0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевая машина пехоты БМП-1

  • Годы производства: 1966-1983гг.
  • Всего изготовлено: около 20000 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж – 3 человека, десант – 8 человек.
  • Боевая масса – 12,6 т.
  • Длина – 6,74 м, ширина – 2,94 м, высота – 1,88 м, клиренс – 370 мм.
  • Вооружение: 73-мм гладкоствольное орудие, боекомплект – 40 снарядов. 7,62-мм пулемет, боекомплект – 2000 патронов. ПТУР “Малютка“, боекомплект – 4 ракеты.
  • Толщина брони: 7-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе – 65 км/ч, на плаву – 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе – 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка – 0,7 м, ров – 2,5 м.

Фото БМП-1

Боевые машины пехоты (БМП) – это довольно широкий класс боевой техники, основной задачей которой является доставка военнослужащих на поле боя, повышение их мобильности, усиление защиты и огневой мощи пехоты. Современные БМП могут выполнять множество функций, они обучены поддерживать танки на поле боя, а если надо, то и успешно бороться с ними. Эти боевые машины имеют весьма богатую историю.

Мысль о том, что пехота также нуждается в броневой защите впервые пришла в голову англичанам еще во времена Первой мировой войны. Однако, техника того времени была очень тихоходной и крайне ненадежной. Танки были не слишком стремительны, и пехотинцы легко поспевали за ними и без всяких БМП.

Но уже в тридцатых годах прошлого века, в эпоху стремительного развития танковой техники, о боевых машинах пехоты вспомнили опять. Советский Союз создал большое количество танков и бронеавтомобилей, но средство доставки пехоты на поле боя и ее поддержки так и не было сделано. Единственное, что можно вспомнить, это полугусеничный бронетранспортер Б-3, который был создан перед войной. Он мог перевозить до 15 пехотинцев. Его так и не приняли на вооружение.

В гитлеровской Германии работы в этом направлении продвигались куда более активно. Немецкие полководцы, которые разрабатывали концепцию молниеносной войны, понимали, что скорость передвижения важна не только для бронетехники, но и для пехоты, идущей следом за ней. К началу войны немцы создали и запустили в серийное производство полугусеничный бронетранспортер «Panzergrenadir», который не только доставлял бойцов на поле боя, но и часто принимал участие в сражениях, двигаясь рядом с танками.

Второе рождение этот вид боевой техники получил в середине прошлого столетия. Военная доктрина того времени предусматривала широкое применение тактического ядерного оружия. Нужна была машина, которая могла бы защитить пехоту от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяла солдатам поражать противника, находясь внутри боевой машины.

Так определилась концепция создания БМП. Это боевая машина с высокой проходимостью, полностью закрытая, которая способна не только привести пехотинцев на поле боя, но и пойти с ними в атаку. Броня БМП должна была надежно защищать экипаж от стрелкового оружия, от осколков артиллерийских снарядов и от поражающих факторов оружия массового поражения.

БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году. Это открыло новую страницу в истории Сухопутных войск СССР, существенно повысив их огневую мощь и маневренность, что привело к изменению тактики ведения боевых операций. Переходя к описанию БМП-1, следует отметить, что это первая машина с подобными характеристиками в мире.

Боевая машина пехоты БМП-1

Первая в мире серийная боевая машина пехоты. Создавалась в рамках концепции повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Разработана в КБ ЧТЗ. Принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно производилась на КМЗ с 1966 по 1983 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БМП-1 (объект 765) – базовый вариант. Специальное шасси с передним расположением силового отделения. Сварной корпус коробчатого сечения с боковыми нишами. В корме корпуса – входные люки, закрываемые дверями с встроенными в них топливными баками. Коническая сварная башня со спаренной установкой гладкоствольной 73-мм пушки и пулемета ПКТ. Полуавтоматический механизм заряжания, в конвейере которого размещен боекомплект. На подвижной бронировке орудия установлен кронштейн ПУ ПТУР “Малютка”. Десант может вести огонь через амбразуры в бортах корпуса. Движение на плаву-за счет перемотки гусениц. Серийное производство с 1966 по 1979 год. В процессе производства в конструкцию БМП вносились изменения, направленные на повышение надежности ходовой части, силовой установки, трансмиссии и др. С 1973 года в боекомплект включен осколочно-фугасный выстрел, установлен прицел 1ПН22М2. Машина оборудована системой дорожной сигнализации, изъят механизм заряжания. Боевая масса 13,2 т.

Читать еще:  Тяжёлый танк ИС-4 (объект 701) (СССР) » Военные люди

БМП-1П (объект 765Сп4) – изъят комплекс ПТУР “Малютка”. Вместо него на крыше башни смонтирована ПУ комплекса 9П135Мдля ПТУР 9М113 “Конкурс” или 9М135М-1 для ПТУР 9М111 “Фагот” с боекомплектом из 4 ракет. Введены подбой и надбой на башне, корпусе, надмоторном люке, в зоне расположения ног водителя, на крышках люков командира и водителя. Установлена система защиты от напалма. На корме башни смонтированы 6 дымовых гранатометов системы 902В
“Туча”. Часть машин оборудовалась коленным ножевым тралом КМТ-10. Боевая масса 13,4 т. Серийное производство с 1979 по 1983 год.

БМП-1ШГ – на крыше башни справа установка автоматического гранатомета АГС-17 “Пламя”. Часть машин прошла переоборудование на танкоремонтных заводах.

БМП-1Д (1982 г.) – БМП-1 с усиленным бронированием (“афганский” вариант). Стальные бортовые экраны на корпусе и броневая плита под рабочими местами командира и механика-водителя. Не плавает.

БМП-1КШ (1972 г.) – командно-штабная машина для мотострелковых и танковых полков. Вместо орудия и спаренного пулемета в башне установлено телескопическое антенно-мачтовое устройство. Кроме радиостанций Р-123МТ, Р-130М и Р-111 машина оборудована аппаратурой телефонной и телеграфной связи и бензоэлектрическим агрегатом. Боевая масса 13 т. Экипаж 7 человек. Серийное производство с 1976 года.

ПРП-3 “Вал” (объект 767, 1970 г.) – подвижной разведывательный пункт. Средство обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам. Вооружение: пулемет ПКТ и ПУ 2П130-1 для стрельбы осветительными снарядами.

ПРП-4 – создан на базе ПРП-3 и оборудован оптическими, электронно-оптическими, тепловизионным и активно-импульсным приборами ночного видения, радиолокационными средствами и средствами обработки и передачи информации. Вооружение: пулемет ПКТ. Экипаж 5 чел.

ПРП-4М (1988 г.) – создан на базе ПРП-4 и оборудован тепловизионным прибором и перископическим лазерным дальномером 1Д14 с улучшенными характеристиками. В выносной наблюдательный пункт дополнительно введен переносной лазерный прибор разведки 1Д13.

Боевые машины пехоты БМП-1 поступали на вооружение мотострелковых частей сухопутных войск Советской Армии. Указать точное количество выпущенных машин этого типа не представляется возможным. По советской лицензии БМП-1 производились в Чехословакии (BVP-1), Польше, Румынии (MLI-84) и Индии. В Китае в небольших количествах под индексом WZ-501 выпускается копия БМП-1. Боевое крещение БМП-1 получили в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Спустя три года они использовались ангольскими и кубинскими частями в боях с войсками ЮАР. В 1982 году сирийская армия применяла их в боях с израильскими войсками в Ливане. Ливийские БМП-1 воевали в Чаде, а индийские – против тамильских повстанцев в Шри Ланке. Советская Армия использовала БМП-1, БМП-1Д и БМП-1 П в ходе военных действий в Афганистане.

После объединения Германии БМП-1 в числе немногих образцов советской боевой техники временно была принята на вооружение бундесвера под индексом БМП-1А1
“Ост”. В ее конструкцию при этом был внесен ряд изменений, чтобы приблизить эксплуатационные характеристики машины к стандартам НАТО. По состоянию на 1995 год боевые машины пехоты БМП-1 состояли на вооружении в Алжире (684 единицы), Анголе, Афганистане, Болгарии, Венгрии (502), Вьетнаме (400), Греции (500, получены из Германии), Египте (200), Ираке, Иране (200), Индии, Йемене (150), Китае, КНДР, Кубе, Ливии (740), Польше (1680), Словакии (311), Сирии (2300), Финляндии (40), Чехии (605), Швеции (300, получены из Германии), Шри Ланке, Эфиопии (20).

БМП-1 использовались противоборствующими сторонами почти во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР. Российская Армия и внутренние войска МВД РФ применяли и применяют эти машины в ходе антитеррористических операций в Чечне. На базе БМП-1 выпускались командирские машины БМП-1К и БМП-1 ПК, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-2 и БРЭМ-4, боевая разведывательная машина БРМ-1К, инженерная
разведывательная машина ИРМ “Жук” и другие.

Читать еще:  Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» (Россия) » Военные люди

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП-1

БОЕВАЯ МАССА, т; 13.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ДЕСАНТ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6735,
ширина – 2940,
высота – 2068,
клиренс – 370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А28 “Гром” калибра 73 мм, 1 комплекс ПТУР 9М14М “Малютка”, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 ПЗРК 9К32 “Стрела-2” (вместо ПЗРК в машине мог укладываться гранатомет РПГ-7).
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 4 ПТУР, 2000 патронов.
МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический комбинированный (дневной и ночной) бесподсветочный прицел 1ПН22М1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6-26.
ДВИГАТЕЛЬ: УТД-20, 6-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива; мощность 300 л.с.(220,8 кВт) при 2600 об/мин; рабочий объем 15800 см3.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, планетарные двухступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть одинарных обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-го и 6-го катков; в каждой гусенице 84 трака шириной 300 мм, шаг трака 140 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 65, на плаву – 7.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 35;
ширина рва, м – 2,5;
высота стенки, м – 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.

От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1

Российская армия располагает многочисленным и развитым парком боевых машин пехоты разных типов. Самым старым его представителем является техника семейства БМП-1 – как линейные бронемашины, так и изделия на их базе. Они отличаются большим возрастом и морально устарели. Для продолжения эксплуатации такой техники требуется ремонт и глубокая модернизация. Однако до недавнего времени этот вопрос не имел решения.

Образец из прошлого

БМП-1 была принята на вооружение в 1966 г. и тогда же пошла в серию. Производство этой техники запустили на нескольких отечественных предприятиях. Строительство первой модели БМП продолжалось в нашей стране до 1983 г., после чего ее полностью вытеснило производство более новой БМП-2. К этому времени успели выпустить более 20 тыс. бронемашин. Основным получателем техники стала советская армия; часть продукции передали дружественным странам. Кроме того, в нескольких государствах при советской поддержке было организовано лицензионное производство.

Согласно справочнику IISS The Military Balance 1991-1992, в начале девяностых годов парк БМП советской / российской армии включал 16,5 тыс. ед., и значительную его часть составляли машины первой модели.

Также имелся большой запас техники на базах хранения. В дальнейшем количество БМП в строевых частях и в резерве сокращалось, в основном за счет более старых образцов.

The Military Balance за текущий год показывает, как к настоящему времени изменился парк БМП. По данным IISS, сейчас в строевых частях остается всего 500 БМП-1 и еще ок. 7 тыс. машин находится на хранении. При этом БМП-1 давно утратила лидерство по численности в строю. Причины этого очевидны, и главная из них – морально и физическое устаревание.

Проблема обновления

Те или иные варианты обновления и доработки БМП-1 разрабатывались с семидесятых годов. К примеру, в 1979 г. на вооружение поступила модификация БМП-1П с новым ракетным комплексом 9К111 «Фагот» и дымовыми гранатометами. Через несколько лет появилась версия БМП-1Д с усиленной защитой, но без ракет и возможности плавания – она предназначалась для применения в Афганистане.

В девяностых годах начались новые попытки модернизации устаревающей бронемашины. Ряд организаций предлагал свои варианты обновления БМП-1 с заменой тех или иных агрегатов. В основном такие проекты предназначались для повышения боевых характеристик и предусматривали замену штатного вооружения.

Так, проект БМП-1-30 «Разбежка» предусматривал установку башни от машины десанта БМД-2. Вместе с ней машина пехоты получала 30-мм автоматическую пушку 2А42, пулемет ПКТ и ракетный комплекс «Фагот» / «Конкурс». Также рассматривалась возможность установки башни от БМП-2 с аналогичным вооружением. Предполагалось, что после такой модернизации БМП-1 избавится от характерных недостатков орудия 2А28 «Гром».

Предлагалось несколько проектов с общим индексом БМП-1М. В варианте от тульского КБ приборостроения он предусматривал установку боевого модуля ТКБ-799 «Кливер» с 30-мм пушкой 2А72, пулеметом и четырьмя ракетами ПТРК 9К135 «Корнет». Одноименный проект от предприятия «Муромтепловоз» предлагал замену оригинальной башни на боевые модули МБ2-03 или МБ2-05. При такой модернизации БМП-1 получала пушку 2А42, пулемет ПКТМ и гранатомет АГС-17 либо ракеты «Конкурс».

Читать еще:  БРДМ-2 (ГАЗ-41) (СССР)

Все варианты модернизации БМП-1 демонстрировались на выставках и предлагались потенциальному заказчику в лице министерства обороны. Однако заказов не последовало, и проекты не продвинулись дальше сборки и испытаний опытной техники. На тот момент армия еще не определилась с необходимостью массовой модернизации БМП-1, а кроме того, не имела достаточных средств.

БМП + БТР

В 2018 г. на форуме «Армия» НПК «Уралвагонзавод» впервые представила очередной проект модернизации боевой машины пехоты – БМП-1АМ «Басурманин». Этот проект вновь предлагает замену или переделку части агрегатов, и основное внимание при этом уделяется обновлению комплекса вооружений.

В рамках модернизации «Басурманин» получает двигатель модификации УТД-20С1 производства завода «Барнаултрансмаш»; трансмиссия и ходовая часть проходят ремонт и восстановление. Используются новые водоизмещающие крылья, улучшающие характеристики на воде.

Штатное боевое отделение БМП-1 в проекте «АМ» заменяется башенной пушечно-пулеметной установкой от бронетранспортера БТР-82А. Она несет 30-пушку 2А72, пулемет ПКТМ, ПТРК 9К115 «Метис» и дымовые гранатометы. Для наведения используется комбинированный прицел ТКН-4ГА-01. Старая радиостанция Р-123М демонтируется и заменяется современной Р-168-25У-2, обеспечивающей включение в современные системы управления войсками.

БМП-1АМ сохраняет длину и ширину базовой машины, но высота увеличивается до 2,55 м. Боевая масса увеличивается до 14,2 т. Ходовые характеристики остаются на прежнем уровне. Экипаж, как и ранее, включает трех человек. В десантном отделении по-прежнему располагается 8 бойцов. Выход – через кормовые двери или верхние люки.

«Басурмане» идут

Первый показ машины БМП-1АМ состоялся на «Армии-2018». Тогда же в прессе появились сообщения о старте серийной модернизации в 2019-м, но подробности не последовали.

В июне прошлого года руководство Минобороны раскрыло планы по производству новой бронетехники и модернизации наличных машин. До конца 2019 г. планировалось поставить в войска 400 бронемашин разных типов, в т.ч. БМП-1АМ после модернизации. В каком количестве и куда должна была поступить такая техника, не уточнялось.

Прошлогодняя новость прямо указывала на запуск серийной модернизации имеющихся боевых машин пехоты. Однако о принятии на вооружении модификации «АМ» не сообщалось. Более того, информация такого рода отсутствует до сих пор.

В конце июня этого года на профильных ресурсах появились любопытные фотографии. Рядом с Барнаулом был замечен эшелон с «Басурманами» на платформах в количестве 15-20 ед. Скорее всего, это были машины серийной модернизации, направляющиеся к месту службы. Таким образом, факт сборки БМП-1АМ получает подтверждение, и счет эти машинам уже идет на десятки. При этом следует учитывать, что «барнаульская» партия бронемашин может быть не первой.

Устаревшие и перспективные

В настоящее время в строевых частях остается ок. 500 БМП-1. Эта техника давно морально устарела, но ее пока не собираются списывать. Следствием этого становится проект модернизации БМП-1АМ «Басурманин». Его реализация уже стартовала, и первые обновленные машины к настоящему времени могли попасть в части.

Нетрудно заметить, что проект «Басурманин», при всех своих преимуществах, предусматривает ограниченную доработку исходной конструкции. По сути, заменяется только боевое отделение, тогда как силовая установка в целом, бронекорпус и т.д. остаются прежними и сохраняют исходные характеристики. Вследствие этого часть параметров и возможностей улучшается, но в остальном это остается старая БМП-1. При всем этом, модернизация не требует больших затрат.

Проект БМП-1АМ имеет как плюсы, так и минусы. Однако он является вынужденной и временной мерой, и его главная цель – поддержание работоспособности и пригодности устаревшей техники. Продление ресурса и замена вооружений позволит обновленным боевым машинам оставаться в строю еще 10-12 лет. А к моменту списания «Басурман» армия успеет получить достаточное количество БМП нового поколения и провести полноценное переоснащение со всеми желаемыми результатами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector