12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий танк AMX-13 (Франция)

Легкий танк АМХ-13 (Франция)

Характеристики легкого танка АМХ-13

На фото вверху французский легкий танк АМХ-13 с 90-мм пушкой

История создания легкого танка АМХ-13

Франция – один из пионеров танкостроения, однако уже к Второй Мировой войне, имела танковый парк, уступающий по многим характеристикам Советским, Германским и даже британским боевым машинам. Разработка легкого танка АМХ-13 была попыткой вновь вернуться в круг «главных» танковых держав. Изучив как следует как образцы трофейной немецкой, так и союзной техники, французы приступили к проектированию нового танка в 1946 году.

Первоначально, предполагалось оснастить АМХ-13 75-мм пушкой, представляющей собой практически копию пушки от знаменитого Pz V «Пантера», в дальнейшем в качестве орудия использовалось 90-мм D-960 собственного производства. Особенностью АМХ-13 было применение так называемой «качающейся башни» (как на немецкой ЗСУ «Кугельблиц»), что позволяло обеспечить полуавтоматическое заряжание орудия, скорострельность до 12 выстрелов в минуту, и исключить из экипажа заряжающего.

В 1949 году проектирование танка АМХ-13 было завершено, а в 1952 году танк начал выпускаться серийно. Продолжалось оно до 1985 года, всего за это время было изготовлено 7700 АМХ-13, половина из которых была поставлена на экспорт.

Чертеж легкого танка АМХ-13

Конструкция легкого танка АМХ-13

Легкий танк АМХ-13 имеет не классическую компоновку – моторно-трансмиссионное отделение размещено спереди, а боевое – сзади. Корпус и башня сварены из литых и катаных элементов, бронированное противопульное.

Водитель находится спереди у левого борта танка, наводчик и командир — в боевом отделении, соответственно с справа и слева от орудия. Командир и наводчик имеют одинаковые приводы управления башней и оба могут вести стрельбу из орудия и спаренного пулемета.

Пушка оснащена дульным тормозом и эжектором для продувки ствола после выстрела, она жестко закреплена в верхней части башни и имеет автомат заряжания. В кормовой нише пушки размещено два барабана, вмещающие по 6 выстрелов. Поворот барабанов осуществляется вручную командиром или наводчиком, все остальные операции заряжания осуществляются автоматически. Система хороша всем, кроме одной детали – зарядить её можно только находясь снаружи танка, и вручную – один член экипажа вращает барабан, а второй – заряжает его снарядами.

Ходовая часть танка АМХ-13 состоит из пяти опорных катков на борт, из которых три являются поддерживающими, одно – ведущим (спереди), одно – направляющее (сзади). Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, на узлах подвески первого и пятого катков смонтированы гидравлические амортизаторы.

Во Франции танк снят с вооружения в середине 1970-х годов, но состоит на вооружении некоторых стран до сих пор. Поставлялся в Аргентину, Венесуэлу, Вьетнам, Индию, Индонезию, Кот-д’Ивуар, Марокко, Перу, Сингапур, Эквадор.

AMX-13 с 75-мм пушкой

Модификации и варианты использования легкого танка АМХ-13

АМХ-13 (1952 г.) — первая серийная модификация танка с 75-мм пушкой в качающейся башне FL- 10. Габаритные размеры 6,4м х2,53м x 2,32 м, масса 15 т., экипаж 3 человека.

АМХ-13 (с середины 50-х) — модификация базовой модели для Алжира. Отличается башней (FL- 11 – отсутствует кормовая ниша, так как отсутствует автомат заряжания). Заряжание оружия производится вручную.

АМХ-13 (75 мм/SS-ll) – базовая модель с 4-я противотанковыми ракетами SS-11 по две справа и слева от пушки. Ракета SS-11 массой 30 кг, управлялась по проводам и имела боевую часть, способную пробить 600-мм броню на дистанциях от 350 до 3000 м. Танк состоял на вооружении французской армии.

АМХ-13 (75 мм/НОТ) — базовая модель с шестью пусковыми установками (по три с борта) для ракет Euromissile НОТ. Экспортный вариант, однако было изготовлено только несколько экспериментальных образцов.

АМХ Мк F3 155-мм САУ на базе легкого танка AMX-13. Обратите внимание — база машины укорочена по сравнению с оригиналом.

АМХ-13 с 90-мм орудием (1966 г.) — серийный танк АМХ- 13, в который вместо 75-мм пушки стали устанавливать 90-мм D-960.

АМХ-13 (с башней FL-12, середина 60-х г.) — экспортная модификация АМХ- 13, разработанная в середине 1960-х годов. Ходовая часть и корпус усилены для принятия отдачи более крупной пушки CN-105F1 (105-мм). Длина танка со 105-мм пушкой — 6,5 м.

АМХ-13 (с башней FL-15) — модернизированный вариант легкого танка с новой башней, другим расположением приборов наблюдения и изменениями в ходовой части и корпусе. В башне могут устанавливаться орудия CN-105F1 и G1.

АМХ-13 – бельгийский комплект для модернизации базовой модели с 90-мм пушкой Cockerill. Кроме пушки, заменялся и автомат заряжания. Всего было продано 22 комплекта.

АМХ VCI (БТР, 1955 г.) – бронетранспортер на базе АМХ-13, экипаж 3 человека и 10 человек десанта. Вооружение различается от 7,5-мм пулемета до 20-мм автоматической пушки. Боевая масса 15 т. Изготовлено около 3 тыс. единиц различных модификаций.

АМХ Мк F3 (САУ) — 155-мм самоходная пушка на открытой установке в кормовой части корпуса танка, для придания устойчивости машина снабжена двумя сошниками. Боевая масса — 17,4 т. Расчет — 8 человек.

АМХ 105А (САУ) — Самоходная 105-мм пушка в кормовой рубке, имеющей противопульное бронирование.

AMX-13DCA (1969 г.) — Зенитная самоходная установка с 2х 30-мм пушками HSS-831A, установленными во вращающейся башне с кормовым расположением.

AMX-13 со 105-мм орудием

АМХ-13 ARV (БРЭМ) — Бронированная ремонтно-эвакуационная машина с А-образной кран-стрелой, укладываемой в походном положении на крышу машины, и двумя лебедками с тяговым усилием 15 и 1 тонна.

Char Poseur de Pont АМХ-13 — Мостовой танк грузоподъемностью 25 т, длина моста — 14 м.

Легкий танк AMX-13 — необычная конструкция

AMX-13 — первый французский танк, запущенный в серийное производство после окончания Второй мировой войны. После Второй мировой войны Франция пыталась наверстать свое отставание в области танкостроения изучая как бронетанковую технику союзников, так и немецкие трофеи и документы.

СОЗДАНИЕ

Разработка проекта нового легкого разведывательного танка началась в Ateliier de Construction d’lssy-les Moulineaux в 1946 году. Его особенностью было применение качающейся башни, как на немецкой ЗСУ «Кугельблиц». При этом в качестве основного вооружения предполагалось использовать 75-мм пушку, созданную на основе орудия «Пантеры». Через два года был выпущен первый прототип. Серийное изготовление развернулось в 1952 году на предприятии Ateliier de Construction Roanne (ARE). Выпуск танка и машин на его базе велся с темпом, достигавшим 45 машин в месяц. В начале 1960-х годов их производство было переведено на фирму «Крезо-Луар» в связи с необходимостью освободить заводские мощности ARE для выпуска танка АМХ-30.

Читать еще:  Специальный тактический автомобиль Stirling (Иордания) » Военные люди

Серийное производство AMX-13 велось с 1952 года по 1985 год. Всего выпущено 7700 танков и машин на его базе, из которых 3400 отправлены на экспорт.

КОНСТРУКЦИЯ

Легкий танк AMX-13 имеет компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Заднюю часть корпуса занимает боевое отделение. Корпус и башня танка по конструкции сварные из литых и катаных элементов. Броня — стальная. Бронезащита — противопульная. Вооружение AMX-13 состоит из пушки D-960 калибра 90 мм и спаренного с ней пулемета калибра 7,5 мм. Пушка оснащена дульным тормозом и эжектором для продувки ствола после выстрела. Пушка жестко закреплена в верхней части башни и наводится по вертикали путем ее наклона. Жесткое закрепление орудия позволило оснастить его автоматом заряжания. В кормовой нише размещено два барабана, вмещающие по шесть выстрелов. Поворот барабанов осуществляется вручную командиром или наводчиком, все остальные операции заряжания осуществляются автоматически. К недостаткам этого автомата относится то, что пополнять его выстрелами возможно только снаружи танка. Для этого требуется два человека — один вращает барабаны, а второй производит их загрузку. Боекомплект орудия составляет 32 выстрела, спаренного пулемета 3600 патронов. Экипаж танка AMX-13 — три человека: командир, наводчик и водитель. Водитель размещается в передней части корпуса у левого борта. Наводчик и командир размещены в боевом отделении. Командир — слева от орудия, а наводчик справа. Командир и наводчик имеют одинаковые приводы управления башней и оба могут вести стрельбу из орудия и спаренного пулемета. Ходовая часть AMX-13 (одного борта) состоит из пяти опорных катков, трех поддерживающих, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса, смонтированного в задней части корпуса. Гусеница набрана из стальных одногребневых траков цевочного зацепления, имеющих резинометалический шарнир. На траки можно установить асфальтоходные башмаки. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная. На узлах подвески первого и пятого катков смонтированы гидравлические амортизаторы.

В моторном отделении, смещенном к правой части корпуса установлен бензиновый двигатель водяного охлаждения SOFAM 8Gxb мощностью 250 л. с. Механическая трансмиссия имеет пять передач переднего хода и одну заднего.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ПРИМЕНЕНИЕ

Чтобы устранить недостатки танка AMX-13 и улучшить его боевые свойства, в разных странах проводилась модернизация этой машины.

Фирма GIATIndustries предлагала для AMX-13 комплект дополнительной брони массой 650 кг, усиливавший защиту танка в носовом секторе. Поскольку масса отдельных элементов не превышает 50 кг, броня может быть установлена силами самого экипажа. Немецкая фирма GLS предлагает полную модернизацию по двигателю и ходовой части. Аргентина, Перу и Венесуэла заменили на своих танках бензиновые двигатели дизелями KHDV-8 мощностью 260 л. с. Венесуэла в дополнение к своим 36 AMX-13, закупленным во Франции еще в 1950-е годы, приобрела еще 31 танк с 90-мм пушкой. Это бывшие французские армейские танки, модернизированные фирмой «Крезо-Луар». Вместо бензинового мотора на них установлен американский дизель 6V-53T (280 л. с.) с автоматической коробкой передач. Подвеска заменена на гидропневматическую. Новая система управления огнем SOPELEM 18-02 SOPTAK включает прицел М213 и лазерный дальномер TCV-107. Поставки закончены в конце 1990 года.

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА AMX-13

AMX-13 (с башней FL-10) (1952 г.) — первая серийная модификация танка. Оснащен 75-мм пушкой в качающейся башне FL-10. Габаритные размеры 6405 — 2530×2318 мм. Масса 15 т. Экипаж три человека.

AMX-13 (с башней FL-11) — модификация для применения в Алжире. Разработана в середине 1950-х годов. Основное вооружение — 75-мм пушка — размещена в качающейся башне FL-11. В башне отсутствует автомат заряжания и, соответственно, кормовая ниша. Заряжание оружия производится вручную. Эта башня устанавливалась и на некоторые модификации бронеавтомобиля «Панар» ERB (с 75- и 90-мм пушками).

AMX-13 (75 mm/SS-1 1) — четыре противотанковые ракеты SS-11 по две справа и слева от пушки. Ракета SS-11 массой 30 кг, управлялась по проводам и имела боевую часть, способную пробить 600-мм броню на дистанциях от 350 до 3000 м. Танк состоял на вооружении французской армии.

AMX-13 (75 мм/НОТ) — в 1960-е годы несколько AMX-13 было оборудовано шестью пусковыми установками (по три с каждой стороны башни) для ракет «Еуромиссайл» НОТ. Эти танки предлагались для экспорта, но заказов не поступило.

AMX-13 с 90-мм орудием (1966 г.) — серийный танк AMX-13, в который вместо 75-мм пушки стали устанавливать 90-мм D-960.

AMX-13 (с башней FL-12) — экспортная модификация AMX-13, разработанная в середине 1960-х годов. Ходовая часть и корпус усилены для восприятия отдачи
более крупной пушки.

В пушке CN-105FI (или просто F1) используются специальные 105-мм выстрелы, не взаимозаменяемые со стандартными боеприпасами НАТО. Поэтому в дальнейшем предлагались варианты модификации орудия в стандарт G1, позволяющий использовать стандартные боеприпасы НАТО. На пушке устанавливался новый дульный тормоз и менялись детали автомата заряжания. Длина танка со 105-мм пушкой — 6,5 м.

AMX-13 (с башней FL-15) — модернизированный вариант танка с новой башней и изменениями в ходовой части и корпусе. В башне могут устанавливаться орудия F1 и G1, кроме того, она отличается от FL-12 типом и расположением приборов наблюдения.

AMX-13 с 90-мм пушкой «Кокерилл» — бельгийская фирма «Кокерилл Механикал Индастриз» предлагала к продаже комплект, предназначенный для модернизации вооружения танка AMX-13 путем установки 90-мм пушки «Кокерилл» Mk IVA3.

Его можно устанавливать в танки с любым вооружением от 75 до 105 мм и включал кроме пушки необходимые крепления и автомат заряжания. Всего было продано 22 комплекта.

Легкий танк АМХ-13

В 1946 году французское правительство решило оснастить свою армию танком отечественного производства. Был дан заказ на разработку легкого аэротранспортабельного танка весом 13 т. В 1949 году был изготовлен опытный образец, а в 1951 году началось его серийное производство. Пятилетний срок от заказа до серийного выпуска немалое достижение, если учесть печальное состояние французской промышленности после войны.

Компоновка танка отличается от классической: силовое отделение расположено в передней части корпуса, за ним отделение управления, а боевое отделение в корме. Лобовая деталь корпуса выполнена с большими углами наклона. Танк АМХ-13 (или АМХ-51, по году выпуска) является одним из самых оригинальных в истории танкостроения ввиду установки на нем так называемой качающейся башни. Редко когда какой-либо танк вызывал столько споров и имел столь много противников.

Составная качающаяся башня FL-10 состоит из нижней вращающейся части и верхней, соединенной с нижней посредством цапф. 75-мм пушка (начальная скорость бронебойного снаряда 1000 м/с) установлена жестко в верхней части башни и вынесена из нее вперед — в башне оставлен только казенник. Противооткатные приспособления концентрического типа помещены в «хоботе» лобовой части башни. Башня получилась небольшой по размерам, а ее погон имел малый диаметр, что, в свою очередь, позволило уменьшить ширину корпуса танка.

Такая башня конструировалась специально для того, чтобы ввести механизированное (автоматическое) заряжание пушки. По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 патронов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной патрон, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем патрон досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу, безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни. Угол возвышения пушки ограничивается упором кормовой ниши башни в крышу корпуса и равен 13°.

Читать еще:  Лёгкий плавающий танк Type 63 (Китай)

Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель установлен в передней части корпуса справа. Силовая передача расположена поперек танка и состоит из механической КП и двойного дифференциала в качестве механизма поворота. Подвеска индивидуальная торсионная.

Серийное производство танка прекратилось в 1964 году, но его база используется и поныне для создания многочисленного семейства (около 20) различных боевых и вспомогательных машин: самоходных 105-мм и 155-мм гаубиц, 120-мм минометов, самоходной спаренной 30-мм зенитной установки, бронетранспортера, мостоукладчика и т. п. С 1968 года танк выпускается по лицензии в Аргентине. Всего было выпущено около 7000 машин семейства АМХ-13.

Танки АМХ-13 проходили модернизацию по вооружению. 75-мм пушка была заменена 90-мм. На части машин на лобовой детали башни устанавливались 4 ПТУРСа SS-11. В 70-х годах на АМХ-13 появилась модифицированная башня со 105-мм пушкой и лазерным дальномером. Кумулятивный снаряд пушки имеет начальную скорость 800 м/с и пробивает 400-мм броню. Башня FL-10 и ее модификации устанавливались и на другие машины (в частности, на танки «Шерман»).

Танк состоит на вооружении французской армии и армий около 30 других стран (Швейцарии, Бельгии, Голландии, Италии, Индии, Ливана, Израиля, Египта и т.д.). АМХ-13 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме в 1953-1954 годах, на Ближнем Востоке в 1956, 1967, 1973 годах и т. д.

Танк AMX-13.Верткий француз.

Отличался необычной конструкцией с использованием так называемой «качающейся башни». Такая башня конструировалась специально для того, чтобы ввести механизированное заряжание пушки, по типу полуавтомат. По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем снаряд досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу, безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни.

Построено 7700 штук.К началу 2000-х годов всё ещё состоял на вооружении ряда стран.В арабо-израильских войнах применялся обеими сторонами.Египтяне удумали ставить его башню на старичка М4 Шерман.

В игре WOT я ненавидел этого скорострельного таракана всей душой.Вылезет внезапно ,насует кучу попаданий и удерет.

А как ваши дела с AMX-13?

Там на заднем плане, панцер немецкий какой то с другой башней ? Поправьте, если не прав, а у кого есть инфа — напишите, что за модернизация.

это панцер 4 ,захвачен у сирийцев израильской армией.Четверки» поступили в сирийскую армию в конце 40-х годов из Франции, которая оказывала тогда этой стране основную военную помощь. Немаловажную роль, по-видимому, сыграл и тот факт, что большинство инструкторов, обучавших сирийских танкистов, были бывшими офицерами панцерваффе. Привести точные данные о количестве танков Pz.lV в сирийской армии не представляется возможным. Известно лишь, что 17 машин Pz.lV Ausf.H Сирия в начале 50-х годов приобрела в Испании, а еще одна партия танков модификаций Н и J в 1953 году поступила из Чехословакии.

спасибо, добрый человек

тут подробно про это.

Моделька 12т из мира танков. Все правильно ТС написал, на скрине АМХ 13. В игре — АМХ 13 75

В тундре та еще дрянь (по крайней мере первые модели). Пробитие слабое, брони нет да и скорость оставляет желать лучшего

В фильме показан Steyr SK 105, а не AMX-13

Верно,но до чего ж похож,собака!

Да только башня похожа. Ходовая совсем другая, даже ведущее сзади, а не спереди, как у француза.

Не за что. Как говорят айтишники, быстро поднятый сервер упавшим не считается ))

Вот и я размышляю, с БК в 50-100 выстрелов все понятно, а вот простите тут как? 12 раз и усе? езжай до нычки с барабаном так что ли? Интересно было бы узнать как в действительности все оюстоит с перезарядкой бк?

Это же французы. У них свое видение.

Кролик с клыками пантеры. AMX-13/75

Всем известна незавидная участь Франции во Второй Мировой войне. Сильно потрёпанная в ходе изнурительной Первой мировой, и хорошо выучившая уроки этой позиционной войны, родина круассанов отгородилась с востока от Германии непреодолимой линией Мажино, и чувствовала себя в безопасности. Находившаяся в упадке экономика не позволяла разрабатывать и производить в достаточных количествах средние и тяжёлые танки, потому основу французских бронетанковых войск составили лёгкие танки — по сути, свободные продолжения бестселлера Renault FT-17. Конечно, старичок Рено был хорош для своего времени, но к середине 30-х даже сама концепция двухместного лёгкого танка с крошечной пушкой морально устарела. Французы ели круассаны, макая их в кофе, и упорно не хотели этого признавать. Пока немцы, отложив в сторону сосиски и пиво, не обошли с севера линию Мажино и не растолковали им это весьма доходчиво в 1940-м, подкрепляя примером своих шустрых и довольно мощных панзеров.

Что примечательно, после окончания Второй мировой 8 мая 1945 года, Франция оказалась почти в том же положении, что и после окончания Первой… Опять раскуроченная страна с заводами в руинах, опять экономика в коматозе, опять армия безоружна, а чудом сохранившиеся танки более уместны в музее, чем в строю. И снова выход из положения виделся только в лёгких танках — более дешёвых, простых в производстве и менее ресурсозатратных, чем их средние и тяжёлые собратья. Но в этот раз французские конструкторы решили не повторять старых ошибок. Производить глубокую модернизацию Renault FT-17 не стали, а создали полностью новый танк. И нужно сказать, весьма неплохой. Можно даже сказать, что лучший лёгкий танк своего времени.

За рекордные для состояния экономики и производственных мощностей сроки в пять лет, с 1946 по 1951 конструкторским бюро Atelier de Construction d’issey-les-Moulineaux (AMX) был разработан и запущен в серию лёгкий танк AMX-13 по прозвищу «Lapin», что значит «Кролик». Он разрабатывался в соответствии со строгими требовании армии, которые диктовали многочисленные колониальные войны, в которых участвовала Франция, а так же неумолимая поступь Холодной Войны. Танк должен был быть быстрым и манёвренным, достаточно лёгким, чтобы быть авиатранспортабельным, а главное — должен вооружаться мощным орудием для уверенного поражения танков противника. Установка большой пушки в маленькое шасси всегда являлось серьёзным вызовом для конструкторов. Ранее с ситуацией справлялись, отказавшись от вращающейся башни (вспомните САУ Второй Мировой, например «Хетцер» и СУ-100). Но французы смогли сохранить башню, радикально её изменив, а также приняв ещё целый ряд радикальных решений, создав один из самых оригинальных в истории танков. Редко когда какой-либо танк вызывал столько споров и имел столь много противников.

Читать еще:  Лёгкий танк AMX-13SM1 (Сингапур) » Военные люди

«Вишенка на торте» нашего танка — составная качающаяся башня FL-10, она состоит из нижней вращающейся части и верхней, соединенной с нижней посредством цапф. Пушка установлена жестко в верхней части башни и вынесена из нее вперед — в башне оставлен только казенник. Противооткатные приспособления концентрического типа помещены в «хоботе» лобовой части башни. Башня получилась небольшой по размерам, а ее погон имел малый диаметр, что, в свою очередь, позволило уменьшить ширину корпуса танка, а в башню установить внушительное орудие. 75-мм пушка SA-49 является развитием немецкого орудия 7,5 cm Kw.K. 42 — того, что устанавливалось в Pz.Kpfw.V Пантера, имеет начальную скорость бронебойного снаряда более 1000 м/с, а оттого и прекрасную бронепробиваемость, а также достаточно мощный осколочно-фугасный снаряд для поражения небронированных целей.

Помимо мощной пушки новая качающаяся башня позволила ввести механизированное (автоматическое) заряжание пушки. По обе стороны ниши башни за казенником размещены два магазина барабанного типа по 6 снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем тот досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу, безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов (потому на практике очень часто AMX-13 действовали парами). Барабаны заполняются через люки в крыше башни, всего танк имеет боезапас 37 снарядов. Угол возвышения пушки ограничивается упором кормовой ниши башни в крышу корпуса и равен 13°, угол склонения составляет всего 6°, что не очень хорошо. Плюсом танка является высокое расположение пушки при низком корпусе, что позволяет вести огонь, полностью скрыв шасси за укрытием.

Компоновку корпуса танка тоже нельзя назвать традиционной: силовое отделение расположено в передней части корпуса, за ним отделение управления, а боевое отделение в корме. Литая лобовая деталь корпуса выполнена с большими углами наклона и имеет толщину от 30 до 50 мм. Также 40 мм брони лба башни обеспечивают приемлемую защиту лобовой проекции танка, однако с бортовой и кормовой проекциями всё обстоит несколько хуже. Тут броня имеет толщину 15-20 мм и защищает только от пуль и осколков, однако такое решение позволяет сократить боевую массу до 15.5-16 тонн. Все три члена экипажа (командир, наводчик и механик-водитель) имеют по своему люку, что облегчает посадку и и покидание танка, особенно в опасной ситуации. Специально разработанный для AMX-13 бензиновый двигатель имеет мощность 250 л.с. и является горизонтальной оппозитной восьмёркой, что позволяет снизить высоту МТО. Десять катков на торсионной подвеске и гусеница шириной 350 мм обеспечивают «Кролику» прекрасные внедорожные характеристики, а по шоссе он может бегать на 400 км со скоростью 65 км/ч.

Удачный, простой и недорогой французский танк быстро привлёк к себе внимание и начал активно закупаться другими странами, в том числе теми, которые не могли позволить себе дорогие английские «Центурионы» или американские «Паттоны». Помимо французской армии, AMX-13 состоял на вооружении армий около 30 других стран (Швейцарии, Бельгии, Голландии, Италии, Индии, Ливана, Израиля, Египта и т.д.). АМХ-13 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме в 1953-1954 годах, на Ближнем Востоке в 1956, 1967, 1973 годах и во многих других конфликтах. На сегодняшний день AMX-13 служит в Аргентине, Эквадоре, Индонезии, Марокко, Перу и Венесуэле. Производство этого танка во Франции завершилось в 1964 году, но с 1968 по 1985 он выпускался в Аргентине по лицензии (в обоих странах построено примерно 7700 шт), а шасси АМХ-13 выпускаются и сейчас. Что не удивительно, так как его база использована для создания многочисленного семейства (около 20) различных используемых ныне боевых и вспомогательных машин: самоходных 105-мм и 155-мм гаубиц, 120-мм миномета, самоходной спаренной 30-мм зенитной установки, бронетранспортера, мостоукладчика и т. п. Да и сам «Кролик» проходил модернизацию по вооружению. 75-мм пушка SA49 была заменена 90-мм F3. На части машин на лобовой детали башни устанавливались 4 ПТУР SS-11. В 70-х годах на АМХ-13 появилась модифицированная башня со 105-мм пушкой CN 105/57 и лазерным дальномером. Башня FL-10 настолько полюбилась военным, что после прихода в негодность шасси AMX-13 её устанавливали и на другие, зачастую более защищённые, машины (в частности, на танки «Шерман» и Т-34).

Во время Шестидневной войны 1967 года AMX-13 использовались Израилем, Сирией и Египтом. Израильские танки были незначительно доработаны, помимо спаренного с пушкой 7.5-мм пулемёта MAC 34 «Reibel», на них установили Браунинги .30 калибра на крыше башни. С первых боёв эти танки показали себя неспособными к лобовому столкновению с вражескими Т-54 и M47/48, что совершенно неудивительно. Однако позднее, на иорданском фронте, большая часть 2-го иорданского танкового батальона в районе Наблуса была зажата между двумя израильскими танковыми батальонами Рома. В ходе боя батальон иорданских «Паттонов» был практически разгромлен, один из AMX-13 уничтожил 7 танков M48. Так же «Кролики» добивались неплохих результатов при применении засадной тактики и тактики «ударил-отступил». Всего в ходе этой войны было потеряно всего 13 AMX-13, что весьма символично и неплохо.

В целом, рождённый в слиянии ограниченных ресурсов и безграничной инженерной фантазии, AMX-13 оказался очень своеобразным, но хорошим танком. Танкисты, служившие на них, неизбежно отзываются о «Кролике» с теплотой, хотя и ругают его уязвимость и необходимость прятаться в кусты для перезарядки. Дитя Монмартра и фрикасе отметился во всех частях света, и оставался одним из лучших лёгких танков до конца ХХ века. А в некоторых ситуациях сможет дать прикурить и в XXI-ом!

Представлена модель французского лёгкого танка AMX-13 с 75-мм пушкой, принадлежавшего Израилю (IDF — Israel Defence Forces) и участвовавшего в конфликте, вошедшем в историю под названием Шестидневная война. Данная машина участвовала в сражениях на Голанских высотах в 1967 году. Модель от фирмы Takom в масштабе 1/35, диорама-подставка самодельная.

Мини-обзор набора и пошаговый отчёт о сборке представлены в этом посте: AMX-13/75 с мини-диорамой, Takom, 1/35. Заметки по сборке

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector