20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воздушный шпион

Воздушный шпион. Старейший в мире самолет-разведчик U2 служит до сих пор

Советский авиаконструктор Туполев считал: красивый самолет и летать будет хорошо. Американский высотный разведчик U-2 к красавцам не отнесешь, а на службе он вот уже 65 лет. 3 июля 1956 г. президент США Эйзенхауэр одобрил полеты этих машин над СССР.

Как ловили Пауэрса

Полет планировалось осуществить над советской территорией по маршруту Сталинабад (ныне Душанбе, Таджикистан) — Аральское море — Челябинск — Свердловск (ныне Екатеринбург) — Киров — Архангельск — Северодвинск — Кандалакша — Мурманск с посадкой на норвежской авиабазе Будё.

30-летний Пауэрс вылетел с авиационной базы, расположенной близ пакистанского Пешавара. В 5:36 мск самолет пересек советскую границу юго-восточнее Кировабада (ныне Пяндж, Таджикистан) на высоте 18–21 км со скоростью 720–780 км/ч. Почти сразу нарушитель был обнаружен радиолокационными станциями ПВО СССР.

В соответствии с планом полета Пауэрс пролетел над космодромом Байконур и сделал снимки находившихся там советских баллистических ракет, далее преодолел расстояние между Магнитогорском и Челябинском. Следующим пунктом маршрута был закрытый город Челябинск-40 (ныне ЗАТО Озёрск). Там находился комбинат «Маяк», где осуществлялось производство советского оружейного плутония.

Для фотосъемки секретных объектов на советской территории с самолетов U-2 Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США был создан специальный отряд «10-10». Официально подразделение именовалось 2-й (временной) авиационной эскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и действовало под прикрытием Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

4 июля 1956 года был совершен первый полет над СССР на самолете U-2, прошедший без происшествий. Самолет-шпион был обнаружен, но советская система ПВО не смогла его перехватить. С этого момента U-2 разведывательного авиаотряда выполняли регулярные полеты над территорией СССР. Основной их целью был сбор сведений о расположенных в Советском Союзе промышленных и военных объектах, а также о системе ПВО. За период с 1956-го по 1 мая 1960 года радиотехническими средствами ПВО было зафиксировано 24 случая проникновения самолетов-разведчиков в воздушное пространство СССР.

Читать еще:  Ту-16— советский тяжелый реактивный двухмоторный многоцелевой самолет. » Военные люди

Перехватить самолет Пауэрса в первые три часа полета советским военным не удалось. U-2 достиг территории Урала и вошел в зону ответственности 4-й Уральской отдельной армии ПВО. Поднятая на его перехват пара истребителей МиГ-15 412-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии с поставленной задачей не справилась вследствие большой высоты полета U-2.

Приказ перехватить нарушителя получили два новых истребителя-перехватчика Су-9, находившиеся на свердловском аэродроме Кольцово (эти машины перегоняли с Новосибирского авиазавода к месту службы). Так как у экипажей не было высотного снаряжения, а на самих самолетах отсутствовало бортовое вооружение, командующий истребительной авиацией ПВО генерал-полковник Евгений Савицкий отдал распоряжение осуществить высотный таран Пауэрса. Однако из-за ошибок наведения осуществить его тоже не удалось.

Одноместный реактивный высотный разведывательный самолет. Один из первых в мире самолетов-шпионов. Использовался американской военной разведкой с 1956 года. Для своего времени был уникальной машиной — считался неуязвимым. Его главным преимуществом была высотность — свыше 20 км. На такой высоте самолет был практически недосягаем для стандартных перехватчиков и советских средств противовоздушной обороны (ПВО) того времени.

Еще одна «фишка» U-2 — уникальная по тем временам фотокамера, способная делать снимки с рабочей высоты в достаточно высоком разрешении. Летчик самолета вынужден был совершать полет в специальном высотном скафандре, который подключался к системе жизнеобеспечения. U-2 мог находиться в воздухе до 12 часов.

Кстати, до недавнего времени U-2 применялись на Ближнем Востоке для разведки позиций группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). В начале апреля 2020 года стало известно, что ВВС США заказали оборонной корпорации Lockheed Martin модернизацию парка этих самолетов до 2022 года. Также разрабатывается машина следующего поколения, которая может прийти на смену U-2. Сообщалось, что главное ее отличие будет состоять в использовании технологии «стелс», которая сделает ее невидимой для радаров противника. Согласно официальным данным ВВС США, в строю сейчас находится 33 самолета семейства U-2.

Читать еще:  Ударный вертолёт EC665 Eurocopter Tiger (Франция-Германия)

В 8:43 мск с аэродрома Кольцово были подняты два истребителя МиГ-19 365-го истребительного авиационного полка (пилоты — капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафронов) с задачей сбить U-2, если он снизится до досягаемой для «МиГов» высоты (около 18 км). Одновременно по пресечению полета самолета-нарушителя начали действовать зенитные ракетные подразделения.

МиГ-19 Сафронова был ошибочно принят за машину противника и попал под зенитный ракетный обстрел 57-й зенитной ракетной бригады ПВО. По нему выпустили три ракеты. Истребитель был сбит, летчик погиб (впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года он был посмертно награжден орденом Красного Знамени).

При прохождении через зону поражения 37-й зенитной ракетной бригады U-2 подвергся обстрелу одним из расчетов пятого дивизиона, но ракета не попала в цель. Далее самолет-нарушитель вошел в зону ответственности 57-й бригады, дислоцированной близ Свердловска.

В 8:53 мск, пролетев близ села Косулино, U-2 был сбит ракетой недавно принятого на вооружение зенитного ракетного комплекса С-75 «Двина». В цель попала первая ракета, в результате попадания самолет развалился на части, однако на экранах локаторов многочисленные отметки были восприняты зенитчиками как поставленные нарушителем помехи, и соседний дивизион дал залп по этим целям. Уже падающий U-2 был поражен второй ракетой, пущенной первым дивизионом той же 57-й бригады.

После взрыва первой ракеты Пауэрсу удалось выпрыгнуть из самолета с парашютом. Обломки U-2 рухнули на землю близ деревни Поварня, а сам летчик приземлился на поле близ Косулина.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector