1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лёгкий танк M41C (Бразилия) » Военные люди

Лёгкий танк M41C (Бразилия) » Военные люди

Легкий танк M41C Бразилия.

Первые 59 танков M41 Бразилия получила в 1960 году. Эти танки прибыли из США по программе военной помоши. До 1970 года Бразилия получила около 340 M41 модификаций А1 и A3. Эти танки составляли основу бронетанковых сил бразильской армии, как самые современные машины (ими заменяли легкие танки «Стюарт» и средние «Шерман» и «Ли», также американского производства). К середине 1970-х годов эти танки давно устарели, но средств на приобретение новых в Бразилии не было. Поставки из США в виде помощи были невозможны по политическим причинам. Вдохновленные примером Израиля, который постоянно и успешно модернизировал свою бронетанковую технику, бразильцы решили пойти тем же путем. Путем модернизации M41 предполагалось продлить его срок службы до 1990-х годов, а к тому времени промышленность накопит опыт и обеспечит бразильскую армию бронетехникой отечественного производства.

В 1978 году фирма Bernardini приступила к работам по модернизации M41. Проводить ее предполагалось по двум направлениям — усиление вооружения и замена двигательной установки. Было создано два экземпляра танка M41B. Бензиновый двигатель оригинальных танков был заменен дизельным мотором. Вооружение было усилено благодаря установке 90 мм пушки Cockerill, Такие орудия по лицензии выпускала бразильская фирма Engesa для установки на бронеавтомобили собственной разработки. Установка нового дизельного моторного блока была одобрена, а вот установку новой пушки признали слишком затратной. Было решено переделать 76 мм орудия под 90 мм выстрелы от пушки Cockerill. Это требовало только расточки канала ствола — гильза 76 и 90 мм выстрелов была практически одинаковой. Танк с новой моторной установкой и перестволенным орудием получил индекс M41C.

По своей конструкции танк M41C практически не отличается от оригинального M41, кроме вооружения и моторной установки. Орудие 76/90 M32BR2 получено путем рассверливания канала ствола 76-мм пушки M32, до калибра 90 мм. Первоначально при перестволении укорачивали ствол до длины ствола 90-мм пушки Cockerill, В дальнейшем оказалось что это необязательно и ствол укорачивать перестали — таким образом, существуют M41C с разной длиной ствола пушек. Кроме перестволения на ствол пушки одевался термоизоляционный чехол.

Перестволение пушки получило противоречивые оценки. 76-мм пушка стреляет снарядом массой в 7 кг с начальной скоростью 732 м/с, а 90-мм — 8.5-килограммовым с начальной скоростью 700 м/с. Но, к сожалению, эжектор М32 не справляется с удалением пороховых газов и при интенсивной стрельбе боевое отделение танка заполняется ими.

Моторное отделение танка переделано для установки двигателя Skania DS14, при сохранении прежней трансмиссии (это не являлось оптимальным решением и управляемость танка ухудшилась). Для размещения системы охлаждения нового мотора сзади корпуса танка были приварены большие короба. Это сместило центр тяжести танка, что в свою очередь вызвало повышенный износ ходовой части.

Модификации
MB-3 Tamoyo (1983 г.) — средний танк, разработанный на удлиненном на один каток шасси M41 (гусеница сохранена). В увеличенной башне установлена 90-мм пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом. Боекомплект 68 снарядов. Экипаж 4 человека. Боевая масса 30 т. Габариты 8770x3220x2200 мм. Двигатель Saab-Scania DCf-14 мощностью 500 лс. Трансмиссия CD-850 автоматическая. Максимальная скорость 67 км/ч. Запас хода 550 км. Изготовлен опытный экземпляр.

MB-3 Tamoyo III (1987 г.) — средний танк на базе Tamoyo. Боевая масса 31 т. Вооружение: 105-мм пушка L7A3 и спаренный 7,62-мм пулемет. Двигатель Detroit Diesel 8V-92TA мощностью 736 л.с. Трансмиссия CD-850. Максимальная скорость 67 км/ч. Запас хода 600 км. Габариты:
8900 х 3200 х 2200 мм. Экипаж 4 человека. Изготовлен опытный экземпляр.

Переделка бразильских M41 началась в конце 1970-х годов. Первоначально на всех танках меняли двигатели, а потом постепенно рассверливали орудия. Переделку прошло около 300 танков. Предполагалось, что они прослужат до 1990-х годов, а потом их сменят новые танки бразильской разработки. Кроме того, рассчитывали на доход от модернизации M41 других стран. Однако не очень успешная модернизация до уровня M41C поставила на этих надеждах крест. Уругвай предпочел модернизировать свои M41 (с установкой дизеля и 90-мм пушки) при помощи Германии. В конце 1980-х начале 1990-х годов все амбициозные программы по созданию ОБТ в Бразилии пришлось отменить, так как во всем мире происходило сокращение танкового парка и подержанные ОБТ часто продавались только за цену доставки.

В настоящее время на вооружении бразильской армии остается около 128 танков M41C.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА M41C

БОЕВАЯ МАССА, т: 25.
ЭКИПАЖ, чел.: 4,
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8210 (с пушкой 76/90 M32BR2). ширина — 3620, высота — 2726 (по башне), клиренс — 450. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 76/90 M32BR2 калибра 76 мм, 1 спаренный пулемет Browning М1919А4Е1 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм, 8 установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ; 64 выстрела, 5000 патронов калибра 7,62 мм, 2175 патронов калибра 12,7 мм. СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел наводчика М97А1. Система управления огнем компании DF Vasconcelos. Возможна установка лазерного дальномера и приборов ночного видения.
БРОНИРОВАНИЕ: как у М41, но с установкой дополнительной накладной брони на лоб корпуса и башню, ходовая часть зашищена противокумулятивными экранами.
ДВИГАТЕЛЬ: Saab-Scania DS-14A. 8-1 цилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения; мощность 405 л.с. при 2800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: ОМС Allison CD-500-3 гидромеханическая.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, механически связанное с передним опорным катком, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-, 2- и 5-го опорных катков; гусеницы с РМШ, возможна установка асфальтоходных подушек; в каждой гусенице 74-76 траков шириной 533 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 1,828; высота стенки, м — 0.71; глубина брода, м — 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Боевое применение танков М41

Боевое применение танков М41

Танки М41 начали поступать в строевые части армии США в 1953 году, где они пришли на смену легким танкам М24 «Чаффи». «Уокер бульдоги» даже успели попасть в Корею (корейская война во многом ускорила испытания и принятие на вооружение этих машин). Однако ко времени их прибытия на полуостров активные боевые действия здесь уже прекратились, и новые машины повоевали чисто номинально, приняв участие в нескольких патрульных операциях.

Сначала «уокер бульдоги» поступали на вооружение легких танковых рот бронетанковых батальонов, но уже к концу войны в Корее Пентагон начал широкомасштабную реорганизацию бронетанковых сил. Опыт Второй мировой войны и последней кампании в Корее показал, что легкие танки не оказывают существенной помощи средним или тяжелым танкам на уровне батальона, основная их задача — разведка. Танковые роты, имевшие на вооружении легкие машины, сводились в отдельные разведывательные батальоны (по 30 танков в каждом), которые придавались дивизиям.

Наивысший приоритет в получении новой техники имели разведбатальоны, дислоцировавшиеся в Западной Европе. Лишь после того, как американские части в Старом Свете были насыщены танками М41, «Уокер Бульдог» начали получать подразделения, расквартированные на территории США, части Национальной гвардии и резерва. Танки М41 полностью вытеснили в армии США «Чаффи» к концу 1950-х годов, но век «бульдогов» оказался коротким — с вооружения американцы стали их снимать уже в начале 1960-х годов. До 1970-х танки М41 оставались в составе подразделений резерва и Национальной гвардии.

Танки М41 34-го танкового полка армии США во время маневров в Зоне Панамского канала. 1960 год

Застрявший в грязи танк М41. Зона Панамского канала. 1960 год

«Уокер Бульдог» пользовался популярностью у танкистов за надежность, простоту обслуживания, хорошую управляемость. В то же время, для легкого танка он имел весьма приличную массу (24,5 т, для сравнения: масса ПТ-76 — 14,5 т), из-за чего его не могли перевозить существовавшие тогда военно-транспортные самолеты, не был М41 и амфибией. Обусловленный увеличением массы выигрыш в бронировании американского легкого танка по сравнению с советским ПТ-76 не имел особого значения (лоб ПТ-76 — 14 мм, лоб М41 — 30 мм), поскольку оба танка в равной степени оказались уязвимы от огня противотанковых пушек, а о ПТУР и говорить не приходится. Зато амфибия ПТ-76 прекрасно показала себя в боевых действиях на заболоченной местности в ходе индо-пакистанского конфликта, чего нельзя сказать о танках М41, которые в боях чаще всего использовались не как разведывательные, а в качестве обычных линейных танков. Нарекания вызывал крайне малый запас хода. Чтобы хоть как-то его увеличить, в ремонтных мастерских на корме корпуса крепили специальное устройство для четырех бочек с топливом. Так что короткий срок службы «Уокер Бульдога» в армии США вполне объясним.

Во Вьетнаме эту машину американцы уже заменили «Шериданами». Наиболее значимыми событиями боевой карьеры танков М41 в армии США можно считать серию военнополитических маневров в Таиланде, проходивших в 1960 году, и участие в подавлении массовых демонстраций против войны во Вьетнаме, имевших место в крупных городах США в конце 1960-х годов. Можно сказать, что танкисты 4-й бронекавалерийской дивизии в начале 1960 года на маневрах в Таиланде осваивали будущий театр военных действий. К этому времени французы уже покинули Южный Вьетнам, и американцы готовились занять опустевшую нишу. Климат, природные условия и рельеф Таиланда в силу географической близости похожи на вьетнамские. Учения, кстати, продемонстрировали плохую проходимость М41 по раскисшим от дождей дорогам.

М41

ПТ-76

Танки М41 во время маневров американской армии в Таиланде. Обратите внимание — танки оснащены ксеноновыми прожекторами (в центре)

Погрузка танков М41 в военнотранспортный самолет ВВС США С-5А для переброски их в Южный Вьетнам. Весна 1972 года

Читать еще:  Средний танк Т-62 (СССР)

Гораздо более впечатляющую карьеру «Уокер Бульдог» сделал в армиях третьих стран; США по разнообразным программам военной помощи передали союзным и дружественным государствам не менее половины от всех построенных танков этого типа. За рубеж поставлялись как новые машины, так и снятые с вооружения подразделений американской армии и Национальной гвардии.

Танки М41 состояли на вооружении в Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Вьетнаме, Гватемале, Греции, Дании, Доминиканской Республике, Иордании, Испании, Италии, Ливане, Пакистане, Саудовской Аравии, Таиланде, Тайване, Тунисе, Уругвае, Филиппинах, Франции, ФРГ, Чили, Эфиопии, Японии. В настоящее время «бульдоги» все еще находятся на вооружении в Бразилии (250 машин), Чили (50), Гватемале (10), Доминиканской Республике (12), Уругвае (22), Тайване (650, местное обозначение «тип 64»), Таиланде (150, в резерве).

Легкие танки М41 бельгийской (справа) и тайваньской (в центре) армий

Трофейный танк М41 ныне демонстрируется на Кубе в музее на Плайя-Хирон

По-видимому, впервые «Уокер Бульдог» принял «крещение огнем» на Кубе, в заливе Свиней. Как известно, в этом районе «острова Свободы» 17 апреля 1961 года состоялась высадка бригады «5206» — отряда кубинских контрреволюционеров, пытавшихся свергнуть Кастро. Вместе с пехотой на берег было доставлено и пять танков М41. Американские источники утверждают, что танкисты «бульдогов» поразили несколько Т-34 и СУ-100 революционных сил. Может быть, это правда, может — нет, но финал все равно неутешительный для контрреволюционеров и стоявших у них за спиной янки: «барбудос» за 72 часа наголову разгромили бригаду «2506», а танки были взорваны своими экипажами.

В 1964 — 1968 годах «уокер бульдоги» эфиопской армии принимали участие в боевых действиях в пустыне Огаден во время пограничного вооруженного конфликта с Сомали. Примечателен факт, что американские танки воевали бок о бок с советскими Т-54/55. Эфиопия к этому времени уже стала получать военную помощь из СССР. Но американское вооружение и техника еще оставались у нее на вооружении.

В середине 1970-х годов Ливан погрузился в пучину гражданской войны. Национальная армия де-факто прекратила существование, а ее вооружение, в том числе и танки М41, растащили различные группировки. «Бульдоги» принимали участие во внутриливанской войне, а также в столкновениях с армией обороны Израиля, возможно, и с сирийскими вооруженными силами.

Танк М41 из состава 3-й танковой бригады южновьетнамской армии ведет бой с отрядами партизан Народного фронта освобождения Южного Вьетнама на улицах Сайгона. Февраль 1968 года

Экипажи 3-й южновьетнамской бронекавалерийской дивизии возле своих М41. Район Плейку, 1970 год

Наиболее крупномасштабным конфликтом, в котором эти танки активно участвовали, стала война во Вьетнаме. Американцы считали тогда М41 уже устаревшими и не использовали эти машины, а вот в армии Южного Вьетнама они некоторое время выполняли функции основного боевого танка. Бронекавалерийские подразделения вооруженных сил Южного Вьетнама начали получать М41 в 1965 году. Впервые один из эскадронов (15 танков «Уокер Бульдог») принял участие в боевых действиях в октябре 1965 года в окрестностях опорного пункта сил специальных операций США Плей Ми. В начале 1968 года бронетанковые части южновьетнамской армии сыграли важную роль в отражении «новогоднего» наступления Вьет Конга, в частности, М41 поддерживали действия пехоты на улицах Сайгона.

Танкисты оснащенной «бульдогами» 3-й бронекавалерийской дивизии южан поддерживали в боях при Плейку в 1970 году одно из немногих иностранных (неамериканских) соединений, воевавших в Индокитае, — южно- корейскую дивизию «Тигр».

Легкие машины применялись как линейные танки, результат — высокие потери. Чтобы хоть как-то увеличить защищенность «бульдогов», экипажи крепили на борта башен мешки с песком.

Бойцы Народного фронта освобождения осматривают трофейный М41АЗ из состава 7-го бронекавалерийского полка южновьетнамской армии. Апрель 1972 года

Южновьетнамский М41, подбитый выстрелом из гранатомета РПГ-7

Вторжение в Лаос (операция «Лам Сон 719»), проводившееся в 1971 году, отмечено первыми танковыми боями, в которых принимали участие М41. Перед войсками, задействованными в операции, ставилась задача перерезать участок «тропы Хо Ши Мина», проходивший по территории Лаоса. Сначала наступавшие в направлении населенных пунктов Алой и Тчепон подразделения вооруженных сил США и южновьетнамской армии практически не встречали противодействия, но по мере продвижения в глубь Лаоса сопротивление нарастало. В бои включилась не только пехота Вьет Конга, но и артиллерийские и танковые части армии ДРВ. Согласно американским данным, первый танковый бой (с участием М41) произошел 19 февраля. Пять «бульдогов» уничтожили без потерь со своей стороны шесть Т-54(!) и шестнадцать ПТ-76. На фоне такой результативности меркнут «победы» асов гитлеровских Панцерваффе. Допустим, с хорошей позиции еще можно «проткнуть» снарядами ПТ-76, но вот Т-54. Израильтяне имели массу случаев близко познакомиться с Т-54 и Т-55, после чего признали эти машины достойным противником. А ведь воевали они на вооруженных 90-мм и 105-мм пушками М48, М60 и «центурионах». В целом же операция «Лам Сон 719» окончилась провалом — американцы и их союзники просто бежали из Лаоса. Информация в западных изданиях о боевой работе танков М41 в Лаосе на редкость напоминает отчеты о высадке бригады «2506» — сплошные победы танкистов-снайперов, которые через короткое время (поразительно быстро) оборачиваются полнейшим разгромом. Южновьетнамская армия оставила в Лаосе не только подбитые машины, но и вполне исправные М41 (вот когда сказался малый запас хода), позже один из трофейных танков демонстрировался в Ханое.

Танк М41 спешит поддержать южновьетнамских морских пехотинцев. Южный Вьетнам, весна 1972 года

Солдаты Вьетнамской народной армии на захваченном легком танке М41АЗ. На башне танка — эмблема 11-г о бронекавалерийского полка. Апрель 1972 года

Бойцы 1-й танковой бригады Вьетнамской народной армии осматривают трофейный М41АЗ. На башне танка — флаг Народного фронта освобождения Южного Вьетнама

Против южновьетнамских танков части Вьетнамской народной армии активно использовали ПТУР «Малютка» советского производства

Очередной ход был за коммунистами. В конце марта 1972 года бронетанковые подразделения северовьетнамской армии смяли немногочисленные бронекавалерийские части южан в районе городов Куанг Три и Да Нанг. Наступление смогли приостановить лишь массированные налеты американской авиации, удары по наступающим соединениям наносили даже стратегические бомбардировщики В-52. После передышки последовал новый удар, в результате которого коммунисты установили контроль над Куанг Три. Из США по воздушному мосту для восполнения потерь южновьетнамской армии спешно перебрасывалась военная техника, в частности танки М41, взятые в подразделениях Национальной гвардии. Элитные части морской пехоты и рэйнджеров южан при поддержке танков М41 смогли отбить Куанг Три, однако это была их последняя крупная победа.

Одновременно со сражением на севере страны ожесточенные бои развернулись на юге. Крупные силы Вьет Конга и северян атаковали Ан Лок и Котум. Под Ан Локом экипажи М41 познакомились с ПТУР «Малютка», чаще всего «знакомство» оказывалось фатальным: легкий танк для ракеты — не самая сложная цель. Потери танкисты несли и от гранат ручных гранатометов РПГ-7, и от огня артиллерии. Наступление на юге также удалось отразить только благодаря авиации.

По горячим следам боев 1972 года в Париже заинтересованные стороны подписали перемирие, которое противники использовали для наращивания своей военной мощи. Северный Вьетнам черпал силы из СССР и Китая, Южный — из США. Американцы перебросили в Индокитай для своего союзника-подопечного очередную партию «бульдогов» и более современных М48. Решительное наступление, предпринятое северовьетнамской армией в 1975 году, поставило точку в затянувшейся войне. Победителям достались огромные трофеи, в том числе и десятки М41. Эти танки несколько лет находились на вооружении армии Социалистической Республики Вьетнам, но из-за нехватки запасных частей их число неуклонно снижалось. Отмечались случаи ограниченного использования «уокер бульдогов» вьетнамцами в Кампучии в 1980-е годы.

Колонна войск Народного фронта освобождения на трофейных американских бронетранспортерах М113, возглавляемая трофейным танком М41, движется по улицам Сайгона. 30 апреля 1975 года

Еще долго после окончания войны на многострадальной земле Вьетнама можно было встретить сгоревшие остовы танков М41

M41 «Walker Bulldog», Легкий танк

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Разработка легкого танка М41 началась вскоре после второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов, обозначавшихся индексами Т37, затем Т41. В середине 1950 г. танк был стандартизован как М41, а несколько позже получил название «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog в честь американского генерала Уокера (W.W. Walker), убитого во время боевых действий в Корее в 1951 г.). Производством танков М41 занималась корпорация «Дженерал Моторс». Всего было выпущено около 5500 ед. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2, М41А3. На его базе были созданы спаренная зенитная 40-мм самоходная установка М42, 155-мм и 105-мм самоходные гаубицы М44 и М52 соответственно. В настоящее время легкие танки М41 различных модификаций состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили и некоторых других стран.

Танк имеет традиционную компоновку, характерную для основных танков. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, боевое – в центре, моторно-трансмиссионное – в корме корпуса. Экипаж танка 4 человека: водитель находится в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий – в башне, первые два справа от пушки, последний слева, что позволяет ему заряжать пушку правой рукой. В командирской башенке установлено 5 стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имеется перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360 градусов. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделены огнестойкой перегородкой. Двигатель и трансмиссия соединены в один блок. Основным вооружением танка являлась 76,2-мм нарезная пушка М32 (Т91Е3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входят штатные выстрелы: бронебойный трассирующий (АР-Т М339), кумулятивный (НЕАТ-Т М496), осколочно-фугасный (НЕ М352), с готовыми убойными элементами (Canister M363), дымовой, холостой и др. В 1982 г. для пушки М32 корпорацией AAI был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS). Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект был увеличен до 65 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, его боекомплект 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 установлен на крыше башни у люка командира. К этому пулемету имеется 2175 патронов. Управление вооружением могут осуществлять наводчик и командир танка. Для этого они используют электрогидравлические приводы наведения. Вертикальные углы наведения составляют от -9 градусов 45 минут до +19 градусов 45 минут. Стабилизатора вооружения и дальномера на танке нет. Наводчик пользуется телескопическим прицелом М97 с 8-кратным увеличением и полем зрения 7,5 градусов. И наводчик, и командир танка используют также свои перископические приборы М20А1, имеющие два оптических канала. Однократный канал служит для ориентирования, 6-кратный – для стрельбы. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе модернизации такие приборы были введены, также как и ИК-прожектор.

Читать еще:  «Гангутское сражение» » Военные люди

Танк имеет сравнительно высокий уровень защиты. Корпус танка сварной из катаной стальной брони, башня сварная из литых и катаных броневых деталей. Толщина броневых деталей башни составляет от 38 (маска пушки) до 12,7 (крыша) миллиметров, носовые детали корпуса имеют защищающую толщину 50 мм, борта корпуса 12-15 мм, передняя часть днища 32, задняя 9,25 мм. Специальные средства защиты от ОМП не применялись. В МТО установлена система противопожарного оборудования, управление которой осуществляет водитель.

Первоначально на танке М41 использовался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS-895-3 воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров. С 1956 г. при модернизации вместо него устанавливался бензиновый двигатель с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя имели мощность 370 кВт (500 л.с.). В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела цилиндрический входной редуктор, комплексный, с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, обеспечивающую 2 передачи переднего и 1 заднего хода, дифференциальный двухпоточный механизм поворота, дисковые тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На первых, вторых и пятых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, нежели всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные, разборные. На каждом борту используется по 3 поддерживающих катка. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части используется рычажное компенсирующее устройство, обеспечивающее постоянство натяжения гусениц.

На танке установлен вспомогательный двигатель GMC модели А41-1 с зарядным агрегатом. Он может использоваться для подогрева МТУ при низкой температуре. Штатным оборудованием считается обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для глубокого брода, электрический водооткачивающий насос. Средства связи танка включают две радиостанции, ТПУ и телефон для связи пехоты (десанта) с экипажем. Модификация TMS компании «Кадиллак Гейдж». Компания «Кадиллак Гейдж», широко известная работами по созданию танковых систем управления огнем, предложила вариант модернизации башни для танка М41. По заявлению компании, новая конструкция (TMS) обеспечивает резкое повышение точности стрельбы и вероятности попадания в цель первым выстрелом, уменьшение размеров и веса оборудования, упрощение его использования, технического обслуживания и ремонта. Предусмотрена возможность стабилизации вооружения. Модернизированная башенная система может быть установлена на любом образце серии М41.

Германская программа модернизации М41. В начале 1986 г. в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких танков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement), предназначавшаяся только для экспорта. Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен). Согласно программе, бензиновый двигатель должен быть заменен на дизель MB 833 Aа-501 компании MTU мощностью 330 кВт (450 л.с.). Через новую раздаточную коробку он должен быть связан с существующей трансмиссией. Скомплектованный таким образом силовой блок может быть легко заменен в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт). Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 до 600 км, хотя вместимость топливных баков при этом увеличивается только с 530 до 800 литров. 4 новых топливных бака размещены в корпусе, 2 бронированных топливных резервуара устанавливаются на корме на надгусеничных полках.

Заменяется щиток приборов водителя, система подавления пожара и взрыва. В подвеске применяются новые торсионные валы и гидравлические амортизаторы двустороннего действия, кроме того, устанавливаются гидравлические ограничители хода опорных катков. Существующая гусеница заменяется на новую фирмы «Диль» (Diehl). На борта корпуса устанавливаются противопыльные экраны, которые могут, если этого потребует заказчик, улучшить защиту корпуса. На опытном образце была сохранена 76-мм пушка, хотя вместо нее, в зависимости от требований, может быть установлена 90 или 105-мм пушка. Вводится стабилизация вооружения, электрогидравлические приводы наведения заменяются на электрические. Система управления огнем танка М41 GTI – MOLF 41 включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики наклона цапф и возвышения пушки, метеоусловий и др. Перископический дневно-ночной прицел наводчика скомплексирован с лазерным дальномером, командир и наводчик могут вести эффективную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.

На оба борта башни установлено по блоку (6 стволов) дымовых гранатометов, из которых при необходимости можно вести огонь осколочнофугасными гранатами. В танке используется система коллективной защиты от ОМП и новые средства связи. Датский легкий танк М41 DK-1. В середине 1980-х годов в армии Дании было принято решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 1950-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 г. Машины получили индекс М41 DK-1.

В конструкцию танка М41 было внесено свыше 70 различных изменений. Прежде всего, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T фирмы «Камминс» мощностью 342 кВт (465 л.с.). В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд компании AAI, обладающий повышенной бронепробиваемостью. Изменена боеукладка, для наведения оружия используются электрические приводы компании AEG, установлен тепловизионный прицел наводчика, скомплексированный с лазерным дальномером, на маску пушки смонтирован галогенный прожектор, приборы ночного видения имеются у командира и водителя. 12,7-мм зенитный пулемет заменен на 7,62-мм. Улучшена защита танка. В нише башни размещена система защиты от ОМП, установлены бортовые защитные экраны, введена система обнаружения и подавления пожара и взрыва, на башню по обе стороны от пушки установлено по четыре дымовых гранатомета.

Кроме того, проведено большое количество работ, направленных на повышение надежности танка и облегчение его эксплуатации (используются новые аккумуляторные батареи, увеличен запас топлива до 930 л и т.д.). Масса танка после модернизации возросла до 25 т. Тайваньский легкий танк М41. В начале 1970-х годов начались работы по созданию легкого танка для тайваньской армии. За основу был принят американский танк М41. Первые образцы представляли собой копии этого танка. В 1975 г. после того, как в конструкции накопились отличия, танк был стандартизован как Тип 64. Тем не менее, согласно имеющейся информации этот танк конструктивно очень близок модификациям М41А2 и М41А3, хотя многие сборочные единицы (пушка, спаренный и зенитный пулеметы, элементы конструкции, обеспечивающие подвижность, средства связи) выпускаются тайваньской промышленностью. В 1990 г. появились сообщения о намерении тайваньской армии модернизировать танки М41 (Тип 64) и спаренные 40-мм самоходные зенитные установки, имеющие одинаковое базовое шасси. Основными направлениями модернизации должны быть замена силового блока (прежде всего бензинового двигателя на дизель), усовершенствование системы управления огнем и приводов наведения вооружения.

Легкий танк М41 с 90-мм пушкой «Коккериль». Бельгийская компания «Коккериль» (Cockerill) заменила существующую 76,2-мм пушку на свою 90-мм пушку Mk IV, в боекомплект которой входят кумулятивные (HEAT-T), бронебойные со сплющивающейся головной частью (HESH-T), фугасные (HE), дымовые, с готовыми убойными элементами (Canister) выстрелы. Модель с таким комплексом вооружения принята на вооружение Уругваем.

Боевая масса – 23,5 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше командирского люка – 2730 мм
Пушка – 76,2-мм, нарезная
Боекомплект – 57 выстрелов у М41, 65 у последующих модификаций
Типы боеприпасов – БПС, БКС, ОФС, СГПЭ
Дальномер – нет
Стабилизатор вооружения – нет
Баллистический вычислитель – нет
Заряжание пушки – вручную
Пулеметы – один 12,7 мм; один 7,62 мм
Броневая защита – от крупнокалиберных пуль и снарядов 20-мм пушек
Максимальная скорость – 72 км/ч
Запас хода по топливу (шоссе) – 160 км
Двигатель – бензиновый AOS-895-3 или AOSI-895-5
Мощность двигателя – 370 кВт
Трансмиссия – гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Подвеска – индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Гусеница – с РМШ, последовательного типа
Глубина преодолеваемого брода – 1,02 м

Лёгкий танк M41 Walker Bulldog

В 1944-1945 годах в американскую армию пришел достаточно удачный легкий танк M24 «Чаффи», который являлся очень сбалансированной боевой машиной. Данный танк выгодно отличался своими маневренными и скоростными характеристиками, а главное, был вооружен достаточно мощным для легкого танка орудием — 75-мм пушкой с длиной ствола 37,5 калибров. В 1946-1949 годах развитием танка «Чаффи» стал другой легкий танк, получивший обозначение M41 Walker Bulldog. Танк был назван так в честь генерала Уолтона «Бульдога» Уокера, который весьма «кстати» погиб в 1950 году во время войны в Корее. Новый легкий танк массово пошел в американскую армию в 1953 году. Выпуск танка продолжался до конца 1950-х годов, всего за это время в США было произведено 3729 танков данного типа.

Главным отличием от своего предшественника было то, что танк получил более мощное 76-мм орудие. Оно было длинноствольным (60 калибров), но, как показала практика использования, подобная замена была уже недостаточной, особенно в 1960-е годы. К примеру, во время войны во Вьетнаме M41, который выступал в роли основного танка Южного Вьетнама, оказался практически полностью бесполезным против основного боевого танка Северного Вьетнама — Т-54. Примерно с таким же «успехом» танк M41 Walker Bulldog применялся и в других локальных конфликтах второй половины XX века. В армии США данный танк окончательно сняли с вооружения в 1969 году. Ему на смену пришел легкий танк M551 «Шеридан», который создавался в рамках новой концепции — легкая боевая машина с максимально мощным вооружением.

Несмотря на это «Бульдоги» после снятия с вооружения американской армии не отправились на свалку истории. В США они стали донорами шасси для различных САУ, бронетранспортеров и других гусеничных машин. Также M41 стал достаточно распространенным экспортным танком, который состоял на вооружении практически 30 государств мира. Некоторые из них продолжают эксплуатировать этот танк и в XXI веке. К примеру, в Бразильской армии в 2010 году все еще числилось 152 танка M41 Walker Bulldog.

Читать еще:  Основной боевой танк Safir-74 (Иран)

История танка M41 Walker Bulldog

По требованию американских военных новый легкий танк, который пришел бы на замену M24, должен был сочетать в себе более высокую огневую мощь и подвижность. Именно поэтому танк решили вооружить длинноствольным 76-мм орудием, которое было в состоянии пробивать 127 мм брони (5 дюймов), установленной под наклоном 30 градусов на расстоянии 914 метров (1000 ярдов). При этом вес танка не должен был превысить 25 тонн.

Сама концепция легкого танка M41 Walker Bulldog зародилась еще в 1942 году, после того как в США начались работы по созданию нового среднего танка под обозначением Т20. Американские военные полагали, что из него легко можно будет получить легкий танк, обладающий такими же внутренними габаритами корпуса, но более слабым вооружением и меньшей толщиной брони. Подобный проект был разработан, но до стадии производства опытного образца дело так и не дошло. В итоге к этой идее снова вернулись уже после завершения Второй мировой войны в 1946 году при разработке первой послевоенной программы танкостроения в США. Легкий и средний (танки T37 и T42 соответственно) должны были иметь одинаковые по конструкции корпуса, которые отличались бы лишь толщиной бронелистов, идентичные друг другу двигатели и аналогичные ходовые части. Разными у танков были только башни — башня легкого танка была рассчитана на установку 76-мм орудия, а среднего — на размещение 90-мм орудия.

Подобная унификация в итоге сыграла с обоими танками злую шутку. Средний танк T42 так и не был принят на вооружение американской армии, так как военные посчитали его корпус чересчур маленьким, а силовую установку — маломощной. Лишь башня данного танка была использована затем для разработки нового среднего танка Т47. А проектируемый легкий танк вышел в итоге слишком тяжелым и крупным, однако первоначально на это никто не обратил внимания.

Лучшая судьба ожидала проект Т37. Разработка данного проекта началась в Детройтском арсенале в июле 1946 года. 27 сентября того же года он официально получил обозначение Т37. Управлением армии США первоначально было рекомендовано выпустить 3 прототипа танка (в мае 1947 года данный заказ сократили до двух машин). Проектные работы были полностью завершены в начале 1949 года, тогда же был готов деревянный макет танка. Первый танк Т37 был отправлен на Абердинский полигон в мае 1949 года, где он проходил испытания до августа 1950 года, после чего машину вернули в Детройт.

Наряду с Т37 здесь же на Абердинском полигоне прошли испытания Т37 второй фазы разработки (под новым обозначением Т41, произведено 3 прототипа). Данный образец был вооружен 76-мм пушкой большой мощности Т91, которая устанавливалась в модифицированной башне. Следующая модификация танка Т41 претерпела ряд изменений, на ней в частности поменяли внутреннюю компоновку башни, был увеличен размер ее погона, а также отказались от пулеметных установок, расположенных по бокам башни. Эта модернизированная версия легкого танка Детройтского арсенала была переименована в Т41E1, именно она и стала в дальнейшем, путем некоторых доработок массовым легким танком M41 Walker Bulldog, который начали производить серийно в 1953 году.

Компоновка и конструкция танка M41 Walker Bulldog

Легкий танк M41 обладает классической компоновкой. В передней части корпуса танка расположено отделение управления, далее — боевое отделение с башней, а в корме корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение. Боевое и моторно-трансмиссионное отделение танка были разделены специальной огнестойкой перегородкой. Боевое отделение танка было оснащено вращающимся поликом. Часть боекомплекта находилась в носовой части корпуса с правой стороны от места мехвода.

Экипаж танка состоял из 4-х человек: механик-водитель располагался в отделении управления, командир боевой машины, наводчик и заряжающий — в башне танка, первые два сидели с правой стороны от орудия, последний — с левой стороны, что позволяло ему заряжать орудие правой рукой. В невращающейся командирской башенке было размещено 5 стеклоблоков, предназначенных для кругового обзора. Помимо этого, у наводчика и командира танка имелся перископический прибор М20А1, который поворачивался на 360 градусов.

Корпус танка является сварным, он изготовлен из катаной стальной брони. Бронелисты в лобовой части корпуса расположены под рациональными углами наклона. Танковая башня сварена из литых и катаных броневых деталей. Толщина брони башни составляла — от 12,7 мм (крыша) до 38 мм (маска орудия). Носовые детали корпуса имели толщину — 50 мм, борта корпуса — 12-15 мм, передняя часть днища танка — 32 мм, задняя — 9,25 мм. Специальных средств защиты экипажа танка от применения противником оружия массового поражения на нем не было. В МТО была расположена система противопожарного оборудования, которую можно было активировать с места мехвода.

Основным вооружением легкого танка было 76-мм нарезное орудие M32(T91E3), в ходе модернизации оно было заменено на М32А1. Орудие было оснащено дульным тормозом для уменьшения отката. В боекомплект данной танковой пушки входили выстрелы с кумулятивными, бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами, а также снарядами с готовыми убойными элементами, дымовыми и другими. Уже в 1982 году специально для данной пушки был создан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд. Изначально боекомплект танка состоял из 57 унитарных выстрелов, после проведения модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект был расширен до 65 выстрелов. 24 выстрела располагались в боевом отделении, они были готовы к немедленному применению. Остальные 33 выстрела находились в корпусе танка, причем их перегрузка в боевое отделение была возможна лишь в том случае, когда башня была развернута строго в корму.

Вспомогательное вооружение легкого танка было представлено двумя пулеметами. Непосредственно с орудием был спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 5000 патронов. На крыше башни у люка командира танка был установлен крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемет (боекомплект 2175 патронов). Вооружением управляли наводчик и командир танка при помощи имевшихся в их распоряжении электрогидравлических приводов наведения. Первая версия танка стабилизатора вооружения и дальномера не имела. В дальнейшем, уже на модификации М41А1 установка вооружения была стабилизирована в двух плоскостях.

Командир и наводчик могли использовать в своих целях перископические приборы наблюдения М20А1, обладавшие двумя оптическими каналами: однократным, для ориентирования на местности, и 6-кратным, предназначенным для стрельбы. Помимо этого, наводчик мог использовать телескопический прицел М97, обладавший трехкратным увеличением. На базовой модели легкого танка не устанавливались приборы ночного видения, в ходе дальнейшей модернизации на танке М41А3 данные приборы и ИК-прожектор были введены в состав оборудования. Средства связи танка М41 состояли из двух радиостанций, ТПУ и телефона, предназначенного для связи пехоты/десанта с членами экипажа.

Первоначально на легком танке М41 был установлен 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS 895-3 воздушного охлаждения. В 1956 году его начали менять на бензиновый двигатель AOS 895-5 с системой непосредственного впрыска топлива, который был более экономичным, обладая той же мощностью 500 л.с. Во всех случаях на танке применялась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 производства компании «Аллисон». Трансмиссия обладала комплексным цилиндрическим входным редуктором с автоматически блокируемым фрикционом, планетарной коробкой передач, гидротрансформатором, дифференциальным двухпоточным механизмом поворота тормоза с металлокерамическими дисками, которые работали в масле.

Дополнительно на танке был смонтирован вспомогательный двигатель GMC модели А41-1 с зарядным агрегатом, предназначенным для прогрева основной силовой установки в зимнее время года. В штатное оборудование легкого танка были включены приспособления для преодоления глубокого брода, обогреватель факельного типа для экипажа и электрический водооткачивающий насос. С помощью специального оборудования танк мог легко преодолевать брод глубиной до 2,5 метра.

Подвеска танка M41 Walker Bulldog была индивидуальной торсионной. На первых, вторых и пятых узлах подвески были размещены телескопические гидравлические амортизаторы. При этом торсионы первых и пятых узлов подвески танка были большего диаметра, чем все остальные. Опорные катки — двускатные обрезиненные (по 5 на борт). Также на каждом борту имелось по 3 поддерживающих катка. На танке были использованы гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа, они могли оснащаться съемными резиновыми подушками. В ходовой части танка применялось рычажное компенсирующее устройство, которое обеспечивало постоянство натяжения гусениц.

На стадии проектирования предполагалось также оснастить танк М41 системой автоматического заряжания, однако на серийных боевых машинах этой системы так и не появилось. Также в рамках проведенного эксперимента на «Бульдоге» было установлено 90-мм орудие (данный танк получил обозначение Т49), однако дальше создания прототипа данный эксперимент не продвинулся.

Особенностью легких танков М41 «Уокер Бульдог» было то, что они очень широко шли на экспорт. Данные боевые машины состояли на вооружении порядка 30 стран — членов НАТО, государств Азии, Африки и Латинской Америки. Данная боевая машина активно использовалась в боевых действиях южновьетнамскими войсками, начиная с 1965 года и вплоть до завершения войны во Вьетнаме в 1975 году. При этом некоторое число боевых машин данного типа впоследствии состояло на вооружении Вьетнамской Народной Армии (ВНА). По-видимому, последний боевой эпизод, в котором приняли участие М41, случился во время Фолклендского конфликта между Аргентиной и Великобританией. Однако несколько переправленных на острова аргентинских М41 было достаточно быстро уничтожено британскими солдатами.

Тактико-технические характеристики M41 Walker Bulldog:

Габаритные размеры: длина корпуса — 5819 мм, с пушкой вперед — 8092 мм, ширина корпуса — 3198 мм, высота — 2726 мм.
Боевая масса — 23,2 тонны.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Continental AOS 895-3 с турбонаддувом, мощностью — 500 л.с.
Максимальная скорость — 72 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 160 км (по шоссе).
Вооружение — 76-мм пушка М32, 7,62-мм пулемет Browning M1919A4E1 и 12,7-мм зенитный пулемет Browning M2HB.
Боекомплект орудия — 57 снарядов.
Экипаж — 4 человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector