Броня китайского десанта
Броня китайского десанта
Военно-политическое руководство Китайской Народной Республики строило свои воздушно-десантные войска с сильной оглядкой на опыт СССР. Как известно, благодаря принятию на вооружение боевых машин десанта уже в 70-е годы советские ВДВ превратились в лёгкие механизированные соединения. Их китайским коллегам пришлось ждать до начала XXI века, когда на вооружение, наконец, поступила БМД ZBD-03.
Первые воздушно-десантные части появились в составе Народно-освободительной армии Китая (НОАК) ещё в 1950 году, когда на базе 89-й пехотной дивизии сформировали 1-ю воздушно-десантную бригаду (с 1957 года — дивизия). В 1961 году произошло значительное расширение этого рода войск — 15-й армейский корпус был реорганизован в воздушно-десантный. Интересно, что при этом корпус передали из сухопутных войск в состав ВВС. Такое подчинение сохраняется до сих пор. Долгое время 15-й воздушно-десантный корпус состоял из трёх дивизий: 43-й (соединение специального назначения), 44-й (учебной) и 45-й (воздушно-десантной). В апреле 2017 года он был реорганизован, лишившись номера и став просто Воздушно-десантным корпусом ВВС НОАК. Все дивизии были расформированы, а на их основе создали бригады: шесть (по другим данным, четыре) воздушно-десантных, одну специального назначения и одну — обеспечения и поддержки.
Долгий путь
В течение нескольких десятилетий китайские воздушно-десантные войска оставались, по сути, лёгкой пехотой с очень ограниченным огневым потенциалом и незначительной манёвренностью на земле. Главных причин тому были две: отсутствие технологий, необходимых для создания лёгкой авиадесантируемой бронетехники, и слабость военно-транспортной авиации (как количественная, так и качественная). Заполучить образцы для копирования, скажем, танка Т-72, БМП-1 или РСЗО «Град» было в принципе несложно. Эта техника в 70-80-е годы эксплуатировалась во многих странах, а правящие круги некоторых из них были отнюдь не против поделиться с китайскими товарищами. А вот боевые машины десанта были эксклюзивом и за границу СССР практически не поставлялись.
Первая попытка снабдить китайских десантников бронетехникой была предпринята ещё во второй половине 70-х годов. Её итогом стал истребитель танков WZ-141 — машина, чьё главное вооружение (безоткатные орудия) было уже морально устаревшим. В итоге всё ограничилось парой прототипов.
Новый импульс работы по бронемашинам для десанта в Китае получили в 90-е годы, когда открылся доступ к информации о российской военной технике. Новым источником вдохновения для китайских конструкторов стали боевые машины десанта БМД-2 и БМД-3. Активизации интереса к десантируемой бронетехнике способствовала и закупка для ВВС НОАК первых партий военно-транспортных самолётов Ил-76, существенно превосходящих по своим возможностям немногочисленные Y-8 — китайские копии Ан-12.
Разработка
Как и во многих других материалах о китайской военной технике, в этой статье мы часто вынуждены прибегать к неточным и приблизительным данным — ведь информация в открытых источниках сводится в основном к фотографиям и рекламным проспектам. Точная хронология создания китайской боевой машины десанта неизвестна. Официальное обозначение ZBD-03 намекает, что БМД приняли на вооружение в 2003 году. Однако в НОАК такие обозначения часто присваиваются «авансом», а реально тот или иной образец техники начинает поступать в войска лишь несколько лет спустя. В системе индексов «WZ» машина обозначалась как WZ-506. Наконец, встречается ещё одно обозначение — ZLC-2000. По мнению западных экспертов, оно относится к ранним сериям БМД.
Изучив конструкцию советских боевых машин десанта, китайские специалисты не могли не обратить внимание на далёкую от оптимальной компоновку, затрудняющую спешивание десантников. Поэтому они сразу же отказались от кормового расположения моторно-трансмиссионного отсека в пользу более традиционного переднего. Это позволило сместить десантный отсек в корму и снабдить его дверью. Компоновка ZBD-03 традиционна для западных боевых машин пехоты. Впереди справа расположено моторно-трансмиссионное отделение, слева — отделение управления с рабочим местом механика-водителя, за ними — боевое отделение с вращающейся башней, и дальше в корму — десантное отделение. Экипаж машины состоит из трёх человек, десант — из четырёх.
Конструкция
Корпус ZBD-03 — сварной. В отличие от советских БМД, он выполнен не из алюминия, а из стали. Учитывая это, а также большие по сравнению с БМД-2 размеры при равной (или даже несколько меньшей) массе, защищённость ZBD-03 трудно назвать удовлетворительной. Согласно опубликованным данным, в лобовой проекции броня китайской БМД защищает от 12,7-мм пуль стандарта НАТО, а в боковой — от 7,62-мм (но с какого расстояния — неясно).
Силовая установка — шестицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 210 л.с. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из пяти двускатных опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения и направляющего — заднего. Как и на советских БМД, применена гидропневматическая подвеска, обеспечивающая изменение клиренса. Так же, как и советские БМД, их китайский «родственник» является плавающим. Однако движение на плаву обеспечивается не водомётами, а за счёт перематывания гусениц.
ZBD-03 оборудована одноместной башней, смещённой вправо от продольной оси машины. Слева и чуть впереди от башни, в корпусе, находится рабочее место командира. Он располагает широкоугольным перископом, вращающимся вместе с крышкой люка, однако это ситуации не меняет: обзор вправо-назад перекрыт башней. В бортах БМД имеется пять стрелковых амбразур и прицельных перископов: три с левого борта (в том числе для командира) и две — с правого. Ещё одна амбразура устроена в кормовой стенке. В крыше десантного отсека имеется два прямоугольных люка, а в кормовой стенке — одностворчатая дверь.
На БМД применена башня GCTWM, прототип которой испытывался на втором опытном образце WZ-141. Несмотря на тесноту и весьма примитивное обзорно-прицельное оборудование, башня оказалась удачной, найдя применение на целом ряде образцов китайской бронетехники. В ней установлена малокалиберная автоматическая пушка. В публикациях примерно десятилетней давности указывается, что это — клон американского «Бушмастера» калибром 25-30 мм. Однако современные исследователи сошлись на том, что на БМД применена 30-мм пушка, являющаяся производной советской 2А72, причем с укороченным стволом. Система боепитания двухленточная, боекомплект состоит из 350 снарядов (125 бронебойных и 225 осколочных). С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт, а в задней части башни имеется направляющая для ПТУР HJ-73 (развитие советской «Малютки-2»). Возимый боекомплект состоит из трёх ракет. По бокам башни установлены два трёхствольных дымовых гранатомёта.
Самолёт Ил-76МД (так же, как и новый китайский военно-транспортный самолёт Y-20) способен десантировать три ZBD-03. Десантирование осуществляется при помощи парашютной системы K/STW-17 с тормозной системой порохового типа.
Роевые игры
На домашнем салоне Китай имел все возможности представить результаты воплощения стратегии развития национального ОПК. Она направлена на ускоренное продвижение в приоритетных областях для усиления геополитического потенциала и достижения доминирующих позиций на мировом рынке вооружений. Если в предыдущие годы военный экспорт для китайского ОПК традиционно находился на вторых ролях, поскольку предпочтение отдавалось удовлетворению потребностей НОАК, то в последнее десятилетие внешние рынки имеют для Пекина все большее значение.
Китай впервые продемонстрировал на салоне боевой лазерный комплекс LW-30 (Laser Weapon-30) на колесном шасси. Он разработан Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорацией CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation Limited) и, как отмечается в пояснительной табличке, является боевым высокоточным средством перехвата авиационных средств. Комплекс состоит из нескольких боевых машин, но на выставке демонстрировалась только одна – с боевым лазером выходной мощностью 30 киловатт. Он, как пояснили на стенде корпорации CASIC, может применяться для поражения оптико-электронных средств наведения высокоточного оружия, беспилотников, самолетов различных типов и управляемых ракет. По словам представителя корпорации, LW-30 отличается высокой точностью, дает незначительные побочные разрушения, обладает быстрой реакцией и высокой маневренностью, а также имеет разумную стоимость и высокую выживаемость на поле боя. В настоящее время идут испытания, отмечают разработчики. Никаких дополнительных характеристик корпорация не предоставляет, но признает, что это аналог российского боевого лазерного комплекса «Пересвет».
Представитель концепции роя – БЛА-мультикоптер MR150 с ПТУР. Фото: Николай Новичков
Как и на двух предыдущих салонах, в этом году в Чжухае доминировали БЛА. Однако в отличие от прошлых лет их количество возросло многократно. Беспилотники были везде и всюду. Организаторы салона даже построили специальный легкий павильон, в котором демонстрировались китайские БЛА различных типов и назначений. Для сравнения: если Российская армия за последние шесть лет получила свыше 1800 БЛА различных типов, то китайские компании примерно такое же количество беспилотных аппаратов выставили на салоне. КНР наглядно доказывает, что за минувшие годы сделан качественный рывок в развитии подобной техники. И ее характеристики непрерывно совершенствуются.
Китай первым в мире продемонстрировал концепцию роя боевых БЛА-мультикоптеров, оснащенных различными авиационными средствами поражения (АСП). Этот рой, а также тактические сценарии его применения, способные изменить характер действий сухопутных войск в ближайшей перспективе, был представлен компанией «Норинко». Предлагаемая концепция предусматривает возможность нанесения группового удара по противнику, гибкую конфигурацию роя с его расширением при необходимости, высокую выживаемость на поле боя, максимальную функциональность на основе применения различных авиационных средств поражения, поиска целей и разведки.
Рой БЛА-мультикоптеров формируется из платформ с четырьмя (типа MR40) или шестью (MR150) воздушными винтами, каждая из которых оснащена малоразмерной шарообразной гиростабилизированной оптико-электронной платформой (ГОЭС), поисково-прицельной РЛС и другим разведывательным оборудованием, а также различными АСП. Это могут быть парашютируемые суббоеприпасы, снаряды, управляемые ракеты, авиационные бомбы, гранатометы, пулеметы и другие средства поражения. БЛА-мультикоптеры оснащены многоканальной линией передачи данных и умеют действовать в сетецентрической среде. Тактические сценарии боевого применения роя БЛА-мультикоптеров предусматривают поражение бронетанковой техники и различных транспортных средств, боевых порядков противника, артиллерии, РЛС, технических позиций и складов, узлов связи, личного состава, летательных аппаратов в укрытиях, пунктов энергоснабжения. Эти аппараты с ракетами класса «воздух-воздух» также способны атаковать воздушные цели типа беспилотников, вертолетов и т. д. Рой БЛА-мультикоптеров может действовать в радиусе 30 километров, время нахождения в воздухе составляет один час. На повестке дня – оснащение аппаратов искусственным интеллектом.
Китайская промышленность уделяет повышенное внимание беспилотной и роботизированной технике. В салоне приняли участие порядка ста производителей, представивших аппараты различного назначения, многочисленные варианты полезных нагрузок, подсистем и средств логистической поддержки. Некоторые из разработок раньше были секретными. Так, China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC) представила демонстратор технологий малозаметного БЛА «Тянь Юн» («Небесный орел»), выполненный по технологии «летающее крыло». Внешне он напоминает разведывательный БЛА RQ-170 «Сентинел» производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), максимальная взлетная масса которого составляет три тонны. «Тянь Юн» успешно прошел ряд испытаний.
Корпорация CASC показала полноразмерный макет БЛА «Кай хун-7» («Радуга-7» или CH-7). В настоящее время он находится на этапе разработки. CH-7 также выполнен по формуле «летающее крыло», при этом фюзеляж имеет форму бриллианта. В верхней его части расположены малозаметный воздухозаборник и сопло двигателя. Отсек для полезной нагрузки размещен внизу. Максимальная взлетная масса CH-7 – 13 тонн. Он будет способен нести, помимо датчиков, системы РЭБ и управляемое вооружение, в том числе ракеты и бомбы. Первый полет «Радуги-7» обещан через два года, завершение разработки облика аппарата – к 2022-му.
Частное предприятие «Тенгоэн текнолоджи» (Tengoen Technology) впервые показало широкий спектр БЛА, включая винтокрылые, в том числе амфибию и многоцелевую платформу с нагрузкой 20 тонн.