32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективы «Тигра»: европейские ударные вертолеты станут намного опаснее

Перспективы «Тигра»: европейские ударные вертолеты станут намного опаснее

Проблемы и приоритеты

Eurocopter Tiger — машина во всех смыслах знаковая. Это первый общеевропейский ударный вертолет. И одна из самых амбициозных военных программ условной объединенной Европы. Несмотря на формальный успех, она в очередной раз показала, сколь тесен в действительности рынок вооружений, особенно, если говорить о дорогостоящих комплексах, таких, как ударные вертолеты. Начиная с 1991 года и по текущий день, построили около 200 Eurocopter Tiger. Для сравнения, вертолетов AH-64 построили свыше 1 600 за все время производства. Кроме непосредственно европейцев (Франция, Германия, Испания) «Тигр» купили лишь австралийцы.

Другая проблема — это технические трудности, которые довольно часто давали о себе знать. В 2018 году стало известно, что из семи поступивших в тот текущий период в немецкие войска Eurocopter Tiger пригодны к эксплуатации только два. При этом сама программа озвучена как «Ярость Тигра» — весьма амбициозно.

Не меньше вопросов вызывают трудности концептуального характера. При всех своих плюсах, вертолет уже нельзя в полной мере считать современным. Версия для Германии — Tiger UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger) — не имеет встроенной пушки. Версии для Вооруженных сил Франции — Tiger HAP (Helicoptere d’Appuit et de Protection) и Tiger HAC (Helicoptere Anti-Char) — де-факто не могут применять противотанковые управляемые ракеты, которые соответствовали бы требованию нашего времени.

Используемые сейчас французами американские AGM-114K Hellfire II были хороши по меркам 90-х. Однако сейчас ракета с полуактивной лазерной системой наведения уже не может считаться по-настоящему современной. На ее эффективность традиционно накладывают отпечаток условия применения. Кроме того (и это, пожалуй, еще важнее), после запуска экипаж вынужден удерживать метку на цели, что сковывает вертолет в оборонительном маневре. Более продвинутую AGM-114L Longbow Hellfire, соответствующую принципу «выстрелил и забыл», могут применять AH-64D/E, но не Eurocopter.

Программа MAST-F

Главный недостаток своих вертолетов Франция намерена в обозрим будущем устранить. 13 ноября во время визита на предприятие объединения MBDA министр Вооруженных сил Франции Флоренс Парли (Florence Parly) заявила о выдаче объединению соглашения, предполагающего разработку нового комплекса для вертолетов армейской авиации. Программа получила название Future Tactical Air-to-Surface Missile (MAST-F).

В основе концепции изделия находится проект ракеты MHT/MLP (Missile Haut de Trame / Missile Longue Portée), который в свою очередь базируется на MMP (Missile moyenne portée).

Флоренс Парли заявила в Twitter:

Уместно напомнить, что MMP является новейшим французским противотанковым ракетным комплексом пятого поколения, созданным для замены Milan и Javelin. На вооружение французы его приняли в 2017 году. Missile moyenne portée имеет комбинированную систему наведения, сочетающую тепловизионную и телевизионную головки самонаведения, инерциальную систему навигации, а также наведение по оптоволоконному кабелю. На комплексе реализован принцип «выстрелил и забыл». Дальность полета ракеты превышает 4 километра.

Читать еще:  Bell V-280 Valor (США)

Что касается перспективной ракеты для вертолетов, то у нее дальность должна составлять больше 8 километров при запуске с малой высоты. Изделие имеет массу на 20 процентов меньше, чем у аналогичного оружия той же категории, что позволяет увеличить боевой радиус вертолета. Всего «Тигр» сможет нести восемь ракет нового типа.

Конечно, номинальная дальность и даже масса изделия сами по себе сейчас мало что значат. Куда важней другой вопрос: метод наведения и управления ракетой. Известно, что изделие хотят оснастить двухканальной (оптико-телевизионной и тепловизионной типа IIR) головкой самонаведения. Ее дополнит двухсторонняя система передачи информации, что даст оператору возможность перенацелить ракету на другой объект уже после ее запуска. Известно также, что ракету хотят снабдить многоцелевой боевой частью, которая позволит эффективно поражать как танки, бронетранспортеры и БМП, так и небронированные цели.

Стоимость соглашения, затрагивающего научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также серию в полтысячи изделий, составляет 700 миллионов евро.

Уже сейчас можно с полной уверенностью говорить, что чуда в этом отношении не произойдет.

Вообще, современная противотанковая управляемая ракета — дорогое «удовольствие». Достаточно сказать, что в июне 2006 года Германия заказала 680 новейших ракет PARS 3 LR на сумму 380 миллионов евро. Поставки начались в 2012 году. Как и в случае с перспективной французской ракетой, здесь реализован принцип «выстрелил и забыл»: ракета имеет головку самонаведения, а ее дальность полета превышает семь километров.

Стоит также отметить, что довольно «грозным» оружием вооружены испанские Eurocopter Tiger: они имеют новейшие израильские комплексы Rafael Spike-LR.

На фоне аналогов

Таким образом, оснащение французских Eurocopter Tiger новой ракетой приблизит вертолет к возможностям других «Тигров», а (с большой долей вероятности) по сумме боевых качеств машины французской армии даже превзойдут их.

Уместно отметить, что эксперты оценивают немецкую PARS 3 LR неоднозначно. Это касается не только цены, но ее технической готовности. С другой стороны, французам, которые когда-то были частью данного проекта, только предстоит пройти долгий путь доводки нового изделия.

Это будет происходить на фоне принятия американцами на вооружение замены Hellfire — ракеты AGM-179 JAGM. Она имеет многорежимную головку самонаведения, принцип «выстрелил и забыл» и, в целом, концептуально близка к ракете, создающейся в рамках программы MAST-F.

Проще говоря, французы здесь оказались в роли догоняющего (речь не идет про пехотный Missile moyenne portée). Однако это принципиально ничего не меняет. Важно другое: MBDA давно доказала, что имеет технологии, которые позволяют разрабатывать и серийно производить противотанковые ракетные комплексы нового поколения. Как говорят во Франции:

И хорошо, когда амбиции не расходятся с реальными возможностями военно-промышленного комплекса. Плохо, когда иначе.

Что касается мирового рынка, то новое изделие MBDA, при условии, что его цена не будет чересчур большой, сможет навязать конкуренцию другим «европейцам» и «американцам».

Однако отсутствие по-настоящему революционных технических решений и немалая стоимость комплекса сузят круг возможных покупателей.

Читать еще:  Истребитель J-31 / FC-31 «Shenyang» (Китай)

Конструкция

Фюзеляж

Конструкция фюзеляжа на 80% состоит из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродного волокна и кевлара, 11% приходится на алюминиевые, и 6% на титановые сплавы. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из ПКМ и сохраняют работоспособность при боевых повреждениях и соударениях с птицами. Молниезащита и стойкость к действию электромагнитного импульса (ЭМИ) обеспечиваются тонкой бронзовой сеткой и медной соединительной фольгой, нанесенными на поверхности фюзеляжа.

Расположение членов экипажа — стандартное для ударных вертолётов — тандемом, особенностью вертолета «Тигр» является переднее расположение места пилота, рабочее место оператора – сзади. При этом кресла пилота и оператора смещены в противоположные стороны относительно продольной оси машины для обеспечения лучшего переднего обзора оператора с заднего кресла.

Разработка

Характеристики

В 2007 году вертолет «Тигр» только начал свои эксплуатационные испытания в легкой авиации французской армии . Таким образом, его возможности менее известны широкой публике, чем возможности конкурирующих вертолетов ( AH-64 Apache , Ми-28 и т. Д.), Но франко-немецкий вертолет Tigre — это машина с аналогичными характеристиками: весит до 6 кг. 6 тонн при взлете, оснащенных четверного ротором 13 метров в диаметре и питание от двух ССО 390 турбин от 1,285 л.с. каждый и веса единиц всего 169 кг . Благодаря ячейке, полностью изготовленной из композитных материалов , вся конструкция легче и проще в обращении, с устранением металлических трещин и повышенным сопротивлением в случае столкновения с землей. Его фюзеляж относительно узкий — 1,1 м . Вес Tiger на 40% меньше, чем у AH-64 Apache, который использовался в качестве эталона при проектировании Tiger. В 2 т , полученные благодаря композиционной структуре тигра на металлической структуре Apache позволяют ему большую автономию.

Превосходная маневренность, обеспечиваемая его составным планером с пределом ускорения +4 g / -1 g , позволяет ему делать петлю и быстро перемещаться по различным театрам боевых действий, в частности в горах. Тигр также может двигаться задним ходом со скоростью 70 км / ч , в правом боковом перемещении — 92 км / ч , в левом боковом перемещении — 129 км / ч, в зависимости от крутящего момента двигателя.

Своей легкостью Tiger во многом обязан своей структуре, на 80% состоящей из композитных материалов, в основном кевлара и углеродного волокна . Радиолокационная скрытность, тепловая и визуальная была разработана в соответствии с проектом, устройство возвращает изображения радара и инфракрасный минимум, в частность пути геометрической конструкции поверхностей, абсорбирующие краски , используемые и система снижения термической подпись применительно к турбинным выхлопным газам. Они также разделены броневой пластиной, чтобы избежать потери обоих в случае прямого удара по одному из них.

Он требует небольшого обслуживания, которое можно проводить непосредственно на театре военных действий с командой из 4 или 5 человек, что в четыре или пять раз меньше, чем для конкурирующих вертолетов. Как и на большинстве боевых вертолетов, пилот и капитан размещены друг за другом, что позволяет уменьшить ширину самолета и, следовательно, его уязвимость для лобового огня противника. Шкипер находится в задней части самолета. Кроме того, для улучшения обзора его сиденье немного приподнято по сравнению с сиденьем пилота.

Читать еще:  Ту-16— советский тяжелый реактивный двухмоторный многоцелевой самолет. » Военные люди

Пилоты оснащены шлемным прицелом «TopOwl», который дает им лучший обзор тактической обстановки. Шлем также обеспечивает улучшенное ночное видение, проецируемое непосредственно на визор, с характеристиками, сопоставимыми с биноклями ночного видения, которые являются громоздкими и менее интуитивно понятными для пилота.

Особенности шлема :

  • Бинокулярное поле зрения 40 °
  • Встроенный модульный усилитель изображения
  • FLIR ( передний инфракрасный порт )
  • Совместим с полным комплектом вооружения: винтовками, ракетами, ракетами.
  • Вес головы:
  • Специальная подкладка для шлема на рулевой колонке
  • Лазерная защита
  • Подсветка губ (маленькая лампа, чтобы увидеть интерьер кабины)
  • Возможности встроенного дисплея:
    • Контурная символика
    • Матричное видеоизображение (FLIR)
    • Надежное усиленное изображение
    • OWS (система предупреждения о препятствиях)
    • Усиленное ночное видение
    • Дополненная реальность
    • Символика полета и стрельбы

Версии и вооружение

Tiger выпускается в четырех версиях:

  • UHT ( UnterstützungsHubschrauber Tiger ) предназначался для немецкой армии, специализирующейся на противотанковой войне. Его прицел установлен над несущим винтом , он вооружен 12,7- мм пулеметом , двумя корзинами с 19 ракетами 70 мм и опционально пушкой, устанавливаемой в гондоле, подвешенной под стабилизатором. Ракеты HOT 3 (дальность 4 км ) или Trigat-LR (дальность 6 км ).
  • HAP (Защита вертолетов). Вариант первых «Тигров» французской армии, вооруженный башенной пушкой THL 30, 4 корзины из 12 ракет 68 мм, содержащих 36 суббоеприпасов по 35 граммов каждая, стрельба из которых залпом позволяет насытить территорию в 40 единиц. × 1200 м и уничтожить легкобронированную машину на высоте 2000 м 4 ракетами « воздух-воздух » с инфракрасным наведением типа «выстрелил и забыл» (дальность 6 км, заряд взрывчатого вещества 2,5 кг ). В зависимости от положения цели система вооружения автоматически выбирает Mistral 2, который лучше всего позиционирует. Во время операции Harmattan ALAT Tigers выпустили 6 ракет класса «воздух-воздух» Mistral 2, по крайней мере 3 из которых были успешными по наземным целям (тепловая сигнатура двигателя танка позволяет прикрепить головную часть ракеты).
  • HAD (Helicopter Support Destruction) такое же вооружение, что и HAP, плюс 8 противотанковых ракет AGM-114 Hellfire в его версии K1A с противотанковым тепловым зарядом или N1 с термобарическим зарядом с эффектом противодействия инфраструктуре (дальность 8 км ). Мощность двух турбин увеличена на 14,5%, что позволяет увеличить взлетную массу с 6,1 до 6,6 т . В стандартной комплектации Mk2 установлены ракеты с лазерным наведением Hellfire II. Увеличена мощность моторизации и усовершенствован комплекс радиоэлектронной борьбы. Стандарт Mk3 заменит ракеты Hellfire будущей многоцелевой боевой ракетой от MBDA, а самозащита выиграет от разработки системы обнаружения огня из легкого оружия.
  • Версия ARH ( Armed Reconnaissance Helicopter ), производная от HAP, разработанная для Австралии и вооруженная 8 противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire в версии K1A (дальность действия 8 км ), 2 корзинами по 19 ракет диаметром 70 мм и 2 корзинами по 7 ракет. ракеты 70 мм .

    Версия HAD : две ракеты «воздух-воздух» Mistral и четыре противотанковые ракеты Hellfire, установленные на французском «Тигре».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector