5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочный самолёт Kawasaki P-1 (Япония)

Противолодочный самолёт Kawasaki P-1 (Япония)

Первым японским военным летательным аппаратом, показанным на выставке в Ле-Бурже за более чем столетнюю ее историю, в этом году стал реактивный базовый патрульный и противолодочный самолет Kawasaki P-1. Стоит заметить, что это уже второй визит японской машины в Европу: в 2015 г. пара Р-1 участвовала в авиашоу Royal International Air Tattoo в британском Фэйрфорде, когда Великобритания выбирала себе новый базовый патрульный самолет после неудачи с собственной программой Nimrod MRAA. В настоящее время Военно-морские силы самообороны Японии (Japan Maritime Self-Defense Force, JMSDF) имеют в своем составе уже 11 самолетов Kawasaki P-1, а всего до 2027 г. планируется закупить около 70 таких машин, которые должны заменить семь десятков турбовинтовых P-3C Orion, построенные фирмой Kawasaki в Японии по американской лицензии в 1978-1997 гг. Кроме этого, Япония рассматривает возможность заменить на Kawasaki P-1 «орионы» ряда специальных и разведывательных версий.

Kawasaki P-1 является первым в мире серийным самолетом, имеющим электродистанционную систему управления с передачей данных по оптическим линиям связи (т.н. flight-by-light), что позволяет облегчить массу бортовой проводки и избавиться от электромагнитных помех. Для обнаружения и сопровождения морских и воздушных целей Kawasaki P-1 оборудуется РЛС с АФАР переднего и бокового обзора. В носовой части фюзеляжа имеется также убирающаяся в фюзеляж станция ИК обзора. Масса и состав боевой нагрузки Kawasaki P-1 не раскрывается, но сообщается, что она больше, чем у «Ориона» (тот может нести во внутреннем отсеке до 8 единиц вооружения общей массой 9100 кг). Дополнительно под крылом могут быть установлены шесть пилонов для подвески противокорабельных ракет.

Директор программы Kawasaki P-1 в Агентстве по закупкам и технологиям ATLA министерства обороны Японии Такахиро Ёшида заявил на авиасалоне в Париже, что около 90% составных частей и комплектующих самолета и его бортовых систем производится непосредственно в Японии. Kawasaki осуществляет общую интеграцию систем самолета, а ключевыми их поставщиками являются японские корпорации NEC, Fujitsu, Mitsubishi и Toshiba. Но, по словам Ёшиды, Япония заинтересована в сотрудничестве со странами Запада в области модернизации оборудования Kawasaki P-1, прежде всего авионики и датчиков. В течение всего жизненного цикла для него запланировано несколько крупных модернизаций, в среднем, раз в 10 лет, между которыми будут производиться более мелкие обновления оборудования.

Токио заинтересован в поставках Kawasaki P-1 потенциальным зарубежным заказчикам, которые стали возможны только после принятия в 2014 г. поправок в законы, разрешивших Японии экспорт вооружений. В настоящее время практически монопольное положение на мировом рынке базовых патрульных самолетов заняла компания Boeing со своим Р-8А Poseidon, который уже успешно поставляется в Австралию, Индию и Норвегию. В ноябре 2015 г. ожидаемо выбрала его себе и Великобритания, где, как уже говорилось, два года назад проходил первый европейский демонстрационный тур Kawasaki Р-1. Участие самолета в авиасалоне в Ле-Бурже преследует те же цели. В боевом составе морской авиации ВМС Франции в настоящее время числится около 20 турбовинтовых базовых патрульных самолетов Dassault Breguet Atlantique 2. Они построены еще в конце 1980-х гг., но в текущем десятилетии прошли модернизацию, благодаря чему смогут оставаться в строю до 2032 г. И хотя большая делегация французского министерства обороны проявила на выставке заметный интерес к Kawasaki Р-1, ожидать прорыва японского ВПК на европейский рынок в среднесрочной перспективе пока вряд ли стоит.

Технические характеристики Kawasaki P-1

Экипаж, чел 3+
Размах крыла, м 35.40
Длина самолета, м 38.00
Высота самолета, м 12.10
Масса, кг максимальная взлетная 80000
Тип двигателя 4 х ТРДД IHI XF7-10
Тяга, кН 4 х 60.0
Максимальная скорость, км/ч 900
Крейсерская скорость, км/ч 833
Практическая дальность, км 8000
Практический потолок, м 13520
Полезная нагрузка — боевая нагрузка — до 9000 килограмм:
торпеды: МК-46, Туре 97, GRX-5, ракеты: AGM-84 Harpoon, AGM-65 Maverick, ASM-1С, мины, глубинные бомбы до 100 шт, РГБ

Читать еще:  Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» (Россия)

По материалам статьи — авторы:
Первоисточник: журнал «Взлет» 2017 г. №09

Противолодочный самолёт Kawasaki P-1 (Япония)

Войти

Противолодочный патрульный самолёт Kawasaki P-1 (Япония. 2007 год)

Стремление японского авиапрома к самостоятельности отнюдь не ограничивается только вертолетостроением. В 2000 годах конструкторы Страны восходящего солнца успели попробовать себя в разных жанрах, демонстрируя порой весьма оригинальные подходы. Один из примеров того — параллельная разработка двух так называемых «самолетов-близнецов»: военно-транспортного С-Х и морского патрульного Р-Х, начатая группой компаний во главе с все той же «Кавасаки» в 2001 г. Идея довольно проста — экономия средств на этапах создания, испытаний, производства и эксплуатации самолетов за счет унификации конструкции и бортовых систем.

Но вряд ли кому-то приходило в голову унифицировать столь непохожие летательные аппараты. Судите сами. Взлетная масса противолодочника Р-Х составляет 80 т, а транспортника — 141 т (разница — 76%!). Первый — низкоплан, второй — высокоплан. На первом — 4 двигателя, на втором — 2. Не говоря уже о том, что исходя из различного назначения, у этих самолетов совершенно разные фюзеляжи, шасси и многие системы. Когда специалисты «Кавасаки» начинали эту работу, их лозунгом было: «Один проект — два продукта». Но сейчас от этой красивой идеи остались одни воспоминания. На сегодня общими у самолетов являются: остекление кабин, отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, приборная панель в кабине пилотов, компьютер системы управления полетом, ВСУ, системы контроля, предупреждения и т.п. Тем не менее, японцы утверждают, что достигли сокращения стоимости создания самолетов на 218 млн. USD при суммарных затратах на их разработку порядка 3 млрд. USD в ценах 2007 г. Таким образом, на этапе создания они отыграли около 7% и ожидают дальнейших выгод от сокращения стоимости производства и эксплуатационных расходов. Глядишь, и выйдут процентов на 10.

В решении Управления обороны Японии на разработку «близнецов» присутствует явный политический подтекст. Японские генералы решительно отвергли американские предложения о поставке морского патрульного самолета нового поколения Р-8 Poseidon, разрабатываемого на базе Boeing 737, и военно-транспортных Lockheed Martin C-130J и Boeing С-17. Формальная причина — несоответствие специфическим требованиям Сил самообороны. Но дело, конечно, не в этом. Истинная причина — несоответствие возросшим амбициям японской промышленности.

Оба проекта развивались (во всяком случае, до настоящего времени) в атмосфере скромности, приличествующей истинным самураям. Разработка шла без излишней шумихи, чтобы не сказать — в полной тайне. Р-Х впервые поднялся в небо 28 сентября 2007 г. с авиабазы Гифу, при этом присутствовали лишь те, кому это действительно необходимо. Полет длился 1 час и завершился успешно. В последнее время достоянием общественности стали еще по 2-3 снимка каждого из «близнецов». В общем, о них известно немного.

Про Р-Х можно лишь сказать, что он разработан для замены старого американского базового патрульного самолета Р-3 «Орион», впервые поднявшегося в небо еще в 1958 г. (т.е. 50 лет назад!) и прослужившего в ВМС Сил самообороны верой и правдой более 20 лет. Считается, что японцы намерены закупить 80 новых противолодочников, а первые поставки запланированы на 2011 г. Для повышения боевой эффективности и облегчения работы экипажа самолет оснащен системами с искусственным интеллектом, в которых японцы традиционно сильны. Например, система управления полетом должна формировать несколько возможных сценариев атаки субмарины и рекомендовать из них лучший в соответствии с заданным критерием. Интересно, что Р-Х будет первым в мире серийным самолетом с системой управления нового типа — оптоволоконной. По сравнению со ставшей уже традиционной электродистанционной СУ она обладает значительно большей устойчивостью к проблемам электромагнитной совместимости, а также к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве. Самолет оснащен оригинальными японскими двигателями Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10, процесс сертификации которых в настоящее время завершается. В 2005 г. они прошли испытания на летающей лаборатории С-1.

Поисковое противолодочное оборудование самолета рассчитано на восприятие всего спектра физических полей лодки. На борту есть радиогидроакустические буи, РЛС с фазированной антенной решеткой, магнитометр, низкоуровневые инфракрасные и телевизионные датчики. Внутренний отсек вооружения рассчитан на размещение противолодочных торпед, а 8 подкрыльевых пилонов — на подвеску противокорабельных ракет или глубинных бомб. Ввиду богатого оборудования цена серийного самолета составит 141,5 млн. USD, что по сравнению с американскими аналогами весьма немного. В 2008 году Р-Х переименован в Р-1 (XP-1).

Читать еще:  Ударно-разведывательный вертолёт T-129 ATAK (Турция)

Размах крыла, м 35.40
Длина самолета, м 38.00
Высота самолета, м 12.10
Масса максимальная взлетная, кг 80000
Тип двигателя 4 ТРДД IHI XF7-10
Тяга, кН 4 х 60.0
Максимальная скорость, км/ч 900
Крейсерская скорость, км/ч 833
Практическая дальность, км 8000
Практический потолок, м 13520
Полезная нагрузка боевая нагрузка — до 9000 килограмм: торпеды: МК-46, Туре 97, GRX-5, ракеты: AGM-84 Harpoon, AGM-65 Maverick, ASM-1С, мины, глубинные бомбы до 100 шт, РГБ

bmpd

Как сообщают агентство Reuters ( здесь ) и веб-ресурс www.navyrecognition.com ( здесь ), правительства Японии и Великобритании ведут предварительные переговоры о возможности приобретения Королевскими ВВС Великобритании новых японских базовых патрульных самолетов Р-1, производимых корпорацией Kawasaki Heavy Industries. Первые переговоры по данному вопросу прошли на авиасалоне в Фарнборо в июле 2014 года.

Шестой построенный для авиации Военно-морских сил самообороны Японии серийный базовый патрульный самолет Kawasaki P-1 (бортовой номер 5508). Машина совершила первый полет 27.08.2014. Ацуги, 31.10.2014 (с) keis

Японский самолет Р-1 рассматривается одним из главных возможных претендентов для восстановления утраченных Великобританией возможностей в базовой патрульной и противолодочной авиации, после того, как в 2010 году в соответствии с изданным тогда британским правительством последним «Стратегическим обзором в области обороны и безопасности» (Strategic Defence and Security Review 2010) была аннулирована как чрезмерно дорогостоящая программа «обновленных» базовых патрульных самолетов Nimrod MRA.4, и девять этих уже по большей части перестроенных самолетов пошли на слом. Другими вариантами на роль нового базового патрульного самолета, рассматриваемыми сейчас британцами, являются два американских предложения — Boeing P-8 Poseidon и Lockheed Martin SC-130J Sea Hercules.

Следует, однако, отметить, что ранее ряд британских специалистов в области морской авиации и противолодочной борьбы подвергали критике концепцию нового основного американского базового патрульного самолета Boeing P-8 Poseidon, выражая сомнение в эффективности являющейся основой этой концепции ориентации на ведение противолодочного поиска на средних высотах, вместо традиционного поиска на малых высотах. В связи с этим закупка Р-8 для Великобритании счталась маловероятной.

Японский самолет Р-1 основывается на «традиционалистской» концепции противолодочного поиска с малых высот. При этом Р-1 выступает, наряду с Boeing P-8, одним из двух современных серийных предложений специализированных «больших» базовых патрульных и противолодочных самолетов. Р-1 является первым в мире серийным самолетом, оснащенным оптоволоконной электро-дистанционной системой управления и имеет самое современное поисково-прицельное оборудование, включая поисковую РЛС Toshiba HPS-106 с АФАР и магнитный обнаружитель нового поколения.

Первые два серийных базовых патрульных самолета Р-1 были поставлены Kawasaki Heavy Industries авиации Военно-морских сил самообороны Японии в марте 2013 года. К настоящему времени законтрактовано 13 серийных самолетов Р-1, из которых построено шесть (бортовые номера с 5503 по 5508). В запросе на 2015 финансовый год министерство обороны Японии запросило заказ еще 20 самолетов, а всего суммарно предполагается закупка для японской морской авиации 70-80 машин.

Хотя вероятность закупки Великобританией японских самолетов Р-1 выглядит достаточно низкой, прежде всего по политическим причинам, однако уже само рассмотрение британской стороной такой возможности свидетельствует о высоком уровне японской военной продукции, которая теперь, после снятия японским правительством политических ограничений на оборонный экспорт, начинает продвигаться за рубеж. «Если Великобритания обращает на него [P-1] серьезное внимание, то тем самым P-1 привлечет к себе внимание и на международном уровне,» — заявил Reuters один японский источник.

В теории, как пишет Reuters, е сли Япония сможет предложить специально для британских вооруженных сил вариант Р-1, который будет конкурентоспособным по стоимости и возможностям, то он может представлять собой жизнеспособную альтернативу.

Совместное производство Р-1, которое даст возможность задействовать британские наработки по программе Nimrod MRA.4, сможет позволить Лондону сохранить права на РЛС и технологии поиска и обнаружения, которые будут утеряны в случае закупки американских самолетов, технологии которых контролируются Пентагоном, сказал Reuters один из источников.

Самолет Кавасаки Р-1

В настоящее время парк базовой патрульной авиации ВМС Японии представлен построенными по американской лицензии самолетами Р-3С «Орион». Их боевые возможности считаются довольно высокими, тем не менее самолеты будут требовать замены в ближайшие годы в связи с физическим износом.

Читать еще:  Вертолёт AGUSTA-WESTLAND AW129 «MANGUSTA» (Италия) » Военные люди

Японское военно-политическое руководство, учитывая накопленный в стране опыт производства современной авиатехники, приняло решение о создании собственными силами нового самолета базовой патрульной авиации. Разработка его концепции велась еще с 1986 года, но решение о полномасштабном проектировании и постройке машины, предназначенной для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, в том числе в прибрежных и мелководных районах, было принято в 2000 году. Головным разработчиком самолета, получившего обозначение ХР-1, стала фирма «Кавасаки», а основными субподрядчиками — «Фуджи» (отвечает за производство крыла и киля) и «Мицубиси» (центральной и хвостовой секций фюзеляжа).

КОНСТРУКЦИЯ

Самолет ХР-1 представляет собой четырех- моторный низкоплан с крылом умеренной стреловидности. Двигатели размещены в четырех мотогондолах под крылом. В качестве силовой установки для самолета выбраны двухконтурные турбореактивные двигатели «Исикавадзима-Харима» F7-10 максимальной тягой 6130 кгс. Они имеют значительно сниженный уровень акустических шумов по сравнению с турбовинтовыми — это позволит повысить эффективность самолета при поиске подводных лодок. Двигатель разработан на основе американского ТРДД «Дженерал Электрик» CF34-8. Самолет оборудован электродистанционной системой управления. Экипаж состоит из двух пилотов и 11 операторов бортового оборудования.

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ВООРУЖЕНИЕ

Самолет снабжен мощным комплексом средств поиска подводных и надводных целей. В его состав входят:

  • РЛС HPS-106 фирмы «Тошиба» с тремя активными фазированными антенными решетками (одна из них находится под обтекателем в носовой части фюзеляжа, а две другие — по бортам кабины экипажа);
  • магнитный обнаружитель HRQ-102 фирмы «Мицубиси» в вынесенном хвостовом обтекателе;
  • оптоэлектронная поисково-прицельная система HAQ-2 фирмы «Фуджицу» в обтекателе над носовой частью фюзеляжа;
  • приемник сигналов от радиогидроакустических буев с процессором обработки данных HRQ-1 (самолет может нести до 30 РГАБ в автоматах сброса в хвостовой части фюзеляжа).

Также самолет имеет бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы HRL-109B, высокопроизводительный бортовой вычислительный комплекс и средства связи, включая аппаратуру системы передачи данных «Линк 16».

Вооружение самолета общей массой до 5500 кг (в перегруз — до 9000 кг) размещается в бомбоотсеке и на восьми подкрыльевых узлах. В его состав входят ПКР — как американские AGM-84 «Гарпун», так и перспективные отечественной разработки ASM-1C, УР класса «воздух — поверхность» AGM-65 «Мэверик», а также противолодочные торпеды, мины, глубинные бомбы. По сравнению с американским конкурентом — самолетом Р-8А «Посейдон» — японская машина отличается более «продвинутым» бортовым радиоэлектронным оборудованием, но на треть меньшей дальностью полета. При этом стоимость серийного Р-1 ниже, чем у «Посейдона», — порядка 141 млн долларов против 200 млн долларов.

ИСПЫТАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО

Первый прототипов ХР-1 впервые поднялся в воздух 28 сентября 2007 года. К марту 2010 года фирма «Кавасаки» изготовила еще три прототипа. Первые два серийных Р-1 были переданы авиации ВМС японских сил самообороны в марте 2013 года. Текущими планами предусматривается закупка не менее 70 самолетов для перевооружения шести эскадрилий базовой патрульной авиации. К настоящему времени заказано 33 самолета, включая прототипы (четыре в 2008 году, один в 2010-м, три в 2011-м, два в 2013-м, три в 2014 году и первая крупная серийная партия — 20 самолетов — в 2015 финансовом году).

В связи со смягчением японского законодательства в отношении экспорта оружия (ранее такой экспорт находился под полным запретом) фирма «Кавасаки» ищет возможности экспорта самолетов Р-1. Одним из наиболее вероятных потенциальных заказчиков является Великобритания, оставшаяся без базовых патрульных самолетов после списания «Нимродов». Летом 2015 года два самолета Р-1 посетили Великобританию, дав возможность представителям Королевских ВВС ознакомиться с машиной. Среди других потенциальных покупателей называют Новую Зеландию и Норвегию.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАВАСАКИ Р-1

Тип: четырехмоторный базовый патрульный самолет
Экипаж, чел.: 13
Двигатели: ТРДД «Исикавадзима-Харима» Р7-10 тягой 6130 кгс
Размеры, м:
длина; 38,0
высота: 12,1
размах крыла: 35,4
Вес, кг:
нормальный взлетный: 79 700
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 996
дальность полета, км: 8000
практический потолок, м: 13 520
Вооружение: ПКР, УР класса «воздух — поверхность», торпеды, мины, глубинные бомбы общей массой до 9000 кг на 8 узлах наружной подвески и в бомбоотсеке

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector