7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перспективный истребитель Shenyang FC-31 (Китай)

Содержание

Истребитель пятого поколения Shenyang FC-31. Инициативная разработка для флота и экспорта

Как и другие ведущие страны мира, Китай разрабатывает свои варианты истребителей нового пятого поколения. В последние годы китайская промышленность создала сразу несколько перспективных машин такого рода. К настоящему времени один из самолетов был принят на вооружение и поставлен в серию, тогда как другие проекты пока далеки от подобного финала. К примеру, перспективный легкий истребитель Shenyang FC-31, впервые показанный несколько лет назад, до сих пор не дошел до службы в войсках, и его судьба на протяжении длительного времени оставалась неопределенной.

Напомним, о существовании очередного китайского проекта истребителя пятого поколения стало известно еще в 2011 году, когда в свободном доступе оказалась фотография неизвестного летательного аппарата с обозначением «F-60». Позже любители авиации сфотографировали изделие, которое могло быть прототипом будущего самолета. Вскоре появились данные о возможном названии проекта. Источники утверждали, что самолет для китайских ВВС получит название J-31, а экспортная версия будет обозначаться как F-60.

В самом конце октября 2012 года первый опытный образец впервые поднялся в воздух. Всего через несколько дней после этого макет самолета показали на очередной выставке AirShow China в Чжухае. Стало известно, что проект разрабатывается конструкторами Shenyang Aircraft Corporation и носит название FC-31. Машину отнесли к истребителям пятого поколения, и она должна была решать широкий круг боевых задач по уничтожению воздушных и наземных целей. Представители компании-разработчика утверждали, что проект создается в инициативном порядке – без прямого заказа со стороны министерства обороны Китая.

Характерный внешний вид опытного образца и выставочной модели стал поводом для подозрений, высказывавшихся в различных зарубежных публикациях. Иностранные специалисты, изучая экстерьер FC-31, приходили к выводам о заимствовании зарубежного опыта. Источником идей и решений могли стать современные американские истребители F-22 и F-35. Внешний вид китайской машины объединял основные их черты; при этом он не копировал существующую технику полностью.

Позже макет и полноценный образец самолета несколько раз демонстрировались на выставках в Китае и за рубежом. Официальные заявления и аналитика постоянно дополняли имеющийся объем доступных данных о самолете и его перспективах. В частности, с определенного времени утверждалось, что инициативный проект SAC все же получил государственную поддержку. Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая заинтересовались этим самолетом, но не были готовы в полной мере оплачивать работы и оказывать иное содействие. Такой статус сохранялся, как минимум, до конца 2016 года.

В декабре 2016 года компания-разработчик начала летно-конструкторские испытания второго опытного FC-31. От первой машины он отличался иной конструкцией планера, переработанной авионикой и двигателями более новой модификации. Согласно разным оценкам, такие доработки должны были привести к росту основных характеристик. Впрочем, перспективы проекта от этого не изменились. Дальнейшая судьба истребителя по-прежнему вызывала беспокойство. Наличие целого ряда не менее интересных проектов могло привести к самым разным последствиям, в том числе негативным для FC-31.

Весной 2018 года в китайской прессе появились сообщения о возможном продолжении развития проекта FC-31 с целью решения новых задач. Утверждалось, что готовый самолет посчитали удачной платформой для создания перспективного палубного истребителя. Еще осенью 2017 года китайское военное ведомство открыло финансирование нового проекта. К моменту публикации таких новостей компания Shenyang успела начать проектирование. Палубный истребитель на тот момент обозначался как J-FX. Согласно китайским СМИ, опытный самолет нового типа поднимется в воздух в конце следующего года.

В основе проекта J-FX будет лежать конструкция существующего самолета FC-31. В то же время, необходимы определенные доработки. Самолет нуждается в складном крыле, усиленном шасси, тормозном гаке и т.д. Кроме того, в ходе перестройки готового истребителя планируется провести серьезную модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования. Получившийся самолет в будущем сможет пополнить состав палубной авиации, а со временем и заменить имеющиеся машины четвертого поколения.

Буквально на днях появились новые сведения о проекте палубного истребителя на базе FC-31. Габариты самолета J-FX останутся на уровне базовой машины, но максимальный взлетный вес увеличат с нынешних 28 до 30 т. Боевой радиус «сухопутного» истребителя без подвесных баков, по известным данным, составляет 1250 км. Более крупный палубный самолет будет иметь баки увеличенной емкости, что увеличит радиус на 250 км. С точки зрения прочих характеристик и вооружения две машины не должны отличаться друг от друга.

Сообщается, что проект палубного истребителя получает поддержку министерства обороны и имеет все шансы дойти до принятия на вооружение. Также стали известны причины запуска проекта J-FX. Как оказалось, в основе нового заказа лежит не только закономерное желание командования развивать авиацию военно-морских сил, но и наличие проблем с другой техникой или невозможность ее адаптации к применению на авианосцах.

По сообщениям зарубежной прессы, в ходе эксплуатации серийного палубного истребителя Shenyang J-15, считающегося переработанной версией советского / российского Су-33, возникли заметные проблемы. Эта машина показывает хорошие летно-технические характеристики и боевые возможности. Однако взлетно-посадочные характеристики далеки от идеала. Утверждается, что управляемость J-15 недостаточна для безопасной посадки на палубу авианосца. Летчики со временем осваивают эту процедуру, но она не становится менее сложной и опасной. Кроме того, J-15 относится к четвертому поколению истребителей, что ограничивает его потенциал и будущее с точки зрения модернизации.

Читать еще:  Опытный дальний бомбардировщик Ту-95Н (Ту-95РС) (СССР)

По всей видимости, китайское командование уже планирует развитие палубной авиации на значительный период, и в таких планах предусматривается эксплуатация совершенно новых самолетов. При всех своих положительных качествах, современный J-15 со временем устареет морально и потребует замены. В качестве последней теперь создается J-FX на базе опытного FC-31. Первый полет такой машины запланирован на конец следующего года. При успешном проведении всех необходимых работ и отсутствии серьезных затруднений, истребитель J-FX сможет поступить на вооружение в середине двадцатых годов.

Следует отметить, что основой для палубного истребителя станет FC-31, а не принятый на вооружение самолет Chengdu J-20. Имея серьезные технические преимущества перед FC-31, эта машина отличается большими размерами и массой, что сокращает ее потенциал в контексте палубной авиации. При этом боевые качества J-FX будут соответствовать ожиданиям.

Несколько дней назад корпорация SAC огласила свои планы в отношении базового проекта FC-31. Как оказалось, об этом самолете не забыли, и специалисты продолжают его разработку. Кроме того, макет истребителя был вновь показан на военно-технической выставке в Чжухае. Впрочем, компания-разработчик изменила предназначение нового самолета. Ранее машину в исходной конфигурации планировалось предлагать китайским ВВС и иностранным заказчикам, но теперь принято решение об отказе от работы с внутренним заказчиком. Самолеты FC-31 сухопутного базирования будут продвигаться на международном рынке. Теперь этот проект является исключительно экспортным.

Согласно доступным данным, перспективный китайский самолет Shenyang FC-31 представляет собой очередную попытку создания машины, соответствующей требованиям к истребителям пятого поколения. В результате этого самолет имеет характерный внешний вид и напоминает некоторые существующие образцы зарубежной разработки. Прежде всего, он похож на американскую технику, что в свое время стало поводом для подозрений и обвинений.

Самолет строится по нормальной аэродинамической схеме с интегральной компоновкой и высокорасположенным крылом. С целью сокращения радиолокационной заметности машина имеет характерные плавные обводы. Использовано трапециевидное крыло и двухкилевое хвостовое оперение. В связи с требованиями к малозаметности кили развалены наружу. Важной особенностью планера FC-31 является наличие внутренних грузоотсеков для перевозки вооружения. Ракеты и бомбы предлагается помещать в отдельные отсеки у днища фюзеляжа. Отсеки закрываются подвижными створками, что сокращает заметность машины для радиолокаторов. При этом самолет сохраняет возможность использования внешней подвески.

В хвостовой части фюзеляжа FC-31 устанавливается пара турбореактивных двигателей с форсажной камерой типа WS-13. Первый прототип оснастили двигателями модификации WS-13A, но на втором применялись более совершенные WS-13E. Форсажная тяга последних превышает 9000 кгс, что должно обеспечивать высокую тяговооруженность. Впрочем, последний параметр прямо зависит от взлетной массы, и в ряде ситуаций самолет может проигрывать по своим характеристикам другой современной технике.

Ранее утверждалось, что пара двигателей WS-13E способна разогнать самолет FC-31 до скоростей порядка 2200 км/ч. Согласно последним данным, максимальная скорость значительно ниже – лишь 1400 км/ч. Потолок – 16 км. Боевой радиус с запасом топлива только во внутренних баках заявлен на уровне 1250 км. При использовании подвесных баков этот параметр должен доходить до 1900-2000 км.

Под носовым обтекателем фюзеляжа предусматривается установка активной фазированной антенной решетки РЛС типа KLJ-7A китайской разработки. Эта станция будет отвечать за поиск и обнаружение целей. Кроме того, с ее помощью будет осуществляться наведение ракет некоторых типов. Дополнительным средством поиска и сопровождения целей станет оптико-локационная станция. Также в разных частях планера могут быть размещены дополнительные датчики разного назначения.

По данным зарубежной прессы, FC-31 сможет нести до 8 т вооружения, из которых 2 т будут располагаться во внутренних отсеках. Сообщается о наличии шести точек внешней подвески. Количество подвесных устройств внутри фюзеляжа неизвестно. По разным оценкам, истребитель сможет перевозить до 10-12 ракет «воздух-воздух» малых и средних размеров. При использовании бомб калибром 500 кг боекомплект может сократиться до 8 единиц. Список оружия, совместимого с истребителем, остается неизвестным. Вероятно, самолет сможет применять существующие и перспективные управляемые ракеты и бомбы подходящих размеров и калибров.

Длина опытных самолетов FC-31 менялась от 16,9 м до 17,8 м. Размах крыла – около 12 м, площадь – 40 кв.м. Максимальная взлетная масса истребителя сухопутной модификации достигнет 28 т. Перспективная палубная версия этой машины будет примерно на 2 т тяжелее. Ожидается, что рост массы не окажет негативного влияния на летно-технические характеристики. В целом, палубная модификация будет похожа на базовый образец, но получит некоторые новые узлы и агрегаты.

К настоящему времени в Shenyang Aircraft Corporation определили будущее перспективных проектов. Самолет наземного базирования FC-31 больше не предлагается ВВС НОАК и теперь является исключительно экспортным образцом. В таком качестве его демонстрируют на выставках и предлагают потенциальным покупателям. Впрочем, пока машина не нашла своих заказчиков. Какие-либо данные о переговорах по возможному контракту на данный момент отсутствуют, хотя и могут появиться в любой момент. Недавняя демонстрация макета истребителя на выставке AirShow China 2018, в ходе которой зарубежные военные могли познакомиться с китайским проектом, способна приблизить этот момент.

Для отечественного заказчика китайские авиастроители разрабатывают специализированную палубную модификацию исходного FC-31. Проектирование машины с рабочим названием J-FX стартовало едва ли не год назад, и к настоящему времени должно было дать определенные результаты. Еще через год опытный образец нового типа планируется поднять в воздух. Затем еще несколько лет уйдут на испытания и доводку, после чего морская авиация ВМС Китая сможет получить серийную технику. Естественно, при условии успешного завершения проекта.

История проекта Shenyang FC-31 на данный момент выглядит весьма интересно. Разработка перспективного истребителя пятого поколения началась на рубеже последних десятилетий, но велась в инициативном порядке, что сокращало его потенциал. После нескольких лет неопределенности проект все же нашел подходящую нишу. В исходном виде теперь он предлагается зарубежным заказчикам, а Китай может получить измененный самолет, приспособленный к работе на палубе авианосцев. Таким образом, работы по интереснейшему образцу зарубежной авиационной техники продолжаются, и вскоре должны последовать новые сообщения об их ходе.

Читать еще:  Thunderbolt II (США)

Истребитель FC-31. Фото. Характеристики.

Китай представил новую разработку истребителя FC-31, которая была продемонстрирована на Airshou China в Чжухае.
Shenjang J-32 или FC-31 — это средний многоцелевой истребитель 4-го поколения, оснащенный 2 реактивными двигателями. Разработку конструкции самолета ведет китайская компания Shenyang Aircraft Corporation.

Конструктивные особенности

Первое изображение истребителя FC-31 появилось в интернете в сентябре 2011 года. С июля 2012 года материалы с техническим описанием, фото и видео изображениями стали регулярно появляться в средствах массовой информации.
С целью популяризации самолета, и проведения программы испытательных полетов для доводки блоков и механизмов управления, командование ВВС Китая, отдало распоряжение об изготовлении 2 прототипов FC-31 с различным оснащением и функциями, для принятия решения о дальнейшем использовании истребителей в различных тактических ситуациях.

Стратегия развития истребителя

Разработка нового истребителя специалистами КНР преследует двойную цель:

  • провести перевооружение авиационных частей армии и флота;
  • добиться коммерческого успеха в реализации FC-31 на международном рынке авиационной техники.

Успешная разработка и подготовка к началу массового производства истребителя нового поколения вынуждает соседние страны включать в планы закупки новой техники истребители F-35 производства США. Китай предлагает FC-31, как альтернативу

F-35, тем странам, которые ограничены в средствах по приобретению вооружений.

В начале ноября 2014 года истребитель FC-31 был представлен на выставке Airshou China в Чжухай (Китай), где будут проведены демонстрационные полеты.

Дизайн истребителя

FC-31 имеет типовую конфигурацию, воплощенную в моделях других стран, в том числе Sukhoi T-50. Внешне истребитель сильно напоминает модель twin engine F-35C. Как и F-35, FC-31 имеет два внутренних отсека вооружений, в каждом из которых размещается две ракеты средней дальности, а также два узла внешней подвески, и по одному hardpoint на каждом крыле.

Эксперты отмечают, что истребитель FC-31 . это хорошо разработанный и качественно изготовленный самолет с высоким боевым потенциалом. Ведутся доработки силовой установки истребителя. Китайские специалисты пытаются создать двигатель с теми же характеристиками, которыми обладает российский двигатель РД-93. Ведутся испытания двигателя разработанного на китайском предприятии Суйчжоу WS-13, имеющего такую же тягу, что и российский РД-93. Необходимо достичь предельно возможной продолжительности работы механизмов двигателя, тем самым повысив моторесурс до первого ремонта. Ведется активная работа по созданию усовершенствованной модификации двигателя WS-13 A с тяговым усилием 100 kN для дальнейшей установки на FC-31.

В отличие от F-35, где фюзеляж изготовлен из специального волоконного материала, разработанного с использованием стелс . технологии, поверхность корпуса FC-31 покрыта специальным стелс-материалом, обеспечивающим невидимость для радаров противника.

Истребитель FC-31 имеет более плоский фюзеляж, чем F-35, что должно обеспечить превосходство в маневренности FC-31 и улучшить аэродинамическое сопротивление.

Тактико-технические характеристики FC-31

Приведенные данные могут меняться, в связи с тем, что самолет находится в стадии разработки и периодически проходит модернизации узлов.
Общие характеристики:

  • количество членов экипажа . 1 человек;
  • длина корпуса самолета . 16.9 м;
  • высота фюзеляжа . 11.5 м;
  • площадь крыла . 40 кв. м;
  • вес брутто . 17600 кг;
  • силовая установка: 1 вариант 2 двигателя РД-93, турбовентиляторные, с показателем тяги 84 kN; 2 вариант -2 двигателя WS 13A, турбовентиляторные, с показателем тяги 100 kN;
  • максимальная скорость -1.8 max;
  • боевая зона действия . 1250 км;
  • дальность полета 4000 км.
  • 4 ракеты PL-12 (размещенные во внутреннем отсеке).

Армия

Техника и оружие

Китайский «Кречет» не долетел до пятого поколения

Почему таинственный китайский истребитель Shenyang J-31 («Кречет») не соответствует пятому поколению

Транспортировка образца новейшего китайского истребителя пятого поколения Shenyang J-31 («Кречет») попала в объективы камер. «Газета.Ru» разбиралась в тайнах секретной разработки и пришла к выводу, что истребитель из Поднебесной только по внешнему виду напоминает американский F-35, но до пятого поколения ему еще далеко.

Случайным свидетелям на днях удалось заснять перевозку новейшего китайского истребителя. Транспортировка самолета производилась с соблюдением всех мер секретности: корпус машины накрыли плотным тентом и трепетно охраняли. Считается, что под брезентом находился второй экземпляр китайского истребителя пятого поколения Shenyang J-31 («Кречет»), разработанный с использованием стелс-технологии. Судя по всему, разработка и испытания машины пятого поколения идут в Поднебесной полным ходом.

По китайским данным, этот истребитель способен развивать скорость до 2200 км/ч, имеет боевой радиус действия 1250 км с топливом во внутренних баках, а также оснащен радаром с активной фазированной решеткой.

Демонстрация полета такой машины состоялась на авиакосмическом салоне Airshow China 2014, разработчики утверждали, что малозаметный «Кречет» сможет встать в один ряд с такими проектами истребителей пятого поколения, как американский F-35 и российский ПАК ФА. Но после показательного полета выкрашенный в черный цвет истребитель не выставляли ни на одной из площадок выставки, доступной широкой публике, что говорит о высоком уровне секретности данного самолета. Впрочем, российский ПАК ФА также не показывают зрителям на статических площадках авиасалонов — главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев отмечал, что пока рано показывать не принятую на вооружение разработку широкой публике.

«Газета.Ru» разобралась, оправдывает ли Shenyang J-31 смелые заявления создателей о том, что это истребитель именно пятого поколения.

Подробнее:

Корабельные вертолеты Ка-52К поставят на отправляющийся в Сирию крейсер «Адмирал Кузнецов»

На чем летает

Начнем с силовой установки. Ранее сообщалось, что у китайского истребителя J-31 будет российский двигатель РД-93 — это экспортная модификация двигателя РД-33, которым оснащается отечественный самолет МиГ-29. Тяга на форсаже этого мотора — 8300 кг.

РД-93 не является двигателем пятого поколения — он не дает возможности сверхзвукового полета на крейсерском бесфорсажном режиме двигателя.

Читать еще:  Опытный стратегический бомбардировщик Мясищева М-56 (СССР)

Тем не менее сравним его с мотором F-119, которым комплектуется американский истребитель пятого поколения F-35, — Pratt & Whitney F135. Важно, что этот двигатель — развитие двигателя пятого поколения F-119, установленного на F-22, то есть уже второй американский мотор пятого поколения. Тяга на форсаже – 19 500 кг.

Двигатели РД-93 и Pratt & Whitney F135 заметно отличаются уже по тяге — 8300 кг против 19 500 кг, — одно только это говорит, что сравнивать Shenyang J-31 и F-35 даже по силовой установке некорректно.

Это еще без учета показателей экономичности. Поэтому говорить о том, что Shenyang J-31 будет иметь сопоставимую с F-35 дальность полета и окажется в состоянии поднять ту же боевую нагрузку, крайне опрометчиво. К слову, российский двигатель пятого поколения (изделие 30) полетит только в 2017 году.

Подробнее:

В Японии появился еще один истребитель пятого поколения

Что летает

Сам летательный аппарат Shenyang J-31 также существенно уступает F-35, даже без учета авионики, бортового локатора и авиационных средств поражения. Точных тактико-технических данных бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и вооружения Shenyang J-31 из-за традиционной китайской закрытости нет, поэтому сравнивать их с аналогичным российским и американским оборудованием практически невозможно.

Утверждается, что Shenyang J-31 разработан с использованием стелс-технологии — этот факт вызывает у специалистов большие сомнения.

Кто и как измерял эффективную поверхность рассеивания китайского истребителя? В мире не так много полигонов, где эту процедуру можно выполнить с требуемой точностью и достоверностью.

Тем, кто пытается сравнивать Shenyang J-31 и F-35, следует напомнить, что F-35 уже четвертый американский самолет, разработанный с использованием стелс-технологии. Первый, F-117, уже снят с вооружения. А сколько усилий было при создании и эксплуатации этого самолета, какой большой опыт при этом получен, известно в полном объеме только американским разработчикам самолета.

Конечно, кое-что китайцы могли украсть в США. Но многого не украдешь.

Подробнее:

Почему российскую военную технику незаконно копируют другие страны

В качестве вывода можно сказать, что китайцы в плане создания самолета пятого поколения находятся еще только на самом начальном этапе этой работы. Однако денег в Поднебесной много, образованных людей не меньше (тем более получивших образование в США), а школы генерального конструктора как таковой пока еще нет. Нет сложившихся и устоявшихся механизмов творчества, оценки достигнутых результатов. Но скорость, с которой растут в этом плане китайцы, специалистов удивляет. И возможно, что решение многих сложных инженерно-технических задач им вскоре будет вполне по силам.

Названный в официальной программе авиашоу в Чжухае в 2014 году индекс FC-31 китайского самолета пятого поколения свидетельствует о том, что машина предполагается для экспорта.

Однако репутацию опытных и компетентных самолетостроителей заработать очень трудно. К удачным китайским конструкциям можно отнести, пожалуй, совместную с Пакистаном разработку JF-17 «Тандер» (китайское обозначение FC-1 «Сяолун»). Остальные

модели Поднебесной не пользуются на мировом рынке вооружений большим спросом.

По сути дела, Китай еще не создал полноценного истребителя четвертого поколения. В Поднебесной налицо большие проблемы даже с постройкой авиадвигателей. Китайцы в массовом порядке строят свои, но и в значительных объемах закупают российские моторы.

Ранее сообщалось, что промышленные шпионы

КНР украли терабайты информации у компании — производителя F-35 и максимально скопировали

если не внутренние узлы, то форму планера (структурная часть самолета без силовой установки и оборудования). Однако украсть — это одно, а сделать свое собственное и оригинальное — уже совершенно другое. Пока же китайский истребитель действительно только внешне похож на боевую машину пятого поколения.

Неясное будущее китайского истребителя FC-31

Второй прототип истребителя FC-31V2 (с) twitter.com/xinfengcao

Ходили слухи о том, что скоро должен подняться в воздух второй прототип (что и произошло на прошлой неделе – bmpd). Этот самолет будет отличаться цельным фонарем, несколько удлиненным и расширенным фюзеляжем, измененным вертикальным оперением, установленными законцовками на килях и крыльях, а также установкой двигателей WS-13A и WS-13E с малозаметными соплами, оптико-электронной прицельной системы в носу, а также штанги дозаправки в воздухе.

Как сообщается, SAC построила один экземпляр для статических испытаний, а 3 июля был замечен транспортный самолет, который перевозил укрытый брезентом самолет, очертаниями похожий на FC-31, тогда высказывались предположения, что это и есть второй прототип. Этот самолет затем был замечен вернувшимся в Шеньян.

Однако, в отличие от истребителя J-20A, имеются вопросы относительно того, каково будущее у FC-31, особенно после появления сообщения о том, что в Шеньяне ведется разработка нового однодвигательного истребителя.

Последние записи в этом журнале

На судостроительном комплексе «Звезда» спущено на воду первое судно

Как сообщило 12 мая 2020 года ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (Большой Камень, Приморский край), со стапеля…

Испытания новой гиперзвуковой авиационной ракеты с бомбардировщика Ту-22М3

Как сообщило 11 мая 2020 года информационное агентство ТАСС, испытания новой гиперзвуковой авиационной ракеты проведены недавно в России с борта…

Проблемы с ремонтом американских атомных подводных лодок

Как сообщили ВМС США, американская атомная многоцелевая подводная лодка SSN 764 Boise типа Los Angeles (находится в строю с 1992 года) 8 мая…

Инцидент в иранском флоте

Как сообщают иранские неофициальные источники, 10 мая 2020 года в ходе практических ракетных стрельб ВМС Ирана, выпущенная с иранского фрегата…

Кенийский гражданский самолет в Сомали был по ошибке сбит эфиопскими военными

Согласно обнародованному на сомалийских ресурсах докладу командования военных сил Африканского Союза в Сомали (AMISOM), потерпевший крушение 4 мая…

Военный парад в честь Дня Победы в Туркмении

Оригинал взят у коллеги dambiev в Военный парад в честь Дня Победы в Туркменистане Как сообщает туркменский интернет портал…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector