1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К (Россия)

Планирующая авиабомба ПБК-500У «Дрель» завершает испытания

Испытания авиационной бомбы нового типа «Дрель» будут завершены в самое ближайшее время, сообщил заместитель генерального директора концерна Техмаш Александр Кочкин. «Испытания проходят по плану. Пока она подтверждает свои характеристики, поэтому у нас нет никаких опасений по поводу успешного завершения испытаний», — убежден замдиректора.

В самое ближайшие время «Дрель» будет принята на вооружение, произойти это должно до конца этого года. По мнению руководства Техмаша, новая авиабомба не имеет мировых аналогов. «Дрель» квалифицируется как дешевое высокоточное оружие, обладающее высокой эффективностью при уничтожении бронетехники, укрепленных инженерных сооружений, РЛС средств ПВО, пунктов управления.

Длина «Дрели» — 3100 мм, диаметр — 450 мм, масса — 540 кг.

Полное название боеприпаса — «Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К «Дрель». Разработка «Дрели» началась в начале 90-х годов в московском НПО «Базальт», которое специализируется на создании боеприпасов для ВВС, СВ и ВМФ. Столь затянувшийся процесс проектирования объясняется не только отсутствием финансирования в девяностые годы. ПБК-500У — это сложная система, в которой используются две ступени наведения боеприпаса на цель. Причем одна бомба вмещает в себе 15 отделяющихся элементов индивидуального наведения.

Рабочая высота сбрасывания «Дрели» находится в диапазоне от 100 м до 14 км. Бомбометание производится на скоростях от 700 км/ч до 1100 км/ч. После отделения от самолета бомба способна переместиться на расстояние до 30 км от точки бомбометания. На этом этапе наведение боеприпаса на цель осуществляется про помощи сигнала позиционирования ГЛОНАСС. Тридцати километров волне достаточно для того, чтобы самолет при выполнении боевого задания не входил в зону действия огневых средств объектовых комплексов ПВО.

На высоте 250 метров раскрывается кассетный заряд. Каждый из 15-и боевых элементов имеет головку самонаведения — инфракрасную или активную радиолокационную. Дальнейший полет БЭ осуществляется под управлением ГСН.

Эффективность «Дрели» возрастает за счет того, что, как утверждает генеральный директор НПО «Базальт» Владимир Порхачев, ее «практически невозможно распознать радаром».

О том, что же именно позволяет говорить об уникальности «Дрели» и отсутствии мировых аналогов, Техмаш не сообщает. Поэтому попытаемся разобраться в этом вопросе самостоятельно.

Дальность планирования уникальна разве что по отношению к российским корректируемым бомбам КАБ-250 и КАБ-500, которые смещаются на 10−14 км от точки бомбометания. Однако до американской планирующей бомбы CBU-39 «Дрели» далеко. «Американка» может улетать на расстояние до 110 км. Правда, у «Дрели» есть преимущество по части ударных возможностей — доля взрывчатого вещества по отношению к общей массе бомбы больше. Это объясняется тем, что в бомбах семейства CBU значительный вес приходится на механизацию управления полетом.

О незаметности бомбы для радара судить сложно, поскольку это относится к области шаманизма. Даже прекрасно всеми изученная геометрия американского истребителя F-35 допускает массу трактовок относительно величины эффективной площади рассеяния. И все они значительно расходятся с характеристиками, которые предъявляет компания-разработчик. Но все-таки фотография «Дрели» с салона МАКС-2015 позволяет утверждать, что с геометрией на предмет повышения скрытности бомбы конструкторы поработали.

А теперь необходимо сказать, что такой тип боеприпасов уже существует. Это американские авиационные бомбы JSOW (Joint Standoff Weapon), которые по классификации Пентагона обозначаются как AGM-154. Этот ракетный индекс имеют шесть модификаций боеприпаса, пять из которых «чистые» планирующие бомбы, а одна — ракета, то есть бомба, оснащенная твердотопливным двигателем.

Принцип действия «американки» примерно такой же, как и у «Дрели». Вывод кассеты на цель при помощи GPS. А затем самостоятельное наведение каждого боезаряда при помощи тепловых и радиолокационных ГСН…

Но при этом «Дрель» по целому ряду параметров (кроме дальности) эффективнее, чем JSOW. Российские боевые элементы значительно «умнее» американских. Они способны наводиться и поражать не только инфракрасно-контрастные цели, но и «холодные». Более того, кассету можно сбросить в гущу контактного танкового сражения, и ее элементы, имеющие селекторный механизм «свой-чужой», поразят машины неприятеля, не причинив вреда своим.

Помимо этого у российских боеприпасов существенно выше поражающая мощность. Одна кассета способна уничтожить от 6 до 10 единиц бронетехники, включая тяжелые танки, что продемонстрировали испытания «Дрели». У AGM-154 этот показатель почти вдвое меньше. Кассета также может оснащаться бетонобойными элементами БЕТАБ-М, которые превосходят по возможностям все существующие аналоги. Все это и позволяет утверждать, что «Дрель», действительно, уникальный боеприпас.

Однако это не единственная подвижка российского ОПК в области создания «умных» авиабомб. Минувшим летом стало известно о том, что корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) готовит для Су-34 и МиГ-35 новую планирующую бомбу. Она пока имеет только заводской индекс — изделие 9-А-7759, и находится на этапе летно-конструкторских испытаний. Однако по плану должны были бы уже идти государственные испытания. Процесс тормозит 12-й ЦНИИ Министерства обороны РФ. Поскольку институт занимается проблемами эффективности применения ядерного оружия, то можно предположить, что одним из вариантов оснащения бомбы должен стать тактический ядерный заряд.

Бомба имеет три модификации. Одна из них — ракета (9-А-7759), оснащенная твердотопливным двигателем и имеющая дальность 120 км. Две других (9-А1−7759 и 9-А2−7759) — планирующие бомбы с дальностью в 65 км. Это, конечно, меньше, чем у CBU-39, однако является рекордным показателем для российских боеприпасов данного типа.

Длина боеприпаса — 4,2 м, диаметр — 310 мм. Минимальная масса боевой части у ракеты — 315 кг, максимальная у модификации 9-А1−7759 — 480 кг. Бомбометание производится в диапазоне скоростей самолета от 500 км/ч до 1200 км/ч.

Система наведения у всех модификаций имеет инерциальный блок и помехоустойчивый канал приема сигнала ГЛОНАСС. Боевые части у первых двух — осколочно-фугасные, у третьей модификации — объемно-детонирующие.

Но, как мы и предполагали, возможен вариант оснащения бомбы ядерным зарядом. Очень может быть, что это русский ответ на появление двенадцатой модификации американской тактической ядерной бомбы B61. 11 предыдущих модификаций, первая из которых появилась в 60-е годы, — свободнопадающие, оснащенные парашютом для того, чтобы самолет-носитель смог уйти на безопасное расстояние от взрыва.

B61 mod 12 — планирующая бомба с переменной мощностью взрыва, от единиц до десятков килотонн. Довольно компактна: длина — 3,58 м, максимальный диаметр — 330 мм, масса — около 320 кг. Сведений о дальности нет, но отсутствие парашюта свидетельствует о том, что она достаточна для того, чтобы бомбардировщик оставался на безопасном расстоянии.

Необходимо особо отметить, что В61 после завершения испытаний начнет размещаться на территории Европы. И это довольно неприятная ситуация для России. Поэтому вполне логично было бы разместить и наши новые бомбы поближе, например, к Варшаве. Во всем должна быть симметрия.

Управляемая планирующая бомба ПБК-500У. «Дрель» завершает испытания

В нашей стране продолжается разработка перспективных авиационных средств поражения. Один из наиболее интересных проектов такого рода достаточно давно дошел до испытаний и успешно справляется с необходимыми проверками. Последние сообщения о ходе работ позволяют предполагать, что изделие будет принято на вооружение в самое ближайшее время – в соответствии с ранее оглашенными планами. Речь идет об управляемой планирующей бомбе ПБК-500У «Дрель».

Последние сообщения о ходе проекта ПБК-500У появились всего несколько дней назад. 1 октября информагентство «Интерфакс-АВН» процитировало заместителя генерального директора концерна «Техмаш» Александра Кочкина. Представитель организации-разработчика заявил, что испытания «Дрели» идут в соответствии с планами. Пока изделие подтверждает свои характеристики. По этой причине разработчики проявляют оптимизм: опасения по поводу успешного завершения испытаний отсутствуют.

Еще в начале года руководство «Техмаша» рассказало о планах на ближайшее время. Так, указывалось, что на 2018 год запланировано завершение государственных испытаний изделия «Дрель», начатых еще в 2016-м, после чего его должны принять на вооружение. Через несколько недель эту информацию подтвердили. Согласно последним сообщениям, испытания проходят успешно, и, по всей видимости, будут завершены в самое ближайшее время – в соответствии с ранее оглашенными планами.

Таким образом, если в ближайшие месяцы разработчики проекта не столкнутся с какими-либо проблемами в ходе испытаний, то уже до конца года ПБК-500У можно будет принять на вооружение. Вскоре после этого должно будет начаться серийное производство изделий с последующей отправкой в строевые части. Количество и стоимость управляемых бомб, планируемых к заказу, пока не уточнялись.

О существовании новой планирующей управляемой бомбы, а точнее, бомбовой кассеты, стало известно в 2005 году, когда НПО «Базальт» (ныне входит в состав концерна «Техмаш») впервые показало ее макет на выставке МАКС. В дальнейшем такое оружие демонстрировалось на множестве последующих подобных мероприятиях. Изделие носило обозначение ПБК-500У, а также имело название «Дрель». В некоторых случаях к основному индексу проекта добавлялись литеры, показывающие тип боевой нагрузки бомбы.

Согласно сообщениям организации-разработчика, перспективное управляемое оружие предназначается для уничтожения наземных целей разного рода – войск на позициях, пунктов управления, средств наблюдения и прочих объектов. За счет высоких характеристик бомбовой кассеты самолет-носитель имеет возможность выполнять удар со значительного расстояния, не входя в зону ответственности вражеских средств противовоздушной обороны малой дальности. Это повышает эффективность удара, а также сокращает риски для авиации.

Внешне «Дрель» мало отличается от других авиабомб отечественного производства, в том числе управляемых. Она строится на основе цилиндрического корпуса значительного удлинения, дополненного заостренным головным обтекателем и коническим хвостовым отсеком. В центральной и хвостовой части корпуса располагаются Х-образные плоскости, отвечающие за создание подъемной силы и маневрирование на траектории.

Корпус бомбы ПБК-500У представляет собой кассету для размещения боевых элементов того или иного типа. На заданной высоте порядка 250-300 м над землей бомбовая кассета автоматически раскрывается и разбрасывает боевые элементы по определенной площади, что в известной мере повышает ее эффективность в сравнении с другими авиационными средствами поражения.

На данный момент полезная нагрузка «Дрели» состоит из 15 самоприцеливающихся боевых элементов типа СПБЭ-К. Каждое такое изделие представляет собой компактную автономную систему, способную самостоятельно изучать наземную обстановку, искать цели и поражать их. Для поиска целей используется комбинированная инфракрасная и радиолокационная система. В составе СПБЭ-К присутствует кумулятивная боевая часть, способная пробить не менее 70 мм гомогенной брони (по некоторым данным, более 100 мм).

При разработке СПБЭ-К были учтены особенности применения авиационного вооружения. Так, автоматика боевого элемента способна не только искать наземные объекты, но и определять их тип. Элемент атакует только цели, опознанные как военную технику, вооружение и т.д. Кроме того, элементы комплектуются самоликвидатором, задачей которого является уничтожение несработавшего изделия по истечении определенного времени.

Ранее также указывалась возможность оснащения бомбовой кассеты ПБК-500У другой полезной нагрузкой. Упоминалась модификация, несущая моноблочную фугасную боевую часть массой порядка 400-450 кг. Вместо самоприцеливающихся элементов в кассете могут находиться бетонобойные суббоеприпасы БЕТАБ-М. Таким образом, в зависимости от комплектации «Дрель» может решать разные задачи с поражением отличающихся целей.

Проект ПБК-500У предусматривает использование систем самонаведения на наземный объект с заранее известными координатами. В бортовую аппаратуру изделия включены инерциальная и спутниковая навигационная система. Последняя полностью совместима с отечественным комплексом ГЛОНАСС. После введения информации о местоположении цели автоматика может работать самостоятельно и без участия человека или бортовой аппаратуры носителя. Информация от двух навигационных систем обрабатывается автопилотом и используется для коррекции траектории при помощи имеющихся рулей.

Наличие спутниковой навигации позволяет получить сравнительно высокую точность попаданий. Круговое вероятное отклонение не превышает нескольких метров. При этом наличие нескольких отдельных боевых элементов или высокая мощность моноблочной боевой части компенсируют отклонение от заданной точки.

Изделие ПБК-500У имеет длину 3,1 м при диаметре 450 мм. Масса кассеты – 500 кг. По информации организации-разработчика, такая бомба может сбрасываться носителем при скоростях от 700 до 1100 км/ч. Допустимый диапазон высот сброса – от 100 м до 14 км. При этом от скорости и высоты полета самолета зависит возможная дальность планирования бомбовой кассеты. Максимальное значение этого параметра заявлено на уровне 30 км.

Большая дальность полета «Дрели» дает очевидные преимущества в деле преодоления противовоздушной обороны противника. При сбросе бомбы на максимальной дальности от цели самолет-носитель остается за пределами зоны ответственности ПВО ближнего действия и малой дальности. Кроме того, ранее упоминалась крайняя сложность перехвата такого оружия существующими средствами. Это достигается за счет особой конструкции корпуса, обеспечивающей снижение заметности для радиолокационных средств.

Не так давно представители «Техмаша» подняли тему возможных носителей перспективного оружия. Кассета ПБК-500У совместима с множеством существующих самолетов отечественного производства. Ее могут использовать фронтовая и дальняя авиация. При этом учтены и основные тенденции развития воздушно космических сил: нести и применять «Дрель» способен новейший истребитель Су-57.

Впервые макет планирующей управляемой бомбовой кассеты нового типа представили в 2005 году. В дальнейшем проект развивался, но его реальные перспективы, по ряду причин, оставались под вопросом. Ситуация изменилась только в середине этого десятилетия. Вскоре после очередного показа макетного образца на выставке «Армия» организация-производитель договорилась с военным ведомством о проведении необходимых испытаний, по результатам которых оружие могло бы попасть в войска.

Государственные испытания ПБК-500У «Дрель» стартовали в 2016 году. С этого времени было выполнено значительное количество тестовых сбросов, при помощи которых удалось определить реальные характеристики перспективного оружия. Согласно последним сообщениям, в ходе испытаний опытное вооружение подтверждает расчетные характеристики, что является поводом для оптимизма.

Согласно информации недавнего прошлого, государственные испытания бомбовой кассеты нового типа завершатся до конца текущего года. После этого должны появиться приказ о принятии изделия на вооружение и заказ на его серийное производство. Соответственно, в ближайшем будущем воздушно-космические силы смогут начать освоение таких вооружений.

Принятие новой кассеты на вооружение должно оказать заметное влияние на боевой потенциал российской ударной авиации. «Дрель» является универсальным средством поражения широкого спектра наземных целей, от бронемашин до защищенных объектов. При этом ПБК-500У выгодно отличается от другого управляемого бомбового вооружения увеличенной дальностью планирующего полета, что дает очевидные преимущества. Кроме того, выгодное сочетание калибра и эффективности бомбы должно снизить расход боеприпасов на решение поставленной задачи. Несмотря на наличие серьезных преимуществ, «Дрель» вряд ли рассматривается в качестве замены для прочих управляемых бомб.

Командование понимает ценность управляемого вооружения, а оборонная промышленность способна создать требуемые боеприпасы. Очередная разработка такого рода успешно завершает государственные испытания, и в ближайшем будущем сможет поступить на вооружение. После этого следует ожидать определенный рост ударного потенциала фронтовой и дальней авиации.

Высокоэффективная «Дрель»: как новая авиабомба усилит боевые возможности ВКС РФ

В ближайшее время номенклатура авиационных средств поражения ВКС России может пополниться еще одним современным боеприпасом. Научно-производственный концерн «Техмаш» планирует в этом году завершить испытания уникальной авиабомбы, разработанной в «НПО «Базальт». За свои боевые возможности это средство поражения уже получило характерное наименование «Дрель». Бомба способна уничтожать объекты различной степени защищенности, может планировать в заданном режиме на значительное расстояние, а в ее боевой части используется кассетная технология.

О том, что боевая авиация России получит новый вид бомбового вооружения, говорилось уже давно. И вот на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017», проходившем в августе прошлого года в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» в Подмосковье, «Базальт» продемонстрировал свою разработку уже широко и наглядно. Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К (так «Дрель» именуется официально) имеет следующие характеристики: длина – более трех метров, масса – свыше полутоны. Максимальная высота бомбометания может составлять 14 километров, а бомбометание можно производить на скорости до 1100 километров в час.

Отличительная особенность боеприпаса в том, что в его конструкции применена так называемая кассетная технология, когда поражающую часть формируют отдельные самоприцеливающиеся элементы, оснащенные головками самонаведения с тепловым или радиолокационным принципом действия. Всего таких боеголовок у «Дрели» полтора десятка, и благодаря им бомба способна поражать бронированные объекты (в том числе танки), пункты управления, энергетические установки зенитно-ракетных комплексов. Версия же кассеты с бетонобойным боевым элементом БЕТАБ-М в состоянии пробить железобетонные перекрытия толщиной в метр, а укрытые слоем грунта – до трех метров. «Дрель» в таком оснащении легко уничтожает железобетонные сооружения, в том числе плотины и шлюзы, разрушает взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Важно и то, что заряды «Дрели» спокойно преодолевают выставленные противником помехи. Бомба не обнаруживается на радарах радиолокационных станций – это достигается за счет применения в корпусе материалов, обеспечивающих малую заметность. Но настоящей изюминкой боеприпаса являются его планирующие способности. Несмотря на то что бомба не имеет собственного двигателя, она способна после отделения от носителя самостоятельно перемещаться на дальность свыше 30 километров. По сути, бомбардировщику не требуется входить в район бомбометания, приближаться к зоне поражения средствами ПВО противника. Прицеливание и навигация осуществляются с помощью аппаратуры ГЛОНАСС, которой снабжена авиабомба, а раскрытие кассетного заряда происходит на высоте 250 метров. Система наведения не требует и так называемого информационного контакта с целью – ни до, ни после пуска: принцип «сбросил и забыл» реализован здесь по максимуму.

Работы по планирующей бомбовой кассете были начаты на «Базальте» еще в середине 1990-х годов, однако на их ход накладывала свой отпечаток непростая экономическая ситуация в стране. И это при том, что ранее созданные на этом предприятии разовые бомбовые кассеты РБК-500 и блоки для авиационных контейнеров с осколочными, бетонобойными, кумулятивными, зажигательными, кассетными и самоприцеливающимися боевыми элементами, а также минами различного назначения показали свою эффективность, которая оказалась в несколько раз выше, чем у моноблочных авиабомб. Тем не менее проект именно планирующей бомбовой кассеты удалось реализовать только в последние годы, доведя его сейчас до завершения. В 2016 году стартовали государственные испытания базового образца ПБК-500У СПБЭ-К. Как рассказал глава концерна «Техмаш» Владимир Лепин, в наступившем году тестирование новинки должно подойти к своему завершению, после чего бомба начнет поступать на вооружение авиационных частей российских ВКС.

По мнению специалистов, новый боеприпас существенно увеличит боевые возможности авиационных бомбовых средств поражения. Сегодня это корректируемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500, которые после сброса с самолета-носителя способны изменять траекторию своего полета. Системы управления этими боеприпасами обеспечивают попадание в цель с точностью до двух-трех метров. Однако упомянутые бомбы обладают куда меньшей дальностью применения, чем «Дрель», – всего чуть более десяти километров. Новый боеприпас в этом плане куда эффективнее, особенно если учитывать тип носителей, с которых его планируется применять.

В НПО «Базальт» убеждены: авиабомбы различных видов и систем в обозримой перспективе останутся наиболее значимым компонентом в системе авиационного вооружения. К их преимуществам стоит отнести, прежде всего, возможности высокоэффективного поражения площадных и групповых целей, отсутствие ограничений по условиям боевого применения со всех типов носителей, высокую надежность и безопасность, простоту конструкции и обслуживания. Генеральный директор «Базальта» Владимир Порхачев обращает внимание и на тот аспект, что применение нового боеприпаса существенно снижает риск попадания самолета-носителя под огонь вражеской ПВО во время ведения воздушного боя. К тому же, как отмечают эксперты, преимущество высокоточной бомбы состоит в том, что в случае ее использования самолету-носителю для достижения одинаковых результатов требуется куда меньшая бомбовая нагрузка.

За державу обидно

«Умные» кассетные бомбы РБК-500 СПБЭ-Д

Эксперты сообщили о применении

российскими ВКС «умных»

Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У / Фото: defendingrussia.ru

Как следует из размещенной им информации и фотографий с места событий, 4-5 октября под городом Алеппо российская авиация с высокой степенью вероятности применяла разовые бомбовые кассеты РБК-500 СПБЭ.

Таким образом, получила объяснение загадочная видеозапись действий российской авиации, вызвавшая дискуссии на российских военных форумах. На ней видна гроздь небольших разрывов, которые, как выясняется, были результатом работы СПБЭ, отстреливавших ударные ядра.

Как сообщалось 5 октября, российская авиация с 4 октября начала наносить удары по скоплениям бронетехники террористов «Исламского государства» (ИГ, группировка запрещена в России). Было уничтожено около 30 единиц подобной техники, в том числе захваченные боевиками у сирийской армии танки Т-55, пишет издание Lenta.ru.

Разовая бомбовая кассета калибра 500 кг в снаряжении 15 самоприцеливающимися противотанковыми боевыми элементами, оснащенными двухрежимными инфракрасными координаторами целиРБК-500 СПБЭ-Д предназначена для поражения современных танков и другой бронетехники в условиях воздействия естественных и искусственных помех. Одновременно может поражать до шести танков. Применяется с высот 400-5000 м при скорости 500-1900 км/ч.

СПБЭ-Д был разработан в НПО «Базальт». Данный боеприпас полностью автономен, что обеспечивается двухрежимной инфракрасной системой наведения, работающей в диапазонах 3-5 µm и 8-14 µm (В РКБ-500 СПБЭ для наведения используется отдельный командный модуль). Каждый элемент оснащен тремя небольшими парашютами, обеспечивающими скорость снижения 15-17 м/с. При весе 14,9 кг, СПБЭ-Д имеет размеры 280 x 255 x 186 мм.

После выброса поражающего элемента из РБК-500 и выпуска парашютов осуществляется выпуск ИК-координатора и наклонных прямоугольных крыльев, обеспечивающих вращение. Угол обзора ИК-координатора составляет 30° и сканирует зону цели со скоростью 6-9 об/мин. После обнаружения цели и определения точки подрыва БЧ с помощью бортового вычислителя (приблизительно на высоте 150 м) осуществляется поражение цели. Медная болванка диаметром 173 мм и весом 1 кг разгоняемая до скорости 2000 м/с, способна пробить до 70 мм брони под углом 30° к нормали.

Читать еще:  Противотанковая мина Pappmine 44 (Германия) » Военные люди
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector