VIB Tiger II
Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VIB “Tiger II”
Самый мощный германский тяжелый танк, принимавший участие во второй мировой войне. Отличался оптимальным соотношением толщин лобовой брони корпуса и башни. На дистанции прямого выстрела подкалиберный снаряд его 88-мм пушки поражал все типы танков воюющих стран. С октября 1943 по март 1945 года фирмами Henschel и Wegmann изготовлено 487 танков.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Pz.VIB – единственный выпускавшийся вариант. Первые 50 танков имели башни конструкции “Порше” с лобовой броней 107 мм и оборудование для подводного вождения. На остальных машинах устанавливались башни типа “Хеншель”. Вместо бинокулярного стали ставить монокулярный телескопический прицел TZF 9d/1. Вносились и другие более незначительные изменения.
“Тигр II” (или “Королевский тигр”) поступал в тяжелые танковые батальоны вместо Pz.VIE. В некоторых частях на вооружении состояли тот и другой. На Восточном фронте “Тигр II” впервые был применен 13 августа 1944 года во время атаки на Сташув (Польша, район Сандомирского плацдарма). “Королевские тигры” из 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду 53-й гвардейской танковой бригады и приданных ей артиллерийских частей усиления (более 200 стволов калибра от 57 до 152 мм). По советским данным, было подбито 24 “тигра”, по немецким – 11. Три танка захватили в совершенно исправном состоянии.
Примерно в это же время пошли в бой Pz.VIB и на Западном фронте, 503-й тяжелый танковый батальон атаковал “шерманы” 148-го королевского танкового полка.
Основным средством борьбы с “Королевскими тиграми” на Западе стала авиация. Только за один день 18 июля 1944 года 503-й батальон бомбили 2100 союзных самолетов.
На 1 марта 1945 года в строю находилось еще 226 танков “Тигр II”.
На базе Pz.VIB Cтроились самоходно-артиллерийские установки и командирские танки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.VIB “TIGER II”
БОЕВАЯ МАССА, т: 69,4.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 10 286,
ширина – 3755,
высота – 3090,
клиренс – 485.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 43 калибра 88 мм; 2 пулемета MG 34.
БОЕКОМПЛЕКТ: 72 артвыстрела, 5850 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF 9в.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 150;
борт, корма – 80;
крыша, днище – 40;
башня – 40-180.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 230 P45, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 650 л.с. (478 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 23 095 куб. см.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион с трением в масляной ванне; безвальная коробка передач (8+4); планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 24 опорных катка в четыре ряда на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска – индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 818 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 41,5.
ЗАПАС ХОДА, км: 170.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угод подъема, град. – 35;
ширина рва, м – 2,5;
высота стенки, м – 0,85;
глубина брода, м – 1,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Бронирование танка хорошее для своего ранга. Лоб корпуса выдерживает попадание почти всех бронебойных снарядов, но уязвим для некоторых подкалиберных и кумулятивных снарядов высокоранговых противников. Из довольно уязвимых мест в лобовой части можно считать лоб башни из-за отсутствия какого либо наклона брони. Нижний лобовой лист так-же можно отнести к уязвимым зонам, но атаке (особенно с дальних дистанциях) он подвержен менее, к тому-же трансмиссия расположенная за НЛД поглощает урон после некоторых пробитий. Так же из-за боеукладки в корме башни, можно потерять танк после первого пробития в лоб башни.
Борт и корма имеют бронирование в 80 мм, это позволяет выдерживать попадание многих мелкокалиберных и зенитных орудий, но из-за расположения боеукладки по линии борта, есть возможность её подрыва.
Схема бронирования танка
Расположение модулей и экипажа танка
Подвижность
Тяжёлый танк, для своего веса, весьма маневренный и с высокой максимальной скоростью, но вот динамика разгона уже не так впечатляет. Чтобы быстро куда-то переехать, лучше всего выбирать наиболее ровные участки, к тому-же сильно теряется ход при езде по всяческим холмам и пересечённой местности.