6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Командирский танк Т-54БК (СССР) » Военные люди

Командирский танк Т-54БК (СССР)

Командирский танк Т-54БК был разработан в 1957 г. как модификация танка Т-54Б коллективом КБ (отдел 520) завода №183 под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в Нижнем Тагиле. Ведущим инженером машины был Р.Н. Дыбля. Осенью того же года завод №183 изготовил два опытных образца танка, получившего при разработке обозначение «Объект 137КЦ» (Ц — «Циклон»), которые прошли государственные испытания пробегом на 300 км. Приказом министра оборонкой промышленности СССР от 17 октября 1957 г. танк «Объект 137КЦ» внедрили в серийное производство. В течение 1957-1958 гг. завод №183 выпустил 180 командирских машин, В 1958 г. приказом министра обороны СССР №70 танк под маркой Т-54БК был принят на вооружение Советской Армии.

От базовой машины Т-54БК отличался установкой дополнительного оборудования, уменьшенным боекомплектом к основному оружию и незначительными изменениями в конструкции корпуса, связанными с переносом люка запасного выхода на правую сторону днища боевого отделения. По своему дополнительному оборудованию и его размещению (радиостанция Р-112, зарядный агрегат «Урал-180», 10-метровая полутелескопическая антенна) он был аналогичен командирскому танку Т-54АК. В боекомплект к пушке Д10-Т2С входили 26 выстрелов (были изъяты укладка на пять выстрелов в нише башни, два выстрела с правого борта и один выстрел с левого борта боевого отделения). Боекомплект к дополнительному и вспомогательному оружию, а также укладка 7,62-мм автомата АК-47 с боекомплектом, ручных фанат Ф-1 и сигнапьного пистолета с комплектом сигнальных патронов остались такими же, как и в Т-54АК.

Тактико-технические характеристики Т-54БК
Экипаж, чел.: 4
Боевая масса, т: 36,5
Габаритные размеры, мм:
— длина 6040
— длина с пушкой вперёд 9000
— ширина 3270
— высота 2400
— клиренс 468
Броня, мм:
— лоб корпуса 100
— башня 115 — 192
Вооружение:
— 100-мм пушка Д-10Т
— два 7,62-мм пулемёта СГ-43
— один 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК
Боекомплект: 26 выстрела, 3500 патронов 7,62 мм, 200 патронов 12,7 мм
Двигатель: дизельный, В-54 мощность 520 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 360-400

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2011 г. №09

Т-54 — гордость советского танкостроения

Если спросить военного специалиста назвать несколько лучших танков, созданных после Второй мировой войны, то среди них обязательно будет советский средний Т-54.

В нем наиболее полно был осмыслен опыт применения танков в прошедшей мировой войне.

Усиление броневой защиты немецкой бронетехники, в конце войны, заставляло советских конструкторов повышать уровень огневой мощи нашей техники. В 1944 году конструкторское бюро Уральского танкового завода разработало самоходку СУ-100, с 100-мм орудием Д-10 С, САУ себя хорошо показала в боях. Опыт перенесли на танк, поместив 100-мм орудие на Т-34, были созданы несколько Т-34-100. Но на полигонных испытаниях выявилась ошибка – трансмиссия не выдерживала такую мощную артиллерийскую систему.

Однако опыт помог в создании танка Т-44-100, а затем и Т-54 («Т-54 образца 1946 года»). Простой и технологичный корпус взяли от Т-44. Как и на Т-44 лобовой лист сделали монолитным, убрав смотровую щель механика-водителя, этим улучшив защиту лобового листа. На крыше корпуса разместили 2-ва перископических прибора наблюдения МК-1К.

Более крупную башню улучшенной конфигурации разместили в центре танка, ее лобовая броня достигла 200 мм. В цилиндрической маске поставили пушку Д-10Т и спаренный с ней пулемет СГ-43 7,62 мм. Вертикальная наводка проводилась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, которым управлял командир и наводчик.

Впервые, на среднем советском танке, установили зенитный пулемет ДШК, да курсовых пулемета установили в бронированных коробах, на гусечных полках, с дистанционным управлением.

Почти не тронули, испытанную на Т-44, схему моторно-трансмиссионного отдела, но поставили дизель В-54.

Читать еще:  Мобильное бронированное транспортное средство «Кайман» (Беларусь)

Т-54 был тяжелее Т-44, но ходил лучше – гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и хорошими грунтозацепами, опорные катки усилили, для парирования угловых колебаний. Установили лопастные гидроамортизаторы.

В 1949 году была проведена первая модернизация, по статистике 90% попаданий в танк было в метре от земли, поэтому толщину лобового листа уменьшили с 120 мм до 100 мм. Убрали пулеметы на гусеничных полках, улучшили зенитную турель. В силовом агрегате применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, поставили форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к пуску в холодную погоду. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление на грунт.

В 1951 году провели вторую модернизацию. Поставили новую полусферическую башню, новый прицел, улучшили уплотнения трущихся частей, подшипников, электроприборов, для защиты от пыли. В 1951 году выпустили Т-54А, который оснастили «Горизонтом», стабилизатором пушки в вертикальной плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным устройством для продувки ствола. Теперь можно было вести прицельный огонь на ходу.. В моторе установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы.

В 1952 году проведена еще одна модернизация, приведшая к появлению Т-54Б. он был оборудован «Циклоном» — стабилизатором вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Появились инфракрасные приборы ночного видения, ночные прицелы. Танки были оснащены комплектами для самостоятельного преодоления водоёмов. С помощью них танк мог преодолеть водоем глубиной 5 м, шириной 700 м.

В этом же 1952 году, создан ОТ-54, у него вместо спаренного с пушкой пулемета, установили огнемёт АТО-1 (автоматический пороховой огнемет). В носовой части был установлен бак с 460 л огнесмеси.. Он мог выбрасывать струю пламени на 160 метров

С 1954 года небольшой партией были созданы командирские Т-54К, имевшие две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование.

Т-54 были лучшими танками в своём классе, с 1946 года, лишь в 1958 году Англия создала более мощную 105 мм пушку. На базе Т-54 были созданы САУ СУ-122, тягач БТС-2, кран СПК-12Г.

Танки массово поставлялись странам Варшавского договора, союзникам на Ближнем Востоке, где и прошли боевое крещение. В Китае танк скопировали и выпускали под названием Т-59.

Т-54 и его модернизация Т-55 до сих пор стоят на вооружении многих стран.

Тактико-технические характеристики Т-54 (Т-54А)

Масса, т – 36 (36,4)
Длина с пушкой, мм – 9000 (9000)
Длина корпуса, мм – 6270 (6040)
Ширина, мм – 3150 (3270)
Высота, мм – 2400 (2400)
Клиренс, мм – 425 (425)
Вооружение – 100 мм пушка Д-10Т, 3 пулемета СГ-43, 1-н ДШК (100 мм пушка Д-10ТГ, 2 пулемета СГМТ, 1 ДШК.)
Бронирование, лоб корпуса – 120 мм (100 мм)
Борт – 80 (80)
Корма – 45 (45)
Лоб башни – 200 (200)
Крыша – 30 (30)
Днище – 20 (20)
Удельное давление, кг. см2 – 0,93 (0,81)
Запас хода, км – 330 (440)
Двигатель (520 л. с.) – В-54 (В-54)
Удельная мощность, л. с., т – 14,4 (14,3)
Ширина гусеницы, мм – 500 (580)
Радиостанция – 10-РТ-26 (Р-113)
Экипаж – 4 (4)

Танк Т-54 – главный советский танк после войны

Танк Т-54 имеет узнаваемые черты, классическую компоновку, а также является одним из лучших и самых массовых танков Советского Союза за все времена. Успех модели вполне объясним. Машина традиционно получилась простой, удивительно сбалансированной и надежной. Главное, что конструкторы учли ошибки на основе бесценного опыта Второй Мировой войны.

Серийный выпуск Т-54 был организован до 1959 года, а затем его заменили на Т-55 и Т-62.

История создания

Проектные работы Т-54 (или как он фигурировал вначале – «Объект 137»), велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А.Морозова. Основой послужила модель Т-44, которая проектировалась и испытывалась в 1943-44 г.г..

Главной задачей, которая ставилась перед разработчиками – создать модель, способную заменить массовые машины военного времени – Т-34 76 и Т-34 85. Также требовалось обеспечить защиту от 75 и 88мм снарядов, которые вытеснили в танкостроении предыдущие калибры.

Прототип Т-44 уже обладал достаточной броней, чтобы выдерживать попадание 75мм снарядов.

Сначала лоб корпуса выполнялся из листов стали толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повышало живучесть. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, стала артиллерийская система. Она оставалась такой же, как и на Т-34 (85мм).

Читать еще:  Танк Леопард-2 (Германия)

Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года стартовали испытания в подмосковной Кубинке. Началом серийного выпуска считается апрель 1946 года.

Конструкция

Важное отличие от предыдущих танков заключалось в мощном 100мм орудии, на тот момент не имевшем аналогов по пробивной силе во всем мире. Бронебойный снаряд пробивал вертикальный лист брони толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, подобных характеристик англичане смогли достигнуть на своих серийных средних танках только через 12 лет.

Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.

Начальная скорость фугасного или бронебойного снаряда равнялась 900 м/с. Общий боезаряд составлял 34 выстрела.

Большое значение играло расположение двигателя, который конструкторы разместили традиционно в задней части корпуса, но поперек движению. Благодаря такому решению удалось существенно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.

Дополнительно получилось сократить длину машины, а также перенести башню в среднюю часть корпуса. Таким образом, удалось избавиться от серьезной конструкторской недоработки прошлых версий – люка механика-водителя на лобовой части корпуса (очень уязвимое место).

Силовой установкой послужил двигатель В-54. Это модификация дизельного В-2, который ставился на легендарный Т-34. Новый мотор позволял развивать скорость на шоссе до 50 км/ч, танк обладал достаточно хорошим запасом хода – до 330 км при общей вместимости баков 730 л.

Существенным шагом вперед стало применение полуавтоматической углекислотной системы для тушения возгораний. Т-54 получил бортовую радиостанцию 10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для коммуникации экипажа.

На Т-54 применена торсионная независимая подвеска.

Благодаря этому, удалось опустить танк на 30 см ниже, чем прототип. С каждого борта располагались 5 катков. На первом и последнем были гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса – сзади.

Гусеницы мелкозвенчатые, состоят из 90 траков, на них выделялись заметные грунтозацепы для повышения проходимости. Использовалось цевочная сцепка с ведущим колесом. Ширина гусениц составляла 50 см.

Прицел для Т-54 сначала получился неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Только позднее модификации машины получали хороший функционал: независимую стабилизацию прицела, ночное видение, лазерный дальномер, вычисление баллистической траектории.

Дополнительное вооружение состояло из курсового пулемета СГ-43, двух дистанционно управляемых механиком-водителем пулеметов (тоже СГ-43), размещенных в бронекоробках на надгусеничных полках (все калибра 7,62-мм). Также на башне ставился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Корпус собирался из сварных катанных плит и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100мм листов. Верхний закреплялся под углом в 60°, а нижний – 55°. Толщина боковой брони, располагавшейся вертикально, составляла 80 мм. А в верхней части 45мм кормовая броня ставилась под углом 17°. Днище защищали 20 мм листы.

У Т-54 была литая башня, имевшая форму полусферы.

В целом, первые заводские модели получили существенно уязвимую башню, выраженную в наличии обратного скоса в нижней части (замана). Но форму достаточно быстро скорректировали, полностью устранив недостаток. В целом, башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги по броневой защите как минимум на 30%.

В экипаж Т-54 входило 4 человека. Трое размещались в обитаемой башне: командир экипажа, наводчик (все по левую сторону от орудия) и заряжающий (по правую сторону). В носовой части корпуса отводилось место для механика водителя. Кстати, люк механика не точно по центру корпуса, а левее, что усложняло рулежку, особенно на узких участках местности.

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

На момент выпуска Т-54 в СССР, США спроектировали и начали производить М-48, как танк нового поколения (позднее его сменил М-60).

В Европе же первую скрипку играли британские средние танки Центурион А41.

Одетые в броню

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Одетые в броню » Отличия танков » Описание модификаций Т-54

Описание модификаций Т-54

Сообщений 1 страница 6 из 6

Поделиться123-05-2018 22:43:13

  • Автор: Armaleit
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 21-03-2017
  • Сообщений: 90
  • Уважение: +5
  • Провел на форуме:
    1 день 6 часов
  • Последний визит:
    26-02-2020 23:31:16

Советские модификации ранних Т-54

Читать еще:  Основной боевой танк Altay (Турция)

Т-54 обр. 1945 г. — развитие проекта Т-44Б, двигатель дизель В-2-44 520 л.с., усиление бронезащиты, новая башня, доработанная ходовая, нарезная пушка Д-10Т-К 100-мм, курсовой пулемёт ГВТ 7,62-мм, спаренный пулемёт ГВТ 7,62-мм, БК 34 снаряда, 3000 патрон, прицел ТШ-19, запас хода 300-360 км, экипаж 4 человека, масса 35,5 т.

Т-54 обр. 1946 г. 3-й обр. №3 (объект 137) — двигатель дизель В-54 520 л.с., доработанный корпус, новая башня, нарезная пушка ЛБ-1 100-мм, спаренный пулемёт СГ-43 7,62-мм, 3 курсовых пулемёта СГ-43 7,62-мм, ЗПУ с пулемётом ДШК 12,7-мм, БК 34 снаряда, 150 патронов 12,7 мм, 3500 патронов 7,62 мм, прицел ЗПУ КВ-Т, приборы наблюдения МК-4, радиостанция 10РК-26М, ТПУ-4-бис-Ф-26, увеличен запас топлива, ручные огнетушители РАВ-3, масса 39,15 т.

Т-54 обр. 1946 г. 3-й обр. №4 — нарезная пушка Д-10Т 100-мм, масса 39,155 т.

Т-54-1 4-й обр. — (1947) облегчённый корпус, новая башня, новые катки, новая гусеница, доработанная пушка, лентоуловитель для спаренного пулемёта, доработанная ЗПУ, электропривод башни ЭПБ-1, ТПУ-47, автоматизированное ППО, запас хода 330 км, цилиндрические топливные баки на надгусеничных полках, масса 36 т.

Т-54-1 головной обр. — (1947) серийный вариант Т-54-1, изменение соединения бронедеталей, доработаны люки экипажа, доработка дистанционного управления пулемётов, грязевой щиток на лбу корпуса, усиление крыши МТО, электропривод башни ЭПБ-4, повышение эргономики БО, доработанное ППО, опционально прибор командира ТПК-1.

Т-54-1 обр. 1948 г. — повышение надёжности, лопастные гидравлические амортизаторы на крайних узлах подвески, прицел ТШ-20, сервомеханизмы управления ПМП и главного фрикциона, масса 36,15-37 т.

Т-54-2 — (1949) новая башня, ослабление бронирования корпуса, гусеница шириной 580 мм, убраны крыльевые пулемёты, башенка командира с 5 призменными приборами и прибором МК-4, гирополукомпас ГПК-48, плоские внешние баки, доработанная система воздухоочистки, горный тормоз, полуавтоматическая ППО, радиостанция 10РТ, новый люк механика-водителя, масса 35,24 т.

Т-54-3 — (1951) новая башня, изменение расположения снарядов, изменение расположения люка механика-водителя, пулемёты СГ-43 7,62-мм заменены на СГМТ 7,62-мм, убраны крыльевые пулемёты, телескопический прицел ТШ2-22, штатно прибор командира ТПК-1, ночной прибор механика-водителя ТВН-1, дымовые шашки БДШ-5 вместо МДШ.

Объект 137К — (1950) командирский вариант Т-54, радиостанция РСБ-Т (РСБ-Ф-3Т), энергоагрегат Л-3/2, штыревая 10-м антенна, БК 13 снарядов, 2500 патронов 7,62 мм, уменьшен на 15 л запас топлива.

Т-54К — (1951) серийный вариант объекта 137К.

Т-54-3 обр. 1952 г. — стопорение пушки по-походному, привод открывания жалюзей двигателя механиком-водителем, герметизация танка, новый вентилятор двигателя.

Т-54-3 обр. 1953 г. — введение выстрела УБР-412Д, антикоррозионная обработка деталей, новый котёл подогревателя, блокировка вращения башни при открытом люке механика-водителя.

Т-54-3 обр. 1954 г. — два призменных прибора на башенке командира вместо трёх, новые сидения, 18-лопастной вентилятор системы охлаждения, доработанная трансмиссия, фара на корме башни, фара с ИК-фильтром, доработанный главный фрикцион.

Т-54-3 обр. 1955 г. — воздухоочиститель ВТИ-4.

Т-54Б из Т-54-2 — (1960) доведение Т-54-2 до уровня Т-54Б, противовес на дульном срезе пушки, элементы стабилизатора СТП-2 Циклон, ночной прицел ТПН-1, ИК-прожектор Л-2 и ОУ-3, командирский прибор ТПКУ-2Б или ТКН-1С, вращающийся полик БО, ограждение пушки.

Т-54Б из Т-54-3 — (1960) доведение Т-54-3 до уровня Т-54Б, противовес на дульном срезе пушки, элементы стабилизатора СТП-2 Циклон, ночной прицел ТПН-1, ИК-прожектор Л-2 и ОУ-3, командирский прибор ТПКУ-2Б или ТКН-1С, вращающийся полик БО, ограждение пушки.

Т-54 обр. 1965 г. — введение в БК выстрелов 3УБК4 и УБР-412П, пулемёты СГМТ 7,62-мм заменены на пулемёты ПКТ 7,62-мм, прицелы ТШ-2Б-32 или ТШ-2Б-32П.

Т-54-АТО 1-й обр. (объект 481) — (1949?) огнемёт АТО-42 вместо спаренного пулемёта, БК 24 снарядов, 460 л огнесмеси, 2250 патронов 7,62 мм, 450 патронов 12,7 мм, прицел наводчика ТШ-19.

Т-54-АТО 2-й обр. — (1951) огнемёт АТО-49 с электробензиновым зажиганием, пулемёты СГ-43 7,62-мм заменены на СГМТ 7,62-мм, ДШК 12,7-мм на ДШКМ 12,7-мм, БК 19 снарядов, 1500 патронов 7,62 мм, 200 патронов 12,7 мм.

Т-54-АТО 3-й обр.
— (1951) огнемёт АТО-49 с пиротехнической системой зажигания, БК 20 снарядов.

ОТ-54 — (1954) серийный вариант объекта 481, огнемёт АТО-54, прицел ТШ2-22, БК 19 снарядов.

Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector