B-57 Canberra, Бомбардировщик фирмы Martin
Тактический бомбардировщик “CANBERRA”
Один из наиболее удачных английских реактивных боевых самолетов первого поколения, создававшийся как высотный бомбардировщик, не имеющий оборонительного вооружения – преемник знаменитого самолета второй мировой войны Де Хэвилленд “Москито”. Работы над “Канберрой” начались в 1945 г. под руководством главного конструктора Тедди Петтера. Контракт на постройку четырех опытных бомбардировщиков был заключен в 1946 г. Первый полет опытного самолета A.I “Канберра” состоялся в 1949 г., а на третьем опытном самолете в 1950 г. был установлен мировой рекорд высоты – 15240 м. Предполагалось, что “Канберра” будет выполнять высотное бомбометание с использованием радиоприцела, однако существовавшие в то время типы бомбардировочных РЛС не позволили установить их на столь легком самолете, поэтому серийные самолеты пришлось оснастить оптическим бомбардировочным прицелом. Летчик, сидящий в катапультном кресле, размещался в одноместной кабине, фонарь которой обеспечивал улучшенный обзор. Сзади летчика и несколько ниже его в фюзеляже на катапультных креслах располагались штурман и бомбардир. В боевом положении бомбардир перемещался в носовую часть самолета, к оптическому прицелу, и ложился горизонтально. Доступ в самолет осуществлялся через люк в правом борту.
Появившийся в 1954 г. бомбардировщик В.(1)Мк.8 в отличие от самолетов первых серий был оптимизирован для действий с малых высот – сказался опыт боевого применения авиации в Корее, где большая высота не являлась гарантией неуязвимости. Экипаж самолета был уменьшен до двух человек: летчик и штурман-бомбардир располагались в двухместной кабине тандемом, смещенной влево относительно продольной оси фюзеляжа для улучшения обзора вниз. Перед бомбометанием штурман-бомбардир перебирался в нос самолета. Катапультное кресло имелось лишь у летчика: второй член экипажа в случае аварии выбрасывался через боковой люк. Поставки бомбардировщиков ВВС Великобритании и на экспорт начались в 1951 г. и завершились в 1961 г. (всего было построено около 1000 самолетов).
Высотный разведчик PR.Mk.9 рассматривался британскими ВВС как эквивалент самолета Локхид U-2. В 1951 г., в разгар войны в Корее, ВВС США, неудовлетворенные характеристиками своего реактивного бомбардировщика первого поколения Норт Америкен В-45, а также в связи с неудачной попыткой создания нового тактического штурмовика-бомбардировщика Мартин ХВ-51 со стреловидным крылом, обратились к Великобритании с просьбой предоставить им лицензию на постройку самолетов “Канберра” (решение, совершенно нехарактерное для американцев, всегда предпочитавших оказывать поддержку собственной авиапромышленности, а не “кормить” зарубежных разработчиков). В 1953 г. первый самолет, получивший обозначение В-57А и выпущенный фирмой Мартин, впервые поднялся в воздух. Бомбардировщик серийно строился в США в 1952- 1956 гг., было выпущено 403 самолета. В 1964-1970 гг. часть бомбардировщиков В-57 была переоборудована в штурмовики. В 1966 г. в США был создан высотный стратегический разведывательный самолет RB-57F с крылом увеличенного размаха (37,19 м), двумя ТРДД Пратт-Уитни TF33-11 (2 х 8200 кгс) и двумя дополнительными ТРД Пратт-Уитни J60-9 (2 х 1500 кгс) на подкрыльевых пилонах. Этот самолет, предназначенный для полетов на высотах более 20000 м, служил дополнением высотному разведчику Локхид U-2, имеющему недостаточную массу полезной нагрузки. В 1969 г. 60 бомбардировщиков В-57 было модифицировано в вариант B-57G, оснащенный системами ночного видения FLIR, низкоуровневым телевизионным оборудованием и корректируемыми бомбами – эти самолеты предназначались для использования во Вьетнаме в качестве ночных “рейдеров”.
Модификации:
Canberra А.1 – самолет опытной серии;
Canberra B.Mk.2 – серийный бомбардировщик;
Canberra B.Mk.6 – серийный бомбардировщик;
Canberra B.(l)Mk.8 (1954 г.) – серийный бомбардировщик;
Canberra B.Mk.20 – серийный бомбардировщик;
Canberra В. 15 – серийный бомбардировщик;
Canberra PR.Mk.3 – высотный фоторазведчик;
Canberra PR.Mk.7 – высотный фоторазведчик;
Canberra PR.Mk.9 (1958 г.) – высотный фоторазведчик;
Canberra B.Mk.5 – самолет-лидер, предназначенный для наведения на цель группы бомбардировщиков (серийно не строился);
Canberra T.Mk.4 – учебно-тренировочный бомбардировщик;
Canberra В-57А – серийный бомбардировщик (США);
Canberra В-57В – серийный бомбардировщик (США);
Canberra В-57Е – серийный бомбардировщик (США);
Canberra RB-57A – самолет-разведчик (США);
Canberra RB-57D – самолет-разведчик (США);
Canberra RB-57F – высотный разведчик (США);
Canberra В-57С – учебно-тренировочный бомбардировщик (США).
Состояние. Состоит или состоял на вооружении ВВС Великобритании, Аргентины, Эквадора, Эфиопии, Индии, Перу, Родезии, ЮАР, Венесуэлы. Самолеты В-57 поставлялись ВВС США, Тайваня и Пакистана.
Боевое применение. Бомбардировщики “Канберра” в составе британских ВВС применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1956 г., в индо-пакистанских конфликтах 1966 и 1971 гг. (“Канберра” – в составе индийских ВВС и В-57 – в составе ВВС Пакистана, самолеты использовались в основном в качестве дальних бомбардировщиков), во Вьетнаме, в Родезии и англо-аргентинском конфликте 1982 г. В 1950-х годах самолеты-разведчики “Канберра” выполняли успешные разведывательные полеты над территорией СССР.
B-57 применялся во Вьетнамской войне для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям в Южном Вьетнаме, а также в операциях над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе.
Во второй половине 50-х — начале 60-х годов разведывательная модификация RB-57D, отличавшаяся крылом увеличенного на 12 м размаха, использовалась для высотной разведки над территорией СССР, Китая и стран Варшавского договора. Потолок в 17—18 км обеспечивал низкую уязвимость для ПВО того времени, хотя и в меньшей степени чем у разведчиков U-2.
Радикальная модификация RB-57F, с крылом размахом 37,2 м и четырьмя двигателями (2 двухконтурных TF-33, плюс 2 вспомогательных J-9 на пилонах под крылом), имела потолок в 22 860 м и дальность полёта 6000 км. По характеристикам самолёт был близок к U-2, но был тяжелее и мог брать больше оборудования. Однако, доработка модификации затянулась и поступать в строевые части она начала только во второй половине 60-х, когда уже было ясно, что ракетные комплексы ПВО успешно справляются с высотными целями. В строю остался U-2, так как в силу меньших размеров он отличался меньшей заметностью для радаров, а разведывательные «Канберры» быстро сошли со сцены.
Сбитый 7 октября 1959 года вблизи Пекина комплексом С-75 на высоте 20 600 м RB-57D тайваньских ВВС стал первым самолётом в мире, уничтоженным ЗУР [5] . В целях секретности официально было объявлено, что тот был сбит самолётом-перехватчиком.