0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная СУ-152 «Объект 120» (СССР)

Опытная СУ-152 «Объект 120» (СССР)

Самоходная установка-истребитель танков СУ-152 («Объект 120») была разработана в Свердловске в конструкторском бюро Уралмашзавода под руководством Г.С. Ефимова. Разработка истребителя-танков проводилась на основании Постановления СМ СССР от 8 мая 1957 г. в рамках НИР по теме №9 («Таран»). Целью работы являлось создание экспериментального образца истребителя танков, вооруженного мощной пушкой с дальностью прямого выстрела по танку 3000 м.

Согласно заданным ТТХ Уралмашзаводу необходимо было создать гусеничную бронированную закрытого типа самоходную установку боевой массой 25-30 т, предназначенную для борьбы с танками, самоходными орудиями и другими целями противника на больших дальностях стрельбы. Экипаж — 3-4 чел. Максимальная скорость — 55-65 км/ч. Запас хода по топливу — 400-500 км. Броневая защита лобовых частей корпуса и башни не должна была поражаться бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с при курсовом угле 0°. Уровень шума внутри машины не должен был превышать 115 децибел, а уровень СО — 0,4 мг на 1 литр воздуха. На дальности прямого выстрела пушка должна была обеспечить пробитие 300-мм стальной броневой плиты расположенной пол углом 30° к нормали и 150-мм плиты — под углом 60°. Масса пушки не должна была превышать 4500 кг.

Для создания пушки с высокими заданными характеристиками коллективом СКБ-172 (руководитель М.Ю. Цирюльников) совместно с другими исполнителями но теме (НИИ-24, HИИ-13, ЦКБ-393, Уралмашзавод) в 1957 г. были проведены исследования по выявлению оптимального калибра орудия. Было установлено, что при заданной предельной массе системы требуемой бронепробиваемости удовлетворяли калибры пушек в пределах от 130 до 152,4 мм. Аванпроект пушки калибра 152,4 мм СКБ-172 был в декабре 1957 г. выдан Уралмашзаводу для предварительной компоновки артустановки на истребителе танков. В этом аванпроекте длина ствола достигала 10 405 мм, а средняя сила сопротивления откату составляла 47 тс. В аванпроекте 130 мм пушки при той же длине ствола масса пушки составляла 3800 кг, то есть она была легче на 700 кг. В феврале 1958 г. на Техническом совете ГКОТ на основе проведенных исследований и исходя из реальных возможностей было решено установить дальность прямого выстрела при высоте цели 3 м — 2500 м. Начальная скорость снаряда 130 мм нарезной пушки должна была быть 1800 м/с, а 152,4 мм гладкоствольной — 1600-1700 м/с. Полная длина стволов у обеих пушек не должна была превышать 8500 мм.

В 1958 г. пермским заводом 172 были изготовлены и испытаны стрельбой на баллистической установке М36-БУ-3 экспериментальные 130-мм и 152,4-мм стволы и боеприпасы. Результаты испытаний были обсуждены 6 марта 1959 г. на совещании представителей Уралмашзавода, завода №172 и НИИ-24. В связи с тем, что для 130-мм нарезной пушки НИИ-24 был разработан только бронебойный подкалиберный снаряд, а для 152,4-мм пушки — кумулятивный и бронебойный подкалиберный оперенные снаряды, было решено заводу №172 проектировать и изготавливать для установке в истребителе танков 152,4-мм гладкоствольную пушку, получившую обозначение М69 («Таран»). В январе 1960 г. две сделанные заводом №172 пушки были отправлены на Уралмашзавод для монтажа в самоходную установку-истребитель танков. В 1960 г. был изготовлен опытный образец истребителя танков СУ-152 «Объект 120». На стадии заводских испытаний Постановлением СМ СССР от 30 мая 1960 г. ОКР по данной теме была прекрашена в связи с началом работ по созданию более эффективных альтернативных противотанковых средств — 125 мм гладкоствольной пушки Д-81 и ПТРК.

Закрытого типа самоходная установка СУ-152 «Объект 120» была создана на базе самоходной установки СУ-152П и отличалась от нее наличием вращающейся башни, в которой была установлена 152,4-мм гладкоствольная пушка М69. Благодаря повышенной длине ствола пушки (9045 мм) начальная скорость бронебойно-подкалиберного невращающегося снаряда составляла 1710 м/с, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2,0 м достигала 2050 м. Максимальное давление в стволе составляло 392 МПа (4000 кгс/см). Снаряд массой 11,66 кг на дальности 3000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 310 мм. Пушка имела эжекционную систему продувки канала ствола после выстрела и щелевой дульный тормоз, благодаря которому максимальная длина отката составляла всего 300 мм. Для обеспечения высокой скорострельности артиллерийские выстрелы располагались в барабанной боеукладке, а ствол на период заряжания автоматически приводился на угол заряжания. С помощью ручного гидравлического механизма осуществлялась наводка пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5 до +15°. Поворот башни производился с помощью электромоторного привода.

Читать еще:  Лёгкий танк Type 62 (Китай) » Военные люди

В комплект самоходной установки истребителя танков СУ-152 «Объект 120» также входили два автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к пушке состоял из 22 выстрелов с бронебойно-подкалиберными и осколочными снарядами. Наводка на цель днем осуществлялась с помощью телескопического прицела ТШ-22, ночью — с помощью перископического ночного прицела. Броневой корпус и башня были сварными и обеспечивали противопульную защиту экипажа. Максимальная толщина брони составляла 30 мм. В машине массой 27 т устанавливался дизель мощностью 353 кВт (480 л.с.). Крутящий момент от двигателя через главный фрикцион передавался на механическую двухпоточную трансмиссию и ведущие колеса. Максимальная скорость машины составляла 63 км/ч. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, внутренней — ТПУ Р-120. По уровню огневой мощи и подвижности самоходная установка превосходила все однотипные зарубежные образцы, но имела большой вылет ствола, затруднявший вождение машины.

Технические характеристики СУ-152 («Объект 120»).


Боевая масса — 27 т;
экипаж — 4 чел.;
вооружение: гладкоствольная пушка — 152,4 мм, пулемет — 14,5 мм;
броневая защита — противоснарядная;
мощность дизеля — 353 кВт (480 л.с.).;
максимальная скорость — 63 км/ч.

Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

На главную

Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объе.

TankisT_Bod9 14 сен 2011

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П была разработана в Свердловске на базе агрегатов СУ-100П и имела обозначение «Объект 116». Предназначалась самоходка как для нанесения ударов с закрытой позиции, так и для борьбы с танками противника, очень мощная152,4-мм пушка М-53 имела угол горизонтального наведения 143°, что обеспечивало вполне достаточную для противотанковой борьбы маневренность огня, а возимый БК в 30 выстрелов позволял неплохо пострелять.. Но, не все было так радужно, — несмотря на удлиннение ходовой на один каток, самоходная установка массой 28,7 т была слишком легкой для отдачи такого мощного орудия. Поэтому пришлось установить довольно экзотически выглядящий щелевой дульный тормоз, который помог снизить отдачу до разумной величины, но о незаметности стрельбы с небольшими углами возвышения можно было забыть. Пороховые газы из такой конструкции должны демаскировывать орудие даже на асфальте.

СУ-152П на вооружение не принималась. На тот момент необходимости в САУ такого типа, работающей с закрытой позиции не было, а с т.з. ПТО машина имела кучу неустранимых недостатков. Но, надо заметить, что конструкторы УЗТМ за этом не успокоились.

Объект 120 «Таран»

Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, «Объект 120», она же «Таран». Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) — современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно — современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 — с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, — не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале.

А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» — советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, — в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ «Таран», как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, — на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых — то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.

Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно — ведь «Таран», по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6″). В целом же, самоходка вышла довольно легкой — всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз — наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.

Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал — с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным — «всего» 35кг), да в движении. Мало не покажется.Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад — тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки.

Читать еще:  Основной боевой танк Vijayanta (Индия)

Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали — выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче — с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.
Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна — наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий «Таран» прямиком в Кубинку, в музей БТТ, гле и пребывает по сей день.

Мастодонты-противотанкисты: СУ-152П и Объект 120 «Таран». СССР

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П была разработана в Свердловске на базе агрегатов СУ-100П и имела обозначение «Объект 116». Предназначалась самоходка как для нанесения ударов с закрытой позиции, так и для борьбы с танками противника, очень мощная152,4-мм пушка М-53 имела угол горизонтального наведения 143°, что обеспечивало вполне достаточную для противотанковой борьбы маневренность огня, а возимый БК в 30 выстрелов позволял неплохо пострелять.. Но, не все было так радужно, — несмотря на удлинение ходовой на один каток, самоходная установка массой 28,7 т была слишком легкой для отдачи такого мощного орудия.

Поэтому пришлось установить довольно экзотически выглядящий щелевой дульный тормоз, который помог снизить отдачу до разумной величины, но, полагаю, что о незаметности стрельбы с небольшими углами возвышения можно было забыть. Пороховые газы из такой конструкции должны, на мой взгляд, демаскировать орудие даже на асфальте.

СУ-152П на вооружение не принималась. На тот момент необходимости в САУ такого типа, работающей с закрытой позиции не было, а с т.з. ПТО машина имела кучу неустранимых недостатков. Но, надо заметить, что конструкторы УЗТМ за этом не успокоились.

Объект 120 «Таран»

Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, «Объект 120», она же «Таран». Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) — современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно — современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 — с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, — не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале

А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» — советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, — в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ «Таран», как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, — на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых — то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.

Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно — ведь «Таран», по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6″). В целом же, самоходка вышла довольно легкой — всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз — наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.

Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал — с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным — «всего» 35кг), да в движении. Мало не покажется, уверяю вас.

Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад — тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки.

Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали — выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче — с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.

Читать еще:  Основной боевой танк Strv-103 (Швеция)

Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна — наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий «Таран» прямиком в Кубинку, в музей БТТ, где и пребывает по сей день.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 «Таран» (Объект 120)

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

В начале 1960-х годов потребовалось увеличить эффективность борьбы с танками, так как бронебойные снаряды танковых пушек М-62, Д-10Т и Д-25, стоявшие на вооружении средних танков Т-54, Т-55 и тяжёлых танков Т-10 и Т-10М, были не в состоянии пробить лобовую броню английского основного боевого танка «Чифтен» и американского основного боевого танка М-60. В целях ликвидации этого недостатка параллельно были начаты следующие работы:
– Разработка новых снарядов для существующих танковых пушек;
– Разработка новых новых танковых пушек калибра 115-мм и 130-мм;
– Разработка новой самоходной противотанковой пушки.

В конце 50-х гг. Военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР приняла решение оснастить армию самоходными истребителями танков (шифр разработки «Таран»), вооруженных 152-мм пушкой. Новая противотанковая самоходная артиллерийская установка (САУ) получила индекс “объект 120”. Шасси и машина вцелом разрабатывалась на Уральском заводе транспортного машиностроения в г. Свердловске под руководством главного конструктора Г.С.Ефимова. Разработка артиллерийской части САУ была поручена ОКБ Пермского машиностроительного завода (бывшего завода № 172, ныне – ОАО “Мотовилихинские заводы”). Головной организацией по созданию выстрелов пушки был НИИ-24 (директор института И.В. Антропов, главные конструкторы В.В.Яворский, П.И.Барабанщиков и В.С.Кренёв). В Перми под руководством главного конструктора М.Ю.Цирюльникова для новой САУ была разработана 152-мм пушка М-69 с дульной энергии бронебойного снаряда 18,5 МДж (12,5 кг со скоростью 1720 м/с). Для отработки выстрелов и пушки использовалась баллистическая установка. Было изготовлено 2 опытных образца пушки М-69. Единственный опытный образец СУ-152 “Таран” (объект 120) был изготовлен в Свердловске в 1965 г.

САУ представляет собой полностью закрытую бронированную машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки полностью аналогичны СУ-152П (“объект 116”). Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 калибров), щелевым дульным тормозом была размещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Эжектор работал так: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем — когда давление в нем и в канале ствола после вылета снаряда сравнивалось — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера. Затвор пушки М-69, как и у прежних образцов, был клиновой полуавтоматический горизонтальный, заряжание — раздельно-гильзовое. Скорострельность – 3-5 выстр/мин. Высокая скорострельность обеспечивалась механизированной барабанной поеукладкой, автоматическим приводом ствола на угол заряжания и современными системами наведения. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг, — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг. В боекомплект САУ (22 выстрела) входили осколочно-фугасные снаряды весом 43,5 кг и бронебойные подкалиберные весом 12,5 кг. Подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1720 м/с и на дистанции 2000 м пробивал броню толщиной до 290 мм. Авторы «Тарана» применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.

На вооружение СУ-152 Таран (“объект 120”) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств – 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов, которая при калибре всего 125-мм и при длине в полтора раза короче – с тех же двух километров пробивает ОБПС 270 мм брони.

Единственный образец СУ-152 “Таран” (объект 120) находится в Музее БТТ в подмосковной Кубинке.

Тактико-технические характеристики 152-мм противотанковой САУ СУ-152 “Таран” (объект 120)
Боевая масса, т 27
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69 с дульным тормозом
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector