1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лёгкий бронетранспортер M3A1 «Scout Car» (США)

БТР Scout car White M3A1

Этот легкий бронированный автомобиль повышенной проходимости олицетворял собой важную историческую ступень перехода от бронеавтомобилей к бронетранспортерам. Он предназначался прежде всего для военной разведки, и именно поэтому звался Scout — разведчик.

Популярные в годы Первой мировой войны бронеавтомобили являлись самостоятельными боевыми единицами, подобными танкам, только на автомобильном шасси. Разведывательные подразделения пробовали использовать их в своих целях, но опыт оказался не самым удачным — все-таки бронеавтомобиль разрабатывали для решения совсем других задач. Его тесный бронекорпус плохо подходил для перевозки разведгруппы и ее вооружения. Проект создания специального автомобиля для фронтовой разведывательной группы не случайно впервые появился в США — стране, где в первые десятилетия ХХ века стремительно развивалась мощная индустрия массового производства недорогих легковых и грузовых автомобилей. Военный департамент США первым в мире сформулировал техническое задание на разработку бронированного автомобиля, специально предназначенного для доставки и эвакуации разведгруппы и ее вооружения, при этом обладающего способностью прикрыть разведчиков огнем.

Не удивительно, что основным стало требование сделать шасси с приводом на все колеса. Со времен Второй мировой войны это звучит как очевидное, но в начале 30-х годов, когда разрабатывали первое техническое задание, полный привод еще считался экзотическим, дорогим и сложным в освоении. Тогда еще не встала на ноги индустрия массового производства шарниров равных угловых скоростей ШРУСов, необходимых для передачи крутящего момента ведущим и одновременно управляемым колесам. Поэтому полный привод многие автомобилестроительные компании внедряли неохотно. Первой поправить свое материальное положение за счет нового военного заказа решилась фирма White Motor Company из Кливленда. Компания братьев Уайт, с самого начала ХХ века специализировалась на производстве грузовых автомобилей, а в 1932-1933 годах из-за резкого падения продаж, вызванного Великой депрессией, активно искала новых заказчиков и партнеров. Платежеспособность военного ведомства не могла вызывать у руководства White никаких сомнений. Как раз в то время White поглотил фирму Indiana, в их активе оказалось полноприводное шасси легкого 1,5-тонного грузовика White-Indiana 4х4, на котором как раз и построили первый прототип разведывательного броневика М7.

По результатам испытаний военные заказали небольшую партию новых автомобилей, получивших обозначение Scout Car М1. В 1934 году 76 машин М1 поступило на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Автомобиль отличался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules L с рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. и был вооружен четырьмя мощными пулеметами: двумя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами Browning М2 в передней части корпуса и двумя 7,62-мм Browning М1919А4 по бортам.

Вдогонку за White Motor Company, стремясь получить такой же военный заказ, за создание машин с подобными характеристиками принялись ее конкуренты. Сначала в 1935 году появился броневик с военным обозначением М2, предложенный другой автомобилестроительной фирмой Corbitt & Со из Северной Каролины с 8-цилиндровым двигателем Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. и двумя пулеметами М1919А4, располагавшимися по бортам корпуса. За этой моделью последовала модификация М2А1 с принципиальным новшеством — рельс-шиной, охватывавшей по периметру открытую часть броневого кузова. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы, что резко повышало оперативность стрельбы по сравнению с вращающимися пулеметами на неподвижных турелях. Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове броневика в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.

В том же 1935 году аналогичный бронеавтомобиль представила еще одна компания Marmon-Herrington из Индианаполиса. Она специализировалась на переоборудовании грузовиков, пикапов и легковых автомобилей Ford в полноприводные и военные машины. Marmon-Herrington предложила бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Двигатель, конечно же был от Ford — V-образный, 8-цилиндровый мощностью 85 л.с., позволявший развивать скорость до 120 км/ч. Но отбить заказы у White и Corbitt этой машине не удалось. Marmon-Herrington попытал счастья еще раз, разработав броневик Т13 на полноприводном шасси грузовика Ford-Marmon-Herrington. Но удалось получить только маленький заказ на 38 машин для Национальной гвардии.

Тем временем, White Motor Company, учитывая свой опыт и наработки конкурентов, создает следующую модель М3 с новой 5-литровой карбюраторной «шестеркой» Hercules JXD мощностью 110 л.с. Броневой лист кузова перед радиатором той машины установили под наклоном, что позволило рикошетом отбрасывать пули. В 1938 году именно эта машина была принята на вооружение Военным департаментом США. Но она тоже разошлась небольшим тиражом всего в 64 экземпляра. А в массовое производство в 1941 году пошел окончательный вариант фирмы White с индексом М3А1.

От своего непосредственного предшественника М3, модернизированный М3А1 отличался увеличенным по ширине бронекорпусом с удлиненной задней частью. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в задней стенке ликвидировали. На переднем бампере появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны. Толщина брони лобового листа кузова М3А1 составляла 12,7 мм, а всех остальных листов — 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси это был типичный полноприводный (4х4) легкий грузовик 40-х годов с раздаточной коробкой, установленной отдельно от коробки передач и связанной с ней промежуточным валом.

По периметру открытого кузова прокладывалась рельс-шина, позаимствованная от броневика Corbitt М2А1. По ней, с помощью подвижных станков М22, перемещались входившие в штатное вооружение пулеметы — их можно было легко направить вперед, назад, вправо, влево, просто перекатив по рельсу. Штатными пулеметами были 12,7-миллиметровый М2 и 7,62-миллиметровый М1919А4. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог применяться 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением. В Красной армии на станок М22 иногда укрепляли «Максим».

Американская армия предпринимала попытку перевести боевые машины с бензиновых двигателей на дизели. Так появилась модификация М3А2, на которой испытывали дизели Buda-Lanova (81 л.с.) и Hercules (103 л.с.). Но таких машин было построено не более 100. Основным так и остался карбюраторный броневик. «Скауты» поступили на вооружение разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того, их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, медицинских и штабных машин. В санитарном броневике можно было перевозить двух лежачих и трех сидячих раненых. Генерал Джордж С. Патон ездил не на Willys, а на штабном Scout. Машины этого семейства поставляли почти всем союзникам США по Антигитлеровской коалиции. Они стояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, Польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей.

Поставлять «Скауты» в красную армию начали в 1942 году. В советских документах времен Великой Отечественной войны эти — доселе невиданные транспортные средства — именовали бронетранспортерами, бронемашинами и даже полубронемашинами. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «Скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

Всего в СССР по Ленд-лизу поступило 3034 МЗА1. Казалось бы, число не очень большое. Тем не менее, именно «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной армии. Более распространенной машины такого типа в период Великой Отечественной у советских военных просто не было, и «Скауты» внесли свой вклад в нашу Победу.

Как пример, иллюстрирующий применение разведывательными подразделениями Красной армии американских броневиков, можно привести действия головной походной заставы 7-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса в ходе наступления в начале сентября 1943 года на Украине. Передовые отряды бригад корпуса получили задание захватить переправу через реку Пселл, перерезать дороги восточнее Гадяча, а также в районе села Вельбовка. Головная походная застава 7-й мехбригады в составе 30 человек на трех бронетранспортерах МЗА1 перерезала путь отхода противника у южной окраины Вельбовки. Немцы не ожидали удара с этой стороны и, встреченные пулеметным огнём бронетранспортёров, пришли в замешательство. Вспыхнувший бой закончился поражением противника: подошедшие части 7-й и 9-й гвардейских механизированных бригад овладели Вельбовкой.

Иногда броневики «Скаут» позволяли советским разведчикам совершать активные маневренные действия, как это случилось в бою 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленчна в балке немцы устроили засаду. Втянувшись в балку, колонна автомобилей управления 28-й гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий Ленчна. Выдвинувшись влево, два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука привлекли к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера МЗА1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный огонь по противнику из автоматов и пулеметов. В результате 30 немцев, осознав безнадежность положения, бросили оружие и сдались в плен, а остальные примерно 60 солдат и офицеров, находившихся в балке, были уничтожены. И только 30 немцев, засевших в зданиях поселка Ленчна, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомобилей. Высланные вперед два бронетранспортера МЗА1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив противника прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром немецкой засады.

Мощное вооружение, маневренность и хорошая обзорность позволяли эффективно использовать бронетранспортеры в уличных боях. 25 апреля 1945 года первыми на восточную окраину чешского города Брно ворвались бойцы разведывательной роты старшего лейтенанта И. Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая заграждения, сильный пулеметный и автоматный огонь противника, они смело и решительно продвигались вперед. Бронетранспортер МЗА1 сержанта Б. Баязиева оказался далеко впереди остальных. Водитель заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивают пушку, чтобы уничтожить бронетранспортер, но сделать это они не успели. Баязиев прибавил скорость. А пулемётчик — рядовой С. Иванов меткой очередью из крупнокалиберного пулемета расстрелял расчет немецкой пушки. Вслед за разведчиками в Брно вступили бойцы мотострелковых подразделений 4-й гвардейской механизированной бригады.

Читать еще:  Опытный танк ИС-7 образца 1948 года (СССР)

До конца войны в США с конвейера сошло 20 918 броневиков Scout М3А1. В армиях многих стран эти боевые машины применяли до конца 70-х годов и даже позже. В 1996 году в Доминиканской Республике на вооружении еще стояло 35 М3А1.

Техническая характеристика

M3, Бронетранспортер

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Scout Car M3A1
Бронированный автомобиль-разведчик – легкий бронетранспортер, созданный на шасси полноприводного коммерческого грузового автомобиля. Завершающая модель целого семейства боевых машин, начатого со Scout Car M1 в 1934 году и представленного прототипами и опытными партиями. В 1941 году фирма White Motor Company развернула производство первого, по-настоящему серийного варианта- M3A1, изготовив до конца 1944 года 20 918 единиц.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
сварной открытый корпус установлен на раме шасси. В передней части корпуса по бортам имеются двери для посадки и высадки водителя и командира. По периметру корпуса смонтирован рельс, к которому крепятся и могут свободно перемещаться вдоль него пулеметы. Для ведения зенитной стрельбы предусмотрена стойка в центре кузова. Перед бампером машины установлен специальный подрессоренный барабан, облегчающий преодоление вертикальных препятствий.

В 1938 году несколько машин-разведчиков МЗ, или «скаутов» (именно такое название стало наиболее популярным), поступило в 13-й кавалерийский полк 7-й механизированной кавбрига-ды. Их эксплуатация носила опытовый характер. От последующего крупносерийного варианта МЗ отличались меньшей мощностью двигателя и отсутствием барабана впереди корпуса.

С 1941 года «скауты» M3A1 были стандартным вооружением разведывательных батальонов и кавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий. Кроме того, они использовались в качестве тягачей противотанковых орудий, санитарных и штабных машин. Наиболее известным пассажиром штабного варианта M3A1, предпочитавшим его «Виллису», был генерал Дж. Паттон.

M3A1 поставлялись союзникам США – Великобритании, СССР, Франции, находились в строю польских и чехословацких войск. В США и Великобритании «скауты» сняли с вооружения почти сразу после войны, передав его функции отчасти джипам, а отчасти легким танкам. В СССР МЗА1 использовались до 1947 года и послужили непосредственным прототипом при разработке легкого бронетранспортера БТР-40. Французы использовали «скауты» в Алжире и Индокитае в 50-е годы, причем часть машин была переоборудована в дрезины. Во многих других государствах, в основном Азии, Африки и Латинской Америки, «скауты», подчас модернизированные до неузнаваемости, состояли на вооружении до конца 70-х годов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,624.
ЭКИПАЖ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5619,
ширина – 1962,
высота – 2111,
дорожный просвет – 301,
база – 3327.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Browning M2HB калибра 12,7 мм, 1 пулемет Browning M1919A4 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 600 патронов калибра 12,7 мм, 8000 патронов калибра 7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 12,7, борт и корма – 6,35.
ДВИГАТЕЛЬ: Hercules JXD, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. (81 кВт) при 3000 об/мин, рабочий объем 5236 см3.
ТРАНСМИССИЯ: 4-скоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, двойной дифференциал, тормоза гидравлические колодочные с вакуумным усилителем;
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4х4, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 83.
ЗАПАС ХОДА, км: 360.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30,
высота стенки, м – 0,36,
глубина брода, м – 0,7.

Half-Track Cars and Personnel Carriers
Семейство наиболее известных и популярных боевых бронированных машин союзников в период второй мировой войны. Разрабатывались с 1932 года с использованием шасси грузовых автомобилей с заменой задних ведущих колес гусеничным движителем типа «Keipecc». В 1938 году таким движителем был оборудован Scout Car M3, что привело к созданию в 1040 году фирмой Diamond T Motor Company последних прототипов Т14 и Т8, стандартизированных как Half-Track Car М2 и Half-Track Personnel Cairier M3 соответственно и ставших базовыми модификациями семейства Серийное производство осуществлялось фирмами Diamond T MotOi Company, White Motor Company, Autocar Motor Company и International Harvester Company. С 1941 по 1944 год
было выпущено 53 813 машин.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
М2 – базовый вариант полугусеничного армейского тягача. Предназначался для буксировки полевой 105-мм гаубицы М1. В кузове размещался артиллерийский расчет из 6 человек, имелись специальные ящики для снаряжения. По периметру клепаного корпуса был смонтирован рельс для установки пулеметов. Боевая масса 7,99 т. Габариты 5962х1962х1842 мм. Вооружение: 1 пулемет M2HB калибра 12,7 мм, 1 или 2 пулемета М1917А1 или M1919A4 калибра 7,62 мм. Броня 6,35…12,7 мм. Двигатель White 160AX мощностью 147 л. с. Экипаж 10
человек. Изготовлено 11 415 единиц.

М2А1 – 12,7-мм пулемет на турели в правой передней части кузена, 7,62-мм пулеметы на вертлюжных установках по бортам. Рельс для крепления пулеметов демонтирован. Изготовлено 1643 единицы, 5065 единиц переоборудовано из М2.

M3 – базовый вариант полугусеничного бронетранспортера. Корпус длиннее, чем у М2 на 250 мм. Вместо ящиков для снаряжения – дополнительные сиденья для пехотинцев. Дверь в корме кузова. Вооружение: 1 пулемет V1919A4 на стойке в передней чзсти кузова. Экипаж 13 человек. Изготовлено 12499 единиц

МЗА1 – 12,7-мм пулемет на турели в правой передней части кузова, 7,62-мм пулеметы на вертлюжных установках по бортам. Изготовлено 2862 единицы.

М5 – M3 производства фирмы International Harvester Company. Сварной корпус с закругленной кормовой частью. Вертовая броня толщиной 8 мм. Крылья упрощенной формы: Двигатель International RED-450-B мощностью 141 л.с. Изготовлено 4625 единиц.

M5A1 – 12,7-мм пулемет на турели, 7,62-мм пулеметы по бортам. Изготовлено 2959 единиц.

М9 – М2 производства фирмы International Harvester Company. Изготовлено 2026 единиц.

М9А1 – 12,7-мм пулемет на турели, 7,62-мм пулеметы по бортам. Изготовлено 1407 единиц.

М4 ММС – версия М2, предназначенная для транспортировки 81-мм миномета, трех человек расчета и 126 выстрелов (ММС-Mortar Motor Carriage). Стрельба из миномета осуществлялась с грунта. Вспомогательное вооружение – 7,62-мм пулемет М1919А4. Экипаж 6 человек. Изготовлено 572 единицы.

М4А1 ММС – М4 с усиленным днищем корпуса. Стрельба из миномета осуществлялась с машины назад. Вспомогательное вооружение – пулемет М1919А4. Изготовлено 600 единиц.

М21 ММС – самоходный 81-мм миномет на шасси M3. Стрельба осуществлялась с машины вперед с углами горизонтального наведения 30° в обе стороны и с углами возвышения от 40° до 80°. Вспомогательное вооружение –
крупнокалиберный пулемет М2НВ. Изготовлено 110 единиц.

M3 и МЗА1 75 mm GMC – 75-мм самоходная пушка М1897А4 (GMC – Gun Motor Carriage) на шасси бронетранспортера M3. Орудие, прикрытое специальным щитом, установлено в передней части кузова. Изготовлено 2202 единицы.

Т30 75 mm HMC – 75-мм гаубица М1А1 (НМС – Howitzer Motor Carriage) на шасси бронетранспортера M3. Машины ранних выпусков не имели щитового прикрытия орудия. Изготовлено 500 единиц.

Т19 105 mm HMC – 105-мм гаубица М2А1 на шасси M3. Изготовлено 324 единицы.

М13 MGMC – зенитная самоходная установка (MGMC – Multiple Gun Motor Carriage) на шасси M3. Вооружение: два пулемета Browning M2HB в авиационной вращающейся установке типа Maxson. Максимальный угол возвышения 90°. Скорость вращения установки 74° в секунду. Изготовлено 535 единиц.

М14 MGMC – то же, что и М13, но на шасси М5. Изготовлено 1605 единиц.

М16 MGMC – счетверенная установка 12,7-мм пулеметов M2HB в установке Maxson. Практическая скорострельность – 2000 выстр./мин. База – бронетранспортер M3. Изготовлено 2877 единиц, 568 из них переделано из М13.

М17 MGMC – то же, что и М16, но на шасси М5. Изготовлено 1000 единиц.

Т10 MGMC – спаренная установка 20-мм автоматических пушек в установке Maxson на шасси бронетранспортера M3. Изготовлено 110 единиц.

Т28Е1 CGMC – комбинированная зенитная самоходная установка (Combination Gun Motor Carriage) на базе бронетранспортера M3, вооруженная 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулеметами с водяным охлаждением. Изготовлено 80 единиц.

М15 CGMC – то же, что и Т28Е1, но с круговым броневым прикрытием вооружения. Крупнокалиберные пулеметы M2HB. Изготовлено 680 единиц.

М15А1 – тоже, что и М15, на шасси МЗА1. Изготовлено 1652 единицы.

Первые М2 были переданы армии США в мае, а M3 – в июне 1941 года. Они поступали на вооружение 14 мотопехотных полков, формировавшихся в 1940 – 1941 годах. Боевое крещение состоялось в ноябре 1942 года во время проведения операции «Torch» – высадка американских войск в Северной Африке. В тот период в танковой дивизии насчитывалось 733 полугусеничных бронетранспортера. Первой воинской частью, вступившей в бой на этих машинах и понесшей, кстати, большие потери, был 6-й мотопехотный полк (6th Armored Infantry Regiment) 1-й танковой дивизии.

Впоследствии эти машины, как и их усовершенствованные варианты М2А1 и МЗА1, использовались американцами во всех без исключения боевых операциях второй мировой войны, как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Самоходные 75-мм орудия на шасси M3 впервые вступили в бой в декабре 1941 года на Филиппинах в составе Временной бригады полевой артиллерии (Provisional Field Artil-lery Brigade). Часть из них захватили японцы и в 1944 – 1945 годах использовали уже против американцев. Впоследствии эти машины состояли на вооружении противотанковых батальонов вплоть до замены их САУ М10, участвовали в боях в Северной Африке и Италии. Корпус морской пехоты США использовал эти машины в боях на островах Тихого океана до 1945 года.

Самоходные гаубицы ТЗО и Т19 находились в войсках недолго – до начала 1943 года. К началу высадки в Сицилии почти все они были заменены САУ М8 и М7 на танковых шасси.

Значительно дольше эксплуатировались в армии США самоходные зенитные установки. Наиболее массовая из них – М16 – состояла на вооружении зенитно-артиллерийских батальонов (Anti-Aircraft Artillery Battalions) до 1950 года.

Бронетранспортеры М5 и М9 и машины на их базе предназначались в основном для экспорта. Более половины из их числа отправили в Великобританию, откуда они попали в войска стран Содружества, а также в польские и чехословацкие части на Западе. Получали англичане и машины модификаций М2 и МЗ, а также различные самоходно-артиллерийские установки. 1431 полугусеничный бронетранспортер был поставлен войскам «Свободной Франции». Советский Союз получил 1158 бронетранспортеров, 650 САУТ48, которые разрабатывались по британскому заказу, но англичанам почему-то не понравились, и 1000 ЗСУ М17. Некоторое количество бронетранспортеров поставили в Бразилию, Чили и Мексику. Имелись они и в составе китайских войск, воевавших в Бирме.

После второй мировой войны значительное количество этих машин, именуемых «half-tracks» – «полугусеничники», состояло на вооружении во многих странах мира, активно использовались они и в локальных войнах: воевали в Корее, Алжире и Индокитае. Израиль применял эти машины в арабо-израильских войнах 1948, 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. На вооружении израильской военной полиции они состоят и по сей день.

Читать еще:  Основной боевой танк Merkava Mk.4 (Израиль)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
БОЕВАЯ МАССА, т: 9,299.
ЭКИПАЖ, чел.: 13.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6325,
ширина – 2222,
высота – 2682,
дорожный просвет – 284,
база – 3300,
колея – 1620.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Browning M2HB калибра 12,7 мм, 2 пулемета М1917А1 или М1919А4 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 700 патронов калибра 12,7 мм, 7750 патронов калибра 7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 12,7,
борт и корма – 6,3.
ДВИГАТЕЛЬ: White 160AX, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 147 л.с. (108 кВт) при 3000 об/мин; рабочий объем 6322 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сухое сцепление Spicer, четырехскоростная коробка передач, демультипликатор, карданные валы, конические дифференциалы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передний управляемый ведущий мост Timken F35-HX-1, размер шин 8,25-20″, задний ведущий мост Timken 56410-BX-67, гусеничный движитель каждого борта состоит из четырех сдвоенных опорных катков (подвеска блокированная балансирная с буферными пружинами), поддерживающего катка направляющего колеса с натяжным механизмом, ведущего колеса переднего расположения; гусеничная лента шириной 300 мм цельная, резинометаллическая, с направляющими гребнями; подвеска переднего моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 338.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 37,
высота стенки, м – 0,3,
глубина брода, м – 0,81.

Танки и бронетехника

Это — Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

Легкий многоцелевой бронетранспортер

Разведывательная машина M3
(англ. Scout Car M3).

Бронетранспортер разработан в 1939 году на базе стандартного грузового автомобиля и предназначался для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Он имел полностью бронированный открытый сверху корпус, в передней части которого находился двигатель, а за ним размещались отделение управления и отделение десанта.

Бронетранспортер, как правило, вооружался 12,7-мм пулеметом, установленным над отделением управления, а также 2-3-мя 7,62-мм пулеметами, установленными на бортах. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. «Скаут Кар» имели очень высокую скорость по дороге (до 90 км/ч), но ограниченную подвижность на пересеченной местности и не могли обеспечить должную мобильность моторизованной пехоте. По этой причине они не получили широкого применения в армии США, но в больших количествах поставлялись армиям Англии и Канады. Всего было изготовлено около 21 тыс. таких машин.

В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили. Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2 — 3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало успех всего предприятия близким к нулю.

К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы и при этом иметь возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявлял к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя, помимо прочего, и привод на все колеса. В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто «скаут», часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.

Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма White Моtor Соmpany изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу — легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White indiana 4×4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car в 1934 году, 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Ноксе (штат Кентукки). М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules I. рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Brawning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Brawning М1919А4 по его бортам.

Следующей модификацией «скаута», принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины Т9 в 1935 году разработала фирма Соrbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4 расположенных по бортам . Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Еще одной версией «скаута» М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма Маrmon Herrington из Индиана полиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик А75SСА, аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине — Т13, созданной на шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.

Пока эти две фирмы соревновались между собой, White продолжала заниматься модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах — за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого бронетранспортера — МЗА1. Его и запустили в большую серию.

По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее — перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Как и на М3, на М3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Нercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя: в частности, установка дизелей Вuda-Lanova и Неrcules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. Толщина брони корпуса М3А1 колебалась от 12,7-мм (лобовой лист кузова) до 6,35-мм (все остальные листы).

Два пулемета — 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 -устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62-мм и 600 — 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Вrawning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет «максим». В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули первые М3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц.

С 1942 года «скауты» стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять «скаутов» в трех разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и штабных машин. В санитарном «скауте» перевозили двух лежачих и трех сидячих раненых.

«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении войск «Свободной Франции», польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества Наций, первыми М3А1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались М3А1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях «скауты» довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре «скаута» для их перевозки.

И, наконец, начиная со второй половины 1944 года, большое количество М3А1 эксплуатировалось в мотопехотных батальонах британской армии. В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 М3А1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

«Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 М3А1, разведбатальон корпуса — 6-8, а мотоциклетный полк армии — 13-16. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях «скауты» служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-3), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.

В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года.

Читать еще:  Боевая машина десанта БМД-3 (СССР)

Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена. Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера М3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.

На вооружении Советской Армии М3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40. В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран. В 1947 — 1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом МG 34. Второй МG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде «скауты» принимали активное участие в боевых действиях.

Scout Car M3

By David.B
Post date

USA (1940) Armored car – 20,918 built

The White M3 Scout Car

The White company has entered history for having literally put the US Army on wheels during WWII. It shared this wartime industrial task with Willys-Overland and its iconic Jeep. But while the latter was a true 4×4 car, the White vehicles were more classically-built, light armored trucks. If the M3 Scout Car, first conceived in 1937, shared a strong resemblance with the M2 Half-Tracks, it is no accident. Both were designed by the same bureau. All began in 1936, with a specification issued by the US Army Ordnance for a fast, light armored scout vehicle capable of towing the standard 37 mm (1.46 in) gun of the time.
The White Motor Company from Cleveland, which had good experience with trucks chassis, chose one of the sturdiest models it had as a basis, in order to have as much commonality with already existing vehicles as possible. They mounted larger wheels, which were more suitable for average to bad terrain. In consequence, the first T7 prototype was a compromise, with many civilian features. However, its cost was low, and due to well-proven technical parts, reliability was assured. After successful trials in front of the army, the military standard model was issued under the denomination of M3 Scout Car in 1938. Production began soon after.

Design and construction

Being based on a commercial truck chassis, the hull could sustain some armored weight. This consisted of face-hardened plates, ranging from 6.4 to 13 mm (0.25-0.51 in) on the later M3A1. This was deemed to be enough, as it could deflect infantry fire. Speed was also seen as active protection. Protection was well distributed around the hull. The radiator was shielded by opening armored shutters and the windshield was made of shatterproof glass. The latter could be covered by a 0.5 inch (12.7 mm) armored plate, which could be swung in place, with two vision slots. The hood could be opened from both sides, and the
The hood could be opened from both sides, and the frontwheels were covered by heavy sheet metal fenders, equipped with standard military taillights coupled with blackout lights. An ax, shovel and pick were mounted under the doors, themselves equipped with folded protective panels pierced with vision slots. The rear open-top compartment received 6 bucket seats. The forward compartment was also open-topped. A tarpaulin cover was provided in order to protect the men from bad weather.
The leaf-spring suspension and the four-speed manual constant-mesh transmission with one reverse speed and no disengagement were some of the features taken from White’s civilian truck. However, the vacuum-assisted brakes were new. The generous, three meter (9.84 ft) wheelbase was completed by a 1.67 m (5.48 ft) tread. The wheels were 220 mm wide, with military 12ply non-directional tires. The engine was also a standard White Hercule JXD 320 cu in L-Head, water-cooled inline six-cylinder, capable of delivering 82 kW (110), with a 6:5:1 compression ratio, and fed by a Zenith model 29 carburetor. The power-to-weight ratio was 19.4 bhp per ton. Fuel capacity was 110 l (30 US gallons), with the fuel tank under the driver seat. Road speed and endurance were good, but off-road capabilities soon revealed to be average at best. So, during its entire career, M3s were usually kept on roads. Only 64 units of the original M3 were produced, and all were given to the 7th Cavalry Brigade.
The engine was also a standard White Hercule JXD 320 cu in L-Head, water-cooled inline six-cylinder, capable of delivering 82 kW (110), with a 6:5:1 compression ratio, and fed by a Zenith model 29 carburetor. The power-to-weight ratio was 19.4 bhp per ton. Fuel capacity was 110 l (30 US gallons), with the fuel tank under the driver’s seat. Road speed and endurance were good, but off-road capabilities soon revealed to be average at best. So, during its entire career, M3s were usually kept on roads. Only 64 units of the original M3 were produced, and all were given to the 7th Cavalry Brigade.

The M3A1

In 1940 came the much improved M3A1 main production variant. Several modifications were implemented. The hull was lengthened, and to prevent bogging down, an unditching roller was mounted in front of the bumper, which remained a trademark on all the White military vehicles afterward. As armament was also a concern, three machine guns were mounted on skate rails , one forward central heavy M2 50 cal (12.7 mm) and two 30 cals (7.62 mm) at the rear. They could all be fitted on tripods. A radio was fitted, either a SCR506, 508, or 510, with an antenna base at the center of the rear section. Production started in June 1939 and lasted until early 1944. Total figures differ, ranging from 20,856 to 20,918.
The M3A1 became the main road scout in the US Army, serving actively in the Philippines and North Africa. Many were delivered to the Allies, especially the Free French and Russians. However, by 1943 they were seen as obsolete. Critics pointed out the open top compartment, light armor not immune to machine-gun fire, and old-fashion rigid suspension which never allowed them to be fully all-terrain vehicles. Normal duties were rear area road patrols, convoy escort, screening, and, sometimes, advanced scouting parties. All served in various cavalry units throughout the war, but in mid-1942, many were relegated to supply and ambulance work, MP and rear echelon vehicles. By 1943, they had all been replaced by M8 Armored Cars and M20 Utility Cars. However, some limited numbers saw action in Normandy and on some Pacific islands, but only for secondary duties.
The British made good use of the M3, but quickly learned its weaknesses. Polish, Belgian, Czechoslovakian and Free French forces also used it until 1945.

Video: M3 walkaround

Allied versions and variants

The M3A1E1 was fitted with a new local Buda-Lanova 78 bhp diesel engine, which allowed some increase in operational range. With some minor modification compared to the M3A1, the total production of this version reached 3340 (3034?). All of them were sent and modified in Russia, serving as reconnaissance cars and towing tractors for the ZIS 76 mm (3 in) field artillery. They soldiered well until 1947, and inspired later Soviet designs like the BTR-40. Other versions included the M3A1E2, which had an armored roof, and the M3A1 command car, widely used in North Africa and by the Allies, with improved side armor. One of these was the personal command car of general Patton during this period, equipped with a loud speaker and hooter. The British made good use of the M3, but quickly learned its weaknesses. Polish, Belgian, Czechoslovakian and Free French forces also used it until 1945. The M3A1E3 was a unique prototype equipped with the 37 mm (1.46 in) AT gun, but never reached production.
Other versions included the M3A1E2, which had an armored roof, and the M3A1 command car, widely used in North Africa and by the Allies, with improved side armor. The M3A1E3 was a unique prototype equipped with the 37 mm (1.46 in) AT gun, but never reached production.
After the war, US Army M3A1s were sent abroad in large quantities, mostly to South America, but also to many African and Asian post-colonial republics. The French deployed them during the Indochina and Algeria war, the last being retired well into the late sixties. They also served in the 1948 Arab-Israeli War. The last still in service by 1990 were found in the Dominican Republic regular forces in 1990, a testimony to their sturdiness and simplicity, despite a conception sixty years old.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector