждений. Для транспортировки пехоты эти машины так и не использовались. Идея должна была еще созреть.

Facebook

Армия. Военные Люди

Опытный бронетранспортёр «Объект 1015Б» (СССР)

Бронетранспортер «Объект 1015Б» был разработан в 1961 г. СКБ Кутаисского автозавода им. Г.К. Орджоникидзе (главный конструктор Батиашвили) и являлся модернизированным образцом БТР «Объект 1015». ОКР по созданию БТР с башней была задана Постановлением СМ СССР от 17 декабря I960 г. Соисполнителем по специальному оборудованию и основным агрегатам являлась Военная академия бронетанковых войск. Для полигонных испытаний было изготовлено два опытных образца. В связи с принятием на вооружение Советской Армии бронетранспортера ВТР-60П Решением СМ СССР от 28 апреля 1962 г. Кутаисскому автозаводу была задана ОКР по созданию на основе БТР «Объект 1015В» колесного плавающего шасси высокой проходимости для зенитного ракетного комплекса «Оса» 9К33.

Схема общей компоновки бронетранспортера «Объект 1015Б» предусматривала переднее расположение отделения управления, центральное расположение десантного отделения и кормовое расположение отделения силовой установки. В отделении управления слева располагалось рабочее место водителя, справа — командира. Для наблюдения в походном положении в верхнем броневом листе корпуса имелись два люка с ветровыми стеклами. Броневые крышки смотровых люков закрывались без снятия ветровых стекол с мест командира и водителя. При закрытых смотровых люках наблюдение в боевой обстановке водитель осуществлял через четыре прибора ТНП-170. Три прибора были установлены в специальных шахтах над смотровым люком водителя, а четвертый — слева в крыше над отделением управления. Командир в этих условиях пользовался призменным прибором МК-4, установленным над его люком в специальной шахте. Бронетранспортер «Объект 1015Б» был оборудован двумя приборами ночного видения: ТВН-2Б для водителя и ТКП-1 для командира. В крыше над отделением управления имелись два люка, закрывавшиеся броневыми крышками, для посадки и высадки командира и водителя.

В средней части корпуса бронетранспортера «Объект 1015Б» устанавливалась вращающаяся башня с основным оружием. Впереди нее и за ней в крыше имелись по два люка для членов десанта. В бортовых листах корпуса были предусмотрены по три амбразуры для ведения огня из личного оружия членами десанта. В десантном отделении вдоль бортов были установлены сиденья для членов десанта (по девять в ряд). Пулеметчик располагался в средней части десантного отделения на индивидуальном сиденье. Основным оружием бронетранспортера «Объект 1015Б» являлся 7,62-мм пулемет ТКБ-521Т с боекомплектом 2000 патронов. Угол возвышения пулемета составлял +40°, склонения — -5. В комплект бронетранспортера также входил противотанковый гранатомет 6ГЗ с пятью выстрелами ПГ-7В.

Несущий, закрытый, сварной корпус бронетранспортера «Объект 1015Б» имел противопульную броневую защиту из стальных листов толщиной 6. 8 и 10 мм. В кормовой части корпуса размещалось отделение силовой установки, изолированное от десантного отделения перегородкой. В нем устанавливался карбюраторный V-образный восьмицилиндровый четырехтактный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 132 кВт (180 л.с.) и обеспечивавшие его работу системы. Двигатель отличался от двигателя ЗИЛ-375, установленного на бронетранспортере «Объект 1015», конструкцией выпускных коллекторов. Топливные баки (по одному с каждого борта, емкостью по 175 л) были установлены в кормовых нишах корпуса и были изолированы от отделения силовой установки. Для обеспечения пуска двигателя при низких температурах использовался термосифонный подогреватель П-100. Запас хода по топливу достигал 600 км. Справа и слева от двигателя находились два водомета, конструктивно не отличавшиеся от водометов легкого танка ПТ-76.

Механическая трансмиссия бронетранспортера «Объект 1015Б» была выполнена по Н-образной схеме с центральным межбортовым дифференциалом. Она состояла из однодискового сцепления, пятиступенчатой коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки, коробки отбора мощности для привода водометных движителей и лебедки самовытаскивания, восьми бортовых редукторов и карданной передачи. Колодочные тормоза ножного тормоза имели гидравлический привод. Ручной ленточный тормоз имел механический привод. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и тройным роликом имел гидроусилитель. Все восемь колес бронетранспортера были ведущими, причем две нары передних колес были управляемыми. Привод управляемых колес выполнен через карданную передачу и колесные редукторы. Минимальный радиус поворота составлял 10 м. Давление воздуха в шинах могло изменяться от 49 до 196 кПа (0,5 до 2,0 кгс/см) с помощью централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. Подвеска — независимая гидропневматическая. Машина имела систему противоатомной защиты с ФВУ, отопитель и оснащалась лебедкой с тяговым усилием на тросе 44,1 кН (1,5 тс). Электрооборудование было выполнено пo однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для внешней связи в отделении управления на рабочем месте командира была установлена радиостанция Р-113.

Модификация колесного плавающего шасси высокой проходимости грузоподъемностью 34,3 кН (3,5 тс) предусматривалась для зенитного ракетного комплекса «Оса» 9К33 («Объект 1040»). Были разработаны модификации грузового автомобиля высокой проходимости с колесной формулой 8×8 и грузового плавающего автомобиля с несущим корпусом.

Характеристики бронетранспортера «Объект 1015Б»

Боевая масса — 11,1 т;
экипаж — 2 чел.,
десант — 19 чел.;
вооружение: пулемет — 7,62 мм;
броневая защита — противопульная;
мощность двигателя — 132 кВт (180 л.с.);
максимальная скорость — 87 км/ч; на плаву — 10 км/ч;
колесная формула — 8×8.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector